Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ФИГУРЫ В ОБЪЁМЕ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ СТАНДАРТНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ'

ОБЩИЕ ФИГУРЫ В ОБЪЁМЕ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ СТАНДАРТНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1135
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ТЕХНИКА / ФИГУРЫ / STANDARD / DANCE SPORT / BALLROOM / TECHNIQUE / FIGURES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Терехин Владимир Сергеевич

Списки базовых фигур Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF Syllabus) и Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР) включают новые и заимствованные фигуры. В данной статье определено количество фигур, общих для нескольких танцев стандартной программы. В табличном виде представлены группы одинаковых фигур и технических элементов в разных танцах, а также их структурные аналоги. Наибольшее количество общих фигур отмечено для медленного вальса, медленного фокстрота и квикстепа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тарханов Иван Владимирович, Терехин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON FIGURES IN ARSENAL OF BASIC TECHNIQUE OF PROGRAM IN SPORTS BALLROOM DANCE

The World Dance Sport Federation Syllabus and the list of basic figures of All Russian Federation of Dance sport and Acrobatic Rock’n’roll are updated by new and taken figures. In the current study a number of the figures common to more than one dance if defined. Groups of similar figures, technical elements and their structural analogues are presented in the tables. Slow Waltz, Slowfox and Quickstep have the biggest number of common figures.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ФИГУРЫ В ОБЪЁМЕ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ СТАНДАРТНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ»

УДК 793.3:612

ОБЩИЕ ФИГУРЫ В ОБЪЁМЕ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ СТАНДАРТНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Иван Владимирович Тарханов, кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Списки базовых фигур Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF Syllabus) и Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР) включают новые и заимствованные фигуры. В данной статье определено количество фигур, общих для нескольких танцев стандартной программы. В табличном виде представлены группы одинаковых фигур и технических элементов в разных танцах, а также их структурные аналоги. Наибольшее количество общих фигур отмечено для медленного вальса, медленного фокстрота и квикстепа.

Ключевые слова: стандарт, спортивные танцы, бальные танцы, техника, фигуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p370-374

COMMON FIGURES IN ARSENAL OF BASIC TECHNIQUE OF PROGRAM IN

SPORTS BALLROOM DANCE

Ivan Vladimirovich Tarkhanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Vladimir Ser-geyevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The World Dance Sport Federation Syllabus and the list of basic figures of All Russian Federation of Dance sport and Acrobatic Rock'n'roll are updated by new and taken figures. In the current study a number of the figures common to more than one dance if defined. Groups of similar figures, technical elements and their structural analogues are presented in the tables. Slow Waltz, Slowfox and Quickstep have the biggest number of common figures.

Keywords: standard, dance sport, ballroom, technique, figures.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование подготовки танцевальных пар к выступлениям на соревнованиях по классификационным и возрастным категориям постоянно ставит перед тренером вопрос - чему учить. В аспекте повышения спортивно-технического мастерства решение этого вопроса может идти путём увеличения как объёма техники, так и увеличения её разносторонности. С учётом ограничений по возрастам и классам участников разносторонность достигается путём освоения множества вариантов ритма, направлений шагов и позиций корпуса при исполнении одинаковых и близких по названию фигур. Техника таких фигур за годы разработки современной методики обучения стандартным танцам была описана в различных редакциях [1, 4, 5, 6]. И все редакции являются в равной мере приемлемыми и разрешёнными для исполнения [2, 3].

Тренировочные объёмы техники определяются по усмотрению преподавателя, а соревновательные регулируются правилами и положениями танцевальных организаций. За последние десять лет в содержании учебников по технике стандартных танцев и, как следствие, в классификационных программах утвердился ряд заимствованных элементов и фигур. Подразумевается перенос их технического описания из исходного танца в другой с корректировками на характер и стиль исполняемого танца. Ожидаемый положи-

тельный эффект заключается в увеличении разнообразия учебного материала на разных этапах базовой подготовки и использовании положительного переноса двигательных умений и навыков. Негативный эффект таких нововведений проявляется в заметной потере хореографического своеобразия и характерных особенностей исполнения отдельных танцев.

