УДК 796.5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО
Р.Р. Набиуллин, И.Г. Хурамшин, И.В. Филиппов
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что дополнительные туристско-спортивные мероприятия в образовательных организациях высшего образования способствуют решению психолого-психологических задач в профессиональной подготовке обучающегося. Научная работа направлена на изучение вопросов организации спортивно-оздоровительных мероприятий по туризму в виде преодоления дистанции «Кросс-поход» в рамках выполнения нормативов по программе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Авторами рассматривается возможности выполнения студентами норм ГТО по виду «Туристский поход с проверкой туристских навыков» в условиях высшей образовательной организации, что способствует созданию условий для приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В работе предлагается модель планирования дистанции «Кросс-поход» в условиях городского парка с учетом особенности контингента участников. Предлагаемый формат выполнения норм ГТО был апробирован на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Полученные результаты позволяют авторам рекомендовать предложенную модель дистанции «Кросс-поход» центрам тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Ключевые слова: педагогические условия, туристские мероприятия, спортивно-оздоровительный туризм, рекреационно-оздоровительная деятельность, кросс-поход, дистанция, физические качества, туристский поход, умственная деятельность.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF TOURIST ACTIONS IN THE HIGHEST EDUCATIONAL ORGANIZATION WITHIN IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF GTO
R. Nabiullin, I. Huramshin, I. Filippov
Abstract. The relevance of a research is caused by the fact that additional tourist sporting events in the educational organizations of the higher education promote the solution of pedagogo-psychological tasks in vocational training of the student. Scientific work is directed to studying of questions of the organization of sports actions for tourism in the form of overcoming a distance "Cross-campaign" within implementation of standards for the program of the All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense". Possibilities of performance by students of GTO standards by the form "The tourist campaign with check of tourist skills" in the conditions of the highest educational organization is considered by authors that promotes creation of conditions for familiarizing of students with systematic occupations physical culture and sport. In work the model of planning of a distance "Cross-campaign" in the conditions of the city park taking into account feature of the contingent of participants is offered. The offered format of achieving GTO standards has been approved on the basis of Volga region state academy of physical culture, sport and tourism. The received results allow authors to recommend the offered distance model "Cross-campaign" to the centers of testing of the All-Russian sports complex "It Is Ready to Work and Defense".
Keywords: pedagogical conditions, tourist actions, sports tourism, recreational and improving activity, cross-campaign, distance, physical qualities, tourist campaign, cerebration.
В педагогической деятельности современные условия развития рекреационного и спортивно-оздоровительного туризма определяются несколькими направлениями. Помимо спортивно-оздоровительного туризма, в системе физического воспитания обучающихся к таким направлениям можно отнести тематические экскурсии и прогулки, научно-практические экспедиции, творческие познавательные походы с разными способами передвижения. Все вышеуказанные направления туристской деятельности по целям и решаемым задачам представляют определенный интерес для
педагогической деятельности с обучающимися разного возраста. Наиболее выраженный интерес проявляется к изучению возможности организации спортивно-оздоровительного
туризма в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Согласно методическому пособию по подготовке граждан к выполнению требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в разделе «Прикладные навыки» под пунктом 6.4. обозначен норматив «Туристский поход с
проверкой туристских навыков». В содержании отмечается, что выполнение испытания (теста) проводится в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями. Для участников 3, 8, 9 ступеней комплекса длина пешего перехода составляет 5 км; 4, 5, 7 ступеней комплекса - 10 км; 6 ступени комплекса - 15 км. Как правило, представителями для выполнения норм ГТО с 1 по 5 ступени являются обучающиеся общеобразовательных организаций, а 6-ой ступени, в основном, студенты средних профессиональных и высших образовательных организаций.
В ходе совершения туристского похода проверяются знания, умения и навыки по укладке рюкзака; ориентированию на местности с использованием карты и компаса; установке палатки; разжиганию костра; способам преодоления естественных препятствий [4, с. 114]. Проведение туристского похода в таком формате, с педагогической точки зрения приводит к снижению эффективности процесса физического воспитания обучающихся, так как при этом дистанция преодолевается участниками в умеренном темпе, а также для организации пешеходного маршрута требуется карта местности значительно большей площадью. В группе начинающих туристов или лиц, заинтересованных в выполнении нормативов ГТО, выполнение заданий на маршруте не позволяет объективно проверить уровень сформированности туристских навыков каждого участника. В процессе такого пешего перехода индивидуальная активность отдельных участников группы проявляется в меньшей степени, а также уменьшается возможность использования вариантов выполнения специальных заданий по спортивно-оздоровительному туризму. При этом необходимо разрабатывать вариативную часть тестирования для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [5, с. 114-119]. Таким образом, изучение педагогических условий организации туристских мероприятий с целью подготовки к выполнению нормативов ГТО остается весьма актуальной проблемой в области физического воспитания обучающихся.
