Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз на мировой карте интеграционных объединений'

Евразийский экономический союз на мировой карте интеграционных объединений Текст научной статьи по специальности «Внешняя торговля»

CC BY
165
33
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ECONOMIC INTEGRATION / INTEGRATION ASSOCIATIONS / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по внешней торговле, автор научной работы — Панина Елена Анатольевна

Начало XXI в. характеризуется значительной активизацией международной экономической интеграции. Она проявляется как в географическом расширении существующих интеграционных объединений, так и в качественном усложнении международного экономического взаимодействия, а также в наметившемся дальнейшем развитии интеграционных процессов в мировой экономике. В данной статье сделан обзор различных интеграционных объединений в мире, в том числе и Евразийского экономического союза. Проанализированы этапы развития ЕАЭС, показатели взаимной торговли стран участниц интеграционного объединения. Выявлены факторы, которые влияют на снижение показателей взаимной торговли, определены проблемы в таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС, влияющие на развитие взаимной торговли и интеграционные процессы в целом.

Похожие темы научных работ по внешней торговле , автор научной работы — Панина Елена Анатольевна,

T H E E U R A S I A N E C O N O M I C U N I O N O N T H E W O R L D M A P O F I N T E G R A T I O N A S S O C I A T I O N S

The beginning of the XXI century is characterized by considerable activization of the international economic integration. It is shown as in geographical expansion of the existing integration associations, and in high-quality complication of the international economic interaction and the outlined further development of integration processes in world economy. In this article the review of various integration associations in the world, including Eurasian economic Union is made. Stages of development of EEU, indicators of mutual trade of member countries of integration association are analysed and factors which influence decrease in indicators of mutual trade are revealed. Problems in customs and tariff regulation of EEU which influence development of mutual trade and integration processes in general are defined.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз на мировой карте интеграционных объединений»

Е В Р А З И Й С К И Й Э КО Н О М И Ч ЕС К И Й С О Ю З Н А М И Р О В О Й К А Р Т Е И Н Т Е Г Р А Ц И О Н Н Ы Х О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Й

Панина Елена Анатольевна

старший преподаватель кафедры таможенного дела и евразийской интеграции РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: alena_petr@mail.ru

Начало XXI в. характеризуется значительной активизацией международной экономической интеграции. Она проявляется как в географическом расширении существующих интеграционных объединений, так и в качественном усложнении международного экономического взаимодействия, а также в наметившемся дальнейшем развитии интеграционных процессов в мировой экономике. В данной статье сделан обзор различных интеграционных объединений в мире, в том числе и Евразийского экономического союза. Проанализированы этапы развития ЕАЭС, показатели взаимной торговли стран - участниц интеграционного объединения. Выявлены факторы, которые влияют на снижение показателей взаимной торговли, определены проблемы в таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС, влияющие на развитие взаимной торговли и интеграционные процессы в целом.

Ключевые слова: экономическая интеграция, интеграционные объединения, Евразийский экономический союз, Таможенный союз.

T H E E U R A S I A N E C O N O M I C

U N I O N O N T H E W O R L D M A P

O F I N T E G R A T I O N A S S O C I A T I O N S

Panina, Е1епа A.

The Senior Teacher of Academic Department of Customs and the Eurasian Integration of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: alena_petr@mail.ru

The beginning of the XXI century is characterized by considerable activization of the international economic integration. It is shown as in geographical expansion of the existing integration associations, and in high-

quality complication of the international economic interaction and the outlined further development of integration processes in world economy. In this article the review of various integration associations in the world, including Eurasian economic Union is made. Stages of development of EEU, indicators of mutual trade of member countries of integration association are analysed and factors which influence decrease in indicators of mutual trade are revealed. Problems in customs and tariff regulation of EEU which influence development of mutual trade and integration processes in general are defined.

Keywords: Economic integration, integration associations, Eurasian economic Union, Customs union.

Интеграционные объединения различного уровня и масштабности стали закономерным явлением современного процесса глобализации, решая ряд специфических экономических задач, прежде всего развития потенциала и качества рыночного пространства.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Данная роль отмечается и исследуется практически во всех работах, посвященных эволюции интеграционных объединений. З. Бже-зинский [3], А. О. Крюгер [20], Дж. Ю. Стиглиц [14] акцентировали свое внимание на исследовании экономических последствий деятельности интеграционных объединений в мире. Изучением закономерностей становления процессов экономической интеграции и тенденций их развития занимались и российские ученые: M. М. Максимова [10], Ю. В. Шишков [18], Л. И. Глухарев [6], А. Г. Гранберг [7].

Особенности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и их перспективы отражены в работах Л. И. Абалкина [1], С. Ю. Глазьева [5], Г. Колодко [9], H. A. Назарбаева [11], Ю. В. Шишкова [19], Л. Б. Вардомского [4], Е. Д. Халевинской [16] и др.

При всей масштабности и ресурсной самодостаточности Россия объективно вовлечена в процесс глобализации и заинтересована в интеграции на условиях сохранения и укрепления исторически сложившихся экономических, культурных и политических связей со странами СНГ. Этот задел позволяет более успешно двигаться вперед, преследуя цели обеспечения устойчивого роста национальных экономик.

Такие положительные последствия экономической интеграции, как расширение экономического пространства, углубление регионального разделения труда на основе сравнительных преимуществ, усиление производственного и научно-технического сотрудничества, увеличение уровня благосостояния населения привели к пониманию

необходимости создания и развития регионального геоэкономического объединения на постсоветском пространстве [12. - C. 67].

Рациональность оценок возможностей и перспектив формирования интеграционных пространств при практической реализации странами всегда пересекается с политической волей, идеологией, мифами и интересами правящих классов этих стран.

История развития евразийской интеграции включает в себя несколько этапов.

В 1995 г. президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединившихся государств Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 г. было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 г в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз, или Таможенный союз (ТС), Беларуси, Казахстана и России был создан 1 января 2010 г. Таможенный союз стал первым шагом на пути к формированию объединения более широкого типа - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) бывших советских республик.

Международной правовой основой создания Евразийского таможенного союза являются договоры, подписанные в 1995, 1999 и 2007 гг. Первый договор «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» от 6 ноября 1995 г. гарантировал его создание, второй Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. гарантировал его формирование, третий Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (с изменениями от 25 января 2006 г. и 6 октября 2007 г.) объявил о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза1.

Важнейшим событием процесса интеграции стало начало деятельности с 19 ноября 2011 г. совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии), получившей необходимые компетенции по продвижению программ создания Евразийского экономического союза к 2015 г. В этом плане значительная роль отводилась формированию Единого экономического пространства.

С 1 января 2012 г. три государства ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

1 URL: http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ Pages/default.aspx

В Астане (Казахстан) 29 мая 2014 г. был подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С 1 января 2015 г. ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 г. членом ЕАЭС стала Армения, а 8 мая 2015 г. были подписаны документы о вступлении Киргизии в ЕАЭС. Таким образом, Евразийский экономический союз охватил территорию более 20 млн км2 с населением 182, 1 млн человек. Показатели внутреннего валового продукта стран - членов ЕАЭС представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

ВВП стран - членов ЕАЭС*

2013 2014 2015**

Страна ВВП в ВВП на ВВП в ВВП на ВВП в ВВП на

текущих душу на- текущих душу на- текущих душу на-

ценах, селения в ценах, селения в ценах, селения в

млрд текущих млрд текущих млрд текущих

долл. ценах, долл. ценах, долл. ценах,

долл. долл. долл

Россия 2 079,022 14 467,794 2 057,301 14 316,636 2 098,848 14 605,760

Белоруссия 73,098 7 723,755 77,171 8 195,106 81,627 8 711,860

Казахстан 231,876 13 508,671 225,619 12 950,344 248,681 14 063,568

Армения 11,121 3 732,035 11,111 3 373,061 11,469 3 474,704

Кыргызстан 7,333 1 269,430 7,647 1 341,621 8,243 1 431,734

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

* Составлено по: URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/index.aspx ** По оценкам экспертов МВФ.

Посмотрим, как выглядят возникшее образование на фоне ныне существующих объединений в различных регионах мира. Ограничимся наиболее известными и часто упоминаемыми.

Исходя из представленных данных в табл. 2, мы видим, что в разных регионах мира существуют интеграционные объединения, отличающиеся по географическим и экономическим показателям. Пример таможенных союзов развивающихся стран, таких как ЮАТС, ССАГПЗ подтверждает, что такие интеграционные объединения могут развиваться, несмотря на различия в процессах формирования, экономический потенциал участников, глубину взаимодействия и программы интеграции.

ЕАЭС не занимает лидирующие позиции по экономическим показателям, но имеет достаточно большой потенциал развития. Он может быть реализован как за счет углубления интеграционных процессов, так и имеющихся возможностей расширения Евразийского экономического союза - присоединения новых стран-членов. Например, ведутся переговоры с Таджикистаном и Узбекистаном по вопросам при-

соединения к ЕАЭС. Азербайджан, не расположенный к членству в каких бы то ни было альянсах и блоках, перестал категорически отрицать возможность своей интеграции с Евразийским экономическим союзом.

Т а б л и ц а 2

Показатели интеграционных объединений в мире в 2014 г.*

Интеграционное объединение Площадь, км2 Население, млн чел. ВВП (ППС) млрд долл. Торговля (стоимость экспорта) млрд долл. Страны -участники

Европейский союз (ЕС) 4 325,675 507 18 140,116 2 262 28

Североамериканская зона свободной 21 476,633 474 20 510,000 2 493 3

торговли (НАФТА)

Южноамериканский общий рынок 12 387,942 250 3 300,000 316 4

(МЕРКОСУР)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии 4 480,000 592 2 102,094 1 295 10

(АСЕАН)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Южноафриканский

таможенный союз 2 693,418 61 754,656 106 5

(ЮАТС)

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 2 285,844 51 3 088,913 1 023 6

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) 20 223,248 183 4 159,444 612 5**

* Составлено по: URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/; URL: http:// stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFReporter.aspx?Language=E; URL: http://www.imf.org/ external/ pubs/ft/ weo/2015/02/ weodata/ index.aspx ** С учетом изменений в 2015 г.

Безусловно, каждая страна, являющаяся потенциальным участником интеграционного объединения, взвешивает для себя все плюсы и минусы. Именно поэтому нельзя форсировать присоединение новых членов в ЕАЭС, а в совместной работе необходимо руководствоваться такими базовыми принципами, как равноправие, прагматизм и взаимное уважение, сохранение национальной самобытности и государственного суверенитета всех стран-участниц. На это указал Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию РФ.

Создание ЕАЭС стало закономерным явлением в современной системе международных отношений. Этого требуют и сами законы

развития экономики, в частности, потребность в создании высокотехнологичной продукции, расширении рынков сбыта, рост благосостояния населения, углубление сотрудничества в различных сферах экономики и т. д.

Основными показателями развития экономик стран ЕАЭС и интеграционного объединения в целом являются объем и структура взаимной торговли.

Однако период с момента создания ТС отмечен неравномерностью динамики взаимной торговли товарами. После резкого роста объема взаимной торговли в 2010-2011 гг., вызванного как эффектом низкой базы, так и либерализацией взаимной торговли после формирования общего рынка товаров, с 2013 г. произошло замедление товарооборота, перешедшее в спад (в текущих ценах). При этом государства-члены демонстрировали разнонаправленную динамику поставки товаров на общий рынок ТС и ЕЭП. В Беларуси объемы поставок до 2013 г. росли, а в Казахстане с 2011 г. сокращались из года в год. В России наращивание объемов продаж на рынке ТС и ЕЭП в 2012 г. сменилось их снижением в последующие годы. В 2011 г. объем взаимной торговли составил 63,1 млрд долларов, увеличившись по отношению к 2010 г. на 33,9%. В 2012 г. этот показатель достиг максимального значения - 67,9 млрд долларов, что на 7,5% больше, чем в предыдущем году. В 2013 г. объем товарооборота в текущих ценах снизился до 64,5 млрд долларов или на 4,9%, однако индекс физического объема остался положительным и составил 13,7% [17]. В 2014 г. стоимостный объем упал до 57,4 млрд долларов - на 11%, а в 2015 г. спад объемов взаимной торговли продолжился (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Динамика взаимной торговли государств - членов ТС и ЕЭП в 2011-2014 гг.*

Год Стоимость, млн долл. Темп роста, % к предыдущему году

2011 63 101 133,9

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2012 67 856 107,5

2013 64 520 95,1

2014 57 448 89,0

2015** 30 929 72,9

* Источник: URL:http://www.eurasiancommission.org/ т/ай/Ш^гД_такгоес^ер_ такгоес_ро1/ Pages/default.aspx

** С уточнением автора данной статьи.

Общее сокращение объема взаимной торговли в 2015 г. по сравнению с 2012 г., когда объем взаимного товарооборота достиг наибольшего значения, составило 10,4 млрд долларов, или 15,3%. Почти 75% величины общего сокращения обусловлены падением стоимост-

ного объема поставок нефти и нефтепродуктов из России в Беларусь (на 5,5 млрд долларов) и из России в Казахстан (на 2,3 млрд долларов). Доля минеральных продуктов во взаимной торговле остается высокой и оказывает существенное влияние на динамику торговли внутри Союза, в том числе и вследствие падения цен на мировых рынках1.

