Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности педагогов для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями в процессе повышения квалификации'

Формирование профессиональной компетентности педагогов для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / INCLUSIVE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENTS WITH DISABILITIES / ADDITIONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова Маргарита Ивановна, Максимова Наталья Алексеевна

Статья посвящена формированию профессиональной компетентности педагогических работников профессиональных образовательных организаций по обучению лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. В ходе теоретико-экспериментального исследования нами учтены основные компоненты профессиональной деятельности педагогических работников: мотивационноценностный, операционально-технологический, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Полученные результаты доказали актуальность проблемы и подтвердили необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов для осуществления инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанова Маргарита Ивановна, Максимова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCY FOR WORK WITH TRAINEES OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE PROCESS OF ADVANCED TRAINING

The article is devoted to the professional competency formation of teachers of professional educational organizations for training people with special educational needs in terms of inclusive education. In the course of theoretical and experimental research we have taken into account the main components of the professional activities of teachers such as valuemotivational, operation-technological, communicative activity and refl ex-evaluative The obtained results indicated the problem urgency and confi rmed the need to develop the teachers’ professional competency to implement inclusive education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями в процессе повышения квалификации»

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.026 УДК 376.112.4 ББК 74.500.4

М.И. ГУБАНОВА, Н.А. МАКСИМОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

M.I. GUBANOVA, N.A. MAKSIMOVA

THE FORMATION OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCY FOR WORK WITH TRAINEES OF SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE PROCESS OF ADVANCED TRAINING

Статья посвящена формированию профессиональной компетентности педагогических работников профессиональных образовательных организаций по обучению лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. В ходе теоретико-экспериментального исследования нами учтены основные компоненты профессиональной деятельности педагогических работников: мотивационно-ценностный, операционально-технологический, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Полученные результаты доказали актуальность проблемы и подтвердили необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов для осуществления инклюзивного образования.

The article is devoted to the professional competency formation of teachers of professional educational organizations for training people with special educational needs in terms of inclusive education. In the course of theoretical and experimental research we have taken into account the main components of the professional activities of teachers such as value-motivational, operation-technological, communicative activity and reflex-evaluative The obtained results indicated the problem urgency and confirmed the need to develop the teachers' professional competency to implement inclusive education.

Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная компетентность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации.

Key words: inclusive education, professional competence, students with disabilities, additional professional development program.

Введение. Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, использование эффективных форм и методов преподавания, необходимость регулярного учета стремительных изменений в обществе, все это под силу лишь профессионально компетентному, физически и психически здоровому, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний - важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста [6].

Обновление содержания образования в настоящее время требует от педагогов глубокого знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, различий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями проектирования и диагностирования. Моделирование и реализация оптимальной авторской методической системы актуализирует необходимость развития дидактических, рефлексивных, проектировочных и диагностических умений; способность анализировать и адекватно оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенно-

сти и эффективность применяемых педагогических технологий и результаты собственной педагогической деятельности в целом. Именно педагог является ключевой фигурой при внедрении в практику различных инноваций. И поэтому для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Цель. Расширение функционально-ролевого репертуара современного педагога постоянно требует тщательного, сбалансированного, хорошо продуманного подбора соответствующих технологий, ориентированных на формирование и развитие профессиональной компетентности педагога в области инклюзивного образования [2]. В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому необходимо формировать профессиональную компетентность работающих педагогических работников профессиональных образовательных организаций по обучению лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Материалы и методы. В ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (КРИРПО) была разработана и реализована дополнительная программа повышения квалификации для педагогических работников профессиональных образовательных организаций. В содержание программы включены теоретические и практические основы построения образовательного процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Программа разработана с учетом диагностики потребностей и уровня компетентности педагогических работников по проблемам организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Педагог, работающий с инклюзивной группой, должен помнить и учитывать «тонкости» включения в работу обучающегося, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой обучающийся не может полностью успевать за темпом всей группы: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одногруппниками.

Как показывает педагогическая практика, в организации обучения особенно актуальными становятся дифференцированный подход к построению учебной деятельности обучающихся, технологии разноуровневого обучения.

Одним из блоков знаний в подготовке педагогов для работы в системе инклюзивного образования выступают знания об отклоняющемся развитии и основах коррекционной работы. Через постижение данного блока знаний выстраиваются актуальные компетенции педагогической деятельности в организации обучения и воспитания обучающихся с особенностями развития.

При включении лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс наряду с обычными обучающимися необходима ревизия всего дидактического инструментария современной педагогики и его адаптация относительно таких групп, в которых педагог будет заниматься с обучающимися с разным уровнем развития. Из всего многообразия педагогических технологий мы выделили основные, которые, на наш взгляд, могут наиболее продуктивно использовать педагоги при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: технология индивидуализации обучения, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, интерактивные технологии, технология совместного обучения, технология «Порфолио», кейс-технология, технологии дистанционного обучения, игровые технологии.

Мы систематизировали и выделили четыре структурных компонента профессиональной деятельности педагогов, на наш взгляд, необходимых для осуществления инклюзивного образования:

- мотивационно-ценностный, направлен на потребности педагогических работников в приобретение необходимых специализированных знаний для работы с различной категорией обучающихся;

- операционально-технологический, предусматривает осознание педагогическими работниками владения технологическими навыками, позволяющими адекватно реализовывать принципы инклюзии на практике, а именно проектировать учебный процесс для совместного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и нормальным развитием, реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между субъектами инклюзивного образовательного процесса;

- коммуникативно-деятельностный, включает способность педагогических работников организовывать взаимодействие и общение со всеми участниками инклюзивного образовательного пространства (обучающиеся, родители, специалисты), находить и владеть адекватными средствами и техниками коммуникации;

- рефлексивно-оценочный, отражает умение педагогических работников реально оценивать собственную профессиональную компетентность, процесс и результаты деятельности обучающихся, взаимодействие педагога с обучающимися и родителями в образовательном процессе в условиях инклюзивного образования.

Было обучено 149 педагогических работников профессиональных образовательных организаций, из них 66,4% опрошенных - это преподаватели общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, 4,0% - административно-управленческий персонал (зам. директора), 12,1% - мастера производственного обучения, 17,5% - иные педагогические работники (методисты, педагоги-психологи, социальные педагоги и воспитатели), осуществляющие профессиональную подготовку и профессиональное обучение лиц с ОВЗ.

Результаты и их обсуждение. В начале обучения по дополнительной программе повышения квалификации, как показали результаты анкетирования, только у половины опрошенных педагогических работников была сформирована профессиональная деятельность в условиях инклюзивного образования по работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

По мотивационно-ценностному компоненту получены следующие качественные изменения (рис. 1).

р ефлека шно-оценочнын

опфащюгально-технологический

коммуникатнвно-деятельностый

мотивационно-ценностный

□ формнрующннэтап эксперимента ЕЭконстатнрующнйэтап эксперимента

Рис. 1. Изменение показателей компонентов профессиональной деятельности

Произошло повышение потребности педагогических работников в приобретении необходимых специализированных знаний для работы с различной категорией обучающихся, увеличение среднего балла на 10,4 по сравнению с констатирующим этапом эксперимента - 83,8. Среди педагогических работников усилилось стремление к формированию умению разрабатывать адаптированные образовательные программы СПО для различной категории обучающихся. По окончанию формирующего этапа эксперимента педагоги отметили, что готовы планировать свою работу с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

По коммуникативно-деятельностному компоненту мы отмечаем несущественное увеличение значения (увеличение на 1,3 балла по сравнению с констатирующим этапом эксперимента - 81,4), т.к. педагогические работники в процессе своей работы должны организовывать взаимодействие и общение со всеми участниками образовательного пространства. Однако в результате формирующего этапа эксперимента у педагогических работников усилилось мнение, что им для работы необходимо толерантно воспринимать психофизические различия и индивидуальные особенности, проявлять сопереживание по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. На занятиях необходимо создавать благоприятный психологический климат, сотрудничать с родителями, психологами, социальными педагогами и другими специалистами по вопросам сопровождения и оказывать необходимую помощь обучающимся с ОВЗ и инвалидностью.

По операционально-технологическому компоненту получены следующие качественные изменения. На констатирующем этапе эксперимента педагоги оценивали владение технологическими навыками, позволяющими адекватно реализовывать принципы инклюзии на практике, а именно проектировать учебный процесс для совместного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и нормальным развитием, реализовы-вать различные способы педагогического взаимодействия между субъектами инклюзивного образовательного процесса ниже по сравнению с формирующим этапом эксперимента (констатирующий этап эксперимента - 24,1, формирующий - 55,6). Наибольшее увеличение в показателях, более чем на 50%, наблюдалось на формирующем этапе эксперимента в оценке таких изменений как: владение специальными методами, приемами и средствами обучения для обучения лиц с особыми образовательными потребностями (увеличение на 57,4 балла) и разработка адаптированных образовательных программ, учитывая разнообразные особенности и потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (увеличение на

79.1 балла).

По рефлексивно-оценочному компоненту увеличились показатели, отражающие умение педагога реально оценивать собственную профессиональную деятельность, процесс и результаты деятельности обучающихся, взаимодействие педагога с обучающимися и родителями в образовательном процессе в условиях инклюзивного образования.

После проведения формирующего этапа эксперимента выявлено увеличение показателя профессиональной деятельности педагогических работников по рефлексивно-оценочному компоненту, который составил

97.2 балла (увеличение на 54,4 балла по сравнению с констатирующим этапом эксперимента). Наибольшее увеличение значений в показателях: знание специальных условий для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на 68,7 балла); знание современных педагогических подходов к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на 55,6 балла); умение составлять адаптированные образовательные программы СПО (на 82,3 балла).

Выводы. Анкетирование слушателей по итогам курса повышения квалификации показало, что 95,7% слушателей полностью удовлетворены качеством образовательных услуг Института в рамках рассматриваемой образовательной программы. Слушатели отметили высокий профессионализм всего лекторского состава, а также практические занятия на которых был представлен реальный опыт в области профессионального обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Большинство слушателей (90,4%) отметили, что обучение по программе повышения квалификации способствовало разрешению имевшихся профессиональных затруднений: разработка адаптированных образовательных программ, применение педагогических технологий в условиях инклюзии и организация образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и имеющих статус ОВЗ. Таким образом, мы констатировали высокую результативность курсов, с точки зрения разрешения профессиональных затруднений.

Обучение помогло многим слушателям разрешить свои профессиональные затруднения, получить новый материал для использования в профессиональной деятельности, найти единомышленников, установить деловые и личные контакты, повысить уровень профессиональной компетентности [4].

Таким образом, мы наблюдаем положительное изменение по всем показателям, что свидетельствует о повышении профессиональной компетенции в области инклюзивного образования и профессиональном росте педагогических работников.

Литература

1. Батуева Л.В. Повышение квалификации педагогов по работе с детьми с ОВЗ как фактор, влияющий на формирование и развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного обучения URL: Шe:///G:/2.3/материал%20используемый/batuevapkp.pdf.

2. Губанова М.И., Максимова Н.А. Профессиональная компетентность педагогических кадров для инклюзивного образования: необходимость и возможности формирования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Кемерово, 11 апр. 2018 г. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. С. 30-33.

3. Козырева О.А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). С. 31-34. URL: www.sibsedu.kspu.ru.

4. Максимова Н.А., Васина Е.В. Повышение квалификации педагогических работников в области инклюзивного образования // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (18 мая 2017 г.). М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. С. 153-160. URL: http://www.apkpro.ru/ doc/Razdely%20HILpdf.

5. Никитина М.И., Баулина М.В. Формирование профессиональной компетенции педагогов инклюзивного образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-profes-sionalnoy-kompetentsii-pedagogov-inklyuzivnogo-obrazovaniya.

6. Панасенкова М.М. Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://wiki.stavcdo.ru/images/2/28/ Panasenkova.PDF (дата обращения: 11.11.2018).

7. Поникарова В.Н. Профессиональное копинг-поведение педагогов инклюзивного образования - модель и технологии сопровождения: монография. Канада, Гамильтон, Изд-во Accent Graphics Communications & Publishing, Premier Publishing. 2018. 188 с. URL: file:///G:/2.3/материал%20используе-мый/Mono_Ponikarova.pdf.

References

1. Batueva L.V. Povyshenie kvalifikacii pedagogov po rabote s det'mi s OVZ kak faktor, vlijajushhij na formirovanie i razvitie sistemy psihologo-pedagogichesk-ogo soprovozhdenija detej v uslovijah inkljuzivnogo obuchenija. Available at: file:///G:/2.3/MaTepHan%20HcnonB3yeMtm/batuevapkp.pdf.

2. Gubanova M.I., Maksimova N.A. Professional'naja kompetentnost' peda-gogicheskih kadrov dlja inkljuzivnogo obrazovanija: neobhodimost' i vozmo-zhnosti formirovanija Professional'noe obrazovanie i zanjatost' molodezhi: XXI vek. Podgotovka kadrov dlja innovacionnoj jekonomiki na osnove shirokogo vne-drenija peredovyh tehnologij [Mat-ly Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kemerovo, 11 aprelja 2018 g.]. Kemerovo: GBU DPO "KRIRPO", 2018. Pp. 30-33 (in Russian).

3. Kozyreva O.A. Izmenenija v strukture professional'noj kompetentnosti pedagoga v uslovijah perehoda k inkljuzivnomu obrazovaniju, Sibirskij vestnik special'nogo obrazovanija. 2017, N 1 (19), pp. 31-34. Available at: www.sibsedu.kspu.ru.

4. Maksimova N.A., Vasina E.V. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov v oblasti inkljuzivnogo obrazovanija. Nepreryvnoe pedagogiches-koe obrazovanie v kontekste innovacionnyh proektov obshhestvennogo razvitija [Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (18 maja 2017 goda)]. Moscow: FGAOU DPO APK i PPRO, 2017, pp. 153-160. Available at: http://www.apkpro.ru/doc/Razdely%20I-III.pdf.

5. Nikitina M.I., Baulina M.V. Formirovanie professional'noj kompetencii peda-gogov inkljuzivnogo obrazovanija Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2016, N 4-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentsii-pedagogov-inklyuzivnogo-obrazovaniya.

6. Panasenkova M.M. Sovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti peda-goga v uslovijah vvedenija FGOS obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichenny-mi vozmozhnostjami zdorov'ja. Available at: http://wiki.stavcdo.ru/images/2/28/ Panasenkova.PDF.

7. Ponikarova V.N. Professional'noe koping-povedenie pedagogov inkljuzivnogo obrazovanija - model' i tehnologii soprovozhdenija: monografija. Kanada, Gamil'ton, Izd-vo Accent Graphics Communications & Publishing, Premier Publishing. 2018. 188 p. Available at: file:///G:/2.3/MaTepHan%20HcnonB3yeMtm/ Mono_Ponikarova.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.