Научная статья на тему 'ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИГУР ФОКСТРОТА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ПОЗЫ'

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИГУР ФОКСТРОТА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ПОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИКА / СТАНДАРТ / ФОКСТРОТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИГУРЫ / BIOMECHANICS / STANDARD / BALLROOM / FOXTROT / CLASSIFICATION / FIGURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Терехин Владимир Сергеевич

Представлена вспомогательная классификация всех фигур мужской партии фокстрота, разрешённых правилами соревнований Российского танцевального союза и Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России. На основе позиций корпуса и стоп в виде таблиц показана последовательность фигур, учитывающая параметры ритма и степени поворота корпуса. Полученные результаты позволяют оптимизировать процесс освоения соревновательного объёма техники фокстрота и систематизировать технические элементы других танцев стандартной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Терехин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTIVE CLASSIFICATION OF MAN'S FIGURES IN BALLROOM FOXTROT

The current study represents the assistive classification of all men's figures in Ballroom Foxtrot allowed by the competition rules of Russian Dance Sport Federation and Russian Dance Union. Figures were grouped in tables on the basis of positions of the body and feet. It was enough to reveal the parameters of rhythm and amount of turn. Results may be useful for mastering the foxtrot competitive technique and further systematization of technical elements of other ballroom dances.

Текст научной работы на тему «ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИГУР ФОКСТРОТА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ПОЗЫ»

УДК 796.412

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИГУР ФОКСТРОТА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ПОЗЫ

Иван Владимирович Тарханов, кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Представлена вспомогательная классификация всех фигур мужской партии фокстрота, разрешённых правилами соревнований Российского танцевального союза и Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России. На основе позиций корпуса и стоп в виде таблиц показана последовательность фигур, учитывающая параметры ритма и степени поворота корпуса. Полученные результаты позволяют оптимизировать процесс освоения соревновательного объёма техники фокстрота и систематизировать технические элементы других танцев стандартной программы.

Ключевые слова: биомеханика, стандарт, фокстрот, классификация, фигуры. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p431-435

ASSISTIVE CLASSIFICATION OF MAN'S FIGURES IN BALLROOM FOXTROT Ivan Vladimirovich Tarkhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Vladimir Ser-geevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The current study represents the assistive classification of all men's figures in Ballroom Foxtrot allowed by the competition rules of Russian Dance Sport Federation and Russian Dance Union. Figures were grouped in tables on the basis of positions of the body and feet. It was enough to reveal the parameters of rhythm and amount of turn. Results may be useful for mastering the foxtrot competitive technique and further systematization of technical elements of other ballroom dances.

Keywords: biomechanics, standard, ballroom, foxtrot, classification, figures.

ВВЕДЕНИЕ

Вспомогательные классификации используются для изложения определённых структурно-технических особенностей. Попытки систематизации технических действий, элементов и фигур стандартной программы спортивных бальных танцев уже предпринимали на примере танго [3]. Рекомендованные способы группировки учитывали четыре основных характеристики движения тела в пространстве. Позиции стоп представляли «программу перемещения» спортсменов. «Программу позы» отражали исходная позиция, позиция в конце третьего шага и конечная позиция. «Программа ориентации» в пространстве зала характеризовалась вариантами степени поворота. Отдельно учитывалось построение. Практика применения вспомогательных классификационных таблиц по танго показала их перегруженность сведениями о степени поворота и построении движения по залу. Сведения эти, несомненно, нужны и важны для «правильного» планирования и исполнения хореографии. Однако непосредственно танцору, шаг за шагом, идущему в паре по паркету, здесь и сейчас более актуально понимание, где и как расположить корпус и поставить ногу. Музыкально и безопасно, в соответствии с композицией или импровизируя. Цель исследования - определить необходимое и достаточное количество классификационных переменных для систематизации объёма базовой техники в танце фокстрот.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Объем техники ещё на уровне «школы танца» составляет около пятидесяти фигур в каждом танце. Доступно и логично донести их до занимающихся, ускорить запоминание и освоение возможно на основе небольшого количества переменных - характеристик программы перемещения и позы.

