Научная статья на тему 'Формирование умения осуществлять мониторинг планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету "Русский язык" у студентов факультета подготовки учителей начальных классов'

Формирование умения осуществлять мониторинг планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету "Русский язык" у студентов факультета подготовки учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОНИТОРИНГ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НОО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина Анна Александровна, Лукиных Наталья Витальевна

Данная статья посвящена актуальной сегодня проблеме мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». В работе представлено обоснование актуальности мониторинга, как вида контроля младших школьников, особенности его содержания, а также документы, регламентирующие данную работу. Кроме этого, включены методические рекомендации для работы со студентами факультета подготовки учителей начальных классов по освоению содержания мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». Они включают информацию о дисциплине, в рамках которой возможно осуществить учебную работу, особенности построения рабочей программы, фонда оценочных средств. Также описаны структура и содержание практических, лабораторных занятий и тем курсовых и квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина Анна Александровна, Лукиных Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building up skills to monitor planned educational achievements in primary education in the subject "the Russian language" for students of faculty of training of primary school teachers

This article is devoted to the actual problem of monitoring the planned educational achievements in primary general education on the subject "Russian language". The study presents the rationale for the relevance of monitoring as a type of control of younger students, especially its content, as well as documents regulating this work. In addition, it includes guidelines for working with students of the faculty of training of primary school teachers on the development of the content of monitoring of planned educational achievements in primary general education on the subject "The Russian language". They include information about the discipline in which it is possible to carry out the educational work, especially the construction of the work program, the fund of evaluation funds. Also, the structure and contents of the practical, laboratory studies and topics of course and qualification works are described.

Текст научной работы на тему «Формирование умения осуществлять мониторинг планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету "Русский язык" у студентов факультета подготовки учителей начальных классов»

ВЫВОД

Результаты исследования свидетельствуют, что в процессе своей профессиональной деятельности выпускники вузов МВД России вынуждены применять штатное оружие. Вместе с тем, применение штатного оружия в разных условиях имеет свои особенности. Это требует дифференцированного подхода к отбору средств обучения и индивидуального подхода к тренировке курсантов. Учет выявленных факторов позволит в значительной степени улучшить качество решения этих задач и проведения занятий по огневой подготовке с курсантами в вузах МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки/ А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN EMERCOM of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-35.

2. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

3. Bolotin, A.E. and Borisov, A.V., Skripachev S. A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

Контактная информация: medvedevAV555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2018

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОНИТОРИНГ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» У СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Анна Александровна Милютина, кандидат педагогических наук, Наталья Витальевна Лукиных, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУВО «ЮУрГГПУ»), Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной сегодня проблеме мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». В работе представлено обоснование актуальности мониторинга, как вида контроля младших школьников, особенности его содержания, а также документы, регламентирующие данную работу. Кроме этого, включены методические рекомендации для работы со студентами факультета подготовки учителей начальных классов по освоению содержания мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». Они

включают информацию о дисциплине, в рамках которой возможно осуществить учебную работу, особенности построения рабочей программы, фонда оценочных средств. Также описаны структура и содержание практических, лабораторных занятий и тем курсовых и квалификационных работ.

Ключевые слова: младший школьник, мониторинг планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании, русский язык, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

BUILDING UP SKILLS TO MONITOR PLANNED EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN PRIMARY EDUCATION IN THE SUBJECT "THE RUSSIAN LANGUAGE" FOR STUDENTS OF FACULTY OF TRAINING OF PRIMARY

SCHOOL TEACHERS

Anna Aleksandrovna Milyutina, the candidate of pedagogical sciences, Natalya Vitalievna Lukinykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

This article is devoted to the actual problem of monitoring the planned educational achievements in primary general education on the subject "Russian language". The study presents the rationale for the relevance of monitoring as a type of control of younger students, especially its content, as well as documents regulating this work. In addition, it includes guidelines for working with students of the faculty of training of primary school teachers on the development of the content of monitoring of planned educational achievements in primary general education on the subject "The Russian language". They include information about the discipline in which it is possible to carry out the educational work, especially the construction of the work program, the fund of evaluation funds. Also, the structure and contents of the practical, laboratory studies and topics of course and qualification works are described.

Keywords: primary school student, monitoring of planned educational achievements in primary general education, the Russian language, Federal state educational standard of primary general education.