На уровне «школы танца» использование лексики разных танцев определено отдельными пунктами правил. Например, вплоть до выхода в «С»-класс или попадания в возрастную категорию Юниоры-1 запрещено заимствование элементов из одного танца в другой, если это не соответствует установленному перечню фигур соответствующей степени сложности [3]. Не разрешается танцевать части фигур, если они не оговорены в учебниках. Запрещено партнёру исполнять партию партнёрши, а партнёрше партию партнёра, так как смена партий ведёт к образованию новой фигуры с новым названием [2]. На фоне перечисленных ограничений возникает вопрос: в каком объёме возможно использовать фигуры, общие для нескольких танцев?

Цель работы - определить количество допустимых технических элементов, общих более чем для одного танца стандартной программы. Было проведено исследование методической литературы и правил Всемирной федерации танцевального спорта [6], Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР) [3] и Российского танцевального союза (РТС) [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Можно выделить три группы фигур, общих для медленного вальса, танго, медленного фокстрота и квикстепа.

К первой группе относятся семь фигур, общих для этих четырёх танцев: 1) Виск; 2) Виск назад; 3) Наружный спин; 4) Обратный пивот; 5) Обратный фоллэвей и слип-пивот; 6) Проходящий натуральный поворот из позиции променада (1111). известный также как «Открытый натуральный поворот из ПП», и 7) Телемарк в 1111 (Открытый телемарк). Здесь и в таблицах последовательность фигур приводится в алфавитном порядке.

Ко второй группе можно отнести 13 фигур, описанных лишь для трёх танцев из четырёх. Они представлены в таблице 1. Заимствованными из медленного фокстрота являются описания Изогнутого пера, Наружного свивла (техническое действие длительностью менее такта), Быстрого открытого обратного, а из квикстепа - Бегущего окончания [6]. За исключением Плетения из ПП в ОП, исполняемого на два такта, фигуры в первой и второй группе представляют собой в основном технические элементы (длятся один такт).

По позициям стоп и направлениям шагов элементы танго из таблицы 1 аналогичны элементам, общим для трёх свинговых танцев. Внимания заслуживают варианты Обратного поворота в свинговых танцах и их структурные аналоги в танго. В таблице указан Основной обратный поворот с закрытым окончанием, он отличается от обратных поворотов медленного вальса и квикстепа лишь закрещенной позицией стоп на третьем шаге. Альтернативой ему может служить Открытый обратный поворот, партнёрша в линию. Эта фигура открытой позицией стоп на третьем шаге больше похожа на обратный поворот фокстрота.

Таблица 1 - Фигуры и технические элементы, общие для трёх танцев из четырёх

Вальс Танго Фокстрот Квикстеп

Бегущее окончание - Бегущее окончание Бегущее окончание

Быстрый открытый обратный Открытый обратный поворот, дама в два плана* Быстрый открытый обратный Быстрый открытый обратный

Двойной обратный спин - Двойной обратный спин Двойной обратный спин

Изогнутое перо - Изогнутое перо Изогнутое перо

Импетус (Закрытый импе-тус) - Импетус (Закрытый импетус) Импетус (Закрытый импетус)

Вальс Танго Фокстрот Квикстеп

Импетус в ПП (Открытый импетус поворот) - Импетус в ПП (Открытый импетус поворот) Импетус в ПП (Открытый импетус поворот)

Наружная перемена Корте назад из ЗП или Корте назад из ОП, с открытым окончанием* Наружная перемена Наружная перемена

Наружный свивл Наружный свивл Наружный свивл -

Обратный поворот Основной обратный поворот* Обратный поворот Обратный поворот

Плетение из ПП в ОП - Плетение из ПП в ОП Плетение из ПП в ОП

Поступательное шассе направо Форстеп перемена* Поступательное шассе направо Поступательное шассе направо

Телемарк - Телемарк Телемарк

Ховер корте - Ховер корте Ховер корте

Примечание: * - структурная аналогия; ПП - променадная позиция; ОП - открытая позиция, дама справа

Фигуры и технические элементы третьей группы можно видеть в таблице 2. Описание десяти из двадцати семи фигур списка было заимствовано [6]. Из медленного вальса предлагается использовать описание для Бегущего спин поворота, Закрытого крыла и Крыла из ПП, Натурального фоллэвей поворота из ПП, Плетения из ПП в ПП, Поступательного шассе направо. Из фокстрота - для Баунс фоллэвея с плетение-окончанием. Из квикстепа - для Поступательного шассе налево и вариантов Бегущего кросс шассе. Причем в ФТСАРР ещё дополнительно допускаются варианты Изогнутого пера и Изогнутый тройной шаг.

