8. Психолого-педагогические основы сопровождения дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособ. для учителей / И. Л. Фе-дотенко, Т. И. Лях, С. В. Пазухина и др. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. - 145 с.
9. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии / С. К. Хаидов, Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. - 417 с.
10. Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии / Г. О. Сам-сонова, Е. В. Декина, Н. Е. Осмоловская. -М.: Изд-во Эдитус, 2015. - 120 с.
Л. О. Рокотянская
УДК 376
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ
нализ нормативных правовых документов показал, что в системе организации доступности образовательного процесса обучаю-
щихся с инвалидностью должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации, к организации рабочего места обучающегося, к адаптации учебно-методического обеспечения образовательного, процесса, к техническим и программным средствам общего и специального назначения к требованиям к организации учебного места инвалида и путей передвижение к нему [9]. Указанные требования к обеспечению специальных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, представлены в ряде нормативных документов. Так, для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части содержания профессионального образования и организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью Министерством образования и науки России изданы приказы:
- «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. № 1061; «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 30 декабря 2010 г. № 2211;
- «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2016/2017 учебный год от 14 октября 2015 г. № 1147;
- «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды» от 27 ноября 2015 г. № 1383;
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367;
- «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объек-
20/Я/2
тов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9 ноября 2015 г. № 1309.
Названные приказы регламентируют особенности организации образовательного процесса по образовательным программам профессионального обучения и профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, а также особенности организации приема данной категории лиц в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, обеспечение условий доступности для лиц с инвалидностью в процессе получения образования [3; 4; 5; 6; 8].
Комплекс мероприятий по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, определен Межведомственным комплексным планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, от 23 мая 2016 г. № 3467п-П8 [1].
Особенности организации профессионального образования для лиц с инвалидностью определены в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464, и «Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Министерством образования и науки России 08.04.2014 № АК-44/05вн [7; 2].
Содержание вышеуказанных нормативных правовых документов требует актуализации и внесения дополнений с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью. Поэтому целью ста-
тьи является актуализация структуры требований к составу специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования на основе объединения по целевому назначению.
В рамках реализации государственного контракта «Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата)» нами были внесены дополнения к требованиям по обеспечению специальных образовательных условий для обучения студентов с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования. Данные дополнения имеют рекомендательный характер и подразделяются на следующие пункты:
- дополнения к организационно-нормативным требования по обеспечению специальных образовательных условий;
- дополнения к требованиям к организации учебного места инвалида и путей передвижение к нему;
- дополнения к требованиям к кадровому обеспечению;
- дополнения требованиям к работе с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидов;
- дополнения к требованиям к материально-техническому обеспечению образовательного процесса;
- дополнения к требованиям к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса;
- дополнения к требованиям к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
- дополнения к требованиям к комплексному сопровождению образовательного процесса.
Учитывая полноту рекомендаций к обеспечению специальных условий для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленных в норма-
тивных документах, дополнения к организационно-нормативным требованиям и требованиям к доступности зданий и сооружений не предполагаются. Выделенные требования реализуются образовательной организацией с учетом психофизиологической характеристики лиц с инвалидностью.
Дополнения к организационно-нормативным требованиям по обеспечению специальных образовательных условий предполагают актуализацию пункта о наличии обязательных локальных нормативных актов, например: «Положения об организации образовательного процесса для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата», разделами которого могут выступать: организация довузовской подготовки, профориентацион-ной работы и приема; комплексное сопровождение образовательного процесса; адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения; информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса; обеспечение доступности зданий и безопасного нахождения в них.
Актуализация требований к организации учебного места инвалида и путей передвижение к нему предусматривает необходимость внесения пункта с описанием оснащения учебного места обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата (достаточное свободное пространство под столешницей; стол, регулируемый по высоте и оснащенный колесами для передвижения; радиусный вырез в столешнице; специализированное кресло).
Актуализация требований к кадровому обеспечению предполагает дополнение штата образовательной организации следующими специалистами - профориентолог, специалист по трудоустройству, инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов, а также уточнение их квалификационных характеристик с учетом специфики их деятельности в инклюзивной образовательной среде. Актуализация требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидов предусматривает использование конкретных методов и организационных форм работы.
Привлечение абитуриентов с ивалиднос-тью является для образовательной организации сложной задачей, решение которой предваряется масштабной работой, предполагающей:
- подбор одной или нескольких образовательных программ, доступных обучающемуся с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с состоянием его здоровья, рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, собственными интересами, склонностями и способностями;
- создание специальных условий при проведении вступительных испытаний, включающих в себя выбор формы вступительных испытаний (письменно или устно), использование необходимых технических средств, помощи ассистента, увеличение продолжительности вступительных экзаменов;
- наличие архитектурной доступности помещений и прилегающей территории образовательной организации;
- организация и проведение выездных дней профориентации с привлечением представителей образовательной организации, а также волонтеров из числа обучающихся;
- включение в профориентационную программу для абитуриентов с нарушением опорно-двигательного аппарата активных методов работы (дискуссий, мозговых штурмов, тре-нинговых занятий, профориентационных игр);
- необходимость дополнения пункта возможностью проведения вебинаров профориен-тационной направленности.
Дополнения к требованиям к материально-техническому обеспечению образовательного процесса актуальны для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и предусматривают предоставление обучающимся возможности использования ассис-тивных средств: специальная клавиатура (например, виртуальная клавиатура, клавиатура с накладкой, увеличенным размером клавиш и пр.), нестандартные компьютерные мыши (например, в виде джойстика или трекбола, выносные компьютерные кнопки, головные и ножные компьютерные мыши и пр.), электронные указывающие устройства.
20/Я/2
Актуализация требований к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса предполагает:
- дополнение пункта альтернативными формами предоставления учебных материалов для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих среднюю и тяжелую степень нарушения: комплекты электронных и распечатанных учебных материалов дисциплины, аудио- и видеоматериалы; адаптированные учебники и учебно-методические пособия;
- внесение дополнений к требованиям к проведению мероприятий по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов (например, разработка и реализация инновационного механизма содействия трудоустройству инвалидов производственно-адаптационной практики - специально организованной работы студентов с инвалидностью в режиме неполной занятости на предприятиях возможного будущего трудоустройства).
Актуализация содержания требований к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий предполагает:
- обеспечение адаптации учебного веб-контента для лиц с инвалидностью;
- дополнение пункта возможностью предоставления лицам с инвалидностью и ОВЗ компьютерной техники, средств связи и программного обеспечения за счет средств государственного бюджета при освоении основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с использованием дистанционных образовательных технологий.
- обеспечение возможности применения сетевой формы реализации ОПОП, включая адаптированные основные профессиональные образовательные программы.
Актуализация требований к комплексному сопровождению образовательного процесса предполагает: дополнение пункта еще одним видом сопровождения с учетом специфики социальных и образовательных проблем, возникающих в период обучения у лиц с инвалидностью и ОВЗ, - социально-педаго-
гическим сопровождением. Данный вид сопровождения направлен на решение широкого спектра вопросов социального характера, от которых зависит успешное обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ. Это содействие в решении не только бытовых проблем, транспортных вопросов, социальных выплат, вопросов материальной помощи и стипендиального обеспечения, назначении именных и целевых стипендий различного уровня, но и в организации досуга и летнего отдыха обучающихся инвалидов, привлечении их к студенческому самоуправлению, организации волонтерского движения, развитии их социальной активности, ответственности, мобильности, способствующих самореализации и эффективной интеграции в образовательную, социальную и профессиональную среду.
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся предполагает решение следующих задач:
- приспособление обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к условиям учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самостоятельности в учебной, научной и социально-культурной деятельности через создание специальной жизненной среды и активизацию жизненной позиции студентов для преодоления своего дефекта и ограничений;
- включение обучающихся с инвалидностью как активных участников во все социальные связи, предназначенные для здоровых людей, основные направления деятельности образовательной организации; объединение возможностей и потенциала образовательной среды с целью позитивной социализации студенческой молодежи;
- создание условий для качественных и количественных изменений в личностном саморазвитии обучающихся с учетом определенной нозологии для развития потенциальных возможностей, активного привлечения их к участию в общественной жизни.
