Научная статья на тему 'Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к оцениванию образовательных достижений учащихся'

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к оцениванию образовательных достижений учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Котлярова Алёна Евгеньевна

На основе сравнительного анализа квалификационных характеристик педагога в контексте оценки образовательных достижений учащихся в статье представлено нормативное, теоретическое и практическое обоснование изменений в системе повышения квалификации с целью подготовки педагогов начального общего образования к организации оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: определены нормативно-правовые и социально-экономические основы разработки системы дополнительного профессионального образования педагогов; выделены проблемные сферы и противоречия, определяющие необходимость повышения квалификации; определены модули для образовательной программы. Сформулированы наиболее значимые характеристики системы дополнительного профессионального образования педагогов для организации оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Котлярова Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing teachers in the professional development system to evaluate students’ educational achievements

On the basis of comparative analysis of the teaches’r qualification characteristics in the context of evaluating students’ educational achievements the authors present normative, theoretical and practical substantiation of the changes in the professional development system aimed to prepare primary general education teachers to organize the evaluation of students’ achieving planned results of mastering the basic educational program of primary education. Authors defined problem areas and contradictions that determine the need for professional development; defined modules for educational program; formulated the most important characteristics of the system of teachers’ professional development needed to organize the evaluation of students’ achieving planned results of mastering the basic educational program of primary education.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к оцениванию образовательных достижений учащихся»

УДК 378.091.398

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к оцениванию образовательных достижений учащихся

Н. Е. Скрипова, А. Е. Котлярова

Preparing teachers in the professional development system to evaluate students' educational achievements

N. E. Skripova, A. E. Kotlyarova

Аннотация. На основе сравнительного анализа квалификационных характеристик педагога в контексте оценки образовательных достижений учащихся в статье представлено нормативное, теоретическое и практическое обоснование изменений в системе повышения квалификации с целью подготовки педагогов начального общего образования к организации оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: определены нормативно-правовые и социально-экономические основы разработки системы дополнительного профессионального образования педагогов; выделены проблемные сферы и противоречия, определяющие необходимость повышения квалификации; определены модули для образовательной программы. Сформулированы наиболее значимые характеристики системы дополнительного профессионального образования педагогов для организации оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Abstract. On the basis of comparative analysis of the teaches 'r qualification characteristics in the context of evaluating students' educational achievements the authors present normative, theoretical and practical substantiation of the changes in the professional development system aimed to prepare primary general education teachers to organize the evaluation of students' achieving planned results of mastering the basic educational program of primary education. Authors defined problem areas and contradictions that determine the need for professional development; defined modules for educational program; formulated the most important characteristics of the system of

teachers' professional development needed to organize the evaluation of students' achieving planned results of mastering the basic educational program of primary education.

Ключевые слова: система повышения квалификации, профессиональный стандарт педагога, образовательные программы, начальное общее образование, контроль, оценивание, планируемые результаты, контрольно-оценочная деятельность.

Keywords: professional development system, professional standard of teacher, educational programs, primary education, control, estimation, planned results, control and assessment activities.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Утверждение и введение в образовательную практику с 01 января 2016 года профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» (далее -профессиональный стандарт педагога) неизбежно повышает ответственность педагога за результаты своего труда [1].

Мы считаем, что в настоящее время, в преддверии начала реализации профессионального стандарта педагога необходимы пропедевтические изменения в системе дополнительного профессионального образования педагогов, в том числе комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов, включающее опережа-

ющее обновление содержания образования педагогов [2].

Учитывая значимость рассматриваемого вопроса реализации профессионального стандарта педагога в области оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО), на наш взгляд, необходимо рассмотреть проблему готовности педагогов к организации оценки образовательных достижений младших школьников.

Оценка педагогами образовательных достижений младших школьников является весьма существенной составляющей образовательного процесса и одной из важных задач педагогической деятельности.

Этот компонент наряду с другими компонентами образовательной деятельности (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным нормативным требованиям, положениям педагогической и психологической наук, приоритетам и целям начального общего образования.

Система оценки образовательных достижений учащихся позволяет установить персональную ответственность педагога и образовательной организации за качество образования. Результат деятельности педагогического коллектива определяется, прежде всего, достижением учащимися планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов освоения ООП НОО.

При этом многие исследования и аналитические материалы показывают, что педагоги в повседневной практике чаще всего организуют контроль только предметных результатов, в основном, в репродуктивной форме.

В данном случае основной показатель успешности обучения - лишь правильное воспроизведение учащимися предметных знаний, не предусматривающее применение полученных знаний в измененных практических или жизненных ситуациях, что, естественно, не в полной мере соответствует целям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [3; 4].

Для более глубокого понимания данного вопроса мы предлагаем рассмотреть сравнительный анализ квалификационных характеристик педагога, который позволяет проследить в сравнении динамику компетенций педагогов по направлению «Оценка достижений планируемых результатов

освоения ООП НОО» с позиций требований профессионального стандарта педагога.

При сравнении квалифицированных характеристик педагога обнаружено, что в Постановлении Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 отсутствуют должностные обязанности, связанные с оценкой образовательных достижений обучающихся.

