Научная статья на тему 'Формирование у студентов СПО туристских навыков в рамках проекта ГТО'

Формирование у студентов СПО туристских навыков в рамках проекта ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TOURISM / TO FORMATION OF TOURIST SKILLS / TOURIST PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Замашкина Алевтина Евгеньевна, Ястребов Александр Александрович, Белоусова Ксения Владимировна

Разработаны методические рекомендации по подготовке к выполнению норматива «Туристский поход с проверкой туристских навыков», включенных во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» на секционных занятиях с учащимися среднего профессионального образования и экспериментально доказана их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Замашкина Алевтина Евгеньевна, Ястребов Александр Александрович, Белоусова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO FORMATION AT STUDENTS OF SPO OF TOURIST SKILLS WITHIN THE GTO PROJECT

Developed guidelines for preparing for the implementation of the standard "Tourist hike with testing tourist skills" included in the All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense" in sectional classes with students of secondary vocational education and experimentally proven efficiency.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов СПО туристских навыков в рамках проекта ГТО»

УДК 796.51

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ СПО ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ

В РАМКАХ ПРОЕКТА ГТО

Е.Л. Григорьева, А.Е. Замашкина, А.А. Ястребов, К.В. Белоусова

Разработаны методические рекомендации по подготовке к выполнению норматива «Туристский поход с проверкой туристских навыков», включенных во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» на секционных занятиях с учащимися среднего профессионального образования и экспериментально доказана их эффективность.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, спортивный туризм, формирование туристических навыков, туристическая подготовка.

На данный момент весьма актуальным является разработка и внедрение методических рекомендаций по организации секционной работы по туризму, а также рекомендаций по обучению детей, подростков и прочих возрастных категорий туристическим навыкам, которые прописаны требованиями новых методических рекомендаций.

Туристическая подготовка учащихся основной школы, а также учащихся учреждений среднего и высшего образования на сегодняшний день представляет собой актуальную сферу, в связи с введением во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) раздела туристического похода с проверками туристических навыков.

Проблема подготовки студентов СПО к сдаче норм ГТО по указанному виду является многогранной, поскольку туризм как вид деятельности охватывает основы нескольких видов спорта, следовательно, требует полинаправленной подготовки. Туризм (фр. tourisme; tour-прогулка, поездка) как вид физической активности широких слоев населения имеет богатую историю. Он возник в период великих географических открытий, когда стремление к путешествию было основным, социально одобряемым направлением развития личности [1].

На определенном этапе развития социума, когда у разных групп населения появились разнообразные возможности и, следовательно, разнообразные потребность в путешествиях возросло предложение таких услуг, возникла индустрия туризма [2]. Виды туризма (коммерческий, оздоровительный, культурно-исторический, познавательный и т. д.) и только спортивный туризм в последствие стал основой формирования норм ГТО.

Спортивный туризм - это вид спорта, основой которого является проведение состязаний на маршрутах, включающих в себя преодоление природных препятствий на дистанциях, расположенных и в естественной

среде, или на искусственно созданном рельефе. Секции спортивного туризма предлагают разные по сложности и протяженности маршруты, так что каждый может выбрать для себя наиболее оптимальный.

Спортивный туризм помогает в решении большого числа педагогических проблем. Дети на практике учатся решать прикладные задачи, приобретают навыки и умения, необходимые не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни. Кроме всего прочего, спортивный туризм для детей способствует формированию у них смелости и психологической устойчивости [3].

Разработка новых методических рекомендации по организации и тестированию навыков туризма позволяет в очередной раз отметить необходимость организации системы подготовки учащейся молодежи к выполнению испытаний [4].

Тестирование с проверкой туристических навыков является весьма несложным и при определенной подготовке позволяет выполнить норматив для получения знака отличия совместно с другими испытаниями, что вполне можно выполнить на секционных занятиях.

