Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА'

СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕКСТ / ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭПИЗОД / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ ЛИНГВОЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / PRIMARY EDUCATION / LANGUAGE EDUCATION / TEXT / TEXT CATEGORIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LINGUOCULTURAL COMPETENCE / EPISODE / PHILOLOGICAL OR LINGUISTIC LITERARY ANALYSIS OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова А.В., Шиганова Г.А., Юздова Л.П.

Введение. В статье представлены параметры и аспекты формирования у студентов факультета подготовки учителей начальных классов теоретических знаний о наиболее сложной единице синтаксиса и основной коммуникативной единице - тексте, а также умений анализировать текстовые категории в связи с необходимостью обучения будущими учителями младших школьников работать с названной единицей. Будущий педагог, естественно, должен обладать более обширной научной картиной по теории текста по сравнению с тем достаточно разрозненным и упрощенным представлением, которое дано в учебниках по русскому языку для начальной школы. Современная школа требует от педагога освоения широкого ареала компетенций, так как государство ставит задачи формирования личности, умеющей ориентироваться в социальной жизни, самостоятельно получать знания, определять векторы развития общества, осуществлять коммуникацию в разных ситуациях с разными целями. В таких условиях построение текста, повышение его информативности, эффективности воздействия - важнейшие умения, которыми должны владеть будущие педагоги и которые должны формировать у обучающихся. Материалы и методы. Материалом для публикации послужили программы и учебники по русскому языку, лингвистические словари и энциклопедии, а также комплекс компетенций, которыми должны обладать студенты - будущие учителя начальных классов, Федеральный государственный образовательный стандарт. Основными методами исследования явились анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный. Результаты. Выявлены основные понятия текста и его категорий, которые предлагает лингвистическая наука и которые необходимы для освоения будущими учителями начальных классов, проведен обзор учебников по русскому языку в аспекте изучения текста в начальной школе. Текст и его категории являются наиболее трудными для усвоения обучающимися как в школе, так и в высшем учебном заведении. Усвоение умений правильного чтения, анализа текста, навыков составления текстов всех типов речи и стилей является одной из основных задач изучения лингвистического и коммуникативного блока дисциплин на гуманитарных факультетах, особенно на педагогических направлениях. Работа по изучению текстовых категорий с целью их освоения должна проводиться в следующих направлениях: - теория текста, аспекты изучения текста в лингвистике; - текст как коммуникативная единица; - текст как источник информации; - филологический анализ художественного текста. Данные направления в доступных для обучающихся объеме, содержании и форме реализуются в учебниках по русскому языку для начальной школы. Естественно, главенствующее положение занимает грамматика с работой над содержательной стороной текста - темой, идеей, смысловыми частями, составлением разных видов планов, анализом выразительных средств. Обсуждение. Целью освоения текстовых категорий и умений продуцировать тексты разных стилей и жанров является достижение предметных, информационных и фатических задач общения. Будущий педагог является для обучающихся в начальной школе примером образцового владения правилами текстообразования, продуцирования речи в различных ситуациях общения, источником и руководителем правильной работы с текстами, как учебными, так и художественными. Современный выпускник педагогического направления начального образования должен знать, что теория текста - «научная дисциплина, получившая выход в социолингвистику, психолингвистику, информатику, функциональную стилистику, теорию перевода и другие дисциплины, связанные с изучением речевой деятельности как процесса и речевого произведения как результата этой деятельности» [1, с. 5]. Изучение текста и его категорий происходит в нескольких аспектах: структурно-грамматическом, коммуникативном, информационном, эстетическом, прагматическом. Учитель начального звена в доступной форме непротиворечивыми приемами способен сформировать у школьников представление о тексте, во-первых, как о необходимом инструменте общения, во-вторых, как о единице, несущей законченную информацию и мысль, в-третьих, как о грамматическом и смысловом целом - единственном коммуникативно-полноценном средстве, в котором аккумулируются единицы всех уровней языка. Для организации освоения обучающимися категорий текста будущий учитель должен уметь анализировать учебные программы и учебники по русскому языку, с точки зрения представленности названного понятия в теоретическом и дидактическом аспектах. Такой анализ позволит педагогу распределить учебный материал на уроках и занятиях во внеурочной деятельности; последняя способствует более глубокому познанию текстовых категорий, расширению ареала проанализированных текстов, жанров, четкому определению их коммуникативных целей. Заключение. Студентам - будущим учителям начальных классов необходимо владеть теоретическими основами изучения текста, знать определенные этапы и аспекты изучения текстов, а также труды исследователей по теории текста; будущий педагог обязан уметь производить филологический анализ прозаического и стихотворного текстов как в рамках программы высшей школы, так и в рамках возможностей обучающихся в начальной школе. Студент должен обладать культурной компетенцией, которая позволит ему предоставить фоновую информацию об авторах текстов, времени их создания, подобрать иллюстративный материал. Анализ текста может варьироваться в зависимости от урока и целей урока: так, например, на уроке русского языка анализ текста должен быть лингвистическим, а на уроке чтения должен носить литературоведческий или филологический характер. Таким образом, будущий педагог должен уметь дифференцировать и трансформировать объект преподавания и его структурные элементы по необходимости освоения того или иного понятия или умения. Лингвистический анализ текста эффективно проводить в конце изучения каких-либо лингвистических тем по русскому языку. Основные положения: - студент должен обладать теоретической компетенцией, т.е. комплексом теоретических знаний, отвечающих современному уровню определенной науки, в данном случае компетенцией в области теории текста; усвоенный обучающимся понятийный ареал должен включать следующие термины: лингвистика текста, текст, художественный текст, цельность, связность, членимость, континуум, тема, композиция, нарратив, эмотивное пространство текста. - ареал профессиональной компетенции студента подразумевает знание содержания учебных программ и учебников по русскому языку для начальной школы, умение пользования материалами для дополнительного образования и самообразования, владение алгоритмом действий по организации урочных и внеурочных занятий с детьми начальных классов по освоению текстовых категорий и навыков продуцирования текстов; - текст является продуктом культуры, отражает взаимосвязь между текстами разных жанров и направлений, следовательно, будущий педагог должен иметь достаточно высокий уровень начитанности и умение определять содержательные, исторические и эстетические связи между произведениями, которые изучаются или упоминаются в программе по литературному чтению, так, например, учитель обязан обратить внимание школьников на повторяющиеся сюжеты произведений, на связь фольклорной песни и авторской лирики, фольклорной и авторской сказок, иностранного произведения и родного, на преемственность или универсальность выразительных средств, используемых в разных произведениях разными художниками слова; - текстовые категории системно осваиваются обучающимися в начальной школе благодаря особой лингвистической природе; - освоение свойств текста предоставляет возможность реализовать интерактивный принцип обучения как на уроках, так и на внеурочных занятиях; - текст обладает воспитательным потенциалом и служит стимулом для рефлексии и самовоспитания; - текст является носителем культурной информации, расширяет фоновые знания обучающегося, осуществляет межпредметные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF COMMUNICATIVE AND LINGUOCULTURAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF INITIAL CLASSES DURING THE DEVELOPMENT OF TEXT CATEGORIES

