Научная статья на тему 'Процессуально-технологические особенности формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка'

Процессуально-технологические особенности формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIAEDUCATION / MEDIACOMPETENCE / ЗАДАЧИ / TASKS / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / STUDENT OF PRIMARY SCHOOL / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина А.А.

В статье представлено понятие медиакомпетенции, описание процессуально-технологических особенностей формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, обоснование целесообразности его внедрения в процесс начального образования. Также выполнен анализ основных положений системы начального образования «Перспективная начальная школа», в рамках которой происходит реализация процесса формирования медиакомпетенции, а также особенностей предмета «Русский язык». Выявлены основные методы, формы работы с младшими школьниками на уроках русского языка, цель, которой должен достичь учитель, формируя медиакомпетенцию. Разработана структурно-функциональная модель формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка в соответствии с требованиями и содержанием ФГОС НОО. Она представлена в виде сжатой модульной программы курса в предмете «Русский язык», а именно блоками-модулями, описание которых также представлено в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS-BASED AND TECHNOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF MEDIACOMPETENCE AT RUSSIAN LESSONS

The paper reveals contents of a notion of mediacompetence and how it is formed in primary school children during Russian lessons. The author states the importance of development of mediacompetence in pupils of primary school. The research contains an analysis of basic tasks of a system of primary education named “Perspectives of primary school”, which serves a basis for realization of the process of forming and development of medicompetence. The research has defined general methods and forms of teaching pupils in the course of the Russian language, as well as objectives that teachers need to achieve while forming the studied type of competency. The author has worked out a structural model that meets federal educational standards of new generation. In the curriculum it is presented as a number of module blocks, which are described in the work.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологические особенности формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка»

Зимой внутри сапог стелили стельку, т. е. войлочную подстилку, в диалектах встречаются синонимичные названия, например, шивер (т.-х.) / шивир (эрз., нар., кач.) (монг. шивэр) 'пот ноги' лит. иъдик оъду, а в западном и центральном диалектах ее называют либо словом оът букв. 'трава', либо сочетанием слов идик оъду 'стелька'. По рассказам пожилых охотников, в древности предки тувинцев в теплое время в обувь вместо стельки стелили сухую траву, оберегая себя от холода и влаги, с тех пор в языке сохранилось словосочетание идик оъду букв. 'обувь + трава'.

Предварительный анализ изучаемой тематический группы показывает, что, являясь одной из базовых лексем, она имеет давнюю историю. В тувинском языке и его диалектах названия верхней традиционной одежды получили описательные названия в виде словосочетаний. В речи монголоязычных тувинцев юго-восточного диалекта преобладают заимствованные из монгольского языка слова, правда, они претерпели некоторые изменения в области фонетики.

Многие слова имеют свои соответствия в сибирских тюркских языках и диалектах, наблюдается влияние монгольского языка. Следовательно, в дальнейшем целесообразно рассматривать названия традиционной верхней одежды тувинцев с точки зрения этимологии.

Библиографический список

Следует также отметить, что в данной работе нами были опущены названия элементов традиционной верхней одежды, этот вопрос тоже остаётся открытым для следующих лингвистических исследований.

Сокращения:

лит. - литературный тувинский язык

монг. - монгольский язык

б.-т. - бай-тайгинский говор

дз.-х. - дзун-хемчикский говор

м.-т. - монгун-тайгинский говор

нар, кач. - речь жителей сумон Нарын, Качик

зап. - западный диалект

ов. - овюрский говор

т.-хем. - тес-хемский говор

т.-х. - тере-хольский диалект

тодж. - тоджинский диалект

у.-х. - улуг-хемский говор

цент. - центральный диалект

хак. - хакасский язык

эрз. - эрзинский говор.

1. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев. Ленинград, 1960.

2. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва, 1969.

3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Москва, 1961.

4. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. Москва, 1991.

5. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная одежда тувинцев. Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1988.

6. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм (история и символика). Кызыл, 2000.

7. Куулар Е.М. Лексика головных уборов в тувинском языке и его диалектах. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2015; 4 (53).