Туристические навыки включают в себя прохождение пешеходного или лыжного маршрута протяженностью определенной в каждой ступени нормативов ГТО. Кроме того, в систему компетентности туриста входят навыки и знания необходимые в случае возникновения опасных ситуаций, экстремальных природных явлений или стихийных бедствий, при потере ориентировки, а также при получении травмы или в случае заболевания. Основные умения, которыми необходимо обладать при выполнении испытаний включают в себя подготовку и участие в походе, выбора места бивуака, передвижения по различному рельефу, оказания первой помощи пострадавшему, вязка узлов, разведения костра и наведения переправы [5].

Обучение учащихся детей и молодежи на секционных занятиях по туризму основам туристической деятельности позволяет формировать умения и навыки, являющиеся жизненно необходимыми в жизнедеятельности учащейся молодежи и взрослого населения, поэтому секции по туризму всегда посещаемы в учебных учреждениях.

Целью нашего исследования стала разработка методических рекомендаций по формированию туристических знаний и умений на секционных занятиях с учащимися среднего профессионального образования.

В качестве рабочей гипотезы выступало предположение о том, что применение разработанных методических рекомендаций по формированию туристических знаний и умений на секционных занятиях с учащимися среднего профессионального образования позволит эффективно сформировать основные умения и навыки туристической деятельности.

Методические рекомендации разрабатывались в соответствии с имеющимися нормативными документами и включались в систему секционной работы с обучающимися специального профессионального образования.

В экспериментальной группе в течение четырех месяцев проводились секционные занятия с изучением туристических навыков, соответственно разработанным методическим рекомендациям.

Проведение тестирования включало следующие испытания (тесты):

1. Установка палатки (с). Палатка устанавливалась каждым участником индивидуально, без посторонней помощи. Тип палатки с карбоновыми дугами.

2. Укладка рюкзака (с). Укладка рюкзака включала в себя необходимый набор предметов для туристического похода.

3. Преодоление естественных препятствий с наведение траверса (с). Использовалась страховочная система, необходимо было преодолеть препятствие без потери страховки.

4. Вязка узлов (с). Участнику необходимо продемонстрировать на выбор вязку трех узлов на выбор из шести предложенных - прямой, встречный, проводник, схватывающий, брамшкотовый, восьмерка.

Исследование проводилось на базе ГБПОУ «Дзержинский техникум бизнеса и технологий». В группе студентов на секционных занятиях, проводившихся во внеучебное время, предлагались методические рекомендации по формированию туристической подготовки. Занятия проводились как в спортивном зале, так и на улице.

На занятиях подробно изучались туристические навыки по сбору и разбору различных туристических палаток, установки палатки на улице в лесопарковой зоне соответственно со стороной света. Определялись основы комплектации туристического рюкзака, сбора рюкзака для оптимальной переноски во время пешего похода. Студенты изучали различные способы наведения переправ, и возможности транспортировки, преодоления препятствий, страховки при передвижениях и перемещениях. Также в занятия включалось обучение навыкам вязки узлов, применение различных узлов. Занятия в секции спортивно-оздоровительного туризма сопровождались с общей физической подготовкой, специальной подготовкой туристических навыков.

Предварительное тестирование проводилось в начале учебного года после проведения 8 занятий в сентябре 2017 года. Проведенное в начале нашего исследования тестирование по предложенным испытаниям проверке туристических навыков, выявил достаточно низкий уровень владения предложенными навыками. Некоторые студенты впервые сталкивались с туристическими навыками, что являлось большой сложностью в обучении. Студенты тратили большое количество времени

на тестирование каждого из навыков. В связи с этим, в секционную работу включались методические рекомендации по формированию туристических навыков, которые позволяли проводить предварительное консультирование, нарабатывать навык практическим исполнением, как группе, так и индивидуально. Данные занятия на приобретение туристических навыков, сопровождались общей физической подготовкой.

После предварительного тестирования секционные занятия по спортивно-оздоровительному туризму проводились в соответствии с разработанными методическими рекомендациями в течение 20172018 уч.г. В середине весеннего семестра было проведено повторное тестирование студентов по проверке туристических навыков. Результаты, которые были получены в конце исследования, в группе спортивно -оздоровительного туризма показал, что все занимающиеся сумели выполнить тесты туристических навыков намного лучше, чем в начале нашего исследования.

