Научная статья на тему 'Особенности подготовки конкурентоспособных магистров по направлению «Туризм» в БФУ им. И. Канта'

Особенности подготовки конкурентоспособных магистров по направлению «Туризм» в БФУ им. И. Канта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЭКСКЛАВНЫЙ РЕГИОН / НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ / EDUCATIONAL PROGRAM / EXCLAVE REGION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF / WORLD CUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л. В.

Рассматриваются педагогические условия в рамках технологии формирования профессиональных компетенций будущих магистров туризма, включая использование рефлексивных возможностей интерактивных форм и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PREPARATION OF COMPETITIVE MASTERS ON THE DIRECTION OF "TOURISM" IN I. CANTE BFU

Pedagogical conditions are considered in the framework of the technology for forming the professional competencies of future masters of tourism, including the use of reflective possibilities of interactive forms and methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки конкурентоспособных магистров по направлению «Туризм» в БФУ им. И. Канта»

УДК: 378

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТУРИЗМ» В БФУ им. И. КАНТА

Л. В. Семенова

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Аннотация. Рассматриваются педагогические условия в рамках технологии формирования профессиональных компетенций будущих магистров туризма, включая использование рефлексивных возможностей интерактивных форм и методов обучения. Ключевые слова: образовательная программа, эксклавный регион, научно-педагогические кадры, чемпионат мира по футболу.

PECULIARITIES OF PREPARATION OF COMPETITIVE MASTERS ON THE DIRECTION OF "TOURISM" IN I. CANTE BFU

L. V. Semenova

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

Abstract. Pedagogical conditions are considered in the framework of the technology

for forming the professional competencies of future masters of tourism, including the

use of reflective possibilities of interactive forms and methods of teaching.

Key words: Educational program, exclave region, scientific and pedagogical staff, World Cup.

Индустрия туризма и гостеприимства Калининградской области в настоящее время находится в непростой ситуации. Определение туризма в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики Калининградского эксклава диктует требования не только к инфраструктурному и материально-техническому обеспечению индустрии туризма и гостеприимства, но и к качеству и профессиональной компетенции специалистов этой сферы. Особое геополитическое положение Калининградской области, близость развитых стран предъявляет международные требования к персоналу, занятому в туристской индустрии. Потребители результатов образовательной деятельности вуза — работодатели, в настоящее время оценивают качество деятельности образовательного учреждения в соответствие с подготовленностью выпускников к профессиональной деятельности, уровню развития их профессиональных и общекультурных компетенций. По оценкам экспертов уровень подготовки выпускников пока не в полной мере соответствует потребностям современного рынка труда и ожиданиям работодателей, которые выделяют следующие проблемы:

— отсутствие практических навыков и умений выпускников для конкретной профессиональной деятельности с учетом квалификационного уровня и профиля подготовки;

— содержание образовательных программ не в полной мере отвечают требованиям представителей работодателей реальных секторов экономики

— чрезмерная академичность образовательных программ высшего профессионального образования при отсутствие необходимой практической подготовки;

— недостаток учебной и учебно-методической литературы, а также порой низкий уровень их профессиональной составляющей в виду отсутствия практической направленности образовательных траекторий на профиль подготовки и квалификацию выпускника;

— отсутствие соответствующей материально-технической базы с учетом профиля подготовки, что не обеспечивает обучающихся необходимыми практическими навыками и компетенция-

ми, необходимыми для выполнения профессиональных функций непосредственно в сфере профессиональной деятельности [2, с. 92-93].

