Med. - 2014. - Vol. 13. - N. 1. - P. 1-14.
2. Способ определения тотальной и локальной гибкости тела человека : пат. 2296506 Рос. Федерация : МПК А61В 5/107 / Юшин А.Б. [и др.] ; заявитель и патентообладатель Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры. - № 2004133742/14 ; заявл. 11.11.04 ; опубл. 10.04.07, Бюл. № 10.
3. Hopkins, D.R. A comparison of the sit-and-reach test and the modified sit-and-reach test in the measurement of flexibility for males / D.R. Hopkins, W.W.K. Hoeger // Journal of Applied Sport Science Research. - 1992. - Vol. 6. - P. 7-10.
4. Koo, T.K. A Guideline of Selecting and Reporting Intraclass Correlation Coefficients for Reliability Research / T.K. Koo, M.Y. Li // Journal of Chiropractic Medicine. - 2016. - Vol. 15. - N. 2. - P. 15-163.
5. Walter, S.D. Sample size and optimal designs for reliability studies / S.D. Walter, M. Eliasziw, A. Donner // Stat Med. - 1998. - Vol. 17. -N. 1. - P. 101-10.
REFERENCES
1. Mayorga-Vega, D., Merino-Marban, R. and Viciana, J.J. (2014), "Criterion-Related Validity of Sit-and-Reach Tests for Estimating Hamstring and Lumbar Extensibility: Meta-Analysis", Sports Sci Med, Vol. 13, No. 1, pp. 1-14.
2. Yushin, A.B., Yushina, I.V., Yushina, K.A. and Komkov, A.G. (2007), "A method for determining total and local flexibility of human body", Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, Federal Service for Intellectual Property, Moscow, RU, Pat. № 2296506.
3. Hopkins, D.R. and Hoeger, W.W.K. (1992), "A comparison of the sit-and-reach test and the modified sit-and-reach test in the measurement of flexibility for males", Journal of Applied Sport Science Research, Vol. 6, No. 1, pp. 7-10.
4. Koo, T.K. and Li, M.Y. (2016), "A Guideline of Selecting and Reporting Intraclass Correlation Coefficients for Reliability Research", Journal of Chiropractic Medicine, Vol. 15, No. 2, pp. 155-163.
5. Walter, S.D., Eliasziw, M. and Donner, A. (1998), "Sample size and optimal designs for reliability studies", Stat Med., Vol. 17, No. 1, pp. 101-110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2018
УДК 378
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Наталья Витальевна Лукиных, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Александровна Милютина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУВО «ЮУрГГПУ»), Челябинск
Аннотация
В данной рассматриваются особенности мониторинга образовательных достижений младших школьников по русскому языку. Дается детальный анализ Всероссийских проверочных работ по русскому языку, обосновывается включение раздела по мониторингу в содержание преподаваемой на факультете подготовки учителей начальных классов дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». В работе описаны вопросы, организация работы, примеры заданий по осмыслению цепочки понятий, рассматриваемых внутри раздела, направленного на обучение мониторингу образовательных достижений в начальной школе по предмету «Русский язык». Достаточно полно и логично формулируется работа студентов на практических занятиях, структура и ключевые особенности. Для осуществления самостоятельной работы студентов дается план составления проверочной работы в микрогруппах и пример действий по проверке и коррекции выполненных младшими школьниками заданий мониторинга.
Ключевые слова: младший школьник, русский язык, мониторинг, образовательный стандарт, методика обучения, русский язык и литература в начальной школе.
TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES TO DEVELOPMENT AND MONITORING OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Natalya Vitalievna Lukinykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Aleksandrovna Milyutina, candidate of pedagogical sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
This article discusses the features of monitoring the educational achievements of younger students in the Russian language. A detailed analysis of the all-Russian verification works on the Russian language is given, the inclusion of the monitoring section in the content of the discipline «Methods of teaching Russian language and literature at primary school», taught at the faculty of primary school teachers, is substantiated. The article describes the issues, organization of work, examples of tasks to understand the chain of concepts discussed within the section and aimed at teaching to monitoring of the educational achievements at primary school on the subject «Russian language». The work of the students in practical classes, structure and key features are fully and logically formulated. For implementation of the independent work of students there is given a plan for the verification work in micro groups and example of the actions to verify and correct the monitoring tasks performed by younger students.
Keywords: junior high school student, Russian language, monitoring, education standards, raining technique, Russian and literature at elementary school.
В настоящее время актуальной для начальной школы проблемой является изменение способов проверки образовательных достижений учащихся начальной школы. Это связано с реализацией задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также созданием новых пробных версий Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые были введены в начальной школе еще в 2012 году. Каждый последующий год вносил коррективы в ВПР: менялись способы организации и проведения проверочных работ, уточнялись проверяемые результаты.
Начальная школа России работает в режиме вариативности образовательных систем, каждая из которых имеет свои подходы, принципы и особенности в содержании предметных областей. Но наличие особенностей образовательных программ не предполагает различий в построении и содержании мониторинга образовательных результатов: стандарт един, следовательно, требования к результатам освоения учебных предметов также едины.