С учетом вышеизложенного, нами реализован проект по проверке туристских знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием программы ГТО как альтернативного варианта организации походов в виде преодоления дистанции «Кросс-поход». Считаем, что туристский поход с проверкой туристских навыков в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» целесообразно проводить в формате
состязания. «Кросс-поход» - это скоростное прохождение заданного отрезка дистанции через специальные контрольные точки на местности с использованием спортивной карты; на каждом контрольном пункте выполняются специальные задания по спортивно-оздоровительному туризму. Данный формат состязаний позволяет также оценить уровень физической подготовленности и умственной деятельности участника за короткое время принимать оптимальное и логически правильное тактическое решение [2, с.94; 3, с.57-62]. Представленная форма организации соревнований по спортивно-оздоровительному туризму широко применялась в 1990 - 2000-ые годы на дистанциях на начальном этапе развития туристского многоборья в Российской Федерации. Характер выполнения физических упражнений на маршруте «Кросс-поход» согласуется с действиями спортсменов-туристов по виду спорта в соревновательных условиях. Сочетание пешего перехода на длинные расстояния с самостоятельным или групповым выбором маршрута движения и с выполнением отдельных заданий с целью проверки туристских навыков соответствует требованиям организации пешеходного туристского похода в рамках комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Обязательным условием для организации кросс-похода является наличие участков местности преимущественно с лесным массивом и примерной площадью 3-6 км2. Заранее изготавливается специальная карта местности для организации самостоятельного движения участников пешего перехода по заданному направлению с помощью компаса. В зависимости от контингента участников дистанции «Кросс-поход» заранее на карте намечается маршрут с учетом ступеней ГТО. На карте указываются контрольные пункты, где предполагается отметка о прибытии на этап, а также проверка туристских знаний, умений и навыков участников.
В условиях организации пешего перехода комплекса ГТО не указаны нормативные требования на скорость или на правильность выполнения технического приема по спортивному туризму. Тем не менее, мы рекомендуем обозначить контрольное время прохождения определенной дистанции для отдельных участников или группы в целях ограничения продолжительности проведения мероприятия. При этом фиксируется время выполнения заданий на контрольных пунктах для выявления уровня подготовленности участников пешеходного маршрута, что мотивирует их для
выступления в состязательных условиях. Также известно, что регулярное выполнение физических упражнений положительно влияет на показатели насосной функции сердца занимающихся [6, с.49-52].
Методика организации туристского мероприятия разрабатывается с учетом соотношения возраста участников к ступеням Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». На старте группа участников дистанции «Кросс-поход» получают спортивную карту и компас. Умение ориентировать спортивную карту с использованием компаса, интеллектуальные знания в области топографии и ориентировании на местности позволяют участникам определить наиболее эффективный маршрут движения и кратчайшим путем выйти на очередной контрольный пункт. При передвижении группы туристов на дистанции основными требованиями являются: соблюдение мер безопасности, исходя из условий дистанции; выход на контрольный пункт всей группой; запрещение «лидирования», то есть опережение отстающего участника группы на расстояние видимости. На местности нами рекомендуется оборудовать стационарные «этапы» (контрольные пункты для выполнения заданий по туристским навыкам или по преодолению естественных препятствий). Большое количество разнообразных «этапов» позволяет варьировать маршруты пешего перехода даже внутри одной ступени комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», повышая тем самым интерес среди участников дистанции «Кросс-поход». Более того, данная методика способствует развитию специальной
выносливости у занимающихся [1, с.20]. Количество контрольных пунктов на дистанцию целесообразно определить из расчета: один этап - на один километр пути. На длинные расстояния необходимо обозначить пункт отдыха и питания с выполнением таких заданий, как установка палатки, кипячение воды или организация привала.