Модульное строение стандартных фигур позволяет систематизировано представить те из них, которые описаны в методической литературе [2, 4, 5, 6] и поэтому включены в классификационные списки крупнейших танцевальных организаций. В нашей работе позиции стоп упорядочены от движения вперед к движению назад. Позиции левой маховой стопы (ЛН) упорядочены против часовой стрелки, а правой (ПН) - по часовой стрелке. Исходная позиция, позиция в конце третьего шага и конечная позиция в паре расставлены в соответствии со следующими приоритетами: закрытая позиция - ЗП; открытая позиция, дама справа - ОП; открытая позиция, дама слева - ОП слева; променад-ная позиция - 1111; фоллэвей позиция - ФП.

Ниже представлены все 54 фигуры мужской партии фокстрота, разрешённые правилами соревнований Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России (ФТСАРР) и Российского танцевального союза (РТС).

Фигуры сгруппированы в двух таблицах в зависимости от того, на какую ногу выполняется первый шаг. По таблице 1 можно заметить, что стандартные фигуры содержат ограниченное количество сочетаний направлений. Каждое из выделенных сочетаний образует своего рода профиль, специфический рисунок танца на паркете, и включает ряд структурно эквивалентных или аналогичных фигур. Степень сходства этих фигур в большинстве случаев определяется характером изменения полной механической энергии движения пары за первые три шага. Поэтому позиция корпуса в конце третьего шага может играть решающую роль для перехода на новую фигуру или же её продолжения вплоть до конечного положения.

Таблица 1 - Технические действия и фигуры, начинающиеся шагом на правую ногу

И.П. Название фигуры Номер шага/какой ногой На третьем шаге Конечное положение

1/ПН 2/ЛН 3/ПН

ЗП Перо шаг вперёд вперёд вперёд в ППДК сбоку дамы ОП ОП на ПН

ЗП Изогнутое перо вперёд диагонал. вперёд

ЗП Натуральный поворот вперёд в сторону назад ЗП ЗП на ПН

ЗП Натуральное плетение вперёд в сторону назад за правым ведущим плечом ОП ОП на ПН

ЗП Быстрое натуральное плетение

ЗП Натуральный телемарк вперёд в сторону в сторону ЗП ОП на ПН

ЗП Натуральный ховер телемарк

ЗП Ховер кросс ОП слева ОП на ПН

ЗП Натуральный твист поворот вперёд в сторону закрещивается позади ЛН с небольшим смещением назад ЗП ОП на ПН

ЗП Натуральный твист поворот в Импетус в ПП ПП на ЛН

ЗП Натуральный твист поворот в Импетус и Перо окончание ОП на ПН

ЗП Натуральный твист поворот в Натуральное плетение

ЗП Перо окончание из ЗП назад в сторону и и немного вперёд вперёд в ППДК сбоку дамы ОП ОП на ПН

ЗП Ховер корте в сторону и немного вперёд ОП на ПН

ЗП Обратный пивот назад в - - ЗП ЗП на ПН

И.П. Название фигуры Номер шага/какой ногой На третьем Конечное

1/ПН 2/ЛН 3/ПН шаге положение

ОП Перо окончание из ОП ППДК в сторону и вперёд в ППДК ОП ОП на ПН

слева слева немного вперёд сбоку дамы

ОП Перо шаг из ОП вперёд в ППДК сбоку дамы вперёд за левым плечом ОП ОП на ПН

ПП Плетение из ПП вперёд и накрест в вперёд в сторону и немного назад ОП ОП на ПН

ПП Перо из ПП ПП и диагонал. вперёд в ППДК ОП ОП на ПН

ПП Изогнутое перо из ПП ППДК вперёд сбоку дамы

ПП Натуральный поворот из ПП в сторону назад за правой ведущей стороной ОП ЗП на ПН

