Научная статья на тему 'Ценностный аспект вторичной правовой социализации'

Ценностный аспект вторичной правовой социализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ / АКСИОЛОГИЯ ПРАВА / ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / LEGAL SOCIALIZATION / SECONDARY LAW SOCIALIZATION / LAW-AWARENESS / PROFESSIONAL LEGAL LAW-AWARENESS / LAW REALITY / LAW BEHAVIOR / LAW VALUE / AXIOLOGY OF LAW / POST-CLASSICAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна

Цель статьи заключается в аксиологическом анализе вторичной правовой социализации. Методы : Методологической основой исследования является постклассическая парадигма, ориентированная на междисциплинарное философско-правовое исследование правовых явлений в широком историческом и социокультурном контексте, которая определила выбор конкретных методов исследования, позволяющих рассмотреть сущность, содержание и ценностные основания правовой социализации в социокультурном контексте. Результаты : вторичная правовая социализация представляет собой процесс овладения человеком правовых ценностей определенного сообщества. Будучи необходимым условием правовой идентификации и социальной адаптации человека, она определяет не только его роль в правовой реальности, но и характер правового поведения, а также факторы, влияющие на него. Эффективность вторичной правовой социализации зависит от корреляции индивидуальной и социальной системы правовых ценностей и уровня правосознания субъекта. Усиление целенаправленности вторичной правовой социализации (в т.ч. при получении профессионального образования) будет способствовать повышению эффективности горизонтального и вертикального правового взаимодействия человека. Научная новизна : в статье впервые на основе использования постклассической методологии исследована ценностная составляющая процесса вторичной правовой социализации и сделан вывод о ее значении в социальной адаптации человека. Практическая значимость : Сделанные в статье выводы могут быть использованы в научных исследованиях места человека в правовой реальности России, а также для формирования научно обоснованных рекомендаций по правовой социализации и социальной адаптации индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ASPECT OF SECONDARY LEGAL SOCIALIZATION

The purpose of article is the axiological analysis of secondary legal socialization. Methods: A methodological basis of a research is the post-classical paradigm oriented to a cross-disciplinary philosophical-law research of the law phenomena in a wide historical and sociocultural context which defined the choice of the specific methods of a research allowing to consider an entity, contents and the valuable bases of legal socialization in a sociocultural context. Results: secondary legal socialization represents process of mastering the person’s law values of a certain community. Being a necessary condition of law identification and social adaptation of the person, it defines not only its role in law reality, but also the nature of law behavior and also the factors influencing it. The efficiency of secondary legal socialization depends on correlation of an individual and social system of law values and level of law-awareness of the subject. Gain of focus of secondary legal socialization (including at vocational training) will promote to increase efficiency of horizontal and vertical law interaction of the person. Scientific novelty: for the first time in article the valuable component of process of secondary legal socialization is investigated on the basis of use of post-classical methodology and the conclusion is drawn about its value in social adaptation of the person. Practical importance: The conclusions drawn in article can be used in scientific research of the person place in law reality of Russia and also for forming of evidence-based recommendations about legal socialization and social adaptation of the individual.

Текст научной работы на тему «Ценностный аспект вторичной правовой социализации»

юридически науки

Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ВТОРИЧНОЙ ПРАВОВОЙ ...

UDC 340.12: 316.614.034

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ВТОРИЧНОЙ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2019

Скоробогатов Андрей Валерьевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин Скоробогатова Анна Ильдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: skorobogatova@ieml.ru)