Introduction. The article presents the parameters and aspects of the formation of theoretical knowledge among students about the most complex unit of syntax and the main communicative unit - the text, as well as the ability to analyze text categories in connection with the need to teach younger students to work with the unit. Naturally, the future teacher should have a more extensive scientific picture on the theory of text, compared with the idea of it, which is given in textbooks on the Russian language for elementary school, quite fragmented and simplified. The modern school requires the teacher to master a wide range of competencies, since the state sets before it the tasks of forming a person who knows how to navigate social life, independently acquire knowledge, determine the development vectors of society, and communicate in different situations with different goals. In such conditions, building a text, increasing its information content, and impact effectiveness are the most important skills that future teachers should possess and form them among students. Methods and materials. The main research methods were the analysis of scientific literature, as well as descriptive, distributive, linguocultural. The material for analysis was programs and textbooks on the Russian language and literary reading for elementary schools, normative documents of the Federal State Educational Standard, curricula for the training of specialists in the field of primary education. Results. A prospective teacher should have sufficient knowledge of linguistic terminology, scientific concepts for text research, be able to analyze both prose and poetic works and their episodes, be able to organize work on the text in Russian language lessons and literary reading, and be proficient in presenting text categories to younger students, to contribute to the formation of communicative competence among students in the process of analyzing texts of different styles and genres. The teacher must know the level of development of his students in order to rely on the knowledge and skills that they already have in the process of mastering and systematizing new information. The content of linguistic and cultural competence of the student enrolled in the profile of primary education, involves taking into account the multi-aspect of the studied linguistic and speech phenomenon, which makes it possible to increase the level of informativeness of classes and extracurricular work and a variety of forms of control. For example, you can offer students a text with outdated, dialect words and give a task to search for these lexical units, followed by work on the appropriate dictionaries. Naturally, before carrying out such work, the teacher, first of all, should be prepared: to repeat the concepts, to determine the forms of explanation of the properties of these lexical units available to younger students, to determine reference materials with which children will be effectively engaged, to find illustrative material. Linguistic and cultural competence implies the formation of background knowledge about the language, about the work, about the history of any genre of one of the functional styles, about the author of artistic, popular science and publicistic texts. Texts for the third and fourth classes may contain superlative units - phraseological units and Proverbs. They are the "cultural" segments of the language, the internal form of which must first be familiar to the teacher, to determine the area of such units and ways to explain their meanings and history. Therefore, the future teacher should possess background knowledge, pedagogical communication and actions on accumulation of specialized subject and cultural knowledge. The study of the text is based on knowledge of basic linguistic concepts - sentence, intonation, characteristics of sentences on the purpose of expression and structure, expressive means of language and speech. Discussion. A future teacher should have a certain set of research tools, about the work with which he should give a concept to his students. The most significant and common are the following methods and techniques: 1) a descriptive method in which the analyzed phenomenon is singled out and considered as part of the language system; 2) a comparative method in which the analyzed phenomenon is compared with other phenomena or its realizations, depending on the tasks of the text; 3) the method of a linguistic experiment, implemented in the methods of transformation of the text, in the replacement of its components and the rearrangement of microparticles and episodes. Students should know the content and scope of such concepts as cohesion, continuum, emotive text space, modality, personality, intertext. Naturally, they are not included in the program of the comprehensive school and should not be included because of their complexity, but the teacher must know about them in order to correctly formulate tasks related to the analysis of texts in Russian language lessons and literary reading. One of the mandatory rules for a young teacher should be the correct use of terms in the lesson, which helps students learn the exact boundaries of the content of concepts, the compatibility of terms and the relevance of their use. Conclusion. The specifics of students mastering text categories is due to their belonging to the communicative level of the language, mastery of which is one of the main goals of the educational process. A necessary stage of this mastery is the achievement of theoretical competence, that is, the basic concepts associated with the study of the text, the diverse aspects of its study in domestic and foreign philology. The teacher should have a theoretical outlook and at the same time be able to adapt it to the needs of primary philological education. Of course, a student going to practice or work should have a certain baggage of well-readness, including not only "children's" works for elementary school, certain authors, but also their works for adults, as this allows you to create a holistic concept about the work of a writer or understanding of the literary process of a particular era. The student must possess the nuances of the analysis of various genres of fiction, be able to conduct various types of educational conversations, develop samples of philological and linguistic analysis of the text. Highlights: The student must have theoretical competence, i.e. a complex of theoretical knowledge that meets the modern level of a particular science, in this case, the theory of text; The area of professional competence of a student implies knowledge of the content of curricula and textbooks in Russian for elementary school, the ability to use materials for additional education and self-education, knowledge of the algorithm for organizing lesson and extracurricular activities with primary school children to master text categories and text production skills; The text is a product of culture, reflects the relationship between texts of different genres and directions, therefore, the future teacher should have a sufficiently high level of reading and the ability to determine the meaningful, historical and aesthetic connections between works; Mastering the properties of the text provides the opportunity to implement the interactive principle of learning both in the classroom and in extracurricular activities; The text has educational potential and serves as an incentive for reflection and self-education; The text is a carrier of cultural information, expands the background knowledge of the student, carries out intersubject communications.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА»

