Научная статья на тему 'Анализ системы управления финансовыми ресурсами Таможенного союза и единого экономического пространства'

Анализ системы управления финансовыми ресурсами Таможенного союза и единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / СНГ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / REGIONALIZATION / CIS / CUSTOMS UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION / BUDGETARY PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масалимова Асем

В статье рассмотрены основные тенденции в развитии современных процессов международной экономической интеграции и регионализации. Проанализированы факторы, стимулирующие и препятствующие интеграции. Формирование системы собственных ресурсов в международных экономических интеграционных объединениях осуществляется на базе международных нормативных правовых актов, а также национальных законодательств государств, входящих в состав таких объединений. В связи с образованием Евразийского экономического союза между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, а также приданием Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) статуса наднационального органа управления возникает настоятельная необходимость формирования системы собственных ресурсов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), основываясь на положительном и негативном опыте деятельности уже действующих международных экономических союзов и организаций, аналогичных ЕАЭС. Наибольший интерес в связи с этим представляет изучение финансовых аспектов процесса формирования и использования бюджета уже существующих на просторах СНГ интеграционных объединений: Единого экономического пространства (ЕЭП), Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Предмет исследования: на примере ЕврАзЭС и Таможенного союза показаны этапы бюджетного процесса, организационная структура системы сбора собственных ресурсов бюджетов ЕврАзЭС и ТС, а также принятия и исполнения бюджетов ЕврАзЭС, ТС и ЕЭК. Цель работы: изучение и анализ процессов формирования и использования собственных ресурсов (бюджета) международных экономических объединений и организаций, аналогичных по своим целям и задачам ЕАЭС. Задачи работы проведение комплексного анализа развития и эволюции процессов формирования и использования собственных ресурсов (бюджета) ЕврАзЭС, ТС и ЕЭК и их органов по следующим направлениям: бюджетная система ее функционирования, принципов формирования и процедур принятия бюджета; источники и структура формирования собственных средств, их влияния на национальные бюджеты; классификация бюджетных доходов, расходов и системы управлениями ими. Результат работы заключается в подготовке аналитического материала, включающего результаты комплексного анализа развития и эволюции процессов формирования и использования собственных ресурсов (бюджета) интеграционных объединений, аналогичных ЕАЭС по своим целям и задачам, принципам организации и функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT FINANCE MANAGEMENT SYSTEM OF THE CUSTOMS UNION AND THE COMMON ECONOMIC SPACE

The paper is concerned with the main tendencies in the development of modern processes of the international economic integration and regionalization. The factors stimulating and holding back the integration are analysed. The self-sustainable resource system in international economic integration associations is established based on international laws and regulations with account for national legal systems of the member states of such associations. In view of the Eurasian Economic Union formed between the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, Kyrgyz Republic and the Russian Federation and also granting the Eurasian Economic Commission (EAEC) the status of a supranational governing body, there arises an imperative need to establish a self-sustainable resource system within the Eurasian Economic Union based on positive and negative experience of already existing international economic unions and organizations similar to the EAEU. In this regard, studying the financial aspects of the process of formation and use of the budget of the integration associations already existing in CIS such as the Common Economic Space (CES), the Customs Union (CU) and the Eurasian Economic Community (EurAsEC) is a matter of great interest. The subject of the research: based on the case sudy of EurAsEC and the Customs Union (CU) the budget process stages are shown along with the organizational structure of a system for raising the EurAsEC and the CU budget resources as well as acceptance and performance of the EurAsEC, the CU and CES budgets. The purpose of the research: the study and the analysis of processes of formation and use of own resources (budget) of international economic associations and the organizations similar to the EAEC in tasks and goals. The research objectives: carrying out the complex analysis of the development and evolution of the processes of raising and using own resources (budget) of EurAsEC, CU and CES focusing on the following issues: the budget system, principles of formation and budget adoption procedures; sources and structure of raising own money, its impact on national budgets; classification of budget incomes, expenses and the management system. The results of the research are supposed to be used for preparation of the analytical material on the development and evolution of processes of raising and using resources (budget) of integration associations similar to EAEU in the tasks and goals, organizational and operation principles.

Текст научной работы на тему «Анализ системы управления финансовыми ресурсами Таможенного союза и единого экономического пространства»

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 339.976.4 JEL F02

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УпРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО

экономического пространства

МАСАЛИМОВА АСЕМ,

аспирантка кафедры мировой экономики экономического факультета, МГУ имени М. В. Ломоносова,

Москва, Россия

[email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные тенденции в развитии современных процессов международной экономической интеграции и регионализации. Проанализированы факторы, стимулирующие и препятствующие интеграции. Формирование системы собственных ресурсов в международных экономических интеграционных объединениях осуществляется на базе международных нормативных правовых актов, а также национальных законодательств государств, входящих в состав таких объединений.

В связи с образованием Евразийского экономического союза между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, а также приданием Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) статуса наднационального органа управления возникает настоятельная необходимость формирования системы собственных ресурсов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), основываясь на положительном и негативном опыте деятельности уже действующих международных экономических союзов и организаций, аналогичных ЕАЭС.

Наибольший интерес в связи с этим представляет изучение финансовых аспектов процесса формирования и использования бюджета уже существующих на просторах СНГ интеграционных объединений: Единого экономического пространства (ЕЭП), Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Предмет исследования: на примере ЕврАзЭС и Таможенного союза показаны этапы бюджетного процесса, организационная структура системы сбора собственных ресурсов бюджетов ЕврАзЭС и ТС, а также принятия и исполнения бюджетов ЕврАзЭС, ТС и ЕЭК.

Цель работы: изучение и анализ процессов формирования и использования собственных ресурсов (бюджета) международных экономических объединений и организаций, аналогичных по своим целям и задачам ЕАЭС. Задачи работы - проведение комплексного анализа развития и эволюции процессов формирования и использования собственных ресурсов (бюджета) ЕврАзЭС, ТС и ЕЭК и их органов по следующим направлениям: бюджетная система ее функционирования, принципов формирования и процедур принятия бюджета; источники и структура формирования собственных средств, их влияния на национальные бюджеты; классификация бюджетных доходов, расходов и системы управлениями ими.

Результат работы заключается в подготовке аналитического материала, включающего результаты комплексного анализа развития и эволюции процессов формирования и использования собственных ресурсов (бюджета) интеграционных объединений, аналогичных ЕАЭС по своим целям и задачам, принципам организации и функционирования.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция; регионализация; СНГ; Таможенный союз; Евразийский экономический союз; бюджетный процесс.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT FINANCE MANAGEMENT SYSTEM OF THE CUSTOMS UNION AND THE COMMON ECONOMIC SPACE

ASEM MASALIMOVA,

PhD student at the World Economics Department of the Economics Faculty, Lomonosov Moscow state university,

Moscow, Russia

[email protected]

ABSTRACT

The paper is concerned with the main tendencies in the development of modern processes of the international economic integration and regionalization. The factors stimulating and holding back the integration are analysed. The self-sustainable resource system in international economic integration associations is established based on international laws and regulations with account for national legal systems of the member states of such associations.

In view of the Eurasian Economic Union formed between the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, Kyrgyz Republic and the Russian Federation and also granting the Eurasian Economic Commission (EAEC) the status of a supranational governing body, there arises an imperative need to establish a self-sustainable resource system within the Eurasian Economic Union based on positive and negative experience of already existing international economic unions and organizations similar to the EAEU.

