DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-28 УДК 371.26
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чудинский Р.М., Быканов А.С., Володин А.А.
Цель
Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод или методология проведения работы
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Результаты
Представлена система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных и предметных результатов, социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Область применения
Образовательный процесс в учреждениях, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Ключевые слова: система; комплексная оценка; планируемые результаты; начальное общее образование.
THE SYSTEM OF THE COMPLEX ASSESSMENT IN THE PROCESS
OF ACHIEVING THE PROJECTED RESULTS OF MASTERING
THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM IN PRIMARY SCHOOL
Chudinsky R.M., Bykanov A.S., Volodin A.A.
Purpose
Assessment of achieving the projected results of mastering the basic educational program in primary school.
Methodology
Evaluation of personal, meta-subject and object results, socialization, moral development and education of students in primary school.
Results
The system of the complex assesment in the process of achieving the projected results of mastering the basic educational program in primary school is presented. We can see the evaluation of personal, meta-subject and object results, socialization, moral development and education of students in primary school.
Practical implications
Educational process in the institutions that implement Federal State Educational Standard of primary education.
Keywords: system, complex assessment, expected results, primary education
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определило совершенно новые задачи, стоящие перед школьным образованием в целом, и перед начальным общим образованием, в частности. ФГОС НОО, в отличие от Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 г., основан на системно-деятельностном подходе, концепции развивающего обучения Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова. При этом основные отличия ФГОС НОО от предыдущего заключаются в переходе:
- от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
- от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;
- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразо-вания и смыслопорождения);
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества [3, с. 9-10].
Данные особенности ФГОС определяют приоритетные направления нового стандарта, заключающиеся в реализации развивающего потенциала образования, в котором главной задачей является формирование универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением содержания учебных предметов. Именно формирование универсальных учебных действий обеспечивает обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию является важнейшей задачей ФГОС НОО.
ФГОС НОО предусматривает формирование личностных; метапредмет-ных: регулятивных, познавательных, коммуникативных; предметных универсальных учебных действий. Эти универсальные учебные действия, которые формируются у обучающегося на протяжении всего обучения на ступени начального общего образования, положены в основу планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и выступают объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой.
Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана на основе ФГОС НОО [6] и с учетом Планируемых результатов начального общего образования [4], Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения [5], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1], Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [2].
Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования позволяет осуществлять стандартизированную и формализованную объективную оценку качества образовательных достижений обучающихся. Полученные результаты используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования на внутришкольном и региональном уровне, в том числе для принятия последовательных управленческих решений со стороны регионального органа управления образованием и образовательного учреждения для повышения качества начального общего образования.
Основные положения системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предназначена для определения соответствия уровня освоения каждым обучающимся муниципальных образовательных учреждений региона планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.
2. Объектом системы комплексной оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Объект системы комплексной оценки включает в себя оценку следующих образова-
тельных достижений, как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих: личностные, метапредметные и предметные результаты, социализацию и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достигнутые в образовательном процессе в одном из образовательных учреждений или при самостоятельном обучении по утвержденной программе.
3. Основными функциями системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
4. Основными направлениями и целями системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.
5. Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования осуществляется на внутришкольном и региональном уровнях. Использование системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся осуществляется в двух направлениях: а) организация входной, текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки планируемых результатов обучающихся; б) организация и самоорганизация самооценки и самоконтроля обучающимися своей образовательной деятельности. Эти направления соответствуют сис-темно-деятельностному, личностно-деятельностному и компетентностному подходам.
6. Структура системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает в себя объекты оценивания (обучающиеся, родители (законные представители), педагоги образовательного учреждения (учитель начальных классов, воспитатель, педагог-психолог), образовательное учреждение), субъекты оценки (педагоги образовательного учреждения (учитель начальных классов, воспитатель, педагог-психолог), родители (законные представители), обучающиеся, региональный орган управления образованием), методы, формы и средства оценки и психолого-педагогической диагностики, характеристики процесса оценки.