Приказ же Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"» уже появляются определенные, но не расширенные требования к исследуемой нами в статье проблеме.

К данным требованиям, в частности, относятся, во-первых, умение организовать и проводить оценку эффективности и результатов обучения обучающихся, но только по предмету, курсу; во-вторых, осуществление контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий [5].

Изучая положения профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"») мы находим, что значительно усиливаются требования к педагогу по организации объективной и всесторонней оценке образовательных результатов, к которым относятся не только предметные. Также появляются абсолютно новые требования по организации объективной оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. А в разделе профессионального педагога «Необходимые знания» появляются требования, что педагог должен обладать знаниями по проблеме «путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения». В разделе профессионального педагога «Необходимые умения» отмечается, что педагог также должен обладать необходимыми умениями «объективно оценивать знания обучающихся на

основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей» [1].

Сравнительный анализ квалификационных характеристик педагога в контексте оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО показал, что роль педагога в организации объективной оценки образовательных результатов обучающихся, обеспечивающей современное качество образования, существенно увеличивается и функционально изменяется.

Полученные сведения позволили актуализировать проблему внесения изменений в образовательные программы повышения квалификации. Специфика решения данной проблемы определяется:

1) степенью научно-теоретической и научно-практической изученности проблемы;

2) ее острой профессиональной значимостью;

3) острой потребностью в выполнении требований профессионального стандарта педагога;

4) необходимостью модификации системы повышения квалификации.

Изучение приведенной выше базы источников по исследуемой проблеме (нормативных документов, методических материалов и информационных источников) позволило нам выявить противоречия, затрудняющие в современных условиях развитие дополнительного профессионального образования в аспекте рассматриваемых в данной статье вопросов.

Это противоречия:

- между декларируемыми законодательными основами и методическими рекомендациями по оценке достижений планируемых результатов освоения ООП НОО, обеспечивающих качество образования, и недостаточной научно -практической обеспеченностью данных решений, отсутствием системного подхода, обеспечивающего повышение квалификации педагогов, готовых решить проблему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО, обеспечивающей качество образования;

- между возрастающей значимостью умений педагога по организации оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО, обеспечивающих качество образования и отсутствием обоснованной сис-

темы дополнительного профессионального образования с соответствующими структуре подготовки методическим обеспечением, отраженным в учебно-методических комплексах, учебных пособиях, учебных планах и образовательных программах.

Снятие обозначенных противоречий во многом может быть обеспечено с помощью подготовки педагогов посредством проектирования и реализации образовательных программ повышения квалификации.

Создать образовательную программу повышения квалификации - значит определить сферу и особенности деятельности педагога начального общего образования, выделить общепедагогические функции, необходимые умения и необходимые знания и подобрать современные образовательные технологии преподавания в дополнительном профессиональном образовании.

Кроме того, образовательные программы должны учитывать не только существующие, но и только еще формирующиеся потребности профессионального рынка.

Все это обусловливает необходимость внесения изменений, предполагающих поиск возможностей для реализации процессов диверсификации в образовательном процессе дополнительного профессионального образования [6].

Безусловно, что в процессе конструирования содержания дополнительного профессионального образования педагогов по образовательным программам курсов повышения квалификации (72 часа); стажировки (24 часа), модульного курса (16 часов) «Оценка достижений образовательных результатов младших школьников: диагностика, контроль, коррекция» необходимо учитывать разный стартовый уровень готовности слушателей дополнительного профессионального образования, запрос на содержание дополнительного профессионального образования и, в зависимости от этого, вариант необходимой для педагога начального общего образования образовательной программы.

Мы считаем, что сущностные характеристики образовательных программ повышения квалификации, стажировки и модульного курса наиболее полно отражены в следующих образовательных модулях:

- феноменология и идеология оценки достижения младшими школьниками образова-

ЧИППКРО

тельных результатов освоения ООП НОО, обеспечивающих современное качество образования;

- современные образовательные технологии, направленные на развитие общепедагогических умений, а также необходимых умений и знаний педагогов в аспекте оценки достижений младшими школьниками образовательных достижений освоения ООП НОО;

- особенности организации внутренней системы оценки качества образования;

- особенности организации мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП НОО;

- особенности организации независимой системы оценки качества образования;

- взаимодействие субъектов образовательных отношений по оценке достижения образовательных результатов освоения ООП НОО;

- анализ достижения младшими школьниками планируемых (личностных, метапредмет-ных и предметных) результатов освоения ООП НОО;

- организация работы над ошибками по достижению младшими школьниками планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов освоения ООП НОО;

- социально-культурная реабилитация участников образовательных отношений.

В проектируемых образовательных программах дополнительного профессионального образования каждый модуль может представлять собой как самостоятельную программу (повышения квалификации (72 часа), стажировки (24 часа), модульного курса (16 часов), наполненный самостоятельными учебными дисциплинами, объем и содержание которых варьируется в зависимости от запроса и уровня базового образования слушателей, так и самостоятельные программы для дополнительного профессионального образования при накопительной системе или самостоятельные учебные дисциплины в образовательной программе.

