Научная статья на тему 'Проблемы торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и киргизской Республики в рамках ЕАЭС'

Проблемы торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и киргизской Республики в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / КИРГИЗИЯ / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / УСЛУГИ / ТОРГОВЛЯ / RUSSIA / KYRGYZSTAN / HISTORY / POLITICS / SECURITY / ECONOMY / CULTURE / DEVELOPMENT / IMPORT / EXPORT / SERVICES / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ормонова Алина Анарбековна

В статье изложен краткий анализ торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Киргизской Республикой в рамках Евразийского экономического пространства (ЕЭП). Рассматриваются проблемы и актуальные вопросы вступления Киргизской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Таможенный союз (ТС), где начались серьезные социально-экономические, политические и культурные преобразования. Анализируется влияние главного стратегического партнера России на всестороннее развитие Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRADE-ECONOMIC COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KYRGYZ REPUBLIC WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU

This article is devoted to a brief analysis of trade and economic cooperation between the Federation and the Kyrgyz Republic within the framework of the Eurasian Economic Area. The article examines the problems and topical issues of the accession of the Kyrgyz Republic to the Eurasian Economic Union and the Customs Union, where serious socioeconomic, political and cultural transformations began, as well as the influence of Russia's main strategic partner on the all-round development of The republic.

Текст научной работы на тему «Проблемы торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и киргизской Республики в рамках ЕАЭС»

ПРОБЛЕМЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАМКАХ ЕАЭС

Аннотация. В статье изложен краткий анализ торгово-экономического сотрудничествамеждуРоссийской Федерацией и КиргизскойРеспубликой в рамках Евразийского экономического пространства (ЕЭП). Рассматриваются проблемы и актуальные вопросы вступления Киргизской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Таможенный союз (ТС), где начались серьезные социально-экономические, политические и культурные преобразования. Анализируется влияние главного стратегического партнера - России - на всестороннее развитие Республики. Ключевые слова: Россия, Киргизия, история, политика, безопасность, экономика, культура, развитие, импорт, экспорт, услуги, торговля.

Alina °rmonova PROBLEMS OF TRADE-ECONOMIC

COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KYRGYZ REPUBLIC WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU

Annotation. This article is devoted to a brief analysis of trade and economic cooperation between the Federation and the Kyrgyz Republic within the framework of the Eurasian Economic Area. The article examines the problems and topical issues of the accession of the Kyrgyz Republic to the Eurasian Economic Union and the Customs Union, where serious socioeconomic, political and cultural transformations began, as well as the influence of Russia's main strategic partner on the all-round development of The republic.

Keywords: Russia, Kyrgyzstan, history, politics, security, economy, culture, development, import, export, services, trade.

Объемы экономического сотрудничества Российской Федерации и Кыргызстана далеко не в полной степени отвечают возможностям сторон и должны быть существенно повышены, что может быть осуществлено в рамках Таможенного союза (ТС). Вступление в Союз предвещает суммарный рост торгового оборота Кыргызстана на 8,8 %, увеличение инвестиций, расширение рынка сбыта, создание новых рабочих мест, увеличение объемов производства промышленности и сельского хозяйства [4]. Вступление Киргизской Республики в ТС вызвало бурную реакцию: есть и сторонники, и оппоненты евразийского проекта. Это, в частности, отметила газета «Вечерний Бишкек» по поводу вступления Кыргызстана в Таможенный союз: «внутри самой Республики по-прежнему нет согласия, как во властных структурах, так и среди деловой и обыкновенной общественности» [2]. Доцент Кыргызско-Российского Славянского университета М. Суюнбаев считает, что в Республике «понимание значения процесса интеграции существует в полной мере, хотя бы потому, что около 1 млн трудовых мигрантов работает в Российской Федерации и Казахстане. Интеграция может дать Кыргызстану такие конкретные вещи, как свободное перемещение товаров и услуг, снизить влияние китайской экспансии, поднять уровень энергетической безопасности» [5]. Журналист А. Гладилов подчеркивает, что для Российской Федерации Кыргызстан является не только традиционной «сферой влияния», но одним из значительных элементов собственной системы безопасности, учитывая безвизовый режим и прозрачность границ. К этому можно приплюсовать полномасштабные экономические отношения, льготный режим поставок энергоносителей, и сотни тысяч гастарбайтеров, беспрепятственно высы-

УДК 339 А.А. Ормонова

© Ормонова А.А., 2017

лающих в Кыргызстан кровно заработанные миллионы долларов в общем сумме более 1,8 млрд в год [1].

Настороженное отношение ряда экономистов и политиков Кыргызстана по поводу вступления в Таможенный союз высказывалось на протяжении пяти лет. Есть негативные и позитивные оценки. Позитивные стороны вступления Кыргызстана в Таможенный союз следующие: расширение возможностей по обеспечению безопасности государства не только на внешних границах, но и внутри государства; увеличение инвестиционной привлекательности за счет роста рынка и кыргызские граждане получат доступ к этим ресурсам, пространствам и рынку; киргизская сельхозпродукция получит выход на общий рынок Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии и это хорошая возможность для киргизских аграриев получать справедливую оплату за продукцию и планировать объемы производства; рост рынка труда, который дает возможность найти применение не только торговцам и строителям, но и высококвалифицированным работникам Кыргызстана; расширение налоговой базы; развитие транспортной системы Кыргызстана, возможность подключения к коммуникациям стран-членов ТС (ЕЭП, ЕАЭС) и в дальнейшем выход к коммуникациям Европы, через Белоруссию; в области образования молодежь Кыргызстана получит возможность обучаться во всех вузах стран ЕАЭС, а кыргызские ученые получат возможность работать не только на отечественные предприятия, но и на предприятия стран-членов ТС (ЕЭП, ЕАЭС); культура приобретет новый толчок для развития за счет повышения интенсивности культурного обмена и увеличения финансирования; исчезнет дискриминация, унификация законодательства, что упростит ведение бизнеса; увеличится туристический поток; существенно повысится политический вес Кыргызстана на международной арене. Но есть и негативные стороны в присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу: представляется, что Кыргызстан утратит отдельные элементы суверенитета в сфере безопасности и внешней политики; возникнет зависимость от поставок российских горюче-смазочных материалов, реэкспортная зависимость от Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана; возможно повышение цен на продукты питания, товары, промтовары китайского производства и подержанные автомобили; возможен рост конкуренции для киргизских предпринимателей; увеличится трудовая миграция в результате исчезновения барьеров и в силу отсутствия массированных инвестиций [3].

По мнению Международного валютного фонда, вступление Кыргызстана в Таможенный союз усовершенствует торговые взаимоотношения с Россией и другими его членами, но будет препятствовать торговым отношениям с государствами, в него не входящими, в особенности с Китаем. Наиболее бесспорным преимуществом для киргизской экономики будет сохранение уровня поставок и цен на импорт нефти из других стран-членов Таможенного союза. Киргизская текстильная промышленность также может выиграть, потому что более высокий единый внешний тариф в рамках Таможенного союза, скорее всего, уменьшит импорт текстиля из стран за его пределами, в частности из Китая. Также возможно увеличение прямых иностранных инвестиций, если отдельные производственные предприятия других стран-членов ТС переместятся в Кыргызстан, чтобы воспользоваться более дешевой рабочей силой. Самыми существенными издержками вступления будет утрата транзитной торговли в виде реэкспорта товаров, главным образом китайских, в Россию и другие страны СНГ вследствие увеличения внешнего тарифа. По мнению директора Форсайт-центра Ваготе1ег^ Э. Карабаева, участие в ТС Кыргызстану нужно больше чем Москве, Астане и Минску. На самом деле о ТС нужно говорить не с позиции «плюсы и минусы от вступления», а с позиции «как жить, вступив», потому что в этом самом союзе, по словам Э. Карабаева «Кыргызстан уже давно обеими рука -ми и ногами» [8].

Активны и противники вступления Кыргызстана в ТС. В частности, в февральском номере журнала «Деловой собеседник» за 2012 г. опубликована статья А. Иса, которая посвящена последст-виям вступления Кыргызстана в Таможенный Союз. Автор утверждает: «После анализа возможных

выгод вступления Кыргызстана в Таможенный Союз выясняется отсутствие их обоснованности» [7]. Но активны голоса сторонников вступления в ТС. Известный дипломат и государственный деятель Кыргызстана Ж.С. Сааданбеков утверждал, что «Почти для всех постсоветских государств вовлечение в глобальные экономические и политические процессы возможно только через Россию и вместе с ней. Кыргызстану необходимо вступить в союзнические отношения на правах равного, но младшего партнера. Такой союз мог бы быть основан на трех базовых принципах - безусловном и безоговорочном сохранении государственного суверенитета, независимости политических институтов каждого из государств, но это при защите союзных границ и территорий; взаимной поддержке грантов и инвестиций в модернизацию экономик, создании равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, свободном перемещении услуг, товаров, капиталов и рабочей силы, членстве в Таможенном Союзе; едином и общем взгляде на ключевые проблемы международной безопасности» [11].

1 января 2015 г. Кыргызстан присоединился к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу [12]. Правила объединений вступили в силу после ратификации договоров на уровне парламентов стран-участниц ТС и ЕАЭС 21 мая 2015 г. Состояние внешнеторгового оборота Кыргызстана с государствами-членами Таможенного союза на 2013-2014 гг. [10] показывает, что внешнеторговый оборот Кыргызстана с государствами-членами ТС в 2013 г. вырос, что является позитивным моментом для киргизской стороны. Что касается экспорта продукции из Кыргызстана для государств-членов ТС, то его снижение обосновано с возникающими проблемами на границах государств и отсутствием путей их своевременного решения. Импорт в Кыргызстан из стран-участников ТС заметно вырос, это говорит об отсутствии проблем в поставках их продукции, а также заинтересованности киргизской стороны в поставляемой продукции. В 2014 г. в сравнении с 2013 г. внешнеторговый оборот Кыргызстана с государствами-членами ТС снизился. Можно сделать вывод, что внешнеторговый оборот между Кыргызстаном и странами-членами ТС уменьшился, что существенно сказалось на экономике Кыргызстана. Что касается экспорта в государства-участники ТС, то проблема в поставках киргизской продукции, о которой мы говорили выше, остается нерешенной. Причины этого в следующем: во-первых, затруднения, связанные с прохождением товаров на границе стран-членов ТС, во-вторых, проблемы с сертификацией ввозимых продуктов. А уменьшение импорта в Кыргызстан из государств-участников ТС, как можно предположить, связано с тем, что Кыргызстан больше заинтересован в поставках дешевых товаров из Китая и Турции. Но ситуация, безусловно, изменится в связи с грядущим вступлением государства в ТС. По идее все существующие на данный момент проблемы с границами между государствами-участниками ТС исчезнут, продукты питания и товары, требующие определенной сертификации, должным образом будут проходить все установленные правила по прохождению сертификации. И тогда экономические показатели должны значительно увеличиться.

Мнение об экономике Кыргызстана в публичном пространстве необходимо разделять на две диаметрально противоположные точки зрения. Существует так называемая официальная позиция в лице государственной власти, которая представляет социально-экономическое развитие исключительно с радужной позиции. В результате чего информацию о благих планах власти Кыргызстана тиражируют не только в государстве, но и разнообразно пытаются убедить в этом мировую общественность и в том числе иностранных инвесторов. Министр иностранных дел Кыргызстана на 68-ой сессии генассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) выступил с докладом, предоставив «Стратегию устойчивого развития Киргизии на 2013-2017 гг.». Этот ход руководства государства очевиден, потому что киргизскому народу необходимо давать надежду на то, что он обладает правом на лучшее и возможность выбиться из безнадежной бедности, в которой государство находится со времен обретения суверенности. Но на практике ситуация в стране далека от идеала. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, бедность в государстве уже настигла каждого третье-

го - ее уровень увеличился до 38 % против 18 % в 2012 г. На сегодняшний день 2,2 млн киргизов, из которых 66 % проживают в сельской местности, находятся за чертой бедности. Данную ситуацию стараются улучшить своими денежными переводами трудовые мигранты. Иначе по разнообразным оценкам уровень бедности достигал бы 65-70 % от общей численности населения [9]. Бесспорно, киргизскому народу рано или поздно все же придется начинать болезненные реформы. Если будет продолжаться авторитаризм власти и имитация реформ, тогда Кыргызстан столкнется с еще более тяжкими трудностями. Нельзя не согласиться с мнением о том, что представители власти смогут сохранить государство только при установлении настоящего парламентаризма, децентрализации власти, чистой политической конкуренции, открытости, прозрачности и верховенстве закона [6]. Киргизскому правительству необходимо сосредоточиться не на привлечении новых иностранных инвесторов, а на защите уже существующих и вложивших свой капитал в киргизскую экономику и рискующих лишиться его.

И речь может идти, прежде всего, о главном стратегическом партнере Кыргызстана - Российской Федерации. Бывшие представители власти Кыргызстана в лице A.A. Акаева, Р.И. Отумбаевой, К.С. Бакиева и нынешнего Президента А.Ш. Атамбаева до настоящего времени придерживаются уверенности, что укрепление и дальнейшее развитие стратегического партнерства и союзнических взаимоотношений с Россией было и остается одним из важнейших внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Кыргызстана. Вследствие чего расширение взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений с Россией сконцентрировано на решении экономических проблем в Кыргызстане. В настоящее время Россия продолжает активно помогать Кыргызстану денежными средствами, продовольствием, техникой. Предстоящее расширение Таможенного союза, в котором настолько заинтересована Россия, позволит Кыргызстану и дальше официально рассчитывать на помощь Российской Федерации.

Отношения Кыргызстана и Российской Федерации с каждым годом выходят на новый уровень развития, о чем ежедневно сообщают СМИ двух стран. Бесспорно, для развития взаимовыгодного межгосударственного экономического сотрудничества между Россией и Кыргызстаном чрезмерно значимой представляется консолидированная политическая воля вышеуказанных государств, в плане максимально эффективного применения имеющегося потенциала для совместной выработки и реализации стратегических инициатив по экономическому сотрудничеству. При этом для Кыргызстана представляется важнейшим выработать стратегию достижения экономической безопасности. В основу стратегии и курса внешнеэкономической политики государства должны быть заложены принципы надежного, долгосрочного, экономически приемлемого партнерства [9].

На наш взгляд, развитие двухстороннего экономического сотрудничества по сей день продолжает сталкиваться с рядом трудностей и проблем, которые препятствуют их дальнейшему сотрудничеству и развитию. Следовательно, необходимо оценить его реальное состояние, изучить проблемы и барьеры, препятствующие интеграции, а также вопросы, касающиеся совершенствования ее механизмов. Все это довольно актуально, поскольку решение указанных проблем позволяет продви-гаться в направлении определения режимов наибольшего благополучия в отдельно взятых отраслях экономики. В инвестиционной сфере целесообразно выделить ряд проблемных вопросов, связанных, главным образом, с недостаточным удельным весом инвестиций в российско-киргизском сотрудничестве. Безусловно, присутствует еще ряд вопросов, наиболее актуальными из которых являются: во-первых, отсутствие выхода к морю, во-вторых, неблагоприятное географическое расположение региона, в-третьих, отсутствие общей границы с Россией, в-четвертых, наличие неэффективной системы таможенного и пограничного контроля между Кыргызстаном и Россией, в-пятых, неадекватная транспортная инфраструктура региона в целом, в-шестых, неэффективная структура экспорта и импорта. Таможенные барьеры становятся главным препятствием развития взаимовыгодного сотрудничест-

ва двух государств. Причина заключается в отсутствии организационно-правового механизма реализации принимаемых решений.

Экономическое сотрудничество государств на данный момент достигли такого этапа, что идет дальнейшее укрепление стратегического партнерства направленное на инвестиционное, экономическое, торговое сотрудничество, включая нефтегазовую, электроэнергетическую, банковско-финансовую, аграрную сферы. Экспортно-импортные взаимоотношения между государствами увеличиваются, как минимум, на 7-10 %. Россия и Кыргызстан заинтересованы во взаимных в поставках различной продукции (фруктов, овощей, удобрений, табака, хлопка, древесины, шерсти, масла, кожсырья, книг, газет, драгоценных металлов, алкогольных и безалкогольных напитков, топлива, оружия и боеприпасов и т.д.). Во внешнеторговом обороте двух государств есть нерешенные вопросы и про -блемы, связанные с импортом и экспортом продукции. Ведь увеличение показателей идет в основном на поставку российской продукции в Кыргызстан, нежели киргизской продукции в Россию, что негативно сказывается на экономике Кыргызстана. Вступление Кыргызстана в Таможенный союз усовершенствует торговые взаимоотношения с Россией и другими его членами. Все существующие на данный момент проблемы с границами между государствами-участниками ТС исчезнут, продукты питания и продукция, требующая определенной сертификации, должным образом будут проходить все установленные правила, в результате чего экономические показатели внешнеторгового оборота должны значительно увеличиться.

Углубление торгово-экономических отношений с Россией является одним из приоритетов внешнеэкономической деятельности Кыргызстана. Россия и Кыргызстан развиваются по принципиально аналогичной форме политической и экономической трансформации. Это благоприятно влияет в первую очередь на развитие взаимоотношений в сфере экономического сотрудничества. Экономические отношения между странами регулирует ряд нормативно-правовых документов, соглашений и программ. На наш взгляд, для совершенствования экономических отношений между двумя дружественными странами, киргизскому руководству необходимо: создать условия для привлечения российских инвестиций в экономику Кыргызстана и обеспечить защиту российских инвесторов; наладить систему таможенного и пограничного контроля (независимо от ТС); провести реформу транспортной инфраструктуры региона; улучшить структуру экспорта и импорта; должным образом создать условия для проведения сертификации киргизских сельскохозяйственных продуктов для российского потребителя.

Библиографический список

1. Гладилов, А. Кыргызстану не усидеть на двух стульях, но и стоять, не хочется. Тем более с протянутой рукой [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.polit.kg/newskg/268 (дата обращения : 25.01.2012).

2. Денисенко, Е. Таможенный гамбит / Е. Денисенко // Вечерний Бишкек. - 2012. - № 13(10377).

3. Джекшенкулов, А. Д. Кыргызстан и Россия: шаги навстречу / А. Д. Джекшенкулов // Вестник КРСУ. -2013. - Т. 13. - № 4. - С. 9.

4. ЕАБР представил исследование по экономической эффективности ЕЭП [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=916504 (датаобращения : 25.01.2012).

5. Евразийская интеграция и Россия : Материалы дискуссии рамках проекта «Центральная Евразия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ceasia.ru/forum/evraziyskaya-integratsiya-i-rossiya.-chast-3.html (дата обращения : 06.12.2011).

6. Жээнбеков, Р. В 2013 году мы испортили имевшиеся отношения с западными странами и США / Р. Жээн-беков // «Арена^». - 2014. - № 1. - С. 11.

7. Иса, А. Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз / А. Иса // Деловой собеседник. - 2012. - № 19. - С. 32.

8. Карабаев, Э. Сколько проживем с пожизненной гарантией / Э. Карабаев // Вечерний Бишкек. - 2014. -№ 95(10806). - С. 5.

9. Кыргызстан пригласил представителей государств-членов ООН на конференцию по Афганистану [Электронный ресурс] // Кыргызское национальное информационное агентство КАБАР. - Режим доступа : http://kabar.kg/rus/politics/full/63740 (дата обращения : 30.09.2013).

10. Официальный сайт Торгового представительства Российской Федерации в Киргизской Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.torgpredkg.ru/index.php/inform/informatsiya-o-kirgizskoj-respublike/2012-11-07-16-37-13 (дата обращения : 07.11.2012).

11. Сааданбеков, Ж. С. Моя жизнь / Ж. С. Сааданбеков. - Бишкек, 2010. - С. 306.

12. .Яловкина, Я. Вступление в альянсы: как изменится жизнь кыргызстанцев в мае / Я. .Яловкина // Вечерний Бишкек. - 2015. - № 13(10878).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.