Научная статья на тему 'Содержательная сторона методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка'

Содержательная сторона методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИА СРЕДСТВА / МЕДИА СРЕДА / MEDIA COMPETENCE / INFORMATION SOCIETY AND MEDIA TOOLS / MEDIA ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина Анна Александровна

Исследуется проблема формирования медиакомпетенции на ступени начального образования. Она рассматривается в контексте предмета «Русский язык». Решением проблемы является создание логически выстроенной методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, соответствующей психофизиологическим возрастным особенностям учащихся. В данной статье рассматривается содержательная сторона авторского курса, посвященного этой проблеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательная сторона методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка»

The content side of a technique of formation of media competence of the younger students at Russian lessons

Milyutina A. (Russian Federation) Содержательная сторона методики формирования медиакомпетенции младших школьников

на уроках русского языка Милютина А. А. (Российская Федерация)

Милютина Анна Александровна /Milyutina Anna - учитель начальных классов, аспирант,

заочная аспирантура,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Челябинский государственный

педагогический университет, г. Челябинск.

Аннотация: исследуется проблема формирования медиакомпетенции на ступени начального образования. Она рассматривается в контексте предмета «Русский язык». Решением проблемы является создание логически выстроенной методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, соответствующей психофизиологическим возрастным особенностям учащихся. В данной статье рассматривается содержательная сторона авторского курса, посвященного этой проблеме.

Abstract: examines the problem of formation of media competence at the primary school. It is seen in the context of the subject "Russian language". The solution is to provide a method of forming a logically constructed by the media competence of younger schoolboys at Russian lessons, corresponding to psychophysiological age peculiarities of students. This article discusses the content side of the author's course on this issue.

Ключевые слова: медиакомпетенция, информационное общество, медиа средства, медиа среда. Keywords: media competence, information society and media tools, media environment.

Формирование медиакомпетенции в младшем школьном возрасте является важным звеном в цепочке необходимых качеств, которыми должен овладеть младший школьник к концу обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с этим документом младшие школьники на начальной ступени образования должны:

• овладеть действием поиска и выделения необходимой информации, нужной для решения учебной проблемы;

• научиться систематизировать, интерпретировать и преобразовывать информацию;

• овладеть использованием полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях;

• приобрести навыки частичной самостоятельной работы по организации поиска информации;

• приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации;

• овладеть различными способами передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок);

• приобрести умения выбирать возможные источники информации и способы ее поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные;

• осуществлять расширение своих знаний, языковую компетентность с помощью дополнительных источников информации;

• овладеть наравне с развитием традиционных навыков письма клавиатурным письмом на начальном уровне (с ориентацией на слепой десятипальцевый метод);

• использовать на практике основные правила оформления текста в компьютере, основные инструменты создания и простые виды редактирования [1].

Все эти знания, умения и навыки могут упростить учебную деятельность младшего школьника, став для него автоматизированными действиями, путём формирования медиакомпетенции на уроках русского языка.

Содержательная сторона авторского курса по формированию медиакомпетенции младшего школьника на уроках русского языка включает в себя следующие фазы:

1. Медиакомпетенция человека в рамках современного информационного общества.

Работа с понятиями медиаобразование, медиакомпетенция как важнейшие факторы успешной реализации младшего школьника в его учебной, творческой деятельности, представление учащимся начальных классов медиа средств, которые свободно используются в работе по предмету «Русский язык». Обучение ориентации в различных видах медиа средств, необходимых для успешной учебной деятельности, введение понятия «Интернет» как важнейшего источника информационных ресурсов для усвоения предмета «Русский язык». Разграничение медиа средств от других способов поиска информации и работы с ней. Взаимодействие участников образовательного процесса с использованием медиа средств. Оценка реального состояния своей медиакомпетенции.

2. Основные способы использования медиа средств при работе с содержанием тем по русскому языку в начальной школе.

Обучение учащихся начальной школы медиа самообслуживанию и изучение алгоритмов поиска по различным типам вопросов в

рамках предмета «Русский язык» (фонетика, орфография, морфология и др.). Знакомство со способами применения того или иного медиа средства к конкретному заданию по русскому языку, частичная самостоятельная работа с медиа средствами (учитель выступает в роли направляющего, но не делающего всю работу учащегося за него).

3. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы младших школьников по русскому языку с использованием медиа среды.

Овладение учащимися начальной школы практических умений применения медиа средств при самостоятельной учебной и творческой работе в рамках предмета «Русский язык». Выражение своей информационной потребности, формулирование запроса и ведение поиска информации с использованием какого-либо медиа средства (анализ, синтез, определение необходимого и второстепенного).

4. Педагогические средства формирования медиакомптенции младших школьников на уроках русского языка.

Дискуссия, проблемный диалог, игровое моделирование, проектная деятельность. Педагогическое управление формированием медиакомпетенции младших школьников. Нормы медиа общения.

Человек не может быть полноценным гражданином своей страны, членом современного общества без наличия медиакомпетенции, как собственного выработанного качества. Уже сегодня медиа мир развивается с огромной скоростью и то, что было новым вчера, сегодня уже не актуально, поэтому человек должен успевать перестраивать свою работу, социальную жизнь в соответствии с изменяющейся вокруг него информационной медиа жизнью.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru. (Дата обращения: 1.05.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.