Научная статья на тему 'Основные положения Конвенции ООН о правах инвалидов - основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Основные положения Конвенции ООН о правах инвалидов - основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВА ИНВАЛИДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ / АДАПТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES TO EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES / ADAPTED PROGRAM OF VOCATIONAL EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старобина Е. М.

Анализируются основные положения ст. 24 Конвенции ООН о правах инвалидов «Образование» и рассматривается процесс приведения законодательства в сфере среднего и высшего профессионального образования в соответствие с основными положениями этой статьи Конвенции. Раскрыты основные направления модернизации инфраструктуры системы профессионального образования за счет увеличения удельного веса числа организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов; обеспечения студентов с ограниченными возможностями различных категорий общежитиями с доступной средой проживания, учитывающей их потребности. Описаны основные пути адаптации образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Также приводятся специфические требования к поступающим и порядку проведения входного, текущего и итогового контроля для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями. Сформулированы основные направления системного решения проблем профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций Конвенции ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старобина Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes the basic provisions of article 24 of the UN Convention on the rights of persons with disabilities "Education" and discusses the process of adapting legislation in the field of secondary and higher vocational education in accordance with the provisions of this article of the Convention. Outline the main directions of modernization of infrastructure of vocational education system by increasing the number of organizations of vocational education, which buildings are well adapted to the needs of disabled persons; ensure students with disabilities of various categories of the hostels with affordable living environment tailored to their needs. Describes the main ways of adapting the educational programmes of secondary and higher vocational education. Also provides specific requirements for applicants and the procedure of entrance, current and final control for people with special educational needs. Formulated the basic directions of systematic solution of problems of vocational education of persons with disabilities taking into account the recommendations of the UN Convention.

Текст научной работы на тему «Основные положения Конвенции ООН о правах инвалидов - основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 377/378 - 057.87 - 056.26

Е. М. Старобина

Основные положения конвенции ООН о правах инвалидов - основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья

Анализируются основные положения ст. 24 Конвенции ООН о правах инвалидов «Образование» и рассматривается процесс приведения законодательства в сфере среднего и высшего профессионального образования в соответствие с основными положениями этой статьи Конвенции. Раскрыты основные направления модернизации инфраструктуры системы профессионального образования за счет увеличения удельного веса числа организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения инвалидов; обеспечения студентов с ограниченными возможностями различных категорий общежитиями с доступной средой проживания, учитывающей их потребности. Описаны основные пути адаптации образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Также приводятся специфические требования к поступающим и порядку проведения входного, текущего и итогового контроля для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями. Сформулированы основные направления системного решения проблем профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций Конвенции ООН.

Analyzes the basic provisions of article 24 of the UN Convention on the rights of persons with disabilities "Education" and discusses the process of adapting legislation in the field of secondary and higher vocational education in accordance with the provisions of this article of the Convention. Outline the main directions of modernization of infrastructure of vocational education system by increasing the number of organizations of vocational education, which buildings are well adapted to the needs of disabled persons; ensure students with disabilities of various categories of the hostels with affordable living environment tailored to their needs. Describes the main ways of adapting the educational programmes of secondary and higher vocational education. Also provides specific requirements for applicants and the procedure of entrance, current and final control for people with special educational needs. Formulated the basic directions of systematic solution of problems of vocational education of persons with disabilities taking into account the recommendations of the UN Convention.

Ключевые слова: профессиональное образование, права инвалидов на образование, инклюзивное образование, Конвенция ООН о правах инвалидов, адаптированные программы профессионального образования.

Key words: vocational education, the rights of persons with disabilities to education, inclusive education, UN Convention on the rights of persons with disabilities, adapted program of vocational educational.

© Старобина Е. М., 2016

В Конвенции ООН по правам людей с ограниченными возможностями (2006) сформулированы основные принципы по созданию в различных странах единой стратегии в отношении инвалидов. Среди них - включенность инвалидов в сообщество, борьба со стереотипами, доступность, а также образование, работа и занятость. В их основе лежит положение о том, что все люди с ограниченными возможностями должны обладать всеми правами и основными свободами человека.

