УДК 316.614.5:378.4:340.114.5
https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.3.1
Бондаренко Галина Ивановна
доктор социологических наук, доцент, профессор, проректор по науке Кубанского института остеопатии и холистической медицины
Берсиров Тембот Батырбиевич
кандидат социологических наук, заместитель руководителя - начальник отдела водных ресурсов по Республике Адыгея Кубанского бассейнового водного управления
Продиблох Надежда Евгеньевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления Майкопского государственного технологического университета
ВУЗ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АГЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Bondarenko Galina Ivanovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Vice-Rector for Science, Kuban Institute of Osteopathy and Holistic Medicine
Bersirov Tembot Batyrbiyevich
PhD in Social Science, Deputy Director, Head of Water Resources Department, Kuban Basin Water Management Board in the Republic of Adygea
Prodiblokh Nadezhda Evgenyevna
PhD in Social Science, Associate Professor, Constitutional Construction and Public and Municipal Administration Department, Maykop State Technological University
HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS AN INSTITUTIONAL AGENT OF LEGAL AWARENESS DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье проводится анализ структурно-функциональных особенностей формирования правосознания. Авторы обращают особое внимание на правосознание студентов юридического факультета, так как именно данная часть населения избирает правотворчество своей профессиональной деятельностью. По результатам социологического исследования выявлен высокий уровень правового нигилизма среди обследуемых. Ситуация осложняется тем, что институт образования не является основным агентом правовой социализации. В целях создания педагогических условий развития правового сознания студентов юридического факультета авторами разработана педагогическая модель на основе личностно-деятельностного подхода. Данная модель содержит целевой, содержа-тельный, инструментальный и контрольно-оценочный компоненты деятельности. Особое место в модели отводится студенческому и педагогическому коллективу. Содержательный компонент психолого-педагогической модели формирования правосознания состоит из следующих блоков: коллектив факультета, процесс накопления юридических знаний, правовое воспитание, регулярный мониторинг уровня правосознания. В заключение предложены меры по повышению роли вуза как агента правовой социализации.
Ключевые слова:
образование, студенты юридического факультета, профессиональная правотворческая деятельность, законопослушное поведение, формирование правосознания, деформация правосознания, правовая социализация личности, правовой нигилизм.
Summary:
The study analyzes the structural and functional features of legal awareness development. The authors focus on legal awareness of law students because this segment of the population chooses lawmaking as their future career. Based on sociological study results, a high level of legal nihilism is revealed among the students. The situation is complicated by the fact that the institution of education is not the primary agent of legal socialization. In order to create the educational environment for legal awareness development in law students, the authors designed the educational model based on personal and activity approach. This model consists of target, content-related, instrumental, monitoring and evaluative components of activity. The students and the academic staff play the special role in the above-mentioned model. The content-related component of the psychological and educational model of legal awareness development includes the faculty, the process of gaining legal knowledge, legal education, regular monitoring of the level of legal awareness. In conclusion, the authors provide measures to increase the role of the higher education institution as an agent of legal socialization.
Keywords:
education, law students, professional lawmaking activity, law-abiding behavior, legal awareness development, legal awareness deformation, legal socialization of personality, legal nihilism.
Актуальность изучения правосознания возрастает в условиях ускорения социокультурной динамики. Особое значение в данном аспекте придается механизму формирования правосознания студенческой молодежи не только как социально-демографической, но и как профессиональной группы. Ценность изучения механизма формирования правосознания студентов юридического факультета в том, что они готовятся к профессиональной правотворческой деятельности.
Важными элементами данного механизма являются развитие позитивных правовых ценностей и устойчивое ориентирование на соблюдение закона, правомерное поведение.
Целью исследования является изучение степени выраженности функций образования как институционального агента при формировании правосознания. Социологическое исследование проводилось в городе Майкопе на юридическом факультете Адыгейского государственного университета в 2017 г. методом анкетирования по репрезентативной выборке. Размер выборки - 200 человек.
Проблема в том, что период получения профессионального образования для студента является временем выбора различных альтернатив, предлагаемых обществом: как в системе жизненных планов, так и в системе институционально-организационных связей профессиональной деятельности.
