1 Анисимова Ю. В.
I Вступление Кыргызской Республики § в Таможенный союз как один из факторов о евразийской интеграции
х Анисимова Юлия Владимировна
q Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств
>х (Санкт-Петербург)
^ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных
< прав граждан государств — участников СНГ
^ Советник
РЕФЕРАТ
В статье анализируются интеграционные процессы на евразийском пространстве через призму вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз. В центре внимания автора находятся экономические процессы, происходящие на евразийском пространстве, обусловленные сотрудничеством государств — партнеров Таможенного союза. Особое внимание уделяется этапам, мерам и целесообразности присоединения Кыргызской Республики к Союзу. На основании данных, представленных главным образом в официальных документах Правительства Кыргызской Республики и в докладах его представителей по данному вопросу, формируется авторское представление о состоянии готовности Кыргызской Республики к вступлению в Таможенный союз и отражении этого политического шага на интеграционных процессах евразийского пространства в целом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Кыргызская Республика, Таможенный союз, евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, дорожная карта
Anisimova Yu. V.
Entry of Kyrgyz Republic to the Customs Union as one of the Factors of Eurasian Integration
Anisimova Yulia Vladimirovna
Interparliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States (Saint-Petersburg, Russian Federation)
International Institute for Monitoring Democratic and Parliamentary Process and Suffrage Protection of Citizens of
States — Participants of the CIS
Counsellor
ABSTRACT
In the article the analytical material on integration processes on Eurasian area through the issue of the Entry of Kyrgyz Republic to the Customs Union is stated. In the center of author's attention there are economic processes on the Eurasian area, determined by cooperation between states — partners of the Customs Union. The special focus is on the stages, measures and practicability of joining of Kyrgyz Republic to this Union. On the basis of the data, mostly presented in official documents of the Government of Kyrgyzstan and reports of its representatives on this problem, author's idea of status of preparation of Kyrgyz Republic to the entry to the Customs Union and reflection of this political step to the integrations processes on the whole is formed.
KEYWORDS
Kyrgyz Republic, Customs Union, Eurasian integration, Eurasian Economic Union, Road map
Попытки наладить и усилить сотрудничество в области евразийской интеграции на постсоветском пространстве ведутся уже более 20 лет. Первым действенным шагом было создание Евразийского экономического сообщества в октябре 2000 г.,
в который вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Другой ^ важной вехой на этом пути было подписание Таможенного кодекса Таможенного ^ союза (ТС), созданного на базе Евразийского экономического сообщества, что ^ позволило значительно увеличить товарооборот между странами с крупнейшими ^ на постсоветском пространстве экономиками — Белоруссией, Казахстаном и Рос- ^ сией. Эти шаги позволили перейти к единому экономическому пространству (ЕЭП) о в январе 2012 г., а в дальнейшем — к созданию Евразийского экономического ^ союза (ЕАЭС) [1]. ^
После ратификации договора об образовании Евразийского экономического со- ^ юза национальными парламентами государств-участников в январе 2015 г. он за- ^ работает в полную силу. Уже сейчас экономическая интеграция на постсоветском < пространстве охватывает 170 млн чел. (около 145 млн в европейской части и ™ около 25 млн в азиатской) и продолжает развиваться усиленными темпами. Показательно, что уже в 2014 г. в Евразийский экономический союз рассчитывают вступить Армения и Киргизия. Для этих стран вступление в ЕАЭС является стратегически важной задачей. Ожидается, что оно поспособствует значительному экономическому росту. Для этого есть все условия: свободное перемещение капитала, товаров, рабочей силы в рамках союза, а также проведение согласованной политики в ключевых отраслях экономики. Однако в правительственных и экспертных кругах мнения по вопросу о целесообразности вступления этих стран в Таможенный союз различаются, и это обусловлено многими факторами, о которых будет сказано позднее.
В связи с активными мерами, предпринимаемыми Кыргызской Республикой в попытках стать полноправным участником единой экономической зоны, представляется целесообразным рассмотреть предпосылки и перспективы усиления интеграционных экономических процессов на евразийском пространстве на ее примере. В течение нескольких лет Правительство Кыргызской Республики предпринимает ряд важных шагов для интегрирования республики в создающееся экономическое пространство.
На заседании Правительства Кыргызской Республики 11 апреля 2011 г. было одобрено решение об обращении от имени Правительства Кыргызской Республики в высший орган Таможенного союза с целью переговоров о присоединении к Таможенному союзу и единому экономическому пространству. По результатам переговоров позднее была создана Межведомственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по переговорам о присоединении Кыргызской Республики к Таможенному союзу и единому экономическому пространству.
На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 19 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге главы правительств стран ЕврАзЭС приняли решение об одобрении вышеуказанного обращения и создании уполномоченной рабочей группы, ответственной за проведение переговоров с Кыргызской Республикой о присоединении к Таможенному союзу. Таким образом, процедурно Кыргызстан получил одобрение высшего органа Таможенного союза на проведение переговорного процесса по присоединению к Союзу [2]. В апреле 2012 г. Советом Евразийской экономической комиссии была создана рабочая группа ЕЭК.
На протяжении двух лет Межведомственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики вела совместную работу с рабочей группой ЕЭК согласно принятому совместному плану мероприятий, целью которого были подготовка и утверждение в 2013 г. дорожной карты по процессу присоединения Кыргызской Республики к договорно-правовой базе Таможенного союза. С начала 2013 г. проходили экспертные консультации по различным отраслям для проработки дорожной карты главным образом посредством визитов в республику представителей профильных департаментов ЕЭК для изучения ряда вопросов преимущественно по
^ проблемам технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосани-^ тарных мер, таможенного законодательства, таможенной инфраструктуры, техни-^ ческого регулирования, торговой политики, финансовой политики, интеллектуальной собственности, статистики, транспорта и коммуникаций и т. д. ^ Подписание меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской эко-о номической комиссией и Кыргызской Республикой состоялось 31 мая 2013 г. в Мин-^ ске, и согласно ему Кыргызстан получил возможность участвовать в открытых засе-^ даниях органов управления Таможенного союза и единого экономического простран-^ ства без права участия в принятии решений, получать все соответствующие ^ документы, вносить свои предложения и назначить своего представителя для взаи-< модействия. Наконец, 29 мая 2014 г. на заседании Высшего Евразийского экономи-™ ческого совета в Астане дорожная карта по вступлению Киргизии в Таможенный союз была подписана, и 3 июня 2014 г. Правительство Кыргызской Республики сообщило о начале реализации ее мероприятий.
Дорожная карта является важным документом, определяющим сроки и условия присоединения республики к договорно-правовой базе Таможенного союза и далее к единому экономическому пространству, и охватывает комплекс мероприятий и обязательств по становлению полноправным участником Союза. Мероприятия включают в себя как приведение законодательства в соответствие с соглашениями Таможенного союза, так и инфраструктурные преобразования, модернизацию, оснащение пунктов пропуска и санитарных лабораторий, а также отработку необходимых привилегий для вступающего государства, в данном случае, Кыргызстана. Для Кыргызской Республики участие в этих мероприятиях прежде всего дает возможность почувствовать себя в качестве будущего полноправного участника Таможенного союза, быть в курсе всех происходящих процессов по созданию Евразийского экономического союза и принимать соответствующие меры с целью дальнейшего применения всех правил и положений ТС и ЕЭП.
Следует отметить, что в течение последних нескольких лет вступление Кыргызской Республики в Таможенный союз является одной из самых актуальных тем как в самой стране, так и в пределах СНГ. Общественность высказывает самые различные мнения по этому поводу. Однако значительное число экспертов и представителей политической элиты Кыргызстана считают, что вступление республики в Таможенный союз негативно скажется на многих сферах экономики. Основное опасение вызывает невозможность обеспечения населения дешевым и качественным товаром импортного производства, резкое подорожание товаров, что может вызвать сильнейшую инфляцию и тяжелые социальные последствия; невозможность в будущем определения торговой и бюджетной политики страны, а также штрафы за нарушения правил ВТО при вступлении Кыргызстана в Союз.
Экономика Кыргызстана во многом построена на реэкспорте китайских товаров, российская же и казахская продукция за последнее десятилетие перестала быть превалирующей в стране. В этом ключе одним из самых болезненных остается вопрос работы рынков «Дордой» и «Кара-Суу». Рынок «Дордой» в Кыргызстане является крупнейшим оптовым рынком во всей Центральной Азии. Он процветает благодаря низким таможенным тарифам с Китаем. Кыргызские предприниматели импортируют товары близлежащих китайских регионов и перепродают их оптом в Россию, Казахстан и другие соседние государства. Присоединение к Таможенному союзу будет означать, что все тарифы с государствами, не входящими в Союз, включая Китай, должны повыситься. Учитывая, что таможенные пошлины с Китаем практически отсутствуют, повышение пошлин на многие товары, вероятно, будет весьма существенным.
Для того чтобы процесс перехода шел менее болезненно, нужно уже сейчас решать вопрос по перепрофилированию рынков, что представляется весьма проблематичным. Процесс перехода отразится на работниках рынков, а это более
100 тыс. чел. в одном лишь «Дордое», а также на других людях, работающих в от- ^ раслях, зависящих от китайского импорта, которые могут потерять рабочие места. ^ Для минимизирования потерь Кыргызстан выдвинул требование, что его крупней- ^ шие рынки должны получить статус зоны свободной торговли в рамках ТС, право ^ льгот примерно на 400 товарных позиций на срок от 5 до 10 лет, а также денежный ^ фонд по договоренности, из которого страны Таможенного союза будут компен- о сировать Кыргызской Республике издержки первого периода адаптации к новым ^ правилам торговли.
Очевидно, что интеграционные процессы в рамках Таможенного союза окажут ^ серьезное влияние на изменение структуры отраслей и подотраслей в Кыргызста- ^ не, учитывая, что отдельные сектора и производства могут получить быстрое раз- < витие, в то время как другие сектора не смогут выдержать конкуренции из-за ™ сравнительно низкой конкурентоспособности. Членство в Таможенном союзе затронет свободу Киргизии в вопросе контроля над политикой внешней торговли [4]. У членов Комиссии Таможенного союза нет равных прав голоса в принятии решений. В настоящее время у России преимущество — 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия имеют по 21,5%. Киргизии придется согласовывать свои решения с другими членами блока и получать одобрение со стороны России перед принятием всех важных решений в сфере внешней торговли.
Членство Киргизии в Таможенном союзе может также поставить под угрозу ее отношения с Всемирной торговой организацией (ВТО). Сейчас Киргизия — это единственное государство Средней Азии, входящее в состав ВТО, однако вступление в Таможенный союз будет противоречить ее обязательствам как члена ВТО. Вполне вероятно, что Киргизии в данном случае будет грозить внушительный штраф. Тем не менее после проведенных переговоров с Россией была принята договоренность, что в случае введения штрафных санкций со стороны ВТО, их оплатит российская сторона.
Что касается сторонников вступления Кыргызстана в Таможенный союз и единое экономическое пространство — они мотивируют правильность этого решения повышением уровня жизни населения и обеспечением устойчивого экономического роста на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Правительство Кыргызской Республики ожидает, что «региональная интеграция в рамках Таможенного союза и ЕЭП даст серьезные выгоды, связанные с более емкими рынками, ростом прямых иностранных инвестиций, внедрением современных технологий и общим усилением конкуренции, позволит обеспечить модернизацию экономики и ее дальнейшее развитие»1. После вступления в ТС у Киргизии появятся перспективы развития энергетики и агропромышленного комплекса, а общий рост экономического потенциала может составить 20-25%.
В Таможенном союзе Киргизии предоставляется право на получение 0,6% от суммы всех таможенных сборов, которые собираются на общих границах России, Белоруссии и Казахстана. Более того, при ввозе товаров в Кыргызстан и в страны ТС после вступления в Союз таможенные пошлины, которые в настоящее время предпринимателям приходится платить дважды, будут взиматься только при ввозе товаров на территорию страны.
Плюсы и минусы невозможно рассчитать до конца, но Киргизия, раздираемая противоречиями, все же сделала непростой выбор в пользу присоединения к Та-
1 Министр экономики Кыргызстана Т. Сариевна международной конференции «Кыргызстан на пути к евразийской интеграции» обозначил перспективы присоединения КР к ТС и ЕЭП [Электронный ресурс] // Министерство экономики Кыргызской Республики. 2013. 29 марта. Ш_: http://www.mineconom.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=2617&catid=27&l апд=ги (дата обращения: 03.06.2014); [6].
^ моженному союзу. Возникает вопрос, что даст Таможенному союзу вступление в ^ его ряды Кыргызстана? Кыргызстан, благодаря своему местоположению и потен-^ циалу, является предметом интересов и внимания многих мировых держав. Прежде с! всего, вступление республики в Союз является важным шагом для дальнейшей ^ интеграции экономических процессов, так как страны ТС, в первую очередь Россия о и Казахстан, являются стратегическими партнерами Киргизии. ^ По итогам 2013 г. Кыргызская Республика осуществляла торговые отношения с ^ более чем 140 странами мира. Удельный вес стран ТС в общем объеме внешне-^ торгового оборота составил 40,7%, в том числе в экспорте — 27,8% (с учетом ^ золота), 44% (без учета золота) и импорте — 44,9%. Самый большой удельный вес < в товарообороте занимает Российская Федерация — 27,1%, далее Казахстан — ™ 11,9%, на Белоруссию приходится 1,6%1. В Россию экспортируется 48% от общего объема экспорта одежды, 80% хлопкового волокна, 28% электрических машин и аппаратов, 40% ламп накаливания. Из России импортируются 97% от общего объема ввозимых в республику нефтепродуктов, 34% черных металлов и изделий из них, 71% лесоматериалов, 17% неорганических и органических химических веществ и др.
В Казахстан поставляется 88% от общего объема экспорта электроэнергии, 96% молочных продуктов, 56% овощей и фруктов, 58% животных, 52% одежды. Из Казахстана завозится весь импорт пшеницы и угля, 95% пшеничной муки, 47% неорганических химических веществ, 70% минерального сырья и др. В Белоруссию поставляются 57% от экспорта радиаторов и др. Из Белоруссии импортируется около 60% от общего объема импорта сахара, 14% изделий из резины, 12% транспортных средств [5].
Следует отметить, что на сегодняшний день ассортимент экспорта Кыргызской Республики в страны Таможенного союза гораздо разнообразнее по сравнению с экспортируемыми в другие страны товарами, среди которых доминирует золото и поэтому также вносит большой вклад в занятость и получение доходов населени-ем2. Другими словами, если говорить о таких участниках Таможенного союза, как Россия и Казахстан, то экономика этих стран — экспортно-ориентированная, тогда как экономика Кыргызстана — импортно-ориентированная. Для стран — участниц Таможенного союза в этом ключе Киргизия представляется значительным рынком сбыта. Стоит отметить, что интересы стран — участниц Таможенного союза, в связи с вступлением в него Киргизии, связаны не только с экономическими вопросами и установлением более жесткого контроля над проникновением на территорию ТС китайской контрафактной продукции, но и с обеспечением безопасности внешнего периметра Евразийского экономического союза. После вступления Кыргызстана в Таможенный союз в перспективе есть вероятность начала переговоров по вступлению в Союз Таджикистана, так как через Кыргызстан у Таджикистана появляется общая граница с Таможенным союзом.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, выбирая путь взаимодействия на евразийском пространстве, страны в итоге склоняются к тому, который имеет меньше негативных последствий. Как показывает экономическая статистика,
1 Замминистра экономики Кыргызстана Д. Ибраев [3] проинформировал о текущем процессе присоединения КР к ТС [Электронный ресурс] // Министерство экономики Кыргызской Республики. 2014. 5 июня. URL: http://www.mineconom. kg/index. php?option=com_content&vi ew=article&id=3815&catid=63&lang=ru (дата обращения: 05.06.2014).
2 Министр экономики Кыргызстана Т. Сариев на международной конференции «Кыргызстан на пути к евразийской интеграции» обозначил перспективы присоединения КР к ТС и ЕЭП [Электронный ресурс] // Министерство экономики Кыргызской Республики. 2013. 29 марта. URL: http://www.mineconom. kg/index. php?option=com_content&view=article&id=2617&catid=27&l ang=ru (дата обращения: 03.06.2014).
для Кыргызстана худший вариант — это не вступать в Таможенный союз. Все по- ^
нимают, что, вероятнее всего, республике будет сложно догнать Россию и Казах- ^
стан по экономическим показателям, но она будет тянуться за ними, а это в ко- g
нечном итоге и есть прогресс. В современном мире все страны так или иначе ^
ш
стремятся к региональной интеграции для развития экономики. Самое главное для ^ каждой отдельной страны, вовлеченной в эти интеграционные процессы, делать о упор на интересы своего государства, тогда от этого союза можно будет ожидать ^ наиболее благоприятных перспектив.
Литература ™
CL
1. Бусько В., Достанко Е. Формирование Евразийского экономического союза: социально- ™ политические аспекты // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 13.
С. 31-35.
2. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты // Евразийская экономическая комиссия. 2013.
3. Ибраев Д. О процессе присоединения Кыргызской Республики к ТС [Электронный ресурс] // Министерство экономики Кыргызской Республики. 2014. 5 июня. URL: http://www. mineconom.kg (дата обращения: 03.06.2014).
4. Кыргызстан и Таможенный союз: политический аспект // Аналитический центр «Prudent Solutions (Разумные решения)». 2013. 28 мая.
5. Курманова А. О вступлении Кыргызской Республики в Таможенный союз // Материалы Постоянной комиссии МПА СНГ по политическим вопросам и международному сотрудничеству. 2013. 14 сентября. № 7.
6. Сариев Т. Перспективы присоединения Кыргызской Республики к ТС и ЕЭП [Электронный ресурс] // Министерство экономики Кыргызской Республики. 2013. 29 марта. URL: http:// www.mineconom.kg (дата обращения: 03.06.2014).
References
1. Busko V., Dostanko E. Formation of Eurasian economic union: social and political aspects [Formirovanie Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: sotsial'no-politicheskie aspekty] // Eurasian integration: economy, law, policy [Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika]. 2013. N 13. P. 31-35.
2. Eurasian economic integration: figures and facts [Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya: tsifry i fakty] // Eurasian economic commission [Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya]. 2013.
3. Ibrayev D. On the process of accession of the Kyrgyz Republic to the Customs Union [O protsesse prisoedineniya Kyrgyzskoi Respubliki k TS] [Electronic resource] // Ministry of Economics of the Kyrgyz Republic [Ministerstvo ekonomiki Kyrgyzskoi Respubliki]. 2014. June 5. URL: http://www. mineconom.kg (date of the address: 03.06.2014).
4. Kyrgyzstan and Customs Union: political aspect [Kyrgyzstan i Tamozhennyi Soyuz: politicheskii aspect] // Analytical center "Prudent Solutions" [Analiticheskii tsentr «Prudent Solutions (Razumnye resheniya)»]. 2013. May 28.
5. Kurmanova A. About the entry of the Kyrgyz Republic in the Customs Union [O vstuplenii Kyrgyzskoi Respubliki v Tamozhennyi Soyuz] // Materials of the Constant commission of MPA of the CIS on political affairs and the international cooperation. 2013. September 14. N 7.
6. Sariyev T. Prospects of accession of the Kyrgyz Republic to the Customs Union and Common Economic Space [Perspektivy prisoedineniya Kyrgyzskoi Respubliki k TS i EEP] [Electronic resource] // Ministry of Economics of the Kyrgyz Republic [Ministerstvo ekonomiki Kyrgyzskoi Respubliki]. 2013. March 29. URL: http://www.mineconom.kg (date of the address: 03.06.2014).