Научная статья на тему 'Анализ факторов, определяющих развитие внешней торговли предприятий Узбекистана'

Анализ факторов, определяющих развитие внешней торговли предприятий Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЭД / ВТО / ТАМОЖЕННЫЕ СТАВКИ / БАРЬЕРЫ / ЛЬГОТА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТАМОЖЕННАЯ ОЧИСТКА ТОВАРОВ / FOREIGN TRADE / WTO / TARIFF RATES / BARRIERS / FAVOR / EXPORT / IMPORT / CUSTOMS CLEARANCE OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авулчаева Ф. Ж.

В работе проведен системный анализ состояния и перспектив внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан в свете присоединения к ВТО. Изучены факторы влияющие на ВЭД, предложены решения проблем по активизации ВЭТ в рамках вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, определяющих развитие внешней торговли предприятий Узбекистана»

Авулчаева Ф.Ж. ©

Ассистент кафедры «Менеджмент»,

Ферганский политехнический институт, Узбекистан

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация

В работе проведен системный анализ состояния и перспектив внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан в свете присоединения к ВТО. Изучены факторы влияющие на ВЭД, предложены решения проблем по активизации ВЭТ в рамках вступления в ВТО.

Ключевые слова: ВЭД, ВТО, таможенные ставки, барьеры, льгота, экспорт, импорт, таможенная очистка товаров.

Keywords: Foreign Trade, WTO, tariff rates, barriers, favor, export, import, customs clearance of goods.

Необходимость максимизации выгод Республики Узбекистан от ее участия в международном разделении труда, рационализации импорта и диверсификации экспорта, повышения в структуре производства и экспорта товаров с высокой степенью обработки, настоятельно требуют перехода к политике экспортной ориентации, повышения степени открытости экономики. Это предполагает дальнейшую либерализацию внешнеторговой политики, создание конкурентной среды в экономике, углубление экономических и институциональных реформ во всех сферах народного хозяйства. Основным направлением либерализации внешнеторговой политики в среднесрочной перспективе должно быть, на мой взгляд, приспособление существующего режима к требованиям ВТО. Либерализация импортной политики Узбекистана должна охватить как тарифные, так и нетарифные инструменты регулирования импорта. Согласно действующим правилам, импортные таможенные пошлины взимаются с 97 товарных групп, по около пятисот наименованиям товаров. При этом 136 наименований товаров облагаются по ставке 5%, 184 наименования- 10% и 137 наименований- 30% [1]. Для завозимых машин, станков, технологического оборудования, лесоматериалов и древесины ставки импортной пошлины нулевые. Указанные ставки импортных пошлин соответствуют режиму наибольшего благоприятствования, который, в соответствии с перечнем, зарегистрированным в Министерстве юстиций, в настоящее время представлен 49 странам мира. В отношении государств, на который такой режим не распространяется, действуют удвоенные ставки таможенных пошлин. Хотя существующая разница в ставках и базе обложения акцизным налогом отечественных и импортных товаров объясняется необходимостью защиты местных производителей и пополнения государственного бюджета, тем не менее, ее следствием являются рост нелегального импорта, сильное искажение цен и неэффективное распределение, и использование ресурсов. По этой причине, вопросы унификации налога на импортные и отечественные товары, пересмотра его ставок и перечня облагаемых им товаров, являются актуальными как в свете вступления страны в ВТО, так и с точки зрения повышения экономической эффективности.

Поставки товаров по импорту в Узбекистане в настоящее время облагаются и НДС, в основном по ставке 20%. При этом применяется ряд льгот и исключений. Однако, с точки зрения ВТО освобождение импорта от НДС является дискриминационным по отношению к отечественным производителям аналогичной продукции. Обратная ситуация возникает, когда отечественные товары не облагаются НДС, а импортные - облагаются. И первый и второй случай противоречат принципам ВТО, предусматривающим установление одинакового режима обложения НДС, как при импорте товаров, так и при производстве в республике. Ключевой проблемой развития страны на сегодняшний день является высокий уровень тарифного и нетарифного протекционизма по отношению к импорту. Высокие торговые барьеры ограничивают импорт не только потребительских товаров, но и промежуточных товаров, необходимых для развития национальных производств, ориентированных как на экспорт, так и на внутренний рынок. Ограничение внешней конкуренции на внутреннем рынке создает стимулы для неэффективного распределения экономических ресурсов, и повышает заинтересованность национальных агентов рынка в поисках «рентного дохода», в связи с чем в среднесрочной и долгосрочной перспективе снижается относительная конкурентоспособность защищенных от импорта отраслей. По нашему мнению, к факторам, сдерживающим развитие

© Авулчаева Ф.Ж., 2013 г.

экспорта страны, относятся и существующие ограничения к валюте расчетов. В настоящее время, при внешнеторговых операциях применяются, в основном, свободно-конвертируемые валюты. В расчетах с Российской Федерацией и Украиной допускается использование, как национальных валют этих государств, так и сумов (национальная валюта Узбекистана).

Проведенный нами системный анализ показывает, что по многим видам продукции экономически целесообразен и не создает особых трудностей для покупателей экспорт узбекских товаров за национальную валюту или валюту стран СНГ, в то время как за СКВ эти товары не пользуются спросом. Это говорит о необходимости сокращения до разумного минимума списка товаров, которые разрешается экспортировать только за свободно-конвертируемую валюту. В этом перечне следует оставить сырьевые товары, цены на которые на мировом рынке формируются только в долларах США (хлопок-волокно, цветные и драгоценные металлы). Для всех остальных товаров, требование расчетов в свободно конвертируемой валюте, представляется тормозом в продвижении их на зарубежные рынки.

Более чувствительным аспектом регулирования экспорта в свете вступления страны в ВТО являются налоговые и другие фискальные льготы при экспорте. Соглашении ВТО о субсидиях и компенсационных мерах предусматривает жесткие основы субсидирования по отношению к отечественным производителям. Меры поддержки в виде субсидий рассматриваются дополнительными финансовыми преимуществами, предоставленными хозяйствующим субъектам, создавая при этом несправедливую торговую среду.

Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках и увеличения валютных поступлений в страну является развитие рыночной инфраструктуры, обслуживающей экспортеров. Республика обладает большим потенциалом в области производства и экспорта продукции малых предприятий, особенно продукции сельского хозяйства. Однако из-за отсутствия эффективной системы заготовки, переработки, хранения и реализации этой продукции, особенно на экспорт, сельскохозяйственные производители в периоды массового созревания урожая, часто не в состоянии покрыть даже издержки производства и транспортировки. Значительная часть выращенного в периоды массового созревания урожая попросту погибает[2].

Таким образом, в настоящее время производители-экспортеры имеют значительные налоговые и иные льготы при экспорте, тогда как фирмы-посредники этих льгот лишены. Однако, у предприятий малого и частного бизнеса, особенно у сельскохозяйственных, немного возможностей в расширении экспорта своей продукции. А в это время на мировом рынке идет жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта. Реализация любого продукта за рубежом требует проведения маркетинговых исследований, изучения спроса на продукцию, рекламирования свое продукции, использования соответствующих дорогостоящих средств транспортировки, заключения контрактов на поставку и, ели это необходимо, защиты своих интересов в судебном порядке. И все это, позволяет максимально использовать преимущества разделения труда. Посреднические фирмы, специализирующиеся на экспорте, могут решать эти проблемы более профессионально и эффективно [3]. Отсюда вытекает необходимость создания благоприятных условий для тех заготовительных организаций и посреднических фирм, которые занимаются покупкой у производителей, особенно у малых предприятий и экспортом продукции.

В целях решения выявленных ранее проблем предлагаются следующие рекомендации:

1. В целях стимулирования производства и экспорта продукции высокой степени переработки предлагается ввести дифференцированную систему налоговых и таможенных льгот, предусматривающую применение более широких льгот для производителей и экспортеров.

2. В целях обеспечения предприятий необходимыми оборотными средствами необходимо обеспечить снятие запрета на оказание факторинговых услуг убыточным предприятиям.

3. Проблемы в области совершенствования менеджмента и маркетинговой работы предлагается решить через внедрение корпоративной (кластерной) формы организации предприятий, в том числе и за счет привлечения иностранных инвесторов[4].

4. В целях создания условий для развития этой формы экономической организации в отрасли необходимо создать стимулы для развития корпоративной организации производства, такими мерами могут стать: освобождение внутрикорпорационных поставок от НДС и взимание этих налогов с предприятий производящих конечную продукцию в рамках корпораций.

Таким образом, в процессе либерализации экономики с целью перехода к политике стимулирования экспорта, достижения сбалансированности платежного баланса, повышения эффективности распределения и использования ресурсов и тем самым достижения устойчивого

экономического роста возможно, по нашему мнению, при реализации вышеназванных мероприятий в

ближайшей перспективе развития национальной экономики Узбекистана.

Литература

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.08.2009 г. № ПП-1169 «О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности»// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 32-33

2. Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы состояния и эффективной деятельности инфраструктуры малого бизнеса в Узбекистане //Экономическое возрождение России. - 2010. - Т. 26. - №. 4. - С. 170-176.

3. Курпаяниди К.И. Потенциальные возможности интенсивного стимулирования экономического роста. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013.-№3.С. 97-99.

4. Воловик Н., Харина К. Внешняя торговля. // Экономико-политическая ситуация в России. - 2012. -№ 4. -С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.