DOI 10.15826/1^.2016.103.020
К. В. Решетникова, М. Д. Предводителева*
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия
компетентностная модель обучения магистров
в сфере гостеприимства и туризма: опь1т формирования
научно-исследовательских и аналитических
компетенций
Ключевые слова: компетенции; компетентностный подход; модель компетенций в сфере гостеприимства и туризма; магистратура.
Индустрия гостеприимства и туризма играет в последние десятилетия заметную роль в мировой экономике, открывая вместе с тем возможности для проведения научной и образовательной деятельности. Однако в России, несмотря на весьма существенную трансформацию этого сектора экономики и значительное число образовательных программ по данному направлению, исследования в сфере гостеприимства и туризма (ГиТ) пока не нашли широкого распространения. Также нельзя говорить о глубокой интеграции научно-исследовательской составляющей в образовательные программы высшего образования по гостеприимству и туризму. Вместе с тем востребованность работодателями компетенций, связанных с ведением исследовательской и аналитической работы, фиксируются в профессиональных стандартах, разработанных в рамках Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг.
Формирование таких компетенций у студентов, обучающихся по специальностям в сфере ГиТ, может быть реализовано только при условии их активного участия в научно-исследовательской деятельности в процессе обучения. Настоящая публикация отражает практику привлечения студентов к такого рода работам на основе включения в учебные планы регулярного научно-исследовательского семинара, призванного развить соответствующие компетенции. Цель статьи состоит в представлении результатов опыта использования ком-петентностного подхода при обучении на научном семинаре в рамках специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ. Компетентностный подход, взятый в качестве методологической основы, получил развитие в ходе Болонского процесса. Основные методы работы включают в себя анализ документов, среди которых профессиональные стандарты, созданные в рамках Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг., осуществляемого под руководством Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, в рамках которых вузами России реализуются образовательные программы, и государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования/Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/образовательного стандарта НИУ ВШЭ, в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет» (ОС ВПО). Результатом стала разработка концепции научно-исследовательского семинара «Актуальные направления исследований в менеджменте индустрии гостеприимства и туризме», практика проведения которого и представлена в данной статье.
Компетентностная модель
специалиста в области гостеприимства и туризма в профессиональных стандартах Российской Федерации
Образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов рынка труда и, соответственно,
формирование у учащихся компетенций, которые бы позволяли реализовывать востребованные трудовые функции, в рассматриваемом случае -в отрасли гостеприимства и туризма. При этом трудовые функции, реализуемые сотрудниками, отражены в профессиональных стандартах.
Обратимся к реестру профессиональных стандартов, разработанных в рамках Плана разработки
* Решетникова Кира Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Школы бизнеса и делового администрирования факультета бизнеса и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия, Москва, ул. Кирпичная, 33/5, +7 (495) 772-95-84; [email protected].
Предводителева Марина Дмитриевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Школы бизнеса и делового администрирования факультета бизнеса и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» факультета бизнеса и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия, Москва, ул. Кирпичная, 33/5, +7 (495) 772-97-69; [email protected].
профессиональных стандартов на 2012-2015 гг., реализуемого под руководством Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В разделе «Гостиницы и рестораны» можно найти лишь восемь разработанных профессиональных стандартов для специалистов этой сферы. К ним относятся профессиональные стандарты:
- бухгалтера;
- внутреннего аудитора;
- официанта-бармена;
- пекаря;
- руководителя предприятия питания;
- руководителя - управляющего гостиничного комплекса, сети гостиниц;
- сомелье, кависта;
- специалиста по противопожарной профилактике [1].
Следует отметить, что только в двух из них -руководителя - управляющего гостиничного комплекса, сети гостиниц и руководителя предприятия питания - предусмотрен уровень квалификации, предполагающий наличие у претендента на эту должность магистерской степени. В обоих случаях это уровень в иерархии организации, на котором принимаются стратегические решения, связанные с развитием сети гостиниц или предприятия (сети предприятий) питания (высшие уровни квалификации - 7 или 8).
В этом случае обобщенная трудовая функция определяется как «стратегическое управление развитием» либо одного предприятия, либо сети организаций. Трудовые функции, которые позволяют реализовать обобщенную трудовую функцию, ориентированную на стратегическое развитие сети гостиниц, включают в себя:
- разработку концепции и стратегии развития всей сети;
- взаимодействие с собственниками и партнерами по бизнесу;
- внедрение инновационных технологий и изменений в управление деятельностью сети.