Аннотация. Цель статьи заключается в аксиологическом анализе вторичной правовой социализации. Методы: Методологической основой исследования является постклассическая парадигма, ориентированная на междисциплинарное философско-правовое исследование правовых явлений в широком историческом и социокультурном контексте, которая определила выбор конкретных методов исследования, позволяющих рассмотреть сущность, содержание и ценностные основания правовой социализации в социокультурном контексте. Результаты: вторичная правовая социализация представляет собой процесс овладения человеком правовых ценностей определенного сообщества. Будучи необходимым условием правовой идентификации и социальной адаптации человека, она определяет не только его роль в правовой реальности, но и характер правового поведения, а также факторы, влияющие на него. Эффективность вторичной правовой социализации зависит от корреляции индивидуальной и социальной системы правовых ценностей и уровня правосознания субъекта. Усиление целенаправленности вторичной правовой социализации (в т.ч. при получении профессионального образования) будет способствовать повышению эффективности горизонтального и вертикального правового взаимодействия человека. Научная новизна: в статье впервые на основе использования постклассической методологии исследована ценностная составляющая процесса вторичной правовой социализации и сделан вывод о ее значении в социальной адаптации человека. Практическая значимость: Сделанные в статье выводы могут быть использованы в научных исследованиях места человека в правовой реальности России, а также для формирования научно обоснованных рекомендаций по правовой социализации и социальной адаптации индивида.

Ключевые слова: правовая социализация, вторичная правовая социализация, правосознание, профессиональное юридическое правосознание, правовая реальность, правовое поведение, правовая ценность, аксиология права, постклассическая парадигма.

VALUABLE ASPECT OF SECONDARY LEGAL SOCIALIZATION

© 2019

Skorobogatov Andrey Valerievich, doctor of History sciences, associate professor, professor of the department of Theory of State and Law, Public Disciplines Skorobogatova Anna Ildarovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology and Pedagogics Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya Street, 42, e-mail: skorobogatova@ieml.ru)

Abstract. The purpose of article is the axiological analysis of secondary legal socialization. Methods: A methodological basis of a research is the post-classical paradigm oriented to a cross-disciplinary philosophical-law research of the law phenomena in a wide historical and sociocultural context which defined the choice of the specific methods of a research allowing to consider an entity, contents and the valuable bases of legal socialization in a sociocultural context. Results: secondary legal socialization represents process of mastering the person's law values of a certain community. Being a necessary condition of law identification and social adaptation of the person, it defines not only its role in law reality, but also the nature of law behavior and also the factors influencing it. The efficiency of secondary legal socialization depends on correlation of an individual and social system of law values and level of law-awareness of the subject. Gain of focus of secondary legal socialization (including at vocational training) will promote to increase efficiency of horizontal and vertical law interaction of the person. Scientific novelty: for the first time in article the valuable component of process of secondary legal socialization is investigated on the basis of use of post-classical methodology and the conclusion is drawn about its value in social adaptation of the person. Practical importance: The conclusions drawn in article can be used in scientific research of the person place in law reality of Russia and also for forming of evidence-based recommendations about legal socialization and social adaptation of the individual.

Keywords: legal socialization, secondary law socialization, law-awareness, professional legal law-awareness, law reality, law behavior, law value, axiology of law, post-classical paradigm.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях распространения постклассической науки, все больше расширяется исследовательское поле юриспруденции, все более актуальными становятся междисциплинарные исследования социокультурной составляющей правовой реальности. Все больше внимание ученых привлекает формирование и деятельность правового человека. Изучение этих вопросов позволяет рассмотреть особенности правовой культуры личности, выявить степень ее включения в правовую реальность, проанализировать влияние на этот процесс социально-экономического и политического контекста [1]. Это актуализирует внимание не только на результативных, но и процессуальных аспектах. Одним из таких перспективных направлений исследования представляется изучение правовой социализации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и

на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Правовая социализация стала самостоятельным объектом исследования с начала 1960-х гг. Однако преимущественно к ней обратились не юристы, а социологи, стремясь изучить влияние права на формирование сознания человека. Так, французские ученые сосредоточили внимание на теории и практике правовой социализации, стремясь выявить национальные особенности модели социализации (Ш. Курильски-Ожвэн [2], X. Малевски-Пейер [3]). Американские авторы обратились, в первую очередь, к изучению проблемы возрастных кризисов, особенностях и факторах их преодоления человеком и формирования правового статуса личности (Р. Берджесс, Р. Эйкерс [4], С О. Вайт, Э.С. Кон [5], Ф. Левин, Д. Тапп [6], Д. Луин-Тапп [7]). Интерес отечественных исследователей сосредоточился преимущественно в области духовной составляющей правовой социализации (М. Арутюнян и О. Здравомыслова [8], В.Н. Гуляихин [9],