На базе ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» были проведены соревнования на Первенство Академии среди студентов на дистанции «Кросс-поход» в рамках выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Данное мероприятие является одной из форм физического воспитания обучающихся высших учебных заведений в внеучебное время. Организация и проведение кросс-похода является средством формирования определенных
компетенций в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В нашем проекте принимали участие студенты 1-3 курсов направлений подготовки «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Адаптивная физическая культура» и «Сервис и туризм» в количестве 151 человек. Участники туристских соревнований на дистанции «Кросс-поход» выступали на командном пешеходном маршруте. Дистанция «Кросс-поход» преодолевается участниками на время от старта до финиша. Длина заданной дистанции составила 10 км. Каждая студенческая учебная группа стартовала раздельно с интервалом 5 минут. Контрольное время прохождения дистанции составило 3 часа. На дистанции студентам было предложено последовательное нахождение контрольных пунктов и выполнение следующих заданий: трехэтапное ориентирование с помощью спортивной карты, вязка туристских веревочных узлов, транспортировка условного пострадавшего участника в команде, преодоление сухого оврага по параллельным перилам, преодоление заболоченного участка по кочкам, преодоление сухого оврага по бревну с перилами. Задания на дистанции подобраны с целью выявления определенной взаимосвязи физических качеств и умственной деятельности занимающихся. Содержание заданий позволяет определить не только характер мышления, но и в определенной степени прогнозировать спортивную
деятельность в спортивно-оздоровительном туризме [3, с.61].
В ходе экспериментальных исследований нами были изучены временные показатели выполнения заданий студентами на каждом этапе, а также командное время прохождения дистанции. Временные показатели получены путем усреднения результатов участников различных направлений подготовки по учебным курсам. Установлено, что при прохождении по дистанции трех контрольных пунктов с использованием спортивной карты, существенное различие временных показателей между учебными курсами нами не выявлено. Наименьший показатель преодоления дистанции «Кросс-поход» зафиксировано у студентов второго курса, а наибольший - у студентов первого курса. При этом разброс показателей от среднестатистических значений с первого к третьему курсу постепенно увеличивается, см. рис. 1.
В результате выполнения задания «Вязка туристских веревочных узлов» на дистанции «Кросс-поход» значительная разница временных
показателей не выявлена, см. рис. 2. При этом наблюдается тенденция к уменьшению временных показателей и разброс показателей от среднестатистических данных к третьему курсу обучения.
90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
Если у студентов первого и второго курсов временные показатели вязки туристского узла равнялись 96 секундам, то студенты третьего курса туристский узел завязали в среднем за 86 секунд (р>0,05).
□ \1 □ш
1 курс
2 курс
3 курс
Рисунок 1. - Временные показатели выполнения задания у студентов разных курсов обучения в вузе на этапе «Ориентирование» на дистанции «Кросс-поход» в рамках комплекса ГТО (минута)
Рисунок 2. - Временные показатели выполнения задания у студентов разных курсов обучения в вузе на этапе «Вязка туристских узлов» на дистанции «Кросс-поход» в рамках комплекса ГТО (секунда)
На этапе «Транспортировка условно пострадавшего» от участников требуется проявление скоростных качеств при подготовке к транспортировке «пострадавшего», а также во время движения команды по пересеченной местности. При выполнении данного задания показатели быстроты проявились у студентов третьего курса. Время выполнения задания студентами третьего курса составляет 36 секунд, см. рис. 3. Этот показатель значительно меньше по сравнению с такими же данными студентов первого и второго курсов обучения, что составило 66 и 70 секунд, соответственно (р<0,05).
Анализ выполнения задания на этапе «Переправа по параллельным перилам»
позволила нам оценить умения студентов применять технические приемы в процессе преодоления естественных препятствий в спортивно-оздоровительном туризме, см. рис. 4. Студенты первого курса преодолевали препятствие по параллельным перилам за 32 секунды, что на 5 секунд больше по сравнению с данными студентов второго курса (р>0,05). При этом студенты третьего курса переправу по параллельным перилам осуществляли за 24 секунд, что на 8 секунд быстрее студентов первого курса (р<0,05). Следовательно, разница времени выполнения заданий при преодолении препятствия становится больше с младшего на старшие курсы.
