педагогические науки
Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ...
УДК 37.013.42
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
© 2018
Скоробогатов Андрей Валерьевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин Скоробогатова Анна Ильдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель статьи заключается в философско-правовом исследовании ценностных основ правового воспитания в контексте развития и функционирования правовой реальности России. Методологической основой статьи стала постклассическая мировозренческая парадигма, определившая выбор методов исследования: аксиологического, герменевтического, дискурсивного. В статье проведено исследование феномена правового воспитания с аксиологических позиций. Обращение к постклассической методологии позволило не только проанализировать сущность и содержание этого социального явления, но и выявить особенности его целеполагания и содержания на современном этапе развития правовой реальности России. Сделан вывод, что правовое воспитание представляет собой деятельность государственных и общественных институтов (выступающих в качестве субъектов правовоспитательной деятельности), направленную на формирование социально-активной правовой личности (выступающей в качестве объекта правовоспитательной деятельности), строящей правовое поведение на основе общепринятых и нормативно закрепленных правовых ценностей и ответственной не только за собственные действия, но и за реализацию государственной политики в соответствии со своей правовой идентификацией и выполняемой социальной ролью. Эффективное правовое воспитание возможно только при интеграции усилий всех субъектов правового воспитания и корреляции в этом процессе правовой традиции и инновационных приемов и средств его реализации. В статье впервые с постклассических позиций проанализирована аксиологическая сущность и содержание правового воспитания, выявлена роль различных субъектов в эффективной правовоспитательной деятельности. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов об аксиологической сущности и онтологическом содержании правового воспитания.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая ценность, аксиология права, постклассическое правопонима-ние, правосознание, правовая культура, правовая личность.
VALUABLE BASICS OF LAW EDUCATION
© 2018
Skorobogatov Andrey Valerievich, doctor of History sciences, associate professor, professor of the department of Theory of State and Law, Public Disciplines Skorobogatova Anna Ildarovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology and Pedagogics Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya Street, 42, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of the article is philosophical and legal study of the valuable basics of law education in the context of development and functioning of the law reality of Russia. The methodological basis of the article is the postclassical worl-dview paradigm that determined the choice of research methods: axiological, hermeneutic, discursive. The article studies the phenomenon of law education from axiological positions. Appeal to postclassical methodology allowed not only to analyze the essence and content of this social phenomenon, but also to reveal the features of its goal-setting and content at the present stage of development of the law reality of Russia. It is concluded that law education represents the activity of the state and public institutes (acting as subjects of law-educational activity) which is directed on forming of the social and active law personality (acting as object of law-educational activity) which building law behavior on the basis of the commonly accepted and normative fixed law values and responsible not only for own actions, but also for implementation of the state policy according to the law identification and the carried-out social role. Effective law education is possible only with the integration of the efforts of all subjects of law education and the correlation in this process of the law tradition and innovative methods and means of its implementation. In the article for the first time from the postclassical positions the axiological essence and content of law education has been analyzed, the role of various subjects in effective law education has been revealed. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering questions about the axiological essence and ontological content of law education.
Keywords: law education, law value, law axiology, postclassical lawunderstanding, law-awareness, law culture, law personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Модер-низационные процессы, непосредственно касающиеся российской государственности, переход нашего общества к новым социально-экономическим отношениям [1] сопровождаются усилением вовлеченности индивида в правовую сферу. Правовая реальность охватывает не только отношения, конструируемые государством, но и повседневные действия человека [2]. В этой ситуации от государства требуется активная и постоянная работа по отношению к правовому воспитанию граждан [3], их правовой социализации и социальной адаптации [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Правовое воспитание изучается отечественной гуманитаристикой с конца 50-х
гг. XX в. К этой проблематике неоднократно обращались представители юриспруденции, педагогики, психологии, социологии, культурологии и социальной философии. Среди авторов, обратившихся к разработке отдельных вопросов правового воспитания и формирования правосознания и правовой культуры личности, можно назвать П.П. Баранова [5], В.Н. Гуляихина [6], Я.В. Зубову [7], З.Н. Каландаришвили [8], В.Н. Карташова [9], Д.А. Керимова [10], В.Н. Кудрявцева [11], А.В. Малько [12], Е.К. Матевосову [13], К.В. Науменкова [14], Л.А. Петручак [15], В.П. Сальникова [16], М.Б. Смоленского [17], В.В. Стреляевой [18] и др. В последнее десятилетие все большее внимание исследователей привлекают ценностные аспекты правового воспитания. Наибольший вклад в разработку этого вопроса внесли А.Н. Бабенко [19], Р.В. Кравцов [20], С.А. Жинкин [21], Г.А. Головченко [22] и др. Проведенные исследования
Skorobogatov Andrey Valerievich, Skorobogatova Anna Ildarovna pedagogical
VALUABLE BASICS OF LAW ... sciences
ученых различных научных школ и направлений дают полное представление о сущности и роли правового воспитания в современном российском обществе. Хотя проблема собственно правового воспитания в зарубежной науке практически не исследована, отдельные вопросы его цели и содержания рассматривались в работах, посвященных формированию ценностных ориентаций (М. Рокич [23]), нравственному (Дж. Роулз [24]) и гражданскому воспитанию (Дж. Уайт [25]).