Для каждой из перечисленных трудовых функций профессиональный стандарт описывает те необходимые умения и знания, которые должны гарантировать ее адекватную реализацию. Например, предполагается, что для реализации функции по анализу и оценке деятельности предприятия необходимы следующие умения:
- владение навыками планирования и о зации маркетинго гостеприимства;
- владение методиками стратегического туационного анализа и оценки результатов де тельности организации;
исследований в индус
- применение техники количественной оценки, анализа и презентации информации о продукте;
- владение навыками создания и ведения баз данных по различным показателям деятельности организации [2].
Таким образом, в профессиональных стандартах фактически заложено, что специалисты в сфере гостеприимства и туризма, претендующие на занятие управленческих позиций верхнего уровня в организациях, должны, с одной стороны, иметь магистерскую степень, с другой - обладать умениями, связанными с ведением научно-исследовательской работы. Соответственно, программы магистратуры в этой области должны быть готовы к тому, чтобы формировать соответствующие компетенции у выпускников. Это, в свою очередь, находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по профильным направлениям. Так, например, среди видов профессиональной деятельности магистра по направлению 10.11.00 «Гостиничное дело» перечислены организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, производственно-технологическая и сервисная деятельность. Для реализации столь разнообразных видов профессиональной деятельности необходим достаточно широкий спектр компетенций, который следует сформировать у выпускников магистратуры. Среди многочисленных профессиональных компетенций магистра по направлению 10.11.00 «Гостиничное дело» можно увидеть те, которые прямо ориентированы на решение научно-исследовательских задач:
- способность проводить комплексные исследования гостиничного рынка с использованием современных научных методов (ПК-6);
- готовность исследовать и оценивать эффективность инноваций в гостиничной индустрии (ПК-8);
- готовность к организации проектной деятельности в гостиницах и других средствах размещения (ПК-10);
- готовность прогнозировать перспективы развития гостиничной индустрии на федеральном, региональном, муниципальном уровне (ПК-11) [3].
Таким образом, обучение магистров для работы в гостиничной сфере предполагает ориентацию в образовательных программах на формирова-соответствующих запросам нка труда. Такой подход является общим для
соот-
разовательных учреждений твует принципам, заложен онского процесса.
ументах
Подходы к форм1 компетентностной модел..
специалиста в областей гостеприимства и туризм« в образовательных стандартах высшего образования (уровень магистратура)
Идеология, ориентированная на формирование компетентностной модели специалиста в той или иной сфере деятельности, заложена в документах Болонского процесса, в которых речь идет о качестве образования. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей [4]. При этом в документах, касающихся Болонского процесса, под компетентностным подходом понимается «подход к проектированию результатов образования, основанный на компетенциях» [5]. Под результатами понимаются «совокупности компетенций, выражающих, что именно студент будет знать, понимать или будет способен делать по завершении процесса обучения» [6].
Таким образом, компетентностная модель выпускника отражает, с одной стороны, иерархию целей, а с другой стороны, результаты обучения на каждом из его этапов [7]. Компетентностный подход становится базой и для формирования образовательных стандартов, и для определения результатов обучения.
Этот подход нашел свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по соответствующим направлениям подготовки (38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратура), 10.11.00 «Гостиничное дело» (уровень магистратура), 26.08.00 «Технология продукции и организация общественного питания» (уровень магистратура)) [8].
Следует отметить, что подготовка магистров в рамках высшего образования предполагает более широкое поле деятельности, нежели то, которое обозначено конкретными функциями в профессиональных стандартах. Так, например, виды профессиональной деятельности магистра по направлению 10.11.00 «Гостиничное дело» включают в себя организационно-управленческую, научно-исследовательскую, проектную, производственно-технологическую и сервисную деятельность. Для магистров по направлению 26.08.00 «Технология продукции и организация
общественного питания» предусмотрена маркетинговая деятельность. Магистры-менеджеры в ходе обучения готовятся также к педагогической деятельности. Таким образом, возможности построения карьерных траекторий выпускников магистратуры профильных направлений значительно шире, чем то функциональное поле, которое предусмотрено профессиональными стандартами.
