Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕЖИМА К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕЖИМА К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / регламент / либерализации / устные или письменные инструкции / уведомление / ВТО / внешнеторговый режим. / Uzbekistan / regulation / liberalization / oral or written instructions / notification / WTO / foreign trade regime.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидмусаев, Жасурбек Гофур Угли

В статье рассказывается об особенностях процесса совершенствование законодательства Республики Узбекистан по либерализации внешнеторгового режима к вступлению в ВТО, его общей характеристике, которая является наиболее популярным институтом по рассмотрению споров, экономическая взаимозависимость государств вследствие быстрого расширения взаимных потоков товаров и капиталов, растущего обмена услугами и технологиями превратила мировую экономику в более или менее целостную экономическую систему, связующим звеном в которой стала международная торговля товарами и услугами и движение капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN ON THE LIBERALIZATION OF THE FOREIGN TRADE REGIME BEFORE JOINING THE WTO

The article describes the features of the process of improving the legislation of the Republic of Uzbekistan on the liberalization of the foreign trade regime for accession to the WTO, its general characteristic, which is the most popular institution for dispute resolution, the economic interdependence of states due to the rapid expansion of mutual flows of goods and capital, the growing exchange of services and technologies has turned the world economy into a more or less integral economic system, the link in which international trade in goods and services and the movement of capital.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕЖИМА К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕЖИМА К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО

Саидмусаев Жасурбек Гофур угли

Магистрант Ташкентского государственного юридического университета: Медиация и альтернативные методы разрешения споров

В статье рассказывается об особенностях процесса совершенствование законодательства Республики Узбекистан по либерализации внешнеторгового режима к вступлению в ВТО, его общей характеристике, которая является наиболее популярным институтом по рассмотрению споров, экономическая взаимозависимость государств вследствие быстрого расширения взаимных потоков товаров и капиталов, растущего обмена услугами и технологиями превратила мировую экономику в более или менее целостную экономическую систему, связующим звеном в которой стала международная торговля товарами и услугами и движение капитала.

Ключевые слова: Узбекистан, регламент, либерализации, устные или письменные инструкции, уведомление, ВТО, внешнеторговый режим.

Maqolada JSTga a'zo bo'lish uchun tashqi savdo rejimini liberallashtirish boyicha O^zbekiston Respublikasi qonunchiligini takomillashtirish jarayonining o^ziga xos xususiyatlari, nizolarni hal qilishning eng mashhur instituti bolgan umumiy tavsifi, tovarlar va kapitalning o^zaro oqimlarini jadal kengaytirish, xizmatlar va texnologiyalar almashinuvining o^sib borishi tufayli davlatlarning iqtisodiy o^zaro bogliqligi jahon iqtisodiyotini ko^proq yoki kamroq integral iqtisodiy tizimga aylantiradi.

Kalit so'zlar: O'zbekiston, tartibga solish, erkinlashtirish, og'zaki yoki yozma ko'rsatmalar, bildirishnoma, JST, tashqi savdo rejimi.

The article describes the features of the process of improving the legislation of the Republic of Uzbekistan on the liberalization of the foreign trade regime for accession to the WTO, its general characteristic, which is the most popular institution for dispute resolution, the economic interdependence of states due to the rapid expansion of mutual flows of goods and capital, the growing exchange of

+99890-926-73-76

АННОТАЦИЯ

ANNOTATSIYA

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

services and technologies has turned the world economy into a more or less integral economic system, the link in which international trade in goods and services and the movement of capital.

Keywords: Uzbekistan, regulation, liberalization, oral or written instructions, notification, WTO, foreign trade regime.

