Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и направления развития отечественной системы подготовки туристских кадров'

Актуальные проблемы и направления развития отечественной системы подготовки туристских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕКРЕАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATION SYSTEM / EDUCATION QUALITY / RECREATION / BOLONGA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаревский Е. Л.

Рассмотрено динамичное развитие рекреационно-туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности. Раскрыта проблема качества подготовки кадров для данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems and development trends of domestic tourism training system

The dynamic development of recreation and tourism industry as well as the growth of its investment attractiveness are considered. The problems of quality training for the industry are revealed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и направления развития отечественной системы подготовки туристских кадров»

ТУРИСМКА

Е. J1. Писаревский

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ

УДК 378:001.891

Рассмотрено динамичное развитие рекреационно-туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности. Раскрыта проблема качества подготовки кадров д. ш данной отрасш.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, образовательные программы, система подготовки, качество образования, рекреация, Полонский процесс.

The dynamic development of recreation and tourism industry ax mil as the growth of its investment attractiveness are considered, the problems of quality training for the industry are revealed.

Key wonls: tourism, professional education, educational programs, education system, education quality, reovation, Bolonga Process.

В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие рекреационно-туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности и, как следствие, увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах для данной сферы По оценкам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), за период 1990-2009 гг. объем доходов от международного туризма вырос с 264,0 до 940,0 млрд долл. США. На долю туризма приходится 3,2 % мирового валового продукта, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 9,4 % мирового ВВП.

Вклад сферы туризма в ВВП в России в 2009 г. составил 2,5 % (или 6,3 % с учетом сопутствующих отраслей).

По официальным данным, занятость в сфере туризма и сопутствующих от-

раслях в мире в 2009 г. составила 7.6% (219,8 млн чел.) от совокупной занятости, из которых 2,7 % (77,3 млн чел.) работают непосредственно в сфере туризма. В России в отношении занятости населения число рабочих мест в туристской индустрии в 2009 г. составило 2,641 млн чел.

По экспертной оценке ЮНВТО. Россия обладает огромным рекреационно-туристским потенциалом, превышающим аналогичные ресурсы всех европейских стран, вместе взятых. Природное разнообразие, история и культура нашей страны позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее востребованные по потребительским предпочтениям: рекреационный (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный, деловой, спортивный, экстре-

мольный, лечебно-оздоровительный, экологический. сельский, образовательный, научный и т. д.

В инфраструктуре туристского комплекса страны 11,7 тыс. гостиниц. 2368 музеев в 477 исторических городах. 590 театров, почти 99 тыс. памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-\ садьба. которые играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом.

Естественно, что проблема качества подготовки кадров для этой отрасли приобретает особую актуальность, так как создание и продвижение туристско-ре-креационного продукта на отечественном и международном рынке труда немыслимо без высококвалифицированных кадров. становления и развития специализированной системы образования.

Быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений. занимающихся подготовкой кадров для туризма. Однако уровень подготовки специалистов по многим аспектам не соответствует требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как у нас в стране, ток и за рубежом.

Среди большого количества существующих проблем туристского образования можно выделить несколько основных. которые в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов:

• разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при яв-

ном недостатке практических навыков и знаний;

• наличие на сегодняшний день значительной потребности в квалифицированном преподавательском составе, связанной с отсутствием системы привлечения к преподаванию работников ту ристской индустрии;

• значительная потребность учебных заведений в методическом обеспечении у чебного процесса. Существующие учебные программы, учебники и учебные пособия, составляемые преподавателями, не имеющими практического опыта работы. не отвечают реальным ну ждам туристского рынка;

• не востребованность выпу скников профильных высших учебных заведений в процессе их трудоустройства при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии, что связано с отсутствием практических навыков и знаний у выпускников по конкретным специализациям;

• значительные проблемы, испытываемые сту дентами при прохождении производственной и преддипломной практик, написании курсовых и дипломных работ. Это обусловлено тем, что предприятия отрасли в большинстве своем не принимают молодых специалистов и не доют им возможности в реальных условиях применять свои теоретические знания;

• отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, ту ристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;

• отсу тствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что ведет к дезориентации молодежи при выборе образовательного учреждения;

туристкл

п

• программы курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующих в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер.

Однако в последние время наметились положительные тенденции в повышении качества профессиональной подготовки туристских кадров. Современные направления модернизации высшей школы России, связанные со сменой образовательной парадигмы, интеграцией высшей профессиональной школы в единое европейское образовательное пространство, серьезным образом меняют стратегию подготовки кадров сферы рекреации и туризма. Она становится ориентированной на потребности экономической деятельности региона, конкретных работодателей, запросы субъектов рыночных отношений.

Основанная цель профессионального образования в сфере рекреации и туризма - это подготовка работников, обладающих компетентностью в соответствующей отрасли, ответственных, свободно владеющих своей профессией и умеющих ориентироваться в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В частности, все эти вопросы связаны с Болонским процессом. «Болонским» называют процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы.

Присоединившись в сентябре 2003 г. к Болонской декларации, Россия взяла на

себя обязательства по реализации ее положений, что предусматривает:

• установление двух уровней высшего профессионального образования;

• предоставление права представителям объединений работодателей участвовать в госу дарственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

• разработку, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компе-тснтностного подхода и системы зачетных единиц;

• разработку методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах -участниках Болонской декларации;

• нормативно-правовую поддержку осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов и др.

Для выбора двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура). типичной для Великобритании, США и большинства европейских стран, имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах - от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура

(обычно 1-2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу

За прошедшие годы многие вузы в сфере туризма, рекреации и сервиса накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов (срок обучения - 5 лет) и двухступенчатой. обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения - 4 года) и «магистра» (срок обучения - 6 лет).

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

• независимым траекториям обучения по подсистемам бакалавров и специалистов, не имеющим общих частей;

• совмещенным траекториям обучения на первых (с 1-го по 2-й или 3-й) курсах с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 г.

В России в соответствии с требованиями международных стандартов результаты высшего профессионального образования формулируются в категориях - «компетенция»/«компетентность». Это обусловлено необходимостью смены концепции образовательной модели

с «знаниевой» на «компетентностную». В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования. По мнению западных экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций. -это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности.

В образовательных стандартах, разработанных в компетентностном формате, заинтересованы прежде всего работодатели. Сотрудничество вуза и предприятия предполагает внесение корректив в образовательный процесс, определение оптимальной. с позиции работодателей, структуры подготовки специалиста. Привлечение представителей бизнеса к разработке новых стандартов должно избавить от присущего им недостатка - абстрактных методических конструкций.

Таким образом, качество профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, сервиса и рекреации в вузе связано с формированием у них профессиональной компетентности как критерия готовности к успешной профессиональной деятельности за пределами системы образования.

В настоящее время перед высшей школой стоит задача построения такой системы подготовки кадров, которая позволила бы обеспечить будущих специалистов набором необходимых специи-альных компетентностей, соответствующих запросам субъектов рыночных отношений.

Профессиональная компетентность специалиста по рекреации и туризму , определяемая как его готовность и способность эффективно осуществлять профес-

турисшка

сиональную деятельность на основе интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств и мотивационных установок, обеспечит будущее-му специалисту конкурентоспособность и уверенность в собственных силах.

Переход к компстентностному подходу' при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как интегративная оценка качества подготовки специалиста рекреационно-туристской сферы может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности. Важно изменение самой логики целеполага-ния образовательного процесса: не что знать, а что и как уметь.

□ Таким образом, для обеспечения качества. эффективности и инновационного характера образования в сфере рекреации и туризма необходимо решить соответствующие задачи, в частности разработать предложения по следующим вопросам:

1. Обеспечение компетентностного подхода взаимосвязи академических знаний и практических умений, разработка новых квалификационных требований к должностям туристских профессий.

2. Создание на базе лучшего зарубежного опыта системы национальной сертификации специалистов в сфере туризма и индустрии гостеприимства.

3. Формирование системы независимой общественно-профессиональной

аккредитации программ обучения.

4. Распространение практики обще-

ственно-профессиональной сертификации выпускников образовательных

программ.

5. Создание системы внешней независимой сертификации профессиональных

квалификаций совместно с профессиональными ассоциациями.

6. Поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

7. Разработка концепции системы непрерывного образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства в России.

8. Модернизация образовательных программ в сфере сервиса с учетом крупных международных мероприятий, проводимых в Российской Федерации (подготовка кадров для таких мероприятий, как АТЭС-2012, Универсиада-2013, 0лимпиада-2014).

9. Исследование количественных и качественных аспектов потребности в кадрах предприятий туризма и гостеприимства в России.

10. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг для отрасли туризма с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

11. Организация опережающего профессионального обучения работников для их последующего трудоустройства на предприятиях туристской индустрии (в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке тру да).

12. Развитие предпринимательского духа, совершенствование изучения иностранных языков, увеличение мобильности и обменов.

13. Вхождение российских учебных заведений в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений.

Для реализации этих предложений потребуется консолидация усилий и средств госу дарства в лице Ростуризма, Рособразования и дру гих органов власти, работо-

дателей, учебных заведений, а также членов Межведомственного экспертного совета по подготовке кадров в сфере туризма.

Все это приведет к обновлению организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, обес-

печит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития туризма и индустрии гостеприимства, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность и внесет свой вклад в развитие инновационной экономики страны в целом.

А. В. Фролов ТУРИЗМ

КАК ФАКТОР МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ

УДК 796.5

Туризм рассматривается как фактор поддержании внутреннего мира и стабильности в туристском регионе. Туристская индустрия характеризуется взаимным проникновением и обогащением культур. Дан анат > влияния туризма на региональную стабильность в ряде туристских дестинаций.

Ключевые слова: туризм, туристские дестинации, политическая стабильность, экономическая стабильность, развитие туризма, межкулыпурные коммуникации.

Tourism as a factor oj internal peace and stability in the tourist destination is considered The tourist industry hy mutual penetration and enrichment cultures tv characterized. Hie analysis of tourism impact он regional stability of tourist destinations is given.

Key words: tourism, tourist destination, political stability, economical stability, tourism development, intercultuml communication.

В середине 1990-х годов мы семьей практически регулярно ездили на отдых в турецку ю Анталию. На наших глазах город бурно рос: появлялись новые благоустроенные кварталы, прокладывались дороги и дорожные развязки, увеличивал свою пропускную способность местный аэропорт, совершенствовалась система местного транспорта, автобусного сообщения, строились гостиницы и пансионаты, разворачивалась масштабная индустрия отдыха. Было организовано прекрасное, разнообразное экскурсионное обслуживание по умеренным (в отличие от

российских) ценам. Сейчас в России обсуждают жизненно важную проблему российских курортов и баз отдыха - проблему организации чартеров и трансферта. Турки же великолепным образом решили эту проблему - цены на чартеры и трансферт были поставлены на самую низкую отметку, нельзя исключить, что ту рецкие и работающие с ними российские транспортные компании даже получали дотации со стороны Турции. Благодаря умной транспортной политике желающих поехать на отдых в Турцию до сих пор хоть отбавляй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.