Проведенное исследование показало, что построение секционных занятий спортивно-оздоровительным туризмом по разработанным методическим рекомендациям позволяет подготовить учащихся к основным туристическим навыкам, необходимым для сдачи нормативов комплекса ГТО. Все учащиеся значительно улучшили время и качество выполнения нормативов, что позволяет считать эффективной разработанные методические рекомендации по формированию туристических навыков на секционных занятиях со студентами среднего специального образования.

Для подтверждения достоверности полученных результатов исследования, была проведена статистическая обработка полученных данных, средние показатели группы и достоверность различий представлены в таблице.

Достоверность различий полученных результатов тестирования

туристических навыков

Тесты До После Прирост результата ^критерий Стьюдента Достоверность различий

Установка палатки 466,14 378,5 -87,64 4,5 Достоверны при р < 0,05

Укладка рюкзака 190,32 119,25 -99,93 4,43 Достоверны при р < 0,05

Наведение траверса 683,07 537,64 -145,43 3,42 Достоверны при р < 0,05

Вязка узлов 180,00 113,32 -66,68 3,60 Достоверны при р < 0,01

Обработка полученных результатов проверки туристических навыков показала, что результаты тестов достоверны, следовательно, можно говорить об эффективности работы секции по спортивно -оздоровительному туризму. Секционные занятия в полной мере способствуют формированию туристических навыков, необходимых для прохождения испытания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Исследование показало, что практические занятия в секции спортивно-оздоровительного туризма с учащимися среднего специального образования является достаточно эффективной формой занятий. Студенты с большим удовольствием посещают секционные занятия и приобретают навыки туристической подготовки, необходимые для выполнения испытаний входящих в комплекс ГТО.

Как показало приведённое исследование, туристическая деятельность очень привлекает студенческую молодежь к занятиям. Обучение туристическим навыкам с помощью разработанных методических рекомендаций позволило сформировать навыки сборки рюкзака, установки палатки, наведения траверса и переправы, преодоления препятствий. Эти занятия сопровождались физической нагрузкой, которые восполняли потребности студентов в двигательной активности.

В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель - разработка методических рекомендаций по формированию туристических знаний и умений на секционных занятиях с учащимися среднего профессионального образования.

Предположение о том, что применение разработанных методических рекомендаций по формированию туристических знаний и умений на секционных занятиях с учащимися среднего профессионального образования позволит эффективно сформировать основные умения и навыки туристической деятельности подтвердилось.

Таким образом, цель нашего исследования можно считать достигнутой, гипотезу - доказанной.

Список литературы

1. Трухачев А.В., Таранова И.В. Туризм. Введение в туризм: учебник. Ставрополь: АГРУС Ставрополь. ГАУ, 2013. 396 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд, 2000. 368 с.

3. Товстопятко Ф.Ф., Кононенко Н.С. Влияние занятий спортивно-оздоровительным туризмом на физическую подготовку и успеваемость учащихся старшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 6. С. 279-282.

4. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.

5. Гаптарь В.М. Двухгодичная модель занятий спортивно-оздоровительным туризмом со спортсменами-новичками // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13(342). С. 87-93.

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Замашкина Алевтина Евгеньевна, магистрант, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Ястребов Александр Александрович, студент, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Белоусова Ксения Владимировна, студентка, ksbel99@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

TO FORMATION AT STUDENTS OF SPO OF TOURIST SKILLS WITHIN

THE GTO PROJECT

E.L. Grigoryeva, A.E. Zamashkina, A.A. Yastrebov, K.V. Belousova

Developed guidelines for preparing for the implementation of the standard "Tourist hike with testing tourist skills" included in the All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense" in sectional classes with students of secondary vocational education and experimentally proven efficiency.

Key words: sports tourism, sports tourism, to formation of tourist skills, tourist preparation.

Grigoryeva Elena Lvovna, senior teacher, gvelnn@mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Zamashkina Alevtina Evgenyevna, undergraduate, 89202585383@ yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Yastrebov Alexander Aleksandrovich, student, Aleks1808199 7yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Belousova Ksenia Vladimirovna, student, ksbel99@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.