Как уже было замечено выше, туризм, как высоко конкурентная отрасль диктует требования и к профессиональной подготовке кадров индустрии туризма и гостеприимства. Престижность и популярность профессии менеджера туризма до недавнего времени являлась основным, а зачастую и единственным основанием для поступления на профильные специальности. Это связано с устойчивым мнением о высокой доходности при минимальных затратах в отрасли, и, как следствие, о высоком уровне заработных плат. Будущие студенты приходят в вуз совершенно неподготовленными и мало информированными о выбранной профессии: проведенные на факультете сервиса опросы показали, что 80% первокурсников по окончании университета хотят стать директорами гостиниц, управляющими ресторанов, или директорами турфирм. Незнание специфики, субъективная оценка профессии и профессиональных компетенций приводит к тому, что к заключительным курсам обучения многие студенты разочаровываются в выбранном профессиональном направлении и не стремятся в дальнейшем продолжить обучение по выбранной специальности и совершенствовать собственные профессиональные навыки. Эта тенденция явилась основой непростой кадровой ситуации, сложившейся в индустрии туризма и гостеприимства Калининградской области.

Современные условия диктуют постоянное совершенствование индустрии гостеприимства и туризма региона, а вхождение Калининграда в число городов, которые будут принимать Чемпионат мира по футболу 2018 года обусловливает одновременно с модернизацией инфраструктуры региона и улучшить качества сервиса на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Для удовлетворения потребностей растущего рынка индустрии гостеприимства Калининградского региона безусловно необходимо наличие высокопрофессиональных линейных работников сферы обслуживания (официантов, барменов, горничных и пр.). Однако, для эффективной работы всей сферы туризма и гостеприимства как туркомплекса эксклавного региона необходимы и высококвалифицированные научно-педагогические кадры сферы туризма. В связи с этим особо остро возникла проблема разработки и оптимизации профессиональной подготовки кадров сферы туризма. В сложившийся ситуации, профессионализация образовательных программ — эффективный способ гибко и эффективно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда, а успешное освоения образовательных программ в соответствие с выбранным профилем подготовки обеспечит обширные возможности обучающихся в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Как отмечают специалисты [2], разработка образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей и запросам рынка включает следующие процедуры:

— изучение потребностей рынка в кадрах различного уровня образования и квалификации;

— определение необходимости в специалистах с востребованным уровнем образования;

— установление профиля образовательной программы подготовки, обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов;

— разработка требований к условиям реализации образовательных программ, форм контроля и оценки результатов, кадрового, информационного, учебно-методического необходимого ресурсного обеспечения;

— контроль и рецензирование образовательных программ;

— обеспечение компетентности профессорско-преподавательского состава с обязательным привлечением к преподаванию представителей работодателей и ведущих специалистов индустрии гостеприимства и туризма;

— создание фондов оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные вопросы, тесты и пр., которые помогут оценить знания, умения и уровень усвоенных компетенций;

— совместная разработка с работодателями отрасли требований к итоговой аттестации выпускников, критериев оценки результатов освоения образовательной программы;

— оценка совместно с работодателями трудоустройства выпускников с учетом уровня профессионального образования и квалификации.

Этот подход позволяет говорить о необходимости конкретизации в содержании образовательной программы четко обоснованных целей в области образования и формирования социально-личностных качеств обучающегося.

Факультет сервиса БФУ им. Иммануила Канта уже 15 лет ведет подготовку специалистов различных направлений сферы туризма и гостеприимства: ресторанного и гостиничного сервиса, а также туристского направления. Присоединение России к Болонскому процессу расширило требования к результату образовательной деятельности вуза, а именно углубило профессиональные навыки и компетенции, которыми должен обладать выпускник. Формирование компетенций происходит не только в процессе освоения студентом предметов, представленных в ООП, но и образовательной средой факультета и вуза, организацией учебного процесса, используемыми образовательными технологиями, включающими самостоятельную работу студента, практики, участие в научно-исследовательской работе и пр.

