Научная статья на тему 'Опыт и перспективы развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области'

Опыт и перспективы развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / SPECIAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN WITH HIA / PERSONS WITH DISABILITIES / DISABLED PEOPLE / YOUNG CHILDREN WITH DISABILITIES / ORPHANAGES / INTEGRATED EDUCATION / UPBRINGING / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобрина Л. М., Логинова Е. Т., Никитина М. И.

В статье представлен опыт научно-исследовательской работы ученых-дефектологов Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина в области разработки и создания в Ленинградской области специальных образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе системы инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения: от раннего возраста до профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобрина Л. М., Логинова Е. Т., Никитина М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of research work of defectologists at Pushkin Leningrad State University in the field of development and creation of special educational systems for people with disabilities and disabled people, including a system of inclusive education and psychological and pedagogical support from an early age to vocational training in the Leningrad region.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376.1 (471.23)

Л. М. Кобрина, Е. Т. Логинова, М. И. Никитина

Опыт и перспективы развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области

В статье представлен опыт научно-исследовательской работы уче-ных-дефектологов Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина в области разработки и создания в Ленинградской области специальных образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе системы инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения: от раннего возраста до профессиональной подготовки.

The article presents the experience of research work of defectologists at Pushkin Leningrad State University in the field of development and creation of special educational systems for people with disabilities and disabled people, including a system of inclusive education and psychological and pedagogical support from an early age to vocational training in the Leningrad region.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, специальное образование, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ОВЗ, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детские дома, интегрированное обучение, воспитание, социализация.

Key words: education, vocational education, special education, inclusive education, psychological and pedagogical support, children with HIA, persons with disabilities, disabled people, young children with disabilities, orphanages, integrated education, upbringing, socialization.

Отечественные социально-педагогические системы общего и специального образования в последнее время модернизированы в соответствии с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» и веяниями времени. Модернизация, в свою очередь, активизировала специализацию разных дисциплинарных областей педагогической науки, в том числе и в области дефектологии, усилив интегративность процессов научного познания.

© Кобрина Л. М., Логинова Е. Т., Никитина М. И., 2017

242

Тематика научно-исследовательских работ становится одновременно как более широкой, так и более дифференцированной, а насущные проблемы общества приводят и науку и практику к интеграции различных областей педагогики.

Широко в разные сферы научных интересов, включена идея интегрированного и инклюзивного образования, идея ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидам, проблема речевого развития детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации, проблема профобразования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов и др.

Данная тенденция подвигла нас объединить опыт и проблематику научных исследований на кафедрах дефектологического факультета Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина в единую научную тему, разрабатываемую нами для нужд Ленинградской области «Система инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: от ранней помощи до профессиональной подготовки».

Начиная с 2009 года, учеными-дефектологами Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина были выполнены научно-исследовательские работы по наиболее актуальным направлениям развития дефектологической науки для образовательных организаций и организаций социальной защиты Ленинградской области.

Развитие системы специального образования предполагает непрерывность образовательного процесса и обеспеченность его гарантиями получения последующего профессионального, образования или обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Профессиональное образование и обучение лиц с ОВЗ и инвалидов является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений развития образовательных систем.

Разработкой и внедрением системы непрерывного профессионального образования данной категории граждан ученые ЛГУ имени А.С. Пушкина занимаются с 2009 года.

В процессе реализации научно-исследовательской работы нами были достигнуты следующие фундаментальные и прикладные результаты: разработаны рекомендации по созданию и внедрению индивидуальных программ профессиональной реабилитации инвалидов; определен потенциал данной категории обучающихся к освоению образовательных программ в профессиональных организациях среднего и высшего образования; сформированы необходимые условия реализации идеи инклюзивного профессионального образования; осуществлена научно-методическая разработка технологий профессионального обучения подростков с нарушенным слухом или зрением по конкретным специальностям; дано научное обоснование образовательной модели для лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях организаций среднего профессионального и высшего образования (медико-психолого-социальное сопровождение лиц с нарушением

слуха или зрения на всех ступенях профессионального образования); информационно обеспечены процессы профессиональной, социальной и психологической адаптации обучающихся и обучающихся с нарушением слуха и/или зрения; определены специальные (коррекционные) образовательные условия научно-методического обеспечения образовательной модели лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; обосновано содержание дисциплин коррекционно-развивающего, социализирующего и адаптационного блоков, учебных планов, адаптированных образовательных программ и коррекционных мероприятий.