На примере Перемены хезитейшн можно видеть, как длинные, исторически сложившиеся фигуры описываются по частям в виде технических элементов [6]. Стандартная последовательность шагов (Натуральный поворот с хезитейшн) представляется в виде двух отдельных модулей (Натуральный поворот и Перемена хезитейшн), каждый из которых таким образом утверждается как новая редакция классической фигуры со своим отдельным названием. Такой способ описания не изменяет привычных названий и содержания технических элементов, но расширяет их ассортимент. В результате проблема с запретом на включение в композиции не оговорённых в учебниках частей фигур оказывается решённой. Полагаем, что подобный подход ещё получит своё развитие в следующих редакциях современных учебников по танцам.

Наибольшее количество общих фигур в таблице 2 между медленным вальсом и квикстепом. Именно эти два танца занимающиеся начинают изучать с первой ступени технической сложности. На следующих ступенях базовые сочетания шагов можно дополнять новыми общими фигурами и так создавать предпосылки для освоения специфической техники танго и медленного фокстрота.

Таблица 2 - Фигуры, общие для двух танцев из четырёх

Вальс Танго Фокстрот Квикстеп

Баунс фоллэвей с плетение-окончанием - Баунс фоллэвей с плетение-окончанием -

Бегущее кросс шассе в ОП или ПП - - Бегущее кросс шассе в ОП или ПП

Бегущий спин поворот - - Бегущий спин поворот

Дрэг хезитейшн - - Дрэг хезитейшн

Закрытое крыло - - Закрытое крыло

Изогнутое перо в Перо назад - Изогнутое перо в Перо назад -

Изогнутое перо из ПП Чейс* Изогнутое перо из ПП -

Изогнутый тройной шаг - Изогнутый тройной шаг -

Контра чек - - Контра чек

Крыло из ПП - - Крыло из ПП

Лок степ вперед - - Лок степ вперед

Лок степ назад - - Лок степ назад

Натуральный поворот с - Натуральный поворот* Натуральный поворот с

Вальс Танго Фокстрот Квикстеп

хэзитейшн хэзитейшн

Натуральный спин поворот - - Натуральный спин поворот

Натуральный фоллэвей поворот из ПП Фоллэвей променад* - Натуральный фоллэвей поворот из ПП

Основное плетение* Откр. обратный поворот, дама ОП* Основное плетение* Быстрый открытый обратный*

Перемена хезитейшн - - Перемена хезитейшн

Плетение из ПП в ПП - - Плетение из ПП в ПП

Поворотный лок направо - - Поворотный лок направо

Поступательное шассе налево - - Поступательное шассе налево

Открытый натуральн. поворот из ОП - - Открытый натуральн. поворот из ОП

Смена направления - - Смена направления

- Корте назад из ОП с откр. окончанием Топ спин -

- Открытый променад Перо из ПП -

- Открытое окончание Перо окончание -

Примечание: * - структурная аналогия; ПП - променадная позиция; ОП - открытая позиция, дама справа

В итоге для 44 фигур медленного вальса, для 18 фигур танго, для 29 фигур медленного фокстрота и для 37 фигур квикстепа среди допустимых базовых элементов можно подобрать структурный аналог как минимум ещё в одном танце. За рамками данного исследования остался вопрос об относительной частоте практического использования рассмотренных общих фигур в соревновательном объёме техники. Результаты систематического педагогического контроля и получение статистики о составе композиций позволят в дальнейшем дать научное обоснование распределения технических элементов по степени сложности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наибольшее количество общих для нескольких танцев фигур отмечено для медленного вальса, медленного фокстрота и квикстепа. Для 30-90% допустимых основных элементов стандартной программы можно подобрать структурный аналог как минимум ещё в одном танце. Особое внимание при этом необходимо уделять сохранению характерных стилистических особенностей исполнения.

