Научная статья на тему 'Социально-философское осмысление формирования ценностно-правовых ориентаций в процессе правовой социализации личности'

Социально-философское осмысление формирования ценностно-правовых ориентаций в процессе правовой социализации личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ (ОБЪЕКТИВНОЕ) ПРАВО / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНО-ПРАВОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / POSITIVE (OBJECTIVE) LAW / LEGAL SOCIALIZATION / VALUE-LEGAL ORIENTATION / PERSONALITY / AWARENESS / LEGAL ACTIVITY / LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубничий Р.В.

Статья посвящена одной из актуальных проблем социальной философии влиянию правовой социализации личности на формирование ценностно-правовых ориентаций. На основе исследования существующих доктринальных подходов сделан вывод о том, что правовая социализация как часть процесса общей социализации личности состоит в переводе внешней обязательности позитивного (объективного) права в его внутреннюю обязательность, основой которой выступают положительные ценностно-правовые ориентации. В контексте правовой социализации личности определены основные пути формирования ценностно-правовых ориентаций, факторы, способствующие данному процессу. Обосновано, что осознание личностью ценности регулятивных свойств и качеств позитивного (объективного) права влияет на выбор ею правомерной модели поведения, выработку уважения к правовому закону, на совершение юридически значимых действий, их оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociophilosophical understanding of the formation of values and legal attitudes in the process of legal socialization of the personality

The article is devoted to one of actual problems of social philosophy the influence of legal socialization of a personality on the formation of values and legal orientations. Based on the study of existing doctrinal approaches concluded that legal socialization, as part of a process of General socialization, is an external obligation of a positive (objective) law in its domestic commitment, the basis of which are positive values-and-legal orientation. In the context of legal socialization of the personality identified the main ways of formation of values and legal orientations, factors that contribute to this process. It is proved that understanding the personality values of the regulatory properties and qualities positive (objective) law affects the choice of her lawful behaviors, developing respect for the rule of law, for the performance of legally significant actions, evaluating them.

Текст научной работы на тему «Социально-философское осмысление формирования ценностно-правовых ориентаций в процессе правовой социализации личности»

УДК 1. 122/129

Р. В. Голубничий

Социально-философское осмысление формирования ценностно-правовых ориентаций в процессе правовой социализации личности

Статья посвящена одной из актуальных проблем социальной философии - влиянию правовой социализации личности на формирование ценностно-правовых ориентаций. На основе исследования существующих доктринальных подходов сделан вывод о том, что правовая социализация как часть процесса общей социализации личности состоит в переводе внешней обязательности позитивного (объективного) права в его внутреннюю обязательность, основой которой выступают положительные ценностно-правовые ориентации. В контексте правовой социализации личности определены основные пути формирования ценностно-правовых ориентаций, факторы, способствующие данному процессу. Обосновано, что осознание личностью ценности регулятивных свойств и качеств позитивного (объективного) права влияет на выбор ею правомерной модели поведения, выработку уважения к правовому закону, на совершение юридически значимых действий, их оценку.

The article is devoted to one of actual problems of social philosophy - the influence of legal socialization of a personality on the formation of values and legal orientations. Based on the study of existing doctrinal approaches concluded that legal socialization, as part of a process of General socialization, is an external obligation of a positive (objective) law in its domestic commitment, the basis of which are positive values-and-legal orientation. In the context of legal socialization of the personality identified the main ways of formation of values and legal orientations, factors that contribute to this process. It is proved that understanding the personality values of the regulatory properties and qualities positive (objective) law affects the choice of her lawful behaviors, developing respect for the rule of law, for the performance of legally significant actions, evaluating them.

Ключевые слова: позитивное (объективное) право, правовая социализация, ценностно-правовые ориентации, личность, правосознание, правовая активность, правовая культура, правовое воспитание, правовые ценности.

Keywords: positive (objective) law, legal socialization, value-legal orientation, personality, awareness, legal activity, legal culture, legal education, legal values.