Основное назначение образования как социального института заключается в формировании, накоплении и сохранении знаний. Результативность образования видится не только в эффективном выполнении функций данным институтом, но также в том, насколько оно опирается на научные достижения, через призму которых формируются способности прогнозировать пути развития общества и механизмы адаптации студенческой молодежи к изменяющимся общественным и производственным потребностям.
Образование как организационная институциональная структура в жизни общества традиционно выполняет следующие функции: социальную, дифференцирующую, воспитательную, культурно-историческую, воспроизводственную, развивающую. В данном случае проблемой может стать то обстоятельство, что если какая-либо из указанных функций не выполняется, она может реализоваться с отрицательным эффектом.
Механизмы функционирования образования при формировании профессиональной структуры общества изучались в начале 1960-х гг. под руководством В.Н. Шубкина [1]. Взаимодействие и взаимовлияние образовательного учреждения и социума изучали в своих работах Т.Н. Касимова [2], В.С. Лазарев [3], С.Т. Шацкий [4], П. Бурдье и др. В последнее время защищено немало диссертационных работ, посвященных проблемам профессиональной социализации как в ходе обучения в вузе, так и после трудоустройства выпускников [5].
Структурно-функциональный анализ [6] процесса социализации и изучение места правосознания в структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи позволяют акцентировать внимание на следующих аспектах социализации:
а) социализация как инкультурация;
б) социализация как процесс создания личных морально-нравственных норм, определяемых общественной социально-экономической системой и социокультурной средой;
в) социализация как усвоение вышеуказанных морально-нравственных и социальных норм.
Таким образом, данная социальная группа при формировании своего микросоциума опирается на уже созданную структуру ценностей, социальных норм, санкций и принципов законопослушного поведения. Именно они определяют сценарии поведения, стили и формы функционирования в общественной системе [7]. Следует также отметить, что при условии активной личной жизненной позиции особую значимость приобретает устойчивость структуры ценностных ориентаций. Критериями в данном случае выступают упорство в достижении целей, устойчивость принципов и идеалов. Противоречивые и неустойчивые ценностные установки характеризуют хаотичную и противоречивую личность. Слаборазвитость ценностных установок личности позволяет определить данную личность как инфантильную, на которую внешние стимулы оказывают большее влияние, нежели внутренние.
В структуре базовой культуры личности различают следующие элементы правосознания: правовое чувство, правовые установки, правовой опыт, знание права, мотивация законопослушного поведения. В зависимости от степени выраженности какого-либо элемента правосознания и его характера проявляется не только направленность правового поведения, но и степень готовности к соблюдению правовых предписаний. Правовое мышление индивида формирует правовое сознание, которое, в свою очередь, определяет правовые убеждения человека. Конечным итогом данного процесса становится правовое мировоззрение. Правовое мировоззрение является основанием для формирования ценностных личностных ориентаций и установок в правовой сфере.
Периодический регулярный мониторинг динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи представляется важным еще и в постижении того факта, что личность избирательно усваивает те общественно значимые ценности, которые наиболее эффективны для адаптации и интеграции в современной общественной системе [8].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в структуру правосознания должны быть включены знания о законах и правонарушениях, нормативных актах, актах правоприменительной деятельности и т. п., ценностные установки и психологическое расположение к законопослушному поведению.
Неустойчивость социально-экономических и политических процессов в российском обществе формирует ряд неблагоприятных условий для правовой социализации: 1) динамика стратификации [9], по причине которой увеличивается рост безработицы; 2) социальная и экономическая
незащищенность [10], которая увеличивает пропасть между основными слоями стратификационной системы и порождает правовой нигилизм и недоверие к власти; 3) слабое использование образовательно-воспитательного потенциала семьи [11] и учебных заведений [12] и др. В то же время неопределенность ценностных ориентаций [13] в обществе риска [14] обусловливает рост девиаций поведения студенческой молодежи и разнонаправленность процесса правовой социализации.
Условием и предпосылкой формирования высокого уровня правовой культуры и правовой социализации являются теоретические правовые знания и возможность применять их на практике. В условиях динамики ценностных ориентаций устойчивыми статистическими компонентами измерения уровня сформированности правосознания студентов юридического факультета могут быть профессиональная ориентация и профессиональная диспозиция личности. При этом профессиональная ориентация рассматривается как сформированность профессионально важных и социально-личностных качеств. Формирование профессиональной диспозиции личности рассматривается как процесс интеграции в профессиональные сообщества.