Однако проблема ценностных оснований правового воспитания в контексте правовой реальности в полном объеме ни в отечественной, ни в зарубежной науке до настоящего времени не исследовалась.
Цель статьи заключается в философско-правовом исследовании ценностных основ правового воспитания в контексте развития и функционирования правовой реальности России.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Правовое воспитание, поскольку отсутствует легальное определение данной категории [26], можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле [27]. В широком значении правовое воспитание понимается как влияние на индивида всех условий социальной среды, всего юридического опыта, практики, во взаимодействии с его (индивида) индивидуальными свойствами, то есть, система субъективных и объективных факторов. В такой широкой интерпретации понятие «правовое воспитание» иногда отождествляется с понятием «правовая социализация» - процессом, который включает у себя «несознательные» и «сознательные» элементы формирования правового сознания, позитивные и негативные факторы юридической действительности [28]. В узком смысле - это целенаправленная организованная деятельность государства, гражданского общества, его институтов по формированию правовых знаний, убеждений, установок на достижение высокого уровня правосознания лица и его правомерного поведения [29]. В ходе правового воспитания происходит трансляция правовой культуры, правового опыта, правовых ценностей и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому [30].
Ценностные ориентации правосознания является одним из ведущих факторов выработки положительного отношения к закону и, как следствие, формирования установки на законопослушное (правомерное) поведение. Это достигается путем осознания роли правовой сферы в жизни человека и определения роли права (писаного и неписаного) в его повседневной деятельности. Особое значение при этом приобретает деятельность институтов и агентов правовой социализации по разъяснению не только содержания нормативных правовых актов, но и объяснению их смысла, ценностной составляющей [31], их связи с правовой традицией и необходимости для правовой социализации и социальной адаптации.
Ценностное восприятие людьми явлений правовой реальности предопределяется конкретно-историческими условиями развития, местом человека в системе определенных экономических и социально-политических отношений, степенью развития системы интересов и потребностей [32]. «Правовая ценность как научная категория представляет собой систему идей, правил и установок, определяющих отношение субъекта (индивида, социальной группы, общества) к правовой реальности» [33]. По своей природе [34] ценности принадлежат к системе социально-нормативных, мобилизационных и интегративных регуляторов жизни, поведения индивидов, социальных сообществ и социума в целом, служат важным источником социализации индивида.
В связи с отсутствием в России официальной идеологии, что прямо предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 13), нормативно-правовая база правовоспитательного процесса носит дихотомичный характер. С одной 222
стороны, провозглашенные в конституции естественно-правовые ценности требуют персоноцентристского сознания индивида, ориентированного на преимущественное достижение собственных интересов, подчинение им интересов и потребностей общества. С другой стороны, отечественная правовая традиция, ориентированная на этатизм и соборность, предполагающие приоритет социальных интересов (выразителем которых выступает не только общество (локальное сообщество), но и государство) над индивидуальными, обуславливает необходимость формирования в процессе правового воспитания уважения к закону, государству, его издавшему, и власти, его реализующей. При этом происходит отождествление понятий правомерное поведение (т. е. действия, соответствующие позитивному образу права) и законопослушное (коррелирующее с законодательными установлениями), а традиция рассматривается как один из истоков патриотизма [35].