7. При использовании системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования необходимо в дополнение к традиционным методам, формам и средствам использовать современные методы, формы и средства оценивания и психолого-педагогической диагностики процессуального, содержательного и результативного аспектов образовательного процесса, рациональное и эффективное использование которых позволит более глубоко и полно оценить образовательные достижения обучающихся: учебные достижения, результаты учебной деятельности, личностное развитие каждого обучающегося, его уровень воспитанности, социализации, компетентности в различных областях.
8. Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна обеспечивать стандартизированную и формализованную объективную оценку качества достижения планируемых результатов обучающихся.
9. Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования определяет порядок предоставления и использования персонифицированной и неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
10. Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
11. Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивает возможность построить и оценить индивидуальную траекторию развития личности обучающегося при переходе из класса в класс для дальнейшей ее реализации с учетом зоны ближайшего развития.
Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения, согласно которому, за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований ФГОС НОО. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития [5, с. 48].
Одним из инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося. Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать независимую оценку, например, при проведении аттестации педагогов. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающим-
ся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей в учебной и внеучебной деятельности [5, с. 57].
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности -мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции;
4) об индивидуальной динамике духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося [5, с. 59].
Модель системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлена на рис. 1. Целью модели является оценка качества достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающихся муниципальных образовательных учреждений региона. Такая оценка может проводиться с применением последовательных управленческих решений со стороны регионального органа управления образованием и образовательного учреждения.
Региональная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предназначена для проведения стандартизированной, формализованной независимой и объективной оценки качества достижения планируемых ре-
зультатов выпускников начального общего образования. Реализация региональной системы комплексной оценки достижения планируемых результатов обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется региональным органом управления образованием посредством проведения трех стандартизированных и формализованных процедур:
1. Неперсонифицированная оценка личностных результатов.
2. Итоговая оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся по учебным предметам.
3. Итоговая комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования на межпредметной основе.
Рис. 1. Модель системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Объектом оценки в структуре региональной системы комплексной оценки являются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - предметные и мета-предметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования, объектами оценивания в структуре региональной системы комплексной оценки планируемых результатов обучающихся на ступени начального общего образования являются обучающиеся, образовательное учреждение. Субъектом оценки является региональный орган управления образованием.
Для реализации региональной системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используются следующие методы, формы и средства оценивания и психолого-педагогической диагностики: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), стандартизированные письменные работы.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Вследствие того, что в планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится», это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке.
Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности со стороны регионального органа управления образованием осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ
поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения [5, с. 51].
Итоговая оценка индивидуальных учебных достижений выпускников на ступени начального общего образования по учебным предметам представляет собой оценку планируемых результатов, составляющих содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.
Итоговая оценка индивидуальных учебных достижений выпускников на ступени начального общего образования по учебным предметам проводится в ходе выполнения обучающимися итогового теста в форме бланочного и/или компьютерного тестирования (в режиме off-line, в режиме on-line).
Итоговая комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования на межпредметной основе направлена на оценку способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (литературные и научно-познавательные тексты, таблицы, диаграммы, графики и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе. Сформированные
умения и навыки учебной деятельности являются основой для продолжения образования в основной школе.
Отличительной особенностью представленного итогового теста является ее ориентация не только на интегральную оценку учебной компетентности обучающихся и на констатацию факта, достигнут или не достигнут тот или иной планируемый результат, но и на диагностику уровня и качества освоения отдельных умений и способов действий.
Итоговая комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования на межпредметной основе проводится в ходе выполнения обучающимися итогового теста в форме бланочного и/или компьютерного тестирования (в режиме off-line, в режиме on-line).
Таким образом, осуществляемая региональным органом управления образованием комплексная оценка достижения планируемых результатов обучающихся на ступени начального общего образования посредством проведения трех стандартизированных и формализованных процедур позволяет реализовать региональную систему комплексной оценки достижения планируемых результатов обучающихся на ступени начального общего образования.
Анализ полученных результатов данных процедур позволяет принять необходимые решения по совершенствованию образовательного процесса всех муниципальных образовательных учреждений региона. Система региональной комплексной оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования входит структурным и функциональным элементом в региональную систему оценки качества образования региона.