DOI 10.25588/CSPU.2019.68.65.012

УДК 81-139 ББК 81.2

1 л -J

А. В. Свиридова , Г. А. Шиганова , Л. П. Юздова

1ORCID № 0000-0002-9421-5170 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: sviridovaav2@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-7128-6435 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: shiganovaga@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-5309-3835 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: uzdovalp@cspu.ru

СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ТЕКСТА

Аннотация

Введение. В статье представлены параметры и аспекты формирования у студентов факультета подготовки учителей начальных классов теоретических знаний о наиболее сложной единице синтаксиса и основной коммуникативной единице — тексте, а также умений анализировать текстовые категории в связи с необходимостью обучения будущими учителями младших школьников работать с названной единицей.

Будущий педагог, естественно, должен обладать более обширной научной картиной по теории текста по сравнению с тем достаточно разрозненным и упрощенным представлением, которое дано в учебниках по русскому языку для начальной школы. Современная школа требует от педагога освоения широкого ареала компетенций, так как государство ставит задачи формирования личности, умеющей ориентироваться в социальной жизни, самостоятельно получать знания, определять векторы развития общества, осуществлять коммуникацию в разных ситуациях с разными целями. В таких условиях построение текста, повышение его информативности, эффективности воздействия — важнейшие умения, которыми должны владеть будущие педагоги и которые должны формировать у обучающихся.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили программы и учебники по русскому языку, лингвистические словари и энциклопедии, а также комплекс компетенций, которыми должны обладать студенты — будущие учителя начальных классов, Федеральный государственный образовательный стандарт. Основными методами исследования явились анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный.

Результаты. Выявлены основные понятия текста и его категорий, которые предлагает лингвистическая наука и которые необходимы для освоения будущими учителями начальных классов, проведен обзор учебников по русскому языку в аспекте изучения текста в начальной школе. Текст и его категории являются наиболее трудными для усвоения обучающимися как в школе, так и в высшем учебном заведении. Усвоение умений правильного чтения, анализа текста, навыков составления текстов всех типов речи и стилей является одной из основных задач изучения лингвистического и коммуникативного блока дисциплин на гуманитарных факультетах, особенно на педагогических направлениях. Работа по изучению текстовых категорий с целью их освоения должна проводиться в следующих направлениях:

- теория текста, аспекты изучения текста в лингвистике;

- текст как коммуникативная единица;

- текст как источник информации;

- филологический анализ художественного текста.

Данные направления в доступных для обучающихся объеме, содержании и форме реализуются в учебниках по русскому языку для начальной школы. Естественно, главенствующее положение занимает грамматика с работой над содержательной стороной текста — темой, идеей, смысловыми частями, составлением разных видов планов, анализом выразительных средств.

Обсуждение. Целью освоения текстовых категорий и умений продуцировать тексты разных стилей и жанров является достижение предметных, информационных и фатических задач общения. Будущий педагог является для обучающихся в начальной школе примером образцового владения правилами текстообразования, продуцирования речи в различных ситуациях общения, источником и руководителем правильной работы с текстами, как учебными, так и художественными. Современный выпускник педагогического направления начального образования должен знать, что теория текста — «научная дисциплина, получившая выход в социолингвистику, психолингвистику, информатику, функциональную стилистику, теорию перевода и другие дисциплины, связанные с изучением речевой деятельности как процесса и речевого произведения как результата этой деятельности» [1, с. 5]. Изучение текста и его категорий происходит в нескольких аспектах: структурно-грамматическом, коммуникативном, информационном, эстетическом, прагматическом. Учитель начального звена в доступной форме непротиворечивыми приемами способен сформировать у школьников представление о тексте, во-первых, как о необходимом инструменте общения, во-вторых, как о единице, несущей законченную информацию и мысль, в-третьих, как о грамматическом и смысловом целом — единственном коммуникативно-полноценном средстве, в котором аккумулируются единицы всех уровней языка. Для организации освоения обучающимися категорий текста будущий учитель должен уметь анализировать учебные программы и учебники по русскому языку, с точки зрения представленности названного понятия в теорети-

ческом и дидактическом аспектах. Такой анализ позволит педагогу распределить учебный материал на уроках и занятиях во внеурочной деятельности; последняя способствует более глубокому познанию текстовых категорий, расширению ареала проанализированных текстов, жанров, четкому определению их коммуникативных целей.

