youth policy of the Russian Federation for the period till 2025 : are approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70713498/
11. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of activ-ization of professional and personal self-determination]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of Moscow psychological and social institute, Voronezh, Publishing house "MODEK", 2003. 392 p.
12. Reznik M. Yu. Strategii zhizni molodezhi v obshchestve riska: problemy sotsial'noi bezopasnosti [The strategy of life of youth in the society of risk: problems of social safety]. In: Dobrenkov V. I., ed. Rossiya i sotsial'nye izme-neniya v sovremennom mire. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Lomonosov-2004" [Russia and social changes in the modern world: materials of the international scientific Lomonosov-2004 conference]. Moscow, MaksPress Publishing House, 2004.
13. Rubinshtein S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Life and consciousness. Person and world]. St. Petersburg, PITER Publishing House, 2003. 508 p.
14. Ternovskaya O. P. Osobennosti kar'ernykh orientatsii studentov na zavershayushchem etape vuzovskogo obu-cheniya. Diss. kand. psikhol. nauk [Features of career orientations of students at the final stage of high school training. Cand. psychol. sci. diss.]. Orenburg, 2006. 155 p.
15. Filippov F. R. Kar'era [Career]. In: Osipov G. V., ed. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar': na russkom, angliiskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh [Sociological encyclopedic dictionary: in the Russian, English, German, French and Czech languages]. Moscow, Publishing house "Norma", Publishing house "Infra-M", 2000. Pp. 262-263.
16. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond. Journal of Vocational Behavior. 1995, vol. 35, pp. 269-289.
17. McDaniels C. Counseling for career development: theories, resources and practice. San Francisco, Jossey Bass Publishers, 1992. 463 p.
18. Super D. E. Career education and the meaning of work. Washington: U.S. Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off. 1976.
^Концептуальные подходы к формированию
правовой КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
УДК 316.43:340.11 В. Я. Пиндус
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
В статье рассмотрены сущностные характеристики процесса формирования правовой культуры личности (обыденное, массовое правосознание и специализированное, профессиональное правосознание, а также научное, теоретическое правосознание). Обобщены ведущие концептуальные подходы к правовой культуре личности и правовой культуре общества: аксиологический, информационно-семиотический, социологический. Автором выделены и проанализированы функции правовой культуры: культурно-исторической преемственности, праворегулятивная, ценностно-нормативная, пра-восоциализаторская, познавательно-преобразовательная, информационно-коммуникативная, культуротворческая и прогностическая. определены структурные компоненты правовой культуры личности.
Ключевые слова: правовая культура личности, правовая культура общества, правосознание, правовая грамотность.
ПИНДУС ВИТАЛИЙ ЯРОСЛАВОВИЧ — аспирант кафедры культуроведения и социокультурных проектов факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
PINDUS VITALII YAROSLAVOVICH - doctoral student of Department of cultural studies and sociocultural projects, Faculty of culture and arts, Tambov State University named after GR Derzhavin
e-mail: [email protected] 123
© Пиндус В. Я. , 2016
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 6 (74) ноябрь - декабрь =
V. Ya. Pindus
Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, 392000, Tambov, Russian Federation
CONCEPTUAL APPROACHES TO FORMATION OF LEGAL CULTURE OF PERSONALITY
The article considers essential characteristics of the process of formation of legal culture of personality (everyday, mass consciousness and a specialized, professional awareness, as well as scientific, theoretical sense of justice. Summarizes the leading conceptual approaches to the legal culture of the personality and the legal culture of society: the axiological; information and semiotics, sociological. The author identified and analyzed the functions of legal culture: cultural and historical continuity, proregulation, values and norms, prosociality, cognitive, transformative, information-communicative, cultural and prognostic). The structural components of legal culture of personality.
Keywords: legal culture, identity, legal culture, legal awareness, legal literacy.
Особая важность формирования правовой культуры личности для современного российского общества определяется в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере правовой грамотности и правосознания граждан», в которых сказано, что «развитие правового государства и гражданского общества в России требует высокой правовой культуры, без которой не могут быть реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов [4]».
Сегодня правовая культура отражает определённый уровень правовой грамотности и правосознания граждан, формирующий систему ценностных ориентаций личности в правовой сфере.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, то есть особый акцент сделан на формировании правовой культуры личности.
По мнению Е. И. Григорьевой и Е. Л. Раковской: «... пока правовая культура
российских граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить всё общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека [3, с. 129]».
Для более глубокого понимания и изучения поставленной проблемы обратимся к рассмотрению основ современной правовой культуры в категориальном и содержательном аспектах.
