КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК [378.048.44 + 331.53] - 056.24 (470.12)
О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Р. А. Самофал, О. Ю. Лягинова, С. А. Парыгина
К проблеме трудоустройства молодых инвалидов в Вологодской области
В статье анализируется опыт Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Северо-Западного федерального округа (СЗФО), созданного на базе Череповецкого государственного университета (ЧГУ), в вопросах содействия инвалидам в выборе подходящего направления подготовки, получения высшего образования в соответствии с учетом их возможностей и особенностей психического развития, их дальнейшего трудоустройства. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика причин, затрудняющих трудоустройство инвалидов, и список востребованных профессий на территории Северо-Западного федерального округа. В качестве механизма решения имеющихся проблем профориентации, получения высшего образования и трудоустройства инвалидов определена разработка и внедрение информационно-аналитической системы с веб-интерфейсом «Трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области».
The article analyzes the experience of the Resource Training and Methodological Center (RUMC) for training disabled people and people with disabilities in the Northwestern Federal District (NWFD), established on the basis of the Cherepovets State University (CSU) in the field of assistance to disabled people in choosing the appropriate area for training, higher education in accordance with their ability and the characteristics of mental development, their further employment. Based on the generalization and systematization of data, the specifics of the reasons that make it difficult for disabled people to work, and the list of popular professions on the territory of the Northwest Federal District are determined. The development and implementation of an information and analytical system with the web interface "Employment of citizens with disabilities in the Vologda region" is defined as a mechanism for solving the existing problems of vocational guidance, higher education and employment of disabled people.
Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью и ОВЗ, Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, Северо-Западный федеральный округ, информационно-аналитическая система с веб-интерфейсом «Трудоустройство граждан с ОВЗ в Вологодской области».
© Денисова О. А., Леханова О. Л., Самофал Р. А., Лягинова О.Ю., Парыгина С.А., 2018
Key words: higher inclusive education, students with disabilities and HIA, resource training and methodological center for education of persons with disabilities and HIA, North-West Federal District, information and analytical system with a web interface "Employment of citizens with HIA in the Vologda region".
В последние годы проблема инклюзивного трудоустройства и трудовой занятости инвалидов стала выдвигаться на первый план исследовательских, законотворческих и правоприменительных инициатив. Решение данного вопроса предполагает не только системность мер по мотивированию работодателей, но и чёткое понимание причин низкой вовлечённости молодых инвалидов в трудовые отношения.
В современной России происходит постепенное сокращение трудоспособного населения, в то же время количество инвалидов и лиц с ОВЗ имеет тенденцию к увеличению. Соответственно, перед государством стоит задача развития системы непрерывного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ, решение проблемы их профориентации и дальнейшего трудоустройства^; 9; 11; 13].
Полноценное участие людей с инвалидностью в производстве экономических благ отвечает не только их собственным интересам, но и интересам общества в целом, обеспечивая ему дополнительные трудовые ресурсы, повышая общий уровень благосостояния, спрос на потребительские товары, снижая иждивенческую нагрузку на работающих граждан. Все эти положительные эффекты делают задачи, связанные с вовлечением инвалидов в трудовую деятельность неотъемлемой частью современной социально-экономической политики развитых стран. Способность государств учитывать потребности инвалидов и возможности работодателей, во многом определяет ситуацию на рынке труда [3].
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для получения инвалидами и лицами с ОВЗ с учетом их возможностей и особенностей психического развития высшего образования [2].
В рамках деятельности Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе Череповецкого государственного университета (ЧГУ), в рамках реализуемого Министерством образования и науки РФ проекта по созданию в России сети Ресурсных учебно-методических центров по вопросам обучения лиц с инвалидностью на базе образовательных организаций высшего образования (ОО ВО), были реализованы и обобщены сведения относительно трудоустройства выпускников с инвалидностью, завершивших обучение в подведомственных Министерству образования и науки вузах, на закреплённой за РУМЦ ЧГУ территории Северо-Западного федерального округа. Анализ сведений включал мониторинг трудоустройства и анализ рынка труда в 8
субъектах СЗФО, включая Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области, Республики Карелия и Коми. На сегодняшний день РУМЦ СЗФО ЧГУ взаимодействует с 23 вузами-партнерами. Задачи, решаемые РУМЦ СЗФО ЧГУ совместно с вузами-партнерами, включают наряду с прочим оказание помощи и проведение мониторинговых мероприятий по вопросам трудоустройств выпускников-инвалидов; пропаганду идей и ценностей инклюзивного трудоустройства через различные форматы деятельности; взаимодействие с субъектами ИВО [4; 6].
