Научная статья на тему 'Научно-педагогический потенциал Волгоградского государственного социально-педагогического университета'

Научно-педагогический потенциал Волгоградского государственного социально-педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ И ЦЕНТРЫ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGIC POTENTIAL / UNIVERSITY COMPLEX / CONTINUOUS PEDAGOGIC EDUCATION / SCIENTIFIC RESEARCH LABORATORIES AND CENTRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Владимир Васильевич

Рассмотрена эволюция научно-педагогического потенциала Волгоградского государственного социально-педагогического университета на примере кафедры педагогики, раскрыты основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры педагогики на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the evolution of the scientific and pedagogic potential of the Volgograd State Socio-Pedagogical University by the example of the pedagogy department, revealed the basic areas of the scientific research work at the pedagogy department at the modern stage.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогический потенциал Волгоградского государственного социально-педагогического университета»

известия вгпу

6. Moiseev N. Chelovek i noosfera. M., 1990.

7. Noveyshiy filosofskiy slovar. Minsk, 1998.

8. Toffler E. Tretya volna. M., 1999.

9. Shaposhnikova L.V. Kosmicheskaya evolyu-tsiya v svete kulturnogo naslediya Rerihov : sb. dokl. M., 2011.

Philosophic and conceptual foundations of the system modernization of pedagogic education

By the example of the project of the system modernization of pedagogic education in the Southern Federal University there is substantiated the necessity of development of the philosophic, methodological and onto-logical foundations of pedagogic education in training professionals, criticized the excessive and impermissible absolutization of the competence approach.

Key words: philosophic, methodological and ontologi-cal foundations, pedagogic education, professionalism of graduates, competence approach, project of system modernization.

(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)

в.в.ЗАйцЕв

(волгоград)

научно-педагогический потенциал волгоградского государственного социально-педагогического университета

Рассмотрена эволюция научно-педагогического потенциала Волгоградского государственного социально-педагогического университета на примере кафедры педагогики, раскрыты основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры на современном этапе.

Ключевые слова: научно-педагогический потенциал, университетский комплекс, непрерывное педагогическое образование, научно-исследовательские лаборатории и центры.

Ядром научно-педагогического потенциала Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) является кафедра педагогики, которая в своем развитии прошла большой и славный путь. Начало ее создания совпа-

ло с образованием в 1931 г. Сталинградского индустриально-педагогического института. Коллектив кафедры складывался постепенно и в 1932/33 уч. г. составлял уже 5 человек*.

Годы Великой Отечественной войны -особая страница в истории Сталинградского педагогического института и кафедры педагогики. Многие сотрудники кафедры отличились на фронтах Великой Отечественной и отмечены боевыми наградами: В.Ф. Афанасьев, А.Д. Зайченко, Н.Е. Ковалев, И.И. Кирсанов, И.Ф. Назаров, М.Ф. Сорокина и др.

Создание в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР имело важное значение для развития научно-исследовательской работы во всех областях воспитания и образования. Это оказало существенное влияние на формирование научных интересов кафедры педагогики. В 1950-е гг. на кафедру пришли новые преподаватели, в основном выпускники Сталинградского пединститута: В.Ф. Афанасьев, Н.И. Бабкин, Э.И. Гришин, А.К. Туба, И.Ф. Герасименко, Е.В. Ларина, А.В. Казанцева, З.П.Куркина, П.И. Пидкасистый, Э.Н. Но-волипченко, Н.Ф. Поликаркин и др.

В 1951-1974 гг. кафедрой педагогики руководил проф. Б.Ф. Райский (1897-1985). В 1958 г. на кафедре была утверждена комплексная тема «Подготовка к практической деятельности учащихся средней школы на основе соединения обучения с производительным трудом», в разработку которой включились преподаватели других кафедр. В 1963 г. в Москве была опубликована монография Б.Ф. Райского «Политехническая и трудовая подготовка учащихся старших классов» с обобщением работы опытных школ кафедры педагогики и психологии ВГПИ [2]. В 1964 г. эту тему включили в план работы НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР. В разработке темы приняли участие сотрудники 43 педагогических вузов страны, объединенных во Всесоюзный проблемный Совет, в котором ведущую роль играла кафедра педагогики Волгоградского государственного педагогического института.

Активное развитие научно-педагогическая школа ВГСПУ получила в середине 1970-х гг. с приходом на кафедру доктора педагогических наук, проф. В.С. Ильина (1922-1989). Среди первых и самых талантливых аспиран-

*В статье использованы материалы проф. С.В. Куликовой по истории кафедры педагогики.