Заключение. Студентам — будущим учителям начальных классов необходимо владеть теоретическими основами изучения текста, знать определенные этапы и аспекты изучения текстов, а также труды исследователей по теории текста; будущий педагог обязан уметь производить филологический анализ прозаического и стихотворного текстов как в рамках программы высшей школы, так и в рамках возможностей обучающихся в начальной школе. Студент должен обладать культурной компетенцией, которая позволит ему предоставить фоновую информацию об авторах текстов, времени их создания, подобрать иллюстративный материал. Анализ текста может варьироваться в зависимости от урока и целей урока: так, например, на уроке русского языка анализ текста должен быть лингвистическим, а на уроке чтения должен носить литературоведческий или филологический характер. Таким образом, будущий педагог должен уметь дифференцировать и трансформировать объект преподавания и его структурные элементы по необходимости освоения того или иного понятия или умения. Лингвистический анализ текста эффективно проводить в конце изучения каких-либо лингвистических тем по русскому языку.

Ключевые слова: начальное образование, языковое образование, текст, текстовые категории, коммуникативная компетенция, лингво-культурологическая компетенция, эпизод, филологический или лингво-литературоведческий анализ текста.

Основные положения:

- студент должен обладать теоретической компетенцией, т.е. комплексом теоретических знаний, отвечающих современному уровню определенной науки, в данном случае компетенцией в области теории текста; усвоенный обучающимся понятийный ареал должен включать следующие термины: лингвистика текста, текст, художественный текст,

цельность, связность, членимость, континуум, тема, композиция, нар-ратив, эмотивное пространство текста.

- ареал профессиональной компетенции студента подразумевает знание содержания учебных программ и учебников по русскому языку для начальной школы, умение пользования материалами для дополнительного образования и самообразования, владение алгоритмом действий по организации урочных и внеурочных занятий с детьми начальных классов по освоению текстовых категорий и навыков продуцирования текстов;

- текст является продуктом культуры, отражает взаимосвязь между текстами разных жанров и направлений, следовательно, будущий педагог должен иметь достаточно высокий уровень начитанности и умение определять содержательные, исторические и эстетические связи между произведениями, которые изучаются или упоминаются в программе по литературному чтению, так, например, учитель обязан обратить внимание школьников на повторяющиеся сюжеты произведений, на связь фольклорной песни и авторской лирики, фольклорной и авторской сказок, иностранного произведения и родного, на преемственность или универсальность выразительных средств, используемых в разных произведениях разными художниками слова;

- текстовые категории системно осваиваются обучающимися в начальной школе благодаря особой лингвистической природе;

- освоение свойств текста предоставляет возможность реализовать интерактивный принцип обучения как на уроках, так и на внеурочных занятиях;

- текст обладает воспитательным потенциалом и служит стимулом для рефлексии и самовоспитания;

- текст является носителем культурной информации, расширяет фоновые знания обучающегося, осуществляет межпредметные связи.

1 Введение (Introduction) руется на организации исследова-

В современной начальной тельской деятельности и ее со-школе особое внимание акценти- держании. Следовательно, выпу-

скник факультета подготовки учителей начальных классов должен обладать комплексом компетенций, связанных с лингвистическими теоретическими знаниями, лингвокультурологической информацией, поисковыми, аналитическими умениями. Во-первых, к ним относятся знания по интерпретации понятия «текст» и его категорий в учебниках по русскому языку для начальных классов, во-вторых, знания об объекте изучения в разнообразных аспектах, в-третьих, методическая информация об условиях, формах и средствах организации познавательной деятельности учащихся, в-четвертых, положения о специфике познания и усвоения того или иного языкового явления. Так, например, в общеобразовательных заведениях с углубленным изучением лингвистических дисциплин проводятся семинары, кружковые или факультативные занятия по освоению определенной тематики по предметам «Русский язык», «Чтение», «Иностранный язык», «Внеклассное чтение»; пишутся исследовательские работы, оформляются презентации, публикации. Более того,

такие занятия рассматриваются в перспективе как основа или подготовка к восприятию учащимися так называемых элективных курсов, в процессе преподавания которых решаются такие задачи, как формирование научной картины мира (в данной ситуации научного представления о языке), формирование умения ориентироваться на информационном поле, развитие ценностного отношения к научным исследованиям, структурирование умений применять теоретические знания на практике.

В данной публикации рассматриваются условия, теоретические основы и формы обучения младших школьников, о которых должны быть осведомлены будущие педагоги, которыми они должны владеть при ознакомлении учеников со всеми темами по тексту, его стилям и жанрам. Обращается внимание на понятия, обозначающие структурно-содержательные элементы текста, культурологические конституэнты текста, особенности представления текста и его категорий в учебниках начальной школы, коммуникативные умения и навыки.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Основными методами исследования явились анализ научной литературы, а также описательный, дистрибутивный, лингвокульту-рологический. Материалом для анализа послужили программы и учебники по русскому языку и литературному чтению для младшей школы, нормативные документы ФГОС, учебные планы по подготовке специалистов в области начального образования.

3 Результаты (Results)

Будущий педагог должен обладать достаточными знаниями о лингвистической терминологии, научных концепциях исследования текста, уметь осуществлять анализ как прозаического, так и стихотворного произведений и их эпизодов, уметь организовать работу над текстом на уроках русского языка и литературного чтения, владеть способами представления текстовых категорий младшим школьникам, способствовать формированию коммуникативной компетенции у обучающихся в процессе анализа текстов разных стилей и жанров. Учитель должен знать уровень развития своих уче-

ников, чтобы опираться на уже имеющиеся у них знания и умения в процессе освоения и систематизации новой информации.