Для реализации столь разнообразных видов профессиональной деятельности необходим и достаточно широкий спектр компетенций, который следует сформировать у выпускников магистратуры.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) входит в число одного из 45 российских вузов, наделенных правом разрабатывать и реализовывать собственные образовательные стандарты. С этой целью НИУ ВШЭ, будучи исследовательским университетом, ориентированным на выход на международный уровень, разработал инновационную образовательную программу «Формирование
ий для инно-
петен
управлении». предложен свой нций, опираю-отки специали-
системы аналитических ваций в бизнесе и государст В рамках этой программы был подход к формированию ком щийся, с одной стороны, на разр стов, работавших в данном направлении в рамках Болонского процесса, а с другой стороны - на оригинальные методические разработки, призванные адаптировать этот процесс к российским реалиям. Программа исходит из потребности приведения квалификации выпускников НИУ ВШЭ в большее соответствие с требованиями работодателей, представляющих реальный сектор экономики, выработки у них способности не только гибко адаптироваться к сложной и неопределенной среде, но и активно преобразовывать эту среду.
В рамках этого подхода компетенции рассматриваются как «...способность организовать имеющиеся у обучающегося ресурсы для решения проблемы и наиболее эффективного поведения в ситуации» [9]. В результате освоения профессиональной образовательной программы выпускник не просто приобретает некую сумму знаний, необходимых для решения профессиональных задач, но также понимает, что с этими знаниями (как ресурсами) необходимо сделать и как этой цели он может достичь.
Если результатом освоения образовательной программы становятся сформированные компетенции, на базе которых выпускник демонстрирует готовность (и мотивацию) к решению профессиональных задач и эффективное поведение в рабочих
ситуациях, то можно говорить о сформированной у него компетентности в соответствующей об сти деятельности.
В НИУ ВШЭ предложенный подход нашел свое отражение в формировании у выпускника:
- системных компетенций, являющихся ядром компетентностных образовательных результатов в НИУ ВШЭ (13 компетенций);
- профессиональных компетенций - инструментальных и социально-личностных (всего 60 компетенций).
Системные компетенции являются общими для всех направлений подготовки. Что касается профессиональных компетенций, определяемых для конкретной образовательной программы, то группа инструментальных компетенций отражает непосредственно способы деятельности, «инструменты» будущей профессиональной деятельности. Профе ссиональные социально-личностные компетенции связаны с востребованными качествами и особенностями социального взаимодействия будущего профессионала. Таким образом, компетенции непосредственно ориентированы на результаты обучения для каждой из образовательных программ: они обеспечивают и гарантируют определенный уровень образования выпускника, позволяющий ему решать как общепрофессиональные задачи, так и специфические задачи в рамках тех видов профессиональной деятельности, которые он осваивает в процессе обучения. Одним из таких видов деятельности как раз и является научно-исследовательская (или аналитическая - для практиков) работа, которая требует формирования ряда компетенций в ходе научно-исследовательских семинаров.
Научно-исследовательский семинар:
кейс специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
В образовательном процессе в магистратуре НИУ ВШЭ как исследовательского университета около 50 % времени выделено на научную работу студентов, которая выступает постоянным и систематическим элементом учебного процесса. При этом научно-исследовательский семинар (НИС) является одной из обязательных форм обучения на всех образовательных программах магистратуры НИУ ВШЭ.
Занятия по научн нару проводятся в те
стратуре. На протя олагает тоятельную
тий
тьскому семи-ока обучения ении этого периода 1е аудиторных заня-удентов.
В настоящей публикации мы фокусируемся на научно-исследовательских компетенциях, формируемых в рамках НИСа, входящего в учебный план специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» НИУ ВШЭ.
Первый набор на специализацию «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» был осуществлен в 2012 г. Целью данной образовательной программы является подготовка менеджеров и аналитиков, обладающих интегрированными, взаимоувязанными знаниями современных экономико-управленческих концепций и отраслевых подходов в сфере индустрии гостеприимства и туризма. Для реализации этой цели построена матрица компетенций, позволяющая определить, какие компетенции формируются в рамках тех или иных дисциплин, предусмотренных учебным планом, в том числе компетенции, формируемые в ходе НИСа.
Целью НИСа является формирование научно-исследовательских компетенций, включающих навыки разработки программы исследования, выбора методов сбора данных, формирования инструментария, а также навыки сбора, систематизации, анализа релевантной информации и представления результатов исследования.
Задачами НИСа являются:
• Формирование навыков выявления актуальной исследовательской проблематики, выбора направления исследования и формулировки конкретной темы, целей и задач исследования.
• Формирование навыков организации и проведения исследования, включая разработку категориального аппарата исследования, выбор соответствующих целям и задачам исследования методов и методик сбора и обработки данных.
• Формирование навыков анализа полученных результатов, написания научной работы (аналитического отчета) по результатам проведенного исследования, аргументированного ведения научной дискуссии, презентации результатов, включая подготовку текстов докладов и презентаций для российских и международных конференций.
Путем решения поставленных задач формируются следующие компетенции, относящиеся
к научно-исследовательским и преподавательским:
«ПК-10 Способен выявлять и формулировать актуальные научные проблемы в области менеджмента, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме.
ПК-11 Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т. д., баз данных, журналов и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях.
ПК-12 Способен формулировать и проверять научные гипотезы, выбирать и обосновывать инструментальные средства, современные технические средства и информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей в сфере управления, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.
ПК-13 Способен использовать методы количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере управления.
ПК-14 Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи или доклада.
ПК-15 Способен представлять р зультаты следований в виде мето использования в п дисциплин.
ПК-16 Способен разр
ериалов для равленческих
учебные про-
модулях на первом году обучения и в трех - на втором.
Научно-исследовательский семинар первого года обучения
Первая форма проведения НИСа первого года обучения представляет собой комбинацию «полевых» профориентационных мероприятий, проводимых представителями ведущих российских и зарубежных компаний с последующими аудиторными занятиями с преподавателями магистерской программы для научной систематизации полученных студентами практических знаний.
Так, в рамках НИСа проводятся мастер-классы, круглые столы представителей бизнес-сообщества. В качестве дополнительной внеаудиторной деятельности организуются ознакомительные экскурсии в отели ведущих международных гостиничных сетей, офисы туристических компаний.
Введение данной практико-ориентирован-ной составляющей определяется отраслевым характером магистерской программы и позволяет учащимся получить информацию по текущим тенденциям, перспективным трендам и актуальным проблемам в туризме и гостеприимстве непосредственно у представителей предприятий отрасли. Проводимые затем в рамках этого блока НИСа аудиторные занятия направлены на научную систематизацию полученных студентами практических знаний, выявление возможных направлений исследований, нацеленных на решение конкретных практических задач.
Кроме того, в рамках первого модуля происходит подготовка студентов к выступлению н
граммы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин.
ПК-17 Способен преподавать управленческие дисциплины с использованием результатов научных исследований.
ПК-18 Способен руководить научной работой студентов в сфере менеджмента» [10].
Для формирования указанных компетенций учебный процесс выстроен в определенную логику, сочетающую различные формы обучения и методические приемы. Ниже обозначена логика проведения НИСа на обоих годах обучения в магистратуре. При этом структура НИСа образуется несколькими формами, условно привязанными к модулям. Академический год в НИУ ВШЭ включает четыре модуля. Аудиторные занятия согласно учебным планам проходят во всех четырех
на молодежной секции ежегодной осенней конференции факультета бизнеса и менеджмента «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования». Так как элементами портфолио при поступлении на данную магистерскую программу в числе прочего являются наличие публикаций, а также сертификатов и прослушанных курсах по менеджменту ГиТ, у ряда студентов магистратуры уже существует исследовательский задел в виде курсовой или дипломной работы по данной тематике, а также публикаций, выполненных ими во время обучения на бакалавриате или специ-алитете. В рамках НИС в первом модуле первого года обучения проводится обсуждение этих работ и подготовка на их основе докладов для конференции факультета.
Вторая форма научного семинара в рамках первого года обучения (второй модуль первого года обучения) - цикл исследователь-ско-ориентированных занятий, проводимый
профессорско-преподавательским составом и ориентирует студентов в проблемном поле проведения научно-исследовательской работы по тематике ГиТ. На занятиях представляются результаты собственных исследований и сферы научных интересов профессорско-преподавательского состава, занятого на специализации. Предполагается знакомство студентов магистратуры со спецификой методов исследований в данном отраслевом поле, с процедурами организации исследовательских проектов и анализа полученных результатов. Эта форма призвана помочь студентам, с одной стороны, выбрать тему курсовой работы и будущей магистерской диссертации и сформировать первоначальный план курсовой работы, а с другой - обеспечить получение необходимых для проведения такого рода деятельности работы знания ключевых подходов, концепций, теорий, методологии исследования, методов и методик. Кроме того, на данном этапе реализации научного семинара студенты имеют возможность обсудить с преподавателями НИСа возможности решения актуальных проблем современного бизнеса, обозначенных представителями бизнес-сообщества.
Третья форма НИС первого года - занятия «Академическое письмо» (третий модуль первого года обучения). Данные занятия направлены на развитие у студентов навыков письменной академической работы. Основными темами этого блока являются выбор и описание темы исследования, определение и описание объекта и предмета исследования, выявление основных источников научной информации и работа с ними при написании научной работы, структурирование академических текстов, правила оформления академических текстов; составление и оформление библиографических списков, предоставление результатов исследования.
Четвертая форма НИСа «Актуальные направления исследований в менеджменте индустрии гостеприимства и туризме» первого года обучения - занятия, проводимые отечественными или зарубежными специалистами, учеными, ведущими исследовательскую работу в отраслевом проблемном поле, в том числе проводимые в режиме видеоконференции. Занятия направлены на знакомство студентов с тематикой проводимых на мировом академическом пространстве исследований и сфокусированы на освещении активно разрабатываемых и перспективных направлениях исследований в менеджменте ГиТ. Реализация данной формы представляется актуальной именно в конце второго семестра первого
года обучения, когда студенты уже выполняют исследования в рамках курсовой работы и выбрали темы дипломных работ.
В течение первого года обучения занятия, вводящие студентов в проблемное поле исследований в области менеджмента ГиТ, сочетаются с работой по подготовке курсовой работы и выбору темы магистерской диссертации. Курсовая работа защищается в четвертом модуле. Лучшие работы рекомендуются для представления на ежегодной конференции факультета менеджмента. Одна или две курсовые работы ежегодно по итогам конкурсного отбора рекомендуются для участия в одной из международных конференций.
Научно-исследовательский семинар второго года обучения
Если НИС первого года обучения направлен на ориентацию студентов в проблемном поле менеджмента в индустрии гостеприимства и туризма, их ознакомление с возможными форматами проведения исследований, основами написания академических текстов, то НИС второго года имеет технологический характер: он направлен на обсуждение всех этапов подготовки магистерских диссертаций, начиная от этапа постановки исследовательской проблемы и до презентации результатов.
Первая форма НИСа на втором году обучения - занятия, направленные на формирование представлений о принципах проведения научных исследований, в том числе и в рамках подготовки магистерской диссертации, овладение навыками построения выпускной работы в зависимости от выбранной темы, постановки исследовательской проблемы, формулирования цели и задач исследования, выбора объекта и предмета, формулирования гипотез, овладение пониманием единства программы исследования. Занятия представляют собой сочетание мини-лекций и дискуссий, в основе которых обсуждение презентаций участников семинара, подготовленных на базе материалов их магистерских диссертаций.
Вторая форма (второй модуль второго года обучения) - занятия, знакомящие студентов с основными методами сбора информации. Студенты получают представление о различных типах исследований в этой области (статистических, социологических, маркетинговых и др.), об особенностях сбора данных и формирования инструментария для такого рода исследований. Поскольку базовое образование студентов магистратуры может быть разным, не все студенты имеют навык организации и проведения
Заключение
Обучение на программах высшего образования направлено на подготовку выпускников к будущей трудовой деятельности. При этом программы подготовки призваны развивать навыки и компетенции, соответствующие, с одной стороны, фактическим запросам рынка труда, а с другой стороны, позволяющие выпускникам сформировать свою собственную карьерную траекторию, в полной мере отвечающую их интересам.
Сейчас, согласно экспертным мнениям практиков бизнеса, одной из проблемных зон современной российской гостиничной индустрии и туризма является недостаток квалифицированных кадров [11]. При этом программы, реализуемые в рамках среднего профессионального образования, и достаточно многочисленные бакалаврские программы обеспечивают отрасль линейным персоналом и кадрами, выполняющими задачи операционного характера.
Между тем следует констатировать, что магистерское образование в сфере гостеприимства и туризма в нашей стране, с одной стороны, не имеет широкого распространения, с другой - существующие магистерские программы реализуются преимущественно в вузах, не имеющих статуса национальных исследовательских университетов, главным образом на гуманитарных факультетах, что означает, что такие программы зачастую не имеют экономической или менеджериальной направленности.
Реализация магистерской программы по гостеприимству и туризму в НИУ ВШЭ, зарекомендовавшем себя как вуз, входящий в том числе в один из наиболее значимых международных рейтингов QS - World University Rankings by subject [12] вузов в сфере экономики, бизнеса и менеджмента, имеет, таким образом, объективные корневые отличия от большинства программ, предлагаемых коллегами. Формирование исследовательских и преподавательских компетенций у студентов магистратуры дает им возможность расширить диапазон выбора происходит на заключительной стадии обра- своего профессионального развития, увидеть пер-зовательного процесса: представители бизнеса спективы роста в выбранной сфере деятельности. привлекаются и к написанию рецензий на ма- Такая логика формирования концепции научно-ис-гистерские диссертации, и к участию в работе следовательского семинара в рамках магистерской Государственной аттестационной комиссии. программы «Экономика впечатлений: менеджмент
в индустрии гостеприимства и связана с компетенциями, формируе
исследований, не все обладают навыками сбора данных с помощью различных методов: анализа документов, опроса (интервью и анкетирования), наблюдения, использования вторичных данных. Именно эта форма занятий позволяет сформировать соответствующие компетенции, которые в дальнейшем могут быть использованы не только для исследовательской, но и для аналитической, консалтинговой работы.
Третья форма занятий направлена на изучение и совершенствование навыков работы по анализу данных с помощью пакета Statistical Package for the Social sciences (SPSS). В ходе занятий студенты осваивают основные приемы работы и организации данных, приобретают навыки анализа взаимозависимости переменных. Особое место уделяется возможностям и условиям использования таких методов анализа, как дисперсионный, регрессионный анализ, а также особенностям использования факторного и кластерного анализа.
Четвертая форма частично сочетает элементы четвертой формы первого года - знакомство с уже проведенными научными работами отечественных и зарубежных исследователей - и работу над магистерской диссертацией. При этом большое внимание уделяется публичной презентации студентами в своих группах магистерских диссертаций, обсуждению проблемных и сильных зон, направлений доработки. Благодаря такой форме проведения НИСа студенты получают навыки публичного представления своих исследований, навыки ведения научной дискуссии.
Таким образом, проведение НИСа на обоих годах обучения в магистратуре позволяет сформировать компетенции, относящиеся к научно-исследовательским и преподавательским, отражаемым в матрице компетенций. Формируемые на специализации научно-исследовательские компетенции направлены на подготовку выпускников к реализации трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах. Оценка компетенций со стороны работодателей
Возможности использования сформированных компетенций предоставляются уже в процессе работы выпускников после трудоустройства. Как показывает практика, выпускники специализации занимают позиции, связанные с аналитической, а не операционной деятельностью.
е» тесно
------------------------- , т_г____г,___ыми у студентов, и с формами обучения, позволяющими эти компетенции сформировать. Представляется, что подобная комбинация позволяет обогатить обучение студентов, расширить их представление
о цели научных исследований, сориентировать их в реалиях бизнеса и помочь целенаправленно формировать свою карьерную траекторию после окончания обучения в магистратуре.
Список литературы
1. Реестр профессиональных стандартов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyhstandartov?p_auth=4v0kZpN8&p_p_ id=assetcategories_WAR_wcmportlet_INSTANCE_ R8825rlFSQ2p&p_p_lifecycle=1&p_p_state=normal&p_p_ mode=view&p_p_col_id=column1&p_p_col_count=2&_ assetcategories_WAR_wcmportlet_INSTANCE_ R8825rlFSQ2p_javax.portlet.action=setFilter&_ assetcategories_WAR_wcmportlet_INSTANCE_ R8825rlFSQ2p_categoryFilterId=97584 (дата обращения: 04.05.2016).
2. Профессиональные стандарты руководителя-управляющего гостиничного комплекса, сети гостиниц и руководителя предприятия питания. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1405654; http://profstandart. rosmintrud.ru/web/ps1405195. (дата обращения: 04.05.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратура). С. 6-8. URL: http://минобрнауки.рф.pdf (дата обращения: 17.04.2016).
4. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / авт.-сост. В. И. Байден-ко, О. Л. Ворожейкина, Е. Н. Карачарова, Н. А. Селезнева, Л. Н. Тарасюк ; под науч. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 148 с.
5. Компетентностный подход // Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / авт.-сост. В. И. Байденко, О. Л. Ворожейкина, Е. Н. Карачарова, Н. А. Селезнева, Л. Н. Тарасюк ; под науч. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исслед.
центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 52-53.
6. Результаты образования/обучения // Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / авт.-сост. В. И. Байденко, О. Л. Ворожейкина, Е. Н. Карачарова, Н. А. Селезнева, Л. Н. Тарасюк ; под науч. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 70-72.
7. Матушкин Н. Н., Пахомова С. И., Столбовой И. Д. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода // Университ. управление. 2011. N° 1. С. 58-63.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратура), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.11.00 «Гостиничное дело» (уровень магистратура), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 26.08.00 «Технология продукции и организация общественного питания» (уровень магистратура). URL: http:// минобрнауки.рф (дата обращения: 17.04.2016).
9. Материалы по реализации компетентностного подхода в НИУ ВШЭ представлены сайте НИУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/deprog/Department3 (дата обращения: 19.08.2015).
10. Матрица компетенций представлена на сайте НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/ma/tourism/documents (дата обращения: 04.05.2016).
11. Интервью с президентом Федерации рестораторов и отельеров России Игорем Бухаровым. ФРиО: три печали индустрии - кадры, излишний госконтроль и образование. URL: http://hotelier.pro/management/item/310-frio (дата обращения: 19.08.2015).
12. Позиция НИУ ВШЭ в указанном рейтинге отражена на сайте НИУ ВШЭ. URL: https://strategy.hse.ru/ rating (дата обращения: 04.05.2016).
DOI 10.15826/umj.2016.103.020
Reshetnikova K.V., Predvoditeleva M.D.*
National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia
COMPREHENSIVE COMPETENCY MODEL FOR MS HOSPITALITY AND TOURISM STUDENTS: A STUDY OF THE FORMATION OF THE RESEARCH AND ANALYTICAL COMPETENCIES
Key words: competencies, competence based approach, competence model in hospitality and tourism, master's program
During the last decades hospitality and tourism industry has played significant role in the international economy opening extensive opportunities for conducting research and educational activities. However despite significant transformation of this sphere and considerable number of educational programs in this field there is still lack of research in H & T in Russia. We also do not see deep integration of research component into the H&T university education. At the
* Reshetnikova Kira V. - PhD in economics, associate professor, Human resources management department, School of Business administration at the Faculty of Business and Management, NRU HSE, Moscow, Kirpichnaya st. 33/5, tel. +7 (495) 7729584; [email protected].
Predvoditeleva Marina D. - PhD in economics, associate professor, General and Strategic Management department, School of Business administration at the Faculty of Business and Management, NRU HSE, Moscow, Kirpichnaya st. 33/5, tel +7 (495) 772-97-69, [email protected]
same time the fact that the labour market demands for academic and research competencies is mentioned in professional standards developed as part of Professional standards development plan for 2012 - 2015.
Formation of such competencies at the H&T programs can be achieved only by students' involvement in research activities during the study process. This article demonstrates the experience of involving students into such activities by means of introducing regular research seminar aimed at developing relevant competencies as part of the program curriculum. The aim of the article is to present the results of using competence based approach in teaching during the research seminar within the framework of specialization "'Tourism and Hotel Management" of master program "Experience Economy: Hospitality and Tourism Management" at the Faculty of Business and Management at National Research University Higher School of Economics (NRU HSE). Competence based approach used as the methodological basis was developed as part of Bologna process. Main methods include document analysis covering professional standards created as part of Professional standards development plan for 2012 - 2015 under the supervision of Russian federation Ministry for Labor and Social Security; federal state educational standards for higher professional education (bachelor and master programs) that form the framework for Russian universities educational programs implementation; state educational standards for higher professional education/Federal state educational standard for higher professional education/educational standard of NRU HSE . This work resulted in development of a concept of research seminar "Current research trends in hospitality and tourism management". The article presents experience of conducting this seminar.