Согласно данным исследования, целью получения профессионального образования студентами юридического факультета является прежде всего установка на создание социального капитала. Так, на вопрос о цели обучения студенты выбрали следующие варианты ответа: «обретение новых знакомств» - 65 %, «укрепление своих позиций среди влиятельных особ» - 57 %. Молодые люди большей частью лишены альтруизма, так как такие критерии, как «профессионализм, мастерство», «возможность помочь людям», не были отмечены, но при этом четко прослеживалась ориентация на признание окружающих, славу. Другими словами, цель получения юридического высшего образования - закрепиться в социально-экономической структуре общественной системы.
Показателями профессиональной социализации в условиях рыночной экономики явились ответы на вопрос о перечне качеств, умений, способностей, предъявляемых рыночной экономикой к работнику. Наибольшее количество выборов получили такие ответы, как «умение приспосабливаться», «покровительство влиятельных людей». Отвечая на вопрос: «Чем лично Вы располагаете из перечисленного?», большинство опрошенных выбрали вариант «умение приспосабливаться к обстоятельствам». Следующим по частоте выбора стал вариант «покровительство влиятельных людей». Более низкую отметку получили такие качества, как «хорошее образование», «способности, одаренность». Таким образом, становится очевидно, что профессиональная социализация не направлена на усвоение знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности, соответственно, профессиональная интеграция ориентирована на формирование социального капитала личности. При данной диспозиции личности функции образования как институционального агента профессиональной социализации остаются невостребованными.
В исследовании оценивалась удовлетворенность студентов выбором специальности. Доля тех респондентов, кто поступил бы так же, как и раньше (т. е. «выбрали бы снова тот же факультет в том же университете»), среди второкурсников составила 24 %, в то время как среди студентов третьего курса - только 18 %. Таким образом, за время обучения на юридическом факультете снизился процент убежденных в том, что они сделали правильный профессиональный выбор.
Еще одна важная проблема состоит в том, что, обучаясь на юридическом факультете, студенты ощущают себя незащищенными. Так, по данным опроса, о необходимости защиты своих прав заявили 73,7 % респондентов, значимость правовых знаний для защиты своих интересов признают большинство респондентов всех опрошенных возрастных групп молодежи: 18-19 лет (62,4 %) и 20-21 лет (61,7 %). Источником данных знаний респонденты считают Конституцию РФ, основы гражданского, трудового, налогового, уголовного права. Несмотря на то что опрашивались студенты юридического факультета, респондентами были отмечены случаи нарушения потребительских прав на получение информации (34,6 %) и ограничения в получении информации (13 %). Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью в получении профессиональных знаний и реальными возможностями преподаваемых профессиональных дисциплин. Соответственно, меняются мотивационные и ценностные установки на получение профессиональных навыков, на активное участие в преобразовательной деятельности как на уровне вуза, так и в собственной жизнедеятельности.
Свою профессиональную грамотность как «хорошую» оценили 48,99 %, «отличную» - 15 % опрошенных. Следует отметить, что студенты юридического факультета считают важным углубленное изучение только «практических профессиональных предметов» - 47,73 %. Такими признаны трудовое, жилищное, семейное право. При этом респонденты имеют свое субъективное представление о степени защищенности прав населения РФ. Так, в наименьшей степени защищенными оказались права ветеранов, право на образование, свобода слова и право на жилище (отметили по 5,7 % опрошенных), культурные права (8,6 %).
Наиболее важные положения Конституции РФ знают 88,6 % опрошенных, цели и задачи Конституции РФ известны 37,1 %, основная ценность Конституции РФ знакома 31,4 % респондентам. О возрасте, в котором наступает правоспособность, могут рассказать 62,9 % опрошенных.
