Научная статья на тему 'Присоединение Киргизии к ТС: предпосылки, проблемы, перспективы'

Присоединение Киргизии к ТС: предпосылки, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / КИРГИЗИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION PROCESSES / PROSPECTS / CUSTOMS UNION / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / KYRGYZSTAN / COMMON ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Ольга Михайловна

На смену дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве пришло стремление к объединению в новых интеграционных структурах, таких как СНГ и ЕврАзЭС. Данная статья посвящена проблеме развития и углубления взаимосвязей между странами СНГ в таких объединениях, как ЕврАзЭС и ЕЭП, этапам формирования интеграционных группировок. Особое внимание уделено одному из наиболее актуальных вопросов перспективе присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Среди благоприятных последствий принятия решения о присоединении для Киргизии выделены следующие аспекты: устойчивое развитие экономики и сотрудничество со странами-участницами ТС в долгосрочной перспективе; привлечение дополнительных инвестиций в экономику страны; либерализация законодательства о миграции, улучшение условий работы мигрантов, рост бюджетных доходов принимающих стран, образование новых рабочих мест; экономическая и политическая поддержка России и других стран-участниц ЕЭП. В качестве негативных последствий названы вероятность оттока квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из Киргизии и возможное падение объемов импорта китайских товаров из-за отмены упрощенного порядка декларирования. В статье говорится об основных мерах, принятых странами-участницами ТС и Киргизией для ускорения процесса включения Кыргызской Республики в состав Таможенного союза. В заключение автор приходит к выводу, что интеграция Киргизии в Таможенный союз поднимет на новый качественный уровень экономику Кыргызстана, которая станет составной частью огромного межконтинентального экономического объединения ТС и ЕЭП. Этот фактор повысит инвестиционную привлекательность страны для иностранных партнеров, станет гарантом развития долгосрочных взаимовыгодных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIONS OF KYRGYSTAN TO THE CUSTOMS UNION: PRECONDITIONS, PROBLEMS, PROSPECTS

The aspiration to associate in new integration structures, such as the CIS and EurAsEC, came to change to dezintegratsionny processes after disintegration of the Soviet Union. This article is devoted to a problem of development and deepening of degree of interrelation between CIS countries in such associations, as EurAsEC and EEP, to stages of formation of integration groups. The special attention is paid to one of the most topical issues prospect of accession of Kyrgyzstan to the Customs Union. The following aspects are distinguished from favorable consequences of decision-making on accession for Kyrgyzstan: sustainable development of economy and cooperation with other countries from Custom Union in long-term prospect; attraction of additional investments into national economy; liberalization of the legislation on migration, improvement of working conditions for migrants, growth of the budgetary income of host countries, formation of new workplaces; economic and political support of Russia and other participating countries of EEP. As negative consequences are called probability of outflow of the qualified and unqualified labor from Kyrgyzstan and possible falling of Chinese goods'' import because of cancellation of the simplified order of declaring. In the article it is spoken about the main measures accepted by the participating countries of the Custom Union and Kyrgyzstan for acceleration of inclusions process of the Kyrgyz republic in structure of the Customs union. The author comes to the conclusion that integration of Kyrgyzstan into the Customs union will lift economy of Kyrgyzstan which becomes a component of huge intercontinental economic association the Custom Union and EEP on new qualitative level. This factor will increase investment appeal of the country for foreign partners, becomes the guarantor of development of the long-term mutually advantageous relations.

Текст научной работы на тему «Присоединение Киргизии к ТС: предпосылки, проблемы, перспективы»

ЭКОНОМИКА

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КИРГИЗИИ К ТС: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

О.М. Евдокимова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

На смену дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве пришло стремление к объединению в новых интеграционных структурах, таких как СНГ и ЕврАзЭС. Данная статья посвящена проблеме развития и углубления взаимосвязей между странами СНГ в таких объединениях, как ЕврАзЭС и ЕЭП, этапам формирования интеграционных группировок. Особое внимание уделено одному из наиболее актуальных вопросов - перспективе присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Среди благоприятных последствий принятия решения о присоединении для Киргизии выделены следующие аспекты:

- устойчивое развитие экономики и сотрудничество со странами-участницами ТС в долгосрочной перспективе;

- привлечение дополнительных инвестиций в экономику страны;

- либерализация законодательства о миграции, улучшение условий работы мигрантов, рост бюджетных доходов принимающих стран, образование новых рабочих мест;

- экономическая и политическая поддержка России и других стран-участниц ЕЭП. В качестве негативных последствий названы вероятность оттока квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из Киргизии и возможное падение объемов импорта китайских товаров из-за отмены упрощенного порядка декларирования. В статье говорится об основных мерах, принятых странами-участницами ТС и Киргизией для ускорения процесса включения Кыргызской Республики в состав Таможенного союза. В заключение автор приходит к выводу, что интеграция Киргизии в Таможенный союз поднимет на новый качественный уровень экономику Кыргызстана, которая станет составной частью огромного межконтинентального экономического объединения - ТС и ЕЭП. Этот фактор повысит инвестиционную привлекательность страны для иностранных партнеров, станет гарантом развития долгосрочных взаимовыгодных отношений.

Ключевые слова: интеграционные процессы, перспективы, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Киргизия, Единое экономическое пространство.

На смену дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве пришло стремление к объединению в новых интеграционных структурах, таких, как СНГ и ЕврАзЭС [12]. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. и стало попыткой реинтеграции бывших советских республик. Изначально в состав СНГ входили лишь Россия, Белоруссия и Украина, но в дальнейшем к Содружеству присоединились все бывшие советские республики, за исключением прибалтийских. Однако 18 августа 2009 г. Грузия официально перестала быть членом СНГ. Тем не менее Грузия остается участницей около 70 подписанных ею договоров в рамках СНГ и выполняет по ним свои обязательства [2].

26 февраля 1999 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В данном документе не указывались конкретные сроки развития интеграционных отношений, однако были оговорены три этапа развития взаимоотношений:

- на первом этапе предусматривалось обеспечение реализации в полном объеме режима свободной торговли, устранение административных, фискальных и иных препятствий на пути свободного передвижения товаров. В частности, говорилось о неприменении тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов;

- на втором этапе планировалось формирование Таможенного союза, предполагающего единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом предполагалось, что страны-участники Таможенного союза введут единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами;

- на третьем этапе предполагалось создание Единого экономического пространства, предусматривающего проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

10 октября 2000 г. в Астане главами Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Он вступил в силу 30 мая 2001 г. и содержал в себе концепцию тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества. В 2006 г. к Договору присоединился Узбекистан, однако в 2008 г. Президент Узбекистана И.А.Каримов уведомил Интеграционный комитет о приостановлении членства Узбекистана в Сообществе.

6 октября 2007 г. в Душанбе Беларуссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании

Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В 2009 г. на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза [14]. 27 ноября 2009 г. участники саммита «тройки» ТС подписали Договор о Таможенном кодексе ТС и согласовали план по введению его в действие. Таким образом, по решению глав государств ЕврАзЭС в течение 2008 - 2010 гг. был сформирован Таможенный союз трех государств - Белоруссии, Казахстана и России.

С 1 января 2012 г. введен в действие пакет из 17 базовых соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (ЕЭП), следующего после формирования ТС этапа развития интеграции. К 1 января 2015 г., согласно Декларации о евразийской экономической интеграции, планируется создать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Реализация поэтапного углубления интеграционных процессов будет сопровождаться присоединением к ТС и ЕЭП и других государств-участников ЕврАзЭС, что будет происходить по мере готовности их экономик.

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных тенденций является вопрос о присоединении к ТС Киргизии. Последние два года Правительство Кыргызской Республики ведет переговоры с представителями стран Таможенного союза по поводу присоединения Кыргызстана к данной организации. За это время этот вопрос очень активно обсуждался в обществе и средствах массовой информации страны. По мнению советника Президента РФ Сергея Глазьева, присоединение Киргизии к Таможенному союзу в перспективе даст увеличение темпов роста ее экономики в полтора раза.

По большому счету, вступление Киргизии в ТС поможет ей обеспечить устойчивое развитие экономики в долгосрочной перспективе. Киргизия обладает существенным гидроэнергетическим потенциалом, представляемого в первую очередь Нарынским каскадом (Токтогульская ГЭС мощностью 1200 МВт, Курпсайская ГЭС мощностью 800 МВт), Ташкумырская ГЭС, Шамалдысайская ГЭС, Уч-Курганская ГЭС, строящиеся Камбаратинская ГЭС-1 и Камбаратинская ГЭС-2). Республика обладает месторождениями золота (Кумтор), урана, сурьмы и ртути. Присоединение Киргизии к ТС привлечет дополнительные инвестиции в экономику страны, в частности в текстильную и швейную промышленность, что вызовет рост потенциала смежных отраслей, таких, как производство кожаных изделий, шерсти, хлопка, развитие индустрии моды и дизайна. Со стороны стран-участниц ЕЭП может вызвать интерес и аграрно-промышленный комплекс Киргизии. Инвестиции позволят республике выйти на мировую арену в качестве экспортера продукции АПК.

При вступлении Кыргызстана в ТС ожидается усиление контроля стран-участников, что приведет к установлению порядка на границе и в таможенных процедурах в стране. Как следствие,

можно ожидать снижение уровня коррупции и увеличение притока средств от таможенных сборов. Однако при вступлении в ТС существует перспектива снижения потока товаров через Кыргызстан, так как таможенный тариф увеличится до уровня России и Казахстана, которые имеют более благоприятные условия для принятия импортных товаров на своих границах.

В случае вступления Киргизии в ТС можно будет наблюдать существенные изменения на рынке труда и человеческого капитала страны. Данный шаг открывает перспективу для улучшения условий правового статуса трудовых мигрантов из Кыргызстана в странах ТС, в частности России и Казахстана, где работают порядка 500 тыс. и 200 тыс. граждан КР соответственно.

Существуют неоспоримые плюсы наличия подобной миграции. Например, многие трудовые мигранты приобретают во время работы в ЕЭП не только ценный опыт, но и дополнительные знания (иностранные языки), трудовые навыки, образование, что повышает их производительность как за рубежом, так и на родине. Это видно по данным приведенной ниже таблицы. 66,1% опрошенных выучили за время работы за границей русский язык, более 70% - приобрели новые навыки (см. табл. 1).

Таблица 1

Миграция и устойчивое развитие: дополнительная квалификация[9]

Число ответов %

Не приобрел новую квалификацию 371 58,9

Выучил русский язык 416 66,1

Выучил английский язык 12 1,9

Приобрел новые профессии и получил сертификат без экзамена 11 1,7

Приобрел новые профессии и получил сертификат после сдачи экзамена 26 4,1

Приобрел новые навыки без сертификата 435 69,2

Окончил ПТУ за рубежом 13 2,1

Окончил университет/колледж за границей 2 0,3

Получил диплом о высшем образовании 4 0,6

Нет ответа 9 1,4

При условии либерализации законодательства о миграции будет заметен рост доходов бюджетов принимающих стран за счет уплаты подоходного налога. На сегодняшний день, согласно исследованиям Евразийского банка развития, Россия недополучает порядка 10 - 40 млрд руб. в год только от налога на доходы физических лиц. Дополнительным плюсом станет уменьшение издержек по сдерживанию нелегальной миграции. Сами мигранты будут чувствовать себя более защищенными на территории принимающих государств, работая на законных основаниях и получая фиксированные доходы. Оптимизация

распределения рабочей силы на территории ЕЭП, безусловно, повысит рост ВВП стран-участниц, а также даст возможность повысить потенциал финансирования инвестиций из частных сбережений населения. Денежные переводы трудовых мигрантов - крупнейший компонент валового продукта республики, он составляет примерно треть ВВП Киргизии.

70% киргизских мигрантов занимаются неквалифицированным трудом или ремеслом (мелким ручными производством) и продажей соответствующих изделий, а 20% мигрантов с более высоким уровнем образования работают на рынках и в сфере обслуживания или операторами на заводах (см. табл. 2). При условии либерализации миграционной политики, данные служащие могли бы претендовать на более престижные вакансии, соответствующие уровню их образования. В этом случае повысился бы доход конкретных граждан, а их труд приносил более ощутимую пользу экономике страны.

Профессии мигрантов[9]

Таблица 2

Руководители (0,7) Профессионалы Специалисты Технические служащие Рабочие сферы торговли и услуг

Ремесленники Промышленные рабочие Неквалифицированные рабочие

1 0,7 0 1 0,4 1 0,4 ■ 12,6

1 0,9 8,1

4,7

С другой стороны, возможное обеспечение благоприятных условий для трудовых мигрантов на территории стран ЕЭП повлечет за собой еще больший отток квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из Киргизии, а ведь ценные кадры необходимы и внутри страны[1]. Чтобы этого избежать, в Кыргызстане должны быть созданы адекватные условия для цивилизованного вхождения в международный рынок труда. Необходимо отслеживать поток мигрантов, подготовить законодательную базу, регулирующую выезд на работу за границу трудящихся, обеспечить профессиональную подготовку кадров. Необходимо проводить политику повышения привлекательности занятости в национальной экономике. Для предотвращения оттока специалистов с высоким уровнем образования возможно субсидирование рабочих мест в качестве временной меры политики трудовой миграции.

Если наряду с перемещением трудовых ресурсов, будет проведена работа по перемещению капитала внутри стран ЕЭП, что будет способствовать образованию новых рабочих мест на территории Киргизии. Это, в свою очередь, будет способствовать ограничению выезда граждан на работу из Киргизии. Инвестиции, в частности, будут направлены на развитие энергетической отрасли промышленности, что также повлечет

создание новых рабочих мест. Потребность в подготовленных кадрах на территории Киргизии возрастет, уровень заработков повысится и для многих мигрантов отпадет необходимость покидать страну.

Стоит рассмотреть возможность введения системы двойного гражданства, что будет способствовать облегчению процесса выездов за границу, выведет существенную часть трудовых ресурсов из теневого бизнеса.

При условии присоединения Киргизии к ТС республика получит экономическую и политическую поддержку России и других стран-участниц ЕЭП в реализации инвестиционных и экономических проектов в Кыргызстане. На сегодняшний день Россия уже оказывает поддержку в развитии гидроэнергетики (строительство Камбар-Ата 1 и ГЭС в верховье реки Нарын). В данных проектах Россия не только выступает в качестве инвестора, но она также поддерживает политику Кыргызстана по данному вопросу.

Также положительными последствиями присоединения Киргизии к ТС можно считать: укрепление внешних границ Кыргыстана в интересах безопасности всего ТС, реальное ускорение структурных изменений в экономике страны, что позволит повысить эффективность производства, прибыль и эффективность хозяйственной деятельности, создаст возможность реального размещения производств по переработке полезных ископаемых и сельхозпродукции внутри страны, обеспеченных за счет дешевой рабочей силы достаточными трудовыми ресурсами[3].

Основной стратегией развития Киргизии должна стать ориентированность экономического роста на экспорт. Вступление в ЕЭП во многом упростит и сделает понятным для бизнеса правила игры, что, безусловно, увеличит поток прямых инвестиций со стороны резидентов ЕЭП. В целях аккумулирования денежных средств населения и укрепления доверия банковскому сектору возможны инвестиции со стороны крупнейших российских банков в банковский сектор Киргизии [10].

Один из основных минусов вхождения КР в ТС связан с падением объемов импорта из-за отмены упрощенного порядка декларирования. В результате Киргизия может утратить привлекательность в качестве базы для реэкспорта китайских товаров на территорию ТС. Это снизит товарные потоки через территорию Киргизии, а население, работающее в этой сфере, лишится работы. Однако вследствие вступления Киргизии в ТС республика сможет реализовать проекты по экономическому росту с учетом тех плюсов, которыми обладает. Приток инвестиций из стран ТС будет вызван и наличием дешевой рабочей силы и низкой стоимости энергии. Создание новых производств позволит не только обеспечить занятость населения, но и поможет поднять экономику Киргизии на новый уровень. Наряду с инвестициями из стран ЕЭП, в Киргизию начнут поступать и инвестиции из других государств, так

как республика станет частью крупной интеграционной организации и уровень доверия к ней со стороны иностранных инвесторов будет повышен.

В рамках Таможенного союза существует возможность установления льготных периодов по некоторым чувствительным для Киргизии позициям. При создании ТС в 2010 г. по ряду товаров были согласованы льготные периоды сроком до трех лет для всех стран-участников союза. В настоящее время ведется активная работа по разработке плана присоединения Киргизии к ТС. Можно выделить следующие важные события, позволившие ускорить процесс интеграции и сделать возможным установление плановой даты включения Киргизии в состав ТС - 1 января 2015 г.:

- 12 апреля 2011 г. Киргизия официально заявила о своей готовности присоединиться к Таможенному союзу[4], вследствие чего 19 мая 2011 г. на уровне глав правительств было принято Решение № 558 «О присоединении Киргизской республики к ТС». Позднее было решено создать Рабочую группу по данному вопросу (РГ), что было зафиксировано в Решении Межгоссовета ЕврАсЭС № 570[8] от 19 октября 2011 г. Основная задача РГ - выработка Плана мероприятий, реализация которого создаст необходимые условия для присоединения Киргизии к ТС. Отдельно было оговорено, что при создании плана необходимо учитывать особенности внутреннего рынка Киргизской Республики.

«План мероприятий по вопросу присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу» был разработан РГ и утвержден 12 октября 2012 г. Советом ЕЭК. В феврале 2012 г. начала свою работу Евразийская экономическая комиссия, в компетенцию которой входят и вопросы о присоединении к ТС и ЕЭП новых государств. В конце текущего года планируется представить на рассмотрение президентов стран-участников ТС проект «дорожной карты» с указанием сроков исполнения конкретных мер по присоединению Киргизии к ТС.

На очередном заседании РГ свои предложения высказали представители ЕЭК и представители киргизской стороны. Предложения ЕЭК предусматривают включение в «дорожную карту» мероприятий по:

- приведению национального законодательства КР в сфере санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, технического регулирования в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза;

- гармонизации методологических подходов ведения статистики внешней и взаимной торговли товарами;

- приведению таможенной и приграничной инфраструктуры на киргизском участке будущей внешней границы в соответствие с требованиями ТС;

- решению проблемы, связанной с обязательствами Бишкека в рамках ВТО, поскольку по 40% позиций уровень ставок Единого таможенного тарифа ТС выше, чем уровень ставок в КР. Иными

словами, после присоединения КР к ТС придется осуществить сложную процедуру пересмотра или отзыва тарифных уступок КР в ВТО на основании статьи 28 ГАТТ 1994 г.

31 мая 2013 г. в Минске Председатель коллегии ЕЭК В.Б. Христенко и первый вице-премьер Киргизии Д. Оторбаев подписали Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызской Республикой. В меморандуме, текст которого был одобрен главами государств ТС на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Астане 29 мая 2013 г., говорится о желании КР в последующем стать полноправным членом Евразийского экономического союза и предусматривается возможность участия КР в работе органов ЕЭК. Первый вице-премьер Киргизии заявил, что подписание меморандума позволит значительно улучшить конкурентоспособность киргизского бизнеса и инвестиционный климат страны.

Киргизия сначала получит статус наблюдателя при Евразийской экономической комиссии и других форматах Единого экономического пространства, а затем присоединится к формируемому Евразийскому экономическому союзу. Президенты России, Белоруссии и Казахстана окончательно подтвердили, что 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз заменит Ев-рАзЭС и станет наиболее продвинутой формой экономической интеграции трех государств.

На сегодняшний день о желании вступить в состав Таможенного союза заявила и другая страна на постсоветском пространстве - Армения. По итогам встречи глав государств России и Армении 3 сентября 2013 г. Президент Армении Серж Саргсян подтвердил готовность Армении предпринять все необходимые практические шаги для вступления в ТС, а в последующем - участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Таким образом, вопрос присоединения

Киргизии к Таможенному союзу приобретает еще большую актуальность, так как опыт интеграции Киргизии может быть полезным и для других стран.

Подводя итоги всему сказанному, можно сказать, что главную роль в решении о присоединении Киргизии к Таможенному союзу играет тот фактор, что республика исторически тесно интегрирована и успешно развивалась в едином экономическом пространстве Советского Союза. Экономика новой Киргизии по-прежнему ориентирована на рынки стран-участниц Таможенного союза, и прежде всего России. По данным НСК, страны ЕврАзЭС занимают в структуре экспорта и импорта КР 50%, из которых основными партнерами являются Россия и Казахстан.

Интеграция Киргизии в Таможенный союз не только увеличит и углубит имеющие экономические связи с ТС, но и поднимет на новый качественный уровень экономику Кыргызстана, которая станет составной частью огромного межконтинентального экономического объединения - ТС и ЕЭП. Этот фактор повысит инвестиционную привлекательность страны для иностранных партнеров, станет гарантом развития долгосрочных взаимовыгодных отношений. Немаловажным плюсом для принятия решения о присоединении к ТС стала и возможность решить проблему с урегулированием миграционной политики. Ведь благодаря совместной деятельности правительств Киргизии и стран ТС существенная часть трудовых ресурсов, ушедших в теневую экономику, могут быть легализованы. Это, в свою очередь, повлечет дополнительную прибыль для экономик всех заинтересованных стран и позволит взять под контроль трудовую миграцию населения, обеспечить профессиональную подготовку и трудоустройство ценных кадров как внутри страны, так и на территории ЕЭП.

Список литературы

1. Отчет о круглом столе «Вступление Кыргызстана в Таможенный союз ЕврАзЭС: выгоды и потери». Центр исследований Центральной Азии Кыргызско-Турецкого университета «Манас». 15 марта 2013 г.

2. Либман А.М. Исследования региональной интеграции в СНГ и Центральной Азии. Санкт-Петербург, 2012. 64 с.

3. Кулик С.А., Спартак А.Н., Юргенс И.Ю. Экономические интересы и задачи России в СНГ. М.: Библиотека Института современного развития, 2010. 120 с.

4. Сайт РИА Новости.См.:http://ria.ru/economy/20130531/940588929.html#ixzz2WxhYgIc3

5. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: «Правительство Кыргызстана одобрило решение о вступлении республики в Таможенный союз». См.: http://www.webcitation.org/6BfqAC8Zp.

6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: «О присоединении Кыргызской Республики к Таможенному союзу в рамках ЕврАзЭС ». http://www.webcitation.org/6BfqBso7g.

7. Сайт Евразийской экономической комиссии: «Об участии Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». См.:http://www.tsouz.ru/eek/ RSEEK/RKEEK/24z/Dokuments/P_163-1.pdf.

8. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: «Состоялось 24-ое заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии». Пресс-релиз. См.: http://www.tsouz.ru/news/Pages/18-09-2012-1.aspx.

9. Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз и ЕЭП для рынка труда и человеческого капитала страны. Санкт-Петербург, 2013. 122 с.

10. Сайт Евразийского банка развития: Винокуров Е. (2012) «Таможенный союз - полезный и важный инструмент. Использовать его или нет - дело Кыргызстана. Вечерний Бишкек, 30 апреля 2012. См.: http:// www.eabr.org/r/research/publication/articles/index.php?id_4=10068&from_4=1

11. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства. Санкт-Петербург, 2013. 80 с. Евразийское экономическое сообщество. 2000-2009.

12. Справочник / Секретариат интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. М., 2010. 112 с.

13. «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству». Презентация к докладу № 16. Центр интеграционных исследований ЕАБР. Апрель 2013.

14. Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 году и задачи на 2010 год» // Министерство экономического развития России.2010. 256 с.

Об авторе

Евдокимова Ольга Михайловна - аспирант кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД России. E-mail: o.m.evdokimova@mail.ru

ACCESSIONS OF KYRGYSTAN TO THE CUSTOMS UNION: PRECONDITIONS,

PROBLEMS, PROSPECTS

O.M. Evdokimova

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: The aspiration to associate in new integration structures, such as the CIS and EurAsEC, came to change to dezintegratsionny processes after disintegration of the Soviet Union. This article is devoted to a problem of development and deepening of degree of interrelation between CIS countries in such associations, as EurAsEC and EEP, to stages of formation of integration groups. The special attention is paid to one of the most topical issues - prospect of accession of Kyrgyzstan to the Customs Union. The following aspects are distinguished from favorable consequences of decision-making on accession for Kyrgyzstan:

- sustainable development of economy and cooperation with other countries from Custom Union in long-term prospect;

- attraction of additional investments into national economy;

- liberalization of the legislation on migration, improvement of working conditions for migrants, growth of the budgetary income of host countries, formation of new workplaces;

- economic and political support of Russia and other participating countries of EEP.

As negative consequences are called probability of outflow of the qualified and unqualified labor from Kyrgyzstan and possible falling of Chinese goods' import because of cancellation of the simplified order of declaring. In the article it is spoken about the main measures accepted by the participating countries of the Custom Union and Kyrgyzstan for acceleration of inclusions process of the Kyrgyz republic in structure of the Customs union. The author comes to the conclusion that integration of Kyrgyzstan into the Customs union will lift economy of Kyrgyzstan which becomes a component of huge intercontinental economic association - the Custom Union and EEP - on new qualitative level. This factor will increase investment appeal of the country for foreign partners, becomes the guarantor of development of the long-term mutually advantageous relations.

Key words: Integration processes, prospects, Customs union, Eurasian economic community,

Kyrgyzstan, Common economic space.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Otchet o kruglom stole «Vystuplenie Kyrgystana v Tamojennyi soiuz EvrAzEC: vygody i poteri». Zentr Issledovanij Zentralnoi Azii Kyrgyzsko-Turezkogo universiteta «Manas».[ The report of the round-table discussion "The entry of Kyrgyzstan in the Customs Union of Eurasian economic community: benefits and losses". Center of researches of Central Asia of Kyrgyz-Turkish university Manas] 15 march 2013.

2. Libman A.M. Issledovanija regionalnoi integrazii v SNG I Zentralnoi Azii. [Researches of regional integration into the CIS and in the Central Asia.] St.-Petersburg, 2012. - 64p.

3. Kulik S.A., Spartak A.N., Yurgens I.Y.Economicheskie interesy I zadachi Rosii v SNG. [Economic interests and goals of Russia in the CIS.] Moscow.: Library of Institute of modern development, 2010. - 120p.

4. Available at RIA Novosti news agency site: http://ria.ru/economy/20130531/940588929.html#ixzz2WxhYgIc3

5. Official site of Eurasian economic commission: «Pravitelstvo Kyrgystana odobrilo reshenie o vstuplenii respubliki v Tamojennyi sojuz». [The government of Kyrgyzstan approved the decision on the entry of the republic in the Customs union.] Available at: http://www.webcitation.org/6BfqAC8Zp.

6. Official site of Eurasian economic commission: «O prisoedinenii Kyrgyzskoi respubliki k Tamojennomu sojuzu v ramkah EvrAzES ». [About accession of the Kyrgyz Republic to the Customs union within Eurasian economic community.] Available at http://www.webcitation.org/6BfqBso7g.

7. Official site of Eurasian economic commission: «Ob uchastii Kyrgyzskoi respubliki v Tamojennom sojuze Respubliki Belarus, Respubliki Kazahstan I Rossiskoi Federazii». [About participation of the Kyrgyz Republic in the Customs union of Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation.] Available at: http://www.tsouz.ru/eek/RSEEK/RKEEK/24z/Dokuments/P_163-1.pdf.

8. Official site of Eurasian economic commission: «Sostojalos 24 Zasedanie Kollegii Evraziiskoi economicheskoi komissii». [The 24th meeting of Board of the Euroasian economic commission took place.] Available at: http://www.tsouz.ru/news/Pages/18-09-2012-1.aspx.

9. Posledstvija vstuplenija Kyrgystana v Tamojennii sojuz i EEP dlia rynka truda I chelovecheskogo kapitala strany. [Consequences of the entry of Kyrgyzstan in the Customs union and Common economic space for the labor market and the human capital of the country] St.-Petersburg, 2013. - 122 p.

10. Official site of Eurasian Development Bank: Vinokurov E. (2012) «Tamojennyi sojuz - poleznyi i vajnyi instrument. Ispolzovat ego ili net - delo Kyrgystana». [The Customs union - the useful and important tool. To use it or not - it will be the decision of Kyrgyzstan]. Vechernii Bishkek, 30 april 2012. Available at: http://www.eabr.org/r/research/publication/articles/index.php?id_4=10068&from_4=1

11. Tamojennyi sojuz i sosednie strany: modeli I instrument vzaimovygodnogo partnerstva. [Customs union and neighboring countries: models and instruments of mutually advantageous partnership ]. - St.-Petersburg, 2013. - 80 p. Eurasian economic community. 2000 - 2009.

12. Directory / the Secretariat of Integration Committee Eurasian economic community. - Moscow. 2010 - 112 p.

13. «Ozenka economicheskogo effekta prisoedinenija respubliki Tadjikistan k Tamojennomu sojuzu i edinomu economicheskomu prostranstvu». [Assessment of economic effect of accession of the Republic of Tajikistan to the Customs union and the Common economic space]. Presentation to the report № 16. Center of integration researches . April 2013.

14. Report «Itogi deyatelnosti Mineconomrazvitiya Rossii v 2009 i zadachi na 2010» . [Results of activity of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation in 2009 and tasks for 2010]. // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2010 - 256 p.

About the author

Olga M. Evdokimova - graduate student of the Department of World Economy of MGIMO-University. E-mail:

o.m.evdokimova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.