Ценностная основа правовоспитательного процесса заключается в консолидации действий институтов правового воспитания в направлении формирования внутренней потребности человека в правомерном поведении, которое должно быть основано на ценностном восприятии права и правовой реальности [36]. Максимальная эффективность этого процесса возможна не только при консолидации усилий всех институтов правового воспитания, но и при условии совпадения правовых установок, формируемых в процессе правового воспитания, с правовыми ценностями, осваиваемыми индивидом в процессе социального правового опыта. Это позволяет восстановить российскую идентичность, основанную на «культуре соучастия и солидаризме» [37].
Несмотря на кажущуюся противоречивость правовых установок индивида, локальной группы и общества, правовые ценности, которые их формируют, в силу иерархического характера, ориентируют человека не только на их осмысление и совершение на их основе правовых действий, но и конструирование внутренних приоритетов, основанных на традиционном для российского правового архетипа примате потребностей государства и общества (локального сообщества).
Однако процесс освоения правовых ценностей не является однонаправленным. В процессе правовой коммуникации субъекты различного уровня обмениваются информацией [38], в содержание которой входит и ценностный компонент [39]. Происходит правовой диалог личности и общества, личности и государства, гармонизация их взаимоотношений [40].
Творческий характер этого процесса обуславливает активную роль человека в правовой реальности [41]. Однако если в процессе вторичной правовой социализации эти действия приобретают осознанный характер, то при первичной социализации, элементом которой и является правовоспитательный процесс, творческий компонент минимален. Объект правового воспитания, как правило, лишь потребляет и воспроизводит ценностные ориентации, характерные для общества и государства.
Цель правового воспитания, как социального явления, имеет объективно-субъективный характер. Ее сущность носит дихотомичный характер и определяется, с одной стороны, интересами индивида, его осознанием роли правовых ценностей, правосознания и правового поведения в правовой социализации в обществе (локальном сообществе) [42], а с другой - потребностями общества, необходимостью формирования индивида, способного творчески участвовать в создании и поддержании социального и государственного правопорядка. При этом приоритетность внешних или внутренних факторов определяется не только правовой политикой, но и правовой традицией.
Правовое воспитание детерминировано общественными потребностями и интересами и опосредовано основными направлениями деятельности государства [43]. В условиях транзитивности российского обще-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ...
ства и трансгрессивного состояния правовой реальности России правовое воспитание необходимо рассматривать в общем контексте формирования человека, обладающего активной гражданской позицией, непримиримого к любым проявлением правовой и нравственной антикультуры и принимающего активное участие в жизни страны [44].
Проводимые в России правовые и социально-экономические реформы обуславливают трансформацию цели правового воспитания. В настоящее время она определяется не только когнитивно, но и аксиологиче-ски и состоит в формировании социально-активной правовой личности, строящей правовое поведение на основе общепринятых и нормативно закрепленных правовых ценностей и ответственной не только за собственные действия, но и за реализацию государственной политики в соответствии со своей правовой идентификацией и выполняемой социальной ролью.
Однако данная цель связана не только с онтологическим уровнем правовой реальности, но и зависит от ее гносеологических оснований, которые в условиях развернувшегося на рубеже ХХ-ХХ1 вв. лингвистического поворота приобретают герменевтические интенции. Усиливается символический аспект правового воспитания, связанный с визуализацией образа права в сознании индивида.
Правовое воспитание, формируя определенный уровень правового сознания, предусматривает реализацию его в правовом поведении человека. Будучи направленным на формирование мотивационной стороны правового поведения, правовоспитательный процесс выступает в качестве регулятивной основы включенности индивида в правовую реальность, способствует ее гармонизации через достижение необходимой корреляции между правовыми ценностями субъекта и правовыми ценностями, которые декларируются государством посредством системы законодательства.
Усвоение личностью декларируемых государством правовых ценностей и норм происходит двумя путями: предметно-рациональное познание и интерио-ризация [45]. В первом случае они воспринимаются как нравственная необходимость. Целесообразность их реализации полезна, прежде всего, для общества. Следовательно, это позволяет индивиду социализироваться, идентифицировать себя с определенной группой (реальной и (или) номинальной). Во втором случае происходит трансформация внешних по отношению к человеку требований в собственную жизненную позицию, определенную правовую установку, привычку действовать согласно заданной государством правовой модели. Благодаря целенаправленной правовоспитательной деятельности эта правовая установка воспринимается индивидом не как насилие над его личностью, а в качестве нравственного императива, направленного на осуществление единственно возможного варианта правильного поведения, способного удовлетворить не только групповые и социальные, но и индивидуальные интересы и потребности человека [46].
С учетом этого цель правового воспитания предполагает решение следующих задач: (а) формирование системы правовых знаний (ближайшая задача); (б) формирование правовой убежденности (промежуточная задача); (в) формирование правовой установки на совершение действий, соответствующих закону (конечная задача). Последовательное решение этих задач обеспечивает достижение цели правового воспитания.
Правовое воспитание в современных условиях является дискурсивным, что проявляется в полиморфности субъектов и объектов правового воспитания. Человек как традиционный объект правового воздействия все больше приобретает черты субъекта правовоспитательного процесса, благодаря распространению горизонтальной коммуникации в рамках виртуального номинального сообщества. Независимо от харизматичности
индивида, в новых условиях он способен выступать актором, визуализируя вербальную и эмоциональную правовую информацию на основе использования графических средств оформления и широкого использования «мемов». Тем самым актором становится не столько лидер, сколько человек, обладающий техническими навыками. В значительной степени это позволяет манипулировать правосознанием человека, конструируя определенные знания и убеждения, становящиеся мотивом правового поведения. Особенно ярко это проявилось в последние годы в широком распространении через социальные сети протестного настроения среди молодежи: речь идет не столько о целенаправленном выступлении с определенной социальной программой, сколько о критике проводимой государством политики, в т. ч. и в правовой сфере.
Специфика правового воспитания, сочетающего аксиологический и праксиологический компонент, обуславливает нелинейность правовоспитательного процесса. На объект правового воспитания оказывает влияние множество субъектов (институтов), каждый из которых преследует собственную цель, не всегда полностью тождественную основной цели правового воспитания. Хотя эти цели частично пересекаются, результат их реализации не представляет собой единого целого: это агломерат правовых знаний, убеждений и установок. Чем больше пересекаются цели отдельных субъектов правового воспитания, тем более целостным является правосознание объекта. Достичь этого возможно только на основе усиления ценностного аспекта правовоспитательной деятельности, корреляции правовых ценностей, лежащих в основе законодательства и правового поведения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, правовое воспитание представляет собой деятельность государственных и общественных институтов (выступающих в качестве субъектов правовоспитательной деятельности), направленную на формирование социально-активной правовой личности (выступающей в качестве объекта правовоспитаельной деятельности), строящей правовое поведение на основе общепринятых и нормативно закрепленных правовых ценностей и ответственной не только за собственные действия, но и за реализацию государственной политики в соответствии со своей правовой идентификацией и выполняемой социальной ролью. Дискурсивность правового воспитания проявляется не только в полиморфности субъект-объектных отношений, но и в зависимости эффективности правовоспитательной деятельности от интеграции усилий всех субъектов правового воспитания и корреляции в этом процессе правовой традиции и инновационных приемов и средств его реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мамычев А.Ю., Мордовцев А.Ю., Шестопал С.С. Российская государственность как особый цивилизаци-онный и правоментальный тип // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 492-498.
2. Правовая жизнь общества: проблемы теории и практики: монография / под ред. А.В. Малько. - М.: Проспект, 2015. - 447 с.
3. Миронова Ю.В. Правовые основы государственного управления правовым просвещением // Административное право и процесс. - 2015. - № 9. - С. 77-81.
4. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Вторичная правовая социализация как средство гармонизации правовой реальности // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 4 (41). - С. 275-279.
5. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 1999. - 80 с.
6. Гуляихин В.Н. Правовая социализация человека: монография. - М.: Юстицинформ, 2014. - 282 с._
Skorobogatov Andrey Valerievich, Skorobogatova Anna Ildarovna VALUABLE BASICS OF LAW ...
pedagogical sciences
7. Зубова, Я.В. Правовое образование и правовая культура: монография. - Ухта: УГТУ, 2010. - 192 с.
8. Каландаришвили З.Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи: монография.
- СПб: ИВЭСЭП, Знание, 2009. - 171 с.
9. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 200 с.
10. Организация и эффективность правового воспитания / редкол.: Керимов Д.А., Кобец Н.Г., Мицкевич А.В., Сухарев А.Я. - М.: Мысль, 1983. - 285 с.
11. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: Наука, 1982. - 287 с.
12. Правовая жизнь российского общества в условиях глобализации: монография / под ред. Малько А.В. -М.: Проспект, 2017. - 336 с.
13. Матевосова Е.К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - 26 с.
14. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. - СПб.: Питер, 2009. - 134 с.
15. Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография. - М.: Юриспруденция, 2012. - 400 с.
16. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. - Саратов: Сарат. ун-т, 1989. - 144 с.
17. Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: монография. - Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ, 2002. - 224 с.
18. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 26 с.
19. Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2002. - 52 с.
20. Кравцов Р.В. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права: дис. ... канд. юрид. наук. -Челябинск, 2006 - 168 с.
21. Жинкин С.А. Психологические проблемы эффективности права: монография. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2009. - 376 с.
22. Головченко Г.А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления: дис. ... канд. юрид. наук.
- Краснодар, 2016. - 169 с.
23. Rokeach M. The nature of human values. - N.Y.: Free Press, 1973. - 341 p.
24. Rawls J. The Theory of Justice. - Cambridge: Harvard University Press, 1971. - 560 p.
25. White P. Civic Virtues and Public Schooling. Educating Citizens for a Democratic Society. - N.Y.: Teachers College Press, 1996. - XII, 103 p.
26. Толстик В.А. Проблемы классификации юридической терминологии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 176-181.
27. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 25-27.
28. Гуляихин В.Н. Правовая социализация человека: монография. - М.: Юстицинформ, 2014. - 282 с.
29. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Рязань, 2004. - 24 с.
30. Бабенко А.Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестник ЮУрГУ. -2008. - № 2. - С. 4-11.
31. Голубничий Р.В. Социально-философское осмысление формирования ценностно-правовых ориентаций в процессе правовой социализации личности // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 16-20.
32. Балаянц М.С. Фундаментальные правовые цен-
ности современного общества: дис. ... канд. юрид. наук.
- М., 2007. - 176 с.
33. Скоробогатов А.В. Правовая ценность как юридическая категория // Правовая культура. - 2017. - № 3 (30). - С. 15-24.
34. Беляева О.М. Оценочные понятия и категории в российском праве // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 203-207.
35. Корбаков В.В. Традиции, церемонии и ритуалы как истоки патриотизма // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 186-189.
36. Краснов А.В. Санкция в правовой реальности России: уровневое исследование // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 39-44.
37. Яковлева Е.Л. Время собирать камни... // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 119-123.
38. Панченко В.Ю. Правовое взаимодействие как вид социального взаимодействия: монография. - М.: Проспект, 2016. - 232 с.
39. Гайнуллина Л.Ф., Леонтьева Л.С. Право на коммуникацию: должное и сущее // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 4. - С. 217-223.
40. Агамиров К.В. Прогностическая характеристика взаимодействия и взаимной ответственности государства и лисности // Балтийский гуманитарный журнал. -2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 337-339.
41. Попандопуло О.А. Правовая социализация в современном российском обществе // Ценности и смыслы.
- 2016. - № 2 (42). - С. 54-62.
42. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Вторичная правовая социализация как средство освоения правовых ценностей // История государства и права.
- 2018. - № 2. - С. 65-70.
43. Гуляихин В.Н. Правовое мышление и воспитательный процесс // Юридические исследования. - 2015.
- № 7. - С.52-92. - DOI: 10.7256/2409-7136.2015.7.15376.
- URL: http://e-notabene.ru/lr/article_15376.html.
44. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 313-316.
45. Огородников А.Ю. Роль интеориоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 2 (27). - С. 164-169.
46. Тахохов Б.А. Духовно-нравственное воспитание
- актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 207-210.
Статья поступила в редакцию 29.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018
224
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)