Так, например, ученикам старшего звена начальной школы необходимо представлять ключевые термины: «текст», «связность», «целостность», «композиция», «эпизод», — акцентируя внимание обучающихся на сложности и многоаспектности их дефиниций, каждый пункт которых должен быть объяснен, проиллюстрирован примером, закреплен путем выполнения задания.

Содержание лингвокультуроло-гической компетенции студента, обучающегося по профилю начального образования, предполагает учет многоаспектности изучаемого языкового и речевого явления, что обусловливает возможность повышения уровня информативности занятий урочной и внеурочной работы и разнообразия форм контроля. Например, можно предложить школьникам текст с устаревшими, диалектными словами и дать задание на поиск этих лексических единиц с последующей работой по соответствующим словарям. Естественно,

перед проведением такой работы учитель, в первую очередь, должен подготовиться: повторить понятия, определить доступные младшим школьникам формы объяснения свойств названных лексических единиц, определить справочные материалы, с которыми будет эффективно заниматься детям, найти иллюстративный материал.

Лингвокультурологическая компетенция подразумевает формирование фоновых знаний о языке, о произведении, об истории возникновения какого-либо жанра одного из функциональных стилей, об авторе художественного, научно-популярного и публицистического текстов. Тексты для третьих и четвертых классов могут содержать сверхсловные единицы: фразеологизмы и пословицы, являющиеся «культурогенными» сегментами языка, с внутренней формой которых должен прежде ознакомиться педагог, определить ареал таких единиц и способы объяснения их значений и истории возникновения. Будущий педагог, студент-выпускник, должен знать, что любой качественный художественный текст «вписан» в контекст культуры, является элементом ее

системы, отражает ее свойства, ее код: «The cultural code is information encoded in a certain form, which allows to identify the culture» (перевод: Культурный код — это информация, закодированная в определенной форме, которая позволяет идентифицировать культуру [2, с. 388]).

Следовательно, молодой учитель должен владеть фоновыми знаниями, педагогическими коммуникативными компетенциями и действиями по кумуляции специализированных предметных и культурных знаний.

Изучение текста базируется на знаниях базовых лингвистических понятий, среди них: предложение, интонация, характеристика предложений по цели высказывания и по структуре, выразительные средства языка и речи.

4 Обсуждение (Discussion)

В программу литературного чтения, а также в учебники по русскому языку разработчики помещают отрывки текстов, или эпизоды из произведений, которые должны полностью прочитываться учителем.

Термин эпизод (от греч. epeisodion — букв. «привходящее,

постороннее») имеет следующие значения: 1) в древнегреческой драме — часть действия между выступлениями хора; 2) отрывок, фрагмент какого-либо произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью; 3) эпизодическое действующее лицо, которое появляется лишь в отдельных сценах; 4) эпизодическая композиция — композиция литературного произведения, основанная на сочетании целого ряда более или менее самостоятельных эпизодов. Эпизодическая композиция отвечает требованиям воспроизводить стремительную динамику развития действительности. В произведениях реалистического характера такая композиция подчинена, как правило, задаче психологического раскрытия действующих лиц.

Для освоения категорий текста на уроках литературного чтения в начальной школе для будущего педагога необходимо знание о том, что эпизод — это сегмент текста как системы, следовательно, это тоже текст, но подчиненный идее и сверхзадаче того макротекста, в составе которого он находится. Таким образом, прежде чем анализи-

ровать эпизод, представленный в учебнике, с обучающимися нужно освежить знания текста всего произведения, из которого выбран данный эпизод. Студент, готовящийся к педагогической практике, или выпускник должен четко усвоить необходимость формирования читательского интереса у младших школьников, разработать систему проверки каникулярного чтения, например, представления учениками на уроках внеклассного или литературного чтения своих читательских дневников.

Если эпизод характеризует героя, то опять-таки необходимо связать анализ эпизода с полной концепцией типажа, характера, с символикой его во всем произведении. Можно сказать, что это нулевой цикл филологического анализа эпизода, который включает в свою структуру собственно лингвистический анализ текста, с элементами которого учащиеся знакомятся на уроках русского языка. Так, например, педагог должен уметь обращать должное внимание на непонятные детям лексические единицы, необычные грамматические формы, фразеологические выражения. Исследо-

ватели текстовых категорий отмечают, что эпизод — это всегда нечто цельное, но цельность не подразумевает абсолютной завершенности и законченности.

Правильность восприятия текста обеспечивается не только пониманием языковых единиц, которые в него включены, но и тем фондом культурологической информации, которым должны владеть школьники благодаря своему педагогу: знание об эпохе, в которую жил автор, бытовых реалий, отраженных в произведении, формирование наглядно-образных представлений о фоне событий (педагог должен обеспечить наличие иллюстративного, репродукционного материала, ознакомление с артефактами через посещение выставочных комплексов, организацию просмотров тематических презентаций, документальных и художественных текстов — такая работа должна вестись постоянно, поурочно). Она структурирует нулевой цикл литературоведческого или филологического анализа текста.

Итак, воспроизведем начальные или необходимые этапы работы с текстом: 1) анализ начинается с

обычного беглого чтения, чтобы охватить содержание, 2) педагог проводит замедленное чтение, по метафорическому выражению академика Н. М. Шанского, это чтение «под лингвистическим микроскопом»; само по себе такое чтение имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение и связано с нулевым циклом анализа [3, 4]. Организация филологического анализа текста на уроках литературного чтения и русского языка, формирование у обучающихся мотивации для данной работы — одни из наиболее сложных видов деятельности, которые требуют от будущего педагога постоянного профессионального саморазвития: «Профессиональное развитие личности — это процесс целостного развития специалиста как субъекта деятельности, обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и его творческими возможностями» [5, с. 141].

