Научная статья на тему 'Обоснование содержания профессиональной подготовки магистрантов по направлению «Туризм» в БФУ им. И. Канта'

Обоснование содержания профессиональной подготовки магистрантов по направлению «Туризм» в БФУ им. И. Канта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ТУРИЗМ / МАГИСТЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / TOURISM / EDUCATION MASTER / STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Людмила Валерьевна

Рассмотрено современное состояние сложившейся системы профессионального образования Российской Федерации, проанализированы основные проблемы формирования кадрового потенциала туристической отрасли, а также тенденции в обучении специалистов индустрии туризма и гостеприимства. Обосновывается необходимость подготовки магистров туризма по профилю «Туризм» и определяются необходимые квалификационные характеристики специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A justification of the content of professional training of masters in «Tourism» at IKBFU

This article considers the current state of the existing system of education in the Russian Federation and analyses the main problems of the development of human resources potential within the tourism industry, as well as the trends in the training of specialists in tourism and hospitality. The author emphasizes the need for training masters in tourism within the “Tourism” field of study and identifies the desired characteristics of a specialist’s qualification.

Текст научной работы на тему «Обоснование содержания профессиональной подготовки магистрантов по направлению «Туризм» в БФУ им. И. Канта»

УДК 378

Л. В. Семенова

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТУРИЗМ»

В БФУ им. И. КАНТА

Рассмотрено современное состояние сложившейся системы профессионального образования Российской Федерации, проанализированы основные проблемы формирования кадрового потенциала туристической отрасли, а также тенденции в обучении специалистов индустрии туризма и гостеприимства. Обосновывается необходимость подготовки магистров туризма по профилю «Туризм» и определяются необходимые квалификационные характеристики специалиста.

© Семенова Л. В., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 121 — 127.

122

This article considers the current state of the existing system of education in the Russian Federation and analyses the main problems of the development of human resources potential within the tourism industry, as well as the trends in the training of specialists in tourism and hospitality. The author emphasizes the need for training masters in tourism within the “Tourism" field of study and identifies the desired characteristics of a specialist's qualification.

Ключевые слова: компетенция, туризм, магистерское образование.

Key words: competence, tourism, education master, standard.

Индустрия туризма и гостеприимства Калининградской области в настоящее время находится в непростой ситуации. Определение туризма в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики калининградского эксклава диктует требования не только к инфраструктурному и материально-техническому обеспечению индустрии туризма и гостеприимства, но и к качеству и профессиональной компетенции специалистов этой сферы. Особое геополитическое положение Калининградской области, близость развитых стран предъявляют международные требования к персоналу, занятому в туристической индустрии. Потребители результатов образовательной деятельности вуза — работодатели, которые оценивают качество деятельности образовательного учреждения в соответствии с подготовленностью выпускников к профессиональной деятельности, уровнем их профессиональных и общекультурных компетенций. По оценкам экспертов, уровень подготовки выпускников пока не в полной мере соответствует потребностям современного рынка труда и ожиданиям работодателей, выделяющих следующие проблемы:

— отсутствие практических навыков и умений выпускников, необходимых для конкретной профессиональной деятельности, с учетом квалификационного уровня и профиля подготовки;

— содержание образовательных программ не в полной мере отвечает требованиям работодателей реальных секторов экономики;

— чрезмерная академичность образовательных программ высшего профессионального образования при отсутствии необходимой практической подготовки;

— недостаток учебной и учебно-методической литературы, а также порой низкий уровень ее профессиональной составляющей из-за отсутствия практической направленности образовательных траекторий на профиль подготовки и квалификацию выпускника;

— отсутствие в учебных учреждениях соответствующей материально-технической базы, что не позволяет обучающимся приобрести

практические навыки и компетенции, необходимые для выполнения профессиональных функций [2, с. 92—93].