При внедрении системы сопровождения обучения молодежи с ОВЗ и инвалидностью следует учитывать психофизические особенности и проблемы обучения студентов, их потребности в компенсации сенсорных недо-
статков, которые препятствуют восприятию учебного материала, социально-психологические факторы, которые усложняют интеграцию молодежи в учебном заведении, потребности в физической реабилитации.
Таким образом, в связи с изменениями федерального законодательства в свете реализации Конвенции о правах инвалидов в России, в субъектах федерации также происходит соответствующее совершенствование правовой системы. В этом аспекте на региональном уровне необходимы актуализация и дополнения в структуре требований по обеспечению специальных образовательных условий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Правовые основания работы по дальнейшему совершенствованию законодательства по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг изложены в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (исх. № 13-6/10/П-4029 от 30.06.2016).
АННОТАЦИЯ
В статье обоснована необходимость внесения дополнений к группам требований в рамках обеспечения специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования с учетом потребностей указанной категории обучающихся в создании доступной образовательной среды. Дополнения имеют рекомендательный характер и подразделяются на несколько пунктов с учетом того, что структура требований к составу специальных образовательных условий, в каждом случае определена на основе объединения по целевому назначению.
Ключевые слова. Специальные образовательные условия, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, адаптированные образовательные программы.
SUMMARY
The article substantiates the necessity of making additions to the groups of requirements
in the framework of providing special conditions for students with disabilities and limited opportunities of health in educational institutions of higher education, taking into account the needs of this category of students in the creation of an accessible educational environment. Additions are Advisory in nature and are divided into several paragraphs considering the fact that the structure of the composition requirements of the special educational conditions, in each case determined on the basis of Association for the intended purpose.
Key words: special educational conditions, disability, limited opportunities for health, special educational needs, adapted educational programs.
ЛИТЕРАТУРА
1. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, от 23 мая 2016 г. № 3467 п-П8 [Электронный ресурс]. - URL http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71 322384/ (дата обращения: 28.04.2018).
2. «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Министерством образования и науки России 08.04.2014 № АК-44/05вн [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.-ru/70680520 (дата обращения: 28.04.2018).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. № 1061 [Электронный ресурс]. - URL: http://ba se.garant.ru/70480868 (дата обращения: 25.04.2018).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 30 декабря 2010 г. № 2211 [Электронный ресурс]. - URL: http:// base.garant.ru/71064624 (дата обращения: 25.04.2018).
20/S/2
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2016/2017 учебный год от 14 октября 2015 г. № 1147 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/712 38710 (дата обращения: 25.04.2018).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды» от 27 ноября 2015 г. № 1383 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.ga-rant.ru/71288178 (дата обращения: 25.04.2018).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ga rant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294 (дата обращения: 25.04.2018).
8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9 ноября 2015 г. № 1309. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.ga rant.ru/71275174 (дата обращения: 25.04.2018).
9. Ярая Т. А. Анализ требований по обеспечению специальных образовательных условий для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Ярая, Л. О. Рокотянская // Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (38). - С. 85-92.
Т. А. Челнокова
УДК 37.018.4
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
принятием Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 №273-фз и последующих нормативных документов в профессиональном словаре российских педагогов появилось много новых терминов. Их появление связано с обозначением новых явлений в системе образования и с новым подходом в оценке традиционных структурных элементов образовательного процесса и образовательных отношений. Среди новых явлений образования ХХ1 века - новая по сути и по форме модель обучения лиц с нарушением психофизического развития. Появившийся в Федеральном Законе для обозначения новой модели обучения детей с ОВЗ и (или) инвалидностью термин «инклюзивное образование» отражает одно из активно внедряемых в практику отечественной школы новообразований.
Развитие идей образовательной инклюзии в пространстве России отражает мировую тенденцию. Идея равенства образовательных прав человека независимо от цвета кожи, гендерных различий, состояния здоровья рождается в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века. Активизация мирового движения за равенст-