Использование технических элементов и фигур, общих для нескольких танцев, может служить для ускорения освоения больших тренировочных и соревновательных объёмов базовых фигур при работе с различными контингентами занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говард, Г. Техника европейских танцев / Г. Говард. - Москва : Артис, 2003. - 255 с.

2. Положение РТС о базисной международной программе исполняемых фигур и вариаций. - URL : http://www.rdu.ru/doc/polozhenie-o-mezhdunarodnoj-bazisnoj-programme-figur-i-variacij-rts.pdf (дата обращения: 05.03.2020).

3. Правила использования перечня базовых фигур спортсменами «Е», «D» и «С» классов мастерства на соревнованиях по виду спорта танцевальный спорт общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». -URL : https://fdsarr.ru/upload/iblock/ba7/ba731d1cb6fbdddde2027a71ee3b7817.pdf (дата обращения: 05.03.2020).

4. Moore, A. Revised Technique of Ballroom Dancing / A. Moore. - London : Sportshelf and Soccer Assoc., 1993. - 72 p.

5. The Ballroom Technique / Imperial Society of Teachers of Dancing. - Lincolnwood, 1ll. : NTC Pub. Group, 1982. - 134 p.

6. WDSF Syllabus. - URL : http://www/worlddancesport/org/Rule/Athlete/Competition/Syllabus (дата обращения: 05.03.2020).

REFERENCES

1. Howard, G. (2003), The Technique of Ballroom Dancing, Artis, Moscow.

2. Russian Dance Union basic figures syllabus, available at: http://www.rdu.ru/doc/polozhenie-o-mezhdunarodnoj-bazisnoj-programme-figur-i-variacij-rts.pdf.

3. Rules of syllabus usage for E-, D- and C-class athletes at dance sport competitions of "All Russian federation of dance sport and acrobatic rock-n-roll", available at: https://fdsarr.ru/upload/iblock/ba7/ba731d1cb6fbdddde2027a71ee3b7817.pdf.

4. Moore, A. (1993), Revised Technique of Ballroom Dancing, Sportshelf and Soccer Assoc, London.

5. ISTD (The Imperial Society of Teachers of Dancing) (1982), The Ballroom Technique, Lithoflow Ltd., London.

6. WDSF Syllabus, available at: http://www/worlddancesport/org/Rule/Athlete/Competition/Syllabus.

Контактная информация: feeria@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2020

УДК 796.835

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У КИКБОКСЕРОВ 14-15

ЛЕТ

Александр Сергеевич Тонкачев, преподаватель, Ринат Рафилевич Галиакберов, старший преподаватель, Башкирский государственный медицинский университет, Уфа; Рита Маратовна Ямилева, кандидат биологических наук, доцент, Роман Сергеевич Кулешов, ассистент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа; Вадим Олегович Ким, начальник кафедры, Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел России

Аннотация

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента с внедрением в тренировочные занятия испытуемых экспериментальной группы модифицированной методики совершенствования тактических действий кикбоксеров 14-15 лет. Методика модифицировалась в зависимости от анализа соревновательной деятельности пройденного турнира. Предполагалось, что применение модифицированной методики позволит повысить уровень тактической подготовленности спортсменов экспериментальной группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: кикбоксинг, тактическая подготовка, тактические действия, соревновательная деятельность, модифицированная методика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p374-377

IMPROVEMENT OF TACTICAL ACTIONS OF KICKBOXERS AGED 14-15 YEARS

OLD

Alexander Sergeevich Tonkachev, the teacher, Rinat Rafilevich Galiakberov, the senior teacher, Bashkir State Medical University, Ufa; Rita Maratovna Yamileva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Roman Sergeevich Kuleshov, the assistant, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa; Vadim Olegovich Kim, the head of the Department, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract

This article presents the results of the pedagogical experiment with the introduction of the modified methodology for improving the tactical actions of kickboxers aged 14-15 years old into the training sessions of subjects of the experimental group. The methodology was modified depending on the analysis of the competitive activity of the tournament. It was assumed that the use of the modified technique will

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.