In this regard, studying the financial aspects of the process of formation and use of the budget of the integration associations already existing in CIS such as the Common Economic Space (CES), the Customs Union (CU) and the Eurasian Economic Community (EurAsEC) is a matter of great interest.

The subject of the research: based on the case sudy of EurAsEC and the Customs Union (CU) the budget process

stages are shown along with the organizational structure of a system for raising the EurAsEC and the CU budget

resources as well as acceptance and performance of the EurAsEC, the CU and CES budgets.

the purpose of the research: the study and the analysis of processes of formation and use of own resources (budget)

of international economic associations and the organizations similar to the EAEC in tasks and goals.

the research objectives: carrying out the complex analysis of the development and evolution of the processes of

raising and using own resources (budget) of EurAsEC, CU and CES focusing on the following issues:

- the budget system, principles of formation and budget adoption procedures;

- sources and structure of raising own money, its impact on national budgets;

- classification of budget incomes, expenses and the management system.

The results of the research are supposed to be used for preparation of the analytical material on the development and evolution of processes of raising and using resources (budget) of integration associations similar to EAEU in the tasks and goals, organizational and operation principles.

Keywords: international economic integration; regionalization; CIS; Customs Union; Eurasian Economic Union; budgetary process.

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ - ЕДИНЫЙ РЫНОК ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛА И ТРУДА

СПРАВОЧНО:

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также

проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Члены Евразийского экономического союза — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения входящих в него государств.

Регионализацию мировой экономики с полным правом можно рассматривать как современную тенденцию развития мирового хозяйства в условиях глобализации. Поскольку до последнего времени глобализация реализовывалась по либеральному сценарию, в котором от «открытия» национальных рынков разных стран в выигрыше оказывался, прежде всего, транснациональный капитал передовых государств, а более слабым странам доставались преимущественно вызовы и риски глобализации, неудивительным стало стремление многих государств-соседей в разных регионах создать условия для формирования экономических и экономико-политических союзов, зон, объединений на межгосударственном уровне, в рамках которых они могли бы защищать свои национальные интересы.

Закономерной стала реакция на глобализаци-онные процессы развивающихся стран, экономики которых поодиночке не в состоянии противостоять глобальному транснациональному капиталу, в форме активизации создания региональных объединений. Тем более, что в формирующейся новой модели мирового экономического прогресса развивающиеся страны играют значительно более заметную роль, чем в прежнем мироустройстве, где ведущими игроками, диктовавшими свои условия, выступали развитые страны.

Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение, созданное с целью помочь его странам-участницам реализовать свой

экономический потенциал и потенциал хозяйственных связей внутри региона, создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности. К настоящему времени сформировано региональное интеграционное объединение с общим рынком в 182 млн человек и совокупным ВВП в 2,2 трлн долл. США. Для стран ЕАЭС крайне важна согласованная макроэкономическая политика. Данный механизм предусматривает обеспечение макроэкономической стабильности, формирование единых принципов функционирования экономики, согласование параметров основных макроэкономических показателей в целях повышения устойчивости и углубления интеграции экономик участников. Одним из важнейших условий успешного функционирования монетарного союза является налогово-бюджетная координация. Поэтому вопросы формирования общего бюджета стран ЕАЭС имеют исключительно важное теоретическое и практическое значение.

АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫх

объединений на пространстве СНГ

В табл. 1 представлены основные характеристики интеграционных объединений на пространстве СНГ.

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИчЕСКОЕ сообщество (ЕВРАЗЭС)

На рис. 1 приведены основные органы Евразийского экономического сообщества.

Межгосударственный Совет (Межгоссовет)

(высший орган ЕврАзЭС)

На уровне глав государств

На уровне глав правительств

Интеграционный Комитет

(постоянно действующий орган ЕврАзЭС)

Комиссия Постоянных представителей Договаривающихся сторон при ЕврАзЭС

(обеспечение текущей работы между заседаниями Интеграц. Комитета)

Межпарламентская Ассамблея (МПА)

(орган парламентского сотрудничества)

Суд ЕврАзЭС

Секретариат Интеграционного Комитета

(обеспечение работы Межгоссовета и Интеграционного Комитета)

Рис. 1. Основные органы ЕврАзЭС (согласно Договору об учреждении Евразийского экономического

сообщества от 10.10.2000)

Краткая характеристика интеграционных объединений на пространстве СНГ

Таблица 1

СТ\

Уровень интеграции Понятие интеграционного объединения Страны-участницы Этапы формирования интеграционного объединения

Единое экономическое пространство (ЕЭП) Пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы [ст. 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999]. Предполагает формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон, обеспечивающего функционирование ЕЭП [ст. 7 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999] Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан Цель формирования ЕЭП провозглашена в Договоре между 4 странами -Беларусью, Киргизией, Казахстаном и Россией [ст. 2 Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996]. Договор о создании ЕЭП подписан в 1999 г. пятью странами - Беларусью, Киргизией, Казахстаном, Россией и Таджикистаном [Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999]. Формирование ЕЭП признается вторым этапом интеграции после завершения формирования Таможенного союза и единой таможенной территории [ст. 7 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999]. В конце 2009 г. был принят План действий по формированию ЕЭП [см. решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 19.12.2009 № 35 «О Плане действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»], в марте 2011 г.- План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП [см. решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 15.03.2011 № 77 «О Плане мероприятий по реализации Соглашений, формирующих ЕЭП»]. С января 2012 г. введена в действие договорно-правовая база ЕЭП

Таможенный союз (ТС) Форма торгово-экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участницы применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами [ст. 1 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007] Беларусь, Казахстан, Россия Первоначальное соглашение о формировании Таможенного союза между РФ и Беларусью достигнуто в 1995 г., в том же году к ним присоединился Казахстан [см. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995; Соглашение о Таможенном союзе от 20.01.1995]. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан Беларусью, Казахстаном и Россией 6 октября 2007 г. Создан 19 декабря 2009 г.; Таможенный кодекс ТС вступил в силу для Казахстана и России с 1 июля 2010 г., для Беларуси - с 6 июля 2010 г.

<

ет ь

х

*

> с

2 О ь

о £

X <

2

X

Окончание табл. 1

Уровень интеграции Понятие интеграционного объединения Страны-участницы Этапы формирования интеграционного объединения

Евразийский экономический союз Более высокая форма интеграции после Таможенного союза и Единого экономического пространства. Предполагает достижение договоренностей по: - сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике; - структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг; - созданию евразийских сетей в сфере энергетики,транспорта и телекоммуникаций [Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции»] Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия К 1 января 2015 г. завершилась кодификация международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и создание на этой основе Евразийского экономического союза [Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции»]

Обеспечивающие формирование и деятельность ТС и ЕЭП организации/органы

Евразийское экономическое сообщество (Ев-рАзЭС) Международная организация, созданная для эффективного продвижения процесса формирования странами - участницами ТС и ЕЭП и реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [ст. 1,2 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000] Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан В 2006-2008 гг. членом Ев-рАзЭС был Узбекистан. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателя при ЕврАзЭС Примечание. После создания ЕЭК функции по дальнейшему углублению интеграции между Беларусью, Казахстаном и Россией передаются от ЕврАзЭС к ЕЭК. Полномочия из сферы деятельности ЕврАзЭС существенно сокращаются: работа данной организации сконцентрируется на вопросах, не входящих в компетенцию Таможенного союза (социально-гуманитарное сотрудничество, пограничная проблематика, завершение ряда отраслевых программ). Продолжат работу Суд ЕврАзЭС и Межпарламентская ассамблея. «Смысл состоит в том, чтобы ЕврАзЭС и Таможенный союз шли общими курсами, одновременно трансформируясь в Евразийский экономический союз», - В.В. Путин. «ЕврАзЭС предстоит функционировать до 2015 г., когда будет сформирован Евразийский экономический союз»,- В.В. Путин. [Источники: Исмагулов Н. Лидеры стран - участниц ЕврАзЭС примут решения о работе Сообщества до 2015 года. URL: http://www.inform.kz/rus/ article/2519964; Президенты стран ТС поручили своим правительствам разработать план создания ЕАЭС к 1 мая 2013 года // URL: http://uenews.ru/ content/news/129/10965; URL: http://www.evrazes.com/news/view/914]

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) Единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития данных интеграционных объединений, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ТС и ЕЭП [ст. 1 Договора о Евразийской экономической комиссии, подписанный 18.11.2011] Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия

таблица 2

Распределение бюджетных полномочий в ЕврАзЭС

Орган ЕврАзЭС Бюджетные полномочия органа ЕврАзЭС

Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС - Разрабатывает бюджет ЕврАзЭС на очередной финансовый год по согласованию с государствами-членами (п. 1, ст. 15 Договора)

Интеграционный комитет ЕврАзЭС - Готовит предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и осуществляет контроль за его исполнением; - является главным распорядителем и ответственным за расходование средств бюджета (п. 1.5 Положения о бюджете); - обеспечивает формирование и исполнение бюджета (п. 1.6 Положения о бюджете); - информирует членов Межгоссовета на уровне глав правительств о текущем исполнении бюджета (п. 8.2 Положения о бюджете); - ежегодно представляет Межгоссовету отчет об исполнении бюджета ЕврАзЭС (п. 1, ст. 6 Договора)

Межгосударственный Совет (Межгоссовет) - Утверждает бюджет ЕврАзЭС (п. 1, ст. 15 Договора); - обеспечивает контроль за исполнением бюджета (на уровне глав правительств) (п. 7.5 Положения о бюджете) - принимает решение о проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов ЕврАзЭС (не реже 1 раза в 2 года), рассматривает результаты ревизии на заседании Межгоссовета на уровне глав правительств (п. 9.5 Положения о бюджете); - принимает решение о применении к нарушителям бюджетной дисциплины санкций (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; иные меры ответственности в соответствии с действующим законодательством страны пребывания) (п. 9.6 Положения о бюджете)

Органы ЕврАзЭС - Являются распорядителями ассигнований по сметам расходов этих органов (п. 1.5 Положения о бюджете)

источники: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 (с изменениями от 25.01.2006 и 06.10.2007); Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000.

Бюджет ЕврАзЭС. Согласно Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 (с изменениями от 25.01.2006 и 06.10.2007) (далее — Договор) данная международная организация финансировалась за счет бюджета ЕврАзЭС. Бюджетным периодом являлся календарный год [п. 3.1 решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 31.05.2001 № 16 «О Положении о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества» (далее — Положение о бюджете)].

Источниками формирования бюджета являлись:

• долевые взносы стран-участниц на содержание органов ЕврАзЭС, финансирование проведения заседаний органов ЕврАзЭС и Комиссии Постоянных представителей при ЕврАзЭС согласно следующей шкале: Российская Федерация — 40%; Белоруссия и Казахстан — по 20%; Кыргызская Республика и Республика Таджикистан — по 10%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взносы стран-участниц на финансирование межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС и иных мероприятий, определяемых решениями

Межгоссовета в пропорциях, соответствующих степени участия стран-участниц, согласно решениям Межгоссовета по каждой программе (п. 2, ст. 15 Договора).

Долевые взносы перечислялись странами на счета бюджета ЕврАзЭС в порядке и сроки, установленные национальными законодательствами, но не реже одного раза в квартал, по общему правилу — в российских рублях или свободно конвертируемой валюте (пп. 6.1, 6.2 Положения о бюджете).

Средства бюджета направлялись:

• на содержание органов ЕврАзЭС;

• на финансирование проведения заседаний органов ЕврАзЭС и Комиссии Постоянных представителей при ЕврАзЭС;

• на финансирование межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС;

• на иные мероприятия, не противоречащие целям и задачам ЕврАзЭС, утвержденные Межгоссоветом (п. 3, ст. 15 Договора).

Финансирование органов ЕврАзЭС осуществлялось на основе бюджетной росписи (п. 6.4 Положе-

Источники: решение № 445 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «Об Отчете об исполнении бюджета Евразийского экономического сообщества за 2008 год» (принято в г. Минске 27.11.2009); решение № 503 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «Об Отчете об исполнении бюджета Евразийского экономического сообщества за 2009 год» (принято в г. Астане 05.07.2010); решение № 448 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О бюджете Евразийского экономического сообщества на 2010 год»» (принято в г. Минске 27.11.2009); решение № 504 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О бюджете Евразийского экономического сообщества на 2011 год» (принято в г. Астане 05.07.2010).

Таблица 4

Распределение расходов бюджетов органов ЕврАзЭС в 2011 г.

Таблица 3

Объемы бюджета ЕврАзЭС, 2008-2011 гг.

Год Объем бюджета ЕврАзЭС, млн росс. руб.

2008 165,8

2009 208,7

2010 208,7

2011 227,3

Направление расходов Сумма

тыс. руб. %

Функционирование органов 201 261,8 88,6

Функционирование Интеграционного Комитета ЕврАзЭс 162 852,9 71,6

Функционирование Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭс 38 408,9 17

Международное сотрудничество 16 373,9 7,2

Проведение совместных мероприятий государств - членов ЕврАзЭс в рамках ЕврАзЭс 5 642,9 2,5

Разработка и реализация межгосударственных целевых программ ЕврАзЭс 4 000,0 1,7

Всего 227 278,6 100

Источник: Аналитический вестник № 7 (450), подготовленный Аналитическим управлением Совета Федерации. 16.03.2012. С. 22.

ния о бюджете). При этом в случае не утверждения бюджета ЕврАзЭС на следующий год до конца текущего года, финансирование органов ЕврАзЭС осуществлялось ежемесячно до утверждения бюджета в размере 1/12 фактического исполнения бюджета ЕврАзЭС предыдущего финансового года, если иное не оговорено национальными законодательствами Сторон (п. 6.6 Положения о бюджете).

Неиспользованные в текущем году средства подлежали зачислению в счет финансирования следующего года с соответствующим уменьшением сумм долевых взносов стран пропорционально размерам произведенных ими фактических перечислений (п. 6.7 Положения о бюджете); долевые взносы, не перечисленные странами на счета бюджета

ЕврАзЭС в текущем финансовом году, подлежали обязательному погашению в течение следующего финансового года (п. 6.8 Положения о бюджете).

Распределение бюджетных полномочий в ЕврАзЭС представлено в табл. 2.

Бюджет ЕврАзЭС не мог иметь дефицит (п. 1, ст. 15 Договора).

В случае если задолженность по долевым взносам одной из стран-участниц перед бюджетом ЕврАзЭС превышала сумму, эквивалентную ее годичному долевому взносу, то решением Межгоссовета она могла быть лишена права голосования в органах ЕврАзЭС до полного погашения задолженности; при этом принадлежавшие ей голоса распределялись между остальными странами-участницами пропор-

ционально их долевым взносам в бюджет ЕврАзЭС на содержание органов ЕврАзЭС и финансирование проведения заседаний органов ЕврАзЭС и Комиссии Постоянных представителей при ЕврАзЭС (п. 4, ст. 15 Договора).

Доходы бюджета ЕврАзЭС за 2008-2011 гг. представлены в табл. 3.

Распределение расходов бюджета ЕврАзЭС в 2011 г. представлено в табл. 4.

Данные таблицы показывают, что на реализацию межгосударственных целевых программ (МЦП) в 2011 г. было потрачено менее 2% бюджета ЕврАзЭС (в 2009, 2010 гг. такой статьи вообще не было).

Этот факт может быть объяснен тем, что механизм финансирования многих МЦП предусматривал выделение финансовых ресурсов из бюджетов стран-участниц, а не из общего бюджета ЕврАзЭС.

Например, на финансирование МЦП «Инновационные биотехнологии» в 2011 г. было предусмотрено выделение 223,6 млн руб. бюджетных средств (сумма, сопоставимая с бюджетом ЕврАзЭС), однако финансирование программы осуществлялось по раздельной схеме из бюджетов государств-участников с привлечением внебюджетных средств [см. решение № 487 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О ходе выполнения Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 11.12.2009 № 461 «Об утверждении Межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества «Инновационные биотехнологии» (принято в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010)].

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫх ПРОГРАММ ЕВРАЗЭС

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 06.10.2007 № 356 «О Порядке разработки и реализации межгосударственных целевых программ Евразийского экономического сообщества» (далее — Решение № 356) определены среди прочего источники и порядок финансирования межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС.

Источниками финансирования разработки и реализации межгосударственных целевых программ (МЦП) могли быть:

• бюджеты государств — членов ЕврАзЭС в пределах средств, предусмотренных на эти цели;

• бюджет ЕврАзЭС;

• внебюджетные средства (взносы участников реализации целевых программ, включая организации государственного и негосударственного секторов экономики; собственные средства организаций, заинтересованных в осуществлении

целевых программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, инвесторов, заинтересованных в реализации целевых программ (или ее отдельных мероприятий) (пп. 38, 39 Решения № 356).

Финансирование разработки и реализации целевых программ могло осуществляться по одной из следующих схем или их сочетанию:

• раздельное финансирование, при котором каждое государство — член ЕврАзЭС, участвовавшее в реализации целевой программы, обеспечивало финансовыми ресурсами выполняемую им часть целевой программы на своей территории в рамках национальной программы;

• финансирование из бюджета ЕврАзЭС за счет взносов государств — членов ЕврАзЭС, участвовавших в реализации целевой программы, на конкретную целевую программу в пропорциях, соответствующих степени их участия, согласно решениям Межгоссовета по каждой программе;

• финансирование за счет внебюджетных источников из специального фонда (специального счета) при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, который создавался под конкретную программу с соответствующим режимом его формирования и исполнения (пп. 40, 42 Решения № 356).

Реализуемые в рамках ЕврАзЭС МЦП включали программы в следующих областях:

• инновационные биотехнологии;

• рекультивация территорий государств — членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию ура-нодобывающих производств;

• здоровье народов ЕврАзЭС;

• создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• Евразийская стратегическая программа развития электронных технологий;

• создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств — членов ЕврАзЭС;

• создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС;

• укрепление и обустройство внешних границ государств — членов ЕврАзЭС1.

В табл. 5 приведен пример реализованной в рамках ЕврАзЭС межгосударственной целевой программы.

1 URL: http://www.mfa.gov.by/mulateral/organization/list/ f1df1da1904583ab.html.

БЮДЖЕТЫ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЕВРАЗЭС

Кроме собственно бюджета ЕврАзЭС, в рамках данной международной организации действовала система институтов с собственными бюджетами (рис. 2).

Характеристика институтов, созданных в рамках ЕврАзЭС, включая систему управления их финансовыми ресурсами, приведена в табл. 6.

Источники: Соглашение об учреждении Евразийского банка развития, заключенное в г. Астане 12.01.2006; Годовой отчет Евразийского банка развития за 2011 г. URL: http://www.eabr.ru; Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, подписанный в г. Москве 09.06.2009; Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, заключенное в г. Москве 09.06.2009; Финансовая отчетность Антикризисного фонда ЕврАзЭС за год, закончившийся 31.12.2012. URL: http://acf.eabr. org; решение № 420 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «Об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и о создании Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества»; решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 04.02.2009 № 416 «О создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС». URL: http://www.evrazes.com/about/sp_cvt; URL: http://www.itar-tass.com/c9/696569.html.

Характеристика реализуемой в рамках ЕврАзЭС информационной системы контроля таможе!

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ (ТС)

После подписания Белоруссией, Казахстаном и Россией Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза в 2007 г. и введения в действие Таможенного кодекса ТС в июле 2010 г. вступил в силу следующий порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между странами — участницами ТС.

Ввозные таможенные пошлины зачисляются в национальной валюте на единый счет, открытый в центральном (национальном) банке [либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке] государственному органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения бюджета (уполномоченный орган) страны-участницы, в которой данные пошлины подлежат уплате [ст. 2, п. 1 ст. 3 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. (далее — Соглашение)].

На следующий рабочий день после отчетного дня, в котором на единый счет уполномоченного органа были зачислены суммы ввозных таможенных пошлин (для Казахстана — в отчетный день), данный орган осуществляет распределение данных сумм согласно установленным нормативам между странами-участницами путем их перечисления на

Таблица 5

МЦП по созданию единой автоматизированной жого транзита государств - членов ЕврАзЭС

Название программы Характеристика программы

Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС Срок реализации: 2012-2014 гг. Цель: создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС с обеспечением возможности ее сопряжения с новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS), используемой странами Европейского союза. Источник финансирования: средства бюджета ЕврАзЭС, сформированные за счет взносов из бюджетов государств - членов ЕврАзЭС. Объем финансирования: 212,8 млн руб. в следующих долях: - Беларусь - 42,56 млн росс. руб. (20%); - Казахстан - 42,56 млн росс. руб. (20%); - Киргизия - 21,28 млн росс. руб. (10%); - Российская Федерация - 85,12 млн росс. руб. (40%); - Таджикистан - 21,28 млн росс. руб. (10%)

Источники: решение № 515 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О Межгосударственной целевой программе „Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов Евразийского экономического сообщества"»; Таир Мансуров (Генеральный секретарь ЕврАзЭС). Как рождается новая Евразия // Российская газета. Федеральный выпуск № 5950 (277). 30.11.2012; URL: http://www.evrazes.com/news/view/908.

счета в иностранной валюте, открытые уполномоченным органам других стран-участниц в их национальном (центральном) банке в валюте других стран (ст. 2, пп. 1, 2; ст. 5 Соглашения).

Для осуществления распределения уполномоченный орган страны умножает общую сумму ввозных таможенных пошлин, подлежащую распределению, на следующие нормативы распределения: Беларусь — 4,70%; Казахстан — 7,33%; Российская Федерация — 87,97% (пп. 2, 3 ст. 5 Соглашения). Во взаимоотношениях между Казахстаном и Россией используются иные нормативы: Казахстан — 7,69%, Россия — 92,31% (п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.05.2010 (ред. от 18.06.2010) «О применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза»).

При просрочке перечисления средств выплачиваются проценты в размере 0,1% за каждый календарный день просрочки (п. 2 ст. 7 Соглаше-

ния). При этом страны, которым средства были не выплачены / выплачены не полностью, на третий рабочий день вправе принять ответные действия и приостановить перечисление сумм ввозных таможенных пошлин со своего единого счета на счет в иностранной валюте страны, нарушившей свои обязательства (п. 4 ст. 7 Соглашения). С целью возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме предусмотрено вмешательство Секретариата Комиссии Таможенного союза, Комиссии Таможенного союза и Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа ТС) (пп. 6-9 ст. 7 Соглашения). Контроль за соблюдением порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между странами — участницами ТС осуществляет Комиссия Таможенного союза, которая ежегодно представляет в Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав правительств отчет об исполнении Соглашения

Рис. 2. Бюджеты институтов, созданных в рамках ЕврАзЭС

Таблица >

Характеристика институтов, созданных в рамках ЕврАзЭС

00 гп п ч

X

X ©

п о 00 о

-I

о

<

п

о 2

ьо

о

Название института

Учредители и участники

Год создания

Цель создания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники средств

Направления расходования средств

Управление финансовыми средствами

Евразийский банк развития (ЕАБР)

СТ\

оо

Учреди-тели:

Казахстан,

РФ

Участники: с 2009 г.-Армения, Таджикистан;

2010 г.- Беларусь;

2011 г-Киргизия

2006

Способствование становлению и развитию рыночной экономики государств - участников ЕАБР, их экономическому росту и расширению торгово-эко-номических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности

Осуществляет свою деятельность за счет собственных и привлеченных средств. На 31.12.2011 уставный капитал -1,516 млрд долл. США (1 млрд долл. США - РФ; 0,5 млрд долл.США- Казахстан; 15 млн долл.США- Беларусь; 500тыс.долл.США-Таджикистан; по 100 тыс. долл. США-Армения и Киргизия). С начала деятельности привлек внешнее финансирование в объеме 2,4 млрд долл. США (выпуск еврооблигаций, еврокоммерческих бумаг, облигаций в национальных валютах, двусторонних и синдицированных банковских кредитов и др.)

- Финансирование инвестиционных проектов (предоставление гарантий,участие в уставном капитале организаций), имеющих интеграционный эффект (инвестиции осуществляются в крупные эффективные средне- и долгосрочные проекты от, как правило,

30 млн долл. США с максимальным сроком окупаемости, как правило, не более 15 лет);

- консультирование участников ЕАБР по вопросам экономического развития, эффективного использования ресурсов, расширения торгово-экономических связей;

- проведение информационно-аналитической работы в области государственных и международных финансов;

- проведение исследований по вопросам экономической интеграции;

- управление средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС и др.

Практика. Общая сумма инвестиций ЕАБР в экономику государств-участников превысила 3,9 млрд долл. США

Функционирование ЕАБР осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами банковской деятельности. Прибыль ЕАБР распределяется между его участниками (только после достижения резервным фондом 15% от уставного капитала) пропорционально количеству оплаченных акций по состоянию на конец финансового года (1 января - 31 декабря). Ревизия деятельности ЕАБР осуществляется ревизионной комиссией ЕАБР, утверждаемой советом Банка сроком на четыре года

Анти-кри-

зисный

фонд

ЕврАзЭС

(АКФ)

Беларусь, Казахстан, Киргизия, РФ,

Таджикистан,

Армения

2009

Преодоление негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса национальными экономиками, обеспечение их экономической и финансовой устойчивости, а также содействие дальнейшему углублению интеграции экономик государств - участников Фонда

Средствами АКФ являются:

- взносы в АКФ;

- поступления от размещения (инвестирования) временно не используемых средств АКФ;

- поступления от предоставления средств АКФ на возвратной основе;

- пожертвования;

- иные поступления.

Первоначальные взносы государств - учредителей в АКФ - 8,513 млрд долл. США в том числе:

- Киргизия,Таджикистан и Армения - по эквиваленту в 1 млн долл. США;

- Беларусь - эквивалент 10 млн долл. США;

- Казахстан - эквивалент в 1 млрд долл. США;

- РФ - эквивалент 7,5 млрд долл. США 10% внесены на счет АКФ денежными средствами, 90% - в форме простого, необращаемого и беспроцентного векселя

- Предоставление суверенных займов государствам -участникам Фонда в целях преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса;

- предоставление стабилизационных кредитов государствам - участникам Фонда с низким уровнем доходов;

- Финансирование межгосударственных инвестиционных проектов

Практика.

- 2010 г.- финансовый кредитТаджикистану в размере 70 млн долл. США на поддержку социальных расходов бюджета;

- 2011 г.- решение о выделении кредита Беларуси на сумму 3 млрд долл. СШАтраншами в течение 3 лет на стабилизацию платежного баланса

Фонд не является юридическим лицом.Управление средствами АКФ осуществляется Советом Фонда, членами которого являются министры финансов государств - участников АКФ и представители международных организаций -участников АКФ, совместно с управляющим средствами АКФ - Евразийским банком развития

Окончание табл. 6

а\

Название института Учредители и участники Год создания Цель создания Источники средств Направления расходования средств Управление финансовыми средствами

Центр Уполно-мо- 2009 - Содействие раз- Информационное, орга- - Координация в разработке и реализации концепции создания Евразийской Центр подотчетен Интегра-

высоких ченные ор- работке и реализа- низационно-техническое инновационной системы; ционному комитету ЕврАзЭС.

техноло- ганиза-ции ции согласованной обеспечение деятельнос- - координация деятельности участников Центра в выработке приоритетов Отчет Центра за осуществ-

гий Евра- Беларуси, инновационной ти Центра осуществляется и стратегии развития инновационной деятельности; ляемую им деятельность

зий-ского Казахстана, политики госу- Секретариатом Интег- - организация информационного обмена между заинтересованными нацио- и использование финансо-

эко-номи- Киргизии, дарств -участни- рационного комитета нальными структурами, обобщение информации о состоянии и технологиче- вых средств утверждается

ческого РФ, ков Центра; ЕврАзЭС. ской базе инновационных проектов; Наблюдательным советом

сооб- Таджикис- - координация Расходы, связанные - содействие привлечению научных и производственных организаций к реа-

щества тана, работ по созданию с финансированием лизации совместных инновационных проектов;

Армении Евразийской инно- проведения заседаний - содействие развитию системы подготовки научных и инженерных кадров

(факти-че- вационной системы Наблюдательного совета, в области менеджмента инноваций и защите прав интеллектуальной собст-

ски и развитию ин- осуществляются в соот- венности;

в РФ - Рос- фраструктуры на- ветствии с законодатель- - содействие созданию венчурных фондов и других финансовых механиз-

сийская учно-технической ством принимающего мов для поддержки инновационной деятельности;

венчурная и инновационной государства - участника - выработка предложений по разработке и внедрению стандартов иннова-

компания, деятельности в го- Центра, а расходы, свя- ционного менеджмента в сфере разработки и производства высокотехноло-

в Бела- сударствах, участ- занные с участием в за- гичной наукоемкой продукции;

руси - Бе- вующих в создании седаниях, несут органы - содействие в разработке и реализации проектов в области высоких техно-

лорусский и деятельности исполнительной власти логий и инноваций;

инноваци- Центра; направляющего государ- - выработка предложений по совершенствованию правового обеспечения

онный фонд, - содействие соз- ства - участника Центра. инновационной деятельности,экономических механизмов ее реализации

в Казахста- данию механизмов Расходы, связанные и стимулирования;

не - Нацио- финансирования с деятельностью по ре- - подготовка предложений по развитию инфраструктуры, обеспечивающей

нальный инновационных ализации целей и задач эффективное прохождение инновационных процессов, включая систему ин-

иннова- программ и проек- Центра, осуществляются формационного, экспертного, финансово-экономического обеспечения;

ционный тов и создание ус- за счет средств заинтере- - развитие международного сотрудничества в области инновационной дея-

фонд) ловий для привлечения инвестиций в инновационную сферу и др. сованных организаций-участников тельности. Практика. - К настоящему времени Центр высоких технологий ЕврАзЭС отобрал для реализации 14 инновационных проектов и еще 80 находятся на рассмотрении. - В апреле 2013 г. российским фондом «Российская венчурная компания», казахстанским АО «Национальное агентство технологического развития» и Белорусским инновационным фондом создана совместная компания ООО «Венчурная компания „Центр инновационных технологий ЕврАзЭС"» для финансирования инновационных проектов на экономическом пространстве государств - членов Евразийского экономического сообщества.Уставный капитал - по 30 млн руб. от каждого из учредителей

<

от ь

х

*

> с

2 О ь

о £

X <

РОССИЯ

БЕЛАРУСЬ

Ввозные таможенные пошлины

^диныи счет уполномоченного органа орган, осуществляющий кассой обслуживание исполнения бюджета -Федеральное казначейство)

Счет в беларусских рублях уполномоченного органа

Счет в казахстанских тенге уполномоченного органа

Банк России

БЮДЖЕТ

Счет в российских рублях уполномоченного органа

Счет в беларусских рублях уполномоченного органа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальный банк

Распределение суммы пошлин по нормативам

БЮДЖЕТ

Рис 3. Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в Таможенном союзе

Рис. 4. Пример механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в Таможенном союзе

Таблица 7

Статистика перечислений сумм ввозных таможенных пошлин в бюджеты стран - участников Таможенного союза за период с 1 сентября 2010 г. по 1 января 2012 г.

Показатель Млрд руб.

Сумма поступивших ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории РФ, из них: 966,8

- распределено в бюджет РФ; 850,5 (87,97%)

- распределено в бюджет Беларуси; 45,4 (4,7%)

- распределено в бюджет Казахстана 70,9 (7,33%)

Сумма поступивших от ввозных таможенных пошлин от Беларуси 35

Сумма поступивших от ввозных таможенных пошлин от Казахстана 46,7

Сальдо поступлений/выплат ввозных таможенных пошлин для России, из них: -34,5

- по Беларуси; -10,3

- по Казахстану -24,1

Источник: Долгалев А. В. Таможенный союз: история создания и механизм функционирования. 15.03.2012. URL: http://bujet.ru.

Таблица 8

Доходы сметы расходов Комиссии ТС, 2009-2012 гг.

Год Объем доходов, млн росс. руб.

2009 82,5

2010 267,6

2011 461,6

2012 385 (проект Сметы)

Источники: решение № 12 Комиссии Таможенного союза «О Смете расходов Комиссии Таможенного союза на 2009 год» (принято в г. Москве 04.02.2009); решение № 657 Комиссии Таможенного союза «О годовом отчете об исполнении Сметы расходов Комиссии Таможенного союза за 2010 год» (принято в г. Минске 19.05.2011); решение № 54 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О смете расходов Комиссии Таможенного союза на 2011 год» (принято в г. Астане 05.07.2010); решение № 611 Комиссии Таможенного союза «О проекте Сметы расходов Комиссии Таможенного союза на 2012 год» (принято в г. Москве 07.04.2011).

(пп. 1, 2 ст. 8 Соглашения). Комиссия также вправе создать специальный комитет из сотрудников уполномоченных, таможенных и иных государственных органов стран-участниц, иных привлеченных специалистов для контроля (аудита) за соблюдением странами порядка зачисления и распределения

поступивших сумм ввозных таможенных пошлин (п. 3 ст. 8 Соглашения). Кроме этого, ежегодная проверка в рамках совместных контрольных мероприятий осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Счетной палатой Российской Федерации (п. 5 ст. 8 Соглашения).

Графически схема распределения ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей в ТС представлена на рис. 3.

Пример распределения ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей в ТС, получаемых Белоруссией, представлен на рис. 4.

Анализ исполнения соглашения о Таможенном союзе показывает, что на первом этапе функционирования данного объединения сальдо поступлений складывается не в пользу РФ (табл. 7).

ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМИССИИ ТС

Для обеспечения условий финансирования и развития Таможенного союза был создан постоянно действующий регулирующий орган ТС — Комиссия Таможенного союза.

Финансирование деятельности Комиссии ТС осуществлялось за счет долевых взносов стран — участниц ТС пропорционально количеству голосов, которыми были наделены страны-участницы в Комиссии (ст. 9 Договора о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007). Голоса распределялись следующим образом: Белоруссия и Казахстан — по 21,5, Россия — 57 (ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007).

Таблица 9

Распределение расходов Комиссии Таможенного союза в 2011 г.

Код статьи Наименование предметных статей расходов Сумма

200 Расходы 437 657,6

210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 221 646,3

211 Заработная плата 163 636,1

212 Прочие выплаты 4 016,0

213 Начисления на выплаты по оплате труда 53 994,2

220 Оплата работ, услуг 209 529,4

221 Услуги связи 6 18,5

222 Транспортные услуги 41 912,3

224 Арендная плата за пользование имуществом 8 481,4

225 Работы, услуги по содержанию имущества 96 251,1

226 Прочие работы, услуги 56 666,1

290 Прочие расходы 6 481,9

300 Поступление нефинансовых активов 23 918,0

310 Увеличение стоимости основных средств 19 473,5

340 Увеличение стоимости материальных запасов 444 4,5

Итого расходов 461 575,6

Источник: решение № 54 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О смете расходов Комиссии Таможенного союза на 2011 год» (принято в г. Астане 05.07.2010).

Ответственный секретарь Секретариата Комиссии ТС

заместители

Департаменты Секретариата Комиссии ТС

Департамент торговой политики

Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования

Департамент финансовой политики

Центр таможенной статистики (Департамент статистики)

Департамент таможенного администрирования

Департамент политики в сфере технического регулирования санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер

Административный департамент

Правовой департамент

Рис. 5. Организационная структура Секретариата Комиссии ТС, 2010 г.*

" Решение № 92 Комиссии Таможенного союза «О проекте Сметы расходов Комиссии Таможенного союза на 2010 год» (принято в г. Алма-Ате 25.09.2009).

Рис 6. Организационные изменения в системе органов ЕврАзЭС с созданием ЕЭК

Расходная часть сметы расходов Комиссии ТС направлялась на финансирование содержания ее Секретариата и проведения заседаний Комиссии ТС и высшего органа Таможенного союза (ВОТС) (Межгоссовета ЕврАзЭС) (п. 2.1 Положения о смете расходов Комиссии Таможенного союза, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 12.12.2008 № 5).

Смета расходов Комиссии ТС формировалась и утверждалась без дефицита (п. 2.2 Положения о смете расходов Комиссии Таможенного союза).

Разработка сметы осуществлялась Секретариатом Комиссии ТС, согласовывалась с правительствами государств — членов Таможенного союза и утверждалась ВОТС (п. 3 Положения о смете расходов Комиссии Таможенного союза). Секретариат составлял квартальные и годовые отчеты об исполнении сметы расходов Комиссии ТС, которые утверждались Ответственным секретарем Комиссии ТС (квартальные отчеты), ВОТС (годовые отчеты) (пп. 5.2, 5.3 Положения о смете расходов Комиссии Таможенного Союза).

Перечисление долевых взносов государств — членов Таможенного союза на счета Секретариата осуществлялось, как правило, ежемесячно, но не реже одного раза в квартал (п. 4.2).

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Секретариата проводилась представителями государств — членов Таможенного союза по решению Комиссии ТС не реже одного раза в два года; их результаты представлялись на рассмо-

трение ВОТС (п. 6.5 Положения о смете расходов Комиссии Таможенного союза).

Объем доходов по смете расходов Комиссии Таможенного союза за 2008-2011 гг. представлен в табл. 8.

Распределение расходов Комиссии Таможенного союза в 2011 г. представлено в табл. 9.

Организационная структура Секретариата Комиссии ТС представлена на рис. 5.

Численность Секретариата Комиссии ТС на 2010 г. составляла 135 чел., в том числе 22 должностных лица (16%) и 113 сотрудников (84%)2.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

После создания ЕЭК данная комиссия заменила упраздненную Комиссию Таможенного союза (ст. 39 Договора о Евразийской экономической комиссии, подписанного 18.11.2011 (далее — Договор) — начала работу с февраля 2012 г.

На рис. 6 приведены организационные изменения в системе органов ЕврАзЭС с созданием Евразийской экономической комиссии.

Финансовое обеспечение ЕЭК изменено не было (по сравнению с порядком финансирования Комиссии ТС). Так, финансирование деятельности ЕЭК осуществляется на основании бюджета ЕЭК на очередной календарный год, формируемого за счет долевых взносов стран-участниц, определяемых

2 Решение № 92 Комиссии Таможенного союза «О проекте Сметы расходов Комиссии Таможенного союза на 2010 год» (принято в г. Алма-Ате 25.09.2009).

00 гп п ч

X

X ©

Член коллегии - Министр по

основным направлениям интеграции и макроэкономике

X

Секретариат

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ

политики

ДЕПАРТАМЕНТ СТАТИСТИКИ

Высший евразийский экономический совет (ВЕЭС)

Совет ЕЭК

Коллегия ЕЭК

Секретариат Коллегии ЕЭК

Член коллегии - Министр по экономике и финансовой политике

Секретариат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОЙ

политики

ДЕПАРТАМЕНТ

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМ АТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Член коллегии - Министр по промышленности и АПК

1 Г

Секретариат

Член коллегии - Министр по торговле

Член коллегии - Министр по

вопросам технического регулирования

Секретариат

Член коллегии - Министр по таможенному сотрудничеству

Секретариат

Секретариат

Профильные департаменты ЕЭК

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ

политики

ДЕПАРТАМЕНТ

АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ

политики

ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ

ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВОЙ

политики

ДЕПАРТАМЕНТ

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ САНИТАРНЫХ,

ФИТО-САНИТАРНЫХ И ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕР

ДЕПАРТАМЕНТ

ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Вспомогательные Департаменты ЕЭК (см. ниже)

Представительства ЕЭК

Институт ЕврАзЭС

Член коллегии - Министр по энергетике и инфраструктуре

Секретариат

Член коллегии -Министр по конкуренции и антимоноп ольному регулиров анию

Секретариат

ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА

И ИНФРАСТРУКТУРЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ЭНЕРГЕТИКИ

ДЕПАРТАМЕНТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КОНКУРЕНТНОЙ политики И политики в

ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

п о 00 о

-I

О

<

п

о 2

ьо

о

Вспомогательные Департаменты ЕЭК

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОТОКОЛА И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОТДЕЛ КОДИФИКАЦИИ, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕПОЗИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ

отдел правовой экспертизы решений комиссии

ОТДЕЛ ПРАВОВОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ

ОТДЕЛ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА И СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ

ОТДЕЛ ПРОТОКОЛА

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОТДЕЛ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И КОНТРОЛЯ

СВОДНЫЙ ОТДЕЛ ПЛАНИРОВАНИЯ И КООРДИНАЦИИ

СВОДНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ОТДЕЛ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

ОТДЕЛ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УНИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

ОТДЕЛ КООРДИНАЦИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТС и ЕЭП

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ БАЗ ДАННЫХ

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОТДЕЛ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ

ОТДЕЛ МОНИТОРИНГА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

ОТДЕЛ ФИНАНСОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ

ОТДЕЛ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ

ОТДЕЛ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ

ОТДЕЛ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОТДЕЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОМЕЩЕНИЙ

ОТДЕЛ ТРАНСПОРТА

ОТДЕЛ СВЯЗИ

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОТДЕЛ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Рис. 7. Организационная структура ЕЭК, 2012 г.

<

ет ь

X >

С

2 О

ь

о £

X <

-С гп

X £

Киргизия —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таджикистан _

— Россия —

Беларусь

Взносы на администр. цели в установленной между странами пропорции

Взносы на программные цели в установленной по каждой программе пропорции между странами

Фонд/счет при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС

Раздельное финансирование

Механизм распределения ввозных таможенных пошлин в ТС

Взносы пропорционально нормативам распределения сумм ввозных таможенных пошлин между странами

Органы ЕврАзЭС

Межгоссовет

Высший евразийский экономический совет

Интеграционный комитет

Комиссия Пост. представителей

Секретариат Интеграционного комитета

Межпарламентская ассамблея

Суд ЕврАзЭС

Целевые программы ЕврАзЭС

Органы ТС и ЕЭП

Совет ЕЭК

Коллегия ЕЭК

■ Департаменты

- Представительства

- Консультативные органы

Рис. 8. Экономическая интеграция в рамках ТС и ЕЭП: бюджетная модель

пропорционально нормативам распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой страны-участницы в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. (п. 3 ст. 7 Договора)3.

Коллегия ЕЭК (ее департаменты) осуществляет разработку проекта бюджета ЕЭК и его исполнение, а также подготовку проектов отчетов о его исполнении (ст. 18, 23 Договора); Совет ЕЭК одобряет бюджет ЕЭК (ст. 9 Договора). Председатель Коллегии ЕЭК распоряжается финансовыми и материальными средствами ЕЭК (ст. 23 Договора).

Бюджет ЕЭК и положение о бюджете ЕЭК подлежат утверждению Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств (п. 4 ст. 7 Договора).

3 Беларусь — 4,70%; Казахстан — 7,33%; Российская Федерация — 87,97%. Во взаимоотношениях между Казахстаном и Россией используются следующие нормативы: Казахстан — 7,69%, Россия — 92,31%.

Организационная структура ЕЭК представлена на рис. 7.

На рис. 8 представлена бюджетная система интеграционных объединений, направленных на создание ЕЭП и ТС — ЕврАзЭС и Таможенного союза.

Из рисунка видно, что бюджетная система интеграционных объединений, направленных на создание ЕЭП и ТС, формируется на основании модели единого бюджета (пример: ЕС), из которого осуществляется финансирование как органов интеграционного объединения, так и реализуемых им программ развития. Наличие двух бюджетов (ЕврАзЭС и ЕЭК) объясняется разным составом участников, входящих в Евразийское экономическое сообщество и в Таможенный союз соответственно.

Вместе с тем наличие в рамках ЕврАзЭС институтов с отдельными бюджетами (ЕАБР, Антикризисный фонд ЕврАзЭС, Центр высоких технологий ЕврАзЭС, Центр инновационных технологий ЕврАзЭС и др.), а также финансирование ряда МЦП через бюджеты стран-участниц (не через бюджет ЕврАзЭС) свидетельствуют о том, что в рамках Евразийского экономического сообщества модель единого бюджета реализована не в полной мере.

ВЫВОДЫ

Евразийский экономический союз — это более глубокая степень интеграции на евразийском пространстве, следующая за зоной свободной торговли, Таможенным союзом и Единым экономическим пространством, главная задача которой состоит в обеспечении реализации четырех «свобод»: передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Если в рамках ТС и ЕЭП создавали условия для беспрепятственного движения товаров, то по остальным свободам значительного прогресса достигнуто не было. Для дальнейшего развития интеграции и движения государств-членов к полноформатному экономическому союзу требовалось проведение планомерной нормотворческой работы по расширению и совершенствованию договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, созданию правового поля для реализации четырех «свобод». Такими важными новшествами, которые вступают в силу с началом функционирования ЕАЭС, являются формирование единого рынка услуг, развитие предпринимательства, создание об-

щего финансового рынка, координация налоговой, валютной политики, охрана и защита прав интеллектуальной собственности, поощрение и защита инвестиций, ликвидация барьеров на пути свободного перемещения рабочей силы, повышение уровня жизни и условий занятости населения стран ЕАЭС.

В этой связи Евразийская экономическая интеграция, в которой участвует Россия, использует позитивный опыт успешных интеграционных союзов. Для ЕАЭС интересен опыт как ЕС, где составляется и исполняется единый бюджет, так и практика МЕРКОСУР, где система формирования общих ресурсов децентрализована, также опыт существующих на просторах СНГ интеграционных объединений, как Единое экономическое пространство, Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество, их возможности и недостатки, результаты реализации межгосударственных целевых программ и источники их финансирования, роли и функции Евразийской экономической комиссии, механизмы управления общими финансовыми ресурсами ЕАЭС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубенко В. В., Игнатова О. В., Орлова Н. Л., Зубенко В. А. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. С. 321-323.

2. Зубенко В. В., Зубенко В. А. ЕврАзЭС: общее и особенное. Проблемы мировой экономики и международных отношений на современном этапе: сборник научных трудов. М.: МЭСИ, 2013. С. 25-27.

3. Декларация «О евразийской экономической интеграции» от 18.11.2011.

4. Договор о Евразийской экономической комиссии, подписанный от 18.10.2011; решение № 1 Высшего Евразийского экономического совета «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» (вместе с «Функциями и полномочиями Совета») (принято в г. Москве 18.11.2011).

5. Договор о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007.

6. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999.

7. Договор «О Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014.

8. Аналитический вестник № 7 (450), подготовленный Аналитическим управлением Совета Федерации. 16.03.2012. С. 22; Дементьев А. Н., Трофимов А. М. О некоторых аспектах формирования бюджетной политики в рамках ЕврАзЭС // Аналитический вестник Совета Федерации № 7 (450);

9. Долгалев А. В. Таможенный союз: история создания и механизм функционирования. 15.03.2012. URL: http://bujet.ru.

10. Евразийское экономическое сообщество: 2000-2009: справочник / Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС. М., 2010. 112 с.

11. URL: http://www.evrazes.com/.

12. URL: http://eurasiancommission.org.

REFERENCES

1. Zubenko V. V., Ignatova O. V., Orlova N. L., Zubenko V. A. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [The world economy and international economic relations. Manual and workshop for the Academic BA course]. Moscow, Yurayt Press, 2016, pp. 321-323 (in Russian).

2. Zubenko V. V., Zubenko V. A. EvrAzES: obshchee i osobennoe. Problemy mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnykh otnosheniy na sovremennom etape: sbornik nauchnykh trudov [EAE^ General and Special. Problems of World Economy and International Relations at the Current Stage. Collection of scientific papers], Moscow, MESI Publishing House, 2013, pp. 25-27 (in Russian).

3. Deklaratsiya «O evraziyskoy ekonomicheskoy integratsii» ot 18.11.2011 g [Declaration "On the Eurasian economic integration" dated 18.11.2011] (in Russian).

4. Dogovor o Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii, podpisannyi ot 18.10.2011 goda; reshenie № 1 Vysshego Evraziyskogo ekonomicheskogo soveta «O Reglamente raboty Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii» (vmeste s «Funktsiyami i polnomochiyami Soveta») (prinyato v g. Moskve 18.11.2011 [the Eurasian Economic Commission Treaty signed 18.10. 2011; Resolution no. 1 of the Supreme Eurasian Economic Council "On the Rules of Procedure of the Eurasian Economic Commission" (along with "The functions and powers of the Council") (adopted 18.11.2011 in Moscow)] (in Russian).

5. Dogovor o Komissii Tamozhennogo soyuza ot 06.10.2007 [Agreement on the Customs Union Commission of 06.10.2007] (in Russian).

6. Dogovor o Tamozhennom soyuze i Edinom ekonomicheskom prostranstve ot 26.02.1999 [Agreement on the Customs Union and the Common Economic Space of 26.02.1999] (in Russian).

7. Dogovor «O Evraziyskom ekonomicheskom soyuze» ot 29.05.2014 [Agreement "On the Eurasian Economic Union" of 29.05.2014] (in Russian).

8. Analiticheskiy vestnik no. 7 (450), podgotovlennyi Analiticheskim upravleniem Soveta Federatsii. 16.03.2012. S. 22; Dement'ev A.N., Trofimov A. M. O nekotorykh aspektakh formirovaniya byudzhetnoy politiki v ramkakh EvrAzES [Analytical Bulletin no. 7 (450) prepared by the Federation Council Analytical Office. 16.03.2012. P. 22; Dementyev A. N., Trofimov A. M. On certain aspects of the budget policy formation in the EAEC]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii — Analytical Bulletin of the Federation Council, no. 7 (450) (in Russian).

9. Dolgalev A. V. Tamozhennyy soyuz: istoriya sozdaniya i mekhanizm funktsionirovaniya. 15.03.2012 [The Customs Union: history of creation and functioning mechanism. 15.03.2012]. URL: http://bujet.ru (in Russian).

10. Evraziyskoe ekonomicheskoe soobshchestvo: 2000-2009. Spravochnik / Sekretariat Integratsionnogo komiteta EvrAzES [The Eurasian Economic Community: 2000-2009. Directory / Secretariat of the EurAsEC Integration Committee]. Moscow, 2010, 112 p. (in Russian).

11. URL: http://www.evrazes.com/

12. URL: http://eurasiancommission.org.

Информбюро

Таможенный кодекс ЕАЭС заработает с 2018 г.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил вступление в силу нового Таможенного кодекса стран ЕАЭС с 1 января 2018 г., говорится в сообщении ЕЭК. Изначально планировалось, что кодекс заработает с 1 июля 2017 г.

«На совете ЕЭК принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса ЕАЭС. Это позволит ему вступить в силу 1 января 2018 г. Одновременно с кодексом начнут действовать первоочередные решения комиссии по 25 вопросам, отнесенным на наднациональный уровень. Они касаются регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов, правил перемещения товаров физическими лицами», - говорится в сообщении.

Беларусь не присутствовала на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, где в декабре был подписан Таможенный кодекс ЕАЭС. Позже президент Беларуси Александр Лукашенко указом одобрил проект договора о кодексе в качестве основы для перего-

воров и уполномочил Государственный таможенный комитет страны на проведение переговоров по нему.

В апреле пресс-служба Лукашенко сообщила, что глава государства подписал пакет документов, касающихся развития евразийской интеграции, в том числе координации транспортной политики, цифровой повестки дня, общих финансового и электроэнергетического рынков. Как отмечали в пресс-службе, пакет включает в себя и договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, нормы которого направлены на дальнейшее углубление интеграционных процессов и рост объемов торговли между ЕАЭС и мировым сообществом.

ЕАЭС - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 г. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Источник: http://ria.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.