Научная статья на тему 'Проблемы внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и гостеприимства'

Проблемы внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / TOURISM / HOTEL BUSINESS / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпырня Олег Валентинович, Андрейко Мария Николаевна

Статья посвящена основным проблемам внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и гостеприимства. Авторы, анализируя содержание как образовательных стандартов по направлениям подготовки 43.03.02 Туризм и 43.03.03 Гостиничное дело, так и профессиональных стандартов «Экскурсовод (гид)» и «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», пришли к выводу об очень слабой согласованности представленных в них трудовых функций и требований Министерства образования и науки Российской Федерации к разработке основных профессиональных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпырня Олег Валентинович, Андрейко Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of federal state educational standards of higher education 3 ++ in the industry of tourism and hospitality

The article is devoted to the main problems of implementation of the Federal state educational standards of higher education 3 ++ in the tourism and hospitality industry. The authors analyzing the content of both educational standards in the areas of training of 43.03.02 Tourism and 43.03.03 Hotel business, as well as professional standards “Guide” and “Manager / manager of the hotel complex / hotel chain”, concluded that there was very little coordination the labor functions and requirements of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for the development of basic professional educational programs.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и гостеприимства»

УДК 006.034:338.48 ББК 75.81 Ш-84

Шпырня Олег Валентинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, e-mail: oleg_shpyrnya@mail. ru;

Андрейко Мария Николаевна, Южный институт менеджмента, е-mail: [email protected], т.: 8(918)1949333

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (рецензирована)

Статья посвящена основным проблемам внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и гостеприимства. Авторы, анализируя содержание как образовательных стандартов по направлениям подготовки 43.03.02 Туризм и 43.03.03 Гостиничное дело, так и профессиональных стандартов «Экскурсовод (гид)» и «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», пришли к выводу об очень слабой согласованности представленных в них трудовых функций и требований Министерства образования и науки Российской Федерации к разработке основных профессиональных образовательных программ.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, туризм, гостиничное дело, основная профессиональная образовательная программа.

Shpyrnya Oleg Valentinovich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Socio-Cultural Service and Tourism, FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar, e-mail: [email protected];

Andreyko Maria Nicolaevna, Southern Institute of Management, e-mail: [email protected], t.: 8 (918) 1949333

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION 3 ++ IN THE INDUSTRY OF TOURISM AND HOSPITALITY

(reviewed)

The article is devoted to the main problems of implementation of the Federal state educational standards of higher education 3 ++ in the tourism and hospitality industry.

The authors analyzing the content of both educational standards in the areas of training of 43.03.02 Tourism and 43.03.03 Hotel business, as well as professional standards "Guide" and "Manager / manager of the hotel complex / hotel chain", concluded that there was very little coordination the labor functions and requirements of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for the development of basic professional educational programs.

Key words: Federal State Educational Standard of Higher Education, tourism, hotel business, basic professional educational program.

Сложившаяся ситуация в современном образовательном пространстве Российской Федерации достаточно сложна и запутанна. Причем подобная ситуация наблюдается по всем ступеням организации образовательного процесса. С одной стороны мы видим существенное ужесточение требований к образовательным учреждениям высшего образования со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, а с другой - достаточно сумбурную ситуацию, обусловленную внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ [10]. С точки зрения ужесточения требований к аккредитации высших учебных заведений ситуация достаточно ясна и понятна. Профильное министерство заинтересовано в повышении качества обучения посредством соответствия данного обучения разработанным и утвержденным образовательным стандартам. В этом, кстати, и заключается суть процесса прохождения аккредитационной процедуры различными образовательными учреждениями. Очень много вопросов у профессионального образовательного сообщества взывает внедрение новых стандартов, причем не сам процесс обновления (здесь нет никаких сомнений в актуальности данной процедуры, необходимой для соответствия образовательного процесса последним веяниям развития науки и техники, общественной жизни), а его скорость. Здесь нам хотелось бы отметить, что предыдущие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3+ были введены совсем недавно, например, ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» был подписан приказом Министра образования и науки России 14.12.2015, а утвержден Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2016 [3]. ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» был подписан приказом Министра образования и науки России 04.12.2015, а утвержден Министерством юстиции Российской Федерации 12.01.2016 [4]. Таким образом, на момент написания данной статьи указанным стандартам исполнилось только два года и несколько месяцев. Однако глобальных, изменяющих все представление о направлении, структуре подготовки бакалавров по указанным направлениям, не было. Было несколько изменений в рамках отраслевого законодательства, но они носили сугубо экономический характер и никак не могли привести к срочной необходимости внедрения нового образовательного стандарта. При этом в 2017 году, спустя полтора года, образовательным организациям высшего образования, осуществляющим подготовку обучающихся по образовательным программам по направлениям подготовки бакалавриата в индустрии туризма и гостеприимства, предлагают уже новые стандарты 3 ++ с началом действия с 01.01.2018 года. Высшим учебным заведениям достаточно сложно подготовиться к подобным изменениям, тем более в последнее время число проверок со стороны структур Министерства образования и науки Российской Федерации существенно возросло. Здесь мы также видим существенное ужесточение требований при проверках. Если ранее допускалось наличие недочетов по ряду параметров, то есть происходило деление на критичные и некритичные параметры оценивания деятельности образовательной организации, то сегодня любое замечание,

даже если оно единственное, служит основанием для вынесения предписания и приостановке аккредитации. Стоит отметить также, что стандарты вводятся и вступают в силу посередине учебного года, соответственно, необходимо готовить две образовательные программы. С одной стороны необходимо выполнять аккредитационные требования, а именно соответствие подготовки бакалавров требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а с другой - сами стандарты меняются слишком часто и в результате образовательным учреждениям все сложнее подстраиваться под их требования [9]. В ряде случаев приходится готовить два комплекта документов, например, если проверка запланирована на 2019 год, а с сентября 2018 года уже производится набор по новому стандарту 3++. Так как аккредитация проводится за шестилетний период, включая в себя проверку по годам набора обучающихся, то необходимо готовить документы по наборам до 2018 года по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3 +, а с 2018 года - Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3 ++.

Стоит отметить, что 2019 году необходимость подтверждения аккредитации возникла у ведущих вузов г. Краснодара, реализующих подготовку обучающихся по основным профессиональным образовательным программам по направлениям подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело». Среди них Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный университет; Частное образовательное учреждение высшего образования Южный институт менеджмента. Однако данные учреждения воспользовались возможностью не объявлять набор по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования 3++, так как ФГОС ВО 3+ будет действовать до конца декабря 2018 года, что предоставляет возможность осуществлять прием обучающихся 1 сентября 2018 года как по новому образовательному стандарту 3++, так и по стандарту поколения 3+ [11].

Еще одной важной проблемой на пути внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3 ++ по направлению подготовки бакалавров для индустрии туризма и гостеприимства является практически полное отсутствие утвержденных профессиональных стандартов в отрасли, особенно в туристской индустрии [5, 6].

Сегодня в гостиничном бизнесе официально утвержден в 2015 году приказом Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» [2]. Данный стандарт не закрывает все потребности гостиничного бизнеса, а, соответственно, сужает возможности образовательных организаций в формировании основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело». Этому способствует тот факт, что из четырех обобщенных трудовых функций к бакалавриату относятся только 1 (6-й квалификационный уровень) - управление текущей деятельностью департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса. Остальные относятся к СПО (5-й квалификационный уровень) или уровню специалитета и

магистратуры (7-8 квалификационные уровни). Однако в данном случае закрываются достаточно актуальные трудовые функции:

- B/01.6 - управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

- B/02.6 - взаимодействие с потребителями и заинтересованными сторонами;

- B/03.6 - контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса [7].

В ситуации с направлением подготовки 43.03.02 «Туризм» проблемы намного более серьезные. Существует только один, очень узкий профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» [1]. При этом даже в этом стандарте на уровне бакалавриата представлена только одна обобщенная трудовая функция - проведение экскурсий с двумя трудовыми функциями:

- ^01.6 - разработка экскурсий;

- С/02.6 проведение экскурсий [8].

