Научная статья на тему 'Формирование проектной профессиональной компетенции будущих социальных работников в процессе производственной практики'

Формирование проектной профессиональной компетенции будущих социальных работников в процессе производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / PRACTICE ORIENTED APPROACH / PROJECT COMPETENCE / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина-Мазнова Галия Хамитовна, Джумагалиева Гульфия Рашитовна

Обоснована актуальность исследования проектной компетенции будущих социальных работников. Авторы рассматривают ее формирование в ходе производственной практики, реализуемой посредством поэтапного использования профессиональных знаний, что является важным педагогическим условием этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина-Мазнова Галия Хамитовна, Джумагалиева Гульфия Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of research of the project competence of future social workers. There is regarded its formation in the course of practical training implemented in stage-by-stage use of professional knowledge which is an important pedagogic condition of this process.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной профессиональной компетенции будущих социальных работников в процессе производственной практики»

известия вгпу

список литературы

1. Башкова С.А., Тарасюк О.В. Профильно-специализированные компетенции педагогов профессионального обучения // СПО. 2010. № 7. С. 33-35.

2. Башкова С.А., Тарасюк О.В. Основные подходы к проектированию компетентностно-ориен-тированного содержания развития профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования. 2011. Сент. С. 98-107.

3. Башкова С.А., Тарасюк О.В. Специфика профильно-специализированных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20-й Все-рос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 22-23 апр. 2015 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. Т. I. С. 34-39.

4. Башкова С.А., Тарасюк О.В. Проблема формирования и диагностика профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сб. ст. Все-рос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 20 мая 2015 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; под общ. ред. Б.Н. Гузанова. Екатеринбург, 2015. С. 124-132.

* * *

1. Bashkova S.A., Tarasjuk O.V. Profil'no-specializirovannye kompetencii pedagogov profes-sional'nogo obuchenija // SPO. 2010. № 7. S. 33-35.

2. Bashkova S.A., Tarasjuk O.V. Osnovnye podhody k proektirovaniju kompetentnostno-orientirovannogo soderzhanija razvitija profil'no-specializirovannyh kompetencij pedagogov professional'nogo obuchenija // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2011. Sent. S. 98-107.

3. Bashkova S.A., Tarasjuk O.V. Specifika profil'-no-specializirovannyh kompetencij budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija v processe izuchenija discipliny «Pribory i avtomaty dlja kontrolja tochnosti i kachestva» // Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 20-j Vseros. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 22-23 apr. 2015 g. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2015. T. I. S. 34-39.

4. Bashkova S.A., Tarasjuk O.V. Problema formirovanija i diagnostika profil'no-specializirovannyh kompetencij pedagogov professional'nogo obuche-nija // Tehnicheskoe regulirovanie v edinom jekono-micheskom prostranstve: sb. st. Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Ekaterinburg, 20 maja 2015 g. / Ros. gos. prof.-ped. un-t; pod obshh. red. B.N. Guzanova. Ekaterinburg, 2015. S. 124-132.

Determination of profile and special competences of future teachers of professional education in the learning course "Devices and machines for accuracy and quality control"

There is considered the procedure of determination of profile and special competences of future teachers of professional education with the profile "Certification, metrology and quality management in mechanical engineering".

Key words: professional training, competences, profile and special competences.

(Orarba nocrynH^a b pegadura 29.10.2015)

г.х. мусина-мазнова, г.р. джумагалиева

(Астрахань)

формирование проектной профессиональной компетенции Будущих социальных работников в процессе производственной практики

Обоснована актуальность исследования проектной компетенции будущих социальных работников. Авторы рассматривают ее формирование в ходе производственной практики, реализуемой посредством поэтапного использования профессиональных знаний, что является важным педагогическим условием этого процесса.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, проектная компетенция, производственная практика.

Трансформация во всех сферах жизнедеятельности человека и общества серьезно повлияла на все социальные институты, прежде всего на образование, что потребовало переосмысления качества профессиональной подготовки. Современное высшее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспо-

© Мусина-Мазнова Г.Х., Джумагалиева Г.Р., 2015

собного на рынке труда, ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В современных условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации проблемы профессионального становления и формирования профессиональных компетенций социального работника приобретают особую значимость.

Основные направления социальной работы и подготовки специалистов этого профиля раскрыты в теоретических и практических исследованиях (В.Г. Бочарова, П.Д. Пав-ленок, A.M. Панов, Е.И. Холостова). Вопросы подготовки специалистов в области социальной работы разрабатывались в различных аспектах. Проблемы профессионализации рассматриваются в трудах ученых в рамках темы формирования профессионального сознания (К.А. Абульханова-Славская, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.Н. Нечаев). Теории системного подхода в практике социальной работы посвящены исследования Н.И. Бабкиной, П.В. Бобковой, Л.Г. Гусляковой, организация обучения социальных работников в условиях учебно-производственной практики представлена в трудах С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляко-вой, B.C. Жукова, Ю.Е. Растова, А.М. Панова, Н.Н. Коробейниковой.

Исследуя проблемы профессионального образования будущих специалистов, мы пришли к выводу, что вопросы формирования профессиональных компетенций в процессе производственной практики в условиях вуза исследованы недостаточно. ФГОС ВПО уровня бакалавриата по направлению «Социальная работа» разработаны в соответствии со стратегическими целями развития высшего профессионального образования. Бакалавр социальной работы в рамках его профессиональных компетенций готов вести посредническую, социально-профилактическую, консультативную деятельность, оказывать помощь, поддержку отдельным лицам, принимать участие в создании социально благоприятной среды в социальных организациях, разрабатывать и осуществлять социальные проекты.

Исходя из данных характеристик, можно выделить виды профессиональных компетенций бакалавров:

1) социально-технологические;

2) исследовательские;

3) организационно-управленческие;

4) компетенции социально-проектной деятельности.

кие науки -

Необходимо определиться с понятиями «компетенция» и «профессиональная компетентность», для этого рассмотрим позиции некоторых ученых. По мнению В.И. Жукова, «компетентность следует отличать от компетенции - определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать» [2]. Профессиональную компетентность он определяет как сочетание психических качеств; психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность); обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [Там же].

В.Н. Введенский профессиональную компетентность рассматривает как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинацию личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросо-образные виды действий и др. [1].

на наш взгляд, сущность профессиональной компетентности будущего социального работника заключается в интегрировании знаний, умений, опыта, личностных качеств, обеспечивающих профессиональное становление и самореализацию специалиста. Если компетенции в самом обобщенном их понимании - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников вуза по завершении всей образовательной программы, то профессиональная компетентность есть способность и готовность к социальной деятельности, основанная на знаниях и умениях, включающая социально-технологическую, исследовательскую, организационно-управленческую и социально-проектную компетентности.

В связи с новыми требованиями к профессиональным компетенциям социальных работников и теоретическими сущностными определениями понятия «компетентность» необходим технологичный подход к процессу обучения. Переход из индустриального в постиндустриальное общество требует инновационного образования и активного внедрения практико-ориентированного подхода в обучении. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов возник как следствие изменений в социальной жизни общества, вызвавших пересмотр классической об-

известия вгпу

разовательной парадигмы и зарождение новой [4].

Под практико-ориентированным подходом понимается совокупность приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленная на формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности. Практико-ориентированный подход в целом означает, что в учебном процессе решается основная задача подготовки будущих специалистов - создание условий для развития профессиональной компетентности личности.

Формирование проектной компетентности происходит комплексно, в процессе аналитической, конструктивной, диагностической и коммуникативной деятельности. Включение практических действий в учебный процесс создает образовательное пространство, в котором теоретическая база приобретает свое практическое воплощение. Практико-ориентированный подход предполагает использование проектного обучения в рамках учебных курсов «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Социальная геронтология» и «Гендерология и феми-нология», «Семьеведение», в процессе которого осуществляется целенаправленная подготовка студентов к социально-проектной деятельности.

Формирование проектной компетенции в процессе производственной практики происходит в результате приближения к реальным условиям профессиональной деятельности, что обеспечивает осмысленность теоретического учения и личностную практико-ориентированную активность студентов.

В соответствии с ФГОС ВПО раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Проектная компетентность социального работника раскрывается следующим образом. Социальный работник должен быть способным к:

- осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);

- разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной поли-

тики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);

- участию в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);

- разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств (фан-драйзинг) (ПК-34);

- созданию социальных проектов для работы в трудных жизненных ситуациях, обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

Таким образом, проектная компетентность - это способность проектировать и моделировать, разрабатывать социально востребованные программы и проекты, направленные на обеспечение оптимальных вариантов решения актуальных и перспективных социальных проблем.

В ходе производственной практики студенты не только знакомятся с учреждениями социального обслуживания и защиты населения, но и усваивают формы, методы исследовательской, проектной деятельности социального работника, получают и обобщают данные, подтверждающие выводы и основные положения выпускной квалификационной работы, апробируют ее важнейшие результаты и предложения.

Производственная практика студента осуществляется на основании договоров, заключенных ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» со следующими учреждениями:

• ГКУ «Астраханский областной социально-реабилитационный центр "Русь"»;

• ГСКУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Исток"»;

• ГКУ «Многопрофильный социальный центр "Семья"»;

• ГКУ «Кризисный центр помощи женщинам»;

• ГБУ «Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Астрахани "Оберег"»;

• ГСКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Улитка"».

Производственная практика проводится в 8-м семестре обучения. Цель ее состоит в формировании и развитии проектных компетен-

ций, что означает формирование способности будущих социальных работников к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений, к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия общества.

В ходе производственной практики создаются условия, при которых студенты:

1) мотивируются к самостоятельной исследовательской деятельности с целью приобретения недостающих знаний из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают проектные компетенции;

4) развивают исследовательские и аналитические компетенции (готовность и способность выявлять проблемы, проводить эксперименты, осуществлять анализ и синтез данных, строить гипотезы, обобщать);

5) разрабатывают пилотные, комплексные и индивидуальные социальные проекты.

С целью выделения систем действий преподавателя и студента предварительно важно определить этапы формирования проектной компетенции: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, апробация, рефлексия.

На первом этапе осуществляется теоретическая подготовка студентов в ходе учебного процесса (проблемные лекционные, семинарские занятия), изучение специальной литературы по проблеме, которая становится предметом исследования.

на втором этапе, в ходе практики, студенты формулируют рассматриваемую проблему с точки зрения ближайших целей, осуществляют исследовательскую и практическую деятельность по проекту в выбранном социальном учреждении, готовят материалы к исследовательской работе: формулируют вопросы, на которые нужно ответить, выбирают тему проекта и определяют предполагаемый результат.

на третьем этапе, в условиях производственной практики, студенты под руководством преподавателя и специалистов социальных служб разрабатывают проектное задание и технологии решения проблемы.

Четвертый этап предполагает внедрение, заключительное оценивание и всесторон-

кие науки -

нее обсуждение проектной работы. Организуется презентация проекта на учебных занятиях и в учреждениях социального обслуживания населения. Разработанный проект входит в эмпирическую часть бакалаврской работы. Контекстной задачей четвертого этапа (рефлексивно-обобщающий этап) выступают внедрение в практику собственной продукции, рефлексия собственной проектировочной и профессиональной практической деятельности, корректировка проекта и его защита. наиболее реальные студенческие социальные проекты интегрируются в текущую деятельность конкретных образовательных и социальных учреждений.

Примерами практической реализации социальных проектов, разработанных студентами, являются следующие: «Центр образования и досуга населения», «Школа долголетия», «Связь поколений», «60 лет - не возраст», «Креативный досуг», «Счастливое детство», «Психолого-педагогическое сопровождение семей, усыновивших ребенка», «центр развития детей», «Повышение самооценки женщин, переживших трудную жизненную ситуацию», проект социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Социальные ступени», «Живая вода», «Антиэкстримизм в молодежной среде», «Социально-педагогическое сопровождение подростков в пенитенциарных учреждениях».

Социальные проекты будущих социальных работников направлены на создание условий для повышения качества жизни населения, обеспечение доступности образовательных, культурно-досуговых, информационных услуг, оказание социально-педагогической помощи детям-сиротам и подросткам с девиант-ным поведением.

Разработка и апробация социальных проектов во время производственной практики дают возможность студентам не только осуществлять имитационную профессиональную деятельность по разрешению социальных ситуаций, но и самим непосредственно участвовать в преобразующей деятельности.

Таким образом, производственная практика, реализуемая посредством поэтапного использования профессиональных знаний и постепенного насыщения учебного процесса элементами практической профессиональной деятельности, является важным педагогическим условием формирования проектной компетенции будущих социальных работников.

известия вгпу

список литературы

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика.

2003. № 10. С. 51-55.

2. Жуков В.И. Социальное государство и социальная политика // Вестник. М. : Изд-во РГСУ, 2009. № 3.

3. Жуков В.И. Введение в профессию: Социальная работа: учебник / под ред. В.И. Жукова. М. : Изд-во РГСУ : Изд-во «Омега-Л», 2011.

4. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007.

5. Никитин В. Направления и проблемы развития социального образования в современной России // Журнал исследований социальной политики.

2004.Т. 2. № 3.

6. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2002.

* * *

1. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga // Pedagogika. 2003. № 10. S. 51-55.

2. Zhukov V.I. Social'noe gosudarstvo i social'naja politika // Vestnik. M. : Izd-vo RGSU, 2009. № 3.

3. Zhukov V.I. Vvedenie v professiju: Social'naja rabota: uchebnik / pod red. V.I. Zhukova. M. : Izd-vo RGSU : Izd-vo «Omega-L», 2011.

4. Mitjaeva A.M. Kompetentnostnaja model' mnogo-urovnevogo vysshego obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2007.

5. Nikitin V. Napravlenija i problemy razvitija social'nogo obrazovanija v sovremennoj Rossii // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. 2004.T. 2. № 3.

6. Saharchuk E.I. Upravlenie kachestvom podgo-tovki specialistov sfery obrazovanija: ucheb. posobie. Volgograd: Peremena, 2002.

Formation of project professional competence of future social workers in the course of practical training

There is substantiated the urgency of research of the project competence of future social workers. There is regarded its formation in the course of practical training implemented in stage-by-stage use of professional knowledge which is an important pedagogic condition of this process.

Key words: practice oriented approach, project competence, practical training.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

И.В. ЖАДНОВА (Волгоград)

подготовка медицинских лабораторных техников НА основе КЕЙс-ТЕхнологИИ

Раскрываются особенности формирования профессиональных компетенций у медицинских лабораторных техников на основе кейс-технологии.

Ключевые слова: кейс-технология, профессиональные компетенции, образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема качества подготовки специалистов среднего звена в нашей стране остается актуальной. Отток медицинских кадров в другие отрасли, возрастание роли медицинских наук в социальном прогрессе, проникновение ее во все сферы жизни людей заставляют нас искать новые подходы к подготовке специалистов среднего звена, активно внедрять и использовать современные образовательные технологии.

Ведущая тенденция современного образования состоит в переходе от узкопредметной подготовки к образованию, обеспечивающему широкий спектр общекультурных и профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений (Н.А. Алексеев, И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гороховатский, М.В. Кларин, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов). Профессиональная компетентность как приоритетная характеристика специалиста оказывается в фокусе пристального внимания педагогической науки последнего десятилетия.

Для осуществления профессиональной деятельности медицинскому лабораторному технику необходимо постоянно анализировать не только свои действия, но и результаты наблюдений, владеть приемами логического клинического мышления, сравнивать, сопоставлять лабораторные данные, анализировать, синтезировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, т.е. аналитические умения - приоритетные при решении профессионально значимых задач в данной сфере [1].

В связи с этим возникает необходимость подготовки профессионально компетентных специалистов среднего звена, формирование

О Жаднова И.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.