Научная статья на тему 'ВСТУПЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО) И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ'

ВСТУПЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО) И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ЖАҲОН САВДО ТАШКИЛОТИ (WТО) / СПОРТ МАҲСУЛОТЛАРИНИ ИШЛАБ ЧИқАРИШ ВА ХИЗМАТЛАР / ЭНГ КЎП қУЛАЙЛИК ЯРАТИШ ТАРТИБИ / БОЗОРГА КИРИШ / ХИЗМАТЛАРНИ ЭРКИНЛАШТИРИШ / ТАРИФЛАР / КВОТАЛАР / ИНВЕСТИТСИЯЛАР / ДАВЛАТ МУҲОФАЗАСИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиуллин Р.Х.

Вступление Узбекистана в ВТО рассматривается руководством страны в качестве одного из важных вопросов внешней политики страны. Значение ВТО и выгодность участия в этой международной торговой организации, куда входят 165 стран мира, охватывающий более 94% объема товарных потоков для Узбекистана определяется рядом обстоятельств. Это применение режима наибольшего благоприятствования открытия доступа к узбекским предприятиям, производящим спортивные товары и услуги и потребителям, доступ к дешевым импортным товарам и услугам, что усилит конкурентную среду среди производителей спортивных товаров и услуг, будет способствовать модернизации, технического и технологического перевооружения сферы производства спортивной продукции, стимулировать притоку иностранных инвестиций в сферу физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСТУПЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО) И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ»

Адабиётлар:

1.Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 3 июндаги П^-3031-сонли "Жисмоний тарбия ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари тугрисида" ги ^арори.

2.Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 августдаги "Эркин иктисодий зоналар самарали фаолият курсатиши учун вазирликлар, идоралар ва жойлардаги давлат х,окимияти органларини мувофиклаштиришни кучайтириш ва уларнинг масъулиятини ошириш чора-тадбирлари тугрисида" ги ^арори.

М.Р. Болтабоев, Б.Р.Бобожонов, Ж.Ж.Жуманиёзов, З. Турсунова

Ушбу маколада жисмоний тарбия ва спорт сохдсида эркин иктисодий зоналарни ташкил этишнинг долзарблиги, асослари ва уларни ривожлантиришнинг асосий йуналишлари куриб чикилган.

In this article the relevance and justification of the organization of free-economic zones in the field of physical culture and sports and the main directions of their development.

Р.Х. НАБИУЛЛИН, К.Э.Н., и.о.ПРОФЕССОР, УзГУФКС

ВСТУПЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

(ВТО) И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Аннотация. Узбекистоннинг ЖСТга аъзо булиши ташки сиёсатимизнинг мух,им масалаларидан бири сифатида давлат рах,бари томонидан курилмокда.

Узбекистон учун таркибида дунёнинг 165 давлати булган хдмда бутун дунё савдосининг 94% ни уз ичига олган Жах,он савдо ташкилотига аъзо булишнинг ахдмияти ва фойдали томонлари бир неча омиллар билан белгиланади. Режимни янада купрок куллаб-кувватлаганлиги сабабли, спорт мах,сулотлари ва хизматларини ишлаб чикарувчи ва истеъмолчиларга арзон импорт килинадиган товарлар ва хизматлардан фойдаланиш имконини берувчи узбек корхоналарига киришни йулга куйиш, спорт мах,сулотлари ва хизматларини ишлаб чикарувчилар уртасида ракобат мух,итини кучайтиради, спорт мах,сулотларини ишлаб чикариш сохдсини модернизатсия килиш, техник ва технологик кайта жих,озлаш, жисмоний тарбия ва спорт сохдсига х,орижий окимларнинг окишини рагбатлантириш.

Калит сузлар. Жах,он савдо ташкилоти (WTO), спорт мах,сулотларини ишлаб чикариш ва хизматлар, энг куп кулайлик яратиш тартиби, бозорга кириш, хизматларни эркинлаштириш, тарифлар, квоталар, инвеститсиялар, давлат мух,офазаси.

Всемирная торговая организация (ВТО) - это международная организация, отвечающая за то, чтобы товары и услуги свободно продавались из одной страны в другую, тем самым удовлетворяя запросы потребителей. ВТО следит, чтобы правительство государств - членов этой организации не устраивали барьеров, преград импорту в виде высоких пошлин, квот, процедурных дискриминаций.