ПП Натуральный зигзаг из ПП назад в ППДК ОП слева ОП на ПН

ПП Проходящий натуральный поворот из ПП (Открытый натуральный поворот) в сторону и немного назад назад за правой ведущей стороной ЗП ЗП на ПН

ПП Бегущее плетение из ПП (Быстрое натуральное плетение из ПП) ОП ОП на ПН

Группы фигур с похожими названиями (перо, плетение, поворот) образуют своего рода типологические ряды. В этих рядах фигуры одного типа различаются по параметрам ритма и степени поворота корпуса на отдельных шагах у одного или обоих партнёров. Количество изменений положения корпуса может служить показателем сложности фигуры.

В таблице 2 представлена вторая часть вспомогательной классификации. Она включает в себя 30 фигур, начинающихся шагом на левую ногу.

Таблица 2 - Технические действия и фигуры, начинающиеся шагом на левую ногу

И.П. Название фигуры Номер шага/какой ногой На третьем Конечное

1/ЛН 2/ПН 3/ЛН шаге положение

ЗП Тройной шаг вперёд вперёд вперёд ЗП ЗП на ЛН

ЗП Изогнутый тройной шаг вперёд за правым плечом вперёд в ППДК ЗП ЗП на ЛН

ЗП Смена направления диагонал. вперёд за правым плечом вперёд в ППДК ЗП ЗП на ЛН

ЗП Виск в сторону и немного вперёд закрест позади ПН ПП ПП на ЛН

ЗП Ховер телемарк в сторону, в сторону и ОП ОП на ЛН

ЗП Ховер телемарк в ПП "Браш" немного вперёд ПП ПП на ЛН

ЗП Телемарк в сторону в сторону и немного вперёд ОП ОП на ЛН

ЗП Телемарк в ПП в сторону и немного вперёд в ПП ПП ПП на ЛН

ЗП Двойной обратный спин приставл. к ПН без веса ("Носковый пивот") ЗП ЗП на ПН

ЗП Прогрессивное шассе направо приставляется к ПН ОП ОП на ПН

ЗП Обратный поворот назад ЗП ОП на ПН

ЗП Обратная волна ЗП ЗП на ПН

ЗП Продолженная обратная волна

ЗП Основное плетение назад в ППДК ОП ОП на ПН

И.П. Название фигуры Номер шага/какой ногой На третьем шаге Конечное положение

1/ЛН 2/ПН 3/ЛН

ЗП Быстрый открытый обратный

ЗП Баунс фоллэвей с плетение-окончанием назад в фоллэвее назад в ППДК в фоллэвее ФП ОП на ПН

ЗП Обратный фоллэвей и слип пивот ФП ЗП на ПН

ЗП Ховер перо диагонал. вперёд за левым плечом вперёд в ППДК сбоку дамы вперёд ЗП ЗП на ПН

ЗП Каблучный пулл окончание назад в сторону вперёд ЗП ЗП на ЛН

ЗП Импетус в ПП приставляется к ЛН ("Каблучный поворот") диагонал. вперёд за левым плечом ПП ПП на ЛН

ЗП Импетус в сторону и немного назад ЗП ЗП на ЛН

ОП Виск назад назад в ППДК диагонал. назад закрещивается позади в ПП ПП ПП на ЛН

ОП Топ спин назад в сторону и немного вперёд ЗП ОП на ПН

ОП Наружная перемена ОП ОП на ЛН

ОП Наружная перемена в ПП ПП ПП на ЛН

ОП Наружная перемена в ПП в сторону и немного назад в ПП ПП ПП на ЛН

ОП Перо назад назад за правым плечом назад в ППДК ОП ОП на ПН

ОП Наружный спин вперёд в ППДК сбоку дамы в сторону ЗП ЗП на ЛН

ОП Наружный свивл - - ПП ПП на ЛН

ОП Бегущее окончание в сторону и немного вперёд вперёд за левым плечом ОП ОП на ЛН

