тие региональной экономики, иннова- ных специалистов, способных к реали-
ционный парк позволяет интенсифици- зации инновационных проектов в своровать подготовку конкурентоспособ- ей профессиональной деятельности.
MAKSIMENKO E. INNOVATION PARK OF FEDERAL UNIVERSITY AND THE DEVELOPMENT OF RESEARCH AND INNOVATION SKILLS OF FUTURE PROFESSIONALS
Innovation park is a new structure of the Immanuel Kant Baltic Federal University. The basic principles of organization and the activities of the innovation park, allowing to form a specialist with a high degree of readiness to scientific innovation.
Keywords: innovation park, innovation, specialist’s readiness to scientific innovation activities.
Качественное образование для
Е.Г. КРОПИНОВА, доцент индустрии ТФизма и сервиса -
основа устойчивого развития территорий
В статье подчеркивается важность формирования специфических компетенций у работников индустрии туризма и сервиса в соответствии с требованиями современного рынка труда; приводится конкретный пример организации взаимодействия в системе «образование - бизнес - власть » с целью развития и продвижения территории туристической специализации.
Ключевые слова: образование в сфере туризма и сервиса, образование для устойчивого развития территории, магистерская программа, развитие компетенций, международное сотрудничество в сфере образования.
Правительством РФ утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 гг.). Одной из трех основополагающих задач, обозначенных в документе, названо повышение качества туристских услуг (наряду с задачами развития туристско-рекреационного комплекса РФ и продвижения российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках). В качестве важного фактора повышения качества туристских услуг рассматривается развитие системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, а также за счет реали-
зации программ «обучения обучающих» [1]. Достижение поставленных
задач возможно на основе совершенствования подготовки высокопрофессиональных специалистов, адаптированных к выполнению профессиональных функций, способных обеспечивать удовлетворение потребностей граждан в соответствующих услугах.
В 2010 г. в Калининградской области была принята Целевая программа «Развитие Калининградской области как туристического центра на 20102014 гг.», провозгласившая формирование конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из стратегических целей развития территории. Повышение эффективности туристско-рекреационной индустрии может стать одним из факторов улучшения качества обслуживания и соответственно ускоренного развития региона за счет роста бюджетных доходов, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического наследия и природно-климатических условий. Для этого предлагается разработать современную модель управления туристской индустрией, сформировать единое туристско-рекреационное пространстве совместно с регионами сопредельных государств, создать условия для подготовки высокопрофессиональных специалистов, отвечающих запросам работодателей, рынка труда, экономики. В перечень программных мероприятий включена также подготовка гидов-экскурсоводов.
По итогам конкурсного отбора, прошедшего в России осенью 2006 г., выделено семь зон, где планируется активно развивать туризм и рекреацию с помощью федерального финансирования и управления. Выделенные средства должны пойти на модернизацию и развитие инфраструктуры туристско-рекреационных зон, обеспечение необхо-
димого уровня сервисного обслуживания. Предполагается, что в дальнейшем район, имеющий достойную инфраструктуру и профессиональные кадры специалистов, станет привлекательным объектом для развития объектов туризма и рекреации. В Калининградской области планируется создание туристско-рекреационной зоны «Куршская коса» (Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации » № 70 от 03.02.2007). Именно эта территория, наряду с шестью другими, станет объектом федеральных инвестиций. Такое решение поставило новые задачи перед региональным правительством, руководством муниципального образования «Зеленоградский район» и руководством национального парка «Куршская коса ». Одна из них - подготовка высокопрофессиональных специалистов для работы на новых объектах инфраструктуры туристско-рекреационных зон.
Правительством области реализуется и еще один проект федерального значения - создание Игорной зоны. В случае осуществления вышеуказанных проектов, а также реализации мероприятий Программы «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2010-2014 гг.» ожидается увеличение туристического потока в области до 1 млн. чел. в год к 2014 г.
В свете решения определенных правительством задач перед Министерством образования Калининградской области и учебными заведениями встал ряд вопросов: какие квалификации окажутся наиболее востребованными? Какие требования выдвигают работодатели? Каким специфическим вопросам необходимо уделять большее внимание при разработке новых образовательных программ?
Одним из путей эффективного решения данных вопросов является орга-
низация партнерского взаимодействия образования, бизнеса и власти. Платформа для реализации такого взаимодействия создана на базе БФУ им. И. Канта, активно взаимодействующего с Министерством образования и науки РФ, Учебно-методическим объединением по образованию в области туризма и сервиса (Москва), Министерством образования Калининградской области, Агентством по туризму Калининградской области, Ассоциацией предприятий туризма Калининградской области, региональным союзом предпринимателей и промышленников.
БФУ им. И. Канта осуществляет подготовку кадров для туристской индустрии с 1995 г., для сферы сервиса -с 2000 г., что говорит о достаточном опыте вуза в подготовке специалистов этого профиля. Высокий профессионализм выпускников, основанный не только на фундаментальных знаниях, но и на практических навыках, обеспечивает им достаточную конкурентоспособность на предприятиях туризма и сервиса региона. Большим спросом пользуются программы профессиональной переподготовки, которые позволяют слушателям в короткие сроки переориентироваться в профессиональной деятельности на основе запросов работодателей. Немаловажное значение приобретает обучение по международным программам, что дает возможность выпускникам иметь несколько документов о профессиональной квалификации, в том числе международных.
Туристская отрасль региона имеет все возможности для развития и повышения качества обслуживания, что предъявляет определенные требования к персоналу. Если в начале 1990-х гг. существовало не более 5 туристических продуктов, предлагаемых турис-
там, то в настоящее время их насчитывается уже более 20. Доля туризма в ВРП, по различным оценкам экспертов, составляет от 2,5 до 3%. К 2014 г. планируется ее увеличение до 4-5%.
Актуальность подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов для индустрии туризма и сервиса в России возрастает в связи с организацией такого крупномасштабного международного мероприятия, как XXII Зимние Олимпийские Игры и XI Зимние Паралимпийские Игры (Сочи , 2014 г.). Организаторы Игр обратились ко всем высшим учебным заведениям России с призывом обратить особое внимание на подготовку кадров для проведения этого важного события, поскольку существующей в Краснодарском крае образовательной базы явно недостаточно. Образовательные учреждения с большой ответственностью отнеслись к данному обращению и успешно встраиваются в российскую систему подготовки профессиональных кадров для сферы туризма и сервиса.
Свыше 350 учебных заведений России в той или иной мере занимаются подготовкой специалистов для сферы туризма и сервиса. Однако темпы развития рынка труда за последние десять лет резко выросли, и спрос на профессионально подготовленный персонал намного превышает предложение. Разрыв между потребностями индустрии обслуживания и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма ощутимым. Главной проблемой, по оценке работодателей, является недостаточный уровень знаний и практических навыков; профессиональные качества выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования не всегда соответствуют потребностям рынка труда, зачастую работники не владеют
необходимыми навыками в конкретной профессиональной сфере, недостаточно квалифицированно выполняют должностные обязанности. Причиной такого несоответствия является отсутствие баз практик с учетом профиля образовательной программы; нехватка методических изданий, недостаточная квалификация преподавателей по дисциплинам сервисной и туристской направленности; нежелание представителей индустрии туризма и сервиса преподавать специальные дисциплины в силу низкой оплаты труда [2].
В связи с этим перед вузами России стоят задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство. В европейских университетах, с которыми сотрудничает БФУ им. И. Канта, накоплен богатый опыт в решении подобного рода проблем; его необходимо изучать и учитывать. Вместе с тем стоит отметить неравномерность в реализации основных положений Болонской декларации. Например, в партнерских университетах Гренобля во Франции и Грейфсвальда в Германии внедрена и реализуется двухуровневая система подготовки, а университеты Сопота (Польша) и Оденсе (Дания) на нее только переходят. Соответственно перед ними стоят те же самые проблемы, что и перед российскими вузами. Совместное сотрудничество в этой сфере представляет особый интерес и может быть реализовано как в рамках двусторонних договоров, так и при содействии международных программ Тасис, Ин-террег, Темпус и др. Немаловажное значение в консолидации на условиях равноправного партнерства отечественных и международных образовательных учреждений, представителей
работодателей приобретает УМО по образованию в области туризма и сервиса.
В Балтийском регионе, где сервис и туризм являются весьма важным аспектом развития территории, перед вузами стоят общие проблемы совершенствования образования, взаимодействия элементов цепочки: образование - практики - рынок труда, внедрение инноваций в сфере образования. В то же время БФУ им. И. Канта как ведущий вуз региона является лидером в модернизации образования, распространении инновационных подходов к профессионально-практической ориентации специалистов туризма и сервиса.
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма является сравнительно молодой, поскольку туризм получил развитие в Калининградской области лишь в начале 1990-х гг. (ранее он практически не был развит в силу приграничного положения территории). Преподавательский состав мотивирован на повышение квалификации, освоение новых информационно-коммуникативных технологий, языков, инновационных методов обучения. Большинство преподавателей свободно владеют иностранными языками. Факультет имеет достаточную материально-техническую базу, информационные ресурсы для работы в глобальных мировых сетях. Базами практик являются передовые предприятия региона, что позволяет студентам в условиях практико-ориентированного обучения постигать профессиональные основы сервисной и туристской деятельности.
На базе кафедры реализуется программа «Двойной диплом». Студентам предоставляется уникальная возможность обучения по специальности «Маркетинг в туризме для устойчивого развития» в магистратуре Универ-
ситета Западной Англии (г. Бристоль) и Бристольской бизнес-школы, которые делегировали право преподавания дисциплин этой программы нашей кафедре. По окончании курса обучения слушатели получают диплом магистра Университета Западной Англии и одновременно диплом государственного образца РФ о профессиональной переподготовке в сфере социально-культурного сервиса и туризма в БФУ им. И. Канта.
Обучение проходит по четырем модулям: «Устойчивый туризм: концепции и критика», «Маркетинг туристических дестинаций», «Практика туристической деятельности», «Методы научных исследований в туризме». В ходе обучения студенты изучают следующие основные дисциплины: «Устойчивое развитие», «Экологический туризм», «Маркетинг в туризме», «Бизнес-планирование », «Пространственное планирование», «Государственное регулирование туристической деятельности», «Профессиональная этика », «Методы и методика научных исследований». Длительность обучения составляет 2,5 года, в том числе заключительные 3 месяца отводятся на написание магистерской диссертации. Форма обучения - очно-заочная. К образовательному процессу привлекаются ведущие преподаватели БФУ им. И. Канта и Университета Западной Англии, российские и зарубежные специалисты в сфере туризма. Особенностью программы является то, что поступление на курс означает получение статуса студента Университета Западной Англии с доступом ко всем ресурсам его библиотеки on-line. Получая диплом магистра Университета Западной Англии, наши студенты становятся не только уникальными высококвалифицированными специалистами на российском и международ-
ном рынках труда, но и профессионалами высочайшего уровня.
Программа является важным механизмом обеспечения функционирования системы «образование - бизнес». В современных условиях рынок туристических услуг достаточно насыщен, предприятиям все сложнее сохранять конкурентоспособность. Они все чаще приходят к необходимости внедрения положений концепции устойчивого развития. Магистерская программа нацелена не просто на применение полученных навыков на практике, но и на изменение подходов к организации всего бизнес-процесса. Это достигается за счет приобретения следующих знаний, умений и компетенций:
• бизнес-планирование с учетом индикаторов устойчивого развития: от этапа создания предприятия до внедрения новой политики хозяйствования (учитываются не только внутренние экономические факторы, например отношения с поставщиками, но и взаимодействие с внешней средой, с местным населением, с территорией);
• компетентность в выборе экологически чистых продуктов и материалов;
• формирование новых экологических стандартов оказания туристических услуг (энергоэффективность предприятия, «экологическая капля» и т.д.);
• освоение передового зарубежного опыта (знакомство с зарубежной литературой и практикой организации туристического бизнеса);
• новые параметры позиционирования предприятия (экологически чистый продукт, не оказывающий негативного влияния на окружающую среду).
Программа позволяет предприятиям обеспечить конкурентоспособность на российском и зарубежном рынке, способствует взаимодействию с успешными зарубежными компаниями.
На наш взгляд, инновационность
подхода к организации образования в сфере туризма включает следующие составляющие:
■ согласование критериев качества подготовки специалистов с требованиями современного рынка труда;
■ модернизация существующих курсов и программ;
■ разработка и введение новых бакалаврских и магистерских образовательных программ;
■ поиск «особого пути » во внедрении положений Болонской декларации;
■ мониторинг качества подготовки выпускников;
■ грамотная переподготовка специалистов туризма и сервиса.
Реализация предлагаемых меропри-
ятий направлена на совершенствование подготовки высокопрофессиональных специалистов в сфере туризма и сервиса, востребованных отечественным и зарубежным рынками труда.
Литература
1. Концепция ФЦП «Развитие внутреннего и
въездного туризма в РФ (2011-2016 гг.) // Консультант Плюс. URL: http://
www.consultant.ru / online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=60107
2. Корнеевец В.С., Кропинова Е.Г., Илюхина
Г.И. Тенденции подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса как основа развития регионов // Образование в области сервиса и туризма: Сборник статей / Под общ. ред. А.А. Федулина, Т.Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008.
KROPINOVA E. HIGH-QUALITY EDUCATION FOR TOURISM AND SERVICES INDUSTRY
The article touches upon the problem of training highly skilled personnel for tourism and services industry in the Baltic region. The innovation approaches which are applied at Immanuel Kant Baltic Federal University in this sphere are described.
Keywords: education for tourism and services, education for sustainable development, master programme, competence forming, international cooperation in the sphere of education.
A.Б. СЕРЫХ, профессор
B.С. ЗАЙЦЕВ, аспирант
Формирование правового сознания у будущих специалистов социальной сферы
Показан положительный опыт БФУ им. И. Канта в аспекте формирования правосознания у будущих специалистов социальной сферы.
Ключевые слова: правосознание, социальная сфера, методы формирования правового сознания.
Профессиональное поле специалистов социальной сферы на сегодняшний день вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Ситуация такова, что большая часть населения уязвима, не защищена, а потому деятельность специалистов в социальной сфе-
ре приобретает все большую правовую направленность (социально-правовая защита, правовое просвещение, социально-правовое консультирование и т.д.).
Под индивидуальным правосознанием будущих специалистов социальной сферы нами понимается динамическое личностное образование, обеспечивающее способность