Заявка по вступлению Узбекистана в ВТО была подана в 1994 году. До 2005 года было проведено 3 заседания, созданы

рабочие группы. И с тех пор процесс вступления Узбекистана в ВТО был пассивным. Новую страницу в этом процессе открыл визит Президента Узбекистана Мирзиёева Ш.М. в Южную Корею в 2017 году, где руководство Южной Кореи выразило готовность оказать помощь и поддержку Узбекистану в вопросах вступления в ВТО. Во время визита Президента Мирзиёева Ш.М. в США в мае 2018 года в процессе переговоров с Президентом США Дональдом Трампом о намерении

Узбекистана стать членом ВТО американская сторона, поддержав это желание Узбекистана, заявило о помощи по вступлению в эту торговую организацию. Подписание, в первую очередь, соглашения с США значительно ускорит процесс вступления Узбекистана в глобальную торговую систему. При этом важно в процессе переговоров добиться необходимых взаимных уступок и обязательств, связанных с защитой инвесторов своих производителей, экспортеров, потребителей и инвесторов.

Вступление Узбекистана в ВТО рассматривается руководством страны в качестве одного из важнейших вопросов внешней политики, обусловленных задачами интеграции Узбекистана в международное разделение труда, полноправного члена международных экономических отношений.

Членство Узбекистана в ВТО требует глубокого и всестороннего анализа возможных последствий влияния развитых рынков стран Запада и Азии на состояние региональных рынков Узбекистана. Обоснования последствий такой интеграции во все сферы народного хозяйства Узбекистана в мировую торговую систему пока у нас нет, а влияние ВТО на развитие и производство товаров и услуг физической культуры и спорта, как составляющих сферы услуг, остаются малоизученными. Разнообразие регионов Узбекистана, состояние развития физической культуры и спорта в областях на данном этапе повышает значимость изучения возможных последствий и изменений в этой сфере человеческой деятельности, особенно в сфере спортивных услуг и торговли спортивными товарами. Торговля спортивными товарами и оборудованием для спорта в новых условиях, определяемых правилами ВТО, сфера обращения товаров будет претерпевать значительные изменения. Это связано с диверсификацией спорта на внутреннем рынке и условиями формирования цен. Это оказывает влияние на масштабы и структуру отечественного производства, а также на платежеспособность населения,

на уровень их жизни. Очевидно, что для Узбекистана проблема выбора

интегрироваться в мировое экономическое пространство уже не стоит. С вступлением Узбекистана в ВТО наш отечественный рынок станет частью мирового рынка. Этот факт коснется не только ведущих отраслей экономики Узбекистана, но и одного из важных секторов - сферы услуг, куда входит физическая культура и спорт.

Новый широкомасштабный виток углубления социально-экономических реформ в Узбекистане, характерные для настоящего времени, объективно требует переосмыслить отдельные теоретические проблемы, связанные со структурными преобразованиями как в целом в экономике страны, так и в сфере физической культуры и спорта, как одной из отраслей сферы услуг.

Физическая культура и спорт становятся одним из важных факторов развития экономики страны. Это здоровье нации, воспитание здорового молодого поколения, пропаганда здорового образа жизни.

Вступление Узбекистана в ВТО должно гарантировать защиту

отечественных производителей

спортивных услуг и производителей спортивного оборудования.

В настоящее время более 30 предприятий Узбекистана производят современные спортивные товары. Из 120 видов спортивного оборудования и инвентаря, используемых для оснащения детских спортивных сооружений, 113 видов выпускаются на отечественных предприятиях. Сюда не входят производители спортивной одежды и обуви. Производителями спортивного оборудования и инвентаря являются такие известные на всю страну предприятия, как Навоиский горно-металлургический

комбинат, холдинговая компания «Файз», Совпластитал, Узтехсаноат, Узавтосаноат, совместное узбекско-корейское

предприятие «Уз-Тонг-Хонг-Ко»,

входящее в структуру «ОМ-ШЬек181ап», где налажено производство мячей для игровых видов спорта. Кроме того, здесь освоено производство спортивной обуви.

Самаркандское предприятие

«Стеклопластик», выпускающий

разнообразные гимнастические и боксерские принадлежности в целом более 60 видов спортивных товаров, ежегодно поставляет на рынок более чем на 4 млрд. сум продукции, а тренажеры компании ALPHA SPORT пользуются широким спросом не только Узбекистане, но и в России и других странах СНГ. Если раньше спортивный инвентарь и оборудование мы импортировали в Узбекистан, теперь мы сами себя обеспечиваем многими видами

спортивных товаров и оборудованием. При этом необходимо отметить, что география производства спортивных товаров и оборудования представлена различными региональными рынками Узбекистана. Это города Ургенч, Самарканд, Навои, Наманган, Ташкент и др.

Для современного этапа развития мировой экономики характерно опережающее развитие высокотехнологичных, наукоёмких отраслей сферы услуг, требующие больших объемов финансирования, связанных с разработкой инновационных технологий, ведение научных исследований. Предприниматели малого и среднего бизнеса, ведущие свою деятельность в этой нише бизнеса, т.е. в сфере услуг физической культуры и спорта, в большинстве своем не имеют возможности финансироваться за счет собственных средств, так как сам рынок услуг начал развиваться относительно недавно, мало изучен и затратный.

Поэтому следует подчеркнуть, что ряд названных крупных предприятий Узбекистана, выпускающие продукцию по своему основному профилю производства, являются не специализированными по выпуску спортивных товаров. Это можно заметить по названию предприятий. Однако, имея финансовые ресурсы, изучив маркетинг рынка услуг физической культуры и спорта, они на своих производственных площадках освоили выпуск спортивной продукции.

Спортивное оборудование и спортивные товары отечественного производства по своим отдельным

показателям могут уступать зарубежным аналогам, могут быть не

конкурентоспособными.

Принципы и правила международной торговли услугами зафиксированы в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), которые базируются на тех же принципах, что и остальные соглашения ВТО: отказ от дискриминации, открытый, безопасный, взаимный доступ к рынку. ГАТТ предусматривает два вида обязательств. Первое, общее включает предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в сфере услуг, прозрачность законодательства, отсутствие платежных ограничений, отсутствие злоупотреблений со стороны монополий, признание профессиональных стандартов, объективный и непредвзятый характер мер регулирования в области торговли услугами. Второе, (специфическое) касается конкретных условий доступа к рынку услуг конкретной страны. Особое место принадлежит режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), который требует от страны предоставить каждому члену ВТО режим доступа к рынку услуг не хуже того, который он предоставляет любой третьей стране. Если доступ ограничен, то он ограничен одинаково для всех. К специфическим обязательствам относится так же национальный режим, означающий, что иностранные услуги и поставщики будут пользоваться теми же условиями доступа к рынку, как и национальные услуги или поставщики.

Анализ норм и правил ГАТТ позволяет сделать вывод, что в отличие от рынка товаров, где либерализация может стать причиной ощутимого ущемления национальных интересов в отдельных отраслях, либерализация в сфере услуг физической культуры и спорта предполагает не только расширение иностранного участия, но и фактически снимает административные барьеры входа на рынок всех его участников, в том числе и представителей национальных услуг. Это, в свою очередь создает условия для появления на рынке новых поставщиков услуг, создания новых рабочих мест, в итоге развития эффективной конкуренции,

доступ к рыноку поставщиков услуг, представляет собой вложение инвестиций. Если либерализация торговли товарами ведет к замещению отечественных товаров на узбекском рынке продукцией иностранных производителей, то при либерализации коммерческого

присутствия иностранцев на узбекском рынке услуг происходит рост объема услуг с использованием имеющихся в Узбекистане материальных и

интеллектуальных ресурсов. Если мы будем опираться только на отечественных производителей услуг в сфере физической культуры и спорта, то качественный уровень развития в стране неизбежно будет отставать от международного уровня.

Вместе с тем, учитывая выгоды от движения в сторону либерализации сферы услуг в физической культуре и спорте, нельзя не учитывать разумный уровень протекционизма отечественных

поставщиков услуг. Принимая на себя обязательства перед странами ВТО, необходимо учитывать специфику отрасли физической культуры и спорта. И с этой точки зрения важно разработать стратегию устойчивого развития сферы услуг в физической культуре и спорте, который стимулировал бы сбалансированное развитие услуг в рамках регионов Узбекистана.

Встает вопрос: нужен ли при этом «государственный протекционизм» и от кого и зачем защищать отечественного производителя?

Вступление в ВТО выгодно, прежде всего, странам, которые экспортируют свою продукцию в другие страны. Если сделать анализ экспортной спортивной продукции и услуг Узбекистана за последние годы, то этот перечень окажется очень скромным. Это футболки фирмы «SAMO» г. Ходжаабада, которые соответствуют международным

стандартам ISO90012008, где высокое качество выпускаемой продукции достигнуто за счет использования современного, высокотехнологичного оборудования фирм Японии, Италии, Китая, а также тренажеры компании

ALPHA SPORT. Вся основная продукция спортивного назначения, выпускаемая в Узбекистане используется для

удовлетворения внутренних потребностей спортивных комплексов страны.

Как видим, круг спортивных товаров и услуг, поставляемых в другие страны, незначителен. Узбекистан состоит в Евразийском экономическом союзе. Товары внутри этого союза таможенными пошлинами на облагаются, т.е. с Россией, с Китаем для Узбекистана проблем нет. Вопросы будут возникать с теми странами, которые не являются членами ВТО, с кем мы связаны торгово-экономическими отношениями. Все здесь будет зависеть от результатов переговорного процесса. Завозимая в Узбекистан спортивного назначения продукция может выдавить отечественную продукцию и стать, с одной стороны, тормозом развития отрасли, выпускающая спортивную продукцию, а с другой, создается конкурентная среда, где будут выживать фирмы и

предприниматели, выпускающие

качественную продукцию на

высокотехнологичном оборудовании. Это будет толчком для замены устаревшего оборудования на современное, более производительное. Это обеспечит наращивание объемов своего экспорта и увеличить валютные поступления в страну.

Конечно, это не произойдет очень быстро. Для этого потребуются финансы, время и государственной протекционизм, направленный на защиту отечественного производителя спортивных товаров и услуг. Руководство страны должно добиться полноправного партнерства со всеми странами членами ВТО, чтобы интересы Узбекистана не ущемлялись, а в процессе переговоров добиться необходимых взаимных уступок и обязательств, связанных с защитой интересов своих производителей экспортеров, потребителей и инвесторов.

Таким образом, значение выгоды и минусы участия Узбекистана в ВТО в сфере производства спортивной продукции и услуг определяются для страны рядом обстоятельств: ВТО представляет собой

организационно-правовую основу

международной торговли, охватывающая 165 стран мира. Кроме того, одно из основных условий ВТО-применение режима наибольшего благоприятствования в торговле между странами-членами этой организации. Далее, участие в ВТО открывает узбекским предприятиям и потребителям спортивной продукции и услуг доступ к более дешевым импортным товарам и услугам, что положительно скажется на развитии сферы производства спортивных товаров, притока в эту сферу иностранных инвестиций.

К минусам вступления Узбекистана в ВТО следует отнести так называемые государственные затраты по внедрению и корректировке. Эти расходы можно рассматривать и как частные. Государственные затраты будут значительными. Наиболее противоречивыми являются частные расходы, связанные с изменениями в ценообразовании и условиями конкуренции. Либерализация торгового режима ведет к изменению местных цен на все виды спортивных товаров и услуг, ввозимых в Узбекистан, которые будут оказывать конкурентное давление на те предприятия, которые до вхождения в ВТО были защищены тарифами и квотами. Поэтому отечественные предприятия,

производящие спортивную продукцию и услуги, должны в подготовительный переходный период изучить возможных зарубежных конкурентов, которые могут занять определенные ниши на узбекском рынке спортивных товаров и услуг,

производства и технологии и освоению отечественной, конкурентоспособной продукции, отвечающей международным стандартам.

Выводы. 1. Вступление Узбекистана в ВТО рассматривается руководством страны в качестве одного из важнейших вопросов внешней политики страны, задачами интеграции Узбекистана в международные экономические

отношения.

2. Участие в ВТО открывает узбекским производителям спортивных товаров и услуг и их потребителям доступ к более дешевым импортным спортивным товарам и услугам, что положительно скажется на развитии этой сферы

3. Экономический эффект, ожидаемый от вхождения на международные рынки, будет достигнут в долгосрочной перспективе взамен обязательств, взятых во время переговорных процедур по торговле.

4. Членство в ВТО подразумевает предсказуемость бизнес-среды и дает гарантии инвестору в необратимости принятых норм, а привлечение иностранных инвестиций для Узбекистана является важной стратегической целью.

5. Применение одного из основных условий ВТО режима наибольшего благоприятствования будет оказывать конкурентное давление на предприятия, выпускающие спортивные товары и услуги, при этом, важно в переговорных процессах добиться необходимых взаимных уступок, связанных с защитой отечественных производителей.

принять меры по модернизации

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики» Народное слово, 8 мая 2018 г., № 92

2. Распоряжение Президента страны Мирзиёева Ш.М. от 28.02.2018 г. «Об организационных мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан»

3. Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО) Учебник: -Москва, Юрайт, 2017г.

4. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении:

Москва, Весь Мир, 2004 .

5. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы. Институт мировой экономики и международных отношений -Москва. Наука.

Р.Х. Набиуллин

Вступление Узбекистана в ВТО рассматривается руководством страны в качестве одного из важных вопросов внешней политики страны.

Значение ВТО и выгодность участия в этой международной торговой организации, куда входят 165 стран мира, охватывающий более 94% объема товарных потоков для Узбекистана определяется рядом обстоятельств. Это применение режима наибольшего благоприятствования открытия доступа к узбекским предприятиям, производящим спортивные товары и услуги и потребителям, доступ к дешевым импортным товарам и услугам, что усилит конкурентную среду среди производителей спортивных товаров и услуг, будет способствовать модернизации, технического и технологического перевооружения сферы производства спортивной продукции, стимулировать притоку иностранных инвестиций в сферу физической культуры и спорта.

Uzbekistan's accession to the WTO is considered by the country's leadership as one of the important issues of the country's foreign policy.

The importance of WTO and the profitability of participation in this international trade organization which includes 165 countries of the World, covering more than 94% of the volume of commodity flows for Uzbekistan is determined by a number of circumstances. As the application of the regime is more and more favorable, opening access to Uzbek enterprises producing sports goods and services and consumers access to cheap imported goods and services, will strengthen the competitive environment among manufacturers of sports goods and services, will promote modernization, technical and technological re-equipment of the production of sports products, to stimulate them the flow of foreign inflow into the sphere of physical culture and sports.

К.Ш.ЗИЯДУЛЛАЕВ, ЩТИСОД ФАНЛАРИ НОМЗОДИ, ДОЦЕНТ, УзДЖТСУ, ЧИРЧЩ А.Х.ИБРАГИМОВ, ЩТИСОД ФАНЛАРИ НОМЗОДИ, ДОЦЕНТ, УзДЖТСУ, ЧИРЧЩ Ж.П.НАРЗИЕВ, ЩТИСОД ФАНЛАРИ НОМЗОДИ, ДОЦЕНТ, УзДЖТСУ, ЧИРЧЩ

З.З. ЮСУПОВ, УзДЖТСУ, ЧИРЧЩ

ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТ СО^АСИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ СТРАТЕГИК МАРКЕТИНГ КОНЦЕПЦИЯСИНИ ИЛМИЙ АСОСЛАШ

Аннотация. Данная статья посвящена основам формирования и научному обоснованию концепции стратегического маркетинга развития сферы физической культуры и спорта, а также приведены основные направления рекламной деятельности спортивных организаций.

Таянч сузлар: инфратузилма, спорт индустрияси, спорт хизмати, спорт маркетинги, маркетинг концепцияси, маркетинг стратегияси, профессионал спорт, реклама, реклама фаолияти, маркетингли бахолаш, инновация.

Долзарблиги. Иктисодиётдаги таркибий узгаришларда ижтимоий соха ва унинг инфратузилмасини

ривожлантиришда спорт индустрияси жахон стандартларига жавоб берувчи замонавий ташкилотлар билан бирга изчил ривожланаётган сохадир. Жисмоний тарбия ва спорт хизматини курсатиш ташкилотларининг иктисодий

самарадорлиги хакида суз юритганда, уларнинг ахоли турмуш даражасини ошириш ва согломлаштириш мухитини

яратишдаги ахамиятига бахо бериш максадга мувофикдир. Жисмоний тарбия ва спорт хизмати курсатиш ташкилотларида маркетингнинг максадли стратегиясини ишлаб чикиш

технологиясини илмий асослаш ва унинг оптималлиги хдкида суз юритиш айни муддаодир. Спортни ривожлантириш буйича Узбекистон Республикаси Президентининг катор фармонлари ва Вазирлар Махкамасининг карорлари чикарилишининг узи бу сохани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.