Skorobogatov Andrey Valerievich, Skorobogatova Anna Ildarovna juridical

VALUABLE ASPECT OF SECONDARY LEGAL ... science

С.Н. Жевакин [10], В.В. Сергеев [11], О.Г. Шапиева [12]). Самостоятельным направлением изучения правовой социализации является анализ роли в этом процессе юридического образования [13]. Несмотря на то, что процессе социализации большинство ученых рассматривают поэтапно, применительно к правовой социализации эта проблема изучалась достаточно мало. Кроме нескольких статей В.Н. Гуляихина [14] и написанных на их основе параграфа в его монографии [15], а также статей авторов этих строк [16], проблема вторичной правовой социализации не изучалась.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в аксиологическом анализе вторичной правовой социализации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Отношение человека к правовой реальности зависит от исторического и социокультурного контекста и правового статуса индивида и носит ценностный характер. Именно правовые ценности, принадлежа по своей природе [17] к многоуровневой системе регуляторов поведения человека, социальной группы и общества в целом, определяют жизненный мир индивида, его приоритетные потребности, возможность и готовность их реализации.

Освоение индивидом правовых ценностей происходит в процессе правовой социализации, выступающей как объективно-субъективный процесс идентификации субъекта. Ассоциируя себя с определенной социальной группой, человек не только определяет свою социальную роль, в т.ч. потенциальную, но и осуществляет включение в правовую реальность в качестве актора. Индивид усваивает правовые ценности группы, на основе которых формируются его индивидуальные ценности, лежащие в основе индивидуального права и правового поведения человека [18]. Цель правовой социализации заключается в формировании правового человека, его аксиологической и когнитивной адаптации в правовой реальности.

Темпорально правовая социализация не ограничена и охватывает всю жизнь человека [19]. В этом процессе можно выделить два периода, отличающихся как по содержанию, так и по целевым установкам:

1) первичная социализация, при которой происходит правовое воспитание человека на основе трансляции социального правового опыта с целью вхождения в правовую реальность;

2) вторичная правовая социализация, в процессе которой индивид с помощью индивидуального правового опыта овладевает ценностями, позволяющими осуществить правовую идентификацию с целью формирования субъекта в качестве актора [20].

Вторичная правовая социализация, в первую очередь, направлена на освоение субъектом правовых ценностей определенного сообщества. При этом индивид приобретает способность воспроизводить эти ценности не только в индивидуальном, но и в социальном правовом опыте [21]. Исследование этого процесса позволяет выявить корреляцию между степенью адаптации индивида и его готовностью к обновлению системы индивидуальных ценностей, сформированной при первичной социализации [22]. Происходящая при этом стереоти-пизация позволяет приобрести субъекту правовые ценности, сходные по содержанию с ценностями реальной и номинальной социальной группы, с которой он себя идентифицирует. Не учитывая существующие между членами сообщества индивидуальные ценностные различия, человек конструирует внутренне непротиворечивое, комфортное индивидуальное правовое пространство, позволяющее ему реализовать свои интересы и удовлетворить свои потребности. При этом индивидуальное пространство коррелирует как с реально существующим социально-групповым пространством, так и с его интерсубъективным образом, который сложился в 100

правовом сознании группы. Благодаря этому осуществляется субъективная (интерсубъективная) интерпретация причин, мотивов и результатов правового поведения человека (каузальная атрибуция) [23], выявляется их соответствие правовым ценностям различных уровней.

Результатом вторичной правовой социализации является формирование профессионального или доктри-нального правосознания, идентифицирующего человека с определенной социальной группой (реальной и номинальной). При этом необходимо учитывать, что профессиональное сознание всегда включает правовой компонент, что позволяет разграничить профессиональное юридическое правосознание, которым обладают представители юридического сообщества, и профессиональное правосознание, присутствующее у представителей иных социальных групп, сформированных по профессиональному признаку.

Характер профессиональной деятельности социальной группы определяет особенности господствующей системы правовых ценностей, которая носит дихото-мичный характер. С одной стороны, правовые знания и правила формируются под влиянием социального правового опыта при пассивном восприятии субъекта и некритичном его к ним отношении. С другой стороны, правовые установки формируются под влиянием правовой коммуникации человека, опосредуясь его индивидуальным правовым опытом. Степень корреляции правового опыта с официальным правом зависит как от установок субъекта, сформировавшихся в процессе правового воспитания [24], так и от качества законодательства, его ориентации на легитимность и социальную эффективность [25].

Приоритет социального или индивидуального правового опыта во вторичной правовой социализации зависит от социальной роли человека в группе, включающей его статус, реальное положение и интерсубъективное отношение к нему других членов группы. Чем в большей степени индивид обладает профессиональным юридическим правосознанием и способен принимать решения, влияющие на правовое пространство группы, тем больше он опирается на индивидуальный правовой опыт. Одновременно повышается его участие в конструировании правового поведения сообщества. При этом он стремится к удовлетворению не только индивидуальных, но и социальных правовых интересов. В последнем случае индивид способен также влиять на трансформацию правовых ценностей группы. В тоже время индивид, обладающий обыденным правосознанием (или неюридическим профессиональным правосознанием) и не являющийся актором, в своих действиях преимущественно руководствуется социальным правовым опытом и стремится максимально соответствовать правовым ценностям группы. При этом необходимо учитывать, что при наличии обыденного правосознания субъект действует более интуитивно, а человек, обладающий профессиональным (особенно юридическим) или доктринальным правосознанием поступает более осмысленно.

Особенности правового опыта, влияющего на формирование правовых ценностей индивида, приводит к сосуществованию в его правосознании двух систем ценностей: индивидуальной и социальной (на уровне группы или общества). Эти системы, хотя и являются относительно самостоятельными, взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Приоритет той или иной системы зависит от выполняемой индивидом социальной роли, степени правовой рефлексии и уровня его правосознания. Однако при этом возможна калибровка [26] системы правовых ценностей, обусловленная как изменением социальной роли индивида, так и трансформацией места группы в правовой реальности.

Социальная система правовых ценностей носит чувственный характер и в значительной степени является объективной, формируясь в ходе исторического развития и будучи обусловленной правовыми традиция-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

юридически науки

Скоробогатов Андрей Валерьевич, Скоробогатова Анна Ильдаровна ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ВТОРИЧНОЙ ПРАВОВОЙ ...

ми и правовой ментальностью определенного социума. Будучи дихотомичной по содержанию, она отражает знания, правила и установки не только номинальной социальной группы, в т.ч. профессионального сообщества, но и реальной, с которой себя идентифицирует субъект. Зачастую принадлежность человека к группе носит не только ментальный или символический характер, но и воплощается в ношении особой одежды и действии на основе специфичных ритуалов [27]. Историческая обусловленность социальной системы правовых ценностей позволяет человеку осуществлять рефлексию правовой реальности не только персонально и пространственно, но и темпорально. Приоритет этой системы характерен для индивида, не обладающего профессиональным юридическим правосознанием и не сформировавшегося в процессе вторичной правовой социализации в качестве актора.

В зависимости от степени включенности человека в правовую реальность, определяется направленность формирующейся в процессе социализации системы правовых ценностей: от правового идеализма через социально активное поведение к правовому нигилизму. Чем меньше субъект и группа, к которой он принадлежит, способны влиять на содержание правовой реальности, тем более критичным будет отношение к ней, тем больше система ценностей будет определяться социальным правовым опытом.

Индивидуальная система правовых ценностей является более субъективной и отражает интеллектуальный аспект правосознания. В процессе вторичной правовой социализации в правовом сознании субъекта формируются знания, нормы и установки, содержание которых обусловлено особенностями субъективного восприятия правовой жизни, зависит от индивидуального опыта освоения индивидом правовой реальности и характера рефлексии индивидуальной и социальной правовой жизни.

Сформировавшиеся в процессе вторичной правовой социализации правовые ценности, воспринимаемые правильными (соответствующими знаниям, нормам и установкам группы и (или) общества, ведущие к воспроизводству и развитию), всегда направлены на удовлетворение не только индивидуальных, но и групповых (массовых) интересов. Поэтому в правосознании они выражаются не только когнитивно, но и функционально, в форме установки на совершение определенных социально значимых деяний. В противовес этому дискурс де-виантности рассматривается как угроза существованию социальной группы. Внутригрупповая правовая коммуникация при этом выступает средством социального контроля, направленного не только на формирование эталонного образа правового поведения, соответствующего социальной системе правовых ценностей, но и поддержания действий членов группы в определенных границах дозволенного и недозволенного.

Каждая социальная общность (группа, общество) характеризуется наличием системы правовых ценностей, которые должны быть общими для всех ее членов. Их формирование в правосознании индивида в процессе вторичной правовой социализации свидетельствует о его правовой идентификации и социальной адаптации.

Сформировавшаяся система правовых ценностей соответствует не только правовому опыту, но и социально-правовому развитию. Она является имманентным регулятором правового поведения индивида, независимо от осознания в качестве таковых. Исходя из этого, система правовых ценностей должна быть общезначимой не только на уровне в правосознания, но и постулироваться в качестве таковой актором, в т.ч. в форме правовых текстов. Оспоримость правовых ценностей группы и (или) общества способствует формированию в правосознании индивида собственной ценностной иерархии, зачастую противоречащей групповым и массовым правовым интересам. Это ведет к негативному отношению человека

к социальным правовым ценностям и девиантному поведению. В случае противоречия индивидуальных и социальных правовых интересов, ориентация человека исключительно на последние приводит к совершению действий, субъективно воспринимаемых как правильные (соответствующие индивидуальной системе правовых ценностей), но объективно являющихся противоправными (противоречащие социальной системе правовых ценностей). Подобная конфликтная ситуация не только препятствует дальнейшей правовой индентификации и социальной адаптации человека, но и способствует дис-гармонизации правовой реальности в целом. Чем большее число индивидов имеют правовые ценности, не соответствующие общепринятым в обществе, тем больше степень интерполяции правовой реальности.

Сформировавшаяся в процессе вторичной правовой социализации система правовых ценностей определяет как правовое поведение индивида, так и его отношение к действиям других лиц. Сформировавшийся при этом образ правовой реальности создает потребность квалификации поведения не только нормативно, но и символически. При этом на первое место выходят не индивидуальные, а групповые и массовые интересы, что соответствует особенностям российской цивилизации [28].

Освоение человеком правовых ценностей является правовым взаимодействием, в ходе которого индивиды как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне обмениваются правовой информацией [29]. Формируется своеобразный правовой полилог, т.е. многосторонний диалог субъектов между собой, с социальной группой, с обществом, с государством [30]. Ценностное содержание этого полилога обеспечивает бесконфликтность социального сосуществования и гармонизацию правовой реальности в целом. В процессе правовой коммуникации субъекты различного уровня обмениваются информацией, в содержание которой входит и ценностный компонент. Происходит правовой диалог личности и общества, личности и государства, гармонизация их взаимоотношений.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, вторичная правовая социализация представляет собой процесс овладения человеком правовых ценностей определенного сообщества. Будучи необходимым условием правовой идентификации и социальной адаптации человека, она определяет не только его роль в правовой реальности, но и характер правового поведения, а также факторы, влияющие на него. Эффективность вторичной правовой социализации зависит от корреляции индивидуальной и социальной системы правовых ценностей и уровня правосознания субъекта. Усиление целенаправленности вторичной правовой социализации (в т.ч. при получении профессионального образования) будет способствовать повышению эффективности горизонтального и вертикального правового взаимодействия человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Î. Мамычев А.Ю., Мордовцев А.Ю., Шестопал С.С. Российская государственность как особый цивилизационный и правоментальный тип //Балтийский гуманитарный журнал. 20Î7. Т. 6. № 4 (2Î). С. 492498.

2. Kourilsky-Augeven C. Legal Socialisation: From Compliance to Familiarisation through Permeation // European journal of legal studies: Issue Î. April, 2007. URL: http://www.ejls.eu/current.php?id=Î (Дата обращения: 08.02.20Î9).

3. Malewska-Peyre H., Тар Р. Les enjeux de la socialisation La socialisation de I'enfance a I'adolescence. Paris: PUF, Î99Î. 5Î0p.

4. Burgess R., Akers R. A Differential Association Reinforcement Theory of Criminal Behavior // Social Problems. Autumn, Î966. Vol. Î4. № 2. P. Î28-Î47.

5. Cohn E.S., White S.O. Legal Socialization: A Study of Norms and Rules. . Y.: Springer-Verlag, Î990. 226p.

6. Tapp J.L., Levine F.J. Law, Justice, and the Individual in Society: Psychological and Legal Issues. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, Î977. 446 p.

7. Tapp J.L. The geography of legal socialization: scientific and social markers //Droit et Societe. Î99Î. № Î9. P. 329-353.

8. Арутюнян M., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. Образ и опыт права. Правовая социализация в изменяющейся России. М.:

Skorobogatov Andrey Valerievich, Skorobogatova Anna Ildarovna VALUABLE ASPECT OF SECONDARY LEGAL ...

juridical science

Весь мир, 2008. 208 с.

9. Гуляихин В.Н. Правовая социализация человека. М.: Юстиц-информ, 2014. 282 с.

10. Жевакин С.Н. Правовая социализация личности в контексте проблем преобразования российского общества. Воронеж: Воронеж, высш. шк. МВД России, 1995. 95 с.

11. Сергеев В.В. Правовая социализация подростков в условиях обострения криминогенной ситуации в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. Ставрополь, 1997. 23 с.

12. Шапиева О.Г. Проблема нравственно-правовой социализации личности: концептуальный и практический аспекты: монография / под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Изд-во СПб. юрид. ин-та МВД России, 1996. 173 с.

13. Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. №1. С. 45-49.

14. Гуляихин В.Н. Вторичная правовая социализация человека // Право и политика. 2011. № 9 (141). С. 1583-1590.

15. Гуляихин В.Н. Правовая социализация человека. М.: Юстицинформ, 2014. С. 58-87.

16. См. напр.: Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Вторичная правовая социализация и формирование профессионального правосознания // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 407-410.

17. Беляева О.М. Оценочные понятия и категории в российском праве //Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1. С. 203207.

18. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Вторичная правовая социализация как средство гармонизации правовой реальности // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 275-279.

19. Андрианов М.С. Психологические механизмы и периодизация процесса правовой социализации // Психология и право. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58284.shtml (Дата обращения: 08.02.2019).

20. Резников Е.В. Правовая идентичность личности: от теоретических основ формирования и развития к профессиональной идентичности судьи. М.: Юрлитинформ, 2015. 248 с.

21. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Вторичная правовая социализация как средство освоения правовых ценностей // История государства и права. 2018. № 2. С. 65-70.

22. Гуляихин В.Н. Вторичная правовая социализация человека // Право и политика. 2011. № 9 (141). С. 1590.

23. Гулевич О.А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 5 (7). С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/225-gulevich7.html (Дата обращения: 08.02.2019).

24. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Ценностные основы правового воспитания //Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 221-224.

25. Осипов М.Ю. Качество российского законодательства как ключ к повышению его эффективности //Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 4. С. 88-95.

26. Шауэр Ф., Спелман Б.А. Калибровка юридических суждений // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 3. С. 208-226.

27. Корбаков В.В. Традиции, церемонии и ритуалы как истоки патриотизма //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 186-189.

28. Бабурин С. Н. Политические, социально-экономические, правовые и цивилизационные риски на пути России и славянского мира к устойчивому развитию // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2. С. 114-121.

29. Панченко В.Ю. Правовое взаимодействие как вид социального взаимодействия: монография. М.: Проспект, 2016. 232 с.

30. Агамиров К.В. Прогностическая характеристика взаимодействия и взаимной ответственности государства и личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 337—339.

102

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.