ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА В ВТО
А.М. Абдуллаев, канд. экон. наук, доцент А.Л. Ахмедов, студент И.Ш. Толибов, студент Ферганский политехнический институт (Узбекистан, г. Фергана)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10660
Аннотация: В статье выявлены ключевые проблемы, связанные с процессом присоединения Республики Узбекистан к Всемирной торговой организации. Даны рекомендации по присоединению опыта других государств и всех возможностей нормативно-правовой базы ВТО для обеспечения успеха переговорного процесса с учетом национальных интересов Узбекистана.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, вступление в ВТО, мнение экспертов, Узбекистан, правовое регулирование.
Всемирная торговая организация (ВТО) является единственной глобальной международной организацией, занимающейся правилами торговли между странами. В его основе лежат соглашения ВТО, заключенные и подписанные большинством торговых стран мира и ратифицированные в их парламентах. Цель состоит в том, чтобы торговля проходила как можно более плавно, предсказуемо и свободно. Штаб -квартира находиться в Швейцарии в городе Женеве. Образованное 1 января 1995 г, на сегодняшний день организация насчитывает 164 стран - участников. Все участники присоединились к системе в результате переговоров, и поэтому членство означает баланс прав и обязанностей. Все участники пользуются привилегиями, которые им предоставляют другие страны-члены, и безопасностью, которую обеспечивают правила торговли. В свою очередь, участники должны взять на себя обязательства открыть свои рынки и соблюдать правила - эти обязательства были результатом переговоров о членстве (или «вступлении»). Страны, ведущие переговоры о членстве, являются «наблюдателями» в ВТО [1]. Главной целью системы является содействие торговле как можно более свободно - при условии отсутствия нежелательных побочных эффектов - потому что это важно для экономического развития и благосостояния. Это отчасти означает устранение препятствий. Это также означает,
что отдельные лица, компании и правительства должны знать, каковы правила торговли во всем мире, и дать им уверенность в том, что не будет внезапных изменений политики. Другими словами, правила должны быть «прозрачными» и предсказуемыми. ВТО служит форумом для переговоров по соглашениям, направленным на уменьшение препятствий на пути международной торговли и обеспечение равных условий для всех, что способствует экономическому росту и развитию. ВТО также обеспечивает правовые и институциональные рамки для реализации и мониторинга этих соглашений, а также для урегулирования споров, возникающих в связи с их толкованием и применением. Нынешний свод торговых соглашений, включающих ВТО, состоит из 16 различных многосторонних соглашений (сторонами которых являются все члены ВТО) и двух различных многосторонних соглашений (сторонами которых являются только некоторые члены ВТО) [2].
В частности, основными направлениями деятельности ВТО являются: переговоры по сокращению или устранению препятствий для торговли (импортные тарифы, другие барьеры в торговле) и согласование правил, регулирующих ведение международной торговли (например, антидемпинговые, субсидии, стандарты на продукцию и т. д.); администрирование и мониторинг применения согласованных правил ВТО в
отношении торговли товарами, торговли услугами и прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей; мониторинг и анализ торговой политики наших членов, а также обеспечение прозрачности региональных и двусторонних торговых соглашений; урегулирование споров между нашими членами относительно толкования и применения соглашений; наращивание потенциала правительственных чиновников развивающихся стран в вопросах международной торговли; содействие процессу вступления около 30 стран, которые еще не являются членами организации; проведение экономических исследований, сбор и распространение данных о торговле в поддержку других основных направлений деятельности ВТО; разъяснение и информирование общественности о ВТО, ее миссии и ее деятельности.
Процесс присоединение Республики Узбекистана к ВТО начался с проведения политики либерализации внешнеэкономической деятельности. В 1994 году Республика Узбекистан подала первый запрос о вступление как полноправного члена организации. ВТО организовала рабочую группу по присоединению, на основе этого запроса. В 2017 году был принят Указ Президента УП-4947 соответствии с которым разработана Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [3]. Где третьим приоритетным направлением Стратегии определены и проводятся кардинальные реформы по либерализации валютного регулирования, внешнеторгового режима, таможенного и налогового законодательства, что создает самые благоприятные условия для возобновления процесса вступления Узбекистана в ВТО. В рамках проработки вопросов вступления Узбекистана в ВТО и привлечения технического содействия Министерством инвестиции и внешней торговли Республики Узбекистан при поддержке Программы развития ООН системно организовываются рабочие встречи с представителями таких международных организаций, как Азиатский банк развития (ADB), Всемирный банк, Агентство США по международному развитию (USAID), Деле-
гация Европейского Союза в Узбекистане, Германское общество по международному сотрудничеству ^К) и других.[4]
Присоединение к ВТО даёт возможность для Узбекистана увеличивать перспективы увеличения научно-технического прогресса в отраслях за счет приобретение и покупки эффективного и надежного импортного оборудования. Кроме того, при вступлении в ВТО отечественные экспортеры получат более легкий доступ к зарубежным рынкам. Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов, и, как показывает опыт недавно присоединившихся стран, это долгий процесс, он может занимать несколько лет [5].
Это так называемый переходный подготовительный период, который Узбекистан максимально использует для анализа и оценки последствий членства в данной организации, просчета плюсов и предположительных рисков, а также других превентивных мер [6]. Во избежание негативных последствий на экономику от вступления Узбекистана в ВТО данный процесс планируется осуществлять на основе всесторонней оценки готовности отдельных секторов экономики, различных групп отечественных товаропроизводителей и соответствия используемых механизмов государственного регулирования экономики [7, 8].
Рассмотрим некоторые примеры вступления в ВТО крупнейших внешнеторговых партнеров Узбекистана. Например, КНР. В 2001 г. КНР вступила в ВТО. Это дало Китаю увеличение реального объема ВВП в четыре с лишним раза, занятия им второго места в мире по объему номинального ВВП в мире (в 2018 году 13,407 трлн. Долларов США), а также резкого роста объёма ПИИ, кроме того наблюдается увеличение внешнеторгового оборота в семь раз. Вместе с этим средневзвешенный импортный таможенный тариф уменьшился течение 10 лет пять раз. В результате этого, сильное развитие получил высокотехнологичный сектор Китая. Большую роль также играет валютная и монетарная политика государства, которые помогли стабилизировать валютный курс и включить нацио-
нальную валюту юань в число резервных сырья из России в результате сокращения валют мира. объемов промышленного и сельскохозяй-
Вступление в ВТО России. Чтобы всту- ственного производства по причине роста пить в ВТО Российская Федерация взяла объема импорта промышленных и сель-на себя обязательства, в котором она скохозяйственных товаров. Таким образом должна была уменьшить средние ставки сельскохозяйственное машиностроение импортных пошлин с нынешних 10% на практически не выдерживало конкурен-все товары до 7,8%, а также на промыш- цию с американскими и европейскими ленные товары с 9,5 до 7,3% на сельскохо- производителями [9]. зяйственную продукцию с 13.2 до 10.8%. По нашему мнению, вхождение Узбе-
До конца завершения 2020 года, согласно кистана в ВТО будет зависеть от средств и требованиям вступления в ВТО, Россий- механизмов реализации институциональ-ская Федерация должна либерализировать ных преобразований в индустрии, её от-внешнюю торговлю. В результате вступ- дельных секторов в экономике, а также ления России в ВТО: увеличился отток ка- принятия законов, соответствующих нор-питала за рубеж через российские дочер- мативам ВТО [7]. Все это позволит приме-ние компании крупных западных корпора- нять новый набор мер, важных для защиты ций, увеличился удельный вес экспорта чувствительных производств.
Библиографический список
1. Официальный сайт Всемирной торговой организации. Интернет ресурс. Режим доступа: URL https://www.wto.org/
2. Ганиев Б., Юсупов Ю. //доклад Узбекистан: торговый режим и последние события в сфере торговли // университет центральной Азии, 2012г.
3. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Указ Президента №УП-4947 ОТ 7 февраля 2017 г.// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., №6.
4. Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Интернет ресурс. Режим доступа: URL http://www.mfer.uz
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.12.2018 г. «Об утверждении состава межведомственной комиссии по работе с всемирной торговой организацией».
6. Курпаяниди К. И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане // Всероссийский экономический журнал ЭКО. - 2014. - № 6 (480).
7. Курпаяниди К. И. Пути активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в условиях глобализации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32).
8. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане // Экономический анализ: теория и практика. -2015. - №14 (413). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/nekotorye-voprosy-otsenki-kachestva-institutsionalnoy-i-predprinimatelskoy-sredy-v-uzbekistane (дата обращения: 31.05.2019).
9. Всемирный банк Интернет ресурс. Режим доступа: URL http://www.wodd bank.org
PROSPECTS FOR UZBEKISTAN'S ACCESSION TO THE WTO
A.M. Abdullaev, candidate of economic sciences, associate professor
A.L. Ahmedov, student
I.Sh. Tolibov, student
Fergana polytechnic institute
(Uzbekistan, Fergana)
Abstract. The article identifies key problems associated with the process of developing countries joining the World Trade Organization. Recommendations were made on using the experience of other states and all the capabilities of the WTO regulatory framework to ensure the success of the negotiation process, taking into account the national interests of Uzbekistan.
Keywords: World Trade Organization, accession to WTO, expert's opinion, Uzbekistan, law regulation.