В процессе практического применения результатов работы проведены повышение квалификации и переподготовка профессорско-преподавательского состава и педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области; организована психолого-педагогическая поддержка выпускников специальных образовательных организаций с нарушением слуха или зрения в период предпрофессиональной подготовки и профессионального самоопределения.

В процессе овладения программами профессионального образования лиц с нарушением слуха или зрения разработаны подходы, способствующие освоению программ профессиональной подготовки лицами с нарушениями слуха или зрения.

Учитывая особенности психофизического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, мы спроектировали специальные коррекционно-педагогические условия реализации программ профессиональной подготовки данной категории обучающихся в условиях профессиональной организации среднего профессионального и высшего образования.

Таким образом, еще в 2010 г. учеными факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина было исследовано и описано состояние профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области, выявлены проблемы и определены пути их решения в системе специального профессионального образования; спроектирована и научно обоснована модель непрерывного профессионального образования лиц с нарушением слуха и лиц с нарушением зрения в образовательном процессе профессионального образования. Система профессионального образования лиц с нарушением слуха или зрения, представленная в виде структурированного учебно-методического комплекса, была предложена в виде педагогической модели.

Нами были изучены и определены приоритетные потребности профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников специальных (коррекционных) школ I—IV видов Ленинградской области; дифференцирован перечень специальностей, освоение которых доступно обучающимся с нарушением зрения или слуха; разработаны учебные планы и программы Логика исследовательской работы предполагала со-

ставление учебно-методических комплексов по направлениям и специальностям, доступным для лиц с нарушением слуха или зрения; создание специальных (коррекционных) образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Наряду с этим, перспективным направлением исследования, по нашему мнению, является разработка региональной модели социализации выпускников детских домов. Научно-исследовательская работа предполагала решение ряда задач: проведение качественного анализа подходов; разработку научно-методических материалов к социализации воспитанников детских домов Ленинградской области; подготовку информационно-методического сопровождения социальных служб, оказывающих услуги при различных формах жизнеустройства воспитанников детских домов и детей находящихся под опекой или попечительством, а также переданных на воспитание в приемные семьи; подготовку и издание пособий, учебных материалов и методических пособий по сопровождению семей, взявших на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, для специалистов системы образования и социальной защиты.

Нами разработаны и внедрены программы социализации воспитанников специальных детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, а также программы, способствующие адаптации выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни. Инициированы, организованы и проведены мероприятия по созданию условий социального партнерства с учреждениями, общественными и благотворительными организациями, меценатами Ленинградской области (организация конференций, семинаров, форумов, дискуссионных панелей, попечительских советов при детских домах-интернатах и др.); проведены обучающие семинары для специалистов системы образования и социальной защиты.

Научно-исследовательская работа предполагала проведение научно-методических семинаров, совещаний, практических занятий, мастер-классов и конференций для специалистов и сотрудников системы образования и социальной защиты, опекаемых и приемных семей, проживающих в Гатчинском, Волосовском и Кингисеппском районах. Исследователями проведены курсы повышения квалификации, организованы родительские школы и обучающие семинары по нормативно-правовым и психолого-педагогическим проблемам, по вопросам психосоциальной адаптации и реабилитации детей в приемных семьях; проведены групповые консультации для опекаемых и приемных семей; организована консультационная помощь и индивидуальное сопровождение приемных семей.

Группой авторов ЛГУ им. А.С. Пушкина разработан научно-методический комплекс содержательного обеспечения региональной модели социализации воспитанников специальных детских домов и интернатов и социальной поддержке опекаемых и приемных семей. Были разработаны и изданы: научно-методическое пособие по социализации детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, учебно-методическое пособие для воспитанников детских домов, для специалистов детских домов; разработано методическое пособие для опекаемых и приемных семей.

Актуальным вопросом развития региональных систем специального образования является создание региональной системы ранней психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Факультет дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина работает над этой проблемой с 1998 г.

Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволит сформировать статистическую базу данных будущих потенциальных участников специального или инклюзивного образовательного процессов и учесть потребность населения в специальной коррекционной помощи в регионе на ближайшие 7-10 лет.