Начальная школа сегодня - это масштабная система подготовки человека к жизни в современном обществе. Так как в мире происходят постоянные изменения, касающиеся развития всех сфер деятельности каждого социума, то и в механизмах системы обучения младших школьников существуют различные преобразования, касающиеся и процесса обучения и проверки получаемых учащимися знаний. Они также связаны с новыми требованиями, условиями, средствами, методами, корректировкой ФГОС НОО и т.д. Поэтому в настоящее время происходит внедрение новых форм, методов, приемов, средств в образовательный процесс начальной школы. Но кроме преобразования самого процесса, необходимо решать проблему организации контроля образовательных достижений в соответствии с содержанием ФГОС НОО, а также изменениями, установленными законодательно. Эта проблема достаточно актуальна, так как системно-деятельностный подход, представленный в общих положениях ФГОС НОО, ориентирует на результаты образования и выступает как системообразующий компонент стандарта, где личность обучающегося развивается на основе усвоения универсальных учебных действий, а познание и освоение мира являются целями и основным результатом образования (httpsV/минобрнауки.рф/доку-менты/922). Конечно, в рамках существующих систем начального образования присутствуют различные методические рекомендации по достижению предметных и метапред-метных планируемых результатов, но их содержание все-таки ориентировано на особенности системы обучения, по которой работает конкретный учитель и класс в каком-либо образовательном учреждении. В данной же работе речь идет о необходимости подготовки учителя начальных классов к оценке уровня, который достигается учащимися начальной школы по тому или иному предмету. В этом случае целесообразно обратиться к методическому пособию под ред. А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», где присутствуют рекомендации для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе [1]. Но в данном пособии не представлено детального содержания

итоговой оценки достижений младших школьников, акцент сделан именно на методиках, применимых для начальных классов. Одним из новых средств контроля планируемых образовательных достижений является мониторинг, организуемый в конце учебного года по предметам.

Рассматривая определение мониторинга такими исследователями, как А.Н. Майоров [5], В.В. Гузеев [2], В.А. Кальней [4] и др., необходимо выделить трактовку, данную Министерством образования и науки Российской Федерации. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое наблюдение за состоянием и условиями осуществления образования, контингентом обучающихся, учебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников (Шр8://минобрнауки.рф). Но охватить мониторинг всей системы образования невозможно, поэтому в данной статье рассмотрим контроль планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык», Всероссийские проверочные работы по которому стали проходить еще с 2015-ого года. Мониторинг обоснован содержанием ФГОС НОО и официальным документом по организации мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании (Постановление Правительства Российской Федерации о Правилах осуществления мониторинга системы образования от 5 августа 2013 г. № 662; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1598), которым был утвержден комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях.

Мониторинг образовательных достижений младших школьников по предмету «Русский язык» определяет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. При этом данные требования касаются личностных, метапредметных и предметных результатов. Например, личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформи-рованность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции и т. д. Метапредметные результаты содержат освоенные обучающимися универсальные учебные действия. Они обеспечивают выпускникам начальной школы овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные результаты отражают освоенный обучающимися в ходе изучения русского языка опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Существуют различные варианты мониторинга, осуществляемого учителями в рамках предмета, в том числе и на уроках русского языка. Так, например, в 2017 году была проведена Всероссийская проверочная работа по данному предмету уже во 2-ом классе начальной школы. Поэтому следует выделить промежуточный и итоговый мониторинги образовательных достижений, однако их видов существует намного больше и зависят они от того, что заложено в основу классификации. Это могут быть разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др. [3]

Мы останавливаемся на итоговом мониторинге образовательных достижений начального общего образования по предмету «Русский язык», так как он наиболее сложен с методической точки зрения. Трудность объясняется следующим: проверяются знания, освоенные за все четыре года обучения, организация и проведение данной процедуры проходят в два этапа (диктант и тест), содержание заданий для четвероклассников отличается от заданий для других классов по уровню сложности и наполненности проверяемых понятий по

изученным разделам. Отсюда возникает сложность проверки образовательных достижений.

Для того чтобы учитель начальных классов мог эффективно осуществить мониторинг планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык», необходимо обучать данной работе уже с периода формирования профессиональных компетенций студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Считаем целесообразным выделить общие методические рекомендации по подготовке будущих учителей начальных классов к данному виду деятельности в первую очередь преподавателям Высших учебных заведений (ВУЗ) дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Её содержание направлено на обучение методике работы с младшими школьниками в рамках предмета «Русский язык». Считаем необходимым включить в рабочую программу лекционные, практические и лабораторные занятия по анализу содержания Всероссийских проверочных работ по предмету «Русский язык», а также по соотнесению критериев оценки с показателями планируемых образовательных достижений в начальном образовании.