В статье 24 «Образование» Конвенции признается право инвалидов на образование «без дискриминации и на основе равенства возможностей с обеспечением инклюзивного образования на всех уровнях, на обучение в течение всей жизни в целях полного развития человеческого потенциала и личности, талантов и творчества, а также умственных и физических способностей в самом полном объеме, предоставления инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества». Обеспечение условий для доступа инвалидов к высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни, к программам технической и профессиональной ориентации без дискриминации и наравне с другими - задача государств-участников [1].

В связи с ратификацией Россией в мае 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов в настоящее время осуществляется процесс приведения законодательства в соответствие с основными положениями этой Конвенции. Приняты целый ряд законов федерального уровня, обеспечивающих реализацию положений конвенции. Главный из них - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (2014), которым вносятся изменения в 25 законодательных актов, регулирующих правоотношения в приоритетных сферах жизнедеятельности [12]. В сфере образования продолжается отработка механизмов реализации ст. 79 Закона об образовании «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [11].

В подпрограмме «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [5] в качестве целевых индикаторов установлен удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одно из мероприятий программы - «Модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий» - направлено на развитие технологий дистанционного образования и для обучения лиц с ОВЗ. При этом в дистанционном режиме предусматривается также и возможность предоставления необходимых услуг по сопровождению образовательного процесса.

Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования - еще одно мероприятие программы - предполагает увеличение удельного веса числа организаций среднего и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ; обеспеченность студентов с ограниченными возможностями общежитиями с доступной средой проживания, учитывающей потребности различных категорий инвалидов.

Обеспечение доступа инвалидов к высшему и среднему профессиональному образованию, к профессиональному обучению регламентируется целым рядом нормативных документов федерального уровня.

• Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [2].

• Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования [8].

• Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса [10].

• Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования [4].

В методических рекомендациях даны определения понятий «адаптированная образовательная программа» и «адаптационная дисциплина». Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования определяется как «программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы средне-

го профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ».

Адаптированная образовательная программа должна включать адаптационный учебный цикл, состоящий из адаптационных дисциплин. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. Специфика адаптированной образовательной программы проявляется в содержании всех ее разделов, начиная от общих положений, включая нормативные правовые основы разработки адаптированной образовательной программы, нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы, требования к абитуриенту. Специальное содержание имеют рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла, в частности, они должны включать раздел «Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», в том числе характеристику социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

В приложении к методическим рекомендациям приведены аннотации примерных рабочих программ адаптационных дисциплин: «Основы интеллектуального труда», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Психология личности и профессиональное самоопределение», «Коммуникативный практикум», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний». В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин должна быть предусмотрена подготовка выпускников-инвалидов к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

К поступающему с ОВЗ или инвалиду предъявляются особые требования. Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной профессии/специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда. Лицо с ОВЗ при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии/специальности, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

Предусматриваются требования к входному и текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации. Форма входного и текущего контроля для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Перед проведением государственной итоговой аттестации выпускники или родители не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.

В Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [2] предусмотрены организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования, предусматривающие создание подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ОВЗ. Это может быть, например, центр (отдел, отделение, служба и т. п.) инклюзивного образования, ответственного за создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования. В его задачи входит довузовская подготовка и профо-риентационная работа с абитуриентами-инвалидами, сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, создания безбарьерной архитектурной среды. На сайте вуза должна быть размещена информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, инвалидов.

Рекомендуется введение в штат вузов должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ОВЗ. Это могут быть, например, сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха и зрения.

При работе с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ рекомендуется создание системы довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов, реализующей специальные дополнительные образовательно-реабилитационные программы для абитуриентов-инвалидов, включая дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение. Довузовская подготовка инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организована на базе общеобразовательных организаций, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

Специфика профессиональной ориентации абитуриентов-инвалидов связана с необходимостью диагностирования особенностей их здоровья и психики, характера дезадаптации, выявления потребности в реабилитации и сопровождении. Основными формами профориентационной работы являются: дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями, профориентационное тестирование, профориентационная дополнительная образовательная программа вуза.

Нормативные документы подробно описывают рекомендации по доступности зданий образовательных организаций, по созданию безбарьерной среды и материально-техническому обеспечению образовательного процесса, учитывающие потребности инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с ограничением двигательных функций.

Поскольку студенты с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, отражающие специфические особенности восприятия, переработки материала, то подбор и разработка учебных материалов должны производиться в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию преимущественно визуально, с нарушениями зрения - аудиально, например, с помощью тифлоинформационных устройств.

Использование технологических средств электронного обучения позволяет осуществлять прием-передачу информации в формах, доступных для различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий дает такую возможность, сочетая on-line и off-line технологии, а также индивидуальные и коллективные формы работы в учебном процессе. Индивидуализация учебного процесса при дистанционном обучении обеспечивает подбор содержания, методов и темпа учебной деятельности инвалида, контроль за решением конкретных задач; позволяет вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.

Дистанционное обучение предоставляет также возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничества в процессе познавательной деятельности, проведения учебных мероприятий, способствующих сплочению группы, направленных на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. Одной из эффективных форм проведения он-лайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

Условия доступности услуг в сфере профессионального образования для инвалидов предусмотрены приказами Минобрнауки России о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования [6; 7].

Один из последних приказов Министерства образования и науки - приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [9]. Этим приказом предписывается руководителям органов и организаций, предоставляющим услуги в сфере образования, обеспечение создания инвалидам следующих условий доступности этих услуг:

а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

в) предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка;

г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

е) обеспечение предоставления услуг тьютора на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида;

ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

з) оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

По данным Министерство образования и науки России в организациях среднего профессионального образования в настоящее время обучается порядка 14,9 тыс. инвалидов, в организациях высшего образования - около 17 тыс. инвалидов, что составляет 12,7 % от инвалидов в возрасте 18-24 лет. При этом 83 % инвалидов обучаются в вузах очно. Из инвалидов, получающих профессиональное образование в организациях высшего образования, 58 % имеют различные соматические заболевания; 25 % - нарушения опорно-двигательного аппарата, 9 % - нарушение зрения, 8 % - нарушение слуха. Ежегодный выпуск организаций высшего образования составляет около 2,0 тыс. чел., организаций среднего профессионального образования соответственно 2,3 тыс. чел.

Однако сохраняются существенные барьеры, препятствующие получению инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования:

- низкая доступность учреждений профессионального образования для инвалидов;

- слабая техническая оснащенность процесса обучения и недостаток специальных образовательных программ;

- ограниченная транспортная доступность к образовательным учреждениям;

- низкая доступность услуг по психологической поддержке и социальной адаптации;

- низкий уровень медицинской реабилитации инвалидов.

Системное решение проблем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом рекомендации Конвенции ООН о правах инвалидов должно предполагать следующие основные направления:

- содействие в профессиональной ориентации, получении образования и приобретении профессии;

- формирование безбарьерной среды в образовательных организациях является приоритетным;

- развитие системы инклюзивного профессионального образования;

- внедрение дистанционных технологий и электронного обучения в систему профессионального образования;

- адаптация образовательного процесса, программ профессионального образования с учетом особых образовательных потребностей различных категорий студентов с ОВЗ и инвалидов;

- обеспечение индивидуализированного подхода к подбору наиболее эффективных методик и средств обучения на основе современных образовательных стандартов;

- подготовка выпускников-инвалидов к трудоустройству, к применению на практике полученных во время учебы компетенций.

Список литературы

1. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/2565085/#xzz3QTvqzWNh.

2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн) Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70680520/#ixzz41Ma2KB8m

3. Письмо Минобрнауки РФ от18.03.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». - URL: http://p11505.edu35.ru/iilsvz/379-trebovaniya-k-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa

4. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденными директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 20.04.2015 г. № 06-830вн) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178632/99fd57a235f04af41eeed 781990b5d2e5f01a56a/

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы». Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70643472/#help#ixzz41MZaCGpd

6. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_150312/

7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 № 31402). - URL: http://www.fgou-vunmc.ru/normativ_mon/vpo_prikazy.php? ELEMENT_ID=1592

8. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 (ред. от 11.12.2015) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2014 № 31529). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_160060/

9. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 № 40000). -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_190309/

10. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные директором департамента государственной политики в Сфере подготовки рабочих кадров и ДПО. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014. - URL: 1п«р://итсро.шЯ^/2014/03/Требования-к-организации-образовательного-процесса-для-обучения-с-ОВЗ^Г

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3QTyIP839

12. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_171577/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.