В работах по стилистике ученые выделяют три уровня анализа текста, о которых должен быть осведомлен педагог в рамках зна-ниевой или теоретической компетенции: 1) собственно лингвистический комментарий, 2) лингвис-

тическое толкование, 3) лингво-литературоведческое толкование. Необходимо пояснить каждый из этих уровней.

Цель лингвистического комментария — нахождение непонятного, или особенного, или «коммуникативно-горячего» (т.е. под руководством педагога обучающиеся занимаются поиском архаизмов, историзмов, иноязычных слов, диалектизмов, неологизмов, окказионализмов, профессионализмов, экзотизмов, жаргонизмов). Учитель обращает внимание на отсутствие в эпизоде какого-л. из перечисленных лексических типов, характерных для данного автора. Так, например, для произведений Е. Пермяка, П. Бажова, В. Белова одними из основных текстообразующих единиц являются диалектизмы. И знаменательным будет факт их непривлечения автором в тот или иной эпизод. Вышеназванный пункт анализа совершенно не обязателен для урока в начальном звене, но о нем должен знать студент, выходящий на практику в рамках теоретической компетенции. Лингвистический комментарий может быть полным и выборочным.

Лингвистическое толкование проводится во время анализа художественного и публицистического отрывка. Акцент делается на том, что здесь начинается анализ филологический с элементами культурологического и исторического характера, но на основе анализа стилистики текста. Будущий учитель должен обладать умением показать, как писатель или поэт применяет языковые средства как строевые для идеологического содержания, эстетического эффекта и апеллятивной конструкции.

Лингвистическое толкование делится на два типа: 1) по ключевым словам, 2) по языковым уровням (по использованию лексики, фразеологии, морфологических и синтаксических средств; если разбирается поэтический текст, то в том числе и фонетических средств).

Цель лингвокультуроведческо-го толкования заключается в том, чтобы показать, как идея, художественный замысел произведения реализуется языковыми средствами, чтобы установить характер взаимодействия формы и содержания. Кроме выявления и описа-

ния языковых средств, выясняются также и композиция, и система образов, и образ автора; означивается подтекст, т. е. то, что очевидно вербально не выражено, но осознается читателями на основании наличия у них фоновых (прессупозитивных) знаний. Такой анализ может осуществляться двумя путями: от идейного содержания к языковым средствам и от языка к содержанию. Методика анализа произведения это допускает. Именно в процессе работы над анализом текста учитель имеет возможность и должен показать эстетическую и коммуникативную функции языка, а именно, что хотел сказать или передать нам, читателям, потомкам, автор. Будущий педагог должен помнить, что изучение фонетики и грамматики в начальной школе должно быть крепко «привязано» к функционированию всего этого в речи, в коммуникационном действии.

И Л. В. Щерба, и Н. М. Шанский, и Л. Ю. Максимов подчеркивают, что собственно лингвистический анализ невозможно отделить от филологического: они взаимопроникают друг в друга. Но на уроках в начальной школе

необходимы отграничение и ограничение объема и аспектов анализа в силу когнитивных особенностей обучающихся и уровня знаний. На уроке можно ограничиться отрабатыванием ка-кого-л. из сегментов этого анализа, перед этим предупредив учеников, еще раз акцентировать их внимание на намеренной неполноте анализа. Студент, выходящий на практику, вооруженный теоретическими знаниями, не должен забывать о реализации общепедагогического принципа доступности, который определяет в большей степени эффективность освоения знаний обучающимися. Так, например, доступные для понимания детьми вопросы позволят построить аналитическую беседу по тексту: 1. Какие слова называют предметы обстановки жилища героя? Что они обозначают? Какие слова были вам непонятны и неизвестны? Есть ли в современных квартирах или домах предметы, обозначаемые этими словами? Для чего автор использует эти слова? Как называются такие слова? 2. Какими словами автор описывает настроение героя? Прочитайте эти

слова в тексте. Что хотел нам сказать автор о своем герое? Какие слова автор использовал, чтобы дать оценку поступку героя?

Будущий педагог должен владеть следующими принципами анализа текста:

1. В связи с тем, что язык — это система, должен осуществляться уровневый подход к анализу текста.

2. Принцип историзма заключается в том, что при анализе классических и современных художественных произведений необходимо дифференцировать архаизмы и неологизмы для носителей современного языка, для автора и его современников.

3. Принцип координации общего и отдельного заключается не только в установке на определение языковых закономерностей, реализованных в данном тексте (норма / не норма), но и на выяснение авторских особенностей применения языка; при этом должен учитываться тип текста (прозаический и стихотворный).

Будущий педагог должен владеть определенным набором исследовательского инструментария, о работе с которым он дол-

жен дать понятие своим ученикам. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методы и приемы: 1) описательный метод, при котором анализируемое явление вычленяется и рассматривается в составе языковой системы; 2) сравнительный метод, при котором анализируемое явление сопоставляется с другими явлениями или его же реализациями, в зависимости от задач текста; 3) метод лингвистического эксперимента, реализующегося в приемах трансформации текста, в замене его компонентов и перестановке микрочастей и эпизодов. Обращаем внимание, что последний метод должен быть обязательно взят педагогом начального обучения в арсенал своих методических инструментов как наиболее эффективный в процессе ознакомления обучающихся с такими категориями текста как цельность и связность. Полезно совместно с детьми провести такой эксперимент, как замена и перестановка сегментов текста, перестройка предложений, мена слов и словосочетаний с целью демонстрации объективности существования и

семантико-коммуникативной ценности основных текстовых категорий. Эффективным можно считать прием членения текста, который, по словам И. Р. Гальперина, «показывает, как части, на которые дробится текст, объединяются, сохраняя единство, цельность произведения, а также, как обеспечивается последовательность (континуум) излагаемых событий, фактов, действий» [6, с. 73]. Молодой учитель должен быть готов к разным видам работ над текстом, в особенности, должен владеть основными видами аналитической деятельности с художественными произведениями.