Правовая социализация как часть процесса общей социализации личности занимает ведущее место в процессе освоения ею правовых норм, ценностей и установок. Российская социально-философская доктрина (В. Е. Кемеров [1]) рассматривает правовую социализацию как включение личности в систему социальных отношений на основе её саморазвития. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров исходят из того, что данная категория должна анализироваться в аспекте совершенствования правовых механизмов и эффективности системы правового воспитания личности [2]. Такой же позиции придерживаются В. С. Нерсесянц и В. В. Лапаева [3]. «Правовая социализация -это процесс передачи и последующего усвоения личностью существующих в обществе правовых норм, ролей, образцов поведения... всей иерархической системы правовых ценностей», - подчёркивает О. А. Попандопуло [4]. По мнению В. М. Сырых, она представляет собой «процессы включения индивида в систему правоотношений конкретного общества на основе усвоения всей правовой культуры данного общества, деятельностного освоения правовой действительности, поэтапного формирования правового сознания индивида» [5]. А. Н. Бабенко определяет анализируемую категорию как «специфический процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей, правовой культуры окружающей социальной среды, вхождение его в эту среду, т. е. как процесс правового становления личности посредством правового воспитания, изменения и развития ее предметно-практической деятельности» [6].

Мы разделяем точку зрения о том, что правовая социализация состоит в переводе внешней обязательности позитивного (объективного) права в его внутреннюю обязательность, основой которой выступают положительные ценностно-правовые ориентации.

Формирование ценностно-правовых ориентаций происходит двумя путями: а) путём самостоятельного предметно-рационального восприятия - позитивное (объективное) право воспринимается как «социальное благо, социальная ценность» [7], выражающаяся в его необходимости, полезности; б) путём внешнего заимствования и интернационализации - превращение внешних

© Голубничий Р. В., 2017 16

по отношению к личности требований позитивного (объективного) права в его собственную жизненную позицию, правовую установку, в привычку действовать в соответствии с заданной правовой моделью.

Необходимо учесть, что осознание личностью ценности регулятивных свойств и качеств позитивного (объективного) права влияет на выбор ею правомерной модели поведения, выработку уважения к правовому закону, который выражает идею справедливости и свободы, выступая средством социального компромисса (согласия). Г. Гегель обращал внимание на то обстоятельство, что «лишь в государстве, в котором развилось сознание о законах, совершаются обдуманные действия, сопровождаемые ясным сознанием о них, которое развивает способность и потребность сохранять их в таком виде» [8]. В современной философской литературе также указывается, что «если усвоенное право становится свойством... личности, то соблюдение правил поведения правового характера обеспечивается. добровольно, без вмешательства. государства» [9]. Вместе с тем необходимо учесть, что каждый индивид имеет своё представление об идеалах добра и зла, справедливости и несправедливости.

Формирование ценностно-правовых ориентаций в контексте правовой социализации определяется влиянием факторов как стихийного [10], так и целенаправленного [11] характера. При этом стихийные факторы направлены на достижение необходимого уровня правовых знаний, привитие правовой убеждённости, закрепление мотивов и привычек правомерного поведения. В основе же сознательно организованной передачи социально-правового опыта индивида лежит приобщение его к правовой культуре как совокупности норм, ценностей, выработанных и накопленных человечеством в правовой сфере. Следует подчеркнуть, что между правовой культурой и правовой социализацией существует диалектическое единство и взаимообусловленность. Правовая культура способствует не только развитию правосознания личности, но и усвоению ею своей позитивной социально-правовой роли как субъекта общественных отношений, своего социально-правового статуса, а также выработке навыков и привычек правового поведения, направленных на осмысление определённых юридических ситуаций, ценностного отношения к правовой действительности. Ещё К. Мангейм отмечал, что правовые установки закрепляются в правовом бессознательном [12].

В процессе правовой социализации личности развиваются и ценностно-смысловые представления как «показатель осмысленности» [13], как отражение уровня социального развития человека, а также основанные на них потребности (в частности, в справедливости, добре, уважении, правде, правовой защите государства) и интересы, которые оказывают влияние не только на её социально-правовую активность, но и формирование правовых убеждений, обусловленных формированием позитивной мотивации. Социально-правовая активность индивида выступает условием, обеспечивающим формирование его правосознания. По мнению В. И. Гоймана, свойствами правовой активности являются: 1) чувство ответственности - осознанное отношение личности к своим правам и обязанностям, понимание и оценка своих действий, их правовых последствий; 2) чувство солидарности с правом: отношение к правовым нормам, основанное на согласии с ними, с их требованиями; 3) чувство справедливости; 4) чувство законности; 5) чувство правового (гражданского, общественно-правового, профессионального) долга, указывающее на характер понимания личностью значения правовых средств, степень готовности использования их в практической деятельности для удовлетворения собственных правовых интересов или интересов других лиц; 6) чувство уважения к праву, закону - интегральное свойство правовой структуры личности, определяющее наиболее высокий, развитый тип правовой позиции, основанный на принятии правовых норм в качестве собственной (личностной) ценности, на доверительном, уважительном к ним отношении и обусловливающий выбор поведения исключительно по мотивам принципиального согласия с законом [14].

