инструкторов и тренеров / сост. С. А. Носкова. - М. : Изд-во Московского гуманитарн. ун-та, 2001. - 28 с.
REFERENCES
1. Zemskov, E.A. (2008), Gymnastics: a typology of physical education lessons in school, Physical culture, Moscow.
2. Lyakh, V. I. (1996), "Motor abilities", Physical culture in school, No. 2, pp. 2.
3. Noskova, S. A. (2001), Methodical recommendations on a specific individual qualities of the "cheerleaders" - support groups sports teams, publishing house "MGSA", Moscow
Контактная информация: pompon2012@bk.ru
Статья поступила в редакцию 13.05.2015.
УДК 796.011
КОМПЛЕКС ГТО КАК ОСНОВА МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Роман Васильевич Бальба, преподаватель, Галина Анатольевна Лундина, преподаватель, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Армавирский институт социального образования; Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар
Аннотация
Статья посвящена вопросу построения системы педагогического мониторинга как инструмента управления качеством физического воспитания студентов. Известно, что в нашей стране проводится ряд масштабных мероприятий, одним из которых стало возрождение комплекса "Готов к труду и обороне". В статье рассмотрены перспективы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в мониторинг физического воспитания студентов, предложены методико-практические подходы к совершенствованию педагогического мониторинга, даны рекомендации по диагностике физической подготовленности студентов и их мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания студентов, методы квалиметрии, моделирование. Нормативно-методическая база исследования - Закон Российской Федерации "Об образовании" (2012) и Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Ключевые слова: педагогический мониторинг, физическое воспитание, студент, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне".
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p27-31
"READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX AS BASE FOR STUDENTS PHYSICAL EDUCATION MONITORING
Roman Vasilyevich Balba, the teacher, Galina Anatolyevna Lundina, the teacher, Nevinnomyissk State Humanitarian and Technical Institute; Valerie Anatolyevich Petkov, the
doctor ofpedagogical sciences, professor, Armavir Institute of Social Education;
Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The article deals with the problem of pedagogical monitoring system as mean of students physical education management. As well known, the country undertakes a number of the large-scale actions, one of which was the "Ready for labor and defense" complex revival. The article considers the prospects of the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" into students physical education monitoring, the authors proposed the methodological and practical approaches
to the improvement of the pedagogical monitoring; recommendations on the assessment of students physical preparedness and motivation to physical culture and sports activity have been provided. The methods of investigation: scientific-methodical literature and students' physical education practice analysis, quality measurement, and modeling. The normative and methodical base of investigation are the Law of Russian Federation "About education" (2012) and the resolution of the Government of the Russian Federation dated June 11, 2014 No 540 "About the adoption of Provision on the All-Russian sports complex "Ready for labor and defense (GTO)".
Keywords: pedagogical monitoring, physical education, student, All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense".
ПОСТАНОВКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Повышение требований общества и государства к системе физического воспитания обусловливает необходимость поиска эффективных путей решения важнейших задач, стоящих перед ним. Для современных специалистов несомненно, что успешное управление качеством физического воспитания немыслимо без построения систем педагогического мониторинга [1-3], который рассматривают как информационный механизм управления, интегрирующий важнейшие информационные процессы - контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений [2].
Главная образовательная задача физического воспитания - формирование физической культуры личности обучающегося [1-3], включающей следующие компоненты: операционный (физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, техническая и тактическая подготовленность), мотивационный (мотивы к физкультурно-спортивной деятельности и ценностное отношение к ней), когнитивный (знания в области физической культуры), диагностический (регулятивный, способность к самоанализу и самооценке) и поведенческий (личный опыт в физкультурно-спортивной деятельности, активность в ней). Базовым является операционный компонент, поэтому мониторинг качества физического воспитания студентов немыслим без мониторинга их физической подготовленности.
Возвращение в 2014 году физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" создало объективные предпосылки для построения такого мониторинга. В настоящее время для каждой возрастной категории (студенческую молодёжь относят к шестой категории) установлены совокупность тестовых упражнений и нормы (числовые градации) результатов их выполнения. Знаки отличия разделены на три категории: золотой, серебряный и бронзовый. Для получения знака отличия соответствующего уровня необходимо выполнить определённое количество нормативов (в их число входят как обязательные для выполнения, так и по выбору испытуемого) с соответствующим уровнем результата. Важность стимулирующей функции знаков отличия состоит в том, что обучающийся мотивирован на гармоничное развитие всех составляющих физической подготовленности (перекос одних показателей и отставание других отрицательно скажутся на развитии обучающегося в целом).
Применение комплекса ГТО чрезвычайно важно для диагностики (в целом) физической культуры личности. В настоящее время выделяют пять её уровней - нулевой, ситуативный, грамотности, образованности и творческий. Диагностика уровня физической культуры личности немыслима без диагностики физической подготовленности - важнейшей составляющей операционного компонента. Но что означает высокая степень физической подготовленности и развития (для творческого уровня)? Наличие комплекса ГТО позволяет установить единые всероссийские стандарты такой подготовленности, всеобщий ориентир физического развития.
Признавая своевременность возвращения и важность физкультурно-спортивного комплекса ГТО в решении задач государственной важности, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, авторы выделили ряд проблемных моментов и противоречий, наиболее острое из которых - между значительным потенциалом
методов объективных измерений (прежде всего - ГТО) в физическом воспитании и слабой разработанностью методико-практических подходов их применения в системе педагогического мониторинга. Проблема исследования - вопрос: каким образом эффективно использовать физкультурно-спортивный комплекс ГТО в мониторинге физической подготовленности студентов? Разрешение поставленной проблемы актуально в связи с тенденциями развития российского образования в целом и физического воспитания в частности, потребностями практики физического воспитания в системном получении достоверной комплексной информации о становлении физической культуры личности обучающегося. Цель исследования - разработка системы мониторинга физической подготовленности студентов на основе применения физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, применение комплекса ГТО тогда станет значимым фактором управления качеством физического воспитания, когда критериально-диагностический аппарат (компонент) системы педагогического мониторинга будет включать в себя показатели, в основе которых - нормативы самого комплекса, а также их корректную интерпретацию. Очень важно, чтобы демонстрация выполнения нормативов обучающимися была не просто средством констатации фактов, а служила ориентиром педагогическому управлению. Иначе говоря, педагогический контроль физической подготовленности, основанный на применении комплекса ГТО, будет неразрывно связан с диагностикой, результаты которой, в свою очередь, будут основой для прогнозирования достижений обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, планирования способов перехода на более высокий уровень физической подготовленности и принятие педагогических решений. Покажем, что на основе применения комплекса ГТО возможно (и нужно!) диагностировать операционный и мотивационный компоненты физической культуры личности обучающегося.
Предложим модели диагностики операционного компонента физической культуры личности. Для конкретного студента коэффициент соответствия избранному знаку отличия а = , где М - число параметров, которые он выполняет на требуемом уровне, N -N
минимальное число параметров (нормативов), которых надо достичь для такого знака отличия (для бронзового, серебряного и золотого соответственно 6, 7 и 8). Это - картина физической подготовленности студента в целом. Но очевидно, что различные нормативные упражнения выполняются обучающимся с разной степенью соответствия норме (для конкретного знака отличия). Коэффициент выполняемости обучающимся конкретного
норматива на заданный уровень (бронзовый, серебряный или золотой) в = Б, где Б -
фактический результат выполнения норматива, ^ - требуемый. Коэффициент недостачи (недовыполненное™) 0, если норматив выполнен или перевыполнен, иначе 1 - 5. Если параметр является "вредным" (например, время преодоления дистанции), т.е. увеличение численного значения отражает ухудшение ситуации, то его преобразовывают в "полезный" (например, в среднюю скорость преодоления дистанции).
Предложенная авторами модель диагностики неразрывно связана с педагогическим планированием и принятием решений, которые, в свою очередь, связаны с индивидуализацией обучения (физического воспитания). Известно, что образовательный процесс может быть эффективен только в случае строгого соблюдения индивидуального подхода (индивидуализации). Для каждого студента сортируют (по возрастанию или убыванию) результаты выполнения его нормативов по коэффициенту выполненности или недовыполненности. Физическая подготовка студента (при соблюдении индивидуального подхода) должна быть направлена на улучшение нормативов, из-за недовыпол-
нения которых он не достоин соответствующего значка.
Предложим модели оценки (диагностики) мотивационного компонента физической культуры личности. С точки зрения авторов, главный показатель мотивированности индивида к физкультурно-спортивной деятельности - прирост операционного компонента за определённый промежуток времени. Данная переменная является латентной (инте-ративный показатель), отражаемая индикаторными показателями (частными критериями). Очевидно, что число дифференциальных критериев сопоставимо с числом нормативов. Частный критерий мотивированности: у = х2—Х±. —, где Т - значимый интервал
X т
времени (за который произошло изменение показателя - результата выполнения норматива), — - период физического воспитания студента в вузе, Х\ и Х2 - результат выполнения норматива в "старый" и "новый" моменты времени.
Диагностика физической подготовленности обучающихся (на основе нормативов ГТО) - основа диагностики качества физического воспитания в социально-педагогической системе (образовательной среде) - академической группе, факультете, образовательном учреждении. Коэффициент физкультурно-спортивного потенциала социально-педагогической системы (образовательной среды) д = ^ + 0.75.Л + 0.5-у,
2, 2. 2
г) = —-, Л= — , /и=—, где ,2, ,3 - соответственно число обучающихся, достойных
золотого, серебряного и бронзового знаков отличия, 2 - число обучающихся. Тогда результативность и эффективность физического воспитания в образовательной среде соответственно — = д2 —дг и —, где — - период физического воспитания, уменьшаемое
—
и вычитаемое - соответственно коэффициент физкультурно-спортивного потенциала социальной системы в "новый" и "старый" моменты времени.
Качество (результативность и эффективность) физического воспитания в социально-педагогической системе можно диагностировать и по продвижению обучающихся в выполнении конкретных нормативов. Очевидно, что число индикаторов будет совпадать с числом нормативов. Пусть м!у, - соответственно число обучающихся, которые
выполняют¡-й конкретный (рассматриваемый) норматив соответственно золотой, серебряной и бронзовой норме, тогда степень освоенности ¡-го норматива в образовательной
среде (социально-педагогической системе) составит 5. = —- + 0.75--- + 0.5 —- .
¡2 2 2
Индикаторы результативности и эффективности по каждому нормативу вычисляют аналогично коэффициенту физкультурно-спортивного потенциала среды.
Дефицит объёма статьи не позволяет привести модель информационного обеспечения мониторинга физической подготовленности студентов, а также модель (проект) разрабатываемой компьютерной программы, автоматизирующей такой мониторинг. Но отметим: при создании систем педагогического мониторинга учитывают все возможные виды работы (учебной и внеучебной), связанные с решением социально-педагогических задач физического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, как никогда, актуально обобщение результатов научных исследований в области построения систем педагогического мониторинга и методических разработок по вопросам внедрения комплекса ГТО в мониторинг качества физического воспитания студентов. Авторский коллектив начали совместную научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность, которая направлена на разработку и апробацию вузовской модели внедрения комплекса ГТО в систему монито-
ринга физического воспитания студентов.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".
ЛИТЕРАТУРА
1. Парфенова, Л. А. Предложения по совершенствованию нормативно-тестирующей части комплекса ГТО / Л.А. Парфенова, Г.А. Гордеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 114-119.
2. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т. Л. Шапошникова ; Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2013. - 166 с.
3. Швыдкая, Н.С. Модернизация физкультурного образования в школе посредством применения информационных технологий / Н.С. Швыдкая, Т.В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 5. - С. 74-76.
REFERENCES
1. Parfenova, L.A. and Gordeeva, G.A. (2014), "Suggestions for improvement of the regulatory-testing part of GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9, Vol. 115, pp. 114119.
2. Hlopova, T.P., Romanova, M.L. and Shaposhnikova, T.L. (2013), Monitoring of quality of education in modern conditions, Krasnodar.
3. Shvyidkaya, N.S. and Skoblikova, T.V. (2012), "Modernization of sports education at school by means of application of information technologies", Kulturafizicheskaya i zdorovie, No 5, pp. 74-76.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 378
ВОСПИТАНИЕ УБЕЖДЕНИЯ НЕДОПУСТИМОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ
НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЯВЛЕНИЙ РАДИКАЛИЗМА
И ЭКСТРЕМИЗМА
Олег Иванович Белоус, кандидат педагогических наук, подполковник, Сергей Михайлович Марченко, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье освещаются вопросы воспитания, связанные с недопустимостью распространения идеологии героизации нацистских преступников и их пособников. Также представлен историко-педагогический анализ действий радикальных партий на Украине, непосредственно использующих идеологию организаций ОУН и УПА.
Ключевые слова: героизация, цветные революции, информационная война, воспитательный процесс, идеология, убеждение.