В период 2010-2014 гг. динамика взаимной торговли определялась различными тенденциями, среди которых важнейшими являются:

- колебания цен на международных рынках, приводящие к соответствующим изменениям средних контрактных цен на взаимопо-ставляемые товары в ТС и ЕЭП;

- экономическая активность в ТС и ЕЭП, определяющая динамику физических объемов внешней и взаимной торговли;

- интеграционные тенденции в функционировании и развитии ТС и ЕЭП, направленные на создание Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в определенных отраслях экономики.

С 2014 г. существенное влияние также стали оказывать следующие факторы:

- волатильность взаимных курсов валют в ТС и ЕЭП;

- снижение курса российского рубля относительно доллара;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- ограничения взаимных поставок товаров в Таможенном союзе, вводимые государствами-членами по тем или иным причинам;

- изменение схем поставок товаров как вследствие интеграционных действий (поставки нефти из Казахстана в Китай), так и вследствие ужесточения таможенного режима [2].

Большую роль в затруднении торговли между странами - участниками ЕАЭС и, как следствие в осложнении торгово-экономических отношений, играют внешние факторы. Сегодня серьезным испытанием для Евразийского союза стали санкции некоторых Западных стран в отношении России.

Для защиты национальных интересов Российская Федерация вынуждена была ввести так называемые антисанкции, которые стали препятствовать общим интересам государств - членов ЕАЭС, а также противоречить праву Союза.

В условиях единой таможенной территории и отмены государственного контроля, в том числе таможенного, на внутренних границах, введение односторонних ограничительных мер без опоры на существующие или создание новых механизмов взаимодействия между государствами - членами ЕАЭС, привело к негативным последстви-

1 URL: http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ Pages/default.aspx

ям. Снизилось взаимное доверие между государствами - членами ЕАЭС в соблюдении ими единой договорно-правовой базы, а односторонние ограничительные меры не принесли ожидаемой результативности для России.

Таким образом, возникла необходимость «выработки действенных механизмов функционирования Евразийского экономического союза в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств», - отметил А. Лукашенко в своем обращении к главам государств ЕАЭС1.

Развитие взаимной торговли напрямую зависит от устранения барьеров и ограничений, с которыми сталкивается бизнес-сообщество при осуществлении экономической деятельности. Унификация таможенных процедур, содействие и координация функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенное администрирование должны способствовать свободному передвижению товаров, и как следствие, поступательному и скоординированному развитию экономик ЕАЭС.

Основополагающим документом в регулировании вопросов торговли как между странами - партнерами ЕАЭС, так и внешней торговли стран ТС с третьими странами является Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС).

Необходимость принятия нового кодекса прямо вытекает из договора о создании Евразийского экономического союза. В нем сказано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, а до его принятия действует кодекс Таможенного союза и другие международные договоры. Данный документ призван унифицировать разрозненное евразийское таможенное законодательство, ранее состоявшее из нескольких десятков международных соглашений, привести их к единым правилам, тем самым упростить условия работы для предприятий, ведущих торговлю с другими союзными странами.

При этом прежний кодекс, принятый в 2010 г. в период формирования Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, безнадежно устарел. Многие его нормы были заимствованы из национального законодательства, которое в свою очередь нередко создавалось еще в 1990-е гг. Принятие нового кодекса связано и с необходимостью внедрения передовых международных практик, включая использование электронных документов, электронное декларирование и информационное взаимодействие представителей бизнеса и таможенных ор-ганов2.

1 URL: http://presidentgov.by/ra/news_ra/view/obrascheme-k-glavam-gosudarstv-chlenov-evrazijskogo -ekonomicheskogo-sojuza-10649/

2 Зачем ЕАЭС новый Таможенный кодекс? - URL:http://wwwxa-portaLru/article:17103

Новый ТК ЕАЭС будет регулировать таможенные отношения и отвечать всем современным требованиям. Кодекс должен устранить избыточное регулирование и сократить сроки проведения операций, что должно способствовать росту взаимной торговли.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

При разработке нового кодекса не обошлось и без проблем. Так, при обсуждении его проекта в Национальной палате предпринимателей Казахстана отмечалось, что слишком большой размер документа неизбежно приведет к возникновению различных нюансов и коллизий в плане применения отдельных норм. Внести же изменения в кодекс будет крайне сложно, так как в отличие от национального законодательства, принимаемого парламентом, общесоюзные законы должны быть согласованы всеми государствами ЕАЭС.

Существуют проблемы и с формой изложения прописанных в кодексе положений, которые написаны тяжелым и сложным для понимания языком, а это затрудняет их адекватное восприятие чиновниками и предпринимателями.

Еще одним камнем преткновения стал вопрос об отмене принципа резидентства, что дало бы возможность участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) провести таможенную очистку груза в любой стране ЕАЭС без привязки к юридической регистрации компании. То есть любая российская фирма может провести таможенные формальности в любой таможне стран ЕАЭС. Данный принцип оказывает влияние не только на место декларирования иностранных товаров, но и на применение к ним налоговых ставок при декларировании. Он не ограничивает дальнейшее использование товаров и не запрещает их вывоз в другие государства Евразийского экономического союза. Если оставить решение вопроса о налогообложении при ввозе иностранных товаров только на национальном уровне, то возникает риск недобросовестной конкуренции. Таким образом, требования о единых правилах и условиях поступления иностранных товаров на общий рынок со стороны государств - членов Союза весьма правомерны.

При разработке таможенного законодательства ЕАЭС пока не решенным остается вопрос о подтверждении страны происхождения товара. Действующий Таможенный кодекс ТС предполагает, что товары могут происходить как из конкретной страны, так и из таможенных союзов стран. Понятие «товар, происходящий из Евразийского экономического союза» может быть использовано в целях совершенствования и гармонизации права ЕАЭС [15. - С. 19]. Это важно для бизнесменов с точки зрения предоставления преференций во внешней торговле. Необходимо заметить, что воспользоваться тарифными преференциями в третьих странах в отношении товаров, признанных происходящими из ЕАЭС, станет возможно, если это будет закреплено в законодательстве этих стран.

Сложный вопрос для решения - таможенный контроль. Необходимо, чтобы не только законодательство было единым, но и качество таможенного контроля было одинаковым. Различия в таможенном контроле могут создать проблемы в общей защите рынка ЕАЭС от недобросовестной конкуренции. В Таможенном кодексе таможенный контроль отнесен к компетенции государств - участниц Союза [13. -С. 22].

В ТК прописаны правила и нормы таможенного контроля, не позволяющие таможенным органам стран ЕАЭС в одностороннем порядке или произвольно ограничивать транзит и создавать искусственные барьеры в торговле с третьими странами. Как, например, это сейчас происходит с российским санкционным списком товаров, когда из-за действий российской таможни страдают импортеры других стран-участниц1. То есть большое количество изъятий и ограничений приведет к тому, что необходимо будет создавать механизм обеспечения этих ограничений, компенсирующий отсутствие таможенного контроля на внутренних границах.

В целом новый Таможенный кодекс должен быть максимально прозрачным и понятным для исполнения всем участникам правоотношений, а также направлен на улучшение таможенного администрирования.

Еще одним важным аспектом в работе ЕАЭС является обеспечение действия одного из его основных регулирующих механизмов - порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между государствами-членами. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджеты стран за 2014 г., составила 19,4 млрд долларов, из которых в бюджет Российской Федерации поступило 17,1 млрд долларов (641,7 млрд рублей), в бюджет Республики Беларусь - 908,4 млн (8,9 трлн белорусских рублей), в бюджет Республики Казахстан - 1,4 млрд долларов (292,1 млрд тенге)2. Распределение сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами сторон в 2014 г. осуществлялось согласно установленным нормативам: для Российской Федерации - 87,97%, Республики Беларусь - 4,7%, Республики Казахстан - 7,33%. Однако не обошлось и без проблем.

В частности, на заседании трехсторонней Коллегии высших органов финансового контроля России, Беларуси и Казахстана были отмечены следующие проблемы:

- нарушение сроков перечисления сумм подлежащих распределению ввозных таможенных пошлин;

1 Таможенный кодекс ЕАЭС: без барьеров для бизнеса. - URL: http://palata.kz/ru/ articles/19365

2 URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/24844

- отсутствие регламентации механизма зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

- недоработка таможенными органами технических условий в соответствии с Протоколом о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин1.

В связи с этим Коллегией Евразийской экономической комиссии было принято решение от 14 июля 2015 г. № 82 «О проекте Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств -членов Евразийского экономического союза».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В результате совместных мероприятий будут осуществляться проверка и контроль зачисления подлежащих распределению сумм ввозных таможенных пошлин на единый счет уполномоченного органа государства-члена, полноты и своевременности распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов, а также соблюдения уполномоченными органами нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин.

Устранение вышеназванных проблем необходимо не только для того, чтобы интеграционное сотрудничество между странами-участниками протекало как можно более эффективно, но и в связи с вступлением в ЕАЭС новых членов.

Сегодня к деятельности и развитию ЕАЭС проявляют пристальное внимание страны дальнего зарубежья. «Свыше 40 стран и международных организаций выразили желание создать ЗСТ с ЕАЭС, в их числе Индонезия, Китай, Таиланд и Камбоджа», — отметил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев2. Данное сотрудничество выгодно для Российской Федерации и с точки зрения укрепления региональных связей и повышения инвестиционной привлекательности.

Так, подписанное 25 мая 2015 г. Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, позволит предпринимателям ЕАЭС выйти на новый рынок, а в дальнейшем, посредством развития кооперационного производства во Вьетнаме, выйти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

ЕАЭС - это реальная, действующая экономическая единица в мировой институции интеграционных объединений. Она обладает всеми необходимыми возможностями для устойчивого развития и роста привлекательности мирового бизнес-сообщества.

1 URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/24844

2 URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015240802

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Новый этап экономического мышления. - М. : Экономика, 1987.

2. Аналитическая записка от 27 марта 2015 г. «Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза». - URL: http: / / www.eurasiancommission.org/ ru/ act/integr_i_makroec/dep_ stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_I_201501.pdf (дата обращения: 3.12.2015).

3. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М. : Международные отношения, 1998.

4. Вардомский Л. Б. Факторы и варианты дальнейшей эволюции Евразийского экономического сообщества / / Проблемы постсоветских стран. - Вып. 6. - М. : ИМЭПИ РАН, 2004.

5. Глазьев С. Ю., Чушкин В. И., Ткачук С. П. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства. - М. : ООО «ВИКОР МЕДИА», 2013.

6. Глухарев Л. И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. - М. : Международные отношения, 1990.

7. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. - М. : ГУ ВШЭ, 2001.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Зачем ЕАЭС новый Таможенный кодекс? - URL: http:// www.ca-portal.ru/ article:17103 (дата обращения: 14.11.2015).

9. Колодко Г. Глобализация и перспективы развития постсоциалистических стран : пер. с польского. - Минск : ЕГУ, 2002.

10. Максимова М. М. Основные проблемы империалистической интеграции: экономический аспект. - М. : Наука, 1971.

11. Назарбаев Н. А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы 1994-1997. - М. : Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.

12. Панина Е. А. Геополитические аспекты расширения Европейского союза //Вопросы экономических наук. - 2014. - № 1. - С. 64-68.

13. Свинухов В. Г., Сенотрусова С. В., Шишкина О. В. Таможенный контроль в Российской Федерации. - М. : РГТЭУ, 2009.

14. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. - М.,

2003.

15. Таможня и бизнес должны быть партнерами / / Информационно-аналитическое издание «Ракурс». - 2015. - № 4. - С.12-32.

16. Халевинская Е. Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве. - М. : Инфра-М, 2015.

17. Шишкин А. В., Латышов А. В. Внешняя торговля России в 2014 году: взгляд из-под санкций / / Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 2 (2). - С. 44-57.

18. Шишков Ю. В. Западноевропейская интеграция: современные тенденции развития и противоречия. - М. : Знание, 1980.

19. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. - М. : НП «III тысячелетие», 2001.

20. Ito T., Krueger A. O. Regionalism Versus Multilateral Trade Arrangements // NBER-EASE. - 1997. - Vol. 6.

References

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Abalkin L. I. Novyy etap ekonomicheskogo myshleniya [New stage of economic thinking]. Moscow, Ekonomika, 1987. (In Russ.).

2. Analiticheskaya zapiska ot 27 marta 2015 g. «Ob itogakh vzaimnoy torgovli tovarami Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza» [An Analytical Note of 27.03.2015 «About Results of Mutual Trade of Goods of the Eurasian Economic Union]. (In Russ.). Available at: http: //www. eurasiancommission.org/ ru/ act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/ analytics/ Documents/Analytics_I_201501.pdf (accessed 3.12.2015).

3. Bzhezinskiy Z. Velikaya shakhmatnaya doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy [Great Chessboard. Domination of America and Its Geostrategic Imperatives]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998. (In Russ.).

4. Vardomskiy L. B. Faktory i varianty dal'neyshey evolyutsii Evraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva [Factors and Options of Further Evolution of Eurasian Economic Community], Problemy postsovetskikh stran, Vyp. 6, Moscow, IMEPI RAN, 2004. (In Russ.).

5. Glaz'ev S. Yu., Chushkin V. I., Tkachuk S. P. Evropeyskiy soyuz i Evraziyskoe ekonomicheskoe soobshchestvo: skhodstvo i razlichie protsessov integratsionnogo stroitel'stva [European Union and Eurasian Economic Community: Similarity and Distinction of Processes of Integration Construction]. Moscow, OOO «VIKOR MEDIA», 2013. (In Russ.).

6. Glukharev L. I. Evropeyskie soobshchestva: v poiskakh novoy strategii [European Communities: in Search of New Strategy]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 1990. (In Russ.).

7. Granberg A. G. Osnovy regional'noy ekonomiki [Fundamentals of Regional Economy]. Moscow, GU VShE, 2001. (In Russ.).

8. Zachem EAES novyy Tamozhennyy kodeks? [Why EEU New Customs Code?]. (In Russ.). Available at: http://www.ca-portal.ru/ article:17103 (accessed: 14.11.2015).

9. Kolodko G. Globalizatsiya i perspektivy razvitiya postsotsialisticheskikh stran : per. s pol'skogo. Minsk, EGU, 2002. (In Russ.).

10. Maksimova M. M. Osnovnye problemy imperialisticheskoy integratsii: ekonomicheskiy aspect [Main Problems of Imperialistic Integration: Economic Aspect]. Moscow, Nauka, 1971. (In Russ.).

11. Nazarbaev N. A. Evraziyskiy soyuz: idei, praktika, perspektivy 1994-1997 [Eurasian Union: Ideas, Practice, Prospects 1994-1997]. Moscow, Fond sodeystviya razvitiyu sotsial'nykh i politicheskikh nauk, 1997. (In Russ.).

12. Panina E. A. Geopoliticheskie aspekty rasshireniya Evropeyskogo soyuza [Geopolitical Aspects of Expansion of the European Union], Voprosy ekonomicheskikh nauk, 2014, No. 1, pp. 64-68. (In Russ.).

13. Svinukhov V. G., Senotrusova S. V., Shishkina O. V. Tamozhennyy kontrol' v Rossiyskoy Federatsii [Customs Control in the Russian Federation]. Moscow, RGTEU, 2009. (In Russ.).

14. Stiglits Dzh. Yu. Globalizatsiya: trevozhnye tendentsii [Globalization: Disturbing Tendencies]. Moscow, 2003. (In Russ.).

15. Tamozhnya i biznes dolzhny byt' partnerami [The Customs and Business Have to Be Partners], Informatsionno-analiticheskoe izdanie «Rakurs», 2015, No. 4, pp. 12-32. (In Russ.).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

16. Khalevinskaya E. D. Integratsiya, sotrudnichestvo i razvitie na postsovetskom prostranstve [Integration, Cooperation and Development at the Former Soviet Union]. Moscow, Infra-M, 2015. (In Russ.).

17. Shishkin A. V., Latyshov A. V. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2014 godu: vzglyad iz-pod sanktsiy [Russian Foreign Trade in 2014: View through Sanctions], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2015, No. 2 (2), pp. 44-57. (In Russ.).

18. Shishkov Yu. V. Zapadnoevropeyskaya integratsiya: sovremennye tendentsii razvitiya i protivorechiya [West-European Integration: Current Trends of Development and Contradiction]. Moscow, Znanie, 1980. (In Russ.).

19. Shishkov Yu. V. Integratsionnye protsessy na poroge XXI veka. Pochemu ne integriruyutsya strany SNG [Integration Processes on a Threshold of the XXI Century. Why the CIS Countries aren't Integrated]. Moscow, NP «III tysyacheletie», 2001. (In Russ.).

20. Ito T., Krueger A. O. Regionalism versus Multilateral Trade Arrangements, NBER-EASE, 1997, Vol. 6.