2. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
3. Bolotin, A.E. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids" / A.E. Bolotin // Journal of Physical Education and Sport. - No. 15 (3). - P. 417-425.
4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of educational environment, necessary for effective professional development of cadets in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
2. Bolotin A.E., Solntsev D.A., Kadyrov R.M., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Medvedev Yu.I., Storozhenko I.I., Ivashchenko D.E. and Otev D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No. 2, pp. 154156.
3. Bolotin A.E. (2015), "Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids", Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 15(3), pp.417-425.
4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: s_mad@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.01.2020
УДК 796.03
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Владимирович Минаев, начальник отдела физической культуры, спорта, детского туризма и формирования здорового образа жизни Министерства просвещения
Российской Федерации, Москва
Аннотация
По данным 2018 года всего в Российской Федерации 41,3 организаций, реализующих образовательные программы начального, основного, среднего общего образования (из них 99,23% государственные и муниципальные), в которых обучаются 16, 1 млн. человек. Подготовку специалистов среднего звена по образовательным программам профессионального образования в Российской Федерации осуществляют более 3600 образовательных организаций и 348 образовательных организаций высшего образования. Из них 2961 государственные образовательные организации и 350 негосударственные. Общая численность обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования составляет 3 млн. человек. В том числе 2,55 млн. чел. по очной форме обучения. Также в Российской Федерации действует 741 образовательная организация высшего образования с 596 филиалами. Общее количество обучающихся во всех формах обучения - 4,2 млн. человек, в том числе - 2,3 млн. студентов очной формы обучения. Таким образом, большую роль в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее - Комплекс ГТО) в Российской Федерации играет система образования (кроме обучающихся в дошкольных образовательных организациях).
При этом Минобрнауки России (а теперь - Минпросвещения России) с самого начала разработки и внедрения Комплекса ГТО осуществляет тесное взаимодействие с Минспортом России, которое назначено координатором исполнения Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» и распоряжения Правительства Российской Федерации, касающегося утверждения Плана мероприятий по поэтапному внедрению Комплекса ГТО от 30 июня 2014 г. № 1165-р.
Необходимо отметить, что на уровне различных ведомств была проведена работа, направленная на обеспечение деятельности по внедрению Комплекса ГТО в Российской Федерации.
Ключевые слова: комплекс ГТО, подготовка специалистов среднего звена, совместная деятельность министерств и ведомств, физическая культура и спорт среди детей и молодежи, здоровый образ жизни.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p201-207
ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (GTO)
IN THE EDUCATION SYSTEM Alexander Vladimirovich Minaev, head of the department ofphysical education, sports, children 's tourism and the formation of a healthy lifestyle of the Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow
Abstract
According to the data of 2018, there are 41.3 organizations in the Russian Federation that implement educational programs for primary, basic and secondary general education (99.23% of them are state and municipal), in which 16.1 million people are studying. The training of mid-level specialists in educational programs of vocational education in the Russian Federation is carried out by more than 3600 educational organizations and 348 educational organizations of higher education. Of these, there are 2961 state educational organizations and 350 non-state. The total number of students in the educational programs of secondary vocational education is 3 million. Including 2.55 million people of full-time studies. Also, in the Russian Federation there are 741 higher education educational institutions with 596 branches. The total number of students in all forms of education is 4.2 million people, including 2.3 million full-time students. Thus, the educational system plays an important role in the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) (here in after - GTO Complex) in the Russian Federation (except for students in preschool educational institutions).
At the same time, the Ministry of Education and Science of Russia (and now the Ministry of Education of Russia) from the very beginning of the development and implementation of the GTO Complex has been closely cooperating with the Ministry of Sports of Russia, which has been appointed as coordinator for the implementation of Decree of the President of the Russian Federation dated March 24, 2014 No. 172 "On the All-Russian Physical Culture and Sports Complex" Ready for work and defense "(GTO)" and the order of the Government of the Russian Federation regarding the approval of the Plan of measures for the phased implementation of the GTO Complex of June 30, 2014 No. 1165-p. It should be noted that at the level of various departments, work was carried out aimed at ensuring the implementation of the GTO Complex in the Russian Federation.
