Научная статья на тему 'К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информациоными текстами'

К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информациоными текстами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
972
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SEMANTIC READING / INFORMATIONAL TEXTS IN THE TEXTBOOK / VIEWING READING / INTRODUCTORY READING / SELECTIVE READING / STUDY READING / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕКСТ В УЧЕБНИКЕ / ПРОСМОТРОВОЕ / ОЗНАКОМИТЕЛЬНОE / ВЫБОРОЧНОЕ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

Ставится проблема обучения младших школьников чтению информационных текстов на основе результатов международного тестирования по оценке читательской компетентности учащихся. Анализируется пример работы с информационным текстом из учебника «Мир вокруг нас», показаны методические недочеты в организации работы с текстом. Рассмотрена специфика разных видов чтения применительно к информационному тексту как организация смыслового чтения. Выделены методические приемы организации изучающего чтения, направленные на извлечение и понимание полезной информации из текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF FORMATION YONGER SCHOOLCHILDREN’S ABILITIES TO WORK WITH INFORMATIONAL TEXT

The paper is devoted to the problem of younger schoolchildren’s training to reading informational texts. This problem is actualized with the results of international tests to asses students’ reading competence. The author analyzes how to work with informational texts in the textbook “The world around us”, shows shortcomings in the organization of reading process. Special attention is given to reviewing the types of reading. The specificity of the different types of reading in relation to informational texts is observed. Training semantic reading on the lessons is highlighted as the main objective of the work with informational texts. The author describes such types of reading as the viewing reading, introductory reading, selective reading and study reading. The instructional techniques of reading organization aimed to extracting and understanding useful information from the text are identified.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информациоными текстами»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)

УДК 372.4

С. И. Поздеева

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ

С ИНФОРМАЦИОНЫМИ ТЕКСТАМИ

Ставится проблема обучения младших школьников чтению информационных текстов на основе результатов международного тестирования по оценке читательской компетентности учащихся. Анализируется пример работы с информационным текстом из учебника «Мир вокруг нас», показаны методические недочеты в организации работы с текстом. Рассмотрена специфика разных видов чтения применительно к информационному тексту как организация смыслового чтения. Выделены методические приемы организации изучающего чтения, направленные на извлечение и понимание полезной информации из текста.

Ключевые слова: смысловое чтение, информационный текст в учебнике, просмотровое, ознакомитель-ноe, выборочное, изучающее чтение.

Результаты международного исследования Р1ЯЬБ [1] показывают, как российские четвероклассники умеют работать с литературными и информационными текстами. Из 64 заданий к литературным текстам российский показатель ниже среднего международного лишь по трем заданиям, которые связаны с умениями интерпретировать и обобщать информацию, объяснять причины поступков главного героя, видеть роль героя на фоне всего авторского замысла. Из 61 задания к информационным текстам только по двум заданиям показатели ниже международных: умение делать вывод на основе информации из текста, умение обобщать и интерпретировать информацию. Ситуация по отдельным группам умений, проверяемых в Р1КЬБ, не однозначна. Так, умения связанные с поиском информации, заданной в явном виде, лучше сформированы при работе с литературными текстами, хотя именно при работе с информационными текстами это должно быть основной задачей чтения. Умения, связанные с формированием выводов на основе имеющихся в тексте фактов, также лучше проявлены в литературных текстах, что тоже настораживает. А умения по оценке содержания, языка и структуры текста оказались лучше сформированы при работе с информационными текстами.

Получается, что в целом результаты работы с информационными текстами у российских четвероклассников ниже результатов работы с литературными текстами. Причины этого, на взгляд авторов, кроются в отсутствии общей стратегии (способов, алгоритмов, приемов) работы с любым текстом и на любом уроке, а также в том, что на уроках нефилологического цикла акцент делается на новой информации, а не на тексте как ее источнике. Для проверки данного предположения обратимся к информационному тексту «Разнообразие природы» (Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 кл. начальной школы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. С. 4-5).

Разнообразие природы

С давних пор люди не перестают удивляться разнообразию природы. Величественное, сияющее Солнце и маленькие бабочки, летающие над лугом; тысячи таинственных звезд на ночном небе и зеленая трава под нашими ногами; огромные, необозримые океаны и крошки-муравьи в своих муравейниках... Все это природа.

Ее разнообразие поражает и восхищает людей. Чтобы в нем разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы.

Как ты уже знаешь, природу делят на живую и неживую. Между ними есть очень важные различия.

Живые существа, или организмы, в отличие от предметов неживой природы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Живую природу изучает особая наука - биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).

Все живое ученые-биологи делят на большие группы -царства. Есть царство растений, царство животных, царство грибов. Но это не все. Очень долго люди не знали, что повсюду на Земле - в воде, в воздухе, даже во рту человека -живут крошечные организмы - бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор -микроскоп. Многие бактерии в тысячи раз меньше... песчинки! Бактерии - особое царство живой природы.

Данный текст является вводным в разделе «Природа». В тексте 5 абзацев, неравноценных по объему: 1-й, 4-й и 5-й очень крупные и насыщенные, 2-й и 3-й - мелкие. В тексте использованы три вида шрифтовых выделений, в результате чего он пестрит, что затрудняет его восприятие детьми. Скорее всего, было бы достаточно использовать курсив (Живые существа, или организмы, в отличие от предметов неживой природы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают») и жирный шрифт.

В рубрике «Работа с учебником» есть два текстовых задания. «Первое задание: внимательно прочитай первый абзац текста... Что из перечисленных в нем относится к неживой природе, а что

к живой? Второе задание: найди, что сказано в учебнике об отличии живых существ от предметов неживой природы. Сравни по перечисленным признакам камень и кошку. Приведи свой пример, подтверждающий различия неживого и живого». На взгляд авторов статьи, последовательность заданий нелогична: было бы уместнее вначале проанализировать отличительные признаки живых существ (4-й абзац), а затем с опорой на этот материал, выполнить задание по 1-му абзацу.

В рубрике «Проверь себя» вопрос № 2 дублирует вопрос в предыдущей рубрике: «Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?» Остальные два вопроса позволяют выделить другую значимую информацию из текста: «Что значит классифицировать объекты природы? На какие царства делят живую природу?» При ответе на последний вопрос было бы целесообразно предложить детям составить соответствующую схему «Царства живой природы».

В качестве обобщающего задания детям предлагается записать в словарик и устно объяснить значение следующих терминов (которые в тексте были выделены по-разному: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп). Запись терминов без их толкования представляется неэффективной. Есть интересное творческое задание, связанное с интерпретацией текста с использованием приема ролевой игры: детям предлагается выступить в роли сказочного царя одного из царств живой природы: сделать маску, придумать речь и обратиться к своим подданным.

Итак, в качестве позитивных аспектов учебника, презентирующего информационный текст, можно выделить следующие: рубрикация большого текста на подтемы, наличие текста-резюме по всей теме, разнообразие учебных заданий (репродуктивных, конструктивных, творческих), обращение внимания на терминологию. Однако не совсем удачным представляется система шрифтовых выделений в тексте, логика предъявления заданий (последовательность, повторяемость), недостаток заданий, связанных с письменной фиксацией важной информации (составление схем, словариков, опорных записей).

При работе с информационными текстами учителю важно не только использовать методический ресурс учебника, но и эффективные стратегии (способы) чтения, которые позволяют организовать читательскую деятельность как текстовую, в частности текстовоспринимающую, которая основывается не только на полноценном навыке чтения, но и на владении разными видами чтения. Начальная школа сейчас начинает переориентацию на новую образовательную парадигму: учить детей не просто чтению, а разным видам чтения. В но-

вых «Примерных программах начального общего образования» [2] чтение понимается как «осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное)». Такой подход позволит сформировать у детей «осмысленный читательский навык», «смысловое чтение». Смысловое чтение можно трактовать как зрелое чтение [3], которое в отличие от незрелого представляет собой высокоорганизованный процесс восприятия и смысловой обработки содержания текста, т. е. информации, заложенной в нем.

Ниже рассмотрены особенности различных видов чтения в зависимости от цели чтения.

Просмотровое (обзорное) чтение имеет целью получить общее представление о содержании текста, спрогнозировать, предвосхитить его. Обычно этот вид чтения используется для предварительного знакомства с книгой, когда читается название, оглавление, книга пролистывается постранично, в результате чего мы решаем: выбрать (купить) эту книгу или нет. Применительно к информационному тексту основной целью просмотра является прогнозирование его содержания. Ученик читает заголовок, рассматривает иллюстрации, затем просматривает текст с опорой на шрифтовые выделения и отвечает на вопрос: «О чем буду читать? О чем будет текст?» В нашем примере прогноз может быть следующим: «Текст будет о том, как разнообразна природа: живая и неживая. О том, какие царства живого выделяют».

Ознакомительное чтение проводится с целью выделения основной информации, существенных фактов, общего (поверхностного) знакомства с содержанием текста. При таком способе дети быстро прочитывают текст, чтобы кратко ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?» (О живой и неживой природе, об особенностях живых существ, о том, какие есть царства живой природы), установить, оправдались ли прогнозы. Таким чтением можно прочитывать дополнительные тексты учебника, например рубрики «Для самых любознательных», «На следующем уроке...». При работе с объемными текстами используется изучающее чтение основных фрагментов, а второстепенная информация прочитывается более быстро и поверхностно.

Выборочное чтение нацелено на поиск конкретно интересующей нас информации, ответа на конкретный вопрос. По-видимому, это универсальный и чаще всего встречающийся вид чтения. Быстрый просмотр текста, когда глаз движется по центру страницы сверху вниз с целью поиска конкретного слова, называется чтение-сканирование. Например: «Найдите, как называется наука, изучающая живую природу. Как называются крошечные организмы?»

