Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование» (Волгоград, 2008)'

Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование» (Волгоград, 2008) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование» (Волгоград, 2008)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ

Е.И. САХАРЧУК (Волгоград)

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

(Волгоград, 2008)

В соответствии с планом научных мероприятий ВГПУ на базе научно-исследовательской Лаборатории управления качеством подготовки специалистов 22 - 25 сентября 2008 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование».

На конференцию прислали заявки 107 специалистов из 30 городов России: Анапы, Армавира, Астрахани, Барнаула, Белгорода, Биробиджана, Владимира, Волгограда, Воронежа, Иркутска, Йошкар-Олы, Красноярска, Кургана, Майкопа, Москвы, Набережных Челнов, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саранска, Тобольска, Томска, Тулы, Ульяновска, Челябинска, Элисты, Якутска, Ярославля и двух городов ближнего зарубежья: Караганды (Казахстан) и Тирасполя (Приднестровье). Очное участие в конференции приняли 24 иногородних специалиста и 37 волгоградцев. Среди участников были 21 доктор наук, 47 кандидатов наук, аспиранты и соискатели

Центральное место на конференции было уделено обсуждению проблемы становления систем управления качеством профессиональной подготовки специалистов в контексте Болонского процесса, а именно вопросы гармонизации международных, российских и внутривузовских требований к системам управления качеством подготовки специалистов; управления качест-

вом профессиональной подготовки специалистов как инновационной деятельности вуза; контроль и оценка в системе управления качеством профессиональной подготовки специалистов. Большой интерес у участников конференции вызвал доклад д-ра пед. наук, профессора H.H. Никитиной (Ульяновский ГПУ), которая представила систему подготовки студентов педагогического вуза к инновационной деятельности в условиях перехода на многоуровневое образование. Возможные пути гармонизации принципов TQM и принципов управления качеством подготовки специалистов на основе становления коллективного субъекта образовательного процесса были представлены в докладе д-ра пед. наук, профессора Е.И. Сахарчук (ВГПУ). В докладах канд. пед. наук, доцента О.П. Меркуловой (ВГПУ) внимание было акцентировано на анализе психологических проблем внедрения систем управления качеством в вузе, д-ра пед. наук, проф. Л.И. Столярчук (ВГПУ) - на вопросах управления качеством гендерного образования и гендерного подхода к управлению качеством образования в средней и высшей школе. К раскрытию специфики контроля качества профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях обратилась в своем докладе д-р пед. наук, профессор Н.В. Тельтевская (Саратовский гос. соци-ально-эконом. ун-т). В докладе д-ра пси-хол. наук, проф. Т.В. Черниковой (ВГПУ) были обстоятельно освещены вопросы управления на занятиях курсов повышения квалификации для преподавателей вузов.

Глубокий интерес у участников конференции вызвало обсуждение культурноисторических оснований современного многоуровневого образования, обусловливающих его качество в российских и зарубежных вузах. Основные направления повышения качества подготовки учителей в Германии были представлены в докладе д-ра пед. наук, профессора Н.Е. Воробьева и аспирантки Л.А. Нестеровой (ВГПУ). Д-р пед.

© Сахарчук Е.И., 2009

наук проф. Е.П. Белозерцев (Воронежский гос. пед. ун-т) особое внимание уделил национальным особенностям российской системы высшего образования, показав при этом роль государственных органов управления образованием в определении политики в области качества многоуровневой подготовки специалистов. Глубоко проанализировал систему педагогического образования в дореволюционной России д-р пед. наук, профессор

B.В. Колпачев (Ставропольский гос. пед. ун-т). Интересная дискуссия развернулась вокруг доклада д-ра пед. наук, проф.

C.В. Куликовой (ВГПУ), которая раскрыла истоки качества российского высшего образования, опираясь на научное наследие М.В. Ломоносова.

Самой многочисленной оказалась секция, посвященная обсуждению проблемы совершенствования качества содержания высшего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов третьего поколения. Руководил работой секции чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, профессор В.В. Сериков (ВГПУ), который на пленарном заседании выступил с докладом на тему «Компетент-ностная модель содержания высшего образования — путь к новому качеству», ставшим центральным при обсуждении проблемы, в ходе которого были рассмотрены вопросы формирования программ учебных дисциплин, организации социокультурных и производственных практик как основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Горячая дискуссия развернулась вокруг компетентностных моделей выпускника вуза, предложенной для обсуждения канд. пед. наук, доцентом С.С. Горбачевой (Воронежский гос. пед. ун-т) и канд. пед. наук, доцентом H.H. Гладченковой (Пед. ин-т ЮФУ), которая обосновала компетентностную модель выпускника как основу контроля и оценки качества подготовки в магистратуре. Идеи опрережа-ющего обучения в Республике Калмыкия в контексте компетентностного подхода представила д-р пед. наук, профессор О.Д. Му-каева. В докладе д-ра пед. наук, профессора М.В. Корепановой (ВГПУ) профессионально-педагогическая подготовка специалиста была рассмотрена сквозь призму требований к его профессиональной дея-

тельности, что является ключевым в ком-петентностном подходе.

Особое место в работе конференции заняла проблема управления качеством подготовки научных кадров в условиях перехода на многоуровневое образование. Здесь рассматривались требования к качеству исследований кандидатского и докторского уровней, совершенствование качества подготовки магистрантов, аспирантов и соискателей. Гуманитарные аспекты педагогических исследований были раскрыты в докладе д-ра пед. наук, доц. Е.В. Береж-новой (Ин-т управления образованием РАО, Москва). Методологическая культура исследователя как фактор обеспечения качества диссертационного текста была глубоко проанализирована в докладе д-ра пед. наук, профессора Н.М. Борытко (ВГПУ). Сценарии экспериментальной части диссертационного исследования представлены в докладе д-ра пед. наук, профессора

С.А. Писаревой (РГПУ им. А. И. Герцена, СПб.).

Заинтересованный разговор состоялся и по проблеме психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в условиях многоуровневого образования. Обсуждались психологические особенности организации самостоятельной работы студентов, формы и содержание учебной деятельности студентов в бакалавриате и магистратуре, создание условий для осознания студентом себя как субъекта поддержки качества профессиональной подготовки. Основная дискуссия велась вокруг доклада волгоградских исследователей (канд. психол. наук, доц. А.Г. Крицкого, ст. преп. Н.Ю. Ивушки-ной и студентки А.С. Давыдовой) на тему: «Студенты-психологи как субъекты оценки качества образовательного процесса в вузе». Глубокую заинтересованность у участников конференции вызвали доклады чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, профессора А.А. Орлова (Тульский гос. пед. ун-т), который рассмотрел познавательный потенциал студентов как основу развития их субъектности, и д-ра пед. наук, профессора Е.М. Сафроновой (ВГПУ), которая акцентировала внимание на культуре качества воспитания в высшем образовании. Новые возможности повышения качества подготовки специалистов на основе использования компьютеров и Интернета в учебном процессе высшей школы раскрыл

в своем докладе канд. пед. наук, доцент А.Н. Сергеев (ВГПУ).

Более подробно познакомиться с докладами участников конференции можно, обратившись к изданным материалам (Управление качеством подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: сб. науч. ст. по итогам

Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 22 -25 сент. 2008 г.: в 2 ч. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008).

Сборники можно заказать по адресу: 400131, г. Волгоград, пр-т Ленина, 27, Волгоградский государственный педагогический университет, кафедра педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.