Требования рынка диктуют условия для постоянного совершенствования модернизации учебного процесса, в связи с чем в 2011 году была открыта магистратура по направлению «Туризм». В разработанной программе была предпринята попытка консолидировать требования стандарта для подготовки магистра и реалии современного рынка занятости данного направления. Цель направления — качественная подготовка обучающихся с привлечением представителей работодателей, заинтересованных в подготовке выпускников по направлению «Туризм» с учетом профильной направленности. Задачи подготовки магистров затрагивают областей как развития личности, так и профессиональной подготовки:

— в области развития личности является формирование социально-личностных качеств: нравственности, общекультурных навыков, способности к быстрой социальной адаптации и реализации своего творческого личностного потенциала, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, четкой гражданской позиции, коммуникативности, толерантности;

— в области профессиональной подготовки:

• получение углубленного профессионального образования в области туризма, позволяющего выпускнику свободно использовать компетенции в социальной, и/или научно-исследовательской, профессиональной и иной сфере в соответствии профильной направленности магистерской программы;

• приобретение выпускником универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих его социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;

• овладение навыками, позволяющими выпускнику успешно работать в сфере туризма в соответствии профильной направленности магистерской программы;

• формирование умений самостоятельно решать задачи, требующие инновационного подхода;

• развитие способностей к исследованию и реализации инноваций, умению находить нестандартные организационно-управленческие решения в туристской индустрии.

Технология формирования профессиональных компетенций будущих магистров туризма включает следующие педагогические условия: максимальное эффективное использование рефлексивных возможностей интерактивных форм и методов обучения, поэтапность формирования компетентно-стей в ходе образовательного процесса, мотивированность учебной и профессиональной деятельности студентов, актуализацию личностного саморазвития, гуманизации содержания профессионального образования, реализацию системы дидактических принципов на основе компетентностного подхода.

Предметы, которые в процессе учебы изучает магистрант позволяет на выходе сформировать специалиста индустрии гостеприимства и туризма, способного к выполнению следующих задач по видам профессиональной деятельности [1]:

проектная деятельность:

• формирование целей разработки туристского проекта и выявление приоритетов в проектировании туристской деятельности;

• оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование предоставления услуг туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне;

• оперативное и стратегическое планирование и проектирование деятельности предприятий туристской индустрии;

• проектирование и создание туристско-рекреационных зон и комплексов; производственно-технологическая деятельность:

• совершенствование процессов разработки и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, оценка экономической эффективности туристских продуктов;

• выявление и оценка инновационно-технологических рисков процессов реализации туристских продуктов;

организационно-управленческая деятельность:

• организация и управление процессами формирования и реализации туристских продуктов, отвечающих требованиям потребителей, работой коллектива предприятия туристской индустрии;

• принятие тактических и стратегических решений в разработке и реализации туристских продуктов, соответствующих требованиям потребителей;

• мониторинг и оценка туристской деятельности на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне);

• организация и управление туристско-рекреационными зонами и комплексами;

сервисная деятельность:

• разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристского обслуживания потребителей, создание систем безопасности;

• организация работ по стандартизации и сертификации туристского продукта;

научно-исследовательская деятельность:

• проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;

• системный анализ рынка туристских услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристской индустрии и обеспечения запросов потребителей;

• разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристской индустрии и научное сопровождение туристской деятельности;

• оценка эффективности инноваций в туристской деятельности.

Представленный выше материал дает основание полагать, что подготовка магистров по направлению «Туризм» на базе факультета сервиса Балтийского федерального университета им. И. Канта увеличит научно-педагогический потенциал индустрии туризма и гостеприимства, что положительно скажется на состоянии индустрии гостеприимства региона.

Библиографический список

1. Основная образовательная программа по направлению «Туризм». URL: www.kantiana.ru/ser-vice/tourism

2. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. Особенности образовательных программ подготовки специалистов для индустрии туризма // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг: тематический сборник материалов конференции. М., 2012. С. 92-106.

3. Гониянц С. А. Концептуальные основания подготовки магистров по направлению 034600.68 — «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг: тематический сборник материалов конференции. М., 2012. С. 12-19.

4. Королева Н. И. Клиентоориентированные технологии как показатель коммуникативной компетентности в сервисной деятельности: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

5. Ананьева Т. Н. Тенденции инновационного развития образования в области сервиса и туризма // Наука и туризм: стратегия взаимодействия: сборник статей. Вып. 1 / под ред. А. Г. Редькина. — Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2012. С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.