Студенты должны знать содержание и область применения таких понятий, как когезия, континуум, эмотивное пространство текста, модальность, персо-налъностъ, интертекст. В программу общеобразовательной школы они, естественно, не включены и не должны быть включены в силу своей сложности, но учитель должен о них знать, чтобы правильно формулировать задания, связанные с анализом текстов на уроках русского языка и литературного чтения. Так, например,

в связи с анализом единства времени и места в художественном произведении, с проверкой знания его содержания с обучающимися проводится работа по вычленению из текста личных форм глаголов и определению их временных форм. Затем обозначить вниманию обучающихся и попросить найти их слова и словосочетания, связанные с личными формами глаголов содержательно и грамматически, отвечающие на вопросы где, когда, как, почему. Такая работа способствует развитию читательского внимания и памяти; для создания мотивации у учащихся поиска определенных языковых единиц можно создать атмосферу соревновательности.

Одним из обязательных правил для молодого учителя должно стать корректное употребление терминов на уроке, которое способствует усвояемости обучающимися точных границ содержания понятий, сочетаемости терминов и уместности их употребления. Например, педагог должен правильно употреблять на уроке такие термины, как содержание, значение и смысл. Актуальность такой дифференциации

особенно необходима при изучении басен и некоторых стихотворных жанров; на уроках важна правильная формулировка вопросов при анализе текста басни, ее композиции, так как в одной из частей находится содержание произведения, а в другой — смысл.

5 Заключение (Conclusion)

Специфика освоения студентами текстовых категорий обусловлена принадлежностью их к коммуникативному уровню языка, овладение которым является одной из основных целей образовательного процесса. Необходимым этапом этого овладения является достижение теоретической компетенции, т. е. основных понятий, связанных с исследованием текста, разноаспектностью его изучения в отечественной и зарубежной филологии. Педагог должен обладать теоретическим кругозо-

ром и одновременно уметь его приспособить к нуждам начального филологического образования.

Безусловно, студент, выходящий на практику или на работу, должен обладать определенным багажом начитанности, включающим не только «детские» произведения (для начальной школы), определенных авторов, но и их произведения для взрослых, так как это позволяет сформировать целостную концепцию о творчестве писателя или представление о литературном процессе той или иной эпохи.

Студент должен владеть нюансами анализа различных жанров художественных произведений, уметь вести различные виды обучающих бесед, разработать образцы филологического и лингвистического анализа текста.

Библиографический список

1. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос. 2003. - 280 с.

2. Shiganova G. A., Karabulatova I. S., Sviridova A. V., Yuzdova L. P. The Concept of "Knowledge" / "Cognition" in Russian Paremia: the Experience of Structural Semantic Representation. Astra Salvensis — review of history and culture. 2018, V, no. 12. 385-393.

3. Художественный текст под лингвистическим микроскопом : кн. для внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. М. : Просвещение, 1986. 160 с.

4. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста. М. : Русское слово. 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-00007-029-1.

5. Никитина Е. Ю., Егорова К. В. Теоретико-методологический регулятив формирования коммуникативной компетенции будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. 2014. № 9.2. 93-106.

6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования : монография. М. : ЛЕНАНД, 2016. - 206 с.

A. V. Sviridova1, G. A. Shiganova2, L. P. YUzdova3

1ORCID No. 0000-0002-9421-5170 Associate Professor, Doctor of Philology, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail:sviridovaav2@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-7128-6435 Professor, Doctor of Philology, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail:shiganovaga@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-5309-3835 Professor, Doctor of Philology, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: uzdovalp@cspu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTENTS OF COMMUNICATIVE AND LINGUOCULTURAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF INITIAL CLASSES DURING THE DEVELOPMENT OF TEXT CATEGORIES

Abstract

Introduction. The article presents the parameters and aspects of the formation of theoretical knowledge among students about the most complex unit of syntax and the main communicative unit - the text, as well as the ability to analyze text categories in connection with the need to teach younger students to work with the unit. Naturally, the future teacher should have a more extensive scientific picture on the theory of text, compared with the idea of it, which is given in textbooks on the Russian language for elemen-

tary school, quite fragmented and simplified. The modern school requires the teacher to master a wide range of competencies, since the state sets before it the tasks of forming a person who knows how to navigate social life, independently acquire knowledge, determine the development vectors of society, and communicate in different situations with different goals. In such conditions, building a text, increasing its information content, and impact effectiveness are the most important skills that future teachers should possess and form them among students.

Methods and materials. The main research methods were the analysis of scientific literature, as well as descriptive, distributive, linguocultural. The material for analysis was programs and textbooks on the Russian language and literary reading for elementary schools, normative documents of the Federal State Educational Standard, curricula for the training of specialists in the field of primary education.