Как уже было замечено выше, туризм как высококонкурентная отрасль диктует требования и к профессиональной подготовке кадров индустрии туризма и гостеприимства. Престижность и популярность профессии менеджера туризма до недавнего времени являлась основным, а зачастую и единственным основанием для поступления на профильные специальности. Это связано с устойчивым мнением о высокой доходности при минимальных затратах в отрасли и, как следствие, о высоком уровне заработных плат. Будущие студенты приходят в вуз совершенно неподготовленными и малоинформированными о выбранной профессии: проведенные на факультете сервиса опросы показали, что 80 % первокурсников по окончании университета хотят стать директорами гостиниц, турфирм или управляющими ресторанов. Незнание специфики, субъективная оценка профессии и профессиональных компетенций приводят к тому, что к заключительным курсам обучения многие студенты разочаровываются в выбранном профессиональном направлении и не стремятся в дальнейшем продолжить обучение по специальности и совершенствовать собственные профессиональные навыки. Эта тенденция стала основой непростой кадровой ситуации, сложившейся в индустрии туризма и гостеприимства Калининградской области.

Современные условия диктуют постоянное совершенствование индустрии гостеприимства и туризма региона, а вхождение Калининграда в число городов, которые будут принимать чемпионат мира по футболу 2018 года, требует одновременно с модернизацией инфраструктуры региона и повышения качества сервиса на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Для удовлетворения потребностей растущего рынка индустрии гостеприимства Калининградского региона, нужны высокопрофессиональные линейные работники сферы обслуживания (официанты, бармены, горничные и пр.). Однако для эффективной работы всей сферы туризма и гостеприимства как туркомплекса эксклавного региона необходимы и высококвалифицированные научно-педагогические кадры сферы туризма. В связи с этим особо остро стоит проблема разработки и оптимизации профессиональной подготовки кадров сферы туризма. В сложившийся ситуации профессионализация образовательных программ — эффективный способ гибко и оперативно реагировать на меняющиеся потребности рынка труда, а успешное освоение образовательных программ в соответствии с выбранным профилем подготовки позволит обучающимся лучше адаптироваться к профессиональной деятельности. Как отмечают специалисты [2], разработка образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей и запросам рынка, предполагает:

123

124

— изучение потребностей рынка в кадрах различного уровня образования и квалификации;

— определение востребованности конкретных специалистов;

— выбор профиля образовательной программы подготовки, обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов;

— установление требований к условиям реализации образовательных программ, форм контроля и оценки кадрового, информационного, учебно-методического ресурсного обеспечения;

— контроль и рецензирование образовательных программ;

— обеспечение компетентности профессорско-преподавательского состава с обязательным привлечением к преподаванию представителей работодателей и ведущих специалистов индустрии гостеприимства и туризма;

— создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные вопросы, тесты, которые помогут оценить знания, умения и уровень усвоенных компетенций;

— совместная разработка с работодателями отрасли требований к итоговой аттестации выпускников, критериев оценки результатов освоения образовательной программы;

— оценка совместно с работодателями уровня профессионального образования и квалификации выпускников после их трудоустройства.

Подобный подход позволяет говорить о необходимости конкретизации в содержании образовательной программы четко обоснованных целей в области образования и формирования социально-личностных качеств обучающегося.

Факультет сервиса БФУ им. Иммануила Канта уже 15 лет осуществляет подготовку специалистов различных направлений сферы туризма и гостеприимства: ресторанного и гостиничного сервиса, а также туристического направления. Присоединение России к Болонскому процессу повысило требования к результату образовательной деятельности вуза, а именно к профессиональным навыкам и компетенциям, которыми должен обладать выпускник. Формирование компетенций зависит не только от освоения студентом предметов, представленных в ООП, но и образовательной среды факультета и вуза, организации учебного процесса, используемых образовательных технологий, включающих самостоятельную работу студента, практики, участие в научно-исследовательской работе и пр.

В соответствии с требованием рынка модернизировать процесс подготовки специалистов в 2011 году была открыта магистратура по направлению «Туризм». В разработанной по данному направлению программе была предпринята попытка консолидировать требования стан-

дарта для подготовки магистра и реалий современного рынка занятости туристической отрасли. С целью качественной подготовки обучающихся с привлечением представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных специалистов.

