Научная статья на тему 'Формирование правосознания студентов как условие безопасности личности'

Формирование правосознания студентов как условие безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
230
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / UNIVERSITY / STUDENTS / MAJOR IN ECONOMICS / LEGAL AWARENESS / ORGANIZATIONAL AND LEGAL SET-UP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неклюдова Виктория Валентиновна

Статья посвящена изучению правосознания студентов экономических направлений подготовки. Представлены результаты диагностики правосознания студентов. Обоснованы рекомендации по созданию организационно-правовых условий формирования правосознания будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AWARENESS ESTABLISHING AS A KEY FACTOR FOR PERSONAL SAFETY

This paper is devoted to legal awareness of students with major in economics. The survey results on current level of legal awareness are highlighted. Also brief recommendations on proper organizational and legal set-up are given in order for establishing legal awareness among future economists.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания студентов как условие безопасности личности»

Неклюдова В. В. Формирование правосознания студентов как условие безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 114-117.

Nekludova V. V. Legal awareness establishing as a key factor for personal safety. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 114-117. (In Russ.)

УДК 159.9

В. В. Неклюдова

Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Неклюдова Виктория Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права.

E-mail: v_nekludova@mail. ru

Статья посвящена изучению правосознания студентов экономических направлений подготовки. Представлены результаты диагностики правосознания студентов. Обоснованы рекомендации по созданию организационно-правовых условий формирования правосознания будущих экономистов.

Ключевые слова: вуз, студенты, экономические направления подготовки, правовое сознание, организационно-правовые условия формирования правосознания.

V. V. Nekludova

Perm State Agricultural Academy named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

LEGAL AWARENESS ESTABLISHING AS A KEY FACTOR FOR PERSONAL SAFETY

Nekludova Viktoria V. - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Sociology and Law.

This paper is devoted to legal awareness of students with major in economics. The survey results on current level of legal awareness are highlighted. Also brief recommendations on proper organizational and legal set-up are given in order for establishing legal awareness among future economists.

Key words: university, students, major in economics, legal awareness, organizational and legal set-up.

Формирование личности является многосторонним и многоступенчатым процессом, зависящим от внутренних психофизиологических свойств индивида и разнообразных внешних факторов среды: социальных групп, социальных институтов, политической и социально-экономической ситуации.

Семья как первичный «тренажер» социализации индивида закладывает основы личности, формируя характер, направленность, способности. Немаловажное значение в формировании и развитии личности имеет влияние социальных институтов и социальных групп вторичной социализации.

© Неклюдова В. В., 2017

Интеллектуальные, морально-волевые и эмоциональные качества, являясь структурными компонентами характера, формируются на протяжении длительного периода социализации, обучения и воспитания индивида. Система убеждений представляет основу характера, определяющую мотивы поведения, произведенные действия и поступки, ответственность за них, а также оценку и требовательность к собственным и чужим действиям и поступкам. Интеллектуальные, морально-волевые и эмоциональные качества характера создают основу целостности личности, предотвращают негативное влияние со стороны внешних факторов, обеспечивая, таким образом, безопасность личности.

Одним из условий становления личности, способной противостоять неблагоприятному влиянию среды, является формирование правового сознания, под которым понимается сфера общественного и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях [8].

На основании того, что правовое сознание является одной из форм общественного сознания, сущность и развитие правосознания определены материальными условиями существования общества, отражены в общественных отношениях, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права [2]. В числе причин формирования правового нигилизма (отрицательного (скептического) отношения к закону и ценностям вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы) можно назвать трансформацию системы ценностей, утрату ценности закона и ухудшение социально-экономического состояния большей части населения страны [1; 9]. Необходимо отметить также такой отрицательный фактор последних десятилетий, влияющий на формирование правосознания, как негативное отношение к правовой системе в целом и ее отдельным институтам - правоохранительным органам и суду и, как следствие, осознание социальной справедливости / несправедливости [3].

Актуальность вопроса формирования правового сознания у студентов обусловлена тем, что подверженность негативному влиянию в юношеском возрасте намного выше, чем у взрослых, а уголовная ответственность за противоправные действия - уже наступила. Особое внимание к студентам экономических направлений подготовки связано, с одной стороны, с обладанием профессиональными компетенциями в финансовой сфере, хозяйственно-экономической деятельности финансовых и других учреждений и организаций, а с другой стороны, со значительным количеством экономических правонарушений среди молодежи. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 г., число осужденных лиц в возрасте до 30 лет, совершивших преступления в экономической сфере, -320 321 человек [6]. Это 1,12 % от общей численности молодых людей и подростков от 15 до 29 лет (включительно), т. е. каждый сотый в молодежной среде является обладателем не просто правового нигилизма, а сформированного перерожденного правосознания - негативного отношения к праву, сопровождающегося осознанными противоправными поступками.

Согласно данным восьмого Всемирного обзора экономических преступлений в России за 2016 г., составленного сетью компаний PricewaterhouseCoopers, самыми распространенными экономическими преступлениями являются: незаконное присвоение активов, мошенничество в сфере закупок товаров и услуг, взяточничество и коррупция, киберпрес-тупность. Среди мотивов совершения экономических преступлений в большинстве случаев выявлены: способность совершить экономическое преступление, давление внешних обстоятельств, возможность обосновать противоправное действие, «самооправдание» [5].

С целью изучения уровня правосознания студентов нами был проведен опрос в форме анкетирования через определение эмоционального отношения студентов к различным

сторонам и явлениям правовой жизни: принципам, нормам, институтам права; правоохранительным органам; собственному правовому поведению; правовому поведению окружающих и объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам) [7].

Эмпирической базой исследования выступила Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова (Пермская ГСХА). В выборочную совокупность испытуемых для получения эмпирических данных вошли студенты экономических направлений подготовки, обучающиеся по программе бакалавриата: товароведы (4 курс) и экономисты (1, 2 курсы) в количестве 120 человек обоих полов, возраст от 18 до 22 лет. Выборку составили студенты, обладающие общекультурными и профессиональными компетенциями будущих товароведов и экономистов, в том числе связанных со знанием права. Опрос проводился в течение 2015-2016, 2016-2017 учебных годов.

В результате опроса студентов Пермской ГСХА получены следующие данные:

• 60 % опрошенных показали правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к праву вплоть до его полного отрицания, неверие в закон и порядок, убежденность в том, что законом правят деньги, связи, социальный статус;

• 40 % опрошенных показали ситуативное доверие закону, средний уровень правовой ориентированности поведения;

• 55 % респондентов обнаружили оправдание противоправных поступков; этой группе опрошенных присуще мнение о том, что преступления совершаются и будут совершаться всякий раз, когда для этого есть благоприятные условия, что путем противоправных действий можно добиваться определенных, в том числе и «благих» целей;

• 45 % респондентов продемонстрировали ситуативное отношение к противоправному поведению, средний уровень терпимости / нетерпимости к противоправным поступкам;

• 82 % опрошенных показали низкий уровень правосознания, выраженное снижение или отсутствие стремления придерживаться социально-правовых норм поведения;

• 18 % респондентов обладают средним уровнем правосознания, ситуативной готовностью придерживаться социально-правовых норм поведения.

Таким образом, у опрошенных студентов экономических направлений подготовки выявлены:

• правовой нигилизм;

• оправдание противоправного поведения;

• средний и низкий общий уровень правосознания.

Результаты анкетирования по изучению уровня правосознания студентов-экономистов подтвердили общероссийскую тенденцию низкого уровня сформированности правосознания молодежи, что является фактором, способствующим нарушению правовой безопасности личности студентов.

Для уточнения и корректировки данных были проведены дополнительные опросы и дискуссии по поводу правовых особенностей будущей работы студентов. Результаты данного опроса студентов следующие:

• более 80 % опрошенных ответили, что собираются заниматься экономической деятельностью по своему направлению подготовки (например, в финансово-кредитной системе, в торговых организациях, на таможне);

• вопрос о существовании таких экономических правонарушений, как откаты, двойная бухгалтерия, для студентов оказался обыденным: «реалии сегодняшнего дня»;

• большинство студентов (более 60 % опрошенных) высказали мнение, что, несмотря на существование фактов экономических правонарушений, самостоятельно они не хотели бы их инициировать, но если руководство будет принуждать к нарушениям, то, скорее всего, выполнят его требования, чтобы сохранить работу.

Необходимо отметить, что после дискуссии (в рамках семинарского занятия по психологии) о морально-правовой стороне вопроса, социальной ответственности, об административных и уголовных наказаниях правонарушений некоторые студенты высказали более категоричное отношение к должностным правонарушениям.

Таким образом, проведенные нами мероприятия по психодиагностике и психокоррекции правового сознания студентов подтвердили рекомендации по созданию организационно-правовых условий формирования правосознания студентов в неюридических вузах, предложенные другими авторами [4].

В структуру технологии формирования правосознания включены следующие организационно-содержательные компоненты:

• дидактические методы: проблемные лекции, семинары, тематические дискуссии, деловые игры;

• проблемные методы: выполнение проблемно-поисковых заданий;

• практические методы: производственная практика, встречи с представителями правоохранительной системы, выпускниками вуза, участие в работе юридической клиники;

• средства: учебные программы по дисциплинам общепрофессионального цикла, методические материалы для практических занятий, тренинг, интерактивная технология;

• принципы организации учебного процесса: прагматичность, междисциплинарная интеграция, профессиональная адекватность, рефлексивная активность студентов, диало-гичность [4].

Заметим, что вышеперечисленные компоненты технологии формирования правосознания должны внедряться в процесс изучения дисциплин как гуманитарного и социально-экономического, так и профессионального цикла, иметь междисциплинарную интеграцию, способствовать формированию должного общественного мнения относительно личности экономического преступника, преступного экономического и коррупционного поведения.

В результате введения технологий формирования правосознания возможен перевод знаний о праве, нормативных предписаниях и умений их применять в правопослушное поведение - потребность правомерных профессиональных действий будущего специалиста экономического профиля, формирование которой обеспечит юридическую безопасность личности.

Библиографический список

1. Абульханова К. А. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 336 с.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2009. 608 с.

3. Голынчик Е. О. Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 250 с.

4. Магомедова Р. М. Организационно-педагогические условия формирования правового сознания студентов неюридического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 172 с.

5. Обзор экономических преступлений PwC за 2016 год // PwC: [сайт]. URL: http://www.pwc. ru/ru/forensic-services/publications/resc-2016.html (дата обращения: 01.04.2017).

6. Правонарушения // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата обращения: 01.04.2017).

7. Распопин Е. В. Исследование морально-психологических качеств личности на примере правосознания // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 138-144.

8. Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания // Проблемы социологии права. Вильнюс: Мысль, 1970. С. 184-186.

9. Шмелева О. Ю. Правовой нигилизм как атрибут российского политического сознания // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 249-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.