References
1. Reestr professional'nyh standartov [Register of the pro- nevoj. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki fessional standards]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ specialistov, 2009, p. 70-72.
reestr-professionalnyh standartov?p_auth=4v0kZpN8&p_p_ 7. Matushkin N. N., Pahomova S. I., Stolbovoj I. D.
id=assetcategories_WAR_wcmportlet_INSTANCE_ Formirovanie kompetencij vypusknika vuza na osnove pro-
R8825rlFSQ2p&p_p_lifecycle=1&p_p_state=normal&p_p_ cessnogo podhoda [Formation of the competencies of univer-
mode=view&p_p_col_id=column1&p_p_col_count=2&_as- sity graduates based on the process approach], Universitetskoe
setcategories_WAR_wcmportlet_INSTANCE_R8825rlF- upravlenie [Journal University Management: Practice and
SQ2p_javax.portlet.action=setFilter&_assetcategories_ Analysis], 2011, Vol. 1, pp. 58-63.
WAR_wcmportlet_INSTANCE_R8825rlFSQ2p_category- 8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart
FilterId=97584 (accessed 04.05.2016). vysshego obrazovanija [Federal state educational standards
2. Professional'nye standarty rukovoditelja-upravljajush- of the higher education] po napravleniju podgotovki 38.04.02 hego gostinichnogo kompleksa, seti gostinic i rukovoditelja Menedzhment (uroven' magistratura), Federal'nyj gosudarst-predprijatija pitanija [Professional standarts of the manager of vennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po the hotel chain and F&B manager], URL: http://profstandart. napravleniju podgotovki 10.11.00 Gostinichnoe delo (uroven' rosmintrud.ru/web/ps1405654; URL: http://profstandart.ros- magistratura), Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj mintrud.ru/web/ps1405195 (accessed 04.05.2016). standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart 26.08.00 Tehnologija produkcii i organizacija obshhestven-vysshego obrazovanija [Federal state educational standards nogo pitanija (uroven' magistratura). URL: http://minobrnauki. of the higher education] po napravleniju podgotovki 38.04.02 rf (accessed 17.04.2016).
Menedzhment (uroven' magistratura), pp. 6-8. URL: http:// 9. Materialy po realizacii kompetentnostnogo podhoda
minobrnauki.rf.pdf (accessed 17.04.2016). v NIU VShJe [Materials on the competency approach realiza-
4. Bolonskij process: glossarij (na osnove opyta moni- tion at NRU HSE], predstavleny na sajte NIU VShJe. URL: toringovogo issledovanija) [Bologna process: glossary]. Avt. http://www.hse.ru/deprog/Department3 (accessed 19.08.2015). sost. V. I. Bajdenko, O. L. Vorozhejkina, E. N. Karacharova, 10. Competencies matrix predstavlena na sajte NIU N. A. Selezneva, L. N. Tarasjuk. Pod nauch. red. V. I. Ba- VShJe [The competencies matrix is presented at the NRU HSE jdenko i N. A. Seleznevoj. M.: Issledovatel'skij centr problem webpage]. URL: https://www.hse.ru/ma/tourism/documents kachestva podgotovki specialistov, 2009, 148 p. (accessed 04.05.2016).
5. Kompetentnostnyj podhod [Competency approach]. 11. Interv'ju s prezidentom Federacii restoratorov Bolonskij process: glossarij (na osnove opyta monitoringo- i otel'erov Rossii Igorem Buharovym. FRiO: Tri pechali vogo issledovanija). Avt. sost. V. I. Bajdenko, O. L. Vorozhe- industrii - kadry, izlishnij goskontrol' i obrazovanie [In-jkina, E. N. Karacharova, N. A. Selezneva, L. N. Tarasjuk. terview with the President of the Russian Federation of the Pod nauch. red. V. I. Bajdenko i N. A. Seleznevoj. Moscow, restaurateurs and hoteliers Igor Bukharov: Three griefs of Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki special- the industry: human resources, excessive State control, and istov, 2009, pp. 52-53. education]. URL: http://hotelier.pro/management/item/310-
6.Rezul'taty obrazovanija/obuchenija [Results of the frio (accessed 19.08.2015).
educations/training]. Bolonskij process: glossarij (na osnove 12. Pozicija NIU VShJe v ukazannom rejtinge otrazhena
opyta monitoringovogo issledovanija). Avt. sost. V. I. Bajden- na sajte NIU VShJe [The position of the NRU HSE in the
ko, O. L. Vorozhejkina, E. N. Karacharova, N. A. Selezneva, ranking is presented at the NRU HSE webpage]. URL: https://
L. N. Tarasjuk. Pod nauch. red. V. I. Bajdenko i N. A. Selez- strategy.hse.ru/rating (accessed 04.05.2016).