Правовой нигилизм формируется на основе того, что студенты юридического факультета более чувствительно реагируют на нарушение прав населения. Так, наиболее часто нарушаемыми правами опрошенные назвали конституционные права и гарантии, нарушаемые со стороны государства (86,6 %), конституционные права, нарушаемые со стороны граждан (60 %). Основанием для беспокойства служит тот факт, что студенты юридического факультета остаются безразличны к нарушениям прав и свобод российских граждан, - 15 % опрошенных отметили, что им «безразлично, нарушаются права или нет». Менее половины респондентов (39,9 %) считают, что законы исполняются, и 34,8 % опрошенных полагают, что не исполняются. Тревожным сигналом является то, что 25,4 % опрошенных студентов юридического факультета затрудняются ответить на данный вопрос, что свидетельствует об отсутствии внимания студентов к законотворческой функции государства.
Данные исследования также выявили высокий уровень влияния интернета и средств массовой информации на формирование правосознания студентов. Более половины респондентов полагают, что пропаганда насилия и распущенности негативно влияет на формирование правового сознания студентов. 27 % опрошенных отмечают потенциальные возможности СМИ для формирования правосознания. Благодаря СМИ студенты юридического факультета находят сведения не только о реальном положении права и правосознания в жизнедеятельности общества, но и о факторах соблюдения и несоблюдения закона, причинах деструктивности законопослушного поведения.
В числе причин ущемления прав населения республики студенты назвали следующие: 1) несоответствие законов реалиям жизни (47,4 %); 2) бюрократизм исполнительной власти (26,8 %); 3) слабые правовые и юридические знания населения (25,8 %). Данные тенденции свидетельствуют о том, что осложнение выполнения законов происходит как по объективным обстоятельствам - динамика социально-экономических и политических процессов, так и по субъективным - население республики не стремится к знанию законов и, соответственно, не требует соблюдения прав.
Решая ситуационные задачи, респонденты демонстрировали степень сформированности гражданской ответственности. Так, свидетельские показания о совершенном преступлении готовы дать лишь 15,15 % опрошенных, 31,57 % респондентов не стали бы сообщать информацию правоохранительным органам. В основе данного поступка лежит страх проявления личного риска. О готовящемся преступлении правоохранительным органам сообщили бы 30,56 % студентов юридического факультета.
Следует отметить, что респондентами также допускается нарушение закона. Так, в зависимости от конкретной ситуации нарушить закон готовы 80,31 % опрошенных. 9,34 % опрошенных студентов юридического факультета игнорируют закон. Такие мелкие преступления, как безбилетный проезд, использование нелицензионных программ, «пиратской» видеопродукции, совершали 89,65 % студентов. Немаловажную роль в такой системе ценностей занимают агенты социализации. Респонденты отмечали наличие близких, знакомых, способных совершить преступления (54,29 %).
Изучение художественно-эмоционального образа права в студенческой среде выявило, что криминальные темы в художественных фильмах, телесериалах, газетных заметках привлекают внимание 58,59 % опрошенных и воспринимаются как позитивный образец поведения. Особый интерес к данной теме опасен тем, что он дает понимание о допустимости и приемлемости использования студенческой молодежью неправовых способов взаимодействия. Сами молодые люди не интерпретируют просмотр данных фильмов и телепередач как познавательный и обучающий процесс, обозначают его как досуг и развлекательную форму времяпрепровождения.
Не менее значительным фактом, оказывающим влияние на формирование правосознания, является собственный опыт взаимодействия с работниками правоохранительной сферы. В случае возникновения угрозы собственной жизни студенты сомневаются в способности полиции защитить их. Только 24,5 % опрошенных студентов готовы обратиться к правоохранительным органам. Такой низкий процент доверия обосновывается тем, что 23,99 % респондентов при обращении в правоохранительные органы не получили поддержки или помощи. Таким образом, степень гражданской ответственности и гражданского долга зависит от уровня доверия правоохранительным органам.
Исходя из субъективной оценки респондентами собственной юридической грамотности, можно говорить о том, что вуз не является основным агентом правовой социализации. Только 36,0 % опрошенных респондентов считают, что на формирование их правосознания повлияло обучение на юридическом факультете.
Делая вывод о проведенном исследовании, отметим следующее.
1. Наибольшее влияние на формирование правосознания оказывают СМИ и интернет. Именно данные агенты социализации формируют понимание о законопослушном поведении.
2. Институт образования в силу уже сложившихся диспозиций личности не имеет такого значительного влияния на формирование правосознания.
