Научная статья на тему 'Возможности использования медиасредств при формировании смыслового чтения в начальной школе'

Возможности использования медиасредств при формировании смыслового чтения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
область медиа / начальное образование / смысловое чтение / медиасредства / выпускник начальной школы / медиакомпетенция / русский язык / литературное чтение / media field / primary education / semantic reading / media tools / primary school graduate / media competence / Russian language / literary reading.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Милютина, Н. В. Лукиных

В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документов. Также подробно проанализированы планируемые результаты выпускника начальной школы и особенности их достижения с учетом обращения учащихся к области медиа. Работа представляет собой аргументацию использования медиасредств в процессе освоения смыслового чтения, дается определение смыслового чтения в начальной школе, его типология, описаны основные составляющие этого чтения, их связь с областью медиа, обосновано внедрение медиасредств в содержание обучения младших школьников. Кроме этого, в статье содержится обзор работ ученых и методистов, рассматривающих проблему формирования смыслового чтения в начальной школе и внедрения области медиа в систему образования. Представлены варианты заданий по формированию и развитию смыслового чтения с использованием возможностей медиасредств по предметам «Литературное чтение» и «Русский язык». В завершении работы сделаны выводы о возможностях использования медиасредств в рамках других предметов начальной школы, состоянии проблемы использования медиасредств при формировании смыслового чтения в начальной школе, изменениях, происходящих в начальном образовании в соответствии с постоянно увеличивающимся информационным потоком и технологическим прогрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING MEDIA TOOLS IN THE FORMATION OF SEMANTIC READING IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with a problem of implementing the work on semantic reading in accordance with modern requirements for teaching younger students in the framework of legal documents. The planned results of the primary school graduate are analyzed in detail, and the features of their achievement, taking into account the students’ appeal to the field of media. The work is an argument for the use of media in the development of the semantic reading, the semantic definition of reading in elementary school, his typology describes the main components of reading and their relation with area media, justified the introduction of media into the content learning of younger students. In addition, the article contains a review of the works of scientists and methodologists who consider the problem of formation of semantic reading in primary school and the introduction of the field into the education system. The paper presents options for tasks on the formation and development of semantic reading using the capabilities of media tools in the subjects “Literary reading” and “Russian language”. At the end of the work, conclusions are drawn about the possibilities of using media tools in other primary school subjects, the state of the problem of using media tools in the formation of semantic reading in primary school, and changes occurring in primary education in accordance with the constantly increasing information flow and technological progress.

Текст научной работы на тему «Возможности использования медиасредств при формировании смыслового чтения в начальной школе»

Принцип систематичности состоит в том, что все разделы и аспекты языка преподносятся последовательно, в системном изложении от простого к сложному, от неполного знания к полному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Систематичность обучения наблюдается в организации работы учащихся. Именно системное изложение фактов языка служит важнейшим условием и базой формирования у учащихся целостного представления о языке как о системе знаков.

Эффективность процесса обучения, который зиждется на таких принципах, как демократизация, гуманизация, дифференциация, индивидуализация, интеграция и т.д., не может быть обеспечена без параллельного качественного изменения подходов к процессу обучению в целом.

Суть этих подходов сводится к реализации следующих дидактических принципов построения иноязычного образования:

Библиографический список

- Личностно ориентированный принцип (ученик как личность является основной фигурой процесса обучения);

- принцип активного обучения;

- принцип развивающего обучения.

- принцип «опережающего обучения»;

- принцип гибкости языкового образования;

- принцип сотрудничества;

- принцип группового обучения [10].

Реализация всех перечисленных выше принципов современной лингводи-дактики имеет важное значение при организации и проведении дидактических игр на начальном этапе обучения иностранному языку. Потому что именно на начальной стадии изучения неродных языков закладывается прочный фундамент овладения учащимися новыми речевыми умениями и навыками.

1. Azarbaycan Respublikasinin ümumtohsil msktsblsri ügün xarici dil fsnni üzrs tshsil proqrami (kurikulumu) (I - XI siniflor). Baki, 2013.

2. ?aiq A. Sex;ilmi$ asarlari. III cild. Baki, 1996.

3. Barsuk R.Y. Azarbaycan maktablarinda xarici dil tsdrisinin bsziproblemlari. Baki: Maarif, 1967.

4. Hüseynzada G. Xarici dillarin tadrisinda islahatlarm tatbiqi: Müallimyönümlü tadrisdan talabayönümlü tadrisa ke$id. Elm ilino hosrolunmu§ xaricidillorin todrisinin aktualproblemlsri II Respublika elmi konfransinin materiallari. Baki: ADU na§riyyati, 2009: 220 - 226.

5. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. Вопросы психологии. 1984; № 5: 39 - 46.

6. Люблинская А.А. Детская психология. Москва, 1971.

7. Негневицкая Е.И. Игровые формы активизации лексики. Русский язык в молдавской школе. 1983; № 4: 8 - 13.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. Москва, 1976.

9. Тагиев М.Т. Лингвистические проблемы порождения речи и речевого поведения на неродном языке. Лингвистические основы изучения русского языка как неродного: тезисы докладов. Баку 1989: 59 - 61.

10. Hamzayev M.0. Ya§ vo pedaqojipsixologiyanin osaslari. Baki: Adiloglu, 2003.

References

1. Azorbaycan Respublikasinin ümumtohsil moktoblori ügün xarici dil fonni üzro tohsil proqrami (kurikulumu) (I - XI siniflor). Baki, 2013.

2. ?aiq A. Segilmi§ osorlori. III cild. Baki, 1996.

3. Barsuk R.Y. Azorbaycan moktoblorindo xarici dil todrisinin boziproblemlori. Baki: Maarif, 1967.

4. Hüseynzada G. Xarici dillarin tadrisinda islahatlarm tatbiqi: Müallimyönümlü tadrisdan talabayönümlü tadrisa ke$id. Elm ilino hosr olunmu§ xarici dillorin todrisinin aktual problemlori II Respublika elmi konfransinin materiallari. Baki: ADU na§riyyati, 2009: 220 - 226.

5. Amonashvili Sh.A. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya v nachal'noj shkole. Voprosy psihologii. 1984; № 5: 39 - 46.

6. Lyublinskaya A.A. Detskaya psihologiya. Moskva, 1971.

7. Negnevickaya E.I. Igrovye formy aktivizacii leksiki. Russkijyazykv moldavskojshkole. 1983; № 4: 8 - 13.

8. Reformatskij A.A. Vvedenie v yazykoznanie. Moskva, 1976.

9. Tagiev M.T. Lingvisticheskie problemy porozhdeniya rechi i rechevogo povedeniya na nerodnom yazyke. Lingvisticheskie osnovy izucheniya russkogo yazyka kak nerodnogo: tezisy dokladov. Baku, 1989: 59 - 61.

10. Hamzayev M.0. Ya§ vo pedaqoji psixologiyanin osaslari. Baki: Adiloglu, 2003.

Статья поступила в редакцию 04.02.20

УДК 56.013

Milutina А.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: milyutinaaa@cspu.ru

Lukinyh N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The South Ural State University of Humanities and Education,

Dean of Faculty of Primary School Teachers Training (Chelyabinsk, Russia), E-mail: lukinyhnv@cspu.ru

POSSIBILITIES OF USING MEDIA TOOLS IN THE FORMATION OF SEMANTIC READING IN PRIMARY SCHOOL. The article deals with a problem of implementing the work on semantic reading in accordance with modern requirements for teaching younger students in the framework of legal documents. The planned results of the primary school graduate are analyzed in detail, and the features of their achievement, taking into account the students' appeal to the field of media. The work is an argument for the use of media in the development of the semantic reading, the semantic definition of reading in elementary school, his typology describes the main components of reading and their relation with area media, justified the introduction of media into the content learning of younger students. In addition, the article contains a review of the works of scientists and methodologists who consider the problem of formation of semantic reading in primary school and the introduction of the field into the education system. The paper presents options for tasks on the formation and development of semantic reading using the capabilities of media tools in the subjects "Literary reading" and "Russian language". At the end of the work, conclusions are drawn about the possibilities of using media tools in other primary school subjects, the state of the problem of using media tools in the formation of semantic reading in primary school, and changes occurring in primary education in accordance with the constantly increasing information flow and technological progress.

Key words: media field, primary education, semantic reading, media tools, primary school graduate, media competence, Russian language, literary reading.

А.А. Милютина, канд. пед. наук, ст. преп., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: milyutinaaa@cspu.ru

Н.В. Лукиных, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, декан факультета подготовки учителей начальных классов, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: lukinyhnv@cspu.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документов. Также подробно проанализированы планируемые результаты выпускника начальной школы и особенности их достижения с учетом обращения учащихся к области медиа. Работа представляет собой аргументацию использования медиасредств в процессе освоения смыслового чтения, дается определение смыслового чтения в начальной школе, его типология, описаны основные составляющие этого чтения, их связь с областью медиа, обосновано внедрение медиасредств в содержание обучения младших школьников. Кроме этого,

в статье содержится обзор работ ученых и методистов, рассматривающих проблему формирования смыслового чтения в начальной школе и внедрения области медиа в систему образования. Представлены варианты заданий по формированию и развитию смыслового чтения с использованием возможностей медиасредств по предметам «Литературное чтение» и «Русский язык». В завершении работы сделаны выводы о возможностях использования медиасредств в рамках других предметов начальной школы, состоянии проблемы использования медиасредств при формировании смыслового чтения в начальной школе, изменениях, происходящих в начальном образовании в соответствии с постоянно увеличивающимся информационным потоком и технологическим прогрессом.

Кточевые слова: область медиа, начальное образование, смысловое чтение, медиасредства, выпускник начальной школы, медиакомпетен-ция, русский язык, литературное чтение.

Современное образование сегодня должно становиться новой системой эффективного, удобного и динамичного взаимодействия всех ее участников. Это связано с требованиями национального проекта «Цифровая экономика» [1], содержанием Указа Президента Российской Федерации (РФ) от 9 мая 2017 г № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [2], внедрением во все отрасли жизнедеятельности человека различных медиасредств, а также огромным объемом информации, постоянно увеличивающимся в Интернет-пространстве.

Изменения, обозначенные в содержании этих нормативно-правовых документов, должны происходить в первую очередь в начальной школе. Чтобы конкретизировать их, необходимо обратиться к требованиям, предъявляемым к выпускнику начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [3]. Так как область медиа окружает человека с самого его рождения, а использовать меди-асредства он начинает еще с дошкольного возраста, то в начальной школе необходимо сформировать определенный уровень медиакомпетенции. В содержании ФГОС НОО обозначено, каких результатов должен достигнуть выпускник начальной школы. Отметим те, которые сегодня связаны и с областью медиа: поиск и выделение необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) источников информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение и др. [3]. Эти требования можно напрямую соотнести с областью медиа, так как каждый ученик, заходя на тот или иной сайт, уже потребляет контент; осознанно или произвольно младший школьник строит речевое высказывание не только при непосредственном общении, но и опосредованно, в социальных сетях, применяя смысловое чтение в ходе изучения произведений, работая с содержанием учебников по различным предметам, а также при просмотровом знакомстве с информацией на сайтах или страницах социальных сетей, решая задания проверочных работ разного уровня не только в классе, но и на онлайн-платформах (Учи.ру, Олимпиада «+» и др.). Таким образом, чтение младших школьников постоянно осуществляется и в области медиа, где это оно также должно реализовываться. Кроме этого, в ФГОС НОО и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) представлена ИКТ-ком-петентность, содержание которой доказывает необходимость преемственности работы с областью медиа между начальной и основной школой, а в дальнейшем - высшим образованием и профессиональной деятельностью человека [4].

Таким образом, учитель начальных классов должен быть ориентирован на работу с медиасредствами.

Однако использование медиасредств должно быть органичным и соответствовать логике урока, а также являться эффективным при достижении предметных и метапредметных результатов. Одним из важнейших результатов, которыми должен обладать младший школьник к концу обучения в начальной школе, является достижение определенного уровня смыслового чтения. В проекте новой редакции ФГОС НОО большое внимание уделяется именно ему [5], так как оно способствует развитию таких качеств, как понимание содержания информации, ее анализ, сравнение, видоизменение, генерирование, классификация, детализация и т.д.

Поэтому в рамках формирования смыслового чтения важно использовать возможности медиасредств, ведь в современных условиях жизни ребенок уже с дошкольного возраста начинает использовать их только в качестве развлечения. Учитель должен продемонстрировать младшим школьникам эти возможности, обучить использованию медиасредств в учебной деятельности, чтобы учащиеся могли применять навыки смыслового чтения не только в рамках чтения произведения, но и при работе с информацией в области медиа. Такая работа способствует переводу смыслового чтения младшего школьника на новый уровень (область медиа) и повышению интереса к чтению (новый формат чтения).

В этой связи считаем неверным говорить о смысловом чтении только в контексте работы с текстами печатных вариантов (работа с заданиями, оценка и интерпретация прочитанного, использование разных типов смыслового чтения, определение основной и второстепенной информации и др.) без обращения к медиасредствам. Задача данной работы - не вытеснить традиционное чтение, а преобразовать работу над смысловым чтением в соответствии с современным уровнем жизни и требованиями нормативно-правовых документов, реализуемых сегодня в системе начального образования.

Для формирования смыслового чтения особенности медиасредств имеют огромное значение, так как способствуют более мобильному, познавательному изучению предметов, работе с информацией, текстами в новых форматах. Не-

обходимость их использования для формирования навыков смыслового чтения также связана с современными требованиями образовательной системы государства, а также с условиями жизни современного общества, где чтение осуществляется в основном в виртуальном пространстве.

