Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области'

Современное состояние и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / TOURIST EDUCATION / TOURISM SPHERE / QUALITY OF EDUCATION / HIGHLY SKILLED EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель О. А., Губанова М. И.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области. Приводятся данные рейтинговых опросов респондентов об их информированности о возможности получения туристского образования в Кемеровской области, предпочтениях при выборе вуза, качестве туристского образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брель О. А., Губанова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF TOURIST EDUCATION DEVELOPMENT IN THE KEMEROVO REGION

The paper concerns problems and prospects of tourist education development in the Kemerovo region. It provides data on rating polls of respondents on their knowledge on possibility of receiving tourist education in the region. The research aimed at analyzing their preferences in a higher education institution choice and opinions about quality of tourist education in the region.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области»

УДК / UDC О. А. Брель,

378:338.48(571.17) кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры геологии

и географии Кемеровского государственного университета, руководитель программы ДПО «Рекреационная география и туризм», Кемерово, Россия, [email protected] М. И. Губанова,

доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия, [email protected]

Olga Brel,

Ph. D. in pedagogical sciences, assistant professor, associate professor at the Department of Geology and Geography, Kemerovo State University, head of the additional educational programme «Recreational geography and tourism», Kemerovo, Russia, [email protected] Margarita Gubanova,

Doctor of pedagogical sciences, professor, professor at the interuniversity chair of the general and high school pedagogics, Kemerovo, Russia, [email protected]

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF TOURIST EDUCATION DEVELOPMENT

IN THE KEMEROVO REGION

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития туристского образования в Кемеровской области. Приводятся данные рейтинговых опросов респондентов об их информированности о возможности получения туристского образования в Кемеровской области, предпочтениях при выборе вуза, качестве туристского образования в регионе.

The paper concerns problems and prospects of tourist education development in the Kemerovo region. It provides data on rating polls of respondents on their knowledge on possibility of receiving tourist education in the region. The research aimed at analyzing their preferences in a higher education institution choice and opinions about quality of tourist education in the region.

Ключевые слова: туристское образование, сфера туризма, качество образования, высококвалифицированные специалисты.

Keywords: tourist education, tourism

sphere, quality of education, highly skilled experts.

Динамика темпов развития туризма в Сибирском регионе обостряет необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для туристской индустрии в Кеме-

ровской области и предоставления желающим качественного профессионального туристского образования. С каждым годом возрастает потребность не только в совершенствовании профессиональной подготовки, но и повышении квалификации кадров для существующих и вновь созданных туристических фирм, предприятий отдыха, объектов гостиничного и культурно-развлекательного бизнеса. Современная система обучения специалистов в сфере туризма должна быть ориентирована на постоянное развитие, совершенствование и стремление качественно улучшать предлагаемые услуги.

Туризм - относительно новое направление в образовании. Система подготовки кадров для сферы туризма в России начала развиваться с 1993 года в связи со стремительным ростом числа туристских фирм. В настоящее время кадры для сферы туризма готовятся в учреждениях среднего специального, высшего и дополнительного образования. Справочник «Образование в туризме», изданный в 1996 г., содержал сведения о 43 вузах, колледжах, лицеях и техникумах. На данный момент в стране насчитывается около 300 учебных заведений (большая часть которых - вузы), где ведется подготовка кадров для туристской отрасли [1].

Актуальность туристского образования обусловлена потребностями туристической сферы в специально подготовленных кадрах. Самые востребованные направления:

• обслуживание туристов, включающее услуги по их размещению, проживанию, обеспечению питанием, транспортировке, удовлетворению культурных, деловых и научных интересов и потребностей и т. д.;

• организация досуга и развлечений, охватывающая анимационную деятельность, экскурсионное обслуживание, организацию спортивных мероприятий и т. д.;

• оздоровление с применением методов туризма (лечебно-оздоровительный туризм);

• самодеятельные формы рекреации и туризма, к которым относятся виды отдыха, путешествия и походы, разработанные самими туристами (неорганизованный туризм), а также рекомендованные туристскими клубами.

Помимо перечисленных направлений, подготовка специалистов ведется и по следующим направлениям: туроперейтинг (деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта), менеджмент в туризме (система управления в туриндустрии, включающая планирование,прогнозирование и организацию производства и реализации туристских услуг с целью удовлетворения потребностей рынка и увеличения прибыли), маркетинг в туризме (система продвижения сервисных и туристских услуг на туристском рынке).