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия в сфере международной торговли произошли существенные изменения. Таким образом, вступление в ВТО стало одним из важнейших и необходимых факторов экономического роста. Общеизвестно, что главная цель Республики Узбекистан сегодня - улучшение экономической ситуации в стране, создание благоприятного экономического и инвестиционного климата в стране, а также обеспечение благосостояния населения путем поддержки бизнеса. Для достижения этих целей одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед Республикой Узбекистан - стать полноправным членом Всемирной торговой организации. Это потому, что Всемирная торговая организация - единственная международная организация, которая регулирует правила международной торговли во всем мире. Однако среди ученых и экспертов в области международной торговли обсуждается вопрос о том, готов ли Узбекистан вступить во Всемирную торговую организацию и что Всемирная торговая организация (ВТО) предоставит узбекской экономике.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в магистерской диссертации выступает ВТО как основной инструмент системы регулирования международной торговли. Предметом исследования служат новые явления теоретических и практических аспектов совершенствования ВТО в условиях глобализации мировой экономики.

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование роли, места и тенденций развития ВТО с точки зрения всестороннего анализа вступления нашей республики в эту организацию. Требование применения национального режима, которое является одним из основных условий ВТО, подразумевает те же требования к иностранным товарам и услугам, что и к национальным товарам. Это условие должно быть тайно изучено соответствующими министерствами. В противном случае промышленники Узбекистана могут пострадать в результате обострения конкуренции на внутреннем рынке. В то же время необходимо глубоко изучить рынки

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

зарубежных стран, а также принять меры для эффективного использования политики национального режима. Зарубежный опыт показал, что при вступлении в ВТО целесообразно продолжить реализацию избирательной протекционистской политики, повысить конкурентоспособность отечественных производителей и использовать переговоры для укрепления экономики республики.

Степень изученности проблемы. При исследовании сущности, свойств и принципов системы об особенностях процесса совершенствование законодательства к ВТО диссертантом были учтены и использованы аналитические материалы таких авторов как Питер Ван Де Бош., Батурина В.В., Хасбулатов Г.В. В своей исследовательской работе они уделили особое внимание деятельности Всемирной Торговой Организации, ее роли и значению в международной торговле, а также вопросам присоединения к этой организации. В отечественной литературе достаточно подробно изучены теоретические аспекты средств мирного разрешения международных споров, в особенности судебного разбирательства. Способам разрешения межгосударственных споров посвящены работы отечественных ученых: Назарова Г.Г., Халилов Х., Эштаев А., Хакимов Н.З., Салихова Н., Бободжонов Б.Р.; Ю.Т. Додобоев Н., Зуфарова Н.А. и другие [1, с-565.]. Отличительные черты и свойства систем разрешения споров в отдельных областях международного сотрудничества были изучены и отраслевые аспекты данной проблемы.

Методы исследования. В стати использовались сравнительный, аналитический и доктринальный методы.

Следует отметить, что Утверждение состава Межведомственной комиссии по работе с Всемирной торговой организацией Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан ведется многопрофильная работа по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию.

По мнению экспертов, членство в этой организации не только создаст инвестиционный климат в стране, но и увеличит экспортный потенциал. Сегодня наша страна пытается занять свое место на международном рынке. Когда Узбекистан присоединяется к ВТО, он получает льготы по определенным положениям соглашений ВТО. Также возможно согласование

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

компенсационных мер, если существует вероятность ухудшения платежного баланса.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Тактика и стратегия в переговорном процессе должны основываться на тщательном изучении опыта стран - членов ВТО. Многие страны расширяют существующие определения перед вступлением в ВТО. После вступления в ВТО страна не сможет в одностороннем порядке повышать тарифы [2, с-470.]. Основная цель переговорной стратегии - внести первоначальные предложения о преимуществах и обязательствах республики. В то же время, исходя из своих приоритетов и преимуществ, наша страна должна отстаивать свою позицию в двусторонних переговорах с каждым членом ВТО. В связи с этим особое внимание следует уделить определению объема льгот и обязательств, ведь недостаточное внимание к этим вопросам может негативно сказаться на экономике республики [3, с-170.].

