Научная статья на тему 'Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе'

Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / SEMANTIC READING / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / PUPIL OF ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова С. В.

Рассматривается проблема формирования умений смыслового чтения в начальной школе на уроках иностранного языка как универсального учебного действия. Актуальность поднятой в статье темы определена введением новых стандартов обучения в начальной школе с высокими требованиями к качеству и количеству перерабатываемой младшими школьниками информации с одной стороны и понижением мотивации к чтению в целом с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE READING AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSON AT PRIMARY SCHOOL

The article considers the problem of formation of abilities of semantic reading at elementary school at foreign language lessons as universal educational action. The urgency of the theme of the article is defined by introduction of new standards of learning at elementary school with high requirements to quality and quantity of the information processed by the pupils of elementary school on the one hand and motivation fall to reading on the other hand.

Текст научной работы на тему «Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе»

УДК 372.8

Borisova S.V. SENSE READING AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSON AT PRIMARY SCHOOL. The article considers the problem of formation of abilities of semantic reading at elementary school at foreign language lessons as universal educational action. The urgency of the theme of the article is defined by introduction of new standards of learning at elementary school with high requirements to quality and quantity of the information processed by the pupils of elementary school on the one hand and motivation fall to reading on the other hand.

Key words: semantic reading, universal educational actions, pupil of elementary school.

С.В. Борисова, учитель немецкого языка ГОУ СОШ № 2012, г. Москва, аспирант Лаборатории исследования языкового образования НИИСО ГОУ ВПО МГПУ, Е-mail: [email protected]

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассматривается проблема формирования умений смыслового чтения в начальной школе на уроках иностранного языка как универсального учебного действия. Актуальность поднятой в статье темы определена введением новых стандартов обучения в начальной школе с высокими требованиями к качеству и количеству перерабатываемой младшими школьниками информации с одной стороны и понижением мотивации к чтению в целом c другой.

Ключевые слова: смысловое чтение, универсальные учебные действия, младший школьник.

К проблемам начального образования в последние годы приковано внимание широкого круга педагогов, исследователей и ученых смежных наук. Информационные технологии, прочно вошедшие в жизнь ребенка, формируют у них «так называемое «аудио-визуальное мышление», в основе которого пассивное восприятие информации» [1]. Наблюдения показывают, что в последнее время усиливается тенденция отказа детей от чтения книг, предпочтение других источников информации: телевидения, компьютера, видео. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. Согласно исследованиям в области коррекционной педагогики 25-30% учащихся младших классов общеобразовательных школ при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения чтения [2].

В связи с введением предмета «Иностранный язык» в базисный учебный план начальной школы возрос интерес к проблеме обучения чтению на уроках иностранного языка. З.Н. Никитенко отмечает, что при переходе в среднюю школу у учащихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного на иностранном языке. Это, по ее мнению, является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья школьников [2; 3].

На сегодняшний день проблема обучения чтению не рассматривается в рамках одного предмета или какого-либо языка - родного или иностранного, а носит надпредметный или метапредметный характер. В концепции универсальных учебных действий [1 ] среди других выделяют познавательные универсальные действия, в числе которых отмечены действия по поиску и выделению необходимой информации при чтении; действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Чтение рассматривается как «универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка» [4, с. 3].

Автор концепции универсальных учебных действий А.Г. Асмолов, как указано выше под смысловым чтением понимает такое чтение, где осмыслена цель чтения и на основе цели чтения выбран вид чтения. В своем исследовании проблемы мы пошли дальше побудительно-мотивационной фазы и рассматриваем весь процесс чтения с точки зрения наличия на каждом этапе его реализации смысловой составляющей.

Для эффективного обучения чтению на иностранном языке необходимо выявить особенности чтения как вида речевой деятельности. Рассмотрев фазовую структуру речевой

деятельности, разработанную в рамках психолингвистических исследований А.А. Леонтьева и И.А. Зимней, мы уточняем понятие «смысловое чтение». На каждой фазе осуществления данной деятельности особую роль играют смыслы -личностные (являющиеся составляющими смысловой сферы личности младшего школьника) и объективные (существующие в текстах).