© Зайцев В.В., 2014

философия и МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тов B.C. Ильина были В.В. Сериков (ныне чл.-кор. РАО, проф. кафедры педагогики, лауреат премии Правительства РФ в области образования), Н.В. Бордовская (академик РАО, зав. кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета, зам. председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ), Н.К. Сергеев (ректор ВГСПУ, зав. кафедрой педагогики, чл.-кор. РАО, член Президиума РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования), ныне покойный А.М. Саранов (доктор педагогических наук, проф. кафедры педагогики вгПу) и др.

В диссертационных исследованиях своих учеников проф. в.С. Ильин старался усилить роль теоретического обоснования практической педагогической деятельности. Особую роль в этом играл понятийно-терминологический аппарат, т.к. в зависимости от той или иной трактовки основного понятия исследования задавалась призма, определяющая логику формирования исследуемого качества. Этому способствовал глубокий анализ философского знания, который помогал выявить сущностные характеристики педагогических понятий. Многие аспиранты профессора B.C. Ильина серьезно прорабатывали философский пласт научного знания, обращаясь к категориям «возможность» (О.С. Гребенюк), «система» (А.М. Саранов), «единство» (Л.С. Стрелкова), «противоречие» (В.В. Сериков), «связь» (Н.К. Сергеев), «функция» (Н.В. Бордовская), «свобода» (В.В. Зайцев) и др. [3, с. 3]. Категориальный синтез -важная ступень восхождения от эмпирического знания к педагогической теории. Это обеспечивало в диссертациях под руководством профессора В.С. Ильина переход от описательного знания к конструктивной, прогностической научной теории.

В 1981 - 1985 гг. в качестве основы комплексного коллективного исследования В.С. Ильин представил «Концепцию целостного учебно-воспитательного процесса». В результате этого в 1980-е гг. кафедра педагогики стала ведущей по разработке проблемы целостного учебно-воспитательного процесса, о деятельности кафедры узнали в других педагогических вузах страны. Члены кафедры входили в состав различных советов при министерствах просвещения РСФСР и СССР, участвовали в международных, всесоюзных и республиканских конференциях. Кафедра была тесно связана со многими НИИ АПН СССР.

В целях усиления взаимосвязи науки и практики на кафедре совместно с органами народного образования Волгоградской области началась разработка концептуальных основ программы научно-производственного педагогического комплекса (НППК). Суть инициативы волгоградских ученых состояла в том, чтобы разработать систему интенсивных общественных каналов непосредственного перехода научных разработок в практику. Вся область была поделена на 12 зон, в которые выезжали все преподаватели кафедры педагогики. В.С. Ильин возглавлял Светлоярскую зону, Ф.К. Савина - Жирновскую, А.М. Саранов -Палласовскую, Н.К. Сергеев - Урюпинскую, В.В. Сериков - Камышинскую, Г.И. Школьник - Фроловскую и т.д.

В 1987 г. на должность заведующего кафедрой педагогики был выдвинут молодой и очень перспективный доцент Н.К. Сергеев. После назначения в 1989 г. Н.К. Сергеева на должность проректора по НИР ВгПу кафедрой педагогики заведовала Ф.К. Савина (1938 - 1997). С 1989 г. она была ученым секретарем диссертационного совета ВгПу по педагогическим наукам. Работая на кафедре педагогики, проф. Ф.К. Савина внесла большой вклад в развитие инновационных школ г. Волгограда. После безвременной кончины Ф.К. Савиной в 1997 г. заведующим кафедрой педагогики вновь стал проф. Н.К. Сергеев.

успешное функционирование программы НППК создало хорошие предпосылки для разработки в 1989 г. проф. Н.К. Сергеевым научной концепции учебно-научно-педагогических комплексов как более совершенной формы реализации непрерывного педагогического образования. Волгоградский университетский комплекс непрерывного педагогического образования (ВУК НПО) включал в свою структуру учреждения общего образования (мужской педагогический лицей, гимназию №1, лицей №8 «Олимпия» г. Волгограда и др.), среднего профессионального образования (Волгоградский социально-педагогический колледж, Михайловский, Дубовский, Камышинский педагогические колледжи, Волгоградский технологический колледж и др.), дополнительного профессионального образования (Волгоградская академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования). По результатам данного широкомасштабного исследования Н.К. Сергеев в 1998 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывно-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

го образования учителя». Опыт ВУК НПО как наиболее совершенной траектории подготовки педагогических кадров широко освещался в центральной научной и периодической печати. В октябре 2001 г. этот опыт был рассмотрен и получил высокую оценку на выездном заседании бюро Президиума РАО, в результате волгоградскому государственному педагогическому университету был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по данному направлению.

В 1992 г. распоряжением Правительства РФ Волгоградский государственный педагогический институт был преобразован в университет. Этот факт стал признанием ВГСПУ одним из ведущих научных центров в области педагогического образования. Большую роль в этом сыграла кафедра педагогики.

В настоящее время на кафедре педагогики работает 34 преподавателя, в том числе 13 профессоров и докторов педагогических наук, 18 доцентов и кандидатов педагогических наук и 3 старших преподавателя.

Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс по всем общепедагогическим дисциплинам, осуществляет руководство воспитательной, психолого-педагогической, производственной, стажерской и научно-исследовательской практиками, курсовыми и выпускными квалификационными работами. Кафедра организует и проводит инструктивные сборы по подготовке студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях.

В 1992 г. на кафедре была открыта магистратура. В настоящий момент ведется подготовка по пяти магистерским программам: «Среднее образование» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. Н.К. Сергеев); «Высшее образование» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. С.В. Куликова); «Педагогическая инновати-ка» (науч. рук. - чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. Н.К. Сергеев); «Воспитательная деятельность» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. Н.М. Борытко); «Мониторинг качества образования» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. Е.И. Сахарчук).

Кафедра осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре (очная и заочная формы) по специальностям: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 -теория и методика профессионального образования.

Подготовка научно-педагогических кадров для российских и зарубежных вузов и других учреждений ведется под руководством профессоров кафедры Н.М. Борытко, Н.Е. Воробьева, И.В. Власюк, A.A. Глебова, Е.А. Крюковой, С.В. Куликовой, М.В. Савина, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, И.А. Соловцовой, Л.И. Столярчук.

В рамках кафедры педагогики работают научно-исследовательские лаборатории и центры:

1) Межвузовская лаборатория методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. Н.М. Борытко).

2) Научно-исследовательская лаборатория «Управление качеством подготовки специалистов» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. Е.И. Сахарчук).

3) Центр научно-методической поддержки реализации приоритетного национального проекта «Образование» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. С.В. Куликова).

4) Научно-исследовательский центр ген-дерных исследований (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. л.И. Столярчук).

5) Научно-исследовательская лаборатория «История педагогики и образования» (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. М.В. Савин).

6) Научно-исследовательская лаборатория сравнительно-педагогических исследований (науч. рук. - д-р пед. наук, проф. Н.Е. Воробьев).

7) Лаборатория экологического образования (науч. рук.- канд. пед. наук, доц. А.М. Байбаков).

Партнерами кафедры являются самые разные образовательные учреждения - городские и областные опытно-экспериментальные площадки. Кафедра на протяжении многих лет активно и плодотворно сотрудничает со многими педагогическими кафедрами российских вузов и ведущими учеными, такими как проф. М.В. Богуславский, проф. Е.В. Бондаревская, проф. И.А. Колесникова, проф. Г.Б. Корнетов, проф. В.М. Монахов и др.

На кафедре постоянно действуют теоретико-методологический, научно-методический и аспирантский семинары [1].

Кафедра педагогики имеет высокий научный потенциал в лице, прежде всего, следующих ученых.

Сергеев Николай Константинович - ректор ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», зав. кафедрой педагогики, д-р пед. наук, проф., чл.-кор. РАО, член президиума РАО, заслуженный работник высшей школы РФ, награжден орденом Поче-

философия и методология образования

та, медалью К.Д. Ушинского, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заместитель Председателя Совета ректоров вузов волгоградской области, почетный профессор Луганского национального университета (Украина) и Тянцзинского университета иностранных языков (КНр), председатель диссертационного совета Д 212.027.02. Награжден знаками ВГСПУ «За заслуги» I, II и III степеней.

Н.К. Сергеев - автор теории непрерывного педагогического образования, концепции и технологии становления университетских комплексов как эффективной формы организации отечественного непрерывного педагогического образования. Имеет более 200 научных и научно-методических работ. Подготовил 8 докторов и 41 кандидата наук для сферы образования и науки.

С 1995 г. он председатель научно-методического совета по УНПК УМО Минобразования рФ. Неоднократно принимал участие в работе комиссий Минобразования рФ по разработке программно-методических материалов по многоуровневому педагогическому образованию.

Сериков Владислав Владиславович - чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики, заслуженный деятель науки РФ, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, директор Института личностно ориентированного образования ВГСПУ.

В.В. Сериков - автор концепции личностно-развивающего образования, раскрывающей целевые, содержательные и процессуальные аспекты формирования опыта личностного саморазвития как системы смыслов и ориентировочной основы непрерывного образования. Имеет более 350 научных и научно-методических работ. Подготовил 18 докторов и 80 кандидатов наук.