8. Тувинско-русский словарь. Под редакцией Э.Р Тенишева. Москва, 1968. References

1. D'yakonova V.P. Materialypo odezhde tuvincev. Leningrad, 1960.

2. Potapov L.P. Ocherki narodnogo byta tuvincev. Moskva, 1969.

3. Vajnshtejn S.I. Tuvincy-todzhincy. Moskva, 1961.

4. Vajnshtejn S.I. Mir kochevnikov Centra Azii. Moskva, 1991.

5. Sat-Bril' L.Sh. Tradicionnaya odezhda tuvincev. Kul'tura tuvincev: tradiciya isovremennost'. Kyzyl, 1988.

6. Siyanbil' M.O., Siyanbil' A.A. Tradicionnyj tuvinskij kostyum (istoriya isimvolika). Kyzyl, 2000.

7. Kuular E.M. Leksika golovnyh uborov v tuvinskom yazyke i ego dialektah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2015; 4 (53).

8. Tuvinsko-russkijslovar'. Pod redakciej 'E.R. Tenisheva. Moskva, 1968.

Статья поступила в редакцию 18.07.16

УДК 56.013

Milyutina А.А., рostgraduate, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: anitutita@mail.ru

PROCESS-BASED AND TECHNOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF MEDIACOMPETENСE AT RUSSIAN LESSONS. The paper reveals contents of a notion of mediacompetence and how it is formed in primary school children during Russian lessons. The author states the importance of development of mediacompetence in pupils of primary school. The research contains an analysis of basic tasks of a system of primary education named "Perspectives of primary school", which serves a basis for realization of the process of forming and development of medicompetence. The research has defined general methods and forms of teaching pupils in the course of the Russian language, as well as objectives that teachers need to achieve while forming the studied type of competency. The author has worked out a structural model that meets federal educational standards of new generation. In the curriculum it is presented as a number of module blocks, which are described in the work.

Key words: mediaeducation, mediacompetence, tasks, student of primary school, Russian language, primary school.

А.А. Милютина, аспирант каф. русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: anitutita@mail.ru

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье представлено понятие медиакомпетенции, описание процессуально-технологических особенностей формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, обоснование целесообразности его внедрения в процесс начального образования. Также выполнен анализ основных положений системы начального образования «Перспективная начальная школа», в рамках которой происходит реализация процесса формирования медиакомпетенции, а также особенностей предмета «Русский язык». Выявлены основные методы, формы работы с младшими школьниками на уроках русского языка, цель, которой должен достичь учитель, формируя медиакомпетенцию. Разработана структурно-функциональная модель формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка в соответствии с требованиями и содержанием ФГОС НОО. Она представлена в виде сжатой модульной программы курса в предмете «Русский язык», а именно блоками-модулями, описание которых также представлено в статье.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетенция, задачи, младший школьник, русский язык, начальная школа.

Начальная школа является фундаментом для дальнейшего образования любого человека. Она раскрывает многообразие информации, способов её усвоения, законов, форм, вариаций, интерпретаций, умений и навыков работы с ней в различных научных областях, то есть всего того, что необходимо для успешного обучения и развития личности. Уровень развития всех этих знаний определяет характер познавательной деятельности, речевой активности, организации своей работы, владение информацией и способами работы с ней и т. п. Кроме этого, определяющим для формирования успешного субъекта современного мира является наличие медиакомпетенции - адекватного восприятия медиа средств, умения использовать их в учебной и любой другой деятельности для грамотного решения поставленных задач в постоянно изменяющемся информационном мире (медиа мире).

Так как фундамент всех знаний закладывается в начальной школе, предлагаем начать её формирование именно на данной ступени образования.

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Он включает развитие качеств человека, которые отвечают требованиям информационного общества [1], а именно: умение работать с информацией во всех её представлениях, пользоваться медиа средствами и т. д., то есть формирование медиаком-петенции. Также в начальной школе начинает осуществляться формирование основ «уметь учиться» и активное использование речевых средств и медиа средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Эти требования к метапредметным результатам связываем с медиакомпетенцией (научив младшего школьника основам медиа работы, мы формируем умение учиться осваивать всё новые, появляющиеся ежедневно медиа средства).

Работа с медиа средствами в ФГОС НОО представлена только в области «Математика и информатика» и указана как «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности». Данная характеристика подтверждает проблему формирования медиакомпетенции младшего школьника в предметных областях начального образования [1]. Работе с медиа средствами отводится минимальное количество времени, в большинстве случаев они используются как демонстрационный материал, без непосредственной практической работы самих учащихся.

Рассмотрим особенности работы по формированию медиа-компетенции в процессе освоения русского языка по программе «Перспективная начальная школа».

Концептуальные положения системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации [2]. В данной программе также выделены разные уровни сложности, сочетаются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Таким образом, происходит взаимодействие учащихся, помощь в обучении воспринимается как адекватная поддержка в классном коллективе. Поэтому включить различные формы работы по формированию медиакомпетенции (сообразно возрастным особенностям младших школьников) в данную программу вполне обосновано.

Этими формами являются: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная, консультация [3].

Формирование медиакомпетенции реализуется именно на уроках русского языка, так как в рамках этого предмета основными целями являются: познавательная и социокультурная.

Познавательная цель включает формирование знаково-сим-волического и логического мышления младших школьников, понимания языка как составляющей целостной картины мира, знакомство с основными положениями науки о языке.

Социокультурная функция предполагает формирование навыков грамотного письма без ошибок, как показателя культуры учащегося, развитие устной, письменной, монологической и диалогической речи, то есть коммуникативной компетенции [4].

Таким образом, авторы данной системы обучения выделяют основное значение предмета «Русский язык» в начальной школе: заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Под функциональ-

но-грамотной личностью мы понимаем гражданина, способного быть активным успешным грамотным участником современного информационного общества.

В данной системе отличительной особенностью является применение интерактивности - Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах [5].

Однако, как показала собственная педагогическая деятельность в качестве учителя начальных классов и данные констатирующего этапа опытно-поисковой работы, несмотря на чётко выстроенную и углубленную систему языковых знаний, предназначенных для усвоения учащимися, формирования коммуникативной компетенции, а также наличия интерактивности, уровень сформированности медиакомпетенции остаётся низким.

Основная цель учителя при формировании медиакомпе-тенции младших школьников состоит в развитии способностей младшего школьника к адекватному медиа потреблению, умений работать с информацией в различных её видах с использованием медиа средств в учебной и любой другой деятельности, верно оценивать варианты использования и критически осмысливать область медиа в постоянно изменяющемся информационном мире.

Итак, приняв во внимание состояние проблемы формирования медиаокомпетенции младших школьников на уроках русского языка в практике работы начальной школы и выявив уровень сформированности медиакомпетенции младших школьников как фактора успешной учебной работы на уроках русского языка, остановимся на описании процессуально-технологических особенностей формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка.

Разработана структурно-функциональная модель формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка в соответствии с требованиями и содержанием ФГОС НОО. Она представлена в виде сжатой модульной программы курса в предмете «Русский язык».

Данную модульную программу мы составили на основе ФГОС НОО по учебнику русского языка 3 - 4 класса учебно-методического комплекса (УМК) «Перспективная начальная школа» [6].

Основными методами являются: демонстрация, игровые методы, словесные, наглядные, деловые игры, инсайт, интерактивные методы, практические методы, практические методы, дистанционное обучение, коучинг, метод рефлексии, метод ротаций (ученик входит в роль учителя и наоборот), консалтинг (при выполнении усложненных заданий), поручение и др. [7, с. 121 - 133].

Анализ научной литературы в области начального образования, информатики и медиа, а также опыт ученых в области языкового образования (Т.А. Ладыженская, Е.Ю. Никитина, Н.Н. Обозова, А.Н. Леонтьев, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Л.Ф. Климанова и др.); в области информатизации начального образования (С.З. Алборова, Н.В. Василенко, О.В. Даниленко, Ю.Н. Егорова, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, И.Г. Захарова и др.); по теории влияния отдельных медиа на развитие и воспитание детей (Е.С. Полат, А.В. Спичкин, О.Р. Самарцев, Е.В. Якушин, R.C. Schlank); вопросы интегрированного подхода в медиаобра-зовании (через уже имеющиеся предметы) (Л.С. Зазнобина, А.А. Журин, А.В. Спичкин, Э. Харт, К. Бэзэлгет и др.); исследования общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс-медиа в целом (Л.С. Зазнобина, Р. Кьюби, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Фёдоров, А.В. Шариков и др.), собственный опыт работы в качестве учителя начальной школы позволили разработать основными разделы программы формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка.

Ими являются когнитивно-информационный, технологический и мотивационно-личностный. Всего 3 блока-модуля, которые расположены в определённой последовательности. Содержание учебного материала каждого блока-модуля имеет внутреннюю предметную связь.

Когнитивно-информационный блок (М1) включает: изучение основных понятий области медиа, алгоритмов работы с медиа средствами; как воспринимать и перерабатывать информацию.

Технологический блок включает (М2): применение медиа средств в учебной деятельности; использование алгоритмов работы с медиа средствами на уроке и при выполнении домашнего задания; способы решения проблем с использованием медиа

средств; проектная деятельность; формулировка плана работы с медиа средствами в конкретной учебной ситуации.

Мотивационно-личностный (М3): значение медиа в жизни человека; критическое отношение к области медиа; обоснование потребности использования медиа средств в учебной и повседневной жизни.

Содержание учебного материала каждого блока-модуля имеет внутреннюю предметную связь. Раскроем эту связь, а также приведем примеры заданий каждого блока:

I. При реализации когнитивно-информационного блока учащиеся получают информацию по медиа подготовке в области предмета «Русский язык», сопоставляют её с языковыми знаниями, обнаруживают противоречия или необходимость приобрести новые знания для решения учебной проблемы и упрощения учебной деятельности, знакомятся с основными понятиями области медиа.

Задачи блока М1 регулируют умственную деятельность младшего школьника, а именно: работу с языковым материалом и использование медиа средств. При реализации этих задач в методике формирования медиакомпетенции младших школьников учащиеся получают информацию по медиа подготовке в области предмета «Русский язык», сопоставляют её с языковыми знаниями, обнаруживают противоречия или необходимость приобрести новые знания для решения учебной проблемы и упрощения учебной деятельности.

В результате младшие школьники приобретают новые знания, которые на втором этапе (М2) используют в своей учебной деятельности, а затем и в повседневной (М3). То есть, с помощью блока М1 учащиеся осваивают теоретические знания в области медиа.

Например, в 3-ем классе при закреплении знаний по синтаксическому разбору предложения можно предложить следующие задания:

1. Завершить предложения (добавить подлежащее, сказуемое (сказуемые), грамматические основы в предложение по теме «Медиа». Пр:

Представление информации различными способами необходимо для...

Медиа средства дают возможность.

С помощью компьютера .

Интернет ...

В электронной презентации.

Социальная сеть даёт возможность.

2. Определение этапов поисковой работы, работы с конкретизацией информации, которую необходимо найти (или работы с учебной проблемой) с помощью средств медиа. Осуществление поиска общего языкового понятия с помощью разработанных этапов в сети Интернет (вопроса из области предмета «Русский язык») вместе с учителем и классным коллективом, запись ответа в тетради.

II. Сущность технологического блока заключается в том, чтобы объединить на уроке теоретическую информацию по русскому языку и область медиа (знания по медиа средствам, медиа потреблению), то есть использовать полученные знания на практике работы по предмету «Русский язык» с медиа средствами. Этому может способствовать включение в урок работы с медиа средством на основе получаемых языковых знаний, домашнее задание с применением медиа средств, исследовательская, проектная работа учащихся.

Задачи блока М2 призваны объединить на уроке теоретическую информацию по русскому языку и область медиа (знания по медиа средствам, медиа потреблению), то есть использовать полученные знания на практике работы с медиа средствами. Этому может способствовать включение в урок работы с медиа средством на основе получаемых языковых знаний, домашнее задание с применением медиа средств, исследовательская, проектная (под руководством учителя) работа учащихся начальной школы. Такое применение призвано упростить работу младшего школьника на уроке и при выполнении домашней работы, сформировать у него компетенцию «уметь учиться» (работать не только со знакомыми медиа средствами, но и осваивать новые в дальнейшей учебной деятельности). Этот блок образует такие учебные ситуации, которые позволяют младшим школьникам

Библиографический список

осознать необходимость и значимость совместного применения теории и практики работы с медиа средствами. Например, при закреплении тем по русскому языку в первом полугодии 4-ого класса можно использовать следующие задания, формирующие медиакомпетенцию младших школьников на уроках русского языка:

1. Соединить стрелками задание по русскому языку и наиболее удобное для его выполнения медиа средство.

2. Дома или в компьютерном классе представить правило, задание в виде рисунка, схемы (в графическом редакторе) или текста (в текстовом редакторе) и сохранить на карту памяти.

3. Определение различных заданий по работе с информацией (представление, поиск, обработка, кодирование и др.) и распределение их на группы, выявление различных медиа средств, которые могут быть использованы в выполнении упражнений по русскому языку в более упрощенной форме.

4. Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос урока.

III. Мотивационно-личностный блок реализуется на протяжении всего процесса формирования медиакомпетенции младших школьников, учитель имеет возможность замерить первичный мотив потребления знаний из области медиа, а также отслеживать изменения в получении знаний на основе внедрения этого блока.

Задачи блока М3 дают возможность оценить демонстрацию полученных знаний из области медиа учащимися начальной школы. А именно: уровень овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками применения и использования медиа средств в учебной деятельности и во внеурочной деятельности, креативность в выполнении заданий, творческий подход при применении медиа средств, активность использования знаний из области медиа, уровень самостоятельной работы с медиа и др.

Кроме того, что блок реализуется на всех этапах программы, также целесообразно его включение в образовательный процесс во втором полугодии 4-го класса. В этот период младшие школьники уже полностью овладели теоретическими и практическими знаниями по формированию медиакомпетенции на уроках русского языка.

Например, в 3-ей четверти 4-го класса возможно давать учащимся начальной школы следующие задания:

1. Создать интерактивную памятку основных понятий по предмету «Русский язык».

2. Креативное оформление правила по русскому языку с применением медиа средств (программ компьютера).

3. Демонстрация уровня знаний по формированию медиа-компетенции на уроках русского языка с помощью разработки и представления собственного итогового проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные блоки должны реализовываться последовательно: от когнитивно-информационного к технологическому, мотиваци-онно-личностный блок должен внедряться в процесс обучения на протяжении всей программы формирования медиакомпетен-ции младших школьников на уроках русского языка. Это необходимо для активизации познавательной деятельности младших школьников, заинтересованности в получении знаний из области медиа и их использования на уроках и во внеурочной деятельности.

Итак, современный мир трудно представить без медиа средств (компьютера, сети Интернет, планшета, USB устройств, интерактивной доски и др.). Особую важность в жизни мирового общества медиа приобрели за последние полвека, в связи с быстро развивающимися информационными технологиями. Медиа сегодня - одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты [8, с.10].

Поэтому формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка является очень важным и сложным аспектом процесса обучения. Выявление процессуально-технологических особенностей позволяет логически выстроить, упростить, грамотно составить и успешно реализовать программу формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка в начальном образовании в соответствии с ФГОС НОО.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart. edu.ru

2. Лободина Н.В. Развернутое тематическое планирование. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа». Волгоград: ООО Издательство «Учитель», 2014.

3. Хилько Н. Ф. Педагогика и методика кино-, фото- и видеотворчества: учебное пособие. Омск: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2012 год.

4. Кащаева Г.С. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа». ФГОС. Москва: Издательство «Планета», 2013.

5. Школьный гид. Available at: http://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt-fgos.html

6. Лаврова Н.М. Русский язык. 3 класс. Ч. 1-2: поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД: учебно-методическое пособие: [в 2 ч.]. Москва: Академкнига/Учебник, 2016.

7. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

8. Фёдоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Издательство Кучма, 2004.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru

2. Lobodina N.V. Razvernutoe tematicheskoe planirovanie. 4 klass. UMK «Perspektivnaya nachal'naya shkola». Volgograd: OOO Izdatel'stvo «Uchitel'», 2014.

3. Hil'ko N. F. Pedagogika i metodika kino-, foto- i videotvorchestva: uchebnoe posobie. Omsk: Izdatel'stvo Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F.M. Dostoevskogo, 2012 god.

4. Kaschaeva G.S. Rabochie programmy. Nachal'naya shkola. 3 klass. UMK «Perspektivnaya nachal'naya shkola». FGOS. Moskva: Izdatel'stvo «Planeta», 2013.

5. Shkol'nyj gid. Available at: http://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt-fgos.html

6. Lavrova N.M. Russkij yazyk. 3 klass. Ch. 1-2: pourochnoe planirovanie metodov i priemov individual'nogo podhoda k uchaschimsya v usloviyah formirovaniya uUD: uchebno-metodicheskoe posobie: [v 2 ch.]. Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2016.

7. Golovanova N.F. Pedagogika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. 2-e izd., ster. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

8. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediagramotnost'. Taganrog: Izdatel'stvo Kuchma, 2004.

Статья поступила в редакцию 07.07.16

УДК 81.2

Pirmanova N.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

E-mail: nazira056@mail.ru

ETHNIC AND CULTURAL SPECIFICS OF A DIALECT OF THE URAL COSSACKS-OLD-BELIEVERS. The article is about ethnic and cultural distinctive features of a dialect of the Ural (Yaik) Cossacks-Old-Believers. The author analyzes language features of ethnographic, phonetic, semantic and grammatical dialecticisms, registered in the dictionary of dialects of the Ural Cossacks-Old-Believers by N. M. Malech. Studying of Cossacs' language features as culturally marked units is important in the aspect of the study of national and cultural consciousness of Russian people. Particular emphasis is placed on lexemes reflecting the spiritual sphere of the Cossacks life. The research of linguistic and socio-historical contents of the dialect's vocabulary of the Ural Cossacks requires further analysis due to the fact that it is a bridge to the past of Russian people and it highlights the connection of times.

Key words: dialects of Old-Believers, Ural (Yaik) Cossacks, cultural traditions, ethnic and cultural distinctiveness, semantic dialecticism, grammatical dialecticism.

Н.И. Пирманова, канд. филол. наук, доц. каф. современного русского языка, риторики и культуры речи, Оренбургский

государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: nazira056@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЯЗЫКА УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ-СТАРООБРЯДЦЕВ

В статье рассматривается этнокультурное своеобразие диалекта уральских (яицких) казаков-старообрядцев. Автор исследует языковые особенности этнографических, фонетических, семантических и грамматических диалектизмов, зафиксированных в словаре говоров уральских (яицких) казаков-старообрядцев Н.М. Малечи. Изучение языковых примет казачьих говоров как культурно маркированных единиц актуально в аспекте исследования национально-культурного сознания русского народа. Особое внимание уделяется лексемам, отражающим духовную сферу жизни казачества. Анализ лингвистического и социально-исторического содержания диалектной лексики, характерной для уральских казаков-староверов, требует дальнейших исследований в связи с тем, что она служит экскурсом в прошлое русского народа, высвечивает связь времен.

Ключевые слова и фразы: говоры старообрядцев, уральские (яицкие) казаки, культурные традиции, этнокультурное своеобразие, семантический диалектизм, грамматический диалектизм.

Общеизвестно, что культурно значимая информация воплощается в словах, обозначающих реалии материальной культуры, в концептах духовной культуры, прецедентных текстах - одним словом, в языковых формулах, относящихся к культуросозида-ющим текстам. Диалектные слова, зафиксированные в Словаре говоров уральских (яицких) казаков-старообрядцев Нестора Михайловича Малечи, ярко характеризуют языковые особенности казачества как субкультурного образования. Научную ценность Словаря Н.М. Малечи подчёркивал этнограф Н.М. Щербанов: «это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, это словесное закрепление многовековой жизни уральского казачества, его энциклопедия» [1, с. 16 - 17].

История и этнография уральского казачества представляет для нас интерес как источник информации о нас самих, о наших предках, о русских корнях. О специфике жизненного уклада казаков-старообрядцев говорится в трудах современных исследователей: Яицкое (Уральское) войско в историко-культу-

рологическом плане сформировалось как «особая этническая область, где старообрядчество было одним из главных составляющих ее культурных элементов» [2, с. 58]. Внимание учёных привлекают не только быт и ежедневные занятия яицких казаков [3], но и жанры казачьего фольклора [4], которые открывают малоизвестные стороны материальной и духовной культуры уральских казаков.

Говоры русского языка представляют интерес для современных учёных в разных аспектах, к примеру, рассматриваются в качестве «хранителей народной культуры», воссоздавая диалектную картину мира [5]; диалектная фразеология изучается в качестве источника информации об особенностях мировосприятия этноса [6]. Предметом нашего исследования являются лексика уральского казачества, особенности фонетической, лексической системы, грамматического строя говоров уральских (яицких) казаков в качестве транслятора культурного наследия [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.