В побудительно-мотивационной фазе зарождающийся мотив на основе коммуникативно-познавательной потребности носит смысловой характер, т.е. устанавливающий отношение к той или иной деятельности. Как известно, деятельность младшего школьника может быть осуществлена только при наличии актуального, личностно-значимого мотива. Другими словами, деятельность, в том числе и речевая (которая должна быть подчинена другой более значимой деятельности), должна быть для ребенка интересной, приносящей положительные эмоции. Главное для появления мотива - желание ребенка что-либо делать - общаться, читать, взаимодействовать.

В случае изучения иностранного языка речь идет об отсутствии естественной мотивации, поскольку все задачи общения он может решить на родном языке, поэтому чтение как вид речевой деятельности на иностранном языке может быть мотивировано только познавательным интересом. До полноценного чтения на иностранном языке младший школьник должен пройти немалый путь. От звука к букве, от буквы к слогу, от слога к слову и далее к словосочетанию и предложению. Как сделать этот путь осмысленным, творческим, интересным. Возможно ли обучение смысловому чтению на этапе буквы? Исходя из теории А.Р Лурия, что минимальная единица смысла есть слово, трудно представить, что чтение букв и слогов может быть осмысленным. Но ведь любая деятельность должна быть мотивирована, а обучение не должно быть репродуктивным и имитативным.

Если ребенку предлагается для чтения набор изученных букв, и его задача только верно «озвучить» их, часто вслед за учителем, то вряд ли можно говорить в таком случае о формировании технических навыков чтения. Техническая операция «должна и может быть сформирована только как самостоятельное и сознательное действие» [5, с. 327]. Если предлагается схема слова, в которой открыты для чтения только изученные буквы, а рядом картинка, иллюстрирующая слово, то ребенок не только называет или по-другому читает слово, но и выполняет ряд других мыслительных действий - выстраивает «смысловые» отношение между словом звучащим и графическим изображением, анализирует количество букв и звуков в слове (тем самым развивается фонематический слух и в дальнейшем фонологическое иноязычное сознание (как определяющее способности младшего школьника к чте-

нию и письму на ИЯ [6]). Понимание здесь выступает как форма контроля совершенного действия.

a _ _ (Ball)

a _ _ _ _ (Traktor)

A______(Auto)

Для успешного использования такого приема и его вариантов, а также системы упражнений основанной на нем, необходим период устного опережения в начале изучения иностранного языка, необходимость которого доказывается во многих исследованиях.

Говоря о чтении текстов, следует отметить, что мотивацию данного вида деятельности во многом определяет содержание текста. У младшего школьника должен возникнуть интерес к предмету повествования. Основными принципами отбора являются принцип познавательной ценности и новизны. Приведем пример: в методической литературе часто утверждают, что наиболее подходящим жанром литературы являются сказки, но ведь сюжет сказок детям известен. Как же мотивировать младшего школьника читать то, что ему уже известно, да еще преодолевать определенные трудности чтения на иностранном языке. Деятельность необходимо наполнить личностным смыслом, придать ей творческий характер. Этого можно достичь различными способами организации учебной деятельности и в частности постановкой проблемной задачи. Например: У Маркуса совсем старенькая бабушка, но он все равно очень любит слушать, как она рассказывает сказки. Иногда она все путает, и у нее получаются забавные истории. Одну из них Маркус записал и прислал нам. Давайте попробуем восстановить сказку. (Сказка про Красную Шапочку дается со смысловыми ошибками).

На стадии планирования деятельности происходит выбор способа действий. Эффективность выбранного пути будет зависеть от того, насколько глубоко будет осознанна цель чтения и осмысленно выбраны стратегии деятельности. Говоря о младших школьниках, которые только начинают овладевать чтением, можно утверждать, что выбор имеющихся у них способов действий невелик и не автоматизирован не только на иностранном, но и на русском (родном) языке. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста часто являются причинами трудностей осуществления деятельности (в частности чтения), связанных с несфор-мированностью ориентировки и планирования деятельности. Учет психофизиологических особенностей возраста позволяет соблюсти принцип природосообразности, провозглашаемый в последнее время в методической науке. Необходимо обучать учащихся планировать свою деятельность и осуществлять выбор подходящих стратегий.

На исполнительской фазе для выполнения деятельности включаются все механизмы чтения, функционирующие на основе речемыслительных действий. Особенностью чтения младших школьников согласно нашим наблюдениям является работа механизма осмысления во всех действия по восприятию и пониманию. Зрительное восприятие младшего школьника хоть и лучше развито, чем у дошкольника, однако носит еще избирательный и нестойкий характер, отличается недостаточностью константности, пространственной ориентации и помехоустойчивости.

Чтение начинается со зрительного восприятия, которое тоже не совершенно в возрасте 7-8 лет. У детей наблюдается

О

неустойчивость восприятия, оно характеризуется селективностью и избирательностью. Из-за несформированного пространственного восприятия, нарушения «схемы тела» дети могут путать буквы, отличающиеся пространственным расположением элементов, например: d/b.

Восприятие речи принято считать смысловым восприятием, так как процессы восприятия и осмысления не разделены во времени, а происходят одновременно. Однако младшие школьники испытывают определенные трудности в процессе смыслового восприятия в силу возрастных особенностей. Под смысловым восприятием Н.А.Горлова понимает одновременное знаковое (буквы), образное (картинки), символическое (черточки, обозначающие количество букв) восприятие. Следовательно, нет перегрузки левого полушария, а задействованы одновременно оба полушария, совершенствуется их координация и согласованная работа.

Любая деятельность заканчивается фазой контроля, на которой устанавливается факт успешности или неуспешнос-ти деятельности, т.е. определяется, достигнута ли цель. Целью чтения является понимание прочитанного. Понимание определяется И.А. Зимней как положительный результат осмысления. Понято может быть только то, о чем существует определенное представление (другими словами, то, что соотносится с «картиной мира» личности), так как понимание представляет собой процесс выстраивания отношений между имеющейся и извлекаемой в процессе чтения информацией. Следовательно, чтение есть выстраивание отношения между личностными смыслами личности и смыслами, закодированными по системе языка в письменном тексте.

Итак, смысловое чтение - это не новый вид чтения (правомерно утверждение, что любое чтение должно быть смысловым). Смысловое чтение - это методическая категория, объединяющая в своем названии требования к чтению и указывающая на направленность и специфику обучения современных младших школьников, обладающих системно-смысловым типом сознания.

Под смысловым чтением мы понимаем такое чтение, традиционно определяемое как «чтение-понимание, в ходе которого извлекаемая из текста содержательная информация соотносится с личностным отношением к ней читающего субъекта, что субъективно воспринимается как понимание смысла читаемого» [7, с. 157].

Учитывая особенности чтения у младших школьников, нами разработана технология обучения данному виду речевой деятельности, которая представлена системой практически значимых положений процесса обучения иноязычному чтению.

1. Речевая деятельность должна быть включена в другую значимую деятельность младшего школьника, мотив должен быть личностно значим, носить смысловой характер. «Путь развития языковой личности младшего школьника не имитация и репродукция, а осознанная, продуктивная учебная деятельность творчество учащихся при освоении нового языка, личностная значимость деятельности» [6, с. 18]. Этого можно достичь путем правильного отбора содержания обучения чтению.

2. Эффективность ориентировочной фазы и процесса планирования и реализации деятельности чтения возможно путем формирования стратегий смыслового чтения у младших школьников.

3. Система упражнений должна готовить младшего школьника к чтению, снимать трудности и развивать механизмы чтения и речемыслительные действия.

В заключение необходимо вернуться к тезису, о том, что чтение носит характер универсального учебного действия и определяет успешность младшего школьника по всем изучаемым предметам. На наш взгляд, успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на чтение на русском языке. Это объясняется тем, что психолингвистические закономерности развития речи имеют универсальный характер независимо от системы конкретного языка. Включение иностранного языка в единую об-

разовательную область «Филология» или «Словесность» дол- языкам в начальной школе. Иностранный язык может и должно быть отправной точкой в создании единого подхода к обу- жен развивать речевую деятельность учащихся как на иност-чению чтению, созданию согласованной методики обучения ранном, так и на русском языке.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пос. для учителя. - М., 2008.

2. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.

3. Никитенко, З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6.

4. Горецкий, В.Г. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: метод. пособие. - М., 2001.

5. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / под ред. Д.И.Фельдштейна. -Воронеж, 1997.

6. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. - М., 2010.

7. Методика обучения иностранным языкам: традиция и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск, 2010.

Bibliography

1. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjst-viya k mihsli: pos. dlya uchitelya. -M., 2008.

2. Ruseckaya, M.N. Strategiya preodoleniya disleksii uchathikhsya s narusheniyami rechi v sisteme obthe-go obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009.

3. Nikitenko, Z.N. Formirovanie universaljnihkh uchebnihkh deyjstviyj - prioritet nachaljnogo ino-yazihchnogo obrazovaniya // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2010. - № 6.

4. Goreckiyj, V.G. Tematicheskie i itogovihe kontroljnihe rabotih po chteniyu v nachaljnoyj shkole: me-tod. posobie. - M., 2001.

5. Ehljkonin, D.B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: izbrannihe psikhologicheskie trudih / pod red. D.I.Feljdshteyjna. -Voronezh, 1997.

6. Nikitenko, Z.N. Razvivayuthee inoyazihchnoe obrazovanie v nachaljnoyj shkole. - M., 2010.

7. Metodika obucheniya inostrannihm yazihkam: tradiciya i sovremennostj / pod red. A.A. Mirolyubova. - Obninsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 74.261

Sabinina N.N. RISKS IN INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AND THEIR PREVENTIVE MAINTENANCE.

In article the attention to consideration an urgency of consideration of risks in innovative activity of teachers in modern formation is paid, the concept of risk, kinds of professional risks and the reason of their occurrence in innovative activity the teacher reveal, subjects and measures of preventive maintenance of professional risks in innovative activity of teachers are considered.

Key words: risk, kinds of risks in innovative activity of the teacher, the pro-laktika of risks, system of preventive measures.

Н.Н. Сабинина, зав. метод. отделом ГБОУ ДОД ДДЮТ Фрунзенского района, Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

РИСКИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

В статье обращается внимание на актуальность рассмотрения рисков в инновационной деятельности педагогов в современном образовании, раскрывается понятие риска, анализируются виды профессиональных рисков и причины их возникновения в инновационной деятельности педагога, субъекты и меры профилактики профессиональных рисков в инновационной деятельности педагогов.

Ключевые слова: риск, виды рисков в инновационной деятельности педагога, профилактика рисков, система профилактических мер.

Современное общество, характеризующееся стремительными преобразованиями, повышает значимость обновления образования, поскольку система образования не только регулирует актуальные социальные отношения, но и создает будущее. В настоящее время наиболее эффективной формой реагирования образования на изменяющиеся условия являются инновации. Сегодня инновационной деятельностью охвачены практически все структурные звенья, подсистемы образования, поскольку это признается ведущим условием обновления образования, основой его дальнейшего развития. Инновационное развитие системы образования поддерживается на государственном и региональном уровнях. Это подтверждается реализацией приоритетного национального проекта «Образование», проведением конкурсов инновационных проектов, разнообразных конференций и семинаров по проблемам инновационной деятельности в сфере образования. Важная часть стимулирования инновационного развития си-

стемы образования - стимулирование инновационной деятельности педагогов, поддержка инноваций на уровне каждого конкретного педагога, что, в свою очередь, будет стимулировать инновации в масштабах как образовательного учреждения, так и системы образования в целом.

Вместе с тем следует отметить, что стремительное развитие инноваций не всегда приводит к качественным изменениям в образовании. Так, К.М. Ушаков отмечает, что образовательные инновации сейчас в моде, но, как почти любой массовый продукт, они серьезно страдают по части качества. Автор считает, что «термин «инновация» в образовании в настоящее время имеет устойчивую окраску позитивности и успешности, однако статистика показывает, что большинство из инноваций оказываются неуспешными» [1]. Результаты проводимых в нашем городе конкурсов инновационных проектов и инновационных продуктов позволяют сделать вывод о том, что представленные разработки в большей части не являлись

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.