Борытко Николай Михайлович - д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики, Отличник народного просвещения, Почетный работник ВПО РФ, действительный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Международной Славянской академии образования им. Я.А. Коменского, Академии информатизации образования, член диссертационного совета Д 212.027.02. Награжден знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени.

Область научных интересов - методология педагогического исследования, профессиональное образование, теория и методика воспитания, инновационные процессы в образовании.

Под его руководством защищено 32 кандидата и 7 докторов педагогических наук. Имеет 421 публикацию по проблемам педагогики, в т.ч. более 30 учебников, учебных и учебно-методических пособий (5 из них были переизданы до 4 раз).

Сахарчук Елена Ивановна - зам. зав. кафедрой по учебной работе, д-р пед. наук, проф., Почетный работник ВПО РФ, чл.-кор. МАНПО, член диссертационного совета Д 212.027.02. Награждена знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени.

Область научных интересов - стратегия и тактика обеспечения качества подготовки специалистов, гуманитарные механизмы управления качеством подготовки специалистов сферы образования, синергетические эффекты внедрения систем менеджмента качества в вузах, мониторинг качества подготовки специалистов в условиях непрерывного образования, контроль и оценка в системе управления качеством подготовки специалистов.

Имеет более 120 опубликованных работ, подготовила 10 кандидатов наук.

Куликова Светлана Вячеславовна - зам. зав. кафедрой по научной работе, д-р пед. наук, проф., чл.-кор. МАНПО, член диссертационного совета Д 212.027.02. Награждена знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени и почетной грамотой Министерства образования и науки рФ.

Область научных интересов - историко-педагогический анализ российского образования и педагогической мысли, проблемы становления и развития национального образования и национальной школы в России, взаимодействие традиций и инноваций в педагогической науке и практике. Имеет более 100 опубликованных работ. Под ее руководством защищено 11 кандидатских диссертаций.

Проф. С.В. Куликова совместно с проф. М.В. Савиным и доц. В.К. Пичугиной развивает на кафедре историко-педагогическое направление научных исследований.

Власюк Ирина Вячеславовна - д-р пед. наук, проф.,член диссертационного совета Д 212.027.02, чл.-кор. МАНПО, награждена почетным знаком РАО «За вклад в развитие УрО РАО». Автор около 100 научных и учебно-методических трудов. Подготовила 3 кандидатов наук.

Область научных интересов - теоретико-методологические основы социально-педагогического проектирования региональной семейной политики, аксиологический

известия вгпу

подход в образовании, теория и методика воспитания, взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка, экспериментальные исследования по проблемам педагогики высшей школы.

Воробьев Николай Егорович - д-р пед. наук, проф., чл.-кор. МАНПО, Почетный работник ВПО РФ, член диссертационного совета Д 212.027.02. Награжден знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени.

Является признанным в России и в ее пределами специалистом в области зарубежной педагогики и истории образования в Германии. Он автор множества монографий, статей по истории зарубежной педагогики. Под его руководством защищено 2 докторские и 45 кандидатских диссертаций.

Проф. Н.Е. Воробьев совместно с проф. И.С. Бессарабовой развивает на кафедре направление сравнительных научных исследований в области образования.

Глебов Александр Александрович - канд. пед. наук, проф., чл.-кор. МАНПО, Почетный работник ВПО РФ, ученый секретарь диссертационного совета Д 212.027.02. Награжден знаками ВГСПУ «За заслуги» II и III степеней.

Под руководством А.А. Глебова подготовлено и защищено 18 кандидатских диссертаций. В 2004 г. ему присвоено ученое звание профессора. Область научных интересов - проблемы теории целостного учебно-воспитательного процесса, методология педагогических исследований, процесс воспитания в высшей школе. Опубликовал 183 научных и научно-методических работы, среди которых 15 учебных пособий и научных изданий.

Крюкова Елена Анатольевна - д-р пед. наук, проф., Почетный работник ВПО РФ. Награждена знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени.

Под руководством Е.А. Крюковой подготовлено и успешно защищено 16 кандидатских диссертаций. Область научных интересов -педагогическая антропология, андрагогика, проектирование социально-педагогических проектов; методология педагогических исследований. Опубликовано более 220 научных и учебно-методических работ, в том числе монография и 2 учебных пособия.

Столярчук Людмила Ивановна - д-р пед. наук, проф., чл.-кор. МАНПО, член диссертационного совета Д 212.027.02. Награждена знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени.

Под ее руководством защищено 9 кандидатских диссертаций, развивается новое научное направление, посвященное гендерной проблематике.

Савин Михаил Викторович - д-р пед. наук, проф. Область научных интересов - история зарубежной педагогики, традициона-листический подход к изучению историко-педагогического процесса. Автор более 100 научных публикаций. Подготовил 8 кандидатов наук.

Соловцова Ирина Афанасьевна - д-р пед. наук, проф. Награждена знаком ВГСПУ «За заслуги» III степени, почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Является признанным специалистом в области духовного воспитания, автор около 150 научных и учебных трудов, посвященных проблемам духовного, нравственного, православного воспитания. Под ее руководством защищено 9 кандидатских диссертаций.

Волгоградская научно-педагогическая школа развивается силами не только кафедры педагогики, но и других профильных кафедр университета. Яркими представителями этой школы являются следующие ученые.

Корепанова Марина Васильевна - д-р пед. наук, проф., декан факультета дошкольного и начального образования, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования. Область научных интересов - развитие личности ребенка в современном социокультурном пространстве, управление дошкольным образованием. Имеет 190 научных публикаций, подготовила 19 кандидатов наук.

Николаева Марина Владимировна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования. Область научных интересов - образовательные стратегии и технологии личностно-профессионального развития педагога в системе непрерывного педагогического образования. Имеет 120 научных публикаций, подготовила 1 кандидата наук.

Кроме того, деканами, зав. кафедрами ВГСПУ работают доктора педагогических наук, которые также представляют Волгоградскую научно-педагогическую школу: Смыковская Т.К., д-р пед. наук, проф., декан факультета математики, информатики и физики; Сергеев А.Н., д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой информатики и информатизации образования; Разбегаева Л.П., д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой теории и методики преподавания истории, обществоведения и права и другие известные ученые в обла-

- философия и метс

сти теоретической педагогики и школьного образования.

В заключение отметим, что приведенная краткая характеристика научно-педагогического потенциала ВГСПУ показывает, что он является крупным научным центром России в области педагогической науки и школьного образования и сможет эффективно сотрудничать с РАО в форме сетевого взаимодействия.

Литература

1. Кафедра педагогики [Электронный ресурс] // Волгоградский государственный социально-педагогический унивесритет : сайт. URL: http://vgpu.org/ pedagog_peremena.

2. Райский Б.Ф. Политехническая и трудовая подготовка учащихся старших классов. М. : Учпедгиз, 1963.

3. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград: МЦОП, 1990. Вып. 1.

* * *

1. Kafedra pedagogiki [Elektronnyiy resurs] // Volgogradskiy gosudarstvennyiy sotsialno-peda-gogicheskiy univesritet : sayt. URL: http://vgpu.org/ pedagog_peremena.

2. Rayskiy B.F. Politehnicheskaya i trudova-ya podgotovka uchaschihsya starshih klassov. M. : Uchpedgiz, 1963.

3. Tselostnyiy uchebno-vospitatelnyiy protsess: issledovanie prodolzhaetsya: metodol. seminar pamya-ti prof. V.S. Ilina. Volgograd: MTsOP, 1990. Vyip. 1.

Scientific and pedagogic potential of the Volgograd State Socio-Pedagogical University

There is considered the evolution of the scientific and pedagogic potential of the Volgograd State Socio-Ped-agogical University by the example of the pedagogy department, revealed the basic areas of the scientific research work at the pedagogy department at the modern stage.

Key words: scientific and pedagogic potential, university complex, continuous pedagogic education, scientific research laboratories and centres.

(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)

ХЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -

н.к. Сергеев, н.м. борытко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(волгоград)

КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрываются выводы исследований авторов о гуманитарном характере воспитания, ценностно-целевых ориентирах педагога-воспитателя, системе принципов и содержании его профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: воспитание, гуманитаризация образования, цель профессионального воспитания, принципы профессионального воспитания, техно-логизация воспитания.

Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности, поведения и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире.

Воспитание как гуманитарная образовательная практика. Целостное представление о педагогическом образовании, в отличие от односторонне-когнитивного, предполагает, что процессы овладения профессией и профессионального совершенствования органично включены в более широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека. При этом «сквозной» идеей непрерывного педагогического образования выступает идея формирования направленности педагога на непрерывное профессионально-педагогическое самосовершенствование, преобразование себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности, когда педагог на всех этапах профессиональной социализации и последующей педагогической деятельности выступает как самоорганизующийся субъект:

- свободного сознательного выбора и принятия педагогической профессии как приоритетной жизненной ценности и наиболее оптимальных с точки зрения его индивидуальных склонностей путей овладения ею;

- учебной деятельности в профессиональном учебном заведении, которая характеризуется: а) свободой выбора образовательных

© Сергеев Н.К., Борытко Н.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.