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

Выборочное чтение может выступать как самостоятельный вид чтения, который следует после просмотрового или ознакомительного, а может реализоваться как один из приемов изучающего чтения, с помощью которого вычленяются важные факты, новые понятия.

Изучающее (углубленное) чтение имеет целью выяснение новой полезной информации, ее обобщение. Это чтение медленное, равномерно внимательное, аналитическое, в процессе которого идет восприятие, осмысление, вычленение, фиксация и переработка информации. Это может выглядеть как чтение с остановками, во время которых происходит вычленение ключевых слов, ответы на вопросы, делаются уточнения, комментарии. Изучающее чтение информационных текстов может сопровождаться следующими приемами:

1. Составление кластера или схемы.

2. Составление логического плана с ключевыми словами:

1) разнообразие природы поражает (классифицируют);

2) особенности живых существ (организмы, биологи);

3) царства живой природы (бактерии, микроскоп).

3. Заполнение лакун (пропусков) в тексте.

Живые существа, или_. В отличие от предметов

неживой природы дышат, питаются,_,_,_. Живую природу изучает особая наука -_. Все живые

существа ученые делят на большие группы -_.

4. Самопостановка вопросов к тексту детьми: вопросы не должны повторять те, которые уже

1.

2.

3.

4.

Поздеева С. И., доктор педагогических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

есть в учебнике. Например: «Что делают люди, чтобы разобраться с разнообразием природы? Какая наука изучает живую природу? Когда люди смогли обнаружить бактерии?» Все вопросы должны быть открытыми, точными, однозначными.

5. Компрессия текста на основе дифференциального алгоритма чтения [4]. При сжатии текста дети выполняют три шага: 1) находят и выписывают ключевые слова в тексте; 2) с каждым ключевым словом конструируют смысловые ряды (предложения, соответсвующие исходному тексту); 3) формулируют доминанту: одно предложение, которое выражает главную мысль текста (абзаца).

Ключевые Смысловые Доминанта

слова ряды

Классифи- Люди классифицируют все Разнообра-

цируют, объекты природы и делят ее на зие живой

живую и живую и неживую. Организмы природы

неживую, дышат, питаются, развиваются. биологи

организмы, Их изучает биология - наука разделили

биология, о жизни. Все живое биологи на царства

на царства, делят на царства: растений,

бактерии, животных, грибов. Кроме того,

микроскоп повсюду на Земле живут бактерии. Их увидели, когда изобрели микроскоп

Таким образом, использование разных видов чтения при работе с информационным текстом позволит сформировать читательскую компетентность младших школьников и устранить имеющийся у российских четвероклассников разрыв между умениями работать с литературными и информационными текстами.

Список литературы

Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам Р!Р1_8-2006 // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 107-136.

Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. 317 с.

Дакукина Т. А. Чтение оригинальных текстов с полным и точным пониманием учащимися старшей ступени обучения средних школ //

Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРи БиНейп). 2013. Вып. 9 (137). С. 171-174.

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.

Материал поступил в редакцию 18.02.2016.

S. I. Pozdeeva

ON THE PROBLEM OF FORMATION YONGER SCHOOLCHILDREN'S ABILITIES TO WORK

WITH INFORMATIONAL TEXT

The paper is devoted to the problem of younger schoolchildren's training to reading informational texts. This problem is actualized with the results of international tests to asses students' reading competence. The author analyzes how to work with informational texts in the textbook "The world around us", shows shortcomings in the organization

of reading process. Special attention is given to reviewing the types of reading. The specificity of the different types of reading in relation to informational texts is observed. Training semantic reading on the lessons is highlighted as the main objective of the work with informational texts. The author describes such types of reading as the viewing reading, introductory reading, selective reading and study reading. The instructional techniques of reading organization aimed to extracting and understanding useful information from the text are identified.

Key words: semantic reading, informational texts in the textbook, viewing reading, introductory reading, selective reading, study reading.

References

1. Kuznetsova M. I. Sil'nyie i slabyie storony chitatel'skoy deyatel'nosti vypusknikov rossiyskoy nachal'noy shkoly po rezul'tatam PIRLS-2006 [Streng and weak points of the reader activity of the Russian primary school graduates according to the results of PIRLS-2006]. Voprosy obrazovaniya - Problems of Education, 2009, no. 1, pp. 107-136 (in Russian).

2. Primernyie programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Exemplary programs of primary general education]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2009. 317 p. (in Russian).

3. Dakukina T. A. Chteniye original'nykh tekstov s polnym i tochnym ponimaniyem uchashchimisya starshey stupeni obucheniya srednikh shkol [Characteristics of the reading type of original texts at the higher secondary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 171-174 (in Russian).

4. Goykhman O. Ya., Nadeina T. M. Rechevaya kommunikatsiya: uchebnik [Speech communication: textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007. 272 p. (in Russian).

Pozdeeva S. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.