В процессе использования таблиц 1 и 2 для составления хореографии фокстрота возможен быстрый выбор подходящей фигуры при переходе от конечного положения предшествующей фигуры к исходному положению последующей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позиции корпуса и стоп могут выступать в роли генеральных признаков, отражающих основные биомеханические характеристики элементов фокстрота. Упорядочение танцевальных на основе программы перемещения и позы может обеспечить не только доступность и скорость обучения базовым фигурам, но и переход в перспективе к естественным классификациям [2] как высшим формам систематизации объёма техники стандартной программы танцев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики : учебник : в 2 т. Т. 1 / Ю.К Гавердовский. - Москва : Советский спорт, 2014. - 368 с.

2. Говард, Г. Техника европейских танцев / Г. Говард. - Москва : Артис, 2003. - 255 с.

3. Тарханов, И.В. Примерная классификационная программа мужской партии стандартных фигур танго / И.В. Тарханов, А.А. Шалманов, В.С. Терехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 349-353.

4. Moore, A. Revised Technique of Ballroom Dancing / A. Moore. - London : Sportshelf and Soccer Assoc., 1993. - 72 p.

5. Slow Fox / D. Cacciari [et al.]. - World Dancesport Federation : Ballroom and Latin Series, 2012. - 167 р.

6. The Ballroom Technique / Imperial Society of Teachers of Dancing. - Lincolnwood, 111. : NTC Pub. Group, 1982. - 134 p.

REFERENCES

1. Gaverdovsky, Y. (2014), Theory and methodology of sports gymnastics, Soviet sport, Moscow.

2. Howard, G. (2003), The Technique of Ballroom Dancing, Artis, Moscow.

3. Tarkhanov, I., Shalmanov, A., Terekhin, V. (2019), Exemplary classification of man's figures in ballroom tango, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 349-353.

4. Moore, A. (1993), Revised Technique of Ballroom Dancing, Sportshelf and Soccer Assoc, London.

5. Ambroz, N., Bosco, F., Cacciari, D., Cacciari, O., Ferrari, M., Halle,V., Sietas, M. and Ros-signoli, L. (2013), Slow Fox, World Dancesport Federation, Lausanne.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ISTD (The Imperial Society of Teachers of Dancing) (1982), The Ballroom Technique, Lithoflow Ltd., London.

Контактная информация: feeria@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.05.2020

УДК 796.035

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ЙОГОЙ СО ШКОЛЬНИЦАМИ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Валерьевна Роговая, студентка, Алина Юрьевна Морозова, студентка, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В статье приводятся результаты экспериментальной работы влияния методики проведения секционных занятий йогой со школьницами выпускных классов на улучшение показателей их психофизического состояния. Исследование, в котором приняли участие 33 старшеклассницы, проводились в г. Краснодаре на базе МБОУ СОШ № 70 в течение 9 месяцев. Нами было предположено, что при регулярных секционных занятиях йогой произойдет значительное достоверное улучшение уровня развития психофизических способностей старших школьниц, что существенно повысит эффективность процесса физического воспитания. Проведенное исследование показало, что регулярное использование разработанной методики позволяет повысить и сохранять психофизическое состояние старшеклассниц. Данная методика может быть использована специалистами по физической культуре при организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях, а также при организации самостоятельных занятий занимающихся.

Ключевые слова: исследование; старшеклассницы; йога; асаны; психофизическое состояние.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p435-438

METHOD OF SESSIONAL LESSONS BY YOGA WITH SCHOOL STUDENTS OF

GRADUAL CLASSES Olga Sergeevna Trofimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victoria Valeryevna Rogovaya, the student, Alina Yuryevna Morozova, the student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The article presents the results of experimental work on the influence of the methodology for conducting sectional yoga classes with schoolgirls of final classes on improving the indicators of their psychophysical state. The study, which was attended by 33 high school students, was conducted in the city of Krasnodar based on MBOU secondary school No. 70 for 9 months. We suggested that with regular sectional yoga classes a significant improvement in the level of development of the psychophysical abilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.