В нашей статье мы будем рассматривать особенности мониторинга образовательных результатов младших школьников по русскому языку, так как на факультете подготовки учителей начальных классов в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете идет подготовка студентов к осуществлению оценки образовательных достижений младших школьников. Кроме этого, поделимся опытом подготовки будущих учителей начальных классов к разработке контрольно-измерительных материалов, подобных ВПР, так как мониторинг системы образования представляет собой систематическое наблюдение за состоянием осуществления образования, учебными достижениями обучающихся и др., следовательно, реализуется через ВПР ^А^://минобрнауки.рф).
В первую очередь мы обратились к анализу ВПР по русскому языку. Назначение данного вида мониторинга служит получению объективной информации об оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Анализ содержания ВПР 2016-2018 гг. по русскому языку показал, что есть некоторые различия в мониторинге образовательных достижений младших школьников [2]. ВПР 2016 и 2017 годов отличаются тем, что в 2017 году обозначены кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки, а также прописано распределение заданий по уровню сложности (т.е. задания распределены на базовые и повышенного уровня сложности). Также в работах 2017 года произошли изменения в системе
оценивания заданий (смена баллов в ответах). Кроме того, добавлены такие разделы, как «Дополнительные материалы», «Оборудование» и «Рекомендации к проверочной работе». Произошли изменения и в количестве заданий: в ВПР 2018 года их всего 15, максимальное количество баллов по оцениванию ВПР по русскому языку тоже изменилось.
На наш взгляд, соотнесение задания с тем результатом, который проверяется в рамках его выполнения, позволило бы сделать оценку достижения планируемых результатов более эффективной, так как любой результат должен отражать определенные теоретические знания и практические действия, освоенные младшим школьников за весь период обучения в начальной школе.
В связи с этим мы ввели в учебную дисциплину «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе» раздел «Оценка достижения планируемых результатов по русскому языку». Вопросы, которые рассматриваются внутри данного раздела:
- анализ перечня планируемых результатов по каждому разделу предмета «Русский язык»;
- организация изучения теоретического материала в каждом разделе, систематизация и его повторение;
- отбор заданий и разработка проверочных материалов каждого вида мониторинга (входной, текущий, промежуточный, итоговый);
- анализ выполненных работ (выявление ошибок и причин их появления);
- составление плана корректирующих действий.
Кратко остановимся на особенностях организации работы со студентами по некоторым из выделенных вопросов.
Анализ перечня планируемых результатов предмета «Русский язык» начинается с осмысления студентами планируемых результатов [1]. Будущему учителю очень важно понять, из сформированности каких умений складывается данный образовательный результат.
Приведем примеры работы студентов по осмыслению цепочки понятий: раздел программы - дидактическая единица - планируемый результат - формируемые умения.
Пример 1. Раздел учебной программы по русскому языку «Лексика», дидактическая единица «понимание слова как единства звучания и значения» [4]. Планируемый результат представлен следующим образом: выпускник научится определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. В ходе работы по коллективному осмыслению данного образовательного результата студенты выявили следующие умения, которые должны быть сформированы у обучающихся: уметь осознавать значение слова; уметь давать развернутое описание значения слова; выявлять в тексте слова, значение которых дети не могут представить с помощью развернутого описания; осознавать, что для объяснения значения слова необходимо уточнить его значение; осознавать необходимость использования дополнительных источников информации для уточнения значения незнакомого слова; уметь ориентироваться в толковом словаре; уметь определять (уточнять) значение слова по толковому словарю; уметь составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно (или уточнялось).
Пример 2. Раздел учебной программы по русскому языку «Морфология», дидактическая единица «морфологический разбор имени существительного»; планируемый результат: выпускник научится определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение. Студенты определили следующий круг умений младших школьников, который должен привести к указанному образовательному результату: уметь классифицировать слова по частям речи; выделять основания для классификации частей речи по группам; характеризовать имя существительное как часть речи; находить в ряду имен существительных «лишнее» слово, не имеющее тех грамматических признаков, которыми обладают остальные имена существительные в представленной группе; определять у имен существительных род (на основе использования приема словоподстановки),
число (на основе осознания операции счета предметов), склонение (по принадлежности к роду и по окончаниям), падеж (по вопросу и предлогу); уметь обобщать результаты наблюдения над грамматическими признаками имен существительных устно и в таблицах; моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения типа склонения имен существительных и следовать алгоритму при его определении; составлять сводную таблицу правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Умение студентов представить каждый образовательный результат в виде комплекса формируемых умений позволяет убедиться в том, что изучение теоретических аспектов курса русского языка будет четко спланировано, и каждое формируемое умение будет находиться под контролем учителя. Кроме того, это позволит будущим учителям научиться отбирать задания, как для повторения учебного материала, так и для разработки контрольно-измерительных материалов для каждого вида мониторинга.
На практических занятиях студенты сначала осмысливают цели мониторинга: входной мониторинг позволяет оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку, а также способы деятельности для качественного усвоения программного материала; текущий контроль позволяет оценить не только оценить сформирован-ность способов действий, но и оценить эффективность применяемых учителем методов и технологий обучения; промежуточный мониторинг дает возможность учителю предположить, как будет происходить изучения русского языка каждым учеником в следующем учебном году на новом предметном материале, а итоговый контроль позволить оценить уровень знаний, умений, навыков и учебных действий, сформированных за весь период обучения в начальной школе [3].
Исходя из целей мониторинга, мы рассматриваем подходы к отбору содержания соответствующего вида мониторинга, разрабатываем структуру, определяем ключевые особенности проверочной работы (соответствие ФГОС НОО, отбор значимых аспектов для контроля изучаемого предмета, использование заданий открытого типа и проч. (Ийр8://ми-нобрнауки.рф/документы/922)). Анализ отобранных заданий происходит в процессе работы студентов в микрогруппах. Возникающие вопросы и сомнения разрешаются консультантами из числа учителей начальных классов из базовых школ нашего университета.
Следующий этап подготовки студентов к проведению мониторинга образовательных результатов у учащихся начальной школы - это самостоятельная разработка проверочной работы. Обучающиеся получают задания, в которых представлено полное описание проверочной работы по типу ВПР по русскому языку. В микрогруппах студенты выполняют задания и прилагают к нему обобщенный план варианта проверочной работы, в котором указываются: проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС, блоки Примерной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО), максимальный балл за выполнение задания и примерное время его выполнения [5]. Преподаватель вуза знакомит бакалавров с картой оценочных процедур выполненного задания. Экспертами выполненных работ являются преподаватели кафедры, заместители директоров школ, курирующие работу начальных классов, учителя высшей категории, лучшие студенты выпускного курса.
С целью обучения проверке и анализу проверочных работ мы предоставляем студентам возможность поработать учителем и проверить несколько работ младших школьников, отметить допущенные ошибки и предположить, какие причины могли привести младшего школьника к их совершению.
Приведем пример такой работы. Младшим школьникам было дано задание выписать из предложения слово, в котором нет окончания, и разобрать его по составу. Один ученик выделил слово местность, указав в нем следующие части: мест - корень, -н- суффикс, -ос - суффикс, -ть - суффикс. Задание студентам: в чем, по вашему мнению, причина ошибок в разборе по составу?
Студенты предположили: начинать разбор слова по составу. Ученик должен начать с определения части речи и поиска окончания у изменяемых частей речи. Скорее всего, «ть», стоящие на конце слова, ребенок воспринял по формальному признаку как глагол неопределенной формы и не проверил свое предположение. Выделив суффикс «н» путем подбора однокоренных слов, часть «ос» обозначил как суффикс по остаточному принципу.
Далее будущим учителям было предложено спланировать корректирующие действия по устранению данной ошибки и причин, по которым она была допущена.
Такая работа, по нашему мнению, позволит сделать процесс подготовки будущих учителей к изучению русского языка и проверки образовательных достижений младших школьников более качественным.
Мониторинг планируемых образовательных достижений младших школьников является сегодня одной из приоритетных форм проверки планируемых результатов учеников начальной школы, необходимых для дальнейшего успешного обучения. От того, насколько эффективно он будет организован и проведен, как будет осуществлена подготовка учащихся к нему, зависит их будущее, поэтому мы считаем необходимым обучать работе данного вида будущих учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе».
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П Астафьева» по договору на выполнение НИР от 15.05.2018 г. № 117/05/ П по теме «Основы подготовки будущих учителей начальных классов к мониторингу планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании».
ЛИТЕРАТУРА
1. Анащенкова, С .В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях / С.В. Анащенкова. - М. : Просвещение, 2012. - 273 с.
2. Волкова, Е.В. Русский язык: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: 25 вариантов: типовые задания. ФГОС / Е.В. Волкова. - М. : Издательство «Экзамен», 2018. - 176 с.
3. Давыденко, Т.М. Мониторинг общеобразовательной подготовки учащихся / Т.М. Давы-денко, В.И. Пархоменко, В.Н. Кучерявенко // Профессиональное образование. - 1999. - № 8. - С. 7-8.
4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
5. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.
REFERENCES
1. Anashenkova, S.V. (2012), Evaluation deliverables in elementary school. Job system in 3 parts, Education, Moscow.
2. Volkova, E. V. (2018), Russian language: all-Russian verification work for the course of primary school: 25 options: typical tasks, publishing house "Examination", Moscow.
3. Davydenko, T.M., Parkhomenko, V.I. and Kucheryavenko, V.N. (1999), "Monitoring of the General education of students", Professional education, No. 8, pp. 7-8.
4. Lvov, M.R., Goretsky, V.G. and Sosnovskaya, O.V. (2007), Methods of teaching Russian in primary classes, publishing center "Academy", Moscow.
5. Savinov, E.S. (2012), Approximate basic educational program of educational institution. Primary school, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.07.2018