Кроме этого, важно заложить в темы дисциплины, а также в их содержание контроль изученного и отработанного материла в рамках формируемой компетенции в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям бакалавриата. Компетенцией, в которую закладываем работу по формированию умения осуществлять мониторинг планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык» у студентов факультета подготовки учителей начальных классов, определяем ПК-2 (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики).

В этой связи считаем необходимым к рабочей программе дисциплины разработать также фонд оценочных средств (ФОС), в рамках которого будет осуществляться контроль освоения ПК-2. Это комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ дисциплин (http://www.enin.tpu.ru). Поэтому необходимо включить в кодификатор структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения, а также в базу учебных заданий ФОС работу по мониторингу планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык».

Практические занятия могут включать анализ планируемых результатов в начальном общем образовании с точки зрения ФГОС НОО и сопутствующих документов и пособий. Кроме этого, важно определить особенности их достижения в существующих в начальной школе образовательных системах и их методических комплексах. Далее студенты должны перейти к детальному анализу содержания существующих работ по мониторингу планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык». Этот анализ должен содержать: точки зрения на процедуру проведения мониторинга, структуру работы, выявление особенностей деятельности участников процедуры на всех этапах, характеристику содержания заданий и особенностей их построения, а также выявления направленности каждого задания на тот или иной раздел предмета «Русский язык» и определение планируемого результата, уровень которого проверяется в содержании диктанта и теста.

Лабораторные занятия целесообразно составить в соответствии с процедурой проведения мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык», структура которых будет представлена преподавателем для студентов, изучающих дисциплину «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе», поэтапно. На одном лабораторном занятии преподаватель сообщает студентам особенности работы в качестве учителя начальных классов на первом этапе проведения мониторинга, затем дает задание индивидуально или в группах разработать этот этап и продемонстрировать. После демонстрации этапа в группе идет обсуждение

достоинств и недостатков демонстрируемого фрагмента, главных и второстепенных составляющих этапа. Далее преподаватель сообщает особенности следующего этапа, и дальнейшая работа на лабораторных занятиях выстроена в рамках алгоритма: преподаватель -студенты - демонстрация - обсуждение (анализ).

В рамках мониторинга планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании по предмету «Русский язык», студентам могут быть предложены следующие темы выпускных квалификационных работ/курсовых работ: «Мониторинг как средство отслеживания планируемых результатов по русскому языку в начальной школе», «Мониторинг в коррекции планируемых результатов по русскому языку в начальной школе», «Мониторинг как условие достижения планируемых результатов по русскому языку в начальной школе», «Диагностика орфографической зоркости как одно из средств повышения уровня орфографической грамотности у младших школьников», «Уроки развивающего контроля как средство достижения планируемых результатов по предмету «Русский язык», «Формирование информационно-поисковых умений как одно из средств подготовки к Всероссийским проверочным работам по русскому языку».

Итак, овладение знаниями и практическими действиями по подготовке и проведению Всероссийской проверочной работы по русскому языку должно происходить у будущих учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе» системно и логично. Поэтому любой преподаватель должен реализовывать данное направление в соответствии с моделью: лекция - практическое занятие - лабораторное занятие. Ведь от того, каким образом будут обучены студенты, зависит практика их работы в начальной школе и соответственно результаты выпускников начальной школы.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П Астафьева» по договору на выполнение НИР от 15.05.2018 г. № 117/05/ П по теме «Основы подготовки будущих учителей начальных классов к мониторингу планируемых образовательных достижений в начальном общем образовании».

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2000. - 240 с.

3. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие / В.И. Звонников. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. - 110 с.

4. Кальней, В. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик» / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.

5. Майоров, А.Н. Мониторинг как научно-практический феномен / А.Н. Майоров // Школьные технологии. - 1998. - № 5. - С. 25-48.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G. (2008), How to design universal learning activities in elementary school: from action to thought: guide for teachers, Education, Moscow.

2. Guzeev, V.V. (2000), Planning the results of education and educational technology, Popular education, Moscow.

3. Zvonnikov, V.I. (2012), Modern means of estimation of results of training: textbook, Vladimir.

4. Kalney, V.A. and Shishov, S.E. (1999), Technology of monitoring of quality of education in system "teacher-student", Pedagogical society of Russia, Moscow.

5. Mayorov, A.N. (1998), "Monitoring as a scientific and practical phenomenon", School technologies, No. 5, pp. 25-48.

Контактная информация: anitutita@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.