Results. A prospective teacher should have sufficient knowledge of linguistic terminology, scientific concepts for text research, be able to analyze both prose and poetic works and their episodes, be able to organize work on the text in Russian language lessons and literary reading, and be proficient in presenting text categories to younger students, to contribute to the formation of communicative competence among students in the process of analyzing texts of different styles and genres. The teacher must know the level of development of his students in order to rely on the knowledge and skills that they already have in the process of mastering and systematizing new information.

The content of linguistic and cultural competence of the student enrolled in the profile of primary education, involves taking into account the multi-aspect of the studied linguistic and speech phenomenon, which makes it possible to increase the level of informativeness of classes and extracurricular work and a variety of forms of control. For example, you can offer students a text with outdated, dialect words and give a task to search for these lexical units, followed by work on the appropriate dictionaries. Naturally, before carrying out such work, the teacher, first of all, should be prepared: to repeat the concepts, to determine the forms of explanation of the properties

of these lexical units available to younger students, to determine reference materials with which children will be effectively engaged, to find illustrative material.

Linguistic and cultural competence implies the formation of background knowledge about the language, about the work, about the history of any genre of one of the functional styles, about the author of artistic, popular science and publicistic texts. Texts for the third and fourth classes may contain superlative units — phraseological units and Proverbs. They are the "cultural" segments of the language, the internal form of which must first be familiar to the teacher, to determine the area of such units and ways to explain their meanings and history.

Therefore, the future teacher should possess background knowledge, pedagogical communication and actions on accumulation of specialized subject and cultural knowledge.

The study of the text is based on knowledge of basic linguistic concepts — sentence, intonation, characteristics of sentences on the purpose of expression and structure, expressive means of language and speech.

Discussion. A future teacher should have a certain set of research tools, about the work with which he should give a concept to his students. The most significant and common are the following methods and techniques: 1) a descriptive method in which the analyzed phenomenon is singled out and considered as part of the language system; 2) a comparative method in which the analyzed phenomenon is compared with other phenomena or its realizations, depending on the tasks of the text; 3) the method of a linguistic experiment, implemented in the methods of transformation of the text, in the replacement of its components and the rearrangement of microparticles and episodes.

Students should know the content and scope of such concepts as cohesion, continuum, emotive text space, modality, personality, intertext. Naturally, they are not included in the program of the comprehensive school and should not be included because of their complexity, but the teacher must know about them in order to correctly formulate tasks related to the analysis of texts in Russian language lessons and literary reading.

One of the mandatory rules for a young teacher should be the correct use of terms in the lesson, which helps students learn the exact boundaries of the content of concepts, the compatibility of terms and the relevance of their use.

Conclusion. The specifics of students mastering text categories is due to their belonging to the communicative level of the language, mastery of which is one of the main goals of the educational process. A necessary stage of this mastery is the achievement of theoretical competence, that is, the basic concepts associated with the study of the text, the diverse aspects of its study in domestic and foreign philology. The teacher should have a theoretical outlook and at the same time be able to adapt it to the needs of primary philological education. Of course, a student going to practice or work should have a certain baggage of well-readness, including not only "children's" works for elementary school, certain authors, but also their works for adults, as this allows you to create a holistic concept about the work of a writer or understanding of the literary process of a particular era. The student must possess the nuances of the analysis of various genres of fiction, be able to conduct various types of educational conversations, develop samples of philological and linguistic analysis of the text.

Keywords: primary education, language education, text, text categories, communicative competence, linguocultural competence, episode, philological or linguistic literary analysis of the text.

Highlights:

The student must have theoretical competence, i.e. a complex of theoretical knowledge that meets the modern level of a particular science, in this case, the theory of text;

The area of professional competence of a student implies knowledge of the content of curricula and textbooks in Russian for elementary school, the ability to use materials for additional education and self-education, knowledge of the algorithm for organizing lesson and extracurricular activities with primary school children to master text categories and text production skills;

The text is a product of culture, reflects the relationship between texts of different genres and directions, therefore, the future teacher should have a

sufficiently high level of reading and the ability to determine the meaningful, historical and aesthetic connections between works;

Mastering the properties of the text provides the opportunity to implement the interactive principle of learning both in the classroom and in extracurricular activities;

The text has educational potential and serves as an incentive for reflection and self-education;

The text is a carrier of cultural information, expands the background knowledge of the student, carries out intersubject communications.

References

1. Valgina N. S. (2003) Teoriya teksta [Text theory]. Moscow, Logos. 280 p. (In Russian).

2. Shiganova G. A., Karabulatova I. S., Sviridova A. V., Yuzdova L. P. The Concept of "Knowledge" / "Cognition" in Russian Paremia: the Experience of Structural Semantic Representation. Astra Salvensis — review of history and culture. 2018, V, no. 12, 385-393.

3. Shanskiy N. M. (1986) Khudozhestvennyy tekst pod lingvisticheskim mikroskopom. Prosveshcheniye [Fiction text under a linguistic microscope]. Moscow, Prosveshcheniye. 160 p. (In Russian).

4. Shanskiy N. M. Makhmudov SH. A. (2013) Filologicheskiy analiz khudozhestvennogo teksta [Philological analysis of literary text]. Moscow, Russkoye slovo. 256 p. (In Russian).

5. Nikitina YE. YU., Yegorova K. V. (2014) Teoretiko-metodologicheskiy regulyativ formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii budushchikh uchiteley [Theoretical and methodological regulation of the formation of communicative competence of future teachers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 9.2. 93-106. (In Russian).

6. Gal'perin I. R. (2016) Tekst kak ob"yekt lingvisticheskogo issledovaniya [Theoretical and methodological regulation of the formation of communicative competence of future teachers]. Monografiya. Moscow, LENAND. 206 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.