Задачи подготовки магистров:

— в области развития личности — это прежде всего формирование социально-личностных качеств: нравственности, общекультурных навыков, способности к быстрой социальной адаптации и реализации своего творческого личностного потенциала, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, четкой гражданской позиции, коммуникативности, толерантности;

— в области профессиональной подготовки:

• получение углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно использовать компетенции в социальной, научно-исследовательской, профессиональной и иной сфере в соответствии с профильной направленностью магистерской программы;

• приобретение выпускником универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих его социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;

• овладение навыками, позволяющими выпускнику успешно работать в сфере туризма в соответствии с профильной направленностью магистерской программы;

• формирование умений самостоятельно решать задачи, требующие инновационного подхода;

• развитие способностей к исследованию и реализации инноваций, умения находить нестандартные организационно-управленческие решения в туристической индустрии.

Технология формирования профессиональных компетенций будущих магистров туризма предполагает соблюдение следующих педагогических условий: максимальное эффективное использование рефлексивных возможностей интерактивных форм и методов обучения, поэтапность формирования компетентностей в ходе образовательного процесса, мотивированность учебной и профессиональной деятельности студентов, актуализацию личностного саморазвития, гуманизацию содержания профессионального образования, реализацию системы дидактических принципов на основе компе-тентностного подхода.

Предметы, которые в процессе учебы изучает магистрант, способствуют формированию специалиста индустрии гостеприимства и туризма, способного к выполнению следующих задач по видам профессиональной деятельности [1]:

125

126

• Проектная деятельность:

— формирование целей разработки туристического проекта и выявление приоритетов в проектировании туристической деятельности;

— оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование предоставления услуг туристической деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне;

— оперативное и стратегическое планирование и проектирование деятельности предприятий туристической индустрии;

— проектирование и создание туристическо-рекреационных зон и комплексов.

• Производственно-технологическая деятельность:

— совершенствование процессов разработки и реализации туристических продуктов, отвечающих требованиям потребителей;

— оценка экономической эффективности туристических продуктов;

— выявление и оценка инновационно-технологических рисков процессов реализации туристических продуктов.

• Организационно-управленческая деятельность:

— организация и управление процессами формирования и реализации туристических продуктов, отвечающих требованиям потребителей; работой коллектива предприятия туристической индустрии;

— принятие тактических и стратегических решений в разработке и реализации туристических продуктов, соответствующих требованиям потребителей;

— мониторинг и оценка туристической деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровнях;

— организация и управление туристическо-рекреационными зонами и комплексами.

• Сервисная деятельность:

— разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристического обслуживания потребителей, создание систем безопасности;

— организация работ по стандартизации и сертификации туристического продукта.

• Научно-исследовательская деятельность:

— проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;

— системный анализ рынка туристических услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристической индустрии и обеспечения запросов потребителей;

— разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристической индустрии и научное сопровождение туристической деятельности;

— оценка эффективности инноваций в туристической деятельности.

Представленный выше материал дает основание полагать, что

подготовка магистров по направлению «Туризм» на факультете сер-

виса Балтийского федерального университета им. И. Канта увеличит научно-педагогический потенциал индустрии туризма и гостеприимства, что положительно скажется на состоянии туристической отрасли в регионе.

Список литературы

1. Основная образовательная программа по направлению «Туризм». URL: www.kantiana.ru/service/tourism (дата обращения: 20.02.2013)

2. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. Особенности образовательных программ подготовки специалистов для индустрии туризма // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристических услуг : темат. сб. матер. конф. М., 2012. С. 92 — 106.

3. Гониянц С. А. Концептуальные основания подготовки магистров по направлению 034600.68 — «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» // Там же. С. 12 — 19.

4. Королева Н. И. Клиентоориентированные технологии как показатель коммуникативной компетентности в сервисной деятельности : монография. СПб., 2010.

5. Ананьева Т.Н. Тенденции инновационного развития образования в области сервиса и туризма // Наука и туризм: стратегия взаимодействия : сб. ст. / под ред. А. Г. Редькина. Барнаул, 2012. Вып. 1. С. 14 — 18.

6. Магистратура: содержание и организация учебного процесса : учеб. пособие / под ред. А. И. Губаря. Барнаул, 2011.

Об авторе

Людмила Валерьевна Семенова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About the author

127

Dr Lydmila Semenova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.