Следовательно, в ценностно-правовых ориентациях заложено отношение к позитивному (объективному) праву, «которое зависит от оценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставление правовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью и правовой установкой» [15].

Анализируя аксиологическое содержание правосознания личности, следует учесть, что сначала в интеллектуальной сфере правосознания формируются правовые идеи (смыслы), на становление которых влияет господствующая модель правопонимания в обществе, правовой менталитет и правовая культура. После этого правовые идеи становятся основой правовых ценностей как представлений человека об идеальных моделях поведения (представления о равенстве, свободе, справедливости, законности, правопорядке и других социально-позитивных правовых явлениях), которые выступают элементом индивидуального правосознания. Следует согласиться с В. П. Тугариновым в том, что «ценности - это то, ради чего люди живут, что они

ценят». [16]. Эти представления усваиваются личностью в процессе правовой социализации, формируют ценностно-правовые ориентации. Как отмечает В. А. Щегорцов, «ценностный аспект правосознания представляет собой оценки, даваемые гражданами различным элементам правовой системы общества. В правовых ценностях отражаются оценки законодательства, степени эффективности функционирования правоохранительных органов, их работы по пресечению совершаемых правонарушений, своего собственного правового поведения и поведения других индивидов» [17].

На иерархию правовых ценностей, формирующихся в правосознании отдельной личности, определяющее влияние оказывают противоречие между необходимостью становления активной позиции человека по отношению к социально-политическим, экономическим процессам в обществе и недостаточной правовой подготовленностью. В то же время, как указывает Н. А. Бабенко, «механизмы перестройки общественного сознания достаточно инертны, что обусловливает задержку восприятия новых правовых ценностей» [18]. Кроме того, когнитивные компоненты правосознания связаны с эмоциональным восприятием правовых явлений личностью.

В формировании системы ценностно-правовых ориентаций в контексте правовой социализации личности определяющая роль принадлежит правовому воспитанию, при этом «важно передать накопленные знания о нормах права. В обществе должно сформироваться соответствующее отношение к праву и практике его реализации. необходимы осознанное усвоение основных. положений законодательства, выработка чувства уважения к праву» [19].

В современной социально-философской доктрине правовое воспитание рассматривается в двух аспектах:

а) как «один из основных процессов формирования правового сознания человека и правовой культуры общества, который включает в себя воздействие политической и социально-экономической сфер жизни, а также системы действующего законодательства» [20];

б) как «один из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан» [21].

Следовательно, правовое воспитание необходимо рассматривать как процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения, как перевод внешних правовых ценностей во внутренние.

Ведущим компонентом правовой социализации личности, в рамках которой формируются ее ценностно-правовые ориентации, выступает правовое образование. Выступая формой правового воспитания, оно способствует не только прямой передаче, накоплению и усвоению правовых знаний, но и практической реализации правовых предписаний. Не случайно Е. А. Певцова указывала, что данный феномен направлен на «развитие общекультурных параметров личности» [22]. В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г. № Пр-1168 [23], закреплены такие направления правового просвещения, как правовое образование и воспитание всех членов общества, совершенствование законодательства, охрана правопорядка, обеспечение доступности правовой помощи населению и др. В Европейской социальной хартии, принятой в г. Страсбурге 03.05.1996 г., обращено внимание на необходимость принятия всех мер для обеспечения права каждого человека воспитываться в обстановке, способствующей полному развитию его личности [24]. От эффективности правового просвещения во многом зависит уровень развития личности. Следует учесть, что для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, т. е. самовоспитание.

Наряду с личностным компонентом на процесс формирования ценностно-правовых ориен-таций оказывает влияние и социальная среда [25].

Формирование ценностно-правовых ориентаций личности связано с применением лично-стно-ориентированной модели правовой социализации, при которой правовые нормы и установки выступают не только в качестве легитимации её собственных поступков, но и социально-правового взаимодействия, координации действий индивидов с целью достижения в обществе социального согласия [26].

Следовательно, значение правовой социализации в формировании ценностно-правовых ориентаций личности состоит в том, что в её рамках осваиваются правовые ценности, закрепляются определённые стандарты поведения в правовой сфере, складываются осознанные позитивные правовые установки индивида, направленные на совершение положительных юридически значимых действий, на оценку правовой нормы, правовой реальности, готовность к самореализации и развитию творческого потенциала.

Примечания

1. Кемеров В. Е. Социальная философия в современном мире // Личность. Культура. Общество. 2002. Т. IV. № 3-4. С. 69-76.

2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. 2006. № 6. С. 37-46.

3. Лапаева В. В. Социология права: краткий учебный курс / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА. М., 2006. С. 191-202.

4. Попандопуло О. А. Правовая социализация личности в российском социокультурном пространстве: ценностно-смысловое и функциональное содержание // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2013. № 1 (19). С. 152.

5. Сырых В. М. Социология права. М.: Юрид. дом «Юстицинформ», 2001. С. 112.

6. Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс усвоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2. С. 104-107.

7. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М.: Статут, 2000. С. 56.

8. Гегель Г. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. С. 81.

9. Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление: состояние проблемы и перспективы разрешения. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 13.

10. Щелкунов М. Д. Диалектика упорядоченности и дезорганизации в процессе социализации личности / М. Д. Щелкунов, Е. М. Николаева // Ученые записки Казанского государственного университета. 2005. Т. 147. Кн. 2. С. 197.

11. Попандопуло О. А. Правовая социализация личности в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Владимир, 2015. С. 53; Москаленко В. В. Социализация личности (философский аспект). Киев: Вища шк., 1986. С. 18-19.

12. Мангейм К. Очерки социологии знания: проблема поколений - состязательность - экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 33.

13. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Пси-хол. журн. 2000. Т. 21. № 1. С. 23.

14. Гойман В. И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания. М.: Высш. шк., 1988. С. 27-28.

15. Есикова Т. В. Формирование правовых ориентаций личности // Ученые записки российского государственного гидрометеорологического университета: науч.-теорет. журн. 2010. № 13. С. 163.

16. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С. 269.

17. Щегорцов В. А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 82.

18. Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс усвоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2. С. 106.

19. Кваша А. А. Правовые установки граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 18.

20. Попандопуло О. А. Правовая социализация личности в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Владимир, 2015. С. 55.

21. Лаптева Л. Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском (спор с неоевразийством) // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 76.

22. Певцова Е. А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. 2002. № 6. С. 67.

23. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011. № Пр-1168 // Российская газета. 2011. 14 июля.

24. Европейская социальная хартия: принята в г. Страсбурге 03.05.1996. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. Апрель.

25. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. С. 241.

26. Столяренко Д. В. Правовая социализация личности в трансформирующемся российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук, Ростов н/Д, 2012. С. 27-28.

Notes

1. Kemerov V. E. Social'naya filosofiya v sovremennom mire [Social philosophy in the modern world] // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo - Personality. Culture. Society. 2002. Vol. IV. № 3-4. Pp. 69-76.

2. Zubok YU. A., CHuprov V. I. Pravovaya kul'tura molodezhi v rakurse transformacionnyh strategij [Legal culture of youth in the perspective of transformational strategies] // Socis - Sotsis. 2006. No. 6. Pp. 37-46.

3. Lapaeva V. V. Sociologiya prava: kratkij uchebnyj kurs [Sociology of law: a brief course] / ed by V. S. Ner-sesyants. M. NORMA-INFRA-. 2006. Pp. 191-202.

4. Popandopulo O. A. Pravovaya socializaciya lichnosti v rossijskom sociokul'turnom prostranstve: cennostno#smyslovoe i funkcional'noe soderzhanie [Legal socialization of personality in the Russian socio-cultural space: value-semantic and functional content] // Vestnik Volgogr. gos. un-ta - Herald of Volgograd State University. Ser. 7. Philosophy, 2013, No. 1 (19), p. 152.

5. Syryh V. M. Sociologiya prava [Sociology of law] M. Law House "Yustitsinform". 2001. P. 112.

6. Babenko A. N. Pravovaya socializaciya kak process usvoeniya pravovyh cennostej [Legal socialization as a process of assimilation of legal values] // Gosudarstvo i pravo - State and law. 2005, No. 2, pp. 104-107.

7. Alekseev S. S. Pravo na poroge novogo tysyacheletiya: Nekotorye tendencii mirovogo pravovogo razvitiya -nadezhda i drama sovremennoj ehpohi [Right at the threshold of the new Millennium: Some trends in global legal development - the hope and drama of the modern era] M. Statute. 2000. P. 56.

8. Gegel' G. Lekcii po filosofii istorii [Lectures on the philosophy of history] ]SPb. Science. 1993. P. 81.

9. Gricenko G. D. Pravo kak sociokul'turnoe yavlenie: sostoyanie problemy i perspektivy razresheniya [Right as a sociocultural phenomenon: status, problems and prospects of permission] Stavropol'. Publishing house of SSU. 2002. P.13.

10. SHCHelkunov M. D. Dialektika uporyadochennosti i dezorganizacii v processe socializacii lichnosti [Dialectic of order and disorganization in the process of socialization] / M. D. Shchelkunov, E. M. Nikolaeva // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific notes of Kazan state University. 2005, vol 147, book 2, p. 197.

11. Popandopulo O. A. Pravovaya socializaciya lichnosti v sovremennom rossijskom obshchestve: social'no#filosofskij analiz: dis. ... kand filos. nauk [Legal socialization of personality in modern Russian society: social-philosophical analysis: diss ... Cand Philosophy]. Vladimir. 2015. P. 53; Moskalenko V. V. Socializaciya lichnosti (filosofskij aspekt) [Socialization of the personality (philosophical aspect)] Kiev. Vysch. Shk. 1986. Pp. 18-19.

12. Mangejm K. Ocherki sociologii znaniya: problema pokolenij - sostyazatel'nost' - ehkonomicheskie ambicii [Essays on the sociology of knowledge: a generational issue - competitiveness - the economic ambitions] M. In--t of scient. inform. in the soc. Sciences RAS. 2000. P. 33.

13. Leont'ev D. A. Psihologiya svobody: k postanovke problemy samodeterminacii lichnosti [Psychology of freedom: statement of a problem of self-determination of personality] // Psihol Zhurn.- Psycol Journal 2000, vol. 21, No. 1, p. 23.

14. Gojman V. I. Formirovanie pravovoj aktivnosti lichnosti kak sostavnaya chast' kommunisticheskogo vospitaniya [Formation of the legal activity of the individual as an integral part of Communist education] M. Vyssh. shk. 1988. Pp. 27-28.

15. Esikova T. V. Formirovanie pravovyh orientacij lichnosti [Formation of the legal orientations of the person] // Uchenye zapiski rossijskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta: nauch.-teoret. zhurn. - Scientific notes of Russian State hydrometeorological University. Scientific--theoretical journal. 2010, No. 13, pp. 163.

16. Tugarinov V. P. Izbrannye filosofskie trudy [Selected philosophical works] / V. P. Tugarinov. L. Publishing house of Leningrad University. 1988. P. 269.

17. SHCHegorcov V. A. Sociologiya pravosoznaniya [Sociology of justice. Monograph] M. Mysl'. 1981. P. 82.

18. Babenko A. N. Pravovaya socializaciya kak process usvoeniya pravovyh cennostej [Legal socialization as a process of assimilation of legal values] // Gosudarstvo i pravo - State and law. 2005, No. 2, p. 106.

19. Kvasha A. A. Pravovye ustanovki grazhdan: dis. ... kand. yurid nauk [Legal attitude of citizens: dis. Cand. of legal sciences]. Rostov-na-Donu. 2002. P. 18.

20. Popandopulo O. A. Pravovaya socializaciya lichnosti v sovremennom rossijskom obshchestve: social'no#filosofskij analiz: dis. ... kand. filos. nauk [Legal socialization of personality in modern Russian society: social-philosophical analysis: dis. ... Cand. philosophy]. Vladimir. 2015. P. 55.

21. Lapteva L. E. Dostoinstvo lichnosti i zakon v gosudarstve Rossijskom (spor s neoevrazijstvom) [Human dignity and the law in the Russian state (the dispute with neoeurasizm)] // Obshchestvennye nauki i sovremennost' - Public Sciences and modernity. 2007, No. 6, p. 76.

22. Pevcova E. A. Sovremennye podhody yuristov k voprosu sootnosheniya definicij «pravovaya kul'tura», «pravovoe vospitanie», «pravovoe obrazovanie» [Modern approaches of lawyers to the question of correlation of definitions "legal culture", "legal education", "legal education"] // Osnovy gosudarstva i prava - Foundations of state and law. 2002, No. 6, p. 67.

23. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan: utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 28.04.2011. № Pr#1168 - The foundations of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal awareness of citizens, approved. The President Of The Russian Federation 28.04.2011. N PR-1168 // Rossijskaya gazeta - The Russian newspaper. 2011. July 14.

24. Evropejskaya social'naya hartiya: prinyata v g. Strasburge 03.05.1996 - European social Charter: was adopted in Strasbourg, 03.05.1996. // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov - The Bulletin of international treaties. 2010. No. 4. April

25. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya [Social psychology] M. Nauka. 1994. P. 241.

26. Stolyarenko D. V. Pravovaya socializaciya lichnosti v transformiruyushchemsya rossijskom obshchestve: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Legal socialization of personality in transforming Russian society: abstr. dis. Cand. philosophy]. Rostov--na--Donu. 2012. Pp. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.