Понятие «правовая культура» можно интерпретировать в правовом и культурологическом аспекте.
В рамках правового аспекта правовая культура отождествляется с правовой системой и правовой надстройкой социума, то есть с отражающимися в поведении и сознании людей «идеальными» и «овеществлёнными» структурами, принадлежащими к сфере их правового действия.
Содержательный аспект правовой культуры с точки зрения культурологии определяется как общие культурные предпосылки, национальные традиции, историческая память и степень их ассимиляции в культуру общества [1].
Согласно подходу Дж. Белла, право-
вая культура - «специфический способ, посредством которого ценности, практика и концепции интегрируются в действие правовых институтов и в толкование правовых текстов [цит. по: 1, с. 7]», в связи с чем их содержательная деятельность пронизывает не только правовую сферу, но и общество в целом.
По мнению М. ван Хоека и М. Вэрринг-тона, правовая культура рассматривается с точки зрения «права как культуры», определяющей три уровня правовых систем:
1) в контексте больших культурных (правовых) семей и фундаментальных различий между ними;
2) исследование большой культурной семьи сопоставительно-правовым методом; 3) юридическое сопоставление правовых систем, парадигмы которых идентичны [цит. по: 1, с. 7].
По сущностным характеристикам правовую культуру можно разделить на обыденное (массовое) правосознание; специализированное (профессиональное) правосознание и научное (теоретическое) правосознание.
Среди ведущих методологических подходов к определению понятия «правовая культура» можно выделить:
• аксиологический (Б. А. Кистяковский, Р. Штаммлер, Г. Радбрух и другие), в котором правовая культура интерпретируется как развивающаяся система правовых ценностей, позволяющая объективно оценивать явления общественно-исторической значимости и её нормативные свойства в процессе социальной модернизации;
• информационно-семиотический (Ч. С. Пирс, Ч. Моррис и другие), где правовая культура рассматривается как семиотическая структура, представляющая собой знаковую систему, совокупность ценностей, регулятивов и знаний в правовой сфере, выражающихся в определённой системе запретов, где текст воспринимается
как правовой документ со сформулированными правами и обязанностями;
• социологический (А. П. Семитко, В. П. Сальников и другие), согласно которому правовая культура представляет собой совокупность общественных и личностных духовных ценностей, отражающих качественный уровень правовой жизни общества.
При этом правовая культура личности включает в себя такие структурные компоненты, как: а) знание правовых норм; б) законопослушное и правомерное поведение; в) применение навыков правового поведения [5, с. 368].
Основными функциями правовой культуры личности являются:
• функция культурно-исторической преемственности, включающая в себя изучение, обобщение и трансляцию опыта в сфере социального права;
• праворегулятивная функция, формирующая систему этических норм и правил поведения через освоение общепринятых образцов поведения и обеспечивающая функционирование правовой системы общества;
• ценностно-нормативная функция, нацеленная на освоение общечеловеческих культурных ценностей и образцов поведения, отражающих культурную ценность институтов общественного права;
• правосоциализаторская функция, направленная на правовое воспитание личности и повышение уровня её правовой грамотности;
• познавательно-преобразовательная функция, ориентированная на накопление теоретических знаний и организацию деятельности по формированию правового государства и гражданского общества;
• информационно-коммуникативная функция, обеспечивающая межсубъектное взаимодействие в определённом правовом поле;
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 6 (74) ноябрь - декабрь =
• культуротворческая функция, включающая развитие творческого потенциала личности в правовой сфере через законотворческие процессы;
• прогностическая функция, которая проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
Правовая культуры личности сопряжена с понятием правовая культура общества.
Исследованию феномена специфики правового общества посвящены работы учёных С. В. Алексеева, Е. А. Беловолова, В. В. Бойцовой, Г. И. Балюк, А. Б. Венгерова, Г. А. Голубева, Е. А. Зубок, С. В. Калашникова, М. В. Михайлова, А. В. Одинцовой, Л. Л. Плотникова, Р. Л. Ромашова и других, в которых правовая культура общества определяется как совокупность правовых ценностей, относящихся к правовой реальности данного социума, базирующихся:
• на культуре правосознания (оценке
закона с позиций справедливости, прав человека),
• правомерном поведении и культуре юридической практики (деятельности законодательных, судебных, правоприменительных, правоохранительных органов).
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
• правовая культура - это явление многоаспектное, которое отражает ментальную сторону правовой системы и регулирует правовое поведение людей в соответствии с социокультурными и историческими особенностями различных народностей;
• правовая культура личности - это совокупность общекультурных и правовых компетенций, отражающих качественный уровень правового воспитания и правового сознания;
• правовая культура характеризуется степенью подготовленности личности к восприятию правовых законов, к оценке уровня своей правовой грамотности и наличием правовых культурных ориентаций.
Примечания
1. Александров В. С., Сенатов В. И., Чукмаев М. М. Сущность правовой культуры. Правовая культура личности и общества // Актуальные проблемы адаптации региональных организаций к условиям глобализации правовых и экономических отношений : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 17-18 июня 2014 г.) / редкол. : Н. В. Тумаланов [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 6-10.
2. Воронцов А. Л. Проблемы определения правовой культуры в российской юридической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013. № 1. С. 18-21.
3. Григорьева Е. И., Раковская Е. Л. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодёжи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 129-134.
4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс] : утверждены Президентом РФ 4 мая 2011 г. // Гарант.ги : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/
5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права : в 2 томах. Санкт-Петербург : Эксмо, 2010. Том 1. 592 с.
6. Щелкунов С. В. О правовой культуре в Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения // Территория права : сборник научных статей / Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет» ; [отв. ред. Сусликов В. Н.]. Курск : Юго-Западный государственный университет : Университетская книга, 2015. С. 259-260.
References
1. Aleksandrov V. S., Senatov V. I., Chukmaev M. M. Sushchnost' pravovoi kul'tury. Pravovaya kul'tura lichnosti i
obshchestva [Essence of legal culture. Legal culture of the personality and society]. In: Tumalanov N. V., ed. Aktual'nye problemy adaptatsii regional'nykh organizatsii k usloviyam globalizatsii pravovykh i ekonomicheskikh otnoshenii. Sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Cheboksary, 17-18 iyunya 2014 g.) [Urgent problems of adaptation of the regional organizations to conditions of globalization of the legal and economic relations: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference (Cheboksary, on June 17-18, 2014)]. Cheboksary, Published by Scientific Cooperation Center «Interactive plus», 2014. Pp. 6-10.
2. Vorontsov A. L. Problems of definition of concept of legal culture in the russian juridical science. Proceedings of South-West State University. Series History and Law. 2013, no. 1, pp. 18-21. (In Russian)
3. Grigoryeva E. I., Rakovskaya E. L. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoi kul'tury studencheskoi molodezhi v protsesse vzaimodeistviya vuzov i uchrezhdenii kul'tury [Organizational-pedagogical conditions of formation of legal culture of students youth in the process of interaction between universities and cultural institutions]. Tambov University Review. Series Humanities. 2013, no. 11 (127), pp. 129-134.
4. Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere razvitiya pravovoi gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan: utverzhdeny Prezidentom RF 4 maya 2011 g. [Bases of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of citizens: are approved as the Russian President on May 4, 2011]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/
5. Omelchenko O. A. Vseobshchaya istoriya gosudarstva i prava, v 2 tomakh. Tom 1 [General history of state and law, in 2 vol. Vol. 1]. St. Petersburg, Publishing House "Eksmo", 2010.
6. Shchelkunov S. V. O pravovoi kul'ture v Rossiiskoi Federatsii: problemy i puti ikh razresheniya [About legal culture in the Russian Federation: problems and ways of their permission]. In: Suslikov V. N., ed. Territoriya prava. Sbornik nauchnykh statei [The territory is right. Collection of scientific articles]. Kursk, Publishing house of Southwest State University, University Book Publishing House, 2015. Pp. 259-260.
Московский городской педагогический университет
В статье рассматривается социокультурный феномен волонтёрства и его роль в модернизации общества. Волонтёрство определяется автором как просоциальная деятельность и интерпретируется с точки зрения целевого, процессуального, содержательного компонента добровольчества. Охарактеризована молодёжная волонтёрская деятельность с точки зрения конкретно-исторической ситуации, сложившейся в обществе, являющейся показателем совершенствования социально-политических отношений, а также патриотизма, гражданской позиции и инициативности молодого поколения. Охарактеризованы основные направления развития волонтёрской деятельности в России (экология, социальная защита, благоустройство, профилактика аддиктивного поведения, здоровый образ жизни, сохранение исторического и культурного наследия, содействие в сфере образования, науки и культуры), выделены актуальные формы волонтёрских объединений. Определена сущность и специфика понятия «волонтёрская деятельность», уточнены базовые принципы добровольчества.
Ключевые слова: добровольчество, волонтёрство, волонтёрская деятельность, молодёжь.
УЛЬЯНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета ULYANOVA ELENA VLADIMIROVNA - doctoral student of Department of social and cultural activities, Institute of Culture and Arts, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)
ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 364.01
Е. В. Ульянова
e-mail: [email protected] © Ульянова Е. В., 2016