Согласно проведенным исследованиям, сегодня большинство сотрудников туристских компаний не имеют базового туристического образования. Бурное развитие туриндустрии одномоментно привлекло в отрасль большое количество специалистов с высшим непрофильным образованием, которые осваивали профессиональные знания и навыки непосредственно в процессе работы. Несомненно, это было объективно обусловлено: практически отсутствовала система подготовки кадров с высшим образованием для туризма. За последнее время ситуация коренным образом изменилась. Но возникла другая проблема: потенциальные работодатели, за редким исключением, считают, что принимать на работу вчерашних выпускников невыгодно и нерентабельно. Ими отмечен целый ряд «классических» недостатков, присущих молодым специалистам:

- дефицит практических знаний и умений;

- неоправданно завышенные требования и амбиции выпускников;

- неумение реально оценить особенности выбранной профессии;

- отсутствие опыта общения в работе с клиентами, партнерами и работодателями.

В связи с этим выбор часто делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу претендента, обладающего коммуникативными способностями и легко обучающегося методом погружения в работу.

Несомненно, успех российского туризма зависит от того, будут ли работать в отрасли конкурентоспособные, профессионально мобильные, высококвалифицированные специалисты, подготовленные на уровне мировых стандартов. Основная задача вузов состоит в обеспечении нового качества образования, способного предоставлять рынку туристских услуг грамотных, востребованных выпускников.

В настоящее время в Кемеровской области подготовку специалистов туристской сферы ведут шесть вузов: Кузбасский государственный технический университет, Кемеровский государственный университет, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемеровский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, филиал Кузбасского государственного технического университета в г. Новокузнецке, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета.

Статистические данные показывают, что профессии, связанные с туризмом, относятся к достаточно популярным среди населения региона и подготовка специалистов сферы туризма в вузах в настоящее время весьма актуальна. Но есть ряд трудностей, с которыми сталкиваются вузы: проблема конкуренции на рынке образовательных услуг, проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения качества профессионального образования. Одним из серьезных препятствий в качественной подготовке кадров для индустрии туризма является то, что последние два года практически не выделяются бюджетные места по данным направлениям подготовки. Утвержденные Министерством образования и науки РФ контрольные цифры набора на 2012/13 учебный год подтверждают эту тенденцию. Но, несмотря на это, спрос на специальности, направления и программы ДПО этого профиля достаточно высок. Рассмотрим, какие направления и программы подготовки, связанные с туризмом, предлагают на сегодняшний день вузы Кузбасса.

Кемеровский государственный университет предоставляет два варианта получения профессионального образования в сфере туризма: магистратура и дополнительное профессиональное образование.

В магистратуре по направлению подготовки 100400.68 «Туризм» ведется подготовка студентов по магистерской программе «Туризм в Сибирском регионе», срок обучения - два года.

К области профессиональной деятельности выпускника магистратуры относится разработка и реализация туристских продуктов, обладающих качествами, удовлетворяющими требования потребителей; организация комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии; проектирование туристско-рекреационных зон и комплексов, управление ими. Магистр реализует полученные знания, работая в туристических и экскурсионных фирмах, управлениях и комитетах муниципальных, региональных и федеральных органов власти по основному профилю деятельности выпускника [2].

По окончании магистратуры выпускнику присваивается степень магистра и выдается диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца.

Дополнительное профессиональное образование представлено программой профессиональной переподготовки «Рекреационная география и туризм». Основная цель программы -подготовка кадров для осуществления профессиональной деятельности в сфере рекреационной географии и туризма. Программа ориентирована на слушателей, имеющих высшее образование, работающих или планирующих работать в сфере рекреационной деятельности и туризма. Срок обучения - полтора года.

К области профессиональной деятельности специалиста по рекреационной географии и туризму относятся: индустрия туризма, досуга и рекреации; краеведческая деятельность; иные услуги в сфере рекреации и туризма; педагогическая деятельность в образовательных учреждениях дополнительного образования.

По окончании программы и полного выполнения учебного плана слушатели получают диплом государственного образца КемГУ о дополнительном профессиональном образовании (профессиональной переподготовке), удостоверяющий право ведения профессиональной деятельности в сфере рекреационной географии и туризма.

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) ведет подготовку бакалавров по направлению 100400 «Туризм», срок обучения

- четыре года.

Бакалавр по направлению подготовки «Туризм» должен решать следующие профессио-

нальные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектирование и реализация туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности; организация комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии и т. д.

По окончании обучения выпускнику присваивается степень бакалавра и выдается диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца.

В Кузбасском государственном техническом университете и Новокузнецком филиале КузГТУ ведется подготовка студентов по направлениям 100100.62 «Сервис» (профиль «Социально-культурный сервис и туризм»), 100400.62 «Туризм» (профиль «Технология и организация туроператорских и тура-гентских услуг»), срок обучения - четыре года.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: предприятия туризма и гостиничного хозяйства; имущественные комплексы туристской индустрии; объекты интеллектуальной деятельности в сфере туризма и гостиничного хозяйства; музейно-выставочные учреждения; культурно-досуговые учреждения; рекламные,туристические,страховые,кадровые агентства [3].

После окончания вуза присваиваются квалификации «бакалавр туризма», «бакалавр сервиса» и выдается диплом государственного образца.

Кемеровский государственный университет культуры и искусств ведет набор студентов по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с присвоением квалификации «бакалавр», срок обучения - четыре года.

Цель бакалавриата: для сохранения культурного многообразия осуществлять подготовку специалистов по музеефикации культурного и природного наследия в сфере туристической и выставочной деятельности. Направление имеет два профиля подготовки: выставочная деятельность и культурный туризм и экскурсионная деятельность [4].

Объекты профессиональной деятельности выпускников: музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи (государственные, общественные, ведомственные, частные); библиотеки, архивы, фонды, общественные организации; экскурсионные бюро и туристические фирмы; органы управления объектами

культурного и природного наследия разного уровня и ведомственной подчиненности; научно-исследовательские институты и экспертноаналитические центры.

По окончании обучения выпускнику присваивается степень бакалавра и выдается диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца.

Кемеровский филиал Российского государственного торгово-экономического университета предлагает образовательную программу дополнительного профессионального образования «Менеджер в сфере туризма». Срок обучения - пять месяцев.

Цель программы: подготовка менеджеров, обладающих современными научными знаниями, передовыми технологиями в сфере туризма, владеющих приемами и методами межличностного общения, оптимальной организации и обеспечения качества оказываемых услуг [5].

По окончании обучения слушатели получают документ государственного образца - диплом о профессиональной переподготовке.

Необходимо отметить, что в Таштаголь-ском горном техникуме готовят специалистов со средним профессиональным образованием в сфере туризма. Здесь ведется подготовка по специальности 101101 «Гостиничный сервис», выпускникам присваивается квалификация «менеджер», срок обучения - два года, десять месяцев.

Как показал анализ образовательных программ вузов, в Кемеровской области имеется достаточно широкий спектр направлений и профилей подготовки специалистов сферы туризма, при этом конкуренция между вузами, конечно, существует, но различия в профилях подготовки позволяют вузам находить и привлекать своих абитуриентов и слушателей. Кроме основного туристского образования, вузы предлагают дополнительное профессиональное туристское образование для тех, кто уже имеет высшее образование, но желает получить специализированную профессиональную переподготовку для работы в туриндустрии. В связи с этим необходимо выяснить, насколько полно население области владеет информацией о туристском образовании, его качестве, возможностях получения, востребованности на рынке труда Кемеровской области, возможностях трудоустройства после получения диплома. Таким образом, в ходе практических исследований перед нами стояла задача проанализировать современное состояние туристского образования в области с учетом мнения населения.

Нами было проведено социологическое исследование на тему «Туристское образование в Кемеровской области», в котором принимали участие 280 человек в возрасте от 17 до 45 лет. Исследование проводилось среди посетителей Международной выставки-ярмарки ЭКСП0-СИБИРЬ-2012 «Кузбасская международная неделя активного отдыха» в г. Кемерово (то есть респондентами были люди, так или иначе имеющие отношение или интерес к данной сфере).

Основные направления исследования:

- выявление наличия туристского образования среди респондентов;

- определение востребованности туристского образования на современном рынке труда Кемеровской области;

- оценка информированности населения о туристском образовании в области и вузах, в которых ведется подготовка по данной специальности;

- выявление предпочтений населения в выборе вуза для получения туристского образования;

- оценка качества туристского образования в вузах Кемеровской области;

- оценка шансов выпускников вузов области получить работу в сфере туризма по специальности.

Входеопросабыловыявлено,чтоизучастни-ков выставки-ярмарки 41,78 % имеют высшее образование, связанное с туризмом. 67,86 % опрошенных считают туристское образование востребованным на рынке труда Кемеровской области, но 22,85 % участников опроса ответили на вопрос отрицательно, объясняя это тем, что не обязательно работать в туристской сфере, имея специальное образование. Первое, на что обращает внимание работодатель при приеме на работу, это опыт.

Чтобы оценить информированность населения о туристском образовании в вузах области, участникам исследования был задан вопрос «Знаете ли вы о туристском образовании в вузах Кемеровской области?». 48,21 % опрошенных ответили, что информированы лишь поверхностно, 33,93 % - знают о туристском образовании в области достаточно много и 17,86 % опрошенных вовсе не информированы по данному вопросу.

Участникам исследования, ответившим положительно на предыдущий вопрос, было предложено выбрать те вузы Кемеровской области, в которых ведется подготовка специалистов в сфере туризма, из списка наиболее популярных вузов области.

Чаще всего называли Кузбасский государственный технический университет (31,4 % респондентов), вторым по частоте упоминания стал Кемеровский государственный университет (25,1 % опрошенных), немного реже опрошенные называли Кемеровский государственный университет культуры и искусств (20,3 %). Кемеровский филиал Российского государственного торгово-экономического университета назвали 10,8 % опрошенных. Не ответили на поставленный вопрос 12,4 % участников исследования. Лидерство Кузбасского технического университета в этом вопросе объясняется тем, что данный вуз уже более 10 лет готовит специалистов туристского профиля, поэтому больше известен на рынке образовательных услуг.

Участникам социологического исследования было предложено выбрать вуз, в котором они получили или хотели бы получить туристское образование. Самыми привлекательными вузами для получения туристского образования являются Кемеровский государственный университет (30,14 %) и Кузбасский государственный технический университет (26,07 %). Почти одинаковое количество участников исследования (5,49 % и 5,63 %) предпочли Кемеровский государственный университет культуры и искусств и Кемеровский филиал Российского государственного торгово-экономического университета. В числе других вузов были названы Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Российский государственный педагогический университет им. Герцена (2,01 % опрошенных). Затруднились ответить на вопрос 30,66 % участников. Таким образом, здесь тенденция немного иная, чем при ответе на предыдущий вопрос: Кемеровский государственный университет, несмотря на то, что лишь четвертый год ведут подготовку по программе ДПО и второй год готовят магистров туризма, опережает в рейтинге остальные вузы области и даже Кузбасский технический университет, лидирующий по известности на рынке образовательных туристских услуг. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что многие респонденты предпочитают получать образование именно в классическом университете.

Также респондентам предстояло оценить качество туристского образования в вузах Кемеровской области. 45 % участников опроса поставили оценку «среднее качество». Оценили качество туристского образования в области как отличное 25 % опрошенных. Неудовлетворительным качество туристского образования

считают 5 % опрошенных, 25 % - затруднились ответить. Скорее всего, такие результаты есть следствие сложностей, возникающих при трудоустройстве по специальности сразу после окончания вуза. И у многих выпускников складывается впечатление, что работодатель не хочет их брать не потому, что у них нет опыта работы или они не устраивают работодателя по каким-то личностным качествам, а потому что реальный уровень приобретенных знаний, умений, навыков, способов профессиональной туристской деятельности не соответствует ожидаемому уровню.

Заключительным вопросом стала оценка шансов выпускников вузов области получить работу по специальности в сфере туризма. Большинство участников исследования (32,2 %] оценивают шансы трудоустройства по специальности как средние. 28,2 % респондентов считают, что возможности «хорошие», если целесообразно применять умения и навыки, полученные в процессе обучения. Чуть меньше (18,9 %) опрошенных оценивают шансы трудоустройства как «небольшие». Но 17,6 % участников опроса уверены, что шансы «отличные», так как рынок предлагает достаточное количество рабочих мест. Тем не менее 3,1 % опрошенных считают, что возможности трудоустройства по специальности выпускники вузов не имеют.

Для совершенствования туристского образования в высших учебных заведениях необходима разработка новых образовательных программ, подготовка специалистов по которым будет отвечать потребностям отрасли и значительно расширять объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. В связи с этим на основе анализа специальной литературы и собственных исследований можно выделить следующие тенденции развития профессионального туристского образования:

• обеспечение непрерывности системы профессионального туристского образования с упорядочением типологии образовательных учреждений туристского профиля;

• расширение спектра образовательных программ туристского профиля, обеспечение возможности выбора личностью необходимой ей собственной образовательной траектории [6];

• формирование образовательного туристского кластера как совокупности взаи-

мосвязанных учреждений профессионального туристского образования, объединенных партнерскими отношениями, с предприятиями туристской отрасли.

Наличие новых социально-экономических условий, бурное развитие туристской деятельности усиливают необходимость использования научно обоснованных подходов к созданию, становлению и обеспечению функционирования и развития региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования.

В Кемеровской области туристское образование развивается достаточно быстрыми темпами, но есть необходимость решать существующую проблему несоответствия программ подготовки специалистов сферы туризма в вузах реальным и потенциальным потребностям рынка региона. В ближайшее время в вузах области планируется открытие новых направлений, связанных с туристским образованием, и усовершенствование уже существующих. Проводятся круглые столы по решению проблем интеграции туристского образования с туристскими предприятиями области при участии администрации Кемеровской области, ведущих вузов области и ведущих предприятий туринду-стрии.

Сеть филиалов вузов, осуществляющих подготовку специалистов туристской сферы, в настоящий момент охватывает Прокопьевск, Новокузнецк, Междуреченск и постоянно расширяется. На данный момент в вузах области проходят обучение около 600 студентов, что даст возможность в ближайшей перспективе обеспечить туристскую отрасль Кемеровской области квалифицированными кадрами.

Необходимо отметить, что для дальнейшего развития туристского образования в Кемеровской области нужен поиск новых путей и решений, новых направлений. Одним из перспективных направлений развития туристского образования в Кузбассе является усиление его практико-ориентированности, что, несомненно, повысит качество подготовки и рейтинг выпускников среди работодателей. Для этого необходимо усилить сотрудничество вузов с предприятиями отдыха и туризма области, с Кузбасской ассоциацией предприятий туристской индустрии (КАТИ).

Следующим перспективным направлением развития туристского образования в Кемеров-

ской области, повышения его качества и престижности является налаживание международных связей в этой сфере, сотрудничество с крупнейшими зарубежными вузами Европы (обмен опытом, проведение совместных научно-практических конференций и семинаров, прохождение практики студентами, стажировок преподавателями и т. д.). Так, Кемеровский государственный университет включен в число участников проекта Tourism lifelong learning network и международной программы Tempus, которая создана Европейской комиссией по содействию и проведению социальных и экономических реформ, а также развитию институционального взаимодействия. Кемеровский государственный университет осуществляет сотрудничество в сфере туристского образования с такими университетами, как Венский университет прикладных наук (Австрия), Университет Корвина (Венгрия), Ольборгский университет (Дания) и др.

В заключение необходимо отметить, что, несомненно, перспективным направлением повышения качества туристского образования в Кемеровской области является его интеграция в единое образовательное пространство, т. е. формирование образовательного туристского кластера.

1. Нестеренко М. С. Этот вечный кадровый вопрос // Российская туристическая газета. - 2004. - № 8 (193). -С. 3-10.

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 100400.68 «Туризм». Профиль подготовки «Туризм в Сибирском регионе»: принят Министерством образования и науки РФ. - Кемерово, 2010. - 38 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»: принят Министерством образования РФ от 27.03.2000. - М.,

2000. - 33 с.

4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Профиль подготовки «Выставочная деятельность»: принят Министерством культуры РФ 24.01.2011. - Кемерово, 2011. - 53 с.

5. Менеджер в сфере туризма. Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kinsute.ru/page_pnof.php (дата обращения: 10.09.2012).

6. Зорин И. В. Теоретические основы профессионального туристского образования. - М.: Советский спорт,

2001. - 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.