Т.С. НАУМОВА
Основные направления внешнеторговой политики Вьетнама
В статье рассматриваются вопросы внешнеторговой политики Социалистической Республики Вьетнам в условиях модернизации экономики, расширения внешнеэкономических связей, членства в ВТО и связанных с этим обязательств в области тарифного регулирования.
Ключевые слова: регулирование; тарифные ставки; таможенные пошлины; тарифные льготы, преференции, интеграция.
Развитие внешнеэкономических связей предполагает изучение особенностей законодательной базы отдельных стран, регламентирующей проведение внешнеторговых операций, что позволяет избежать нерациональных затрат времени, ресурсов, повысить эффективность внешнеэкономической деятельности.
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) длительное время была одним из традиционных торговых партнеров СССР, на его долю в 1986 г. приходилось 70,8% внешней торговли Вьетнама. Однако в начале 1990-х годов характер взаимоотношений между Вьетнамом и Российской Федерацией, как правопреемницей СССР, существенно изменился. Россия перестала оказывать безвозмездную экономическую помощь, что создавало серьезные проблемы для СРВ. Это стало одной из важнейших причин перестройки модели развития страны. В конце 1980-х годов Вьетнам начал разработку, а затем и реализацию политики обновления и модернизации экономики [1].
НАУМОВА Татьяна Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
Основополагающими принципами преобразований являлись и продолжают оставаться признание права ведения частного бизнеса, децентрализация системы управления, интернационализация и открытость экономики, повышение ее эффективности и, в конечном итоге, переход к многоукладной экономике рыночного типа. Реализация намеченных мер стала предпосылкой роста ВВП, макроэкономической стабилизации, развития внешнеторговых связей, привлечения иностранных инвестиций.
В первые годы процесса обновления страны наблюдалось интенсивное развитие внешнеэкономических, главным образом, внешнеторговых, связей, преимущественно за счет экспортной составляющей [3]. В стране отменена монополия внешней торговли, перестроена система ее регулирования. В то же время создавалась законодательная база, основными принципами которой являются: либерализация ВЭД; закрепление права вьетнамских компаний — государственных и частных — заниматься внешнеторговой деятельностью; разрешение иностранным компаниям, осуществляющим коммерческую деятельность, открывать филиалы в СРВ; предоставление права вьетнамским компаниям представлять интересы (выступать в качестве агентов) иностранных фирм; свободное ведение бизнеса в части выбора делового партнера, форм договоров, и т. д.
Во внешнеэкономической политике предусматривалось «сохранение независимости, суверенитета, расширение международного сотрудничества». Особое внимание уделялось расширению внешнеторговых связей со странами Юго-Восточной Азии: в 1992 г. произошел рост объема импорта из стран АСЕАН1 более чем в 3 раза, а в 1993 г. — в 4 раза.
Ускорение процессов международной экономической интеграции проявилось в активизации деятельности по заключению торговых соглашений. В 1992 г. Вьетнам подписал соглашение с Европейским союзом, в 1995 г. вступил в АСЕАН и принял на себя обязательства к 2006 г. выполнять соглашения в рамках НАФТА2. В 1998 г. он стал членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и через 2 года подписал двустороннее торговое соглашение с США. Вьетнам является членом региональных интеграционных клубов — АСЕАН-Китай зона свободной торговли (2002 г.) и АСЕАН-Япония всеобъемлющее экономическое партнерство (2003 г.). Темпы роста внешнеторгового оборота в 4 раза превысили рост ВВП. Если в 1989 г. величина экспорта составляла 970 млн долл. США, то в 1999 г. — более 10 млрд долл. США. В 2008 г., несмотря на негативное влияние финансового кризиса, этот показатель почти в 65 раз превысил уровень 1989 г. и достиг почти 63 млрд долл. США.
1 АСЕАН — ассоциация стран Юго-Восточной Азия, является региональной межправительственной организацией стран, расположенных в Юго-Восточной Азии и включает в себя Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу.
2 НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area), образована в январе 1994 г. США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли.
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота СРВ за 2005-2010 гг.
Показатели/ Годы 2006 2007 2008 2009 2010 Темп роста, % Абс. откл. (+;-)
Экспорт, млрд долл. США/ уд.вес, % 39,83 48,56 62,69 57,10 72,03 115,8 +32,2
47,0 43,6 43,7 44,9 46,1 - -0,8
Импорт, млрд долл. США /уд.вес, % 44,89 62,77 80,71 69,95 84,3 117,1 +39,41
53,1 56,4 56,3 55,1 53,9 - +0,8
Внешнеторговый оборот — всего, млрд долл. США 84,72 111,33 143,4 127,05 156,33 116,6 +71,61
Торговое сальдо, млрд долл. США -5,06 -14,21 -18,02 -12,85 -12,27 в 2,4 раза +7,21
Показатели развития внешней торговли СРВ в 2000-е годы приведены в табл. 1, данные которой свидетельствуют, что в анализируемом периоде наблюдается выраженная тенденция роста всех показателей, характеризующих развитие внешней торговли. Однако темпы роста импорта превышают аналогичный показатель экспорта, что, в конечном счете, обусловило изменение структуры внешнеторгового оборота в сторону увеличения импортной составляющей, а также — рост отрицательного сальдо торгового баланса. Особенности динамики показателей внешней торговли создают определенные сложности для экономики Вьетнама и поэтому требуют активного вмешательства государства в интеграционные процессы.
Особое внимание правительство СРВ уделяет вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности, адаптируя их к изменяющимся условиям международной бизнес-среды [2]. Амбициозной целью социально-экономического развития страны, в соответствии с принятой стратегией 2001-2020 гг., является ускорение индустриализации и модернизации в целях преодоления отсталости и создания основ современной экономики. Процессы либерализации торговли и международная интеграция создают для этого новые возможности и преимущества. Однако в краткосрочной перспективе могут возникнуть отрицательные социально-экономические последствия. Для их преодоления была выработана эффективная стратегия интеграции Вьетнама в систему мирохозяйственных связей [4], которая включает:
1. Переход от экспорта сырья к экспорту продуктов его переработки.
2. Максимальное использование преимуществ СРВ в обеспеченности дешевой рабочей силой.
3. Переход от экспорта продукции трудоемких отраслей к экспорту наукоемкой продукции.
4. Диверсификация экспорта в первую очередь за счет развития производства высокотехнологичной продукции, повышение ее конкурентоспособности, что позволит уменьшить зависимость от изменения конъюнктуры мирового рынка и снизить связанные с этим риски.
5. Расширение рынков сбыта для продукции вьетнамских товаропроизводителей за счет вовлечения в экономические взаимоотношения более широкого круга потенциальных деловых партнеров.
6. Развитие внутреннего рынка за счет реализации мер, направленных на увеличение доходов и платежеспособности населения страны. Так, например, только за период 2006-2010 гг. в стране уровень доходов на душу населения увеличился в 1,6 раза.
Успешное решение поставленных задач предполагает активное использование методов и инструментов внешнеторгового регулирования. Одним из ведущих направлений в регулировании внешней торговли является совершенствование тарифной системы, приведение ее в соответствие с целями и задачами социально-экономического развития. В настоящее время законодательный орган — Постоянный комитет национального собрания Социалистической республики Вьетнам — устанавливает рамочные пределы (фреймы) изменения экспортного и импортного тарифа в соответствии со складывающейся экономической ситуацией и международными обязательствами. Конкретный уровень таможенного обложения товаров, перемещаемых через границу, определяет правительство страны.
Общими направлениями тарифной политики СРВ являются:
1. Освобождение большей части товаров от уплаты вывозных таможенных пошлин в целях стимулирования роста объемов экспорта, поддержки национальных производителей, выравнивания платежного баланса. Экспортные пошлины сохранены только на поставки сырья, полезных ископаемых, металлолом. Изменение тарифной ставки происходит в пределах от 0 до 45%.
2. Совершенствование порядка взимания ввозных таможенных пошлин. Таможенное обложение предусматривается для всех товаров, перемещаемых через таможенную границу, за исключением товаров, поступающих в качестве гуманитарной помощи; товаров, помещаемых под таможенный режим «транзит» и предназначенных для третьих стран; товаров, поступающих на территорию зон свободной торговли или перемещаемых между ними. Высокий уровень таможенного обложения предусмотрен для ряда потребительских товаров, особенно предметов роскоши. На машины, оборудование, сырье и материалы, используемые в производстве продукции, ставки таможенного тарифа либо снижены, либо отменены. Не взимаются таможенные пошлины с товаров, необходимых для проведения научных исследований, обновления основных фондов и внедрения инновационных технологий.
Комплектующие изделия, производимые на предприятиях, созданных с участием иностранного капитала и находящиеся за границей, облагаются таможенными пошлинами при ввозе на территорию Вьетнама, но по ним
предоставляется рассрочка платежа до 275 дней, начиная с даты пересечения границы. В дальнейшем, при экспорте товаров, произведенных на основе этих комплектующих изделий, пошлина возвращается.
Система импортных пошлин позволяет регулировать движение товаров между странами, обеспечивает пополнение доходной части бюджета и защиту интересов национальных производителей. Как отмечалось выше, пошлины на сырье и товары, необходимые для удовлетворения потребностей производства, установлены на низком уровне. Например, среднеарифметическая льготная тарифная ставка на хлопок в 2009 г. составляла 6%, причем, беспошлинно ввозилось до 40% товарных подсубпозиций; для химикатов этот показатель установлен на уровне 5,2% (беспошлинно импортируется до 62,4% подсубпозиций); для неэлектрических машин — 5,4% и 65,7% соответственно, а по электрическим машинам — 12,8% и 33,1%. Сравнительно невысокие ставки таможенного тарифа действуют также на металл и минералы — 10,2%; нефть — 17,5%; лес и лесоматериалы, бумагу — 17,2%. Товары, производство которых в стране находится на высоком уровне, облагаются импортными пошлинами по повышенным ставкам: одежда — 49,3%; овощи, фрукты — 30,6%; зерновые товары — 27,4%; текстильные товары — 30,4% и т.д. Высокими тарифами облагаются также такие товары, как табачные изделия и алкоголь, — в среднем 66,6%; чай, кофе — 37,9%. Таким образом, создаются условия для развития отечественного производства, взимаются дополнительные платежи за ввоз вредных для здоровья товаров и товаров, имеющих значительный по объему оборот.
Система импортных пошлин носит гибкий и достаточно диверсифицированный характер, определяемый конкретными целями и задачами внешнеторговой политики. В нее входят такие виды платежей, как:
— льготные пошлины по отношению к товарам, поступающим из стран, пользующихся режимом РНБ;
— стандартные пошлины (150% льготной ставки) для товаров из стран, которые не имеют статуса РНБ;
— специальные льготные пошлины в отношении товаров из стран (групп стран), подписавших с СРВ соответствующие соглашения в целях создания благоприятных условий для развития внешнеторговых связей. Специальные преференции применяются в рамках региональных объединений (зона свободной торговли стран АСЕАН) или двусторонних соглашений: СРВ и США, Индия, Китай, Япония. Во взаимоотношениях с РФ также используются преференциальные тарифные ставки.
Преференциальный таможенный тариф представлен так называемой специальной (особо) льготной пошлиной, уровень которой может изменяться от 0 до 5%, за исключением алкогольной продукции (импортная пошлина — 100%). Специальная льготная пошлина применяется также в отношении товаров, поступающих из стран, которые подписали с Вьетнамом соглашение о специальных льготных режимах при ввозе товаров в свободные зоны, перемещении
товаров в рамках таможенного союза, а также по договорам о создании благоприятных условий торговли между государствами (табл. 2).
Таблица 2
Виды импортного таможенного тарифа СРВ
Тариф Таможенное регулирование для отдельных товаров
Льготный тариф (от 0 до 150%) Поступающих из стран, в отношении которых применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (более 70 стран)
Преференциальный таможенный тариф Поступающих из стран АСЕАН
Таможенный тариф по торговому соглашению АСЕАН и КНР Поступающих из стран АСЕАН и КНР
Таможенный тариф по торговому соглашению с АСЕАН и Республикой Корея Поступающих из стран АСЕАН и Республики Корея
Стандартные пошлины (150% льготного тарифа) Поступающих из стран, с которыми не подписано соглашение о предоставлении РНБ
Законодательство предусматривает возможность возврата импортных пошлин в следующих случаях:
— аннулирования сделки;
— наличия ошибок, допущенных при оформлении таможенной декларации, расчете таможенной стоимости, если ошибка обнаружена в течение 1 года (365 дней) с момента ввоза товаров. Срок возврата излишне уплаченных сумм составляет 15 дней с момента получения заявления плательщика о проведении перерасчета;
— задержания товаров на границе и возврата их поставщику;
— вывоза готовой продукции, изготовленной из импортного сырья и материалов, по которым были взысканы пошлины при их ввозе;
— импорта техники, оборудования и транспортных средств для реализации инвестиционных проектов, проведения строительных работ.
В таможенные платежи включается также налог на добавленную стоимость. Как и во многих других странах, в СРВ действуют льготные ставки этого налога. Так, не подлежат налогообложению поставки на экспорт, в том числе товаров, произведенных в зонах свободной торговли.
Акциз, являясь разновидностью косвенного налога, также входит в состав таможенных платежей. Его взимают по ставкам, которые изменяются в пределах от 10 до 75 %. Базой для расчета акциза является сумма величины таможенной стоимости товаров и импортной пошлины.
Система государственного регулирования внешней торговли предусматривает использование нетарифных мер: запреты, ограничения, лицензирование экспорта и импорта отдельных товаров и другие (табл. 3).
Ограничения в торговле распространяются, главным образом, на вредные для здоровья товары; товары, способные нанести вред национальной безопасности страны. Запрет на экспорт древесины и пиломатериалов обусловлен, с одной стороны, необходимостью стимулировать вывоз продукции высокой степени готовности, а с другой — стремлением обеспечить сырьем предприятия национальной промышленности. В данном случае Вьетнам, в отношении запретов, применяет практически те же принципы, что и другие страны.
Таблица 3
Товары, запрещенные к экспорту и импорту в СРВ
Товары Запрещены
Экспорт Импорт
Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное снаряжение + +
Антиквариат + +
Все виды наркотиков + +
Ядовитые вещества + +
Необработанные лесоматериалы, пиломатериалы +
Печатные издания антигосударственного характера - +
Принадлежности для запуска фейерверков, и т. п. - +
Игры, игрушки, наносящие вред воспитанию подрастающего поколения - +
Автомобили, автобусы, прочие транспортные средства с правым рулем - +
Требование получения лицензии на импорт распространяется на такие товары, как озоноразрушающие вещества и продукция, в состав которой они входят; медицинское оборудование; спортивное оружие; некоторые виды транспортных средств (двух-, трехколесные с объемом двигателя более 175 куб. см).
Законодательство СРВ предусматривает также применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин. Назначение, принципы расчета этих платежей соответствуют требованиям ВТО и нормам внешнеторгового законодательства других стран.
Во Вьетнаме действуют тарифные квоты, установленные на такие товарные группы, как яйца, сахар, сигареты и соль. На поставки продукции сверх установленных квот введены повышенные ставки таможенного тарифа. Эта мера направлена на защиту интересов вьетнамских производителей, имеющих основным источником дохода производство данных товаров. К ним относятся около 100 тыс. фермеров, хозяйства которых расположены в прибрежных районах страны.
В отношении некоторых товаров действует требование получения специального разрешения. Например, для ввоза диких животных, продукции животного происхождения, скота и овощей для разведения и выращивания
в сельском хозяйстве требуется лицензия Министерства сельского хозяйства. Продукция военного назначения перемещается через таможенную границу только при наличии разрешения Министерства национальной обороны. Фармацевтические препараты и материалы, используемые для обработки лекарственных средств, подлежат лицензированию в Министерстве здравоохранения. Экспорт печатной продукции, произведений искусства, копировального оборудования, видеокассет с записью находится под жестким государственным контролем. Ввоз банковского оборудования производится только по разрешению Государственного банка СРВ, а машин и технического оборудования для почт и телекоммуникаций — по лицензии соответствующего Министерства. Продукция, обеспечивающая обороноспособность страны, товары, запрещенные для импорта, могут завозиться только при получении специального письменного разрешения премьер-министра.
Важным фактором развития не только внешней торговли, но и экономики в целом, является вступление СРВ в январе 2007 г. во Всемирную торговую организацию. Вьетнам стал 150-м членом ВТО, что потребовало разработки и принятия законодательной базы, отражающей требования Устава этой организации. Общим направлением трансформации системы регулирования внешней торговли СРВ становится ее дальнейшая либерализация. Это не означает полного отказа от ранее действующих норм и правил ведения внешнеторговых операций. Речь идет о приведении в соответствие законодательства страны и практики его применения требованиям Всемирной торговой организации. Такой подход позволяет максимально использовать преимущества членства в ВТО и, вместе с тем, учитывать национальные интересы СРВ. Усилия, предпринятые руководством Вьетнама по вступлению в ВТО, предполагают получение ощутимых выгод: юридическую защиту от недобросовестных действий зарубежных партнеров, ограничение применения нетарифных методов по отношению к вьетнамским товарам.
Членство в ВТО означает принятие на себя определенных обязательств, в том числе связанных с изменением тарифной политики (табл. 4).
Следует отметить дифференцированный подход правительства СРВ к пересмотру ставок таможенного тарифа. На сельскохозяйственную продукцию снижение менее существенно, срок адаптации к изменившимся условиям, как правило, 5 лет. На непродовольственные товары ставки тарифа остаются достаточно высокими, а период для их введения колеблется от 5 до 12 лет, особенно в отношении товаров длительного пользования, например, автомобилей, что объясняется сравнительно небольшой емкостью внутреннего рынка, обусловленной низким уровнем платежеспособности населения. Определенную роль играет также необходимость поддержки отечественных производителей, которые налаживают выпуск аналогичных товаров.
С момента вступления в ВТО средняя льготная тарифная ставка существенно не изменилась (16,8%). Ее уровень выше, чем средние ставки стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (9,6%), и стран,
имеющих низкий уровень доходов на душу населения (12,5%). В ближайшей перспективе предполагается снижение этого показателя до 15%.
Таблица 4
Изменение ставок таможенного тарифа в соответствии с требованиями ВТО
Товары Льготный тариф, % По соглашению с ВТО
Тарифная ставка на момент вступления в ВТО, % Пересмотренная тарифная ставка, % Срок исполнения, лет
Сельскохозяйственная
продукция:
Говядина 20 20 14 5
Свинина 30 30 15 5
Молоко 20 20 18 2
Молокопродукты 30 30 25 5
Мясные полуфабрикаты 50 40 22 5
Кондитерские изделия 39,3 34,4 25,3 3-5
Непродовольственные
товары:
Телевизоры 50 40 25 5
Бумага 22,3 20,7 15,1 5
Кондиционеры 50 40 25 3
Стиральные машины 40 38 25 4
Текстиль 37,3 13,7 13,7
Обувь 50 40 30 5
Автомобили с объемом
двигателя
— более 2500 куб. см 90 90 52 12
— менее 2500 куб. см 90 90 70 7
Грузовики с грузоподъ-
емностью не более 100 80 50 10
5 тонн
Мотоциклы с двигателем 100 100 40 8
объемом 800 куб. см
По уровню таможенных тарифов, установленных для товаров, поступающих из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования (РНБ), Вьетнам находится на 158 месте (из 181 страны). В целях защиты национальных производителей на продукцию сельского хозяйства средний льготный тариф установлен на более высоком уровне — 24,2%. Это почти на 10 процентных пунктов выше, чем тариф на аналогичные виды продукции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
Для непродовольственных товаров средний уровень таможенных пошлин составляет 16,1%, а в дальнейшем предусмотрено его сокращение до 12,6%. Тарифная политика СРВ отражает стремление правительства в рамках ВТО
защитить отечественных производителей, занятых в отраслях с низкой конкурентоспособностью: пищевая промышленность, производство электрических приборов, автомобилей, и т. д. Однако, по мнению вьетнамских специалистов, отрасли сельского хозяйства остаются слабо защищенными, что отрицательно сказывается на их развитии, но обеспечивает дополнительные преимущества предприятиям, занятым переработкой сельскохозяйственной продукции. Данная ситуация ведет к расслоению общества и усилению неравномерности распределения доходов населения, занятых в сельском хозяйстве и в перерабатывающей промышленности.
Несмотря на сложное экономическое положение, Вьетнам продолжает выполнять свои обязательства перед ВТО и не предпринимает протекционистских мер по защите внутреннего рынка. С начала 2010 г. степень открытости экономики страны еще более повысилась. При всех преимуществах, это ведет к росту отрицательного торгового сальдо и, следовательно, платежного баланса. Более того, снижение среднего уровня импортного тарифа ежегодно уменьшает объем поступления средств в государственный бюджет приблизительно на 60 млн долл. США. Кардинально изменить направления тарифной политики не позволяет не только статус страны-члена ВТО, но и соображения экономической целесообразности. Решение проблемы развития и модернизации производства предусматривает наращивание импорта некоторых видов сырья, машин и оборудования.
Пересмотр таможенных тарифов приведет к удорожанию ввозимых товаров, росту цен на продукцию отечественного производства и снижению ее конкурентоспособности.
Таким образом, СРВ постоянно развивает и совершенствует систему государственного регулирования внешней торговли, адаптируя ее к изменению экономической среды. Правительство страны разумно сочетает принципы либерализации, открытости экономики с защитой национальных интересов и продержкой национальных производителей. В перспективе последовательная реализация основных направлений внешнеторговой политики будет способствовать решению социально-экономических проблем и росту эффективности производства.
Список литературы:
1. Кобелев Е.В. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986-2007) М.: Институт востоковедения РАН, 2007. 107 с.
2. Народнохозяйственный комплекс СРВ: проблемы формирования / под ред. М.Е. Тригубенко. М.: Наука, 2008. 238 с.
3. Сенин Р.А. Соперничество — сотрудничество в политических отношениях Вьетнама и стран Запада на современном этапе // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2008. № 3.
4. Vietnam Development Report 2011 [Электронный ресурс]. URL: htt://sit-eresources.org/intvietnam/resources/VDR 2011. English small.pdf