Соответственно профессиональный стандарт вообще никак не удовлетворяет потребности образовательных организаций в разработке основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм».

Это является большой проблемой, так как с 2016 года работники государственного сектора уже работают по профессиональным стандартам, а с 2020 - все остальные должны работать по разработанным и утвержденным профессиональным стандартам. При этом Министерство образования и науки Российской Федерации требует от образовательных учреждений высшего образования приведения основных профессиональных образовательных программ в соответствие с профессиональными стандартами [8].

Выходом в данном случае может быть внедрение профессионально-прикладных компетенций, сформированных региональными работодателями. Также необходимо сделать более широким поле видов профессиональной деятельности, а также трудовых функций для всех отраслей индустрии туризма в соответствии с Федеральным законом №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; привести обобщенные трудовые функции в профессиональных стандартах к соответствию требованиям Федерального закона Российской Федерации №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Литература:

1. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 №539н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2014 №33924).

2. Приказ Минтруда России от 07.05.2015 №282н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2015 №37395).

3. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 №1463 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2016 №40639).

4. Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. №1432 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата)».

5. Шпырня О.В. Современные требования к кадровой структуре гостиничного предприятия // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2012. №1. С. 353-357.

6. Шпырня О.В., Евтушенко С.Ф. Организация кадровой структуры туроператорских и турагентских компаний // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2012. №1. С. 325.

7. Шпырня О.В. Аналитический обзор квалификационных характеристик должностей работников организаций сферы туризма // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 138-141.

8. Шпырня О.В. К вопросу о формировании обобщенных трудовых функций для создания профессиональных стандартов работников санаторно-курортной и туристской индустрии Краснодарского края // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 142-150.

9. Шпырня О.В. Обоснование и формирование содержания магистерской программы по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. №1. С. 100-105.

10. Шпырня О.В. Современные проблемы формирования профессиональных стандартов в сфере туризма // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016. Т. 1. С. 129-130.

11. Шпырня О.В. Аналитический обзор федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 4. С. 68-73.

Literature:

1. Order of the Ministry of Labor of Russia dated August 4, 2014 N 539n (ed. December 12, 2016) "On the approval of the professional standard "Guide " (Registered in the Ministry of Justice of Russia on September 1, 2014 N 33924).

2. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 07.05.2015 N 282n "On the approval of the professional standard "Manager / Manager of the hotel complex / hotel chain " (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 26.05.2015 N 3 7395).

3. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 14.12.2015 N1463 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training of 43.03.02 Tourism (bachelor's degree)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 01/19/2016 N 40639).

4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 4, 2015 No. 1432 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training of 43.03.03 Hotel Business (Bachelor's Level) ".

5. Shpyrnya O.V. Modern requirements for the personnel structure of a hotel enterprise // Resort and recreation complex in the system of regional development: innovative approaches. 2012. № 1. P. 353-357.

6. Shpyrnya O.V., Evtushenko S.F. Organization of the personnel structure of tour operator and travel agent companies // Resort and recreation complex in the system of regional development: innovative approaches. 2012. № 1. P. 325.

7. Shpyrnya O. V. Analytical review of qualification characteristics of positions of workers in organizations of a tourism sector// Bulletin of Maikop State Technological University.

2015. № 3. P. 138-141.

8. Shpyrnya O. V. To the question of the formation of generalized labor functions for the creation of professional standards of workers of the sanatorium-resort and tourist industry of the Krasnodar Territory // Bulletin of Maikop State Technological University. 2015. № 3. P. 142150.

9. Shpyrnya O. V. Justification and formation of the content of the master's program in the direction of training of 43.04.02 "Tourism" // Physical culture, sport - science and practice.

2016. № 1. P. 100-105.

10. Shpyrnya O.V. Modern problems offormation ofprofessional standards in the field of tourism // Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 2016. V. 1. P. 129-130.

11. Shpyrnya O.V. Analytical review of the federal state educational standard of higher education 3 ++ in the direction of training of 43.03.02 "Tourism" // Bulletin of Maikop State Technological University. 2017. № 4. P. 68-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.