Поскольку каждый федеральный округ РФ имеет свои особые географические, социально-экономические, социокультурные условия, сформулированный запрос на перечень востребованных профессий квотируемых рабочих мест для инвалидов, то возникает необходимо определения специфики и своеобразия практики работы РУМЦ в вопросах профессионального консультирования и сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, содействия в их дальнейшем трудоустройстве.
В целом, СЗФО, на территории которого осуществляет функционирование РУМЦ ЧГУ, занимает 9,5 % территории России, примерно та же доля приходится на проживающее в округе население. По данным официального отчёта, в регионе проживает более 13 млн чел., на лиц с инвалидностью приходится около 12 от общего числа населения региона, из них примерно треть - инвалиды трудоспособного возраста, около 5% от общего числа инвалидов - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет.
Экономически СЗФО имеет свои преимущества и ограничения. Регион имеет выгодное геополитическое положение и богатую ресурсно-сырьевую базу, однако в регионе самый высокий показатель урбанизации среди ФО РФ и доминирование промышленности в хозяйственном комплексе региона; самое высокое среди ФО РФ сокращение населения с 1990 г., крайне неравномерная плотность населения (от 63 до 2,1 чел/км2) и значительный отток кадров и промышленности из малых и средних населённых пунктов.
На территории округа существует ярко выраженный дисбаланс между сложившейся структурой подготовки кадров и спросом на трудовые кадры, между социально-профессиональными и ценностными ориентациями населения и структурой спроса на квалифицированные рабочие места; между возможностью производства инновационных продуктов и низкой заинтересованностью хозяйствующих субъектов в нововведениях; между высокими требованиями населения к занятости и условиям жизни и имеющимися возможностями развития малых и средних городов. В то же время, компактность территории, общность инфраструктуры, конфигурация и традиции коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и
природных условий субъектов СЗФО определяют значительные возможности развития сотрудничества внутри субъектов и между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа, в решении экономических и социальных вопросов, в реализации совместных программ и проектов. Выделенные экономические и геополитические характеристики региона определяют спектр востребованных в регионе профессий и саму возможность трудовой занятости молодых инвалидов [7].
Проведённый Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Череповецкого государственного университета анализ позволил составить карту востребованных в регионе профессий. В регионе на первый план по востребованности выходят профессии инженерной и педагогической направленности, Спросом пользуются специалисты по 1Т-технологиям и по кадрам [1; 5; 10].
Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью 2017 г. позволил получить сведения о трудоустройстве 88 % процентов выпускников. 12 % выпускников утратили связь с университетом по причине смены контактных телефонов и адреса местожительства выпускника.
По данным мониторинга 49 % выпускников успешно трудоустроены, 18 % продолжают обучение, 33 % не трудоустроены. Из числа трудоустроенных выпускников 83 % трудоустроены по специальности, 71 % при этом удовлетворены работой, 12 % работа по специальности не устраивает. 17 % трудоустроенных выпускников работают не по специальности, но их всё устраивает.
В качестве причин, затрудняющих трудоустройство, выпускники в 23 % случаев говорят о том, что факторов, мешающих их трудоустройству, нет. Причину трудовой незанятости объясняют иными видами занятий (параспорт, общественная деятельность). В остальных случаях трудности трудоустройства выпускники связывают с недостатком квалификации (17 %), отсутствием подходящих вакансий (15 %), низкой заработной платой (9 %) и ограничениями здоровья (9 %). В единичных случаях указывается на трудности собеседования, завышенные требования работодателя, сложности передвижения до места работы и потребность в специальном оборудовании рабочего места.
Определяя виды помощи от РУМЦ в вопросах трудоустройства, выпускники в 42 % случаев отказываются от поддержки, в 31 % желают получить помощь в подборе вакансии, 12 % хотят получать информацию о проводимых ярмарках вакансий для инвалидов. В отдельных случаях указывается на потребность в помощи при составлении резюме, подготовке к собеседованию с работодателем, при получении госуслуг службы занятости и оформлении справки МСЭ.
Схожие сведения получены и по вопросу об ожидаемой помощи от служб занятости населения. Так 32 % выпускников с инвалидностью отказываются от поддержки, 38 % желают получить помощь в поиске подходящей работы, 9 % хотят получать пособие по безработице. В отдельных случаях обозначена потребность участия в ярмарках вакансий для инвалидов, ожидание помощи в получении навыков поиска работы, дополнительном профессиональном обучении, поиске временной занятости, помощи при открытии собственного дела.
Проведённый мониторинг рынка труда показал наличие достаточного количества квотируемых рабочих мест для инвалидов, однако качество предоставления сведений и соответствие описания должности требуемой квалификации работника, представляемые работодателями для инвалидов, оставляют желать лучшего. Препятствиями для получения лицами с инвалидностью и ОВЗ высшего образования и дальнейшего трудоустройства выступают их недостаточная информированность в вопросах возможности получения высшего образования, а также низкая мотивация к получению высшего образования и дальнейшей трудовой деятельности.
Для преодоления сложившейся ситуации и реализации подпрограммы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве», входящей в государственную программу «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Вологодской области на 2014-2020 годы», считаем необходимым разработку информационно-аналитической системы с веб-интерфейсом «Трудоустройство граждан с ОВЗ в Вологодской области», включающей в себя следующие подсистемы [12; 14]:
1. Подсистему для работодателей, предоставляющую возможности:
a) формирования качественной заявки на создание квотируемого рабочего места на основе простой системы выбора профессиональной области, специализации и особенностей лиц с ОВЗ;
b) размещения вакансии, подходящей для инвалида, с указанием: заработной платы; условий труда; требований к опыту работы; типа занятости (полная занятость / частичная занятость / временная / стажировка / сезонная / удаленная); графика работы (полный день / неполный день / гибкий график / сменный график / ненормированный); контактов;
c) поиска сотрудника по резюме, размещенным в системе.
В подсистеме предусматривается возможность автоматической передачи сформированных вакансий в другие информационные системы, например, в общероссийскую базу вакансий «Работа в России», Неа^ип1ег и др.
2. Подсистему для выявления рабочих мест для инвалидов, наиболее востребованных в Вологодской области. Данная подсистема предусматривает возможность выявления наиболее востребованных профессий для инвалидов в регионе на основе отбора вакансий с использованием критериев обора (средней заработной платы по региону, максимальной заработной платы по вакансии, отметке о вакансии, подходящей для инвалида, отметки о вакансии, требующей высшего образования или среднего профессионального образования и др.), что позволит обеспечить информационное содействие инвалидам в выборе подходящего направления подготовки / образовательной программы в системе высшего / среднего профессионального образования/ дополнительного образования. Также подсистема предусматривает возможность формирования отчетов по востребованности рабочих мест для инвалидов в Вологодской области для сотрудников Департамента труда и занятости населения Вологодской области, автоматическую передачу информации на федеральные ресурсы.
3. Подсистему «Моя карьера: живи, учись, работай в Вологодской области», предназначенную для лиц с ОВЗ, и предоставляющую им следующие возможности:
a) возможность прохождения профессионального тестирования с учетом ограничений по здоровью, выявленной востребованностью профессий для инвалидов в регионе;
b) представления перечня направлений подготовки в системе среднего профессионального или высшего образования, соответствующих профессиям, рекомендованным инвалиду в ходе профессионального тестирования;
c) в зависимости от выбора направления подготовки, предоставления списка образовательных организаций Вологодской области, реализующих данное направление подготовки, наличие квотируемых мест для обучения, условий обучения, геолокации и др.
ф возможность выбора квотируемого рабочего места или вакансии в регионе, подходящей для инвалида, закончившего данное направление подготовки, с указанием средней заработной платы, условий труда, графика работы, геолокации и др.;
е) возможность подачи резюме для поиска квотируемого рабочего места или вакансии, подходящей для инвалида, а также получения рассылки в случае появления необходимой вакансии;
возможность связи с работодателем / представителем Департамента труда и занятости населения Вологодской области / представителем Центра занятости населения Вологодской области.
Таким образом, опыт функционирования РУМЦ позволяет убедительно свидетельствует о необходимости консолидации усилий на уровне муниципалитетов и субъектов СЗФО в лице вузов-партнеров на закрепленной территории с органами исполнительной и законодательной власти региона, общественными организациями, региональными и городскими учреждениями здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, профильными советами и объединениями для поддержки трудоустройства молодых инвалидов. Реализация взаимодействия позволит создать условия для подготовки специалистов разных служб и ведомств к работе в едином инклюзивном пространстве региона; осуществлять обмен информацией и успешными практиками в сфере инклюзивного трудоустройства.
Изучив актуальные исследования по вопросам трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, мы пришли к выводу о необходимости разработки информационно-аналитической системы с веб-интерфейсом «Трудоустройство граждан с ОВЗ в Вологодской области», которая позволит найти в одном месте всю необходимую информацию по вопросам получения профессии и высшего образования абитуриентам и студентам с инвалидностью и ОВЗ, выбрать профессию и в дальнейшем эффективно трудоустроиться.
В настоящее время объективно существует необходимость консолидации усилий различных учреждений, организаций и ведомств в решении проблемы профориентации, сопровождения образования и трудоустройства молодых инвалидов. Достижимость такой цели видится в объединении усилий РУМЦ и региональных вузов-партнёров со всеми ступенями образования инвалидов, выстраивать социальное партнёрство и гибкие формы взаимодействия отдельных структур системы трудоустройства инвалидов.
Внедрение информационно-аналитической системы с веб-интерфейсом «Трудоустройство граждан с ОВЗ в Вологодской области» позволит:
- выявить наиболее востребованные профессии в регионе для инвалидов и лиц с ОВЗ,
- обеспечить информационное содействие инвалидам в выборе подходящего направления подготовки, высшего профессионального образования в соответствии с учетом их возможностей и особенностей психического развития;
- лицам с инвалидностью и ОВЗ пройти профессиональное тестирование с учетом ограничений по здоровью и найти профессию не только на территории региона проживания;
- работодателям эффективно найти по резюме, размещенному в системе, сотрудника, отвечающего искомым требованиям;
Список литературы
1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 1000 с.
2. Айсмонтас Б. Б., Панюкова С. В., Саитгалиева Г. Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - C. 60-70.
3. Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - C. 150-160.
4. Афанасьев Д.В., Денисова О.А., Леханова О.Л. Специфика взаимодействия Ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сб. ст. / под ред. В.В. Рубцова. - М.: МГППУ, 2018. - С. 72-80.
5. Боровков А.А. Математическая статистика. - Новосибирск: Наука; Изд-во Ин-та математики, 1997. - 772 с.
6. Денисова О. А., Леханова О. Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. -Т. 22. - № 1. - С. 119-129.
7. Инклюзивное образование в вузе: учеб. пособие / сост. О.Л. Леханова; под ред. О. А. Денисовой. - Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2018. - 259 с.
8. Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1.
- C. 169-180.
9. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22.
- № 1. - C. 10-17.
10. Мелина Е.В. Итоги реализации проекта по оказанию содействия абитуриентам-инвалидам в выборе профессии и выпускникам в трудоустройстве // Инклюзия в образовании. - 2017. - №1 (5). - С. 38-47.
11. Нацун Л.Н. «Поддерживаемое трудоустройство» инвалидов: обзор мирового опыт // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. - Т. 16. -№ 4. - С. 663-680.
12. Парыгина С. А. Сравнительная характеристика ранговых непараметрических критериев проверки гипотез и особенности их применения к обработке данных различной природы // Естественные и технические науки. - №6. - 2015.
- С. 44-48.
13. Рубцов В. В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. - 2016. Т. 21. - № 1. - С. 87-93.
14. Gail F. Fahoome Twenty Nonparametric Statistics And Their Large Sample Approximations / Journal of Modern Applied Statistical Methods. №2, Wayne State University, 2002. - P. 248-268.
Статья поступила: 30.04.2018. Принята к печати: 25.05.2018