А - достоверность различия временных показателей выполнения задания у студентов первого и третьего курсов, а также второго и третьего курсов (р<0,05)
Рисунок 3. - Временные показатели выполнения задания у студентов разных курсов обучения в вузе на этапе «Транспортировка условно пострадавшего» на дистанции «Кросс-поход» в рамках комплекса ГТО (секунда)
^ - достоверность различия временных показателей выполнения задания у студентов первого и третьего курсов (р<0,05)
Рисунок 4. - Временные показатели выполнения задания у студентов разных курсов обучения в вузе на этапе «Переправа по параллельным перилам» на дистанции «Кросс-поход» в рамках комплекса ГТО (секунда)
Успех быстрого и качественного выполнения задания при преодолении болота по кочкам зависит от правильно выбранного направления движения в ограниченном пространстве. Тем самым на первый план выходит быстрота мышления и движения в усложненных условиях. Быстрее всех с заданием справились студенты третьего курса, со средним результатом 5,5 секунд, см. рис. 5. Студенты второго курса при выполнении задания оказались менее быстрые (7,25 секунд). При этом в изученных нами группах не выявлена значительная разница временных показателей во время преодоления
болота по кочкам.
Преодоление сухого оврага по бревну с использованием перил требует проявления координационных способностей, в частности синхронной работы рук и ног.
Показатели преодоления данного препятствия в изученных группах более выражена у студентов первого курса, что составляет 4 секунды, см. рис. 6. Этот показатель на 3 секунды меньше по сравнению с данными студентов третьего курса (7 секунд). Следовательно, существенная разница между показателями в изученных учебных курсах нами не обнаружена.
Рисунок 5. - Временные показатели выполнения задания у студентов разных курсов обучения в вузе на этапе «Преодоление болота по кочкам» на дистанции «Кросс-поход» в рамках комплекса ГТО (секунда)
Рисунок 6. - Временные показатели выполнения задания у студентов разных курсов обучения в вузе на этапе «Переправа по бревну» на дистанции «Кросс-поход» в рамках комплекса ГТО (секунда)
Таким образом, экспериментальные исследования по спортивно-оздоровительному туризму в формате дистанции «Кросс-поход» в рамках выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» со студентами ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» позволила заключить следующее:
1. Участие обучающихся в выполнении норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» является формой самостоятельной работы студентов в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура», что способствует формированию определенных компетенций, связанных с двигательными умениями и навыками.
2. Время преодоления препятствий в виде транспортировки «пострадавшего» и переправы по параллельным перилам на дистанции «Кросс-поход» у студентов третьего курса значительно меньше по сравнению с данными обучающихся на первом курсе, что позволяет констатировать совершенствование специальных двигательных умений и навыков к третьему курсу.
3. Планирование дистанции «Кросс-поход» на небольшом участке позволяет варьировать протяженность и сложность заданий в зависимости от возраста и уровня подготовленности участников с учетом требований организации туристского похода Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Литература:
1. Махов В.И. Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации: автореферат дис. ... канд. пед. наук / В.И. Махов. - Белгород, 2011. - С. 20.
2. Набиуллин Р.Р. Особенности насосной функции сердца спортсменов-туристов при физической нагрузке: дис. ... канд. биол. наук / Р.Р. Набиуллин. -Казань. - 2008. - С. 94.
3. Набиуллин Р.Р. Показатели умственной деятельности у лиц разного возраста при выполнении стандартной физической нагрузки / Р.Р. Набиуллин, И.Г. Хурамшин, С.С. Русакова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2016. - № 1. - С. 5762.
4. Новокрещенов В.В. Методическое пособие по подготовке граждан, в том числе по самостоятельной подготовке граждан и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению
нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий / В.В. Новокрещенов, Т.Ю. Коляскина. - М.: «Советский спорт», 2014. - 114 с.
5. Парфенова Л.А. Предложения по совершенствованию нормативно-тестирующей части комплекса ГТО / Л.А. Парфенова, Г.А. Гордеева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2014. - № 9(115). - С. 114-119.
6. Хурамшин И.Г. Насосная функция сердца у спортсменов при выполнении физического упражнения для развития быстроты / И.Г. Хурамшин, Н.И. Абзалов, Р.А. Абзалов, Р.Р. Набиуллин, А.З. Хурамшина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 49-52.
Сведения об авторах:
Набиуллин Равиль Расипович (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: [email protected]
Хурамшин Илнур Гумерович (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Филиппов Илья Владимирович (г. Казань, Россия), преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Data about the authors:
R. Nabiullin (Kazan, Russia), Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Management, Recreation and Sports Tourism of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, e-mail: [email protected]
I. Huramshin (Kazan, Russia), Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor of Theory and Methods of Physical Education and Sports of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism.
I. Filippov (Kazan, Russia), lecturer, Department of theory and methodology of cyclic sports of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism.