Горина Анна Владимировна (Россия, г. Омск) -кандидат философских наук, доцент кафедры Инженерная педагогика ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: anna2012gorina@gmail. com)
Герасимов Юрий Викторович (Россия, г. Омск) - кандидат исторических наук, доцент кафедры Экономических и гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет), филиал в г. Омске (644010, г. Омск, улица Пушкина, 63, e-mail: ngajapti@yandex.ru)
Зарубин Андрей Алексеевич (Россия, г. Омск) -студент ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: zarubinandrey@inbox.ru)
УДК 378
Gorina Anna Vladimirovna (Russia, Omsk) -candidate of philosophical sciences, associate professor of the department "Engineering pedagogics", The Siberian state automobile and highway academy (SibADI). (644080, Omsk, Mira Ave., 5, e-mail: anna2012gorina@gmail.com)
Gerasimov Yuriy Viktorovich (Russia, Omsk) -candidate of historical sciences, associate professor of the department "Economic and humanitarian sciences" of "MGUTU named after K.G. Razumovskiy" (The first Cossack university), branch in Omsk (644010, Omsk, Pushkin str., 63, e-mail: ngajapti@yandex.ru)
Zarubin Andrey Alekseevich (Russia, Omsk) -student of the Siberian state automobile and highway academy (SibADI). (644080, Omsk, Mira Ave, 5, email: zarubinandrey@inbox. ru)
ЭЛЕКТРОННЫЙ КЕЙС-БУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
А. П. Жигадло1, И. В. Осипова2, Н. Н. Ульяшина2 1ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск;
2Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Россия, г. Екатеринбург
Аннотация: В статье рассмотрены особенности процесса подготовки студентов в профессионально-педагогическом вузе. Авторами предложены подходы разработки дидактико-технологического обеспечения для моделирования процесса подготовки производственно-технологического компонента в профессионально-педагогической деятельности на примере электронного кейс-бука.
Ключевые слова: дидактико-технологическое обеспечение, профессионально-педагогическая деятельность, электронный кейс-бук, подготовка студентов.
Введение
Вхождение России в мировую экономику выявили оппозицию профессионального образования реальным инновационным запросам общества, вскрыли его системные недостатки - консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на вызовы внешней среды, на стремительные изменения в экономике и социальной сфере.
В настоящее время в системе подготовки рабочих существует ряд основных проблем:
Первая проблема связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Дефицит квалифицированных рабочих кадров становится непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития страны.
Вторая проблема заключается в отсталой и статичной материально-технологической базе большинства учреждений СПО, не отражающей динамику
инновационных изменений в отечественном и мировом производстве.
Третья проблема заключается в крайнем отставании содержания профессионального образования от потребностей
инновационного развития страны и запросов рынка труда, от тенденций мирового социально-экономического развития. По мнению Д. А. Медведева это означает, что «налицо рассогласованность действий системы образования, с одной стороны, и производства, то есть позиции работодателей, с другой стороны».
Четвертая проблема связана с текущим состоянием кадрового ресурса системы профессионального образования, к основным тенденциям которого можно отнести: снижение общего числа преподавателей в учреждениях СПО; увеличение в структуре преподавательского состава учреждений СПО преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства и не-
полной загруженности; появление скрытой безработицы. При этом низка доля преподавателей, активно ведущих научно-методическую деятельность (менее 10 %); некоторое увеличение на всех уровнях профессионального образования доли преподавателей в возрасте свыше 50 лет и заметное снижение данного показателя для возрастных когорт младше 40 лет.
Таким образом, актуальный уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы не соответствует требованиям государства, общества и экономики, особенно четко проявившимся в связи с изменениями условий на рынке труда; масштабы подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения недостаточны для удовлетворения потребностей системы профессионального образования.
Очевидно, что инновационное развитие и повышение конкурентоспособности страны возможны только как следствие синергетического эффекта радикальных изменений системы профессионального образования, предусматривающих придание ей должного качества и эффективности, динамичности и гибкости, всеобщего и непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.
Современные учреждения СПО нуждаются не столько в усовершенствовании систем подготовки рабочих кадров, сколько во внедрении инноваций: в обеспечении смены поколений материально-технологической базы, нового содержания, технологий, форм и методов профессиональной подготовки обучающихся, а также педагогического менеджмента.
В последние годы россияне столкнулись с конкуренцией на рынке средне- и высококвалифицированного рабочего труда. Основными конкурентами становятся отдельные этнические группы из ближнего и дальнего зарубежья [5].
При этом рабочих высшей квалификации в стране осталось всего 5 % от общего числа (для сравнения: в США - 43 %, ФРГ - 56 %, Японии - свыше 75 %). С учетом того, что средний возраст квалифицированных рабочих приближается к предпенсионному -54 годам, в ближайшие 5-7 лет
отечественное производство может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями в кадровой сфере.
Современные стратегии подготовки
специалистов и рабочих различных профессий предполагают оптимизацию и дифференциацию программ подготовки по прикладным квалификациям на базе СПО, специализированных центров, в системах внутрифирменной подготовки. Это не может не отразиться на развитии профессионально-педагогического образования. Очевидно, что вся система профессионально-
педагогического образования должна трансформироваться в вариативную модель, предусматривающую подготовку по различным образовательным программам и программам профессиональной
переподготовки. При этом достаточно высока востребованность и необходимость подготовки педагога профессиональной школы по интегративным программам [1,3].
Сегодня при подготовке педагогов и мастеров профессионального обучения реализуются лучшие традиции российского профессионально-педагогического (индустриально-педагогического, инженерно-педагогического) образования; одна из важнейших традиций - интеграция отраслевой (специальной), психолого-педагогической и рабочей профессии как структурных составляющих содержания подготовки.
Для анализа содержания дисциплин (модулей) произведено:
- выявление структурно-логических схем по блокам;
- определение взаимосвязей наиболее важных тем внутри каждого блока на основе составления моделей и модульных единиц, их группировка (на основе логико-содержательных схем);
- проведение последовательной процедуры спецификации модульных единиц при выделении доминирующих компонентов их содержания.
Успешность реализации способа действия зависит полностью от субъекта деятельности - будущего педагога профессиональной школы. При этом должны быть выполнены следующие организационно-педагогические условия. Обучение способу действия должно быть целенаправленным и постепенным. Необходимо сначала обучать элементам процесса формирования способа действия, затем комбинировать эти элементы и в дальнейшем включать студентов в практическую реализацию способа действия, что позволит сформировать
профессиональные компетенции на качественно новом уровне.
Обучение должно быть основано на активности студента. Умение определять способ действия связано с развитостью профессионального мышления будущего педагога профессиональной школы. Его можно развивать только на основе активной деятельности студента, имитирующей состояние профессионального мышления [2].
Процесс подготовки будущих педагогов профессиональной школы на основе производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности подразделяется на уровни. В основе уровней лежат этапы овладения студентами производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности. На каждом уровне определены критерии, по которым можно оценивать готовность к реализации производственно-технологических функций профессионально-педагогической деятельности. Но в то же время мы вводим обобщенные показатели, характеризующие профессионально-
педагогическую подготовленность выпускника.
Подготовка будущих педагогов профессиональной школы на основе производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности по своей сущности отражает образовательный процесс. Где учтены содержательные, функциональные, логические характеристики, присущие именно
производственно-технологическому компоненту профессионально-педагогической деятельности бакалавра.
Содержание подготовки педагогов профессиональной школы в системе профессионально-педагогического образования кардинально отличается от подготовки инженеров, техников, учителей. В данной статье особое внимание уделяется отраслевой (специальной) структурной составляющей содержания подготовки, в частности, производственно-технологическому компоненту профессионально-педагогической деятельности. При этом содержание производственно-технологического компонента должно быть поэтапно направлено на обеспечение следующих требований:
1) содержание обучения должно быть ориентировано на формирование общекультурных и профессиональных компетенций;
2) содержание обучения должно предусматривать формирование способов действия, характерных для профессионально-
педагогической деятельности бакалавра профессионального обучения;
3) содержание производственно-технологического компонента детерминировано средствами дидактико-технологического обеспечения.
Дидактико-технологическое обеспечение, представляет собой систему нормативных документов, методических, технологических и контрольно-измерительных материалов подготовки педагогов профессиональной школы [4].
Под структурой дидактико-
технологического обеспечения мы понимаем: во-первых, данный комплекс разработан и создан как интеграционная структура дидактических средств для отбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления профессионально-педагогической информации; во-вторых, все элементы научно-методического комплекса имеют единую целевую основу и программно-аппаратную среду; в-третьих, при проектировании и разработке дидактико-технологического комплекса
предусматривается возможность его использования в рамках сетевого взаимодействия вуза со специально организованной образовательной средой (площадкой).
Состав и структура дидактико-технологического обеспечения зависит от содержания производственно-технологической области, которое отражает нормативный, учебно-методический и контролирующий компоненты. При разработке дидактико-технологического инструментария был проведен анализ содержательного поля будущей профессионально-педагогической деятельности выпускника для последующего выполнения им производственно-
технологических функций в рамках компетентностного подхода.
Процесс подготовки педагога
профессиональной школы средствами дидактико-технологического обеспечения определен следующими функциями: овладение операциями деятельности; ознакомления и формирования способа действия; активного овладения способом действия и ознакомления с отдельными видами работ производственно-технологического характера; активного изучения деятельности и овладения производственно технологическими работами [7,8]. При разработке дидактико-технологического обеспечения для подготовки педагога профессиональной школы был
проведен анализ содержательного поля профессиональной деятельности будущего выпускника для последующего выполнения им производственно-технологических функций в рамках компетентностного подхода. С этой целью были проанализированы и изучены: структурно-функциональная деятельность педагогов профессиональной школы, профессиональная характеристика, единый тарифно-квалификационный справочник,
квалификационная характеристика,
корпоративные стандарты.
Также были определены блоки ведущих идей и понятий, составляющих теоретическую базу содержания
производственно-технологического компонента подготовки будущих педагогов профессиональной школы, обучающихся в профессионально-педагогическом вузе.
Одним из инновационных средств дидактико-технологического обеспечения становится электронный кейс-бук.
Кейс-бук (с англ. case-book) - это интерактивное дидактико-технологическое средство подготовки будущих педагогов профессиональной школы, которое можно использовать в различных дидактических аспектах (особое внимание данное средство заслуживает при сетевом взаимодействии) [6].
Метод кейсов - технология обучения, использующая описание реальных социально-экономических, производственных ситуаций, при котором обучающиеся исследуют ситуацию, разбираются в сути проблем (производственных вопросов),
предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Внедрение кейсов в процессы производственного обучения в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации,
подготовленное в виде инструкционно-технологической карты, предназначенное для обучения и контроля будущих педагогов профессиональной школы, а также определения уровня сформированной компетенции или части компетенции, в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием, где усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности будущих педагогов профессиональной школы по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями,
владениями, а также формирование производственно-технологического компонента профессионально-
педагогической деятельности.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Технология работы с кейсом в учебных мастерских имеет свои специфические особенности, связанной с построением уникального учебно-производственного
процесса. Сложность заключается в организации индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с материалами кейса -учебно-производственными ситуациями
(идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой учебно-производственной проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках заключительного инструктажа).
Кейс - стадии на учебно-производственных занятиях могут быть представлены в виде следующих этапов:
1. Формулировка учебно-производственной задачи.
2. Выявление причины ее возникновения.
3. Переформулировка целей.
4. Выделение предположений и путей решения конкретной задачи.
5. Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по ее решению.
6. Определяются необходимые производственно-технологические ресурсы и время для выполнения поставленных задач.
7. Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления); информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); стратегический кейс (развитие умения
анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Мы предлагаем кейс с заданиями в виде электронного дидактико-технологического обеспечения. Электронный кейс-бук спроектирован как электронное учебное пособие, представленное в виде ситуативных задач (с применением метода кейсов), на основе структурно-функционального подхода.
Электронный кейс-бук включает в себя три блока: когнитивный, операционно-деятельностный и практико-ситуативный.
Первый блок - когнитивный. Формирует у студентов теоретический составляющую. При изучении информации данного блока актуальными являются профессиональные знания. Качественное усвоение знаний по первому блоку создает основу для лучшего формирования профессиональной
компетентности в производственно-технологическом компоненте
профессионально-педагогической деятельности. Второй блок носит операционно-деятельностный характер и формирует профессиональную деятельность (умения), как структурный компонент профессиональной компетентности. Данный блок формирует операционно-
деятельностную составляющую
производственно-технологического компонента. Третий блок носит практико-ситуативный характер производственно-технологического компонента. Данный блок представлен в виде конкретных учебно-производственных ситуаций и ситуативных задач производственно-технологического характера. Это позволяет сформировать готовность (владение) к будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Одной из главных особенностей применения и использования электронного кейс-бука становится рациональное сочетание теоретических и производственных аспектов различных видов учебно-производственной деятельности,
необходимой для формирования
профессиональной компетентности и готовности к инновационной деятельности.
Профессиональные компетенции будущих педагогов профессионального обучения необходимо развивать, систематически приобщая их к деятельности инновационного, креативного и исследовательского характера.
Библиографический список
1. Осипова, И. В. Теоретические основы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии: компетентностный подход: монография / И. В. Осипова, Н.Н. Ульяшина. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.- пед.ун-та, 2012. - 226 с.
2. Осипова, И. В. Моделирование процесса подготовки студентов по рабочей профессии / И. В. Осипова, Н. Н. Ульяшина // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - №1. - С. 26-27.
3. Осипова, И. В. Структурно-содержательная модель формирования компетенции по рабочей профессии у педагогов профессионального обучения / И. В. Осипова, Н. Н. Ульяшина // Высшее образование сегодня. - 2011. - №4. - С. 36 - 41.
4. Осипова, И. В. Педагогические условия формирования компетенции педагога профессионального обучения по рабочей профессии «электрогазосварщик» / И. В. Осипова, Н. Н. Ульяшина // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №12. - C.20-22.
5. Осипова, И. В. Дидактико-технологическое обеспечение подготовки студентов по рабочей профессии электрогазосварщик в ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» / И. В. Осипова, Н. Н. Ульяшина // Высшее образование сегодня. - 2012.
- №11. - С. 49 - 53.
6. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева.
- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.
7. Романцев, Г. М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография / Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О.В. Тарасюк. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 545 с.
8. Теория и практика профессионально-педагогического образования: Коллектив. моногр.; под.ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург, 2007. -224 с.
ELECTRONIC CASE-BOOK AS INNOVATIVE MEAN OF TRAINING A TEACHER OF PROFESSIONAL SCHOOL: PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL COMPONENT
A. P. Zhigadlo, I. V. Osipova, N. N. Uljashina
Abstract. The author considers the peculiarities of the process of training students in professional and
pedagogical university. The authors have proposed the approaches for developing didactic and technological support for modeling process of preparing production-technological component in professional-pedagogical activity on the example of an electronic case-book.
Keywords: didactic-technological support, professional-pedagogical activity, electronic casebook, training students.
References
1. Osipova I. V., Ul'jashina N. N. Teoreticheskie osnovy podgotovki studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza po rabochej professii: kompetentnostnyj podhod: monografija [Theoretical bases of training students of professional and pedagogical higher education institution on a profession: competence-based approach: monograph]. Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos.prof.-ped.un-ta, 2012. - 226 s.
2. Osipova I. V., Ul'jashina N. N. Modelirovanie processa podgotovki studentov po rabochej professii [Modeling process of training students on a profession]. Professional'noe obrazovanie. Stolica, 2009, no 1. pp. 26-27.
3. Osipova I. V., Ul'jashina N. N. Strukturno-soderzhatel'naja model' formirovanija kompetencii po rabochej professii u pedagogov professional'nogo obuchenija [Structural and conceptual model of forming teachers' professional competence]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2011. no 4. pp. 36 - 4l.
4. Osipova I. V., Pedagogicheskie uslovija formirovanija kompetencii pedagoga professional'nogo obuchenija po rabochej professii «jelektrogazosvarshhik» [Pedagogical conditions of forming teacher's competence on the profession "electric and gas welder"]. Srednee professional'noe obrazovanie, 2008, no 12. pp. 20-22.
5. Osipova I. V., Ul'jashina N. N. Didaktiko-tehnologicheskoe obespechenie podgotovki studentov po rabochej professii jelektrogazosvarshhik v FGAOU VPO «Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet» [Didactic and technological support of training students on a profession "electric and gas welder" at The Russian state professional and pedagogical university]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2012, no 11. pp. 49 -53.
6. Professional'no-pedagogicheskie ponjatija: Slov. [Professional and pedagogical concepts: Words.]. Sost. G. M. Romancev, V. A. Fedorov, I. V. Osipova, O.V. Tarasjuk; Pod red. G.M. Romanceva. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2005. 456 p.
7. Romantsev G. M., Fedorov V. A., Osipova I. V., Tarasjuk O.V. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie osnovy standartizacii: monografija
[Level professional and pedagogical education: theoretical-methodological bases of standardization: monograph]. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2011. 545 p.
8. Teorija i praktika professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija: Kollektiv. monogr.; pod.red. G. M. Romanceva. [Theory and practice of professional and pedagogical education: Collective. monograph]. Ekaterinburg, 2007. 224 p.
Жигадло Александр Петрович (Россия, г. Омск) - доцент, кандидат технических наук; доктор педагогических наук, декан факультета Автомобильный транспорт, заведующий кафедрой инженерной педагогики ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (644080, Россия, г. Омск, проспект Мира, 5.)
Осипова Ирина Васильевна (Россия, г. Екатеринбург) - ученый секретарь УМО по ППО, профессор, кандидат педагогических наук, доктор педагогических наук Международного института «ИНФО-Рутения» Международной академии наук Сан-Марино, Российский государственный профессионально-
педагогический университет, (620012, Россия, г. Екатеринбург, Машиностроителей 11)
Ульяшина Наталья Николаевна (Россия, Екатеринбург) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Сварочное производство, Российский государственный профессионально-педагогический университет. (620012 г. Екатеринбург, Машиностроителей 11., e-mail: Nataly_Ul@e1.ru)
Zhigadlo Aleksandr Petrovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of pedagogical sciences, associate professor, candidate of technical sciences; dean of the faculty "Motor transport", head of the department of Engineering pedagogics. The Siberian state automobile and highway academy (SibADI). (644080, Russia, Omsk, Mira Avenue, 5.)
Osipova Irina Vasilievna (Russian Federation, Ekaterinburg) - scientific secretary of Educational and methodical department, professor, candidate of pedagogical sciences, doctor of pedagogical sciences of the International institute "INFO-Ruteniya", International academy of Sciences of San Marino, the Russian state professional and pedagogical university, (620012, Russia, Ekaterinburg, Mashinostroiteley 11)
Uliashina Natalia Nikolaevna (Russian Federation, Ekaterinburg) - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "Welding engineering", Russian state professional and pedagogical university. (620012, Ekaterinburg, Mashinostroiteley 11, e-mail: Nataly_Ul@e1.ru)