Возможности использования медиасредств для формирования смыслового чтения рассматриваем на примере предмета «Литературное чтение». Это связано с тем, что без определенного уровня навыка чтения, читательской и языковой компетентности, читательской грамотности и др. невозможно дальнейшее обучение по любому предмету.

Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе представляет собой сложный процесс, так как противоречия между формируемым навыком механического чтения и пониманием прочитанной информации возникли еще в середине XIX века и до сих пор обсуждаются такими учеными и методистами, как Лавлинский С.П. [6], Пранцова Г.В., Романичева Е.С. [7].

Проанализировав их взгляды, мы определили общую технологию смыслового чтения в рамках предмета «Литературное чтение», включающую три этапа работы с информацией:

1. Работа до чтения.

2. Работа во время чтения.

3. Работа с информацией после чтения [8].

С учетом современных требований информационного общества в содержании работы над этими этапами можно использовать современные медиасред-ства, доступные учителю начальных классов.

Первый этап включает работу по антиципации. На примере виртуального пространства предлагаем следующую работу с учащимися: рассмотреть скриншот входящих сообщений в социальной сети и предположить, как будем общаться с каждым собеседником. Задача этой работы - сформировать у учащихся понимание о том, как необходимо общаться с тем или иным собеседником в виртуальном пространстве.

Следующий вариант работы по предугадыванию предлагаем проводить на примере сайтов для учащихся начальной школы. Для этого на экран интерактивной доски можно вывести страницу браузера с поисковым запросом по теме урока литературного чтения, прочитать с учащимися названия сайтов и определить, что может быть представлено на каждом из них, а также предположить, какой из сайтов будет полезен младшим школьникам для работы по теме урока. Задача этого задания состоит в том, чтобы младшие школьники научились выбирать нужную для выполнения заданий информацию быстро и правильно.

На втором этапе формирования смыслового чтения обращаемся к анализу информации (текста). Предлагаем здесь работать с поисковым запросом браузера: младшим школьникам предлагается задание, направленное на нахождение дополнительной информации об авторе произведения в интернете (общая биография была озвучена раннее). Учащимся в кабинете (компьютерном классе) выдаются карточки с заданиями следующего типа: Найдите информацию о том, где родился автор / названия 3 произведений / где учился автор произведения / годы жизни автора / что повлияло на написание произведения и др. Задание выполняется младшими школьниками в паре с постоянной консультацией учителя. Ребята открывают браузер, вводят поисковый запрос, предварительно обсудив, как его нужно сформулировать, чтобы найти необходимую информацию, открывают сайты и ищут там ответ на вопрос.

В этой работе важно научить младших школьников правильно формулировать поисковый запрос, т.е. выделять ключевые слова и грамотно его строить, а также осваивать параллельно с другими видами чтения еще и просмотровое.

На третьем этапе работы после чтения текста (информации) предлагаем просматривать фильмы/мультфильмы/ чтение стихотворения и сравнивать то, как представлена информация в искусстве, мультипликации и др.

Рассматривая распространенную в настоящее время проблему Интернета с точки зрения детского возраста, а именно использования медиасредств только для развлечения и просмотрового чтения, можно сказать, что организация работы по формированию навыков смыслового чтения и их применение на уроке может решить проблему использования медиасредств в учебных целях и развития интереса учащихся к обучению, а также ознакомительного и обучающего чтения. В статье смысловое чтение рассматривается в рамках начального образования, поэтому базой, на которой строится просмотровое чтение, является работа с ознакомительной и обучающей его разновидностями. Не имея представления о грамотной работе с медиаспространством, учащиеся используют любой девайс для просмотрового чтения. Учитель может создать определенные правила и законы нахождения младшего школьника в виртуальном медиапространстве и обучить правильной учебной работе с информацией в сети. В рамках предметов может осуществляться учебная деятельность с языковой информацией виртуального

мира, определенными сайтами, предназначенными для учащихся начальной школы. Младшие школьники могут научиться находить нужную информацию при выполнении задания или упражнения с помощью браузера, (научившись правильно и грамотно вводить поисковый запрос), исключать второстепенную или лишнюю иформацию, осуществлять грамотное взаимодействие в медиамире под руководством учителя, реализовывать творческую деятельность в рамках предмета и т.д.), ориентироваться в современном языковом медиапрстранстве, тем самым развивая смысловое чтение.

На сегодняшний день во многих городах России (Москве, Екатеринбурге и т.д.) область медиа присутствует в учебных методических комплексах начального образования многих школ. Издается большое количество учебных материалов,

Библиографический список

на обложках которых присутствует qr-код, с помощью которого можно скачать электронный вариант рабочей тетради или учебника. Во всех школах сейчас на законодательном уровне используется система «Сетевой город. Образование», где в виртуальном пространстве задействованы все участники образовательного процесса. Все это доказывает важность использования возможностей медиа-средств при формировании смыслового чтения в системах начального общего и основного общего образования, так как девайс является одним из адекватных медиасредств, способствующих позитивным изменениям процесса языкового обучения, развитию интереса к чтению, эффективной работе с информацией, плодотворной учебной деятельности младших школьников, реализуемой ими в реальном времени.

1. Абдрахманова ПИ. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклады к ХХ-й апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9 - 12 апреля, Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019 г

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г № 203. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart.edu.ru

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc 4ddb4c33/

5. Корпорация «Российский учебник». Available at: https://rosuchebnik.ru/

6. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. Москва: Прогресс-Традиция: ИНФРА-М, 2003.

7. Романичева Е.С., Пранцова П.В. Методика обучения литературе: практикум: учебное пособие. Москва: Флинта, 2017.

8. Миронов А.В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019.

References

1. Abdrahmanova G.I. Chto takoe cifrovaya 'ekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie: doklady k ХХ-j aprel'skoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya 'ekonomiki i obschestva, 9 - 12 aprelya, Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019 g.

2. O Strategiirazvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71570570/

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

5. Korporaciya «Rossijskij uchebnik». Available at: https://rosuchebnik.ru/

6. Lavlinskij S.P. Tehnologiya literaturnogo obrazovaniya. Kommunikativno-deyatel'nostnyj podhod: uchebnoe posobie dlya studentov-filologov. Moskva: Progress-Tradiciya: INFRA-M, 2003.

7. Romanicheva E.S., Prancova G.V. Metodika obucheniya literature: praktikum: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2017.

8. Mironov A.V. Teoriya i tehnologiya prepodavaniya integrirovannogo kursa «Okruzhayuschij mir»: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2019.

Статья поступила в редакцию 05.02.20

УДК 372.881.161.1

Ngoma A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Lobachevsky State University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: savenann@mail.ru

Ngoma Louhouolo G.J., postgraduate (International Relations), (NizhnyNovgorod, Russia), E-mail: juniordegoldy1@yahoo.fr

THE CONCEPT OF "CROSS-CULTURAL COMMUNICATION" AND "INTERCULTURAL COMPETENCE" IN THE CONTEXT OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE. The article is dedicated to a current issue of forming the intercultural competence of a teacher of Russian as a foreign language in the process of cross-cultural communication. A plan of successful preparation and realization of the cross-cultural communication act has been developed and described for creating a comfortable educational environment for foreign students who are learning Russian as a foreign language. The levels of cross-cultural literate personality (and ways of achievement with a help of language, cultural and communicative competencies) are described. It's proved that a teacher, who has a high level of the intercultural competence, makes a positive impact on promotion of the Russian language abroad and the strengthening of our country's reputation as a democratic state, which is open to different nations and their cultures, the relationship of mutual understanding and trust with representatives of other countries, and the formation of the most complete concept of Russia as a perspective and trustworthy partner, the intention of foreign students to continue their studies in Russian universities and in Russian language.

Key words: cross-cultural communication, intercultural competence, intercultural literacy, Russian as a foreign language.

АД. Нгома, канд. филол. наук, ст. преп., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, E-mail: savenann@mail.ru

Г.Ж. Нгома Лухуоло, преп.-исследователь, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, E-mail: juniordegoldy1@yahoo.fr

ПОНЯТИЯ «КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» И «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования межкультурной компетенции преподавателя русского языка как иностранного в процессе кросс-культурной коммуникации. Разработан и описан поэтапный план успешной подготовки и реализации акта кросс-культурной коммуникации для создания комфортной образовательной среды при освоении дисциплины «Русский язык как иностранный» иностранными обучающимися. Описаны уровни межкультурно грамотной личности и пути их достижения с помощью формирования языковой, культурной и коммуникативной компетент-ностей. Доказано, что преподаватель русского языка как иностранного, обладающий высоким уровнем межкультурной компетентности, может оказать положительное влияние на продвижение русского языка за рубежом, укрепление репутации Российской Федерации как демократического государства, которое открыто для разных народов и культур, развивать отношения взаимопонимания и доверия с представителями других стран, формировать наиболее полное представление о России как перспективном и надежном партнере.

Ключевые слова: кросс-культурная коммуникация, межкультурная компетенция, межкультурно грамотная личность, русский язык как иностранный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.