Внутришкольная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предназначена для входной, текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных), предметных результатов, социализации и духов-
но-нравственного развития и воспитания обучающихся с применением традиционных и современных методов, форм и средств оценивания и психолого-педагогической диагностики.
Объектом оценки в структуре внутришкольной системы комплексной оценки являются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, объектами оценивания в структуре внутришкольной системы комплексной оценки планируемых результатов обучающихся на ступени начального общего образования являются обучающиеся, родители (законные представители), педагоги образовательного учреждения: учитель начальных классов, воспитатель, педагог-психолог, образовательное учреждение. Субъектами оценки являются педагоги образовательного учреждения: учитель начальных классов, воспитатель, педагог-психолог, родители (законные представители), обучающиеся, региональный орган управления образованием.
Для реализации внутришкольной системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используются следующие методы, формы и средства оценивания и психолого-педагогической диагностики: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включенное и узкоспециальное) и эксперимент, стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, портфолио, портфель достижений обучающегося, паспорт достижений обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности, самоанализ, самооценка, самоконтроль и др.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирова-
ния универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированно-сти отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования [5, с. 51].
Другой формой оценки личностных результатов является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития - в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии [5, с. 51-52].
Оценка личностных результатов преимущественно осуществляется педагогом-психологом образовательного учреждения с использованием методик психолого-педагогической диагностики. Педагог-психолог осуществляет вход-
ную оценку (стартовую диагностику) и итоговую оценку в конце учебного года (диагностику сформированности на конец учебного года) личностных результатов обучающихся 1-4 классов.
Текущая оценка личностных результатов обучающихся осуществляется путем систематизированного наблюдения за процессом их овладения, которое ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), психолог-педагог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. Результаты наблюдений в форме материалов и листов наблюдений, оценочных листов и т.д. вносятся в портфель достижений каждого обучающегося начальной школы.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, описанных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом» [5, с. 52].
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сфор-мированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью [5, с. 52]:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется учителем начальных классов и педагогом-психологом с использованием методов психолого-педагогической диагностики. При этом оценку познавательных результатов осуществляет учитель начальных классов, а оценку регулятивных и коммуникативных результатов - учитель начальных классов и педагог-психолог.
Учитель начальных классов, педагог-психолог осуществляют входную оценку (стартовую диагностику) и итоговую оценку в конце учебного года (диагностику сформированности на конец учебного года) метапредметных результатов обучающихся 1-4 классов.
В ходе текущей, тематической и промежуточной оценки оцениваются результаты таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно
или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Такая оценка регулятивных и коммуникативных результатов наряду с познавательными результатами обучающихся осуществляется путем систематизированного наблюдения за процессом их овладения, которое ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), психолог-педагог, воспитатель и другие непосредственные участники образовательного процесса [5, с. 54].
С другой стороны, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Подобная оценка метапредметных результатов осуществляется учителем начальных классов при итоговой оценке планируемых результатов по отдельным предметам. Учитель начальных классов осуществляет итоговую оценку метапредметных результатов обучающихся 1-3 классов в конце учебного года по предметам ФГОС НОО. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформиро-ванность коммуникативных учебных действий.
Необходимо отметить, что кроме итоговой оценки метапредметных результатов по отдельным предметам учителем начальных классов осуществляется входная (стартовая), тематическая и промежуточная оценка метапредметных результатов.
Также оценка метапредметных результатов осуществляется учителем начальных классов при успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Учитель начальных классов осуществляет входную, тема-
тическую и промежуточную оценку метапредметных результатов обучающихся 1-4 классов с применением различных комплексных заданий и итоговых комплексных работ за 1-3 классы.
В последних двух видах оценивания метапредметных результатов предметом оценки является уровень присвоения обучающимися универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка [5, с. 53].
В итоговых проверочных работах по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе осуществляется итоговая оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Необходимо отметить, что оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень включенности детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифициро-ванных процедур.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам ФГОС НОО. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в ФГОС НОО, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (или систему предметных знаний),
и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (или систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания [5, с. 54].
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием [5, с. 55].
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона задач, а затем и осознанному, и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач [5, с. 56].
Оценка предметных результатов осуществляется учителем начальных классов, который осуществляет входную, тематическую, промежуточная и итоговую оценку (в ходе проведения итоговых проверочных работ) предметных результатов обучающихся 1-4 классов. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка социализации предназначена для оценки социализация личности обучающегося, удовлетворенности обучающимися образовательным процессом, удовлетворенности родителей образовательным процессом, удовлетворенности педагогов образовательным учреждением. Социализация представляет собой процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В качестве основных источников социали-
зации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение. Оценка социализации личности обучающихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Оценка социализации личности преимущественно осуществляется педагогом-психологом образовательного учреждения с использованием методик психолого-педагогической диагностики. Педагог-психолог осуществляет входную оценку (стартовую диагностику) и итоговую оценку в конце учебного года (диагностику сформированности на конец учебного года) социализации личности обучающихся 1-4 классов.
Текущая оценка социализации личности обучающихся осуществляется путем систематизированного наблюдения за процессом их овладения, которое ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), психолог-педагог и другие непосредственные участники образовательного процесса, а также родители (законные представители).
Оценка удовлетворенности обучающихся и родителей образовательным процессом и педагогов образовательным учреждением осуществляется педагогом-психологом один раз в конце учебного года с использованием специальных методик педагогической диагностики.
Оценка духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предназначена для оценки уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание эффективно осуществляются как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особен-
ностей. Результатом целостного процесса является формирование личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Комплексная оценка эффективности реализуемой образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется в соответствии с динамикой основных показателей целостного процесса духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников [2, с. 28].
Оценка духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся преимущественно осуществляется учителем начальных классов или воспитателем образовательного учреждения с использованием методик педагогической диагностики, относящимся к: воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитанию нравственных чувств и этического сознания; воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Учитель начальных классов (воспитатель) осуществляет входную оценку в начале учебного года и итоговую оценку в конце учебного года уровня духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1-4 классов.
Входная оценка, проводимая в начале учебного года, предусматривает сбор данных до реализации образовательным учреждением Программы духов-
но-нравственного развития и воспитания обучающихся, составление годового плана воспитательной работы.
В процессе итоговой оценки в конце учебного года осуществляется сбор данных исследований после реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В процессе проведения итоговой оценки исследуется динамика основных показателей целостного процесса духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и анализ выполнения годового плана воспитательной работы.
Текущая оценка духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, проводимая в течение всего учебного года, осуществляется путем систематизированного наблюдения за процессом их овладения, которое ведут учителя начальных классов, воспитатели, психолог-педагог и другие непосредственные участники образовательного процесса, а также родители (законные представители) при реализации в образовательном учреждении основных направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, выполнении и корректировке плана воспитательной работы. Результаты наблюдений в форме материалов и листов наблюдений, оценочных листов и т.д. вносятся в портфель достижений каждого обучающегося начальной школы.
Оценку семейного воспитания и детско-родительских отношений преимущественно осуществляет педагог-психолог образовательного учреждения с использованием методик психолого-педагогической диагностики. При использовании методик педагогической диагностики оценку может проводить и учитель начальных классов (воспитатель). Педагог-психолог и учитель начальных классов (воспитатель) осуществляют входную оценку и итоговую оценку в конце учебного года семейного воспитания и детско-родительских отношений у обучающихся 1-4 классов. Как и в предыдущем оценивании осуществляется входная оценка, проводимая в начале учебного года, итоговая оценка в конце учебного года и текущая оценка в течение всего учебного года.
На основе результатов исследования может быть составлена характеристика класса и индивидуальная характеристика обучающегося, включающая три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений индивидуального развития; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить гармоничное развитие обучающегося и успешную реализацию задач начального общего образования [2, с. 31].
Все результаты комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования каждого обучающегося вносятся в паспорт достижений обучающегося за весь период обучения в начальной школе. Паспорт достижений обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является внутренним документом образовательного учреждения, который на основе системы комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивает: динамику учебных достижений, результатов учебной деятельности обучающегося, личностное развитие каждого обучающегося, его уровень воспитанности, социализации, компетентности в различных областях; уровень образовательных достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития обучающегося; возможность построить и оценить индивидуальную траекторию развития личности обучающегося в образовательном процессе, при переходе из класса в класс для дальнейшей ее реализации с учетом зоны ближайшего развития; предоставление психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию намеченных задач на ступени основного общего образования с учетом достигнутых на ступени начального общего образования для каждого обучающегося.
Структура паспорта обучающегося включает в себя объекты оценки - результаты образования на ступени начального общего образования: личностные, метапредметные и предметные результаты; социализацию, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; методы, формы и средства оценивания психолого-педагогической диагностики для проведения этой оценки с обязательным их указанием (название методик, опросников, анкет и т.д.) для оценивания достижения обучающимся каждого планируемого результата.
Таким образом, система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предназначена для формирования объективной оценки уровня планируемых результатов обучающихся, расширения возможностей существующей системы оценивания обучающихся и обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся, повышения мотивации обучающихся к усвоению учебного материала и накопления опыта деятельности, личностное развитие каждого обучающегося, его уровень воспитанности, социализации, компетентности в различных областях, в конечном итоге, обеспечивающая построение и оценку индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом зоны ближайшего развития.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 23 с.
2. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. 32 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
4. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 120 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012. 223 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М.: М-во образования и науки Рос. Федерации, 2011. 33 с.
References
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of the spiritual and moral development, individual's breeding of the citizen of Russia]. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 23 p.
2. Danilyuk A.Ya., Loginova A.A. Programma dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya obuchayushchikhsya na stupeni nachal'nogo obshchego obrazovaniya [The program of spiritual and moral development, individual's breeding in primary school]. Moscow: Prosveshchenie, 2012. 32 p.
3. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. et al. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design an universal learning activities in elementary school. From action to thought: a handbook for teachers]. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 152 p.
4. Alekseeva L.L., Anashchenkova S.V., Biboletova M.Z. et al. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Expected outcomes of primary education]. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 120 p.
5. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola [Approximate basic educational program of educational institution. Primary school] / Sost. E.S. Savinov. Moscow: Prosveshchenie, 2012. 223 p.
6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. na 2011 g [Federal State Educational Standard of primary education: the text as amended and add. 2011]. Moscow: M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, 2011. 33 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Чудинский Руслан Михайлович, заведующий лабораторией качества образования, доктор педагогических наук, доцент Воронежский институт инновационных систем
ул. Березовая Роща, д. 54, г. Воронеж, Воронежская область, 394043, Россия e-mail: chudinsky@mail. ru
Быканов Анатолий Семенович, главный специалист лаборатории качества образования, кандидат химических наук, доцент Воронежский институт инновационных систем
ул. Березовая Роща, д. 54, г. Воронеж, Воронежская область, 394043, Россия e-mail: [email protected]
Володин Александр Анатольевич, проректор по качеству и дистанционному образованию, кандидат педагогических наук Московский областной гуманитарный институт
ул. Комсомольская, д. 1, г. Подольск, Московская область, 142100, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Chudinsky Ruslan Mikhailovich, Head of the Laboratory Quality Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Voronezh Institute of Innovation Systems
54, Berezovaya Roshcha street, Voronezh, 394043, Russia
e-mail: chudinsky@mail. ru
Bykanov Anatoliy Semenovich, Chief Specialist of the Laboratory Quality Education, Candidate of Chemistry Sciences, Associate Professor
Voronezh Institute of Innovation Systems
54, Berezovaya Roshcha street, Voronezh, 394043, Russia
e-mail: [email protected]
Volodin Aleksander Anatolievich, Vice-rector for Quality and Distance Education, Candidate of Pedagogical Sciences
Moscow Regional Institute of Humanities
1, Komsomol'skaya street, Podolsk, Moscow region,142100, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Вольхин С.Н., проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова