Научная статья на тему 'Вторичная правовая социализация и формирование профессионального правосознания'

Вторичная правовая социализация и формирование профессионального правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LAW SOCIALIZATION / ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SECONDARY LAW SOCIALIZATION / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL LAW-AWARENESS / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / LAW REALITY / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LAW BEHAVIOR / LAW-AWARENESS / LEGAL ENFORCEMENT / REALIZATION OF LEGAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна

Цель : исследовать роль вторичной правовой социализации в формировании профессионального юридического правосознания. Методы : диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, а также постмодернистская парадигма, дающая возможность исследовать правовую реальность на различных уровнях, в том числе правоинтерпретационном. Диалектический подход и постмодернистская парадигма определили выбор конкретных методов исследования: компаративного, герменевтического, дискурсивного, формально-юридического. Результаты : вторичная правовая социализация представляет собой процесс овладения индивидом стандартов правового поведения, позволяющий ему стать актором правовой реальности. В ходе вторичной правовой социализации происходит идентификация индивида с определенной социальной группой. В связи со спецификой юридической деятельности для идентификации индивида с номинальной, а тем более реальной, профессиональной группой юридическое образование дает лишь минимально необходимые знания и навыки. Становление же индивида актором группы происходит исключительно в процессе вторичной правовой социализации. Она способствует стереотипизации и каузальной атрибуции им правовой реальности в соответствии с социальным правовым опытом номинальной профессиональной группы. В этом процессе большое место занимает корреляция интерпретации юридической нормы и справедливости. Благодаря особому месту юриста в правовой реальности, профессиональное юридическое правосознание способно оказывать непосредственное влияние на гармонизацию правовой реальности. Научная новизна : в статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована роль вторичной правовой социализации в формировании профессионального юридического правосознания. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и содержании российской правовой реальности и места в ней правосознания, а также для формирования научных рекомендаций по правовой социализации основных юридических профессиональных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY LAW SOCIALIZATION AND FORMING OF PROFESSIONAL LAW-AWARENESS

Objective: to investigate the role of secondary law socialization in forming of professional law-awareness. Methods : dialectic approach to the research of social phenomena, which allows to analyze them in historical development and functioning in the context of the unity of the objective and subjective factors, as well as post-modern paradigm, giving the opportunity to explore the legal reality at different levels, including the law-interpretation one. Dialectical approach and postmodern paradigm have determined the choice of specific research methods: comparative, hermeneutics, discursive, formally legal. Results : secondary law socialization is a process of capture by the individual of standards of law behavior, allowing him to become the actor of law reality. During secondary law socialization there identification of individual with certain social group occurs. Due to specific of law activity for identification of individual with a nominal, and moreover real, professional group legal education gives only minimum necessary knowledge and skills for this process. Becoming of individual the actor of group takes place exceptionally in the process of secondary law socialization. It assists stereotypification and causal attribution it of law reality in accordance with social legal experience of nominal professional group. In this process a large place is occupied by correlation of interpretation of legal norm and justice. Due to the special place of lawyer in law reality, professional law-awareness is able to render direct influence on harmonization of law reality. Scientific novelty: in the article first on the basis of using of the complex of classic and post-classic methods the role of secondary law socialization is in forming of professional law-awareness was investigated. Practical significance: main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity at consideration of questions about essence and content of Russian law reality and law-awareness, and also for forming of scientific recommendations on law socialization of basic legal professional groups.

Текст научной работы на тему «Вторичная правовая социализация и формирование профессионального правосознания»

Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ...

УДК 340.12

ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

© 2016

Скоробогатов Андрей Валерьевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Теория государства и права и публично-правовых дисциплин» Скоробогатова Анна Ильдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

педагогической психологии и педагогики Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: skorobogatova@ieml.ru)

Аннотация. Цель: исследовать роль вторичной правовой социализации в формировании профессионального юридического правосознания. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, а также постмодернистская парадигма, дающая возможность исследовать правовую реальность на различных уровнях, в том числе правоинтерпретационном. Диалектический подход и постмодернистская парадигма определили выбор конкретных методов исследования: компаративного, герменевтического, дискурсивного, формально-юридического. Результаты: вторичная правовая социализация представляет собой процесс овладения индивидом стандартов правового поведения, позволяющий ему стать актором правовой реальности. В ходе вторичной правовой социализации происходит идентификация индивида с определенной социальной группой. В связи со спецификой юридической деятельности для идентификации индивида с номинальной, а тем более реальной, профессиональной группой юридическое образование дает лишь минимально необходимые знания и навыки. Становление же индивида актором группы происходит исключительно в процессе вторичной правовой социализации. Она способствует стереотипизации и каузальной атрибуции им правовой реальности в соответствии с социальным правовым опытом номинальной профессиональной группы. В этом процессе большое место занимает корреляция интерпретации юридической нормы и справедливости. Благодаря особому месту юриста в правовой реальности, профессиональное юридическое правосознание способно оказывать непосредственное влияние на гармонизацию правовой реальности. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса классических и постклассических методов исследована роль вторичной правовой социализации в формировании профессионального юридического правосознания. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и содержании российской правовой реальности и места в ней правосознания, а также для формирования научных рекомендаций по правовой социализации основных юридических профессиональных групп.

Ключевые слова: правовая социализация, вторичная правовая социализация, правосознание, профессиональное юридическое правосознание, правовая реальность, правоприменение, правореализация, правовое поведение.

SECONDARY LAW SOCIALIZATION AND FORMING OF PROFESSIONAL LAW-AWARENESS

© 2016

Skorobogatov Andrey Valerievich, Doctor of History, Professor, Skorobogatova Anna Ildarovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Kazan Innovative University named after V.G, Timiryasov (IEML) (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya Str., 42, e - mail: skorobogatova@ieml.ru)

Abstract. Objective: to investigate the role of secondary law socialization in forming of professional law-awareness. Methods: dialectic approach to the research of social phenomena, which allows to analyze them in historical development and functioning in the context of the unity of the objective and subjective factors, as well as post-modern paradigm, giving the opportunity to explore the legal reality at different levels, including the law-interpretation one. Dialectical approach and postmodern paradigm have determined the choice of specific research methods: comparative, hermeneutics, discursive, formally legal. Results: secondary law socialization is a process of capture by the individual of standards of law behavior, allowing him to become the actor of law reality. During secondary law socialization there identification of individual with certain social group occurs. Due to specific of law activity for identification of individual with a nominal, and moreover real, professional group legal education gives only minimum necessary knowledge and skills for this process. Becoming of individual the actor of group takes place exceptionally in the process of secondary law socialization. It assists stereotypifi-cation and causal attribution it of law reality in accordance with social legal experience of nominal professional group. In this process a large place is occupied by correlation of interpretation of legal norm and justice. Due to the special place of lawyer in law reality, professional law-awareness is able to render direct influence on harmonization of law reality. Scientific novelty: in the article first on the basis of using of the complex of classic and post-classic methods the role of secondary law socialization is in forming of professional law-awareness was investigated. Practical significance: main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity at consideration of questions about essence and content of Russian law reality and law-awareness, and also for forming of scientific recommendations on law socialization of basic legal professional groups.

Keywords: law socialization, secondary law socialization, law-awareness, professional law-awareness, law reality, legal enforcement, realization of legal, law behavior.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие в российском обществе социокультурные изменения оказывают большое влияние на трансформацию принятых в обществе правовых норм, ценностей и стереотипов поведения [1], тем самым изменяя и образ жизни в целом. Дальнейшее развитие российского государства и общества в значительной степени зависят от того, насколько эти трансформации будут безболезненными, в какой степени они соответствуют национальной правовой традиции, способен ли индивид интегрироваться в современную правовую реальность.

Корреляция индивидуальных и социальных правовых ценностей с позитивным правом является необходимым условием поступательного развития и функционирования правовой реальности, ее гармонизации.

В связи с этим все большее значение приобретают постклассические правовые исследования, сосредоточившие внимание не только на изучении нормативной составляющей правовой жизни, но и на ее ценностных основаниях. При этом правовая реальность рассматривается как многоуровневая система правовых феноменов, автономная метасоциальная реальность, смысловым выражением которой является взаимное долженствование

Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна юридические

ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ... науки

во взаимодействии субъектов [2]. Подобный подход к этому явлению предполагает учет не только объективных, но и субъективных факторов, включая интерпретацию индивидом, локальным сообществом и обществом в целом правовой реальности и своего места в ней. Для понимания роли субъекта в правовой реальности приобретает большое значение проблема правовой социализации, в ходе которой происходит «вхождение» индивида в правовую сферу, его интеграция с правовыми нормами, ценностями и установками общества или локального сообщества. Сложность данной проблемы заключается в том, что она имеет интегральный характер, представляя собой фронтирную область юриспруденции, социологии, психологии и педагогики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема правовой социализации находится в отечественном и зарубежном исследовательском пространстве с начала 1960-х гг. Почти одновременно к ней обратились советские, французские и американские ученые, хотя проблематика их исследований существенно различалась. Французскими авторами (X. Малевски-Пейер [3], Ш. Курильски-Ожвэн [4]) преимущественно изучалась теория и практика правовой социализации, включая особенности национальных моделей социализации. Американские ученые (Р. Эйкерс, Р. Берджесс [5], Д. Тапп, Ф. Левин [6], Д. Луин-Тапп [7], Э.С. Кон, С.О. Вайт [8]) сосредоточили исследовательский интерес на проблемах преодоления индивидом фундаментальных возрастных кризисов и обретения им статуса полноценного субъекта правовых отношений. Отечественные исследователи (С.Н. Жевакин [9], В.В. Сергеев [10], О.Г. Шапиева [11], В.Н. Гуляихин [12], М. Арутюнян и О. Здравомыслова [13]) основное внимание уделили духовным и нравственным принципам формирования правовых ценностей, роли правового менталитета в механизме социализации, периодизации правовой эволюции личности, последствиям деформации правосознания и проблеме правового воспитания молодежи в транзитивных условиях. Отдельным направлением исследования правовой социализации стало изучение определяющей роли юридического образования в этом процессе [14]. Гораздо меньше внимания уделено проблеме вторичной правовой социализации. Кроме нескольких статей В.Н. Гуляихина [15] и написанных на их основе параграфа в его монографии, других попыток исследовать эту проблему не предпринималось, хотя именно этот вид правовой социализации играет наиболее значительную роль в развитии отечественной правовой реальности.

Целью статьи является исследование роли вторичной правовой социализации в формировании профессионального юридического правосознания.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Современная российская правовая реальность представляет собой сложное многоуровневое явление, структурными элементами которого является правотворчество, правореализация, правовое поведение и право-понимание [16]. Гармонизация правовой реальности обеспечивается непротиворечивостью или достижением консенсуса между уровнями, достижение которого возможно при максимально эффективной (юридически и социокультурно) правоприменительной деятельности [17], осуществляющей взаимосвязь между различными структурными, темпоральными и пространственными компонентами правовой реальности.

Достижение этого компромисса возможно не столько объективными, сколько субъективными средствами, важнейшим из которых является правовая социализация - объективно-субъективный процесс включения индивида в правовую реальность в качестве социально активного субъекта (актора), усвоения им правовых норм 408

и ценностей общества (локального сообщества), трансформации их в собственные нормы и ценности, определяющие содержание правового поведения. Целью данного процесса является становление целостной личности, действия которой регулируются нормами права, адаптация индивида к правовой реальности на основе самостоятельности, креативности и ответственности за результаты своей деятельности, независимо от сферы их осуществления.

Процесс усвоения норм права, эталонов правового поведения и вхождения в правовую реальность начинается в раннем возрасте и протекает последовательно на протяжении всей жизни человека [18]. В этом процессе можно выделить два больших периода: первичную социализацию, в ходе которой происходит правовое воспитание, передача индивиду социального правового опыта, включая правовые знания и правовые ценности, характерные для общества (локального) сообщества, членом которого он является в силу происхождения; и вторичную социализацию, благодаря которой человек с помощью индивидуального правового опыта овладевает правовыми знаниями, ценностями и навыками, необходимыми ему для идентификации с определенной социальной (профессиональной) группой, членом которой он стремится стать субъективно. Если первичная правовая социализация преимущественно ориентирована на формирование у индивида обыденного правосознания, то в ходе вторичной правовой социализации происходит формирование профессионального и доктринального правосознания. Вторичная социализация предусматривает своеобразную трансформацию личности (усвоение новых норм и ценностей), с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые социальные группы.

Вторичная правовая социализация происходит во время перехода индивида из одной социальной среды в другую (изменение социального или правового статуса, брак, переезд из села к городу, изменение места работы и круга общения и т.п.), осуществления новых социальных ролей.

Вторичную правовую социализацию следует рассматривать как процесс овладения индивидом стандартов правового поведения, позволяющий ему стать актором правовой реальности, т.е. субъектом способным воспроизводить правовые знания и правовые ценности в форме индивидуального и социального правового опыта. «Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества» [19]. Первичная правовая социализация закладывает основы вторичной социализации, происходящей исключительно во взрослом возрасте. Поскольку индивид в этом возрасте уже имеет сформировавшееся «Я», ценностно-смысловое содержание, усваиваемое в ходе вторичной правовой социализации, обладает значительным количеством ментальных инвариантов общественного (применительно к обществу в целом или локальному сообществу) правосознания. Поэтому не столь важно, кто конкретно транслирует в сознание индивида правовые ценности. Важно то, чтобы эти аксиомы (правовые максимы) закрепились в правосознании индивида и не только отражались в его интерпретации правовых знаний, но и определяли его правовые действия. Успех вторичной правовой социализации в значительной степени зависит от личностных качеств индивида, от его готовности к трансформации социального правового опыта, приобретенного в ходе первичной социализации, под влиянием индивидуального правового опыта и правовых ценностей группы, с которой он стремится себя идентифицировать. При этом индивид осуществляет процесс стереотипизации, приписывании сходных характеристик (тождественных правовых знаний, ценностей и установок) всем членам данной группы без учета возможных различий между ними. Одновременно Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ...

в процессе углубления познания в соответствии с правовыми ценностями определенной социальной группы происходит мысленное (когнитивное) конструирование внутренне непротиворечивой правовой реальности, в своих чертах коррелирующей как с объективной правовой реальностью, так и с ее интерсубъективным образом, сложившимся в коллективном правовом сознании данной группы. С этим связана каузальная атрибуция -процесс и результат субъективной (интерсубъективной) интерпретации причин и мотивов правового поведения других людей и собственных поступков [20], их соответствия как юридической норме, так и сконструированному данной группой образу правовой реальности, независимо от его корреляции с действительностью или мифологизации, связанной с интерпретацией справедливости [21].

Процесс вторичной правовой социализации дихо-томичен. С одной стороны, он связан со стремлением индивида включиться в определенную социальную (или профессиональную) группу путем принятия и воспроизводства ее правовых знаний, ценностей и установок не только когнитивно, но и деятельностно. С другой стороны, группа, стремясь к воспроизводству, способствует принятию новых членов путем трансляции в их правовое сознание интерсубъективных стереотипов и атрибуций. Благодаря этому двустороннему процессу индивид не только формально становится членом группы, но и способствует дальнейшему проведению в жизнь ее правовых знаний, ценностей и установок.

Вторичная правовая социализация может осуществляться в разных формах: 1) правовая адаптация - приспособление индивида к внешним условиям существования, развития и функционирования определенной социальной группы, 2) интериоризация - усвоение внешней правовой деятельности, характерной для группы, с которой себя идентифицирует индивид, преломление внешних символов в реальное поведение индивида, 3) правовая аккультурация - некритичное восприятие правовых ценностей определенного общества или локального сообщества, которые индивид не только в силу социального правового опыта, но и индивидуального, воспринимает как собственные, интегрированные в его правосознание с целью его трансформации.

Результатом вторичной правовой социализации становится формирование у индивида профессионального или доктринального правосознания. Хотя профессиональное правосознание может носить не только юридический характер, но и представлять собой ценностное отношение к правовой реальности иных профессиональных сообществ, именно юридическое профессиональное правосознание играет роль в развитии и функционировании правовой реальности, способствуя ее гармонизации или, напротив, трансгрессивности. Профессиональное правосознание юриста формируется не только в процессе юридического образования [22], но и при осуществлении конкретной юридической практики, ее осмысления и интерпретации. В силу специфики содержания юридической деятельности, ее неоднородности единое профессиональное юридическое правосознание отсутствует. Каждая номинальная профессиональная группа (прокуроры, адвокаты, судьи, полицейские и т.д.), осуществляющая юридическую деятельность, обладает собственным профессиональным правосознанием, обладающим специфическими чертами, отличающими его от иных групп.

Особенностью профессионального юридического правосознания является его формирование путем овладения не только правовыми знаниями, ценностями и установками определенной группы, но и знаниями юридических норм, регулирующих определенный вид юридической деятельности, и определенных юридических процедур, т.е. правосознание включает в себя знание не только материальных норм (что характерно для иных профессиональных групп), но и процессуальных.

При этом, если первые имеют большее значение для стереотипизации, то вторые приоритетны в каузальной атрибуции. Профессиональное правосознание юристов «отличается от правосознания других граждан не его элементами, а их содержанием, глубиной, качеством и направлением связей между ними», оно предполагает «значительно большую, чем у других граждан, широту связей с окружающей действительностью в сфере права, а также глубину и четкость мотивации профессиональной деятельности» [23]. Важными детерминантами профессионального правосознания выступают эволюция юридической науки [24] и специфика общественных отношений на различных этапах развития государственно-правовых систем [25].

Профессиональное правосознание юристов отличается уровнем знания его носителями норм отраслевого законодательства, понимания соотношения категорий «правовое» и «юридическое» [26], профессиональными навыками, стереотипами профессиональной деятельности, отношением к представителям других юридических профессий, специфическими ценностными ориентаци-ями, своеобразными нормами отношений внутри профессиональной группы [27]. От содержания профессионального юридического правосознания зависит, насколько непротиворечивыми являются правотворчество и правореализация, с одной стороны, и правореализация и правовое поведение с другой, насколько правопонима-ние определяет содержание правовой жизни индивида и общества (локального сообщества).

Включение в профессиональное юридическое сообщество индивида, получившего юридическое образование и хотя бы минимальный опыт практической юридической деятельности, осуществляется не только на основе формальных признаков, в т.ч. назначения на соответствующую должность, но и путем вторичной правовой социализации, в ходе которой он идентифицирует себя как с номинальной социальной группой (профессиональным сообществом), так и с реальной группой определенной организации. В процессе правовой адаптации индивид приспосабливается к внешним условиям существования, развития и функционирования избранного профессионального сообщества путем восприятия вербальных и невербальных символов деятельности, формирования установок на осуществление действий выгодных и угодных данному сообществу. Интериоризация в этом случае будет представлять собой не только усвоение процессуальных и процедурных правил, но и воспроизводство их на практике не столько в контексте нормы, сколько с учетом максимального соответствия своих поступков деяниям реальной группы. Это достигается благодаря правовой аккультурации, в процессе которой индивид воспринимает правовые ценности профессионального сообщества.

Результатом вторичной правовой социализации становится «включение» индивида в определенное профессиональное юридическое сообщество. Поскольку этот процесс носит активный характер и обусловлен стремлением индивида не к формальной, а к реальной правовой аккультурации, происходит корреляция его знаний, ценностей и установок со знаниями, ценностями и установками реальной профессиональной группы, а через нее с номинальным профессиональным сообществом. Благодаря этому, профессиональная деятельность индивида является органичным продолжением его правосознания, что способствует тождеству правомерного и правового поведения индивида. Одновременно, в силу социальной направленности юридической деятельности, социализированный индивид оказывается способен преодолеть нигилистические и инфантилистские установки общества по отношению к себе и через профессиональное правовое воздействие изменить ценности и установки иных социальных групп, тем самым способствуя корреляции правореализации и правового поведения и гармонизации правовой реальности.

Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ..

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, вторичная правовая социализация, представляющая собой процесс идентификации индивида с определенной социальной (профессиональной) группой, не только влияет на формирование профессионального правосознания индивида. Она способствует стереотипизации и каузальной атрибуции им правовой реальности в соответствии с социальным правовым опытом номинальной профессиональной группы. В этом процессе большое место занимает корреляция интерпретации юридической нормы и справедливости. Благодаря особому месту юриста (как посредника между государством и индивидом, между правотворчеством и правореализацией и правовым поведением) в правовой реальности, профессиональное правосознание способно оказывать непосредственное влияние на гармонизацию правовой реальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Скоробогатов А. В. Концепт «право» в российском юридическом дискурсе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 4 (28). - С. 233-240.

2. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. - Харьков: Право, 2002. - С. 45.

3. Malewska-Peyre Н., Тар Р. Les enjeux de la socialisation La socialisation de I'enfance a l'adolescence. - Paris, 1991.

4. Kourilsky-Augeven C. Legal Socialisation: From Compliance to Familiarisation through Permeation // European journal of legal studies: Issue 1. - April, 2007. -URL: http://www.ejls.eu/current.php?id=1 (дата обращения: 08.10.2016).

5. Burgess R., Akers R. A Differential Association-Reinforcement Theory of Criminal Behavior // Social Problems. Autumn, 1966. Vol. 14. № 2. P. 128-147.

6. Tapp J.L., Levine F.J. Law, Justice, and the Individual in Society: Psychological and Legal Issues. - N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1977.

7. Tapp J.L. The geography of legal socialization: scientific and social markers // Droit etSociete. 1991. № 19. P. 329-353.

8. Cohn E. S., White S. O. Legal Socialization: A Study of №rms and Rules. - N.Y., 1990.

9. Жевакин С.Н. Правовая социализация личности в контексте проблем преобразования российского общества. - Воронеж: Воронеж, высш. шк. МВД России, 1995.

10. Сергеев В.В. Правовая социализация подростков в условиях обострения криминогенной ситуации в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. н. - Ставрополь, 1997.

11. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация личности: автореф. дис. .док. юрид. н. - СПб., 1997.

12. Гуляихин В.Н. Правовая социализация человека.

- М.: Юстицинформ, 2014. - 282 с.

13. Арутюнян M„ Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. Образ и опыт права. Правовая социализация в изменяющейся России. - М. Весь мир, 2008.

14. Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития.

- 2007. - №1. - С. 45-49.

15. Гуляихин Н.Н. Вторичная правовая социализация человека // Право и политика. - 2011. - № 9 (141). - С. 1583-1590.

16. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правовая реальность России: константы и переменные // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 161-170.

17. Прокопьева Н.В., Иванов И.В. Понятие и принципы мониторинга правоприменения: теоретико-правовой аспект // Актуальные проблемы экономики и права. -2015. - № 2. - С. 155-160.

18. Андрианов М.С. Психологические механизмы и периодизация процесса правовой социализации [Электронный ресурс! // Психология и право. - 2013. - №

1. - URL: http://psyjoumals.ru/psyandlaw/2013/n1/58284. shtml (дата обращения: 08.10.20l6)

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - С. 214.

20. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

21. Ольков С.Г. Закон «добра и зла», нелинейная функция справедливости, политические режимы и деформации политических систем // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 147-154.

22. Скоробогатова А.И. Мониторинг правовой социализации студентов юридических и неюридических специальностей // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 2. - С. 157.

23. Соколов Н.Я. Профессиональное правосознание юристов. - М.: Наука, 1988. - С. 62.

24. Нижник Н.С. Российская юриспруденция: симбиоз юридической практики, юридической науки и образования? // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 3. - С. 86-91.

25. Нижник Н.С. Вербальное отражение трансформации политико-правовой системы российского государства в эпоху социалистической революции // Языки профессиональной коммуникации: сборник статей участников Четвертой международной конференции (Челябинск, 3-5 декабря 2009 г.) / отв. ред.-сост. Е.Н. Квашнина. - Челябинск: Энциклопедия, 2009. - С. 300-302.

26. Рябов Е.В. Соотношение терминов «юридический акт» и «правовой акт» в отечественной юриспруденции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 3. - С. 210-217.

27. Красножон О.В. Профессиональное правосознание как форма общественного сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2015. - № 4(68). - С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.