Членство во Всемирной торговой организации приносит странам - членам экономические выгоды. Что касается положительных сторон членства в организации, то экономический интерес в первую очередь, поможет снять барьеры для взаимной торговли, мирное разрешение экономических споров в социальной и политической ситуации в стране окажет положительное влияние на уровень жизни населения, повышение уровня жизни населения, предоставление людям возможности потреблять качественные продукты, либеральная торговля увеличит доход страны окажет положительное влияние на занятость, снизит накладные расходы на торговлю, для потребителей служит снижению затрат на национальную продукции за счет экспортируемой продукции, увеличить объем отечественного производства, анализируя процессы происходящие в международной торговле следует отметить, что либерализация является ее основным направлением. Значительное снижение таможенных пошлин, устранение многих ограничений, квот и других барьеров создадут равные возможности [4, с-29.].

28.01.2022 г. Согласно по № УП-60 «О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА НА 2022 — 2026 ГОДЫ» главным целом вступление во Всемирную торговую организацию и проведение переговоров с государствами-членами Всемирной торговой организации. Повышение потенциала специалистов Узбекистана в области Всемирной торговой организации и многосторонней торговой системы. Разработка

Oriental Renaissance: Innovative, VOLUME 2 | ISSUE 3

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor (J). SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

соответствующих предложений по приведению национального законодательства в сферах технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и защиты интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями соглашений Всемирной торговой организации. Изучение влияния членства Узбекистана во Всемирную торговую организацию на сферы металлургии, текстиля, пищевую промышленность, производство автомобилей. Изучение влияния на национальную экономику членства Узбекистана во Всемирную торговую организацию. Развитие системы защиты нетарифными мерами внутреннего рынка согласно правилам Всемирной торговой организации. Разработка мер поддержки и субсидирования экспорта согласно правилам Всемирной торговой организации.

Подписаны соглашения со следующими странами об избежание двойного налогообложения во внешней политике Республики Узбекистан. Таблица Список стран

i Австрия i4.06.2000 г. 2S Литва 18.02.2002 г.

2 Азербайджан 27.05.1996г. 29 Люксембург 02.0V.199V

3 Смотреть 05.06.2009 30 Малайзия 06.i0.199V

4 Беларусь 22.12.1994 г. 31 Молдова 30.03.1995 г.

5 Бельгия 14.11.1996 г. 32 Голландия 1S.10.2001.

6 Болгария 24.ii.2003. 33 ОАЭ 26.10.2007 г.

V Британия 15.10.1993 г. 34 Омман 30.04.2009 г.

S Венгрия iV.04.200S. 35 Пакистан 22.05.1995 г.

9 Вьетнам 28.04.1996 г. 36 Польша 11.01.1995.

i0 Германия 0V.09.i999 3V Россия 02.03.1994 г.

ii Греция 01.04.1997 г. 3S Румыния 06.06.1996.

i2 Грузия 28.05.1996 г. 39 Саудовская Аравия 1S.11.200S

В Израиль 15.09.1998 г. 40 Сингапур 24.0V.200i.

i4 Индия 29.07.1993 г. 41 Словакия 6.04. 2002 г.

i5 Индонезия 27.08.1996 г. 42 Словения 11.02.2002.

i6 Иордания 23.ii.20i0 43 Таиланд 23.04.1999 г.

iV Иран 26.04.2002 г. 44 Туркменистан 16.01.1996 г.

iS Ирландия ii.0V.20i2. 45 Турция 0S.05.1996.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

19 Испания 08.07.2013. 46 Украина 10.11.1994 г.

20 Италия 21.11.2000 г. 47 Финляндия 09.04.1998 г.

21 Казахстан 12.06.1996 г. 48 Франция 22.04.1996 г.

22 Канада 17.06.1999 г. 49 Чехия 02.03.2000 г.

23 Китай 03.07.1996. 50 Швейцария 03.04.2002 г.

24 Ю. Корея 11.02.1998 г. 51 Эстония 28.09.2012.

25 Кувейт 19.01.2004. 52 Япония 18.01.1986.

26 Кыргызстан 24.12.1996 г. 53 Таджикистан 09.03.2018.

27 Латвия 03.07.1998. 54 Египет 05.09.2018.

Если мы станем членом ВТО, мы должны придерживаться национального режима, и поэтому естественно, что мы опасаемся, что наши хозяйствующие субъекты окажутся в сложной ситуации. Однако после вступления в ВТО мы также должны принять меры, чтобы воспользоваться национальными режимами ее государств-членов и тем самым компенсировать наши потери [5, с-43.].

Практическая необходимость проведения разумной политики протекционизма заставляет по-новому взглянуть на проблему вступления Узбекистана в ВТО. Безусловно, полноценное членство в этой организации позволит Узбекистану участвовать в многостороннем регулировании мировой торговли и поможет снять серьезные барьеры на пути продвижения отечественных товаров на рынки других стран. По этой причине необходимость вступления в ВТО в качестве члена в целом не вызывает споров. В то же время определенные условия вступления в данную организацию требуют тщательного изучения. Также, с точки зрения второй стороны, Узбекистан, присоединившись к ВТО, будет вынужден снизить таможенную пошлину, отменить льготы по таможенным платежам, что в конечном итоге приведет к дальнейшему расколу рынка, банкротству части предприятий и отраслей и обострению социальной ситуации, что приведет к последствиям, несопоставимым с выгодами от членства в ВТО. Конечно, мы также должны внимательно относиться к этим мнениям и соображениям и изучать каждый случай.

Вступление в ВТО само по себе не должно быть отдельной целью, следует обратить внимание на то, что для нас важны не сроки вступления в ВТО, а условия вступления в ВТО. Продолжая переговоры с ВТО, следует

использовать время для повышения конкурентоспособности отечественных

1359

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

производителей и усиления защиты отдельных секторов внутреннего рынка. В свою очередь, для переговоров необходимо иметь четкое представление о приоритетах государственной структурной политики на ближайшие годы, а также о программе совершенствования механизма регулирования импорта и поддержки экспорта, в том числе продуктов и услуг интеллектуального труда. Опираясь на такие представления, можно четко обозначить границы допустимых уступок с целью присоединения к Всемирному торговому сообществу. Также будет целесообразным детальный расчет общего эффекта (прибыли и убытков) от каждого шага на пути к сближению национальных и международных норм регулирования оборота товаров и услуг. Среди специалистов распространено мнение о высокой степени открытости рынков стран-членов ВТО, при которой средний уровень их барьеров определения традиционно оценивается в пределах 5-7%. Именно этот уровень определяет средний уровень защищенности внутренних рынков стран рассматриваемой организации, и именно на него должна ориентироваться страна, стремящаяся стать полноправным членом ВТО.

Узбекистан при вступлении в ВТО получает льготы по некоторым правилам соглашений ВТО. Кроме того, если есть вероятность ухудшения платежного баланса, можно также добиться применения компенсационных мер путем переговоров. Требование о применении национального режима, являющееся одним из основных условий ВТО, предусматривает предъявление к иностранным товарам и услугам таких же требований, как и к национальным товарам. Данное условие должно быть тщательно изучено в соответствующих министерствах. В противном случае узбекские промышленники могут пострадать из-за усиления конкуренции на внутреннем рынке. Вместе с тем необходимо глубоко изучить рынки зарубежных стран и принять меры по эффективному использованию политики национального режима.

Зарубежный опыт показал, что при вступлении в ВТО целесообразно продолжить реализацию селективной политики протекционизма, использовать переговоры для повышения конкурентоспособности национальных производителей и укрепления экономики республики. В ходе переговоров тактика и стратегия должны строиться на основе тщательного изучения опыта стран-участниц ВТО. Многие страны увеличивают существующие определения до вступления в ВТО. Потому что, вступив в ВТО, страна не сможет в одностороннем порядке повысить тарифы. Основной целью стратегии переговоров является внесение первоначальных предложений по уступкам и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

обязательствам Республики. При этом республика, исходя из своих приоритетов и преимуществ, должна отстаивать свою позицию в ходе двусторонних переговоров с каждым членом ВТО.

Сложность системы права ВТО еще усиливается многочисленными отсылками к другим международным соглашениям и общепризнанным нормам общего международного права. Нормы, составляющие право ВТО, с одной стороны, образуют единую систему [6, с-58.]. С другой стороны, разнообразие компонентов, регулирующих отношения между членами ВТО, настолько велико, что в литературе говорят о его «мозаичности». Разнообразие источников права ВТО делает его применение как членами, так и органами разрешения споров, весьма непростым делом. Использование права ВТО осложняется его характерной особенностью - оно имеет «пакетный» характер, то есть государство, присоединяющееся к ВТО, должно принять на себя все содержащиеся в нем обязательства, и не имеет права выбора, какое обычно действует в договорном праве. «Пакетный подход» в ВТО выражается в нескольких формах: в единстве правового регулирования; в учете особых интересов разных групп государств; в виде развитой концепции «устойчивого развития». В праве ВТО идея «пакета» должна устранить перекос, образовавшийся во время действия ГАТТ, когда некоторые государства получали только преимущества в силу распространения на них принципа наибольшего благоприятствования [7, с-79.].

Одним из важнейших условий присоединения новых государств к ВТО является приведение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с условиями пакета соглашений уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения пакет документов, согласованный рабочей группой и утвержденный Генеральным советом, будет ратифицирован национальным законодательным органом страны присоединения [8, с-90.]. После этого перечисленные обязательства становятся частью ВТО и национального законодательства, при этом государство получает статус члена ВТО. Вступление в ВТО открывает перед Узбекистаном целый ряд возможностей для вхождения в мировое хозяйство. Но вступление в ВТО означает принятие его условий. Поэтому Узбекистан должен стать членом с учетом своих национальных интересов.

Поскольку Узбекистан является страной с переходной рыночной экономикой, он имеет право пользоваться рядом льгот в процессе вступления в

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ВТО. Для вступления в ВТО Узбекистан должен принять условия следующих соглашений, принятых в рамках ВТО:

1) общее соглашение о свободной торговле и определениях (ГАТТ);

2) генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

3) соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности;

4) сельскохозяйственное соглашение;

5) соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах;

6) сделка купли - продажи инвестиционного актива;

7) соглашение о применении статьи VI ГАТТ (антидемпинговое соглашение);

8) Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (соглашение о таможенной оценке);

9) сделки с одеждой и текстильными товарами;

10) соглашение о технических барьерах в электронной торговле;

11) соглашение об инспекции перед перегрузкой;

12) соглашение о лицензировании импорта;

13) соглашение по государственным субсидиям и компенсационным мерам.

Нам необходимо углубить реформу системы денежного обращения в банковском секторе. Потому что наша банковская система не ориентирована на сильных клиентов. Примером этого является то, что доля основного оборота иностранных компаний в нашей стране принадлежит иностранным банкам. Нам, как и в зарубежных странах, необходимо специализироваться на банках и налаживать качественные услуги, а также повышать уровень надежности. Если мы не создадим прозрачную систему защиты прав собственности во всех регионах страны, рыночная экономика не будет развиваться, сюда не пойдут инвесторы. Сегодня условия, созданные для предприятий, не равны. Это одно из самых больших препятствий на пути развития конкуренции. А конкуренция -двигатель рыночной экономики. Мы не можем двигаться вперед, если не создадим развитую конкурентную среду. Нам необходимо создать в стране такую среду, в которой потребители смогут найти самое доступное качество и цену в любое время и в любом месте.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ВТО предполагает наличие собственного эффективного механизма разрешения споров между странами-членами, основанного на положениях

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

соглашения GATT-47. Однако система разрешения споров в рамках GATT нуждалась в реформе, и остро стояла проблема адекватного регулирования процедуры. Вступление Узбекистана в ВТО приносит республике следующие выгоды:

1. Введение в эффективную систему разрешения конфликтов. Членство в ВТО также означает что, если государство - член нарушает правила ВТО в ущерб Узбекистану, к Узбекистану будет применяться справедливая и эффективная процедура решения вопроса в Органе по разрешению споров ВТО.