Keywords: GTO complex, training of mid-level specialists, joint activities of ministries and departments, physical education and sports among children and youth, Healthy lifestyle.
Министерство образования и науки Российской Федерации, являясь одним из основных участников этой работы, осуществляло деятельность по внедрению Комплекса ГТО в системе образования Российской Федерации по следующим основным направлениям:
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К
ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
За период с 2014 по 2018 годы на федеральном уровне и во всех субъектах Российской Федерации была создана необходимая для реализации мероприятий Комплекса ГТО в образовательных организациях нормативно-правовая база.
Среди ключевых документов в сфере образования можно выделить следующие.
В 2014 году разработаны и утверждены Минобрнауки России методические рекомендации по поддержке педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Комплекса ГТО.
В январе 2015 года разработан и утвержден Министерством спорта Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации «Комплекс мер по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований ГТО на 2015-2017 годы».
С целью стимулирования обучающихся и молодежи к участию в мероприятиях комплекса ГТО в начале 2015 года Минобрнауки России внесены изменения в порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 года №2 33799, от 14 октября 2015 г. № 1147, от 29 июля 2016 г. № 921).
Так, приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 утвержден Порядок приема в высшие учебные заведения, где в соответствии с п. 44 предусмотрено, что при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения: наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца. Таблица 1 -Информация о зачислении граждан, поступивших в 2016 году на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования и имеющих дополнительные баллы за наличие золотого знака отличия Всероссий-
ского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к т руду и обороне»
Источник финансирования Форма обучения Количество зачисленных
Федеральный бюджет Очная 6112
Бюджет субъекта РФ Очная 105
Внебюджет Очная 2311
Федеральный бюджет Очно-заочная 44
Бюджет субъекта РФ Очно-заочная 0
Внебюджет Очно-заочная 16
Федеральный бюджет Заочная 136
Бюджет субъекта РФ Заочная 4
Внебюджет Заочная 124
Всего 8852
Таблица 2 - Информация о зачислении граждан, поступивших в 2017 году на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования и имеющих дополнительные баллы за наличие золотого знака отличия Всероссий-
ского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к т руду и обороне»
Источник финансирования Форма обучения Количество зачисленных
Федеральный бюджет Очная 11201
Бюджет субъекта РФ Очная 408
Внебюджет Очная 5905
Федеральный бюджет Очно-заочная 54
Бюджет субъекта РФ Очно-заочная 1
Внебюджет Очно-заочная 125
Федеральный бюджет Заочная 294
Бюджет субъекта РФ Заочная 15
Внебюджет Заочная 426
Всего 18429
Таким образом, в 2016 году в образовательные организации высшего образования при наличии золотого знака отличия Комплекса ГТО и удостоверения к нему установленного образца поступили 8852, а в 2017 году 18429 студентов.
Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. № 1663 (зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 45376) «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии» пунктом 11 установлено, что повышенная государственная академическая стипендия назначается за достижения студента в спортивной
деятельности, в том числе при выполнении нормативов и требований золотого знака отличия Комплекса ГТО соответствующей возрастной группы на дату назначения государственной академической стипендии.
Начиная с 2015 года во Всероссийский смотр-конкурс профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов внесен раздел, касающийся популяризацию и внедрение Комплекса ГТО.
При подведении итогов учитывается:
- наличие центра тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) Комплекса ГТО,
- количество представителей образовательной организации, зарегистрировавшихся на официальном сайте ВФСК ГТО www.gto.ru (обучающиеся, научно-педагогические и педагогические работники).
- количество представителей образовательной организации, сдавшие в установленном порядке в центре тестирования виды испытаний (тесты) Комплекса ГТО и получившие соответствующий знак отличия.
В июне 2015 года разработаны и внесены изменения в федеральный компонент государственного стандарта общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» в части включения в стандарт основного общего образования по физической культуре (5-9 классы) и стандарт среднего общего образования по физической культуре (10-11 классы) испытаний (тестов), предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 609.
Приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года №2 609 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
Внесены изменения:
- подраздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» раздела «Стандарт основного общего образования по физической культуре» части I «Начальное общее образование. Основное общее образование» дополнен абзацем следующего содержания: «Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
- подраздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре» части II «Среднее (полное) общее образование» слова «Подготовка к соревновательной деятельности» заменены словами «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Также Минобрнауки России и Минспорт России подготовили методические рекомендации о мерах поощрения обучающихся физкультурно-спортивной организации и образовательной организации, выполнивших нормативы и требования золотого, серебряного знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Данное положение предусматривает меры и порядок поощрения обучающихся физ-культурно-спортивной организации образовательной организаций, выполнивших нормативы и требования золотого, серебряного знаков отличия Комплекса ГТО, с целью морального и материального поощрения, привлечения к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, развития патриотизма и гражданственности.
Подготовлены предложения по разработке и утверждению методических рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
При организации проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО, прежде всего, необходимо учитывать медико-физиологические и психологические предпосылки - знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
2.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
Одним из основных ресурсов внедрения Комплекса ГТО являются педагогические кадры, осуществляющие подготовку обучающихся к выполнению нормативов (испытаний) тестов Комплекса ГТО.
Минобрнауки России создана система комплексной подготовки и повышения квалификации тьюторов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В 2015 году разработаны 2 программы повышения квалификации, направленные на подготовку тьюторов в области развития физической культуры в условиях внедрения Комплекса ГТО. Обучено около тысячи руководящих и педагогических работников системы образования из 47 субъектов Российской Федерации.
В 2017 году организовано повышение квалификации работников образования, участвующих в реализации мероприятий Комплекса ГТО. Программа повышения квалификации тьюторов в области развития физической культуры в условиях внедрения ФГОС и комплекса ГТО была разработана и реализована на базе РУДН. Программа включает 15 модулей для различных категорий работников образования, начиная от дошкольного уровня и заканчивая специалистами органов управления образованием. Обучение по программе уже прошли более 600 работников из 51 субъекта Российской Федерации.
На основе федеральных программ повышения квалификации, а также опыта «пилотных» регионов на базе институтов развития образования и повышения квалификации работников образования субъектов Российской Федерации разрабатываются, совершенствуются и реализуются региональные программы; проводятся профессионально-ориентированные мероприятия (совещания, семинары, вебинары, круглые столы, конференции, конкурсы, сетевые консультации, методические лаборатории, педагогические мастерские и др.).
3.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
На федеральном уровне Минобрнауки России в течение всего периода внедрения Комплекса ГТО осуществлялась подготовка и реализация совместных с другими ведомствами планов массовых информационно-пропагандистских мероприятий по его продвижению.
В 2014 году был проведен первый Всероссийский конкурс проектов в области внедрения комплекса ГТО (1 октября - 19 декабря 2014 г.). Участниками стали: более 1000 педагогических работников образовательных организаций из всех субъектов Российской Федерации.
В 2016 году состоялся Всероссийский заочный конкурс программ по предмету (дисциплине) «Физическая культура» реализуемых в общеобразовательных организациях и организациях среднего и высшего профессионального образования». Более 300 авторов и авторских коллективов из 58 субъектов Российской Федерации приняли участие в конкурсе. По результатам экспертной оценки было определено 25 лучших работ. Сформирована база
лучших программ по предмету (дисциплине) «Физическая культура», реализуемых в общеобразовательных организациях и организациях среднего и высшего профессионального образования и включающих вопросы Комплекса ГТО в соответствии с требованиями стандартов.
В марте 2017 года организована и проведена совместно с Российским движением школьников и РУДН Всероссийская акция «Что такое ГТО?». Акция приурочена к трехлетию со дня утверждения Указа Президента о внедрении Комплекса ГТО. Участниками акции стали 1832 команды из 50 субъектов Российской Федерации, более 3000 педагогов и более 550 000 обучающихся. Победители акции были награждены дипломами, сертификатами на приобретение методической литературы и памятными призами.