Нами охарактеризованы модели, системы и программы раннего вмешательства в России и за рубежом; системы диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте; особенности развития детей данной группы; проанализированы законодательные основы функционирования службы раннего вмешательства; дана характеристика состояния проблемы в Ленинградской области. Осуществлено методологическое обоснование исследования: выстроена его логика, обоснована стратегия и тактика; сделано теоретико-методологическое обоснование и разработана модель региональной системы ранней коррекционной помощи детям первого года жизни с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области; дана характеристика элементам разработанной системы сопровождения детей раннего возраста.

В процессе практической работы в регионе разработаны специальные технологии сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ; определены критерии оценки эффективности результатов диагностико-коррекционной работы с такими детьми; создана методика оказания профилактической помощи потенциальным матерям, беременным женщинам и детям «группы риска»; разработаны методики психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Проведены ознакомительные и обучающие семинары специалистов образовательных и медицинских учреждений, обслуживающих раннее детство; разработаны и изданы комплексы научно-методических и учебно-методических рекомендаций, подготовлены программы курсов повышения квалификации специалистов, обеспечивающих процесс абилитации; разработано содержание научно-методических семинаров, которые проведены для работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения Ленинградской области (Гатчинский, Кингисеппский и Волосовский районы); издан комплект материалов по созданию в Ленинградской области региональной системы ранней коррекционной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ, представляющий собой набор методических рекомендаций для педагогов, специалистов, родителей; методическое и учебно-методическое пособия для

специалистов, сопровождающих процесс абилитации детей раннего возраста; организовано внедрение методического обеспечения в образовательный процесс дошкольных учреждений региональной системы коррекционной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ (специальных (коррекционно-диагностических методов и приемов нарушений психофизического развития детей первого года жизни) в системе дошкольных учреждений Ленинградской области; получены отзывы указанных учреждений о внедрении методического обеспечения системы; издан комплекс научно-методических материалов с рекомендациями по созданию в Ленинградской области региональной системы ранней коррек-ционной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ, состоящий из методических рекомендаций для педагогов, специалистов, родителей, учебно-методического пособия для специалистов, сопровождающих процесс абилитации детей раннего возраста, методического пособия «Игры и упражнения для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет)».

По окончании работ организована и проведена научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с особыми потребностями в раннем возрасте», опубликован сборник научных и методических материалов.

Также интересной с точки зрения перспективного развития специальных образовательных систем является тема инклюзивного и / или интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное научное направление разрабатывается сотрудниками ЛГУ им. А.С. Пушкина с 1997 г. Группой ученых факультета дефектологии и социальной работы по заказу правительства Ленинградской области был проведен анализ исследований по проблеме интегрированного и / или инклюзивного обучения, изучен опыт, определены перспективы интеграции детей с ОВЗ, коррекционно-развивающие и социально-педагогические условия интеграции; критерии показателей психофизического развития интегрируемых детей; уточнен контингент учащихся с ограниченными возможностями здоровья, способных освоить учебный план в условиях интеграции, уточнены формы обучения (в коррекционном классе общеобразовательной школы, в условиях включения в обычный класс, в специальной (коррекционной) школе, и т. п.); определены рекомендуемые сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем школьном или среднем и старшем школьном возрасте); научно обоснована и практически подтверждена специфика содержания обучения в условиях интеграции; разработаны варианты освоения образовательной программы, апробированы возможности гибкого перехода с одного варианта на другой; проведены курсы повышения квалификации и переподготовка учителей общеобразовательной школы для системы инклюзивного образования, разработаны, изданы и внедрены программы переподготовки педагогических работников. В программах изложены основные идеи внедрения кор-рекционно-развивающего обучения в общеобразовательные школы - идеи интегрированного обучения детей с разным уровнем развития.

В муниципальных образованиях Ленинградской области проведены курсы переподготовки учителей и воспитателей, в том числе по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»; разработана, внедрена и реализуется магистерская образовательная программа подготовки по направлению 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование «Педагог интегрированного обучения», рассчитанный на педагогов-предметников общеобразовательных школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

По проблеме разработан и опубликован ряд учебных и учебно-методических изданий: учебно-методическое пособие «Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на основе дифференцированной коррекционно-развивающей работы в условиях общеобразовательной сельской школы Ленинградской области»; учебно-методическое пособие «Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы Ленинградской области»; программы учебных курсов и дисциплин; программы переподготовки педагогов общеобразовательных школ (учебно-методическое пособие «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Переподготовка педагогов»); магистерские программы «Педагог интегрированного обучения».