В данном случае значительная роль принадлежит реализации образовательной программы «Оценка достижений образовательных результатов младших школьников: диагностика, контроль, коррекция», задачами которой являются:

- формирование системы знаний о целях, задачах, содержании и технологиях оценки

достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО;

- формирование системы знаний об обновлённых в условиях перехода на ФГОС НОО особенностях оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО;

- формирование практических умений, связанных с оценкой достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО;

- формирование установки на взаимодействие с субъектами организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО;

- формирование профессионально важных качеств, направленных на формирование субъектной позиции как главного новообразования в структуре профессиональной компетентности педагога в сфере оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

В качестве отдельных тем/разделов с соответствующей различной глубиной освоения, могут выступить следующие:

1. Отечественный и зарубежный опыт и тенденции оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

2. Нормативно-правовые и организационно-педагогические основы оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

3. Дифференцированная диагностика в системе оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО в условиях реализации ФГОС НОО.

4. Современные образовательные технологии организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

5. Проектирование образовательных программ обучения оценке достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

6. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

7. Взаимодействие субъектов образовательных отношений в процессе организации оценки достижения младшими школьникам и планируемых результатов освоения ООП НОО.

8. Педагогическое сопровождение педагогов при организации работы над ошибками.

9. Сохранение социального здоровья участников образовательных отношений при организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

10. Социально-культурная реабилитация участников образовательных отношений при организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО.

В целом содержание подготовки педагогов к оценке достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО будет варьироваться в зависимости от трех групп факторов:

- общих характеристик субъектов оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО;

- группы типичных задач, которые будет решать педагог, обеспечивая оценку достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО;

- требований к уровню подготовки в соответствии с запросом и стартовым уровнем готовности (теоретическая, эмпирическая, субъектная).

Таким образом, в представленной системе повышения квалификации педагогов содержится возможность предусмотреть релевантные с точки зрения формирования профессиональных компетенций педагога варианты содержательных аспектов образовательных программ. Они призваны формировать у педагогов адекватное отношение к организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО; раскрывать особенности оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО; обеспечивать понимание того, что оценка достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО - это особым образом организованная деятельность участников образовательных отношений.

Заявленное содержание образовательных программ следует четко дифференцировать и в

полном объеме отразить в образовательных модулях образовательных программ.

Суммируя сказанное, можно сделать однозначный вывод, что система дополнительного профессионального образования педагогов в контексте организации оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП НОО видится как система выделенных образовательных модулей и соответствующих им учебно -методических комплексов, имеющая научно-теоретическое обоснование и теоретико-практическое решение, четкую стратегию и тактику. Следует дифференцировать и варьировать содержательное наполнение и механизм внедрения ее в систему дополнительного профессионального образования с учетом разных стартовых возможностей педагогов, имеющихся у них знаний, опыта и запроса конкретных образовательных организаций.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».

2. Кеспиков В. Н., Солодкова М. И., Ильясов Д. Ф., Ильина А. В. Особенности научно-исследовательской деятельности учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. - 2012. -Вып. 4. - № 4 (13). - С. 42-45

3. Автайкина Т. О. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2008. - 262 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и наук Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373.

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении

Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"».

6. Дочкин С. А. Система повышения квалификации педагогов как основа модернизации педагогического образования и инновационного развития регионов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. - 2012. - Вып. 3. -№ 3 (12). - С. 5-12

References:

1. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 No 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazo-vaniya) (vospitatel', uchitel')" [The Order of the Russian Ministry of Labor from 18.10.2013 No 544n "On Approval of the Professional Standard "Educator".

2. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F., Il'ina A. V. Features of Scientific and Research Activity of Institution of Additional Education under the Conditions of Education Modernization [Osobennosti nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh mod-ernizatsii obrazovaniya] Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2012, No 4 (13), pp. 42-45.

3. Avtaykina T. O. Formirovanie gotovnosti uchitelya nachal'nykh klassov k lichnostno-orientirovannoy kontrol'no-otsenochnoy deya-

tel'nosti v sisteme povysheniya kvalifikatsii: avto-referat dis. kand. ped. nauk: 13.00.08 [Formation of Primary School Teacher's Readiness to Student-Centered Control and Assessment Activities in the Professional Development System: Author's Thesis], Novokuznetsk, 2008.

4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazova-niya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 06 oktyabrya 2009 g. No 373 [Federal State Educational Standard of the Primary General Education. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 06, 2009 No. 373].

5. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 14 avgusta 2009 g. No 593 "Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikat-sionnogo spravochnika dolzhnostey rukovodite-ley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kva-lifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey ra-botnikov obrazovaniya" [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of August 14, 2009 No 593 "On Approval of the Job Evaluation Catalogue of Posts of Top Managers, Experts and Employees, section "Qualifying Characteristics of Education Workers"].

6. Dochkin S. A. The System of Teachers' Training as the Basis of Pedagogical Education Modernization and Innovative Development of Regions [Sistema povysheniya kvalifikatsii peda-gogov kak osnova modernizatsii pedagogichesko-go obrazovaniya i innovatsionnogo razvitiya re-gionov] Nauchnoe obespechenie sistemy povyshe-niya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2012, No 3 (12), pp.5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.