3. Выявлены противоречия между мотивацией студентов на получение правовых знаний и возможностью их применения, между декларируемыми функциями образования как социального института и их незначительной ролью в жизнедеятельности педагогического и студенческого коллектива.
Таким образом, возникает необходимость создания педагогических условий развития правового сознания студентов юридического факультета. С этой целью нами разработана модель «Педагогические условия развития правового сознания студентов» на основе личностно-дея-тельностного подхода. Данная модель содержит следующие компоненты деятельности: целевой, содержательный, инструментальный и контрольно-оценочный. Цель внедрения модели - развитие правомерного и законопослушного поведения личности студента юридического факультета. Для этого необходимо формирование:
- системы правовых знаний в системе ценностных ориентаций личности студента юридического факультета;
- приоритетного положения в данной системе ценностей правового государства;
- психологической расположенности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права;
- негативного и нетерпимого отношения к нарушению прав.
Особое место в данной модели отводится студенческому и педагогическому коллективу.
Содержательный компонент психолого-педагогической модели формирования правосознания состоит из следующих блоков:
1) коллектив факультета, включающий в себя взаимоотношения студентов и преподавателей, преподавателей и администрации факультета, администрации факультета и студентов;
2) процесс накопления юридических знаний;
3) правовое воспитание, включающее социально-психологическое сопровождение студентов при реализации их прав;
4) регулярный мониторинг уровня правосознания, по результатам которого при необходимости принимаются меры по преодолению деформаций правового сознания студентов.
Психолого-педагогическая и воспитательная деятельность преподавателей и администрации факультета направлена на формирование у студентов осознания своих прав и обязанностей, мотивации социальной ответственности, умения справляться с личными проблемами, мотивации стать полноправным членом общества и самореализоваться.
Психолого-педагогическая и воспитательная деятельность вузовского коллектива должна быть направлена на формирование коллективного сознания, духовного правового поля, стимулирующего правомерную деятельность.
Правовое пространство на юридическом факультете включает:
1) локальное правотворчество (устав факультета, положения, оговаривающие жизнедеятельность студентов юридического факультета);
2) различные организационные формы студенческого самоуправления (студенческий деканат, спортивные организации, волонтерское движение и пр.);
3) социально-психологическое правовое сопровождение студентов юридического факультета - предполагает организацию такой структуры, которая могла бы оказать влияние на формирование правовой защищенности не только студентов, но и всех участников образовательного процесса. Таковыми могут быть юридические консультации, центры правовой информации, общественные приемные и т. п. При формировании правосознания социально-психологическое сопровождение помогает решить следующие задачи:
- обеспечить социальную защиту студентов юридического факультета;
- создать микросреду, благоприятно влияющую на интегральные способности личности студента;
- выявить студентов группы риска (риск в данном случае понимается как пограничное или динамичное состояние ценностных ориентаций, хаотичное накопление желаний и потребностей, неустойчивость мотивации поступков и действий и т. п.).
- оказать своевременную психологическую помощь и поддержку в процессе адаптации, интеграции и самоопределения;
- через проведение тренингов, семинаров, рефлексотерапии обеспечить применение принципов самоменеджмента в процессе личностного роста.
4) процесс обучения на юридическом факультете, направленный не только на приобретение профессиональных компетенций, но и на формирование особой ценности и приоритета права и правовых действий. Целью данного процесса является правовая сформированность личности. Правовая сформированность личности студентов юридического факультета зависит от эффективности учебной когнитивной практики, развивающей мотивацию непрерывного самообразования, опирающегося на самоменеджмент. Кроме того, в данном аспекте изменяется роль педагога: из транслятора знаний он превращается в менеджера, вырабатывающего у студента навыки самопознания и самореализации, что вполне соответствует требованиям ФГОС.
5) правовое воспитание, которое имеет ближайшую, промежуточную и конечную цель. Первая формирует систему правовых знаний, вторая - правовую убежденность, третья - мотивы и привычки правомерного, законопослушного поведения.
Психологический аспект правового воспитания подразумевает решение основных задач педагогической деятельности:
- фиксация и разбор когнитивных состояний учебного процесса;
- прогнозирование результатов учебного процесса;
- мониторинг уровня правовой культуры студентов юридического факультета;
- выявление мотивов действий и поступков, социально-психологических установок студентов юридического факультета.