В результате исследования внедряются в образовательный процесс следующие научные разработки:

• концепция создания специальных (коррекционных) условий обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы и соответствующая ей концепция нового поколения переподготовки кадров для инклюзивного образования;

• концептуальная модель системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской общеобразовательной школе;

• концепция развития инклюзивной сельской общеобразовательной школы, в пространстве которой решается важнейшая социальная задача сохранения сельской семьи школьника с ОВЗ;

• модель сельской общеобразовательной школы, где в образовательном процессе сочетаются общеобразовательный и коррекционно-раз-вивающий аспекты, решаются общеобразовательные и коррекционные задачи.

ЛГУ им. А.С. Пушкина участвовал в конкурсе научных инновационных проектов, способствующих существенному повышению качества и конкурентоспособности российского образования в рамках V юбилейного Международного конгресса-выставки «Global Education - Образование без границ» в 2012 г. и был награжден Золотым кубком Гран-при и дипломом

Гран-при за лучшую инновационную образовательную программу «Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы Ленинградской области». Результаты исследования представлены на конкурсе научных проектов, направленных на сохранение здоровья человека «Здоровье наций - основа процветания государств СНГ», проводимом ежегодно Лигой здоровья наций под патронатом Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки РФ, конкурсная работа с описанием региональной системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья получила диплом победителя.

В октябре 2012 г. в творческом конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда» университет был награжден номерным дипломом ВДНХ (диплом Всероссийского выставочного центра № 352) за проект «Система интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы Ленинградской области», который реализуется и по сегодняшний день.

Нами определен педагогический результат и социальный эффект внедрения системы инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе:

- увеличение числа обучающихся сельских школ путем решения проблемы «скрытого отсева» сохранения детей с разным уровнем развития и возможностями освоения образовательных программ в числе её учеников; создание рабочих мест для педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов, дефектологов, воспитателей; наполнение второй половины дня культурно-досуговой деятельностью коррекционной направленности; сохранение сельской семьи и сельской среды; объединение общепедагогических и коррекционных функций в одной образовательной организации; создание оптимальной образовательной среды для детей с ОВЗ; обеспечение условий для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации по их месту жительства; возможность получения образования всеми детьми муниципального образования независимо от уровня их психофизического развития.

В настоящее время основным проектом, разрабатываемым и реализуемым учеными-дефектологами ЛГУ им. А.С. Пушкина, является социальный региональный проект «Система инклюзивного образования: от раннего возраста до профессиональной подготовки».

Обобщение опыта исследовательских работ обозначает перспективы системы специального образования как в части основного и дополнительного профессионального образования, абилитационной работы, профилактики вторичных нарушений, социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах, в разных социальных условиях и разных жизненных ситуациях.

Разработанные учеными факультета дефектологии и социальной работы Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина направления совершенствования региональных образовательных систем, основанные на авторских эмпирических исследованиях, способствуют консолидации научно-образовательной, исследовательской и практической деятельности в регионе и, таким образом, обеспечивают стратегическое планирование и прогнозирование развития общего, специального и профессионального образования.

Список литературы

1. Кобрина Л.М. Перспективные направления развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе эмпирических исследований // Специальное образование: материалы IX междунар. науч. конф., 24-25 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. -Т. II. - С. 147-154.

2. Кобрина Л.М. Специальное образование в современных социокультурных условиях / Л.М. Кобрина, М.Ю. Данилкина, О. А. Денисова // Методология и стратегии развития современного образования: материалы междунар. науч. конф., Минск, 11 дек. 2014 г. / отв. ред. Л.А. Худенко. - Минск, 2015. - С. 148-154.

3. Кобрина Л.М. Современные требования к качеству высшего дефектологического образования / Л.М. Кобрина, М.Ю. Данилкина, О.А. Денисова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., г. Череповец, 26-27 нояб. 2015 г.) / под ред. Л.А. Пепик. - Череповец: ЧГУ, 2015. - С. 7-11.

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.