2. Большое влияние на универсальность торговую систему. В отличие от отдельных двусторонних переговоров Узбекистана с торговыми партнерами, Всемирная Торговая Организация оказывает значительное влияние на функционирование многосторонней торговой системы в Узбекистане благодаря своей способности достигаться в других торговых комитетах и подкомитетах

3. Уменьшение государственной бюрократии. Чтобы стать членом ВТО, Узбекистану необходимо снять многие существующие правовые и нормативные ограничения на внешнеторговые операции и упростить другие методы со всеми существующими режимами торговых режимов. Это приводит к значительному сокращению количества необходимых документов и количества государственных служащих, управляющих различными аспектами существующей системы. Правительство Узбекистана сможет перераспределить ресурсы, используемые для этих задач, на другие приоритеты что в свою очередь приведет к более эффективному использованию государственного бюджета.

4. Увеличение доходов государственного бюджета. Членство в ВТО имеет большой потенциал для значительного увеличения доходов Узбекистана. В то же время это увеличивает доходы бюджета с учетом государственных таможенных пошлин (рост продаж) и налогов (рост деловой активности). Если иностранные инвесторы знают, что Узбекистан является членом ВТО или находится в процессе присоединения, они будут уверены, что вкладывают деньги в Узбекистан. Вступление Узбекистана в ВТО приведет к пересмотру многих законов, поправкам или созданию новых законов, а также многим двусторонним и многосторонним межправительственным соглашениям и договорам с зарубежными странами требует изменений. Некоторые из этих изменений и дополнений следует принять независимо от содержания переговоров о вступлении в ВТО. Это относится к безусловным обязательствам

ВТО.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

любой присоединяющейся страны, таким как обеспечение национального режима импорта товаров, единообразия гарантий или ограничений доступа на узбекский рынок.

Таким образом, вступление Узбекистана в ВТО напрямую связано со следующими преимуществами:

- Доступ к зарубежным рынкам: членство в ВТО обеспечивает свободный доступ к национальным товарам и услугам на рынках более 150 стран;

- Относительно стабильная внешнеторговая среда: относительно стабильная внешнеторговая среда была создана между государствами-членами из-за ограниченной способности стран-членов ВТО отказаться от своих обязательств. Способствует развитию внешнеторговой политики государства, перспективам, планам, повышает его устойчивость;

- Защита от незаконной торговли некоторыми товарами: правила ВТО запрещают и принимают соответствующие меры для защиты от незаконных средств внешней торговли, таких как субсидии и демпинг;

- Относительно стабильная, удобная и заранее спланированная среда для иностранных инвесторов, имеющих доступ к оборудованию и технологиям;

- Увеличение продаж и, как следствие, производства и занятости. Беспрепятственный выход на внешние рынки увеличит объем экспорта узбекских товаров и услуг, что позволит более эффективно удовлетворять потребности потребителей в дешевых товарах на мировом рынке;

- Присоединение к эффективной системе разрешения споров: Узбекистан будет иметь возможность разрешать споры справедливо и эффективно в Органе по разрешению споров ВТО в случае ущерба, причиненного нарушением правил ВТО любой страной;

REFERENCES

1. Международное экономическое право. Учебник. Ответственный редактор ЮФН, проф. Г.Юлдашева // Коллектив авторов. - Т .: Издательство ТГУ, 2019. с.565.;

2. Право международных организаций. Учебное пособие. Ответственный редактор ЯФД, профессор Мухаммеджанов А.З. // Коллектив авторов. - Т .: Издательство ТГУ, 2019. c 470.

3. Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО: избранные решения (1952-2005гг.) - М., Волтерс Клувер. 2006. c 170.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Дополнительная литература:

4. Право ВТО: теория и практика применения. Монография/под редакцией Л.П. Ануфриевой. М. 2016. с 29.

5. Смбатян А.С. Решения органов международного правосудия в системе международного публичного права. - М., Статут 2012. с 43.

6. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации/ Учебное пособие по праву ВТО. - М.: Международные отношения, 2017. с 58.

7. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.:Академкнига, 2003. с 79.

8. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система, 2015. с 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.