В апреле 2017 года в рамках XI форума «Здоровье нации - основа процветания России» состоялась Всероссийская конференция «Совершенствование содержания образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (20-21 апреля 2017 г., г. Москва). Очное участие в конференции приняли около 400 специалистов из 50 субъектов Российской Федерации, в том числе представители Минобрнауки России, Минспорта России, представители региональных органов исполнительной власти, руководящие и педагогические работники образовательных организаций.
Совместно с Российским движением школьников и Министерством спорта Российской Федерации в 2017 году был проведен Всероссийский конкурс «Займись спортом! Участвуй в ГТО» на лучший проект по пропаганде физической культуры и спорта среди детей и молодежи.
Также в 2017 году состоялся второй Всероссийский конкурс тьюторских проектов в области развития физической культуры. Конкурс был организован совместно с РУДН при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию и науке. На конкурс поступило 530 проектов; всего в конкурсе приняло участие 940 человек из 64 субъектов Российской Федерации. Финал конкурса и торжественная церемония награждения состоялись в здании Государственной Думы 16 июня 2017 года.
На региональном уровне освещение информации о Комплексе ГТО осуществляется через информационные источники региональных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций. В частности, на официальных сайтах образовательных организаций созданы обязательные разделы, посвященные Комплексу ГТО; подготовлены и размещены информационные стенды, посвященные физической культуре, спорту и комплексу ГТО; проводятся информационно-пропагандистские мероприятий (фестивали, акции, спортивные мероприятия, творческие конкурсы, тематические праздники, флеш-мобы, классные часы и встречи с известными спортсменами и др.).
Таким образом, достигнуты значительные результаты в деятельности по продвижению Комплекса ГТО среди различных категорий участников образовательного процесса. В 2020-2022 годах планируется:
- продолжить работу в области информационного обеспечения мероприятий Комплекса ГТО в образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- продолжить работу по совершенствованию и реализации федеральных и региональных программ повышения квалификации работников образовательных организаций субъектов Российской Федерации с целью эффективной подготовки обучающихся к выполнению нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО;
- продолжить работу по совершенствованию механизмов сетевого взаимодействия организаций, сопровождающих деятельность образовательных организаций субъектов Российской Федерации, связанную с Комплексом ГТО;
- продолжить работу по систематизации и обобщению накопленного положительного опыта в области развития физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и Комплекса ГТО, формированию открытых баз методических материалов для работников
образования;
- реализовать мероприятия, способствующие обобщению и распространению в образовательных организациях лучших практик стимулирования двигательной активности обучающихся, реализации физкультурно-оздоровительных программ, развития физической культуры и спорта в условиях внедрения ФГОС и Комплекса ГТО (всероссийских конкурсы профессионального мастерства, конкурсы проектов, программ и методических разработок);
- продолжить работу по реализации мероприятий экспертно-аналитического характера, направленных на оценку результативности мероприятий комплекса ГТО в образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- реализовать мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности в области сопровождения работников образовательных организаций в процессе решения задач информирования, мотивации и стимулирования обучающихся к участию в мероприятиях Комплекса ГТО;
- осуществлять мониторинг удовлетворенности обучающихся, их законных представителей, а также педагогов организацией физкультурно-спортивной работы образовательных организаций в рамках как урочной (аудиторной), так и внеурочной (внеаудиторной) деятельности.
Контактная информация: minaev@edu.gov.ru
Статья поступила в редакцию 21.01.2020
УДК 796.011
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Alexander Vladimirovich Minaev, head of the department ofphysical education, sports, children 's tourism and the formation of a healthy lifestyle of the Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow
Аннотация
Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности является базовым уровнем для подготовки юных спортсменов. Всё это имеет ведущую роль в процессах воспитания личности ребенка, способствует повышению показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Одной из приоритетных задач Министерства просвещения Российской Федерации является обеспечение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными программами дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности; ведомственная принадлежность, физическая культура и спорт среди детей и молодежи, здоровый образ жизни.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p207-209
DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS DIRECTION
Alexander Vladimirovich Minaev, head of the department ofphysical education, sports, children 's tourism and the formation of a healthy lifestyle of the Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow
Abstract
Supplementary education of the sports-physical orientation is the basic level for the training of the young athletes. All this has a leading role in the processes of educating the child's personality; it contributes