Научная статья на тему 'Проектирование системы психолого-педагогической диагностики достижения младшими школьниками планируемых личностных образовательных результатов'

Проектирование системы психолого-педагогической диагностики достижения младшими школьниками планируемых личностных образовательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / ERSONAL EDUCATIONAL OUTCOMES / YOUNGER PUPIL / ELEMENTARY GENERAL EDUCATION / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / DIAGNOSTIC CARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Селиванова Елена Анатольевна, Кудинов Владимир Валерьевич, Севрюкова Алла Александровна, Шарухина Анна Олеговна

В статье на основе системно-деятельностного подхода раскрываются аспекты проектирования системы диагностики сформированности личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Продемонстрирована специфика развития личностных образовательных результатов во временной перспективе с учетом возрастных особенностей развития младшего школьника, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Показано выделение знаниевого, мотивационного и деятельностного компонентов в структуре личностных результатов. Приведен фрагмент диагностической карты выявления сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Описана процедура проведения диагностики с использованием разработанных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Селиванова Елена Анатольевна, Кудинов Владимир Валерьевич, Севрюкова Алла Александровна, Шарухина Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of Psycho-Pedagogical Diagnostics System of Planned Personal Educational Outcomesof Younger Pupils

The aspects of design diagnosis system of formation of personality development results of the basic educational programs of primary general education are disclosed on the basis of system-activity approach. The development specifics of personal educational outcomes with considering age-appropriate development of younger pupil, as well as the requirements for the results of development of basic educational programs of primary general education are presented. The “sensitive field” of formation of personal detection results is presented. The fragment of diagnostic card detection of formation of personal educational outcomes of development of basic educational programs of primary general education is presented. The social blocks of personality results manifestation, taking into account the social situation of the development of the younger pupil are also presented. The compilation features of diagnostic card are identified. The approach of design diagnostic systems based on the current understanding of the personal educational outcomes and needs of the regional educational system is discussed.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы психолого-педагогической диагностики достижения младшими школьниками планируемых личностных образовательных результатов»

УДК 37.012.8

Ильясов Динаф Фанильевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск

Селиванова Елена Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск

Кудинов Владимир Валерьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск

Севрюкова Алла Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск.

Шарухина Анна Олеговна

Младший научный сотрудник кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], Челябинск.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация. В статье на основе системно-деятельностного подхода раскрываются аспекты проектирования системы диагностики сформированности личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Продемонстрирована специфика развития личностных образовательных результатов во временной перспективе с учетом возрастных особенностей развития младшего школьника, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Показано выделение знаниевого, мотивационного и деятельностного компонентов в структуре личностных результатов. Приведен фрагмент диагностической карты выявления сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Описана процедура проведения диагностики с использованием разработанных карт.

Ключевые слова: личностные образовательные результаты, младший школьник, начальное общее образование, социальная ситуация развития, диагностическая карта.

Введение в проблему. Ориентация на достижение образовательных результатов - одно из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В современном образовании значимым результатом является не просто накопление знаний, а личностное развитие обучающихся в образовательном процессе. При этом актуальным является вопрос корректной диагностики личностного развития [9; 10], а также мониторинга качества образования [3], где одним из параметров выступает сформированность личностных образовательных результатов у обучающихся. Деятельностная парадигма ФГОС предполагает слияние педагогических и психологических целей обучения.

Обозначенные в стандарте личностные результаты коррелируют с психическими изменениями школьника [6]. Сформированность личностных образовательных результатов позволяет школьнику быть активным участником социальных процессов в ближайшем окружении, успешной личностью и сознательным гражданином своей страны.

Актуальность исследования. Выявление сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) позволяет учителю своевременно определить слабые звенья в развитии школьника. Это важно для того, чтобы скорректировать возможные отклонения. В этой связи формирова-

ние диагностического инструментария для выявления сформированности личностных образовательных результатов является актуальным на данный момент.

Цель статьи - описать логику проектирования системы диагностики планируемых личностных результатов освоения обучающимися ООП НОО.

За основу формулировки личностных образовательных результатов были взяты направления, представленные в ФГОС начального общего образования. Учитывая специфику регионального компонента ООП НОО, были уточнены и добавлены следующие личностные результаты:

- сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);

- сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам,

Личностные образовательные резул]

традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);

- уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).

Личностные результаты выделены по их видам: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация (табл. 1) [1]. В основе проектирования модели диагностики сформированности планируемых личностных результатов базировалось положение, согласно которому диагностика должна осуществляться во временной перспективе.

Личностные результаты изложены с позиции учения Л. С. Выготского о зонах психического развития и деятельностного подхода А. Н. Леонтьева [2; 5]. В результате сделан принципиально важный вывод о том, какие личностные результаты будут сформированы в конце 1-го, 2-го, 3-го или 4-го класса и, соответственно, подлежат диагностике; а также какие личностные результаты еще нельзя диагностировать, но имеются возможности для их формирования у школьников (табл. 1).

Таблица 1

аты освоения ООП НОО (фрагмент)

№ Критерии сформированности Личностные результаты обучающихся 1-4-го классов 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс

1 2 1 2 1 2 1 2

1 Самоопределение 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края. + + + + + +

Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение» 4 4 4 8

2 Смыслообра-зование 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося + + + + + + + +

Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование» 1 2 2 2

3 Нравственно-этическая ориентация 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов + + + +

Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация» 1 4 7 8

Количество диагностируемых личностных результатов в классе 6 10 13 18

Таким образом, в первом классе диагностике подлежат 6 личностных результатов, во втором - 10, в третьем - 13 и в четвертом классе - 18 личностных результатов. Учитывая временную перспективу формирования

и развития личностных результатов, были определены формулировки и содержание личностных результатов для каждого класса, начиная с первого (табл. 2).

Таблица 2

Личностные планируемые результаты освоения ООП НОО по классам (фрагмент)

Критерии Личностные результаты обучающихся 1-4-х классов

№ сформирован- 2-й класс 4-й класс

ности 1-й класс 3-й класс

1 Само- 1.1. Наличие 1.1. Проявле- 1.1. Появление 1.1. Сформирован-

определение внешней мо- ние желания внутреннего мо- ность основ россий-

(личностное, тивации к по- к участию в тива для познания ской гражданской

професси- знанию основ гражданских основ гражданской идентичности, чув-

ональное, гражданской акциях идентичности ства гордости за свою

жизненное) идентичности Родину, российский народ, историю России и родного края

2 Смыслообра- 2.1. Осозна- 2.1. Принятие 2.1. Принятие и 2.1. Принятие и осво-

зование ние себя в социальной освоение социаль- ение социальной роли

роли перво- роли школь- ной роли обучаю- обучающегося

классника ника щегося

3 Нравствен- 3.1. Сформи- 3.1. Сформи- 3.1. Сформирован- 3.1. Сформирован-

но-этическая рованность рованность ность уважитель- ность уважительного

ориентация уважительно- уважительного ного отношения отношения к иному

го отношения отношения к иному мнению, мнению, истории и

к ответам к ответам истории и культуре других на-

одноклассни- одноклассни- культуре своего родов

ков на уроке ков, мнениям взрослых, в том числе педагогов народа

Как видно из таблицы, каждый результат имеет определенную логику развития, получая усложнение к четвертому классу. Причем за основу формулировки личностного результата в первом классе нами учитывались целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Следует обозначить, что также была установлена взаимосвязь между планируемыми личностными и предметными результатами, что отражает отечественную концептуальную идею о единстве учебно-воспитательного процесса. Это связано с тем, что личностные результаты формируются в целостном

учебно-воспитательном (образовательном) процессе. К примеру, такой личностный результат, как «Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края» формируется на уроках русского языка, литературы; результат «Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни» формируется на уроках физической культуры, «Окружающий мир» и др. Это принципиально важный момент, который дает учителю понимание того, какие содержательные смыслы обладают влиятельностью на протекание процесса формирования личностных результатов (подсказывает учителю, где брать содержательный материал). Также это

является одним из оснований для проектирования диагностических карт.

Личностные планируемые результаты основания ООП НОО представлены в виде сочетания отдельных характеристик личности младшего школьника - когнитивной, эмоционально-волевой и процессуальной. В связи с этим выделены компоненты личностных результатов - знаниевый, мотива-ционный и деятельностный (согласно триаде Е. Н. Щурковой «знаю - умею - люблю») [8].

Знаниевый компонент включает имеющиеся у обучающегося знания научного, методологического, системообразующего характера в соответствии с выделенными в структуре ООП НОО предметными образовательными результатами, на которых базируется формирование личностных образовательных результатов освоения ООП НОО. Мотивационный компонент личностных результатов включает внешние и внутренние мотивы, связанные с процессом и результатом учебной деятельности с одной стороны, и социальным взаимодействием с другой и образует личностно-смысловое поле учебно-познавательной деятельности младшего школьника. Деятельностный компонент определяет операциональную сущность формируемого результата.

В таблице 3 приведен фрагмент диагностической карты, включающий личностный результат и его содержание, которое и подвергается анализу.

Отметим, что личностные результаты можно рассматривать как следствие освоения школьниками культурных смыслов. Это возможно во взаимодействии с различными субъектами и объектами. Эта позиция нашла отражение в выделении социальных блоков: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир», отраженных в диагностических картах.

Данные основания были заложены в основу разработки диагностических карт выявления сформированности личностных образовательных результатов освоения ООП НОО для обучающихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов.

Таким образом, основаниями проектирования диагностического инструментария послужили следующие положения:

1) оптимизация количества диагностических материалов и диагностических меро-

приятий (разработка карт наблюдений);

2) уточнение диагностических результатов (использование дополнительного диагностического инструментария для получения более точной и полной картины о сформированности конкретного или конкретных личностных результатов);

3) высокая степень свободы учителя в выборе диагностических материалов;

4) определение оптимальной системы обработки и интерпретации данных диагностики личностных результатов.

Диагностические карты заполняются учителем начальных классов на каждого обучающегося. При этом в течение учебного года учитель начальных классов проводит наблюдение за обучающимися в различных видах деятельности (в том числе внеурочной и внеклассной); проводит беседы с родителями, касающиеся личностных особенностей и проявления активности ребенка; учитывает результаты наблюдения других педагогов, работающих с ребенком в начальной школе (учитель физкультуры, ИЗО, иностранного языка, технологии и пр. - если данные предметы ведет другой педагог).

Результаты исследования. Описанный мониторинг позволяет получить:

1) данные об уровне сформированно-сти личностных результатов (их проекций в каждом классе) по блокам («Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир») («низкий», «средний», «высокий»);

2) данные об уровне сформированности личностных результатов (их проекций в каждом классе) по критериям (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) (используются три уровня интенсивности: «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано»);

3) данные о сформированности личностных результатов в целом.

Для итогового заключения используются три варианта выводов:

а) личностные результаты сформированы (при условии сформированности всех составляющих критериев);

б) личностные результаты сформированы частично (при условии частичной сформи-рованности хотя бы одного из составляющих критериев);

в) личностные результаты несформиро-ваны (если не сформирован хотя бы один из составляющих критериев).

Таблица 3

Диагностическая карта выявления сформированности личностных образовательных результатов освоения ООП НОО обучающегося 1 класса

Критерии сформированности Социальные блоки Балл

Блок «Я»

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) 1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности

ЗК - знание о своей национальной принадлежности;

- знание о существовании других наций;

МК - наличие внешних мотив к осознанию своей этнической и национальной принадлежности;

ДК - исполнение заданий учителя, связанных с этнической и национальной принадлежностью.

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

ЗК

МК

ДК

Сумма баллов по блоку «Я»

Блок «Семья»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) 1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

ЗК

МК

ДК

Сумма баллов по блоку «Семья»

Блок «Школа»

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) 1.6. Действия согласно установленным учителем правилам.

ЗК

МК

ДК

Сумма баллов по блоку «Школа»

Сумма баллов по всем блокам

При необходимости уточнения сформиро-ванности личностных результатов учитель может обратиться к инструментарию, включающему комплекс методик, подобранных с учетом возрастной категории испытуемых и личностного результата, который подвергается уточнению [4].

Вывод. Представленный подход к проектированию системы диагностики основывается на современных представлениях о личностных образовательных результатах,

а также потребностях региональной образовательной системы. Разработанные диагностические карты позволяют увидеть целостную картину формирования планируемых личностных образовательных результатов для каждого года освоения ООП НОО и оперативно вносить изменения в индивидуальные образовательные траектории учащихся, класса с целью коррекции личностных результатов обучающихся.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универ- ЧИППКРО, 2016. - 360 с.

сальные учебные действия в начальной шко- 5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.

ле: от действия к мысли. - М.: Просвещение, Личность. - М.: Прогресс, 1983. - 365 с. 2008. - 151 с. 6. Маклакова А. Г. Общая психология. - СПб.:

2. Выготский Л. С. Психология развития че- Питер, 2001. - 592 с.

ловека. - М.: Смысл: Эксмо, 2003. - 1134 с. 7. Мухина B. C. Возрастная психология: Фено-

3. Ильина А. В. Организация мониторинга об- менология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с. разовательной системы учреждения как условие 8. Щуркова Н. Е. Педагогическая техноло-обеспечения качества образования // Научное гия. - М.: Педагогическое общество России, обеспечение системы повышения квалификации 2002. - 224 с.

кадров. - 2016. - № 1 (26). - С. 55-61. 9. George A. Kelly. Theory of Personality:

4. Ильясов Д. Ф., Севрюкова А. А., Куди- The Psychology of Personal Constructs. - 1992. -нов В. В., Селиванова Е. А. Диагностика личност- Vol. 1. - 126 с.

ных планируемых результатов освоения обучаю- 10. Norbert Elliot. Standards for Educational

щимися основной образовательной программы and Psychological Testing. - Washington: American

начального общего образования. - Челябинск: Educational Research Association, 2014. - 230 p.

Поступила в редакцию 22.02.2017

Ilyasov Dinaf Fanil'evich

Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute ofRetraining and Improvement of Professional Skill of Educators, [email protected], Chelyabinsk

Selivanova Elena Anatolevna

Cand. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute ofRetraining and Improvement of Professional Skill of Educators, [email protected], Chelyabinsk

Kudinov Vladimir Valer'evich

Cand. Sci. (Pedag.), Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, [email protected], Chelyabinsk

Sevryukova Alla Aleksandrovna

Cand. Sci. (Pedag.), Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, [email protected], Chelyabinsk

Sharuhina Anna Olegovna

Junior Researcher of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, [email protected], Chelyabinsk

DESIGN OF PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS SYSTEM OF PLANNED PERSONAL EDUCATIONAL OUTCOMES OF YOUNGER PUPILS

Abstract. The aspects of design diagnosis system of formation of personality development results of the basic educational programs of primary general education are disclosed on the basis of system-activity approach. The development specifics of personal educational outcomes with considering age-appropriate development of younger pupil, as well as the requirements for the results of development of basic educational programs of primary general education are presented. The "sensitive field" of formation of personal detection results is presented. The fragment of diagnostic card detection of formation of personal educational outcomes of development of basic educational programs of primary general education is presented. The social blocks of personality results manifestation, taking into account the social situation of the development of the younger pupil are also presented. The compilation features of diagnostic card are identified. The approach of design diagnostic systems based on the current understanding of the personal educational outcomes and needs of the regional educational system is discussed.

Keywords: personal educational outcomes, younger pupil, elementary general education, social situation of development, diagnostic card.

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ References

1. Asmolov, A. G., 2008. How to design a universal educational activities in elementary school: from action to thought. Moscow: Prosveshchenie Publ., 151 p. (In Russ.)

2. Vygotsky, L. S., 2003. Psychology of human development. Moscow: Smysl Publ.: Eksmo Publ., 1134 p. (In Russ.)

3. Ilina, A. V., 2016. Monitoring organization of educational institutions system as a condition to ensure the quality of education. Scientific support of a system of advanced training, 1 (26), pp. 55-61. (In Russ.)

4. Ilyasov, D. F., Sevryukova, A. A., Kudi-nov, V. V., Selivanova, E. A., 2016. Diagnosis of personality development of planned results of the basic educational programs of primary general education. Chelyabinsk: CIRIPSE Publ., 360 p. (In Russ.)

5. Leontiev, A. N., 1983. Activities. Consciousness. Personality. Moscow: Progress Publ., 365 p. (In Russ.)

6. Maklakova, A. G., 2001. General Psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 592 p. (In Russ.)

7. Mukhina, B. C., 2006. Developmental Psychology: Phenomenology development. Moscow: Academy Publ., 608 p. (In Russ.)

8. Shurkova, N. E., 2002. Pedagogical technology. Moscow: Russian Pedagogical Society Publ., 224 p. (In Russ.)

9. George A. Kelly, 1992. Theory of Personality: The Psychology of Personal Constructs, Vol. 1, 126 p.

10. Norbert, Elliot, 2014. Standards for Educational and Psychological Testing. Washington: American Educational Research Association, 230 p.

Submitted 22.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.