В целях профилактики деформации правового сознания студентов юридического факультета предполагается усиливать положительные качества личности через выработку требовательной социальной и правовой ответственности, гражданской позиции. Очевидно, что условия микросреды напрямую зависят от социокультурных условий деятельности вуза, социально-экономической и политической среды региона и страны в целом. Таким образом, меры профилактики деформации правового сознания студентов юридического факультета представляют собой реализацию региональной молодежной политики, направленной на усовершенствование образа жизни и предотвращение источника деформации и отклонения в законопослушном поведении.
Следует выделить некоторые педагогические факторы, приводящие к деформированию правосознания студентов юридического факультета:
- слабая выраженность или отсутствие морально-нравственного начала в процессе патриотического, гражданского и правового воспитания;
- недоступность способов ведения здорового образа жизни;
- посредственность и недостаток профилактических мер по предупреждению правонарушений и неправовых действий.
В данном случае профилактическими мерами деформации правосознания студентов юридического факультета должны стать:
- формирование у студентов навыков и способностей отрицать любые проявления неправового и незаконного вида жизнедеятельности и поведения;
- способствование развитию у студентов навыков самоконтроля и коммуникативных способностей;
- побуждение студентов юридического факультета к рефлексии о соотношении правомерного и противоправного поведения, включая риски совершения преступления;
- совершенствование личностных ресурсов студентов юридического факультета.
В заключение следует сделать следующие выводы.
1. Несмотря на то что право и закон в целом являются регулятором правовой социализации и законопослушного поведения студентов юридического факультета, в некоторых ситуациях респонденты не только допускают нарушение прав другими людьми, но и сами готовы их нарушить.
2. Студенты юридического факультета готовятся работать в правоохранительных органах, однако не доверили бы им защиту своих собственных интересов и прав.
3. Поступки и действия студентов юридического факультета выявляют высокий уровень демонстративного законопослушного поведения.
Таким образом, вуз не является основным агентом правовой социализации для студентов юридического факультета. В целях усиления образовательных и воспитательных функций вуза как агента правовой социализации предлагается принять следующие меры:
1) координировать учебно-воспитательную работу вуза с органами МВД, администрацией города в лице комитетов по делам молодежи;
2) организовать социально-психологическое сопровождение студентов группы риска (речь идет о случаях пограничного поведения);
3) создать и обеспечить функционирование юридических отделов для студентов, способных осуществлять защиту прав и законных интересов студенческой молодежи;
4) организовать научно-исследовательские группы с привлечением преподавателей, научных работников для изучения социальных процессов в среде студенческой молодежи и выявления правовых проблем.
Ссылки:
1. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии / В.Н. Шубкин, В.И. Артемов, Н.Р. Москаленко, Н.В. Бузукова, В.А. Калмык // Количественные методы в социологических исследованиях / под ред. А.Г. Аганбегяна и В.Н. Шубкина. Новосибирск, 2014. С. 56-78.
2. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016. 19 с.
3. Лазарев В.С. Характеристики инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 1. С. 3-4.
4. Шацкий С.Т.: 1) Педагогические сочинения : в 4 т. M., 1962-1964 ; 2) Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя / сост.: В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М., 1989. 224 с.
5. Митрофанова И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования : дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск. 2004 174 с. ; Петрова И.В. Процесс социализации студентов в условиях современной системы высшего профессионального образования России : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2016. 247 с. ; и др.
6. См.: Verdès-Leroux J. L'art de parti: le parti communiste français et ses peintres (1947-1954) // Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1979. Vol. 28. P. 33-55.
7. Кушхова К.А., Шогенова Ф.З. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 14-25.
8. Поляков Т.А., Ромах Н.И. Ценностно-регулятивные механизмы менталитета личности // Аналитика культурологии. 2005. № 3. С. 55-59.
9. См., например: Гуренкова О.В. Анализ динамики изменения экономической стратификации современного российского общества // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 1 (05). С. 11-19 ; Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 5-14.
10. Ласточкина М.А. Социальная защищенность населения России: обзор исследований последних лет // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 2 (26). С. 171-179.
11. Чиркова М.В., Першина Т.В. К проблеме развития воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2016. Т. 17. С. 509-513. URL: https://e-koncept.ru/2016/46277.htm (дата обращения: 05.03.2018).
12. Воспитательный потенциал образовательного процесса. Материалы совещания заместителей директоров по воспитательной работе. Лесной, 2017. 25 с.
13. Васенина И.В., Липатова М.Е. Методологические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в обществе социальной неопределенности // Проблемы развития общества в условиях неопределенности: экономические, социальные и управленческие аспекты. Волгоград. 2014. 30 с. ; Гуркина А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 648-651.
14. Шопенко А.Д. Социальные риски транзитивного общества : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2014. 20 с.
References:
Chirkova, MV & Pershina, TV 2016, 'The problem of developing the educational capacity of a family raising a pre-school child', Kontsept: nauch.-metod. elektron. zhurn., vol. 17, pp. 509-513, viewed 05 March 2018, <https://e-kon-cept.ru/2016/46277.htm>, (in Russian).
Gurenkova, OV 2011, 'Analysis of the dynamic changes in the economic stratification of modern Russian society', Sovremen-nyye issledovaniya sotsial'nykh problem, no. 1 (05), pp. 11-19, (in Russian).
Gurkina, AL 2016, 'The basis for personal values development', Molodoy uchenyy, no. 26, pp. 648-651, (in Russian). Kasimova, TN 2016, Interaction of the family with educational institutions as social and pedagogical partners, PhD thesis abstract, Omsk, 19 p., (in Russian).
Kushkhova, KA & Shogenova, FZ 2015, 'Values of modern youth: features and trends', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 1, pp. 14-25, (in Russian).
Lastochkina, MA 2013, 'Social security of the Russian population: a review of studies of recent years', Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, no. 2 (26), pp. 171-179, (in Russian).
Lazarev, VS 2008, 'Characteristics of innovation activity', Eksperiment i innovatsii v shkole, no. 1, pp. 3-4, (in Russian). Mitrofanova, II 2004, Peculiarities of professional socialization of student's personality in higher education system, PhD thesis, Khabarovsk, 174 p., (in Russian).
Petrova, IV 2016, The process of socialization of students in the current system of higher professional education in Russia, PhD thesis, St. Petersburg, 247 p., (in Russian).
Polyakov, TA & Romakh, NI 2005, 'Value regulatory mechanisms of personality mentality', Analitika kul'turologii, no. 3, pp. 55-59, (in Russian).
Shatsky, ST 1962-1964, Pedagogical works, in 4 vols., Moscow, (in Russian).
Shatsky, ST, Malinin, VI & Fradkin FA (comps.) 1989, Work for the future. Documentary narrative. Book for a teacher, Moscow, 224 p., (in Russian).
Shopenko, AD 2014, Social risks of a transitive society, D.Phil. thesis abstract, St. Petersburg, 20 p., (in Russian). Shubkin, VN, Artemov, VI, Moskalenko, NR, Buzukova, NV, Kalmyk, VA & Aganbegyan, AG (ed.) 2014, 'Quantitative methods in sociological research of employment problems and choice of profession', Kolichestvennyye metody v sotsiologicheskikh issledovaniyakh, Novosibirsk, pp. 56-78, (in Russian).
The educational capacity of the academic process. Materials of the meeting of deputy directors for education 2017, Lesnoy, 25 p., (in Russian).
Tikhonova, NE 1997, 'Dynamics of social stratification in post-Soviet society', Obshchestvennyye nauki i sovremennost', no. 5, pp. 5-14, (in Russian).
Vasenina, IV & Lipatova, ME 2014, 'Methodological approaches to studying values of youth in a society full of social uncertainty', Problemy razvitiya obshchestva v usloviyakh neopredelennosti: ekonomicheskiye, sotsial'nyye i upravlencheskiye aspekty, Volgograd, 30 p., (in Russian).
Verdès-Leroux, J 1979, 'L'art de parti: le parti communiste français et ses peintres (1947-1954)', Actes de la Recherche en Sciences Sociales